Научная статья на тему 'Этнокультурные основы реализации национальной политики'

Этнокультурные основы реализации национальной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
696
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА / КОНСОЛИДАЦИЯ НАРОДОВ РОССИИ / NATIONAL POLICY / ETHNO-CULTURAL FOUNDATIONS / NATIONAL SYMBOLS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозова Наталья Михайловна

Механизм реализации национальной политики представляет собой систему мер, направленных на гармонизацию межнациональных и этноконфессиональных отношений. Этнокультурные основы, такие как язык, культура, традиции, национальная символика и приобщение к ним через воспитание, образование и культурный обмен предопределяют эффективность реализации национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Морозова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism for realization of the national policy is a system of measures aimed at harmonizing of ethnic and ethno-confessional relations. Ethno-cultural foundations such as language, culture, traditions, national symbols and imparting to them through education, training and cultural exchange determine the effectiveness of the national policy realization.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные основы реализации национальной политики»

Наталья МОРОЗОВА

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Механизм реализации национальной политики представляет собой систему мер, направленных на гармонизацию межнациональных и этноконфессиональных отношений. Этнокультурные основы, такие как язык, культура, традиции, национальная символика и приобщение к ним через воспитание, образование и культурный обмен предопределяют эффективность реализации национальной политики.

The mechanism for realization of the national policy is a system of measures aimed at harmonizing of ethnic and ethno-confes-sional relations. Ethno-cultural foundations such as language, culture, traditions, national symbols and imparting to them through education, training and cultural exchange determine the effectiveness of the national policy realization.

Ключевые слова:

национальная политика, этнокультурные основы, национальная символика, консолидация народов России; national policy, ethno-cultural foundations, national symbols.

МОРОЗОВА Наталья Михайловна — аспирант кафедры международных отношений и политологии ННГЛУ

им. Н.А. Добролюбова 4379037@gmail.com

В соответствии с Концепцией национальной политики Российской Федерации государственная национальная политика определяется как «система федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федераль -ными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации»1. На наш взгляд, некорректно ограничивать данную сферу исключительно законодательной базой. Необходимо вклю -чить в контекст данного определения этнокультурные основы национальной политики.

Законодательные акты должны быть фундаментом регулирования межнациональных и межэтнических отношений в современном государстве. На практике же они не всегда выполняются, поэтому необходимо совершенствование и обновление нормативной базы в соответствии с требованиями времени. Обращаясь к правовым актам, регламентирующим сферу межнациональных отношений, можно сделать вывод, что этнокультурные основы являются одним из главных элементов национальной политики.

Федеральный закон «О национально - культурных автономиях» дает свободу исключительно в плане самоидентификации этноса и выбора языка, культуры. Национально - культурная автономия позволяет гражданам РФ, принадлежащим к различным нацио нальным общностям, в частности малочисленным, дисперсно рас селенным народам и этническим меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Одной из важнейших составляющей механизма реализации национальной политики являются целевые программы, направлен ные на поддержание статуса этноса. На федеральном уровне цель подобных документов — консолидация народов России при сохра -нении уникальности каждого этноса. К 2013 г. готовится федераль -ная целевая программа «Народов много — страна одна»2, лейтмоти -вом которой является этнокультурный аспект.

На региональном уровне действуют законы, поддерживающие,

1 Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» от 15.06.1996 № 909 // http://www. russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/ (дата обращения 08.03.2012).

2 Утомленные гостями. Как местные жители находят общий язык с приезжими // http://www.rg.ru/2011/12/21/minregion-site.html (дата обращения 06.02.2012).

как правило, национальные языки, наци ональную культуру, фольклор, а также в ряде национальных регионов разработаны свои собственные концепции националь ной политики, которые реализуются на местах1. Их особенность состоит в том, что на практике они направлены на под держание статуса титульных этносов, хотя декларируемая в них цель — созда -ние условий для гармоничного развития народов, проживающих на территории национальной республики, поддержание национальных языков.

Актуальной проблемой является финан совое обеспечение проектов и программ, реализуемых в межнациональной и этно конфессиональной сфере. Необходимо увеличение финансовой поддержки, осо бенно на информационные проекты, направленные на формирование благо приятного фона в иноэтничной среде.

Из ряда выступлений представителей власти, в т.ч. региональной, становится очевидным, что «нация» представляется им, в первую очередь, как феномен куль турный, и только потом уже этнический2. Поэтому в механизме реализации нацио нальной политики культурной состав -ляющей отдается доминирующая роль. В этом ключе выстраивается целенаправ -ленная пропаганда в прессе, корректиру ются образовательные стандарты в соот -

1 Закон РТ «О государственных языках РеспубликиТатарстанидругих языкахвРеспублике Татарстан» от 08.06.1992 (в ред. от 28.03.1996 № 488) || http:||www.notatar.narod.ru|tzyaz.html (дата обращения 21.03.2011); «О национальнокультурных автономиях в Республике Татарстан» от

12.05.2003 № 15 - ЗРТ (в ред. от 16.12. 2005) || http:// tatarstan.news- city.mfo|docs|sistemsj|dok_oeqcgz.htm (дата обращения 25.03.2011); «Об учреждении государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государ ственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004—2013 гг.» от

11.10.2004 № 52- ЗРТ || http:||www.tatar.ru|?node_ id=3720&id=42154| (дата обращения 25.03.2011); Закон РБ «О языках народов Республики Башкортостан» (в ред. от 14.07.2010 № 289-з || http:||www.gsrb.ru|MainLeftMenu|ZakonoTvorch| Zakoni|216-1999.php (дата обращения 21.03.2011); Постановление Правительства РБ от 28.12.2007 № 382 «О государственной программе “Башкиры Российской Федерации” на 2008—2017 гг. || http:||sspa.bashtel.ru|docs|BashMri%20RErtf (дата обращения 16.03.2011); республиканские целевые программы || http:||www.bashkortostan. ru|potential|republican_programs (дата обращения 21.03.2011).

2 Стенограмма заседания Президиума Госсовета

о мерах по укреплению межнационального согласия от 11.02.2011 || Ы^У/президентрф/ news/10312 (дата обращения 08.02.2012).

ветствии с ориентирами, обозначенными центральной властью, формируется толе рантное отношение к представителям раз личных конфессий.

Уважительное отношение к чужой куль -туре в целом и к религии в частности явля -ется объективной предпосылкой успеш -ного развития национального региона. Представители различных конфессий как сторонники мирного решения проблем играют важную роль в формировании толерантного и уважительного отноше -ния между народами. Губернаторы ряда полиэтничных регионов, в т.ч. А.Г. Бровко — губернатор Волгоградской обл., отме -чает результативность создания советов по предотвращению и разрешению кон фликтов на этнической почве, ведущее место в которых отводится представите лям религий3.

Власть не должна отмежевываться от процессов, происходящих в межнацио нальной и этноконфессиональной сфере, ей следует использовать свой ресурс более эффективно. Для укрепления дружбы народов РФ, на наш взгляд, необходимо решить следующие задачи:

— организовать постоянное взаимодей -ствие национальных религиозных объеди нений РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях;

— осуществлять непрерывный монито -ринг процессов, характеризующих состо яние межэтнических отношений, поли тическую активность этнополитических организаций, национальных элит и лиде ров, эффективность деятельность власти в области этнонациональной политики;

— выявлять и предотвращать проблем -ные ситуации в сфере этноконфессио нальных отношений, усовершенствовать стратегии и механизмы разрешения кон фликтов на этнической почве;

— обеспечивать эффективную пропа -ганду культуры, истории, традиций рус ского народа и других коренных народов России;

— разрабатывать целевые программы содействия в адаптации мигрантам и граж данам, получившим российское граж данство, на федеральном и региональном уровнях.

Этнонациональные основы реализа -ции национальной политики предполагают культурный обмен между регио

3 Там же.

нами (гастроли творческих коллективов, организацию выставок), что, по мнению Д.А. Медведева, является одним из при -оритетных направлений в рамках нацио нальной политики. Представители этни ческих групп должны контактировать между собой, слышать друг друга, пони мать и уважать другую культуру.

В культурной сфере этнические группы имеют возможность для самовыражения и самоидентификации. Через культурный срез этнос идентифицирует себя, в т.ч. и в качестве политической силы. Мы разделяем точку зрения А.Н. Смирнова, считающего, что, «обладая определенным политико культурным статусом, этниче ская группа может полноценно взаимо действовать с властью»1.

Составной частью этнокультурных основ является образовательный ком понент. В процессе обучения и воспита ния происходит естественное преодоле ние нарастания негативных тенденций в обществе и гармонизация межэтнических отношений в условиях полиэтничности2. В школах национальных республик обя зательно предусмотрен этнокультурный компонент, в связи с чем дети получают возможность ознакомиться с происхо ждением своего народа, его мировоззре нием, обычаями, обрядами, морально этическими нормами.

Система образования должна способ ствовать формированию толерантного поведения в межнациональном обществе. Нельзя в учебных учреждениях допускать пропаганду межнациональной розни и идей о превосходстве одного этноса над другим. Школа — это место, где закла -дываются жизненные ориентиры и уста новки человека, где он должен впитывать идеи и концепции понимания особен ностей иных культур, уважения к другим этносам.

Школы с этнокультурным компонен том способствуют формированию благо приятной культурной инфраструктуры

1 Смирнов А.Н. Этничность и культурный плю -рализм в контексте государственной политики // Полис, 2005, № 4, с. 38

2 Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. — М., 2003, с. 32.

межэтнической коммуникации, условий для сосуществования культур, для осуществления диалога между ними. С усвое -нием основ толерантного поведения свя зана выработка продуктивных технологий межэтнического взаимодействия, уме ния тактично вести себя в иноэтничной среде3.

Система образования призвана воспи тывать уважение к национальной симво -лике. Без соблюдения этого невозможно говорить о толерантности в полиэтничном обществе.

Таким образом, язык, культура, традиции, составляющие этнокультурный элемент национальной политики, явля ются основой ее реализации и гармони зации межнациональных отношений. Мы согласны с предложением, озвученным на заседании Президиума Госсовета, о мерах по укреплению межнационального согласия, о том, что «для пропаганды укрепле -ния единства российской нации, сохра нения самобытности народов России, гармонизации межэтнических и межкон фессиональных отношений необходимо увеличить государственную финансовую поддержку, прежде всего, на информаци онные проекты... на производство и рас -пространение социально значимой про дукции электронных средств массовой информации, на кинопродукцию, в том числе для детей и юношества»4.

Моделирование массового поведения — тяжелая задача, которая возможна только при условии учета всего комплекса эко -номических, политических, социальных и особенно культурных составляющих. И, как справедливо отмечает С.Ю. Наумов, «только через определение перспектив развития территории можно совершен ствовать общественно политический кли мат и социально экономическую обста новку в регионе»5.

3 Там же.

4 Стенограмма заседания Президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия от 11.02.2011 // Ы1р://президент.рф/ news/10312 (дата обращения 08.02.2012).

5 Наумов С.Ю. Духовный потенциал территорий как фактор эффективного местного самоуправле ния // Истоки России. Форум муниципальных образований Приволжского федерального окру га : сборник статей. — Саратов, 2008, с. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.