2. Динамика общей физической подготовленности студентов-первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разжи-вин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8(198). - С. 118-123.
3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 9 (163). - С. 321-325.
4. Елевич, С.Н. Динамика специальной подготовленности баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Елевич Сергей Николаевич. - Москва, 2004. - 24 с.
5. Карпов, В.Ю. Содержание технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / В.Ю. Карпов, Р.Е. Петрунин, А.В. Родин // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 4 (18). - С. 271-273.
6. Особенности физического состояния футболистов различного игрового амплуа студенческих команд / Э.А. Аленуров, М.В. Еремин, А.Н. Лутков, С.В. Першиков // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 81-82.
REFERENCES
1. Kazakov, D.A., Romanova, A.V., Eremin, M.V and Komarov, M.N. (2021), "14-19 years-old basketball players' age and game-position-specific fitness variation analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 45-46.
2. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin VI. and Razjivin, O.A. (2021), "Dynamics of firstgrade student's general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 198, No. 8, pp. 118-123.
3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.
4. Elevich, S.N. (2004), Dynamics of special readiness of highly qualified basketball players at the competitive period of the annual cycle, dissertation, Moscow.
5. Karpov, V.Yu., Petrunin, R.E. and Rodin, A.V. (2011), "The content of the technical training of athletes in team sports", Bulletin of Sochi State University of Tourism and Resort Business, Vol. 18, No. 4, pp. 271-273.
6. Alenurov, E.A., Eremin, M.V, Lutkov, A.N. and Pershikov, S.V (2021), "University footballers' game-position-specific physical fitness and physical development tests and analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 18-20.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2022
УДК 796.966
РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИГРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРЕЕМСТВЕННОГО УСЛОЖНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И УСЛОВИЙ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Евгения Александровна Ястребова, старший преподаватель, Андрей Александрович Кузьменко, аспирант, Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Галина Анатольевна Кузьменко, доктор педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, Москва
Аннотация
В статье представлены методические подходы к преемственному усложнению средств специальной физической подготовки с ориентацией на развитие индивидуального игрового потенциала юного хоккеиста 9 лет. Структурно-содержательный анализ актуальных характеристик исполнения технических действий и комбинаций (вариативного дриблинга) в определенных отрезках времени позволяет обосновать педагогические условия повышения максимального темпа и точности движений в вариативном дриблинге, включающем выполнение преемственно координационно
и когнитивно усложняющихся заданий установкой на сокращение интервала при их повторном воспроизведении. Наряду с этим представлена характеристика способности юного хоккеиста к мобилизации усилий на фоне нарастающего нервно-мышечного утомления при демонстрации индивидуально возможной скорости исполнения серии заданий из 5 тестовых упражнений; показана динамика темпа движений на фоне все большего комплексирования двигательных заданий и их усложнений. В структуре 5 специально-подготовительных упражнений с дриблингом выявлены 3 относительно самостоятельных группы, в ряду которых упражнения минимальной и максимальной интегративной сложности лишь фрагментарно отражают реальные ситуации соревновательного противоборства с соперником, что актуализирует преимущественную реализацию дриблинга на нестабильной поверхности (полусфере) и дриблинга с противодействием соперника, а также дриблинга на нестабильной поверхности (полусфере) с противодействием соперника.
Ключевые слова: юный хоккеист, игровой потенциал, вариативный дриблинг, тестирование, индивидуализация развития.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p522-529
DEVELOPMENT RESOURCES OF INDIVIDUAL PLAYING POTENTIAL OF YOUNG HOCKEY PLAYERS BASED ON THE SUCCESSIVE TECHNICAL ACTIONS' COMPLICATION AND CONDITIONS FOR THEIR IMPLEMENTATION
Evgeniya Aleksandrovna Yastrebova, the senior teacher, Andrey Aleksandrovich Kuzmenko,
the post-graduate student, Tatiana Konstantinovna Kim, the doctor of pedagogical sciences, docent, department chair, Galina Anatolievna Kuzmenko, the doctor of pedagogical sciences, docent, Moscow Pedagogical State University
Abstract
The article presents methodological approaches to the successive complication of special physical training means oriented on developing the individual playing potential of a 9-year-old young hockey player. Structure meaningful analysis of actual execution characteristics of technical actions and combinations (variable dribbling) in certain time periods allows to substantiate the pedagogical conditions for increasing the maximum pace and accuracy of movements in variable dribbling, which includes performing successive coordinately and cognitively complicating tasks by setting the interval reduction during their repeated reproduction. Alongside this, the young hockey player's ability characteristic to mobilize efforts against the background of increasing neuromuscular fatigue is presented when demonstrating individually possible speed of series of tasks execution from 5 test exercises; the dynamics of movements tempo against the background of increasing complexation of motor tasks and their complications is shown. In the structure of 5 special-preparatory exercises with dribbling, 3 relatively independent groups were identified, among which the exercises of minimum and maximum integrative complexity only fragmentally reflect the real situations of competitive confrontation with the opponent, that actualizes the predominant implementation of dribbling on an unstable surface (hemisphere) and dribbling with opposition of the opponent, as well as dribbling on an unstable surface (hemisphere) with opposition of the opponent.
Keywords: young hockey player, game potential, variable dribbling, testing, individualization of development.
Вопросы индивидуализации содержания тренировочных нагрузок с учетом особенностей соревновательной деятельности в хоккее с шайбой рассматриваются В.Г. Ни-китушкиным и В.Ю. Бодровым [8, с. 222], как отмечают И.Ю. Костючик и Н.Г. Кручин-ский - «индивидуализация тренировочного процесса является первоосновой совершенствования технико-тактического мастерства в игровых видах спорта» [4, с. 80], М.М. Василенко характеризует индивидуализацию технической подготовки как предпосылку к формированию способности юного хоккеиста осуществлять целесообразные тактические действий [2, с. 7], что в свою очередь определяет качество игровой деятельности. Значимость применения тренажерных устройств при организации индивидуально ориентированной технической подготовки юных хоккеистов 7-8 лет [1, с. 452] аргументированно обосновывается И.Ю. Аксариной, И.В. Аксариным, К.Ю. Борякиным. А.И. Нечаев, в соответствии с нашими представлениями о гармонизации тренирующе-
развивающих воздействий, рассматривает «показатели, определяющие эффективность синхронизации физической и технической подготовки юных хоккеистов» [7, с. 246] как атрибутов разностороннего воздействия спортивной тренировки на показатели игрового потенциала юных хоккеистов. Согласно суждениям Гурьяновой С.А., Швецовой Т.В., Михно Л.В., Плотникова В.В., тренировочная деятельность обусловлена необходимостью освоения и совершенствования «базовых индивидуальных и групповых технико-тактических действий при определенности содержания этапов обучения им» [3, с. 88]. При этом, на наш взгляд, при построении содержания технической подготовки важен анализ характера усложнения технических заданий при соблюдении принципа целесообразности, требующего системного рассмотрения процесса и результатов осуществления юным спортсменом серий технически, координационно и кондиционно усложняющихся действий и комбинаций, в том числе и влияющих на содержание программ тестирования и преобразующих ее [5, с. 60; 6, с. 94], что и характеризует проблему нашего исследования - определение особенностей преемственного усложнения техники исполнения дриблинга юным хоккеистом, способствующее более полному развитию индивидуального игрового потенциала. Дриблинг - есть комплекс действий игрока, не позволяющий сопернику завладеть шайбой или выбить ее, что требует повышения управляемости движения шайбы посредством совершенствования технико-тактических действий и комбинаций юного хоккеиста.
В связи с этим цель исследования - определить условия преемственного усложнения средств специальной физической подготовки для направленного развития индивидуального игрового потенциала юного хоккеиста.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования нами применялись: анализ научно-методической литературы и информационных источников, педагогическое наблюдение, тестирование, сравнительно-сопоставительный, корреляционный, кластерный анализ, определение взаимосвязей между исследуемыми показателями тестирования коэффициентом конкордации (Friedman ANOVA and Kendall Coeff. of Concordance), обобщение полученных результатов. Педагогическое наблюдение, тестирование с целью исследования качества исполнения скоростных и точностных характеристик тестовых комбинаций проводилось на юном хоккеисте 9 лет (Я.Л.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе исследования проведен анализ результативности решения двигательных задач в преемственно усложняющихся упражнениях (1) дриблинг на месте; 2) дриблинг на нестабильной поверхности (полусфере); 3) дриблинг с противодействием соперника; 4) дриблинг на нестабильной поверхности (полусфере) с противодействием соперника; 5) дриблинг без зрительного контроля на фоне новой задачи когнитивной активности) состоят в скоростном координационном дриблинге из 5 «восьмерок» вокруг фишек и исполнении точного паса в пассер при ориентации на демонстрацию максимальной скорости и двигательно-координационной эффективности - дифференцировании пространственно-временных и динамических характеристик движений. Хоккейный пас-сер - это хоккейный тренажер, способствующий совершенствованию техники владения шайбой при передаче и принятии паса, исполнении броска и щелчка по движущейся шайбе. Интервалы между попытками 30 секунд, интервалы между преемственно усложняющимися упражнениями (1-5) - 90 с. Фактически, применяемые в практике специальной физической подготовки усложняющиеся упражнения характеризуются решением математических примеров с устным счетом в процессе выполнения игрового задания.
Характеристика тестовых упражнений и условиях их выполнения и оценки:
1) дриблинг на месте. Спортсмен из положения «хоккейная стойка» выполняет упражнение дриблинга, движение шайбы «восьмеркой» вокруг фишек, с последующим
точным пасом. По звуковому сигналу спортсмен выполняет упражнение 5 раз с последующим пасом в пассер. Время фиксируется после касания шайбой «пассера» (во всех упражнениях);
2) дриблинг на месте с использованием нестабильной платформы. Спортсмен из положения «хоккейная стойка» на нестабильной платформе выполняет упражнение дриблинга, движение шайбы «восьмеркой» вокруг фишек, с последующим точным пасом. По звуковому сигналу спортсмен выполняет упражнение 5 раз с последующим пасом в «пас-сер»;
3) дриблинг на месте с противодействием соперника. Спортсмен из положения «хоккейная стойка», с противодействием соперника выполняет упражнение дриблинга, движение шайбы «восьмеркой» вокруг фишек, с последующим точным пасом. По звуковому сигналу спортсмен выполняет упражнение 5 раз с последующим пасом в «пассер». Одновременно соперник выполняет толчки в корпус с разных сторон для дестабилизации стато-динамической устойчивости и отвлечения тестируемого спортсмена от темповой сложнокоординационной деятельности (количество толчков в секунду - 1-2);
4) дриблинг на месте с противодействием соперника с использованием нестабильной платформы. Спортсмен из положения «хоккейная стойка» на нестабильной платформе, с противодействием соперника выполняет упражнение дриблинга, движение шайбы «восьмеркой» вокруг фишек, с последующим точным пасом. По звуковому сигналу спортсмен выполняет упражнение 5 раз с последующим пасом в «пассер». Действия соперника по противоборству аналогичны упражнению 3;
5) дриблинг на месте без зрительного контроля. Спортсмен из положения «хоккейная стойка» выполняет дриблинг, движение шайбы «восьмеркой» вокруг фишек, с последующим точным пасом, без зрительного контроля. В поле зрения тестируемого демонстрируются разнообразные зрительные сигналы, требующие от спортсмена быстрых ответов. По звуковому сигналу тестируемый спортсмен выполняет упражнение 5 раз с последующим пасом в «пассер». Одновременно с этим выполняет математические примеры с устным счетом, которые демонстрируются в 5 метрах спереди от спортсмена (данные динамики тестовых показателей представлены на рисунке 1).
о Динамика результатов выполнения координационного дриблинга шайбы (5 восьмерок
§ вокруг фишек и точного паса в пассер)
% 20
18 16 14 12 10 8
и
л Д
3
4 5
Попытки исполнения серии тестовых упражнений
12 Контрольные упражнения Дриблинг
Дриблинг на нестабильной поверхности (полусфере) Дриблинг с противодействием соперника
Дриблинг на нестабильной поверхности (полусфере) с противодействием соперника Дриблинг без зрительного контроля на фоне новой задачи когнитивной активности
А - Особенности реализации индивидуально максимального темпа исполнения преемственно усложняющихся заданий спортивной тренировки с задачей на сокращение временного разрыва
6
4
Динамика исполнения серии вариативных упражнений с дриблингом в 5 подходах юным хоккеистом 9 лет 11,8 -|-
Попытки исполнения серии упражнений
Б - Характеристика временных зон исполнения двигательных заданий как ресурсов совершенствования юным хоккеистом 9 лет темпа и точности движений в вариативном дриблинге
Рисунок 1 - Проблемное поле спортивного совершенствования юного хоккеиста 9 лет
Оценка динамики среднего суммарного времени исполнения 5 тестовых упражнений в серии из 5 попыток (рис 1, Б) позволяет констатировать наличие между ними высокой корреляционной зависимости (Correlations (Spreadsheet^ Marked correlations are significant at p<0,05000 N=5 (Casewise deletion of missing data)), r=0,947116-0,996588. Мы наблюдаем: минимальное суммарное время исполнения серии темповых упражнения - в первой попытке, его увеличение - во второй, связанное, по нашему мнению, с наступлением психического и физического утомления, вызванного характером и силой предъявляемых стимулов и необходимостью сохранять и наращивать темп движений в усложняющихся упражнениях; в третьей попытке - улучшение среднего времени по попыткам, вероятно, за счет мотивирующей педагогической поддержки; в четвертой попытке - сокращение среднего времени и его приближение к показателям первой попытки (как вероятный элемент врабатывания и дополнительного влияния мотивирующих установок тренера); в пятой попытке - увеличение суммарного времени исполнения упражнения как результата влияния утомления, что требует большей актуализации интеллектуально адекватной обработки получаемой информации.
Мы учитывали некую связанность данных темпово-координационных связок упражнений с встречающимися игровыми ситуациями в соревновательной деятельности. Так, суммарная длительность и время максимальной реализации усилий в усложняющихся упражнениях находится в диапазоне от 8,7 до 15,8 с, что в целом соответствует времени развертывания потенциально острой соревновательной ситуации в игровой смене, требующей максимального темпа и точности исполнения действий, а восстановительные паузы длительностью 90 с - минимальному времени смены игровых пятерок. Таким образом, нами видится ресурс развития игрового потенциала за счет сокращения времени выполнения комбинационных связок во второй, третьей и пятой попытках, что в свою очередь актуализирует задачу направленного развития специальной выносливости к высоко темповой сложно-координационной деятельности.
Педагогический анализ корреляционных зависимостей позволяет выделить в структуре 5 специально-подготовительных упражнений с дриблингом - 3 относительно самостоятельных группы (Correlations (Spreadsheet9) Marked correlations are significant at p<0,05000 N=5 (Casewise deletion of missing data)/ Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet9) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000):
1) дриблинг (стандартный), корреляционные связи с другими упражнениями недостоверны, но при этом носят отрицательный характер (r=(-0,401)-(-0,564) / r=(-0,2)-(-0,3) - преимущественная реализация индивидуально максимального темпа движений руками и финального точного броска;
2) корреляционные связи в исполнении дриблинга на нестабильной поверхности (полусфере) и дриблинга с противодействием соперника - r =0,962 / r=0,9; дриблинга с противодействием соперника и дриблинга на нестабильной поверхности (полусфере) с противодействием соперника - r=0,919 / r=0,9.
3) Результаты исполнения упражнения «дриблинг без зрительного контроля на фоне новой задачи когнитивной активности» характеризуется недостоверными положительными связями с представленными выше упражнениями - r=0,353 / r=0,7. Высокая степень интеллектуальной сложности при исполнении упражнения, включение в работу когнитивных помех замедляет темп движений и «уводит» внимание спортсмена от ситуаций соревновательной деятельности и требует переключения интеллектуальной активности в русло насущной игровой ситуации (анализ расположения игроков на экране монитора; определение свободных зон при совместной парной работе двух условных нападающих и двух закрывающих им зоны возможной активности соперников).
Вместе с тем, по результатам тестирования коэффициент конкордации характеризует высокую степень интегративной связанности полученных показателей - Friedman ANOVA and Kendall Coeff. of Concordance (Spreadsheet9) ANOVA Chi Sqr. (N=5, df=4) = 19,36000 p=0,00067 Coeff. of Concordance = 0,96800 Aver. rank r=0,96000, что в целом объединяет данную группу результатов как статистически достоверную, позволяющую интерпретировать данные материалы как обеспечивающие формулировку проблемного поля совершенствования компонентов специальной физической подготовленности конкретного юного хоккеиста.
Кластерный анализ позволил выделить (рисунок 2) три уровня усложнения тестовых упражнений, с тенденцией дистанционирования последнего задания от остальных.
Содержание тестовых упражнений (средние данные из 5 серий -_M±6)_
1. Дриблинг (7,86±0,577)
2. Дриблинг на нестабильной поверхности (8,76±0,344)
3. Дриблинг с взаимодействием с соперником (10,34±0,702)
4. Дриблинг с взаимодействием с соперником на нестабильной поверхности (11,96±0,580)_
5. Дриблинг без зрительного контроля (16,44±0,709)
Tree Diagram for 5 Variables Single Linkage Euclidean distances
1 23456789 10 11 Linkage Distance
Рисунок 2 - Характеристика кластерной организации и вариативности в демонстрируемых попытках времени исполнения серий из пяти тестовых упражнения (с данными описательной статистики)
При этом, динамика врабатывания и способность юного хоккеиста к мобилизации усилий на фоне нарастающего нервно-мышечного утомления при демонстрации индивидуально возможной скорости исполнения 5 тестовых упражнений, представлена на оси абсцисс. По оси ординат мы можем наблюдать параметры снижения темпа движений на фоне все большего комплексирования двигательных заданий и их усложнения.
ВЫВОДЫ
Один из базовых компонентов достижения преимущества над соперником в игровом противоборстве, ключевая характеристика реализации действий и деятельности -
скорость их исполнения. Своевременное направленное воспитание темпа движений в сопряжении с полноценной и адекватной ситуации реализацией координационных способностей, является как условием развития индивидуального игрового потенциала, так и методическим подходом к организации интегративного контроля в детско-юношеском хоккее.
Развивающе-тренирующие воздействия по интеграции скоростных и координационных способностей при исполнении технических действий и комбинаций, осуществляемые в тренировочной деятельности, направлены на перенос наработанных скоростных характеристик деятельности в игровые ситуации соревновательного взаимодействия с партнерами и противодействия сопернику. Формируемая в ходе экспериментального исследования скорость действий, комбинаций и, обусловленная координационной сложностью, скорость принятия решений, оказывают непосредственное влияние на совершенствование игровой деятельности и развития игрового потенциала юного хоккеиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксарина И.Ю. Особенности технической подготовки юных хоккеистов 7-8 лет с применением тренажерных устройств / И.Ю. Аксарина, И.В. Аксарин, К.Ю. Борякин // Евразийской Научное Объединение. - 2019. - № 10-6 (56). - С. 452-455.
2. Василенко М.М. Методика индивидуальных тактических действий на основе учёта технической подготовки юных хоккеистов / М.М. Василенко // Столица науки. - 2019. - № 1 (6). - С. 7-12.
3. Подход к обучению базовым индивидуальным и групповым технико-тактическим действиям при подготовке хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки / С.А. Гурьянова, Т.В. Швецова, Л.В. Михно, В.В. Плотников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 88-93.
4. Костючик И.Ю. Роль кинестетической чувствительности в оценке двигательных характеристик и ее влияние на технико-тактическую подготовку юных хоккеистов / И.Ю. Костючик, Н.Г. Кручинский // Актуальные вопросы подготовки спортивного резерва в хоккее. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. - Минск, 2021. - С. 80-85.
5. Кузьменко А.А. Векторы обновления содержания тестирования специальной физической подготовленности юных хоккеистов / А.А. Кузьменко, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С 94-96.
6. Кузьменко А.А. Условия формирования готовности юных хоккеистов к реализации ско-ростно-силовых способностей при выполнении сложных технических действий / А.А. Кузьменко, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7. - С. 60-62.
7. Нечаев А.И. Показатели, определяющие эффективность синхронизации физической и технической подготовки юных хоккеистов / А.И. Нечаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 246-249.
8. Никитушкин В.Г., Бодров В.Ю. Оптимальные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки юных хоккеистов групп начальной подготовки / В.Г. Никитушкин, В.Ю. Бодров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 222-226.
REFERENCES
1. Aksarina, I.Yu., Aksarin, I.V. and Boryakin, K.Yu. (2019), "Features of technical training of young hockey players 7-8 years with the use of training devices", Eurasian Scientific Association, No. 106 (56), pp. 452-455.
2. Vasilenko, M.M. (2019), "Improvement of methods of individual tactical actions on the basis of technical training of young hockey players", Capital of science, No. 1 (6), pp. 7-12.
3. Guryanova, S.A., Shvecova, T.V., Mihno, L.V. and Plotnikov, V.V. (2020), "Approach to training basic individual and group technical and tactical actions when training hockey players at age of 9 -10 at initial stage of training", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 88-93.
4. Kostyuchik, I.Yu. and Kruchinsky, N.G. (2021), "The role of kinesthetic sensitivity in the assessment of motor characteristics and its influence on the technical and tactical training of young hockey players", Current issues of training sports reserves in hockey. Collection of scientific articles of the Inter-
national Scientific and Practical Conference, Minsk, pp. 80-85.
5. Kuzmenko, A.A., Kim, T.K. and Kuzmenko, G.A. (2019), "Junior ice hockey players' special physical fitness tests: update options", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 94-96.
6. Kuzmenko, A.A., Kim T.K. and Kuzmenko G.A. (2020), "Conditions for training junior hockey players to implement speed-strength capabilities when performing complex coordinated technical actions", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 60-62.
7. Nechaev, A.I. (2021), "Indicators determining efficiency of synchronization of physical and technical training of young hockey players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), pp. 246-249.
8. Nikitushkin, V.G. and Bodrov, VYu. (2018), "Optimal volumes of training and competitive loads in the annual cycle of training of young hockey players of groups of initial training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F Lesgafta, No. 11 (165), pp. 222-226.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2022
УДК 796.814
ВЫЧИСЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОМАТИЧЕСКОГО ТИПА САМБИСТОВ 14-16 ЛЕТ ПО МЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Р.Н. ДОРОХОВА
Екатерина Валерьевна Яцук, аспирант, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский
Аннотация
Введение. Морфологические особенности телосложения спортсменов генетически обусловлены и влияют на предрасположенность к уровню развития скоростно-силовых способностей, а также на их анатомическое проявление. Цель исследования. Выявить региональные коэффициенты для морфологической характеристики самбистов 14-16 лет по метрической схеме Р.Н. Дорохова. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 60 самбистов 14-16 лет Пермского края, имевшие I юношеский спортивный разряд. У испытуемых проводили обхватные, продольные и поперечные измерения для выявления средних значений. Полученные значения использовались для выявления региональных коэффициентов «С» и «Д» по метрической схеме сома-тотипирования Р.Н. Дорохова. Результаты исследования и их обсуждения. Выявлены региональные константы C и D для выявления соматотипов самбистов 14-16 лет по четырем уровням варьирования. Выводы. Выявленные региональные коэффициенты «С» и «Д» для проведения соматотипиро-вания по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина дают возможность выявить закономерности распределения признаков по габаритному, компонентному и пропорциональному уровню варьирования у самбистов 14-16 лет. Распределение самбистов 14-16 лет в соответствии с соматическим типом позволяет выявить характерные, преобладающие соматотипы вида спорта.
Ключевые слова: скоростно-силовая подготовка, самбо, соревновательная деятельность, соматотип.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p529-533
CALCULATION OF REGIONAL COEFFICIENTS FOR ASSESSING THE SOMATIC TYPE OF SAMBO WRESTLERS AGED 14-16 ACCORDING TO THE METRIC SYSTEM OF R.N. DOROKHOV
Ekaterina Valeryevna Yatsuk, the post-graduate student, Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky
Abstract
Introduction. Morphological features of the physique of athletes are genetically determined and affect the predisposition to the level of development of speed and strength abilities, as well as their anatomi-