Наталья МОРОЗОВА
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Механизм реализации национальной политики представляет собой систему мер, направленных на гармонизацию межнациональных и этноконфессиональных отношений. Этнокультурные основы, такие как язык, культура, традиции, национальная символика и приобщение к ним через воспитание, образование и культурный обмен предопределяют эффективность реализации национальной политики.
The mechanism for realization of the national policy is a system of measures aimed at harmonizing of ethnic and ethno-confes-sional relations. Ethno-cultural foundations such as language, culture, traditions, national symbols and imparting to them through education, training and cultural exchange determine the effectiveness of the national policy realization.
Ключевые слова:
национальная политика, этнокультурные основы, национальная символика, консолидация народов России; national policy, ethno-cultural foundations, national symbols.
МОРОЗОВА Наталья Михайловна — аспирант кафедры международных отношений и политологии ННГЛУ
им. Н.А. Добролюбова [email protected]
В соответствии с Концепцией национальной политики Российской Федерации государственная национальная политика определяется как «система федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федераль -ными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации»1. На наш взгляд, некорректно ограничивать данную сферу исключительно законодательной базой. Необходимо вклю -чить в контекст данного определения этнокультурные основы национальной политики.
Законодательные акты должны быть фундаментом регулирования межнациональных и межэтнических отношений в современном государстве. На практике же они не всегда выполняются, поэтому необходимо совершенствование и обновление нормативной базы в соответствии с требованиями времени. Обращаясь к правовым актам, регламентирующим сферу межнациональных отношений, можно сделать вывод, что этнокультурные основы являются одним из главных элементов национальной политики.
Федеральный закон «О национально - культурных автономиях» дает свободу исключительно в плане самоидентификации этноса и выбора языка, культуры. Национально - культурная автономия позволяет гражданам РФ, принадлежащим к различным нацио нальным общностям, в частности малочисленным, дисперсно рас селенным народам и этническим меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
Одной из важнейших составляющей механизма реализации национальной политики являются целевые программы, направлен ные на поддержание статуса этноса. На федеральном уровне цель подобных документов — консолидация народов России при сохра -нении уникальности каждого этноса. К 2013 г. готовится федераль -ная целевая программа «Народов много — страна одна»2, лейтмоти -вом которой является этнокультурный аспект.
На региональном уровне действуют законы, поддерживающие,
1 Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» от 15.06.1996 № 909 // http://www. russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/ (дата обращения 08.03.2012).
2 Утомленные гостями. Как местные жители находят общий язык с приезжими // http://www.rg.ru/2011/12/21/minregion-site.html (дата обращения 06.02.2012).
как правило, национальные языки, наци ональную культуру, фольклор, а также в ряде национальных регионов разработаны свои собственные концепции националь ной политики, которые реализуются на местах1. Их особенность состоит в том, что на практике они направлены на под держание статуса титульных этносов, хотя декларируемая в них цель — созда -ние условий для гармоничного развития народов, проживающих на территории национальной республики, поддержание национальных языков.
Актуальной проблемой является финан совое обеспечение проектов и программ, реализуемых в межнациональной и этно конфессиональной сфере. Необходимо увеличение финансовой поддержки, осо бенно на информационные проекты, направленные на формирование благо приятного фона в иноэтничной среде.
Из ряда выступлений представителей власти, в т.ч. региональной, становится очевидным, что «нация» представляется им, в первую очередь, как феномен куль турный, и только потом уже этнический2. Поэтому в механизме реализации нацио нальной политики культурной состав -ляющей отдается доминирующая роль. В этом ключе выстраивается целенаправ -ленная пропаганда в прессе, корректиру ются образовательные стандарты в соот -
1 Закон РТ «О государственных языках РеспубликиТатарстанидругих языкахвРеспублике Татарстан» от 08.06.1992 (в ред. от 28.03.1996 № 488) || http:||www.notatar.narod.ru|tzyaz.html (дата обращения 21.03.2011); «О национальнокультурных автономиях в Республике Татарстан» от
12.05.2003 № 15 - ЗРТ (в ред. от 16.12. 2005) || http:// tatarstan.news- city.mfo|docs|sistemsj|dok_oeqcgz.htm (дата обращения 25.03.2011); «Об учреждении государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государ ственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004—2013 гг.» от
11.10.2004 № 52- ЗРТ || http:||www.tatar.ru|?node_ id=3720&id=42154| (дата обращения 25.03.2011); Закон РБ «О языках народов Республики Башкортостан» (в ред. от 14.07.2010 № 289-з || http:||www.gsrb.ru|MainLeftMenu|ZakonoTvorch| Zakoni|216-1999.php (дата обращения 21.03.2011); Постановление Правительства РБ от 28.12.2007 № 382 «О государственной программе “Башкиры Российской Федерации” на 2008—2017 гг. || http:||sspa.bashtel.ru|docs|BashMri%20RErtf (дата обращения 16.03.2011); республиканские целевые программы || http:||www.bashkortostan. ru|potential|republican_programs (дата обращения 21.03.2011).
2 Стенограмма заседания Президиума Госсовета
о мерах по укреплению межнационального согласия от 11.02.2011 || Ы^У/президентрф/ news/10312 (дата обращения 08.02.2012).
ветствии с ориентирами, обозначенными центральной властью, формируется толе рантное отношение к представителям раз личных конфессий.
Уважительное отношение к чужой куль -туре в целом и к религии в частности явля -ется объективной предпосылкой успеш -ного развития национального региона. Представители различных конфессий как сторонники мирного решения проблем играют важную роль в формировании толерантного и уважительного отноше -ния между народами. Губернаторы ряда полиэтничных регионов, в т.ч. А.Г. Бровко — губернатор Волгоградской обл., отме -чает результативность создания советов по предотвращению и разрешению кон фликтов на этнической почве, ведущее место в которых отводится представите лям религий3.
Власть не должна отмежевываться от процессов, происходящих в межнацио нальной и этноконфессиональной сфере, ей следует использовать свой ресурс более эффективно. Для укрепления дружбы народов РФ, на наш взгляд, необходимо решить следующие задачи:
— организовать постоянное взаимодей -ствие национальных религиозных объеди нений РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях;
— осуществлять непрерывный монито -ринг процессов, характеризующих состо яние межэтнических отношений, поли тическую активность этнополитических организаций, национальных элит и лиде ров, эффективность деятельность власти в области этнонациональной политики;
— выявлять и предотвращать проблем -ные ситуации в сфере этноконфессио нальных отношений, усовершенствовать стратегии и механизмы разрешения кон фликтов на этнической почве;
— обеспечивать эффективную пропа -ганду культуры, истории, традиций рус ского народа и других коренных народов России;
— разрабатывать целевые программы содействия в адаптации мигрантам и граж данам, получившим российское граж данство, на федеральном и региональном уровнях.
Этнонациональные основы реализа -ции национальной политики предполагают культурный обмен между регио
3 Там же.
нами (гастроли творческих коллективов, организацию выставок), что, по мнению Д.А. Медведева, является одним из при -оритетных направлений в рамках нацио нальной политики. Представители этни ческих групп должны контактировать между собой, слышать друг друга, пони мать и уважать другую культуру.
В культурной сфере этнические группы имеют возможность для самовыражения и самоидентификации. Через культурный срез этнос идентифицирует себя, в т.ч. и в качестве политической силы. Мы разделяем точку зрения А.Н. Смирнова, считающего, что, «обладая определенным политико культурным статусом, этниче ская группа может полноценно взаимо действовать с властью»1.
Составной частью этнокультурных основ является образовательный ком понент. В процессе обучения и воспита ния происходит естественное преодоле ние нарастания негативных тенденций в обществе и гармонизация межэтнических отношений в условиях полиэтничности2. В школах национальных республик обя зательно предусмотрен этнокультурный компонент, в связи с чем дети получают возможность ознакомиться с происхо ждением своего народа, его мировоззре нием, обычаями, обрядами, морально этическими нормами.
Система образования должна способ ствовать формированию толерантного поведения в межнациональном обществе. Нельзя в учебных учреждениях допускать пропаганду межнациональной розни и идей о превосходстве одного этноса над другим. Школа — это место, где закла -дываются жизненные ориентиры и уста новки человека, где он должен впитывать идеи и концепции понимания особен ностей иных культур, уважения к другим этносам.
Школы с этнокультурным компонен том способствуют формированию благо приятной культурной инфраструктуры
1 Смирнов А.Н. Этничность и культурный плю -рализм в контексте государственной политики // Полис, 2005, № 4, с. 38
2 Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. — М., 2003, с. 32.
межэтнической коммуникации, условий для сосуществования культур, для осуществления диалога между ними. С усвое -нием основ толерантного поведения свя зана выработка продуктивных технологий межэтнического взаимодействия, уме ния тактично вести себя в иноэтничной среде3.
Система образования призвана воспи тывать уважение к национальной симво -лике. Без соблюдения этого невозможно говорить о толерантности в полиэтничном обществе.
Таким образом, язык, культура, традиции, составляющие этнокультурный элемент национальной политики, явля ются основой ее реализации и гармони зации межнациональных отношений. Мы согласны с предложением, озвученным на заседании Президиума Госсовета, о мерах по укреплению межнационального согласия, о том, что «для пропаганды укрепле -ния единства российской нации, сохра нения самобытности народов России, гармонизации межэтнических и межкон фессиональных отношений необходимо увеличить государственную финансовую поддержку, прежде всего, на информаци онные проекты... на производство и рас -пространение социально значимой про дукции электронных средств массовой информации, на кинопродукцию, в том числе для детей и юношества»4.
Моделирование массового поведения — тяжелая задача, которая возможна только при условии учета всего комплекса эко -номических, политических, социальных и особенно культурных составляющих. И, как справедливо отмечает С.Ю. Наумов, «только через определение перспектив развития территории можно совершен ствовать общественно политический кли мат и социально экономическую обста новку в регионе»5.
3 Там же.
4 Стенограмма заседания Президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия от 11.02.2011 // Ы1р://президент.рф/ news/10312 (дата обращения 08.02.2012).
5 Наумов С.Ю. Духовный потенциал территорий как фактор эффективного местного самоуправле ния // Истоки России. Форум муниципальных образований Приволжского федерального окру га : сборник статей. — Саратов, 2008, с. 23.