Наталья МОРОЗОВА
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Эффективная национальная политика - залог развития и стабильности многонациональной Российской Федерации.
В данной статье предпринята попытка сформировать систему критериев оценки эффективности ее национальной политики. Effective national policy is the guarantee of development and stability of the multinational Russian Federation. The attempt to form the system of criteria for its national policy’s efficiency assessment is undertaken.
Ключевые слова:
национальная политика, критерии оценки эффективности; national policy, criteria of efficiency’s assessment.
Вопрос оценки эффективности национальной политики явля -ется дискуссионным. В современной публицистической и научной литературе существуют диаметрально противопо -ложные ее оценки — начиная с жесткой критики и недовольства со -временной национальной политикой со стороны националистов1 и заканчивая абсолютным одобрением, поддержкой реализуемого курса сторонниками власти2. Существует компромиссная точка зрения, согласно которой курс национальной политики выбран верно, но отдельные проблемы в значительной степени тормозят реализацию политики и снижают ее эффективность3. В качестве основных трудностей, препятствующих функционированию наци -ональной политики, называются коррупция, проблемы в сфере образования, здравоохранения, милитаризация в молодежной среде. Игнорирование данных противоречий приводит к выплеску националистической энергии и сводит на нет работу механизма национальной политики.
Согласно переписи населения, проводившейся в 2010 г., Российская Федерация является многонациональным государ -ством — на ее территории проживает более 170 народов. Таким обра -зом, Россия обладает не только огромным природным богатством, культурным наследием, экономическим потенциалом, но и пред -ставляет собой уникальное пространство, объединяющее огромное количество этносов.
«Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаим -ного привыкания, взаимного проникновения, смешивания наро -дов на семейном, на дружеском, на служебном уровне... Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов»4. Учет этнического фактора и в целом грамотная взвешенная национальная политика сегодня становится важным требованием времени. «Этнический фактор — это не миф, а суть нашей социальности, духовности и даже государ -ственности. Он автоматически превращается в фактор этнополи -
МОРОЗОВА
Наталья Михайловна — аспирант кафедры международных отношений и политологии ННГЛУ им. Н.А. Добролюбова 4379037@gmаil. сот
1 Манифест национал-демократического альянса // http://www.nazdem.info/ texts/83 (дата обращения 28.04.2012).
2 Народный клуб о национальной политике России // http://er.ru/ news/2012/1/24/narodnyj-klub - о -пасюпаїпз] - роШке -rossii/ (дата обращения
28.02.2012)
3 О пятом пункте // http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0485/gazeta025.php (дата обращения 28.02.2012).
4 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // http://www.putin2012. ru/#artide - 2 (дата обращения 26.01.2012).
тический, националистический, взрывоо пасный, если пренебрегать им», — отме -чает Р.Г. Абдулатипов1.
Национальная политика представляет собой целенаправленную деятельность по регулированию этнополитических про -цессов, в ее основе лежат теория, цель, принципы, а также система мер по реа лизации. В соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации национальную политику можно определить как «систему федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также догово ров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными орга нами власти и органами власти субъектов Российской Федерации»2. Данное опреде -ление, на наш взгляд, является расплыв чатым и не вполне отражает сущность национальной политики.
Думается, главная ее цель состоит в том, чтобы создавать в государстве и обще -стве условия и стимулы для позитивного сотрудничества национальных и этниче -ских групп, уважительного отношения к культурным и конфессиональным особен ностям.
Понятие «эффективность» является одним из ключевых при оценке прово димой политики (как государственной политики в целом, так и политики в кон кретных областях). Анализ эффективно -сти национальной политики осуществля ется по двум направлениям: с позиции центральной власти и с позиции региона. В ходе исследования выявляются острые проблемы и цели, являющиеся приори тетными как для центра, так и для регио нальных властей. Зачастую они могут не совпадать, т.к. интересы национального субъекта, национальной элиты могут отличаться от целей и интересов цен тральной власти. Во взаимоотношениях этносов на региональном уровне суще ствует перекос в сторону отстаивания
1 О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государст -венной национальной политики. Специальный доклад Президенту РФ // Независимая газета, 2001, 30 янв.; http://www.ng.ru/document/2001-01- 30/0_national_policy.html (дата обращения:
26.01.2012).
2 Указ Президента РФ «Об утверждении
Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» от 15.06.1996 г. № 909 // http://www.russia.edu.ru/information/legal/ law/up/9O9/205l/ (дата обращения 26.01.2012).
интересов титульного этноса с позиций региональной элиты, что находит непо -средственное отражение в реализации национальной политики на местах.
Минусом существующей националь -ной политики, в первую очередь, явля ется отсутствие критериев ее эффектив ности. Опираясь на концепцию Р. Даля об эффективности власти3, можно выделить общий критерий оценки эффективности национальной политики — это самочув -ствие народа или этнической группы. В данном случае речь идет об их собствен ном отношении к мерам по предупрежде нию проблем и механизму их решения. Это — субъективный критерий.
Сложность в оценке эффективно сти политики заключается в том, что ее результаты могут быть недостаточно объ -ективными, к тому же не всегда могут быть представлены в числовом выраже -нии. Тем не менее можно выделить ряд критериев, которые позволят контроли -ровать процесс функционирования меха -низма национальной политики, указы -вать на его сбои.
Во первых, это шкала расходов на реа лизацию конкретных программ в рам ках национальной политики. Ключевым моментом становится соотношение «затраты — результативность».
Во -вторых, — число функционирующих центров национальных культур, домов дружбы народов, различных неправитель ственных организаций. Развитая система неправительственных организаций, отстаивающих и защищающих интересы различных этнических групп, проживаю щих как на территориях национальных республик, так и за их пределами, в рам ках диаспор, свидетельствует о работаю щем механизме реализации национальной политики.
В третьих, это равные возможности изучения национальных языков. Это стимулирует, с одной стороны, изучение собственной культуры и сохранение тра -диций, а с другой стороны, другие этни -ческие группы будут больше узнавать о культурных особенностях и традициях, что способствует толерантности в обще -стве. Примером может служить двуязы -чие. Так, согласно законам Республики Татарстан «О языках народов Республики
3 Даль Р. О демократии // http://www.twirpx. 0^/1^/135113/ (дата обращения 25.01.2012).
Татарстан» и «Об образовании», образова -ние здесь ведется на двух языках: русском и татарском.
В - четвертых, национальная политика должна оцениваться центральной властью по шкале эффективности по достижению (или не достижению) целей и задач, опи -санных в документах и законах, принятых в сфере межнациональных отношений.
В - пятых, это отсутствие конфликта и противоречий между региональным и федеральным законодательством. Это правило касается и сферы межнацио нальных отношений. Местные законы не должны гарантировать права только «избранным» — отдельным этническим группам; напротив, должны быть учтены и защищены интересы всех этносов, про -живающих на территории национального субъекта федерации.
В - шестых, в разработке национальной политики активное участие должны при нимать представители различных нацио нальностей и этнических групп, обще ственных организаций. «Национальная политика не может писаться и реализовы ваться исключительно в кабинетах чинов
ников. В ее обсуждении и формировании должны непосредственно участвовать национальные, общественные объедине -ния», — подчеркивал В.В. Путин1.
В седьмых, это экономическая, полити ческая, социальная стабильность в реги -оне, важная как для центральной власти, так и для национальной элиты, т.к. явля -ется залогом перманентного доступа к властному ресурсу.
И наконец, это укрепление позиций диаспор, проживающих за пределами республик.
Разработка системы критериев эффек тивности национальной политики явля -ется сегодня процессом актуальным и востребованным. При наличии подобной системы создаются условия для выявления неполадок и сбоев в механизме реализа -ции национальной политики, что должно приводить к быстрому и качественному решению проблем.
1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // http://www.putin2012.ru/#article - 2 (дата обраще -ния 26.01.2012).