Научная статья на тему 'Информационная поддержка национальной политики в республиках Татарстан и Башкортостан'

Информационная поддержка национальной политики в республиках Татарстан и Башкортостан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
260
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / INTER-CULTURAL DIALOGUE / TOLERANT BEHAVIOR / MULTINATIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Наталья Михайловна, Шунина Алевтина Александровна

В статье на примере республик Татарстан и Башкортостан исследуется роль СМИ в обеспечении национальной политики, их возможности как разжигать национальную рознь, так и создавать необходимый фон для эффективной коммуникации между этническими и конфессиональными группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of mass media in providing the national policy, it`s possibilities of rousing national hatred or of creation the necessary background for an effective communication between ethnic and confessional groups are considered in the article on an example of republics of Tatarstan and Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка национальной политики в республиках Татарстан и Башкортостан»

Наталья МОРОЗОВА, Алевтина ШУНИНА

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКАХ ТАТАРСТАН И БАШКОРТОСТАН

В статье на примере республик Татарстан и Башкортостан исследуется роль СМИ в обеспечении национальной политики, их возможности как разжигать национальную рознь, так и создавать необходимый фон для эффективной коммуникации между этническими и конфессиональными группами.

The role of mass media in providing the national policy, its possibilities of rousing national hatred or of creation the necessary background for an effective communication between ethnic and confessional groups are considered in the article on an example of republics of Tatarstan and Bashkortostan.

Ключевые слова:

межкультурный диалог, толерантное поведение, многонациональное общество; intercultural dialogue, tolerant behavior, multinational society.

МОРОЗОВА

Наталья Михайловна — аспирант кафедры международных отношений и политологии ННГЛУ

им. Н.А. Добролюбова 4379037@gmail.com

ШУНИНА Алевтина Александровна — к.э.н., доцент кафедры экономики и управления ННГЛУ им. Н.А. Добролюбова ustin@lunn.ru

Характерная особенность современного этапа развития обще -ственных отношений — необходимость вовлечения СМИ в процесс реализации национальной политики. Следует учи -тывать, что СМИ способны играть не только позитивную роль, но и могут разжигать межнациональную рознь, обострять противоречия между представителями этнических групп1. Этим обусловлена необ -ходимость постоянного изучения и детальной проработки инфор -мационной поддержки реализуемых программ. Грамотное исполь -зование информационного ресурса является залогом эффективной национальной политики. Под информационной поддержкой мы понимаем систему мер, направленных на формирование положи -тельного восприятия населением мер и программ, реализуемых в рамках национальной политики, и обеспечение информационного развития социальной сферы.

Республики Татарстан и Башкортостан являются уникальными в плане объединения различных культур, традиций, конфессий. Регионы обладают многовековым опытом сотрудничества, дружбы, сохранения и укрепления единого государства. Перепись 2010 г. показывает, что в Башкортостане титульный этнос оказывается на 2 -м месте (29,5%) после русского (36,1%). В свою очередь, раз -ница в численности между башкирами и татарами, 3 й по числен ности народностью в республике, составляет 4,1%2. Это отражается в реализуемой национальной политике, в межкультурной коммуникации (образование ведется на 3 языках). В Татарстане ситуация проще: на 1 - м месте татары (53,2%), на втором — русские (39,7%); национальная политика строится с точки зрения защиты интересов титульного этноса.

Сложившаяся ситуация в национальных регионах требует дости жения ряда целей:

1 Разжигание межнациональной розни в прессе Саратова // http://www.sem40. m/index.php?newsid=38833 (дата обращения 02.04.2012); А все ли в Риме римляне? // http://www.chechen-republic.com/3372-a-vse-li-v-rime-rimljane.html (дата обращения 02.04.2012); Кадыров Р. СМИ разжигают межнациональную рознь // http://www.rusichi- center.rU/e/980968- smi-razzhigayut-mezhnatsionalnuyu -rozn-ramzan (дата обращения 02.04.2012).

2 Национальный состав населения Российской Федерации // http://www. perepis- 2010.ru/results_of_the_census/tab7.xls (дата обращения 12.03.2012).

— организации пропаганды культуры, истории, традиций коренных народов России;

— сохранения языка, культуры этносов;

— создания условий для постоянного взаимодействия национальных религи -озных объединений на региональном уровне;

— предотвращения проблемных ситуа -ций в сфере этноконфессиональных отно -шений;

— разработки комплекса мер для успеш -ной адаптации мигрантов.

Каким образом происходит инфор -мационное обеспечение национальной политики? Прежде чем выделять основ -ные механизмы и технологии, необходимо очертить круг задач. Это:

— разработка и осуществление меропри -ятий в целях информирования населения республик о программах и проектах в рам ках национальной политики;

— участие в координации межнацио -нального и этноконфессионального сотрудничества в информационном про странстве;

— выявление «информационных про -блем», уязвимых точек при обеспечении политики1.

Под механизмом реализации нацио нальной политики понимается система организационно-политических, пра -вовых, социально-экономических, духовно нравственных, культурно просветительских и иных мер, направ ленных на налаживание национальных отношений; демократический диалог государства со всеми национальностями в духе равноправного сотрудничества, а также между национальностями на всем пространстве государства и в условиях гражданского общества в целях самобыт ного развития всех народов страны, укре -пления их сплоченности2. Технологии в данном случае — это совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых для реализации программ и мероприятий.

Какие же механизмы и технологии применяют для достижения целей, обо -

1 Лебедева И.Современная система информационного обеспечения внешней политики РФ // http://www.panor.ru/upload/iblock/69e/ slwlhicguazbqml%20jftejk - 2011- 01-yahkuuajckb%20 ognvppc.pdf (дата обращения 12.03.2012).

2 Основы национальных и федеративных отно -шений : учебник / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. - М., 2001, с. 99.

значенных выше? Это распространение официальной информации по вопросам, касающимся национальной политики; подготовка и предоставление материалов в СМИ; организация научно - практических конференций, пресс конференций, встреч представителей этнических групп и конфессий; анализ информационных потоков в республиках; обеспечение функционирования интернет ресурсов и их информационное наполнение.

Основная задача СМИ в разрезе межнациональных и этноконфессиональных отношений - обеспечение межкультур ного диалога, формирование толерант ного поведения в многонациональном обществе. Толерантность — сложное явле -ние: это «не только терпимость к чужому мнению, позиции, но и готовность вос принимать жизнь во всем ее многообра зии, способность к оптимальным формам взаимодействия в сложно сконструиро -ванном социальном пространстве»3. Как результат, в СМИ ведется пропаганда «дружбы народов», воспитывается пони мание и уважение к иным культурам, тра -дициям и языкам.

Оценка роли СМИ в отражении наци ональных процессов в Татарстане и Башкортостане неоднозначна. Структура информационного пространства состоит из конкурирующих разнонаправленных потоков — проправительственных и оппо -зиционных. В национальных республиках СМИ в основном принадлежат предста -вителям местной власти4, которая занима -ется непосредственно реализацией нацио нальной политики.

Республиканские власти способствуют развитию местных СМИ на национальных языках. Почти по всем телерадиокомпа -ниям Татарстана и Башкортостана транс -лируются местные информационные про граммы на языке титульной нации (или на двух языках), выходящие с установ -ленной периодичностью. «Башинформ» и «Татмедия» — основные информацион -ные агентства, через которые регулярно подается официальная информация, в т.ч.

3 Андреева Г.П. Роль образования в воспитании толерантности // Проблемы сохранения толерантности в полиэтничных регионах России : материалы межрегиональной научно -практической конференции. — Оренбург, 2005, с. 91.

4 Кому принадлежат СМИ Татарстана? // http://mediart.ru/blog/gid - ро - godam/21-1- komu -prinadlezhat-smi-tatarstana.html/ (дата обращения 02.02.2012).

связанная с реализацией национальной политики на местах.

Местные СМИ фокусируют внимание на функционировании центров нацио нальной культуры, религиозной деятель ности общин, пропагандируют толерант -ное отношение к иным культурам и тради циям, тем самым формируют националь ное самосознание, с одной стороны, и создают благоприятный фон для межкуль турного диалога — с другой.

Особая роль в информационной поддержке национальной политики принадлежит интернет - ресурсам. На веб - сайтах республик размещается официальная информация, касающаяся проводимых мероприятий и программ в рамках нацио нальной политики1. В глобальной сети в режиме общего доступа хранятся заявле -ния представителей этнических групп, их оценки проводимых в регионе программ и мероприятий.

Деятельность президентов республик Татарстан и Башкортостан также широко

1 Республиканские программы // http://www. bashkortostan.ru/potential/republican_programs// (дата обращения 03.02.2012); Ассамблея народов Татарстана // http://www.an- tat.ru// (дата обраще -ния 03.02.2011).

представлена в сети Интернет. На офи циальных сайтах освещаются события, в которых они принимают участие, публи куются выступления, значительное место в которых отводится проблеме межэтни ческого сотрудничества и коммуника -ции.

От угла освещения реализуемых про грамм со стороны СМИ во многом зави сят успех и эффективность реализации национальной политики в регионе. В этой связи можно выделить ряд рекомендаций:

— следует рассматривать информацион ное обеспечение политики как наиболее важное направление, требующее тщатель ной разработки;

— осуществлять мониторинг этнопо литических процессов, анализировать их качественное содержание в печатных изданиях и телепрограммах;

— задействовать весь спектр СМИ: теле видение, печать, радио, Интернет для информационного обеспечения поли тики;

— поддерживать и стимулировать дина мичное развитие информационного про странства на региональном уровне;

— способствовать созданию домов дружбы, центров национальных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.