Социология
Валерий МАРКИН, Анастасия РОГОВАЯ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 2-я часть
В статье анализируются и обобщаются результаты экспертного опроса по проблеме идеологического противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде. Экспертный опрос проводился в полиэтнических регионах России: республиках Дагестан, Башкортостан и Татарстан.
The article analyzes and generalizes the results of expert poll on the problem of ideological counteraction to extremism and terrorism among the young people. The expert poll was carried out in polyethnic regions of Russia such as republics of Dagestan, Bashkortostan and Tatarstan.
Ключевые слова:
идеология экстремизма и терроризма, молодежь, эффективность противодействия; ideology of extremism and terrorism, youth, efficiency of counteraction.
В связи с недостаточным вниманием со стороны власти к обо -стрившимся проблемам, связанным с распространением идеологии экстремизма и терроризма, ростом факторов инто -лерантности в молодежной среде, как было показано в 1- й части настоящей статьи, назрела необходимость формирования новой системы воспитания и образования для сохранения сильных тради -ций межэтнического добрососедства, толерантности. Как отмечают эксперты, существующая система воспитания молодежи в духе толерантности недостаточно эффективна, она в большей степени формальна — ограничивается декларированием важности толерант -ности. Отмечается отсутствие глубинного анализа и объяснения причин возникновения конфликтов в обществе и путей их реше -ния.
В целом большинство экспертов дали среднюю оценку системе образования и воспитания в духе толерантности (по 10 - балльной шкале): в Дагестане и Татарстане в среднем 4,27 и 4,68 баллов, немного лучше в Башкортостане — 5,88 баллов. Многие эксперты отмечают, что их регионы, исторически многонациональные и мно -гоконфессиональные, являются примером толерантности и миро -любия, а их населению присуще понимание по отношению к пред ставителям других национальностей и религий.
В Башкирии, как отмечают одни эксперты, «многое делается для создания благополучной общественной атмосферы», например, проводится такое мероприятие, как Год межнационального согла -сия, «в СМИ поддерживается многонациональный характер РБ», «исторически проживание нескольких крупных групп: тюркской, славянской и финно -угорской создало устойчивое союзничество». Другие эксперты указывают, что такая система была в советский период, а «сейчас ее нет, но по инерции сохраняется дух толерант ности, дружбы и согласия, этому способствуют традиции, поведе -ние старших поколений», «воспитание толерантности молодежи в регионе скорее носит стихийный характер, оно сложилось из - за длительного совместного проживания различных людей по языку, вероисповеданию и т.д.», «такая работа проводится только на уровне школы и профессионального учебного заведения». «Система обра -зования не способствует формированию толерантности, т.к. есть
МАРКИН
Валерий
Васильевич —
д.соц.н., профессор,
руководитель
Центра
региональной
социологии и
конфликтологии
ИС РАН
тагкгп @15га5.т
РОГОВАЯ
Анастасия Владимировна — к.соц.н., научный сотрудник Центра региональной социологии и конфликтологии ИС РАН
разделение по языковому принципу», «в большом “ходу” чинопочитание». В 2004 г. в Республике Башкортостан прекращено осуществление федеральной целевой про -граммы «Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Это говорит о том, что идеологическая борьба и профилактика экстремизма и терроризма для государства не очень актуальна.
Большинство экспертов Республики Дагестан отмечают, что такая система не сложилась, «только генетически привитые чувства на основе традиций добрососед -ства», а также воздействие ислама на умы сохраняют согласие. В процессе воспита -ния подрастающего поколения отсутствует взаимодействие между семьей, школой, вузами, отсутствует уважение к старшим, традиционная дагестанская толерантность сталкивается с религиозно мотивирован -ной нетерпимостью. Однако Комитет по молодежной политике Республики Дагестан в рамках республиканских целе вых программ проводит работу по разви тию толерантности, работа ведется также на уровне мечетей и медресе. В результате частично сохранившейся традиции есть отдельные тренинги в летних лагерях, функционируют в данном направлении и некоторые общественные организации.
В Татарстане система образования и вос -питания в духе толерантности в какой -то степени поддерживается благодаря дав -ним историческим традициям совместно проживающих на территории республики этносов. В их основе — достигнутое на бытовом уровне согласие между татарами и русскими. Однако большинство экспер тов считают, что негативное влияние на данную систему оказывает власть: «власть разрушает традиции толерантности своей этнонационалистической политикой», «власти пытаются позиционировать Татарстан с точки зрения толерантного региона, в котором мирно сосуществуют одни из самых распространенных в России религий: православие и ислам, но при этом первые лица региона стараются умалчивать об имеющихся внутриконфес сиональных конфликтах, а также разно гласиях между определенными группами, представляющими различные националь -ности», происходит «тотальное сокры -тие фактов проявления межэтнической розни».
Как отмечает один из экспертов, «моло
дежь учат быть толерантными по отноше -нию к другим конфессиям и национально -стям, однако на деле мы видим отсутствие толерантности в высказываниях чиновни -ков и священнослужителей. В Татарстане, как и во всей России, говоря о толерант -ности, игнорируют проблемы инвалидов, других социально уязвимых групп моло -дежи (это отсутствует в системе обра -зования)». Еще один эксперт отмечает, что «у Татарстана и Казани в частности “богатое” наследие в области молодежной организованной преступности, вряд ли этот регион можно назвать образцом вос питания молодежи в духе толерантности и минимизации агрессивного поведения». «Как положительный, так и существенный отрицательный момент имеет обучение татарскому языку и культуре в школах, при этом обязательность этого обучения имеет характер принудительности, а отсутствие “русских” школ с факультативным изуче -нием татарского языка создает почву для этнокультурного конфликта».
Большое значение для недопущения (ограничения) негативного воздействия на молодое поколение сомнительных в нравственном отношении и криминаль -ных кампаний приобретает сохранение и обогащение духовно идеологического влияния учебных заведений на учащихся (студентов). Однако в функционировании современной системы образования и вос питания молодежи в духе снижения кон фликтогенного потенциала, по мнению экспертов, существуют следующие про блемы.
На первом месте — полное отсутствие или размытость идеологических ори -ентиров. Так считают 40,6% экспертов (Башкортостан — 54,3%, Дагестан — 39,5% Татарстан — 21,7%). Это обусловлено отсутствием четкой государственной политики развития системы образова ния, национальной и молодежной поли тики руководства региона и программ формирования идеологии патриотизма. Большинство экспертов считают, что пока наблюдается приоритет региональных ценностей и идентичностей по отноше нию к общероссийским, федеральным. Отмечается региональный сепаратизм, снижение роли позитивных социально нравственных норм, процветание «пока зухи».
На втором месте — негативное влияние СМИ, Интернета. Это мнение 26,0% экс -
пертов (Башкортостан — 34,3%, Дагестан
— 21,1% Татарстан — 21,7%). По -прежнему нерешенным остается вопрос эффектив -ного противодействия распространению материалов экстремистской направленности через СМИ, Интернет. В сети существуют и активно действуют сотни интернет- сайтов, содержащих матери -алы, пропагандирующие особые права граждан по национальному, расовому и религиозному признаку, провоцирую щие разжигание межнациональной или межконфессиональной вражды. Засилье иностранных фильмов, пропагандирую щих насилие, «красивую жизнь» без забот, пропаганда жестокости в СМИ во мно -гом способствуют духовной деградации общества, разжиганию межнациональной розни, негативно влияют на общий уро -вень населения. По мнению некоторых экспертов, отдельные федеральные СМИ поддерживают агрессивные настроения, способствующие раздуванию социальных (межнациональных, религиозных, мигра -ционных) конфликтов.
На третьем месте — снижение общего уровня образования. Так считают 22,9% экспертов (Башкортостан — 20,0%, Дагестан — 23,7% Татарстан — 26,1%). Идеологическая дезориентация молодежи обусловлена также снижением уровня вос питательной и культурной работы в образовательных учреждениях, отсутствием системного воспитания (семья — школа — вуз — работа), отсутствием четких методик воспитания толерантности, коррупцией в системе образования. Так как для абсо лютного большинства людей образование является главной социальной опорой, то необходимо обеспечение доступа к нему всех слоев населения, особенно малообес печенных граждан.
На четвертое место эксперты ставят низкий уровень педагогических кадров — 13,5% (Башкортостан — 17,1%, Дагестан
— 10,5% Татарстан — 13,0%). Большинство экспертов отмечают несоответствие уровня педагогических кадров вызовам времени, низкий социальный и эконо мический статус учителей, низкую моти вацию, незаинтересованность педагогов в своей работе.
На пятом месте находится отрицатель ное воздействие «улицы» — это отмечают 11,5% экспертов (Башкортостан — 14,3%, Дагестан — 10,5% Татарстан — 8,7%). Это обусловлено сменой ценностей, приори
тетом экономического успеха по отноше нию к образованности в умах людей, эгои -стическими потребительскими установ -ками, «погоней за модой», отсутствием положительных примеров для подража -ния, «героизацией» экстремистов и терро ристов.
Как отмечают эксперты, функциониро -ванию и развитию эффективной системы антиэкстремистского, антитеррористиче ского образования могли бы способство -вать следующие условия и меры.
1. Воспитание общероссийской гражданской идентичности — 21,9% (Башкортостан — 28,6%, Дагестан — 15,8%, Татарстан — 21,7%). По мнению экспертов, необходимо проводить целена правленную информационную политику по укреплению ценностей патриотизма и нравственности, формированию актив ной гражданской позиции молодежи, воспитанию общегражданской россий ской идентичности и согласованию с ней других идентичностей (этнических, кон фессиональных, религиозных и профес сиональных). Приобщение молодежи к общечеловеческим ценностям, имеющим общенациональную культурную значи -мость, отказ от конфессионального под хода в воспитании (переориентация на иные нравственные ориентиры), проведе ние массовых молодежных культурных и спортивных мероприятий, направленных на межнациональное общение и согласие, способствуют воспитанию патриотизма, гражданственности, культуры межнацио нального и межрелигиозного взаимодей -ствия, формируют веротерпимость.
2. Повышение уровня образования — 22,9% (Башкортостан — 14,3%, Дагестан — 36,8% Татарстан — 13,0%). Основные усилия системы образования в полиэт нических регионах должны быть направ лены на формирование знаний, умений и навыков противодействия идеологии тер роризма, экстремизма, которые склады ваются из осведомленности и понимания разнообразной информации:
— о степени террористической угрозы;
— об основных видах терроризма;
— о целях и аргументах террористов;
— о законодательной базе антитеррори -стической деятельности;
— об основных целях и результатах анти -террористической деятельности;
— о правилах поведения в условиях самого террористического акта.
Специальные учебные курсы, в т.ч. школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и вузовский курс «Безопасность жизнедеятельности», слабо насыщены практическими навыками уча стия в идеологическом противостоянии терроризму, недостаточно направлены на формирование у учащейся молодежи готовности активно и самостоятельно вести антитеррористическую агитацию и пропаганду, особенно среди агрессивно настроенной молодежной аудитории.
Многие эксперты указывают на необ ходимость разработки (с привлечением представителей традиционных для России конфессий) в рамках государственного образовательного стандарта обязатель -ного предмета, включающего в себя изу чение истории, культуры и традиций, в т.ч. связанных с религией, народов России и направленного на воспитание у подрас -тающего поколения основ толерантности, восприятия Российской Федерации как единого многонационального и много -конфессионального государства.
В этой связи подготовленная компетент -ными специалистами образовательная программа, обновление учебных курсов по российской и региональной истории, тематические лекции (беседы), семинар -ские занятия по соответствующим учеб -ным дисциплинам, встречи с работниками правоохранительных органов, учения гражданской обороны, тренинги и другие мероприятия могут дать ответы на возни кающие у молодежи вопросы, касающи еся религии, межэтнических и межнацио нальных отношений, внутренней и внеш ней политики. При этом в культурных и образовательных программах, мероприя -тиях, форумах должны быть современные живые проекты, которые пользовались бы популярностью и вызывали интерес у молодежи.
3. Пропаганда здорового образа жизни
— 14,6% (Башкортостан — 17,1%, Дагестан
— 10,5% Татарстан — 17,4%). Она должна способствовать расширению контингента регулярно занимающихся физической культурой и спортом в различных органи -зационных формах, обеспечению доступ -ности бесплатных спортивных секций для несовершеннолетних, развитию системы, обеспечивающей массовое социальное творчество, включающей бесплатные спортивные, креативные, творческие пло -щадки, центры и т.п.
4. Усиление правовой ответственности за экстремистскую пропаганду и поведение
— 7,3% (Башкортостан — 2,9%, Дагестан
— 15,8%, Татарстан — 0%). Пропаганда не -укоснительного соблюдения законов и осознание неотвратимсти ответствен -ности, обучение умению пользоваться своими правами и свободами, по мнению экспертов, способствуют повышению правовой культуры населения, противо действуют вовлечению молодежи в ряды экстремистских организаций. Также для стимулирования правомерного поведения необходимо достижение равной ответ ственности всех граждан за экстремист ские действия независимо от занимаемого положения, дополнительная (вплоть до уголовной) ответственность за пропаганду насилия и жестокости в СМИ.
5. Повышение уровня педагогических кадров — 5,2% (Башкортостан — 2,9%, Дагестан — 5,3%, Татарстан — 8,7%). Для повышения уровня профессиональной подготовки кадров, по мнению экспертов, необходимо, прежде всего, повышение авторитета учителя, морально этических качеств преподавателя (глубинное пони мание педагогом проблем, отсутствие влияния стереотипов), кадровый отбор. В связи с недостаточностью научной и мето дической проработанности антиэкстре мистской, антитеррористической идеоло -гии встает вопрос о специализированной подготовке преподавателей и тьюторов, способных вести такие занятия, о квали -фицированном формировании их кон -фликтологической компетентности.
Среди важных мер поддержки эффек тивного развития системы антиэкстре мистского, антитеррористического обра -зования эксперты выделяют:
— решение проблем трудоустройства и занятости молодежи;
— выстраивание действительных связей между образованием и трудоустройством, повышение общего уровня культуры и воспитания в социуме, укрепление куль турных связей с другими регионами РФ;
— возрождение воспитательной функции института семьи.
Активизация социальных лифтов для молодежи, обеспечение востребованности образования и таланта во многом способ -ствуют повышению у подростков чувства собственной социальной значимости и ощущение востребованности, содей -
ствуют жизненному и профессиональному самоопределению молодого поколения.
Среди целевых информационно пропагандистских мероприятий анти экстремистской, антитеррористической направленности наиболее эффективными эксперты считают следующие:
— освещение в СМИ результатов успеш -ных контртеррористических мероприятий и привлечения террористов к ответствен -ности, судебных процессов и оперативных мероприятий по поиску, уничтожению, осуждению представителей террористи -ческих и экстремистских групп, докумен тальное разоблачение в СМИ всех про -явлений террора с видео - и фотоматериа -лами;
— разъяснительную пропагандистскую работу, направленную на формирование негативного отношения к идеям терро -ризма, осознание катастрофических по -следствий терактов, понимание губитель ной, паразитической сущности и ложного, антисоциального, антигуманного характера террористической идеологии и фор -мирование личной готовности принять участие в антитеррористической агитации и пропаганде;
— поощрение регионов, муниципальных образований, отдельных организаций, достигших положительных результатов в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
— широкое освещение культурных и образовательных городских программ, мероприятий, форумов по данной тема тике.
Как отмечают эксперты, в крупных горо -дах и муниципальных районах приняты программы по противодействию экстре -мизму и терроризму, тем более что профи -лактика экстремизма и терроризма входит в перечень вопросов местного значенияь. Однако органы местного самоуправления в большинстве своем не имеют достаточ -ных материальных и организационных возможностей для борьбы с экстремизмом и терроризмом. Некоторые эксперты отме -чают также «сильно коррумпированный местный чиновничий аппарат», «влияние религиозных организаций (в том числе и нетрадиционных)», «это также связано, прежде всего, с безопасностью должностных лиц, отвечающих за это направление. Есть примеры, где в наиболее сложных
районах убивали замов, курирующих это направление (Республика Дагестан)».
По мнению экспертов, важную роль в противодействии идеологии экстре -мизма и терроризма в молодежной среде играют также и общественные органи зации. Общественные (религиозные и этнокультурные) организации, по мне нию экспертов, хорошо осведомлены об идеях и аргументах экстремистов и могут помочь в просветительской работе с моло дежью антиэкстремистского и антитерро ристического характера. Однако органы власти слабо используют общественные организации в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Эффективность работы большинства общественных организаций также снижена за счет собственной орга низационной слабости, в т.ч. внутренних противоречий.
Формирование антиэкстремистской, антитеррористической идеологии в моло дежной среде требует совместных усилий федеральных, региональных и муници -пальных властей, правоохранительных органов, религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искус ства, средств массовой информации при координирующей роли Национального антитеррористического комитета России и региональных антитеррористических комиссий. Основное внимание здесь должно быть направлено на открытость властей, отказ от политики «замалчива ния» и игнорирования проблем, откры тость и объективность СМИ, содействие общественным организациям, пред ставляющим интересы граждан, различ ных по национальному, конфессиональ ному, идеологическому и пр. признакам. Необходимо выстроить единую систему информационного обеспечения госу дарственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества, рас ширить области сотрудничества госструк тур и официального духовенства, наладить специальную подготовку сотрудников органов власти, преподавателей обра зовательных учреждений, представите лей институтов гражданского общества в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в различных группах населения, прежде всего в молодежной среде.