Научная статья на тему 'Сми в контексте реализации государственной национальной политики Российской Федерации'

Сми в контексте реализации государственной национальной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1454
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ЭТНИЧЕСКИЕ СМИ / РОССИЯ / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ / MASS MEDIA / ETHNIC MEDIA / RUSSIA / STRATEGY OF THE STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / MULTI-ETHNICITY / MULTICULTURALISM / INFORMATIONAL PROVISION OF THE STATE NATIONAL POLICY IMPLEMENTATION / DIGITAL DIVIDE / JOURNALISM / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гладкова А.А.

В статье рассматривается роль СМИ в контексте информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации и гармонизации межнациональных отношений в современном российском обществе[556]. Обсуждаются возможные направления исследований в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации применительно к этническим СМИ (т.е. СМИ на языках этнических групп России), а также вызовы, с которыми сталкиваются этнические СМИ в многонациональном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гладкова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA IN THE CONTEXT OF THE STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IMPLEMENTATION

The paper examines the role of mass media in the context of the informational provision of the state national policy of the Russian Federation implementation, and harmonization of interethnic relations in the modern Russian society. The paper also discusses possible directions of research in the field of informational provision of the state national policy of the Russian Federation implementation in relation to the ethnic media (i.e. media in the languages of Russian ethnic groups), as well as different challenges ethnic media face in multi-ethnic Russian society today.

Текст научной работы на тему «Сми в контексте реализации государственной национальной политики Российской Федерации»

УДК: 070; 32.019.5

ББК: 80; 076; 66.3(2Рос)

Гладкова А.А.

СМИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Gladkova A.A.

MASS MEDIA IN THE CONTEXT OF THE STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IMPLEMENTATION

Ключевые слова: СМИ, этнические СМИ, Россия, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, полиэтничность, мультикультурализм, информационное обеспечение государственной национальной политики, цифровое неравенство, журналистика, Интернет.

Keywords: mass media, ethnic media, Russia, Strategy of the State National Policy of the Russian Federation, multiethnicity, multiculturalism, informational provision of the state national policy implementation, digital divide, journalism, Internet.

Аннотация: в статье рассматривается роль СМИ в контексте информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации и гармонизации межнациональных отношений в современном российском обществе1. Обсуждаются возможные направления исследований в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации применительно к этническим СМИ (т.е. СМИ на языках этнических групп России), а также вызовы, с которыми сталкиваются этнические СМИ в многонациональном российском обществе.

Abstract: the paper examines the role of mass media in the context of the informational provision of the state national policy of the Russian Federation implementation, and harmonization of interethnic relations in the modern Russian society. The paper also discusses possible directions of research in the field of informational provision of the state national policy of the Russian Federation implementation in relation to the ethnic media (i.e. media in the languages of Russian ethnic groups), as well as different challenges ethnic media face in multi-ethnic Russian society today.

Вопрос укрепления межэтнических взаимоотношений и создания гармоничной межкультурной среды на территории Российской Федерации сегодня является одним из наиболее острых и дискуссионных. Актуальность ему придает мультиэтнический и мультиязыковой характер российского общества, объединяющего представителей свыше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., сформированным на основе самоопределения граждан). Сегодня в Российской Феде-

рации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования - 105 языков, из них 24 используются в качестве языка обучения, 81 - в качестве учебного предмета . Многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, традиции проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и

1 Исследование выполнено за счет средств гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (проект № МК-1102.2018.6)

2 Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812070007?index=4&rangeSize= 1 (дата обращения 07.02.2019)

вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации .

Обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, укрепление единства и духовной общности российской нации, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, а также обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития их языков входят в число приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации . Современное состояние российского информационного пространства, новые вызовы национальной безопасности Российской Федерации, высокий уровень конфликтов на этнической почве в стране, необходимость в адекватном ответе на угрозы внешнеполитического характера также актуализируют проблему гармонизации межнациональных отношений и укрепление единства российской нации.

Названные выше приоритетные направления были закреплены в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., принятой указом Президента Российской Федерации

3

от 19.12.2012 . Документ определял также цели государственной национальной политики, к которым были отнесены упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений в

4

стране и другие .

Позднее, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 06.12.20185, Стратегия государственной

1 Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremHaru/acts/bank/36512/page/2 (дата обращения 06.02.2019)

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Подписан Указ о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики до 2025 года.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.m/acts/news/59348 (дата обращения 06.02.2019)

национальной политики Российской Федерации была дополнена определениями основных понятий, такими как государственная национальная политика, гражданское единство, российская нация, межнациональные (межэтнические) отношения и другими, выработанными Научным советом Российской академии наук по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений. В Стратегии были отражены современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений, достигнутые результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в стране, новые вызовы и угрозы в сфере реализации государственной национальной политики. В новой Стратегии были уточнены инструменты и механизмы реализации государственной национальной политики, а также установлены целевые показатели и ожидаемые результаты её реализации6. Документ уточнял, что Стратегия была разработана в целях «обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и госу-

7

дарственных интересов...» .

Одним из условий достижения этих целей является эффективное информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе через каналы масс-медиа. Мы полагаем, что важность данного процесса во многом обуславливается ролью СМИ как инструмента воздействия на массовое сознание и формирования общественного мнения. Теоретические подходы к изучению влияния СМИ на массовое сознание (теория повестки дня М. Маккомбса и

6 Там же.

7 Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201812070007?index =4&rangeSize=1 (дата обращения 07.02.2019)

Д. Шоу1, теория фрейминга М. Маккомбса, Д. Шоу и Д. Уивера , теория третьей волны Э. Тоффлера3, конструктивистская теория общественного мнения Ж.-П. Пажеса4, теории медиаэффектов5 и т.д., а также многочисленные исследования практического опыта воздействия на аудиторию со стороны СМИ6 позволяют составить представление о различных аспектах манипулирования общественным сознанием при помощи каналов масс-медиа и формирования позитивных или негативных стереотипов в отношении других социокультурных групп7. Добавим, что Г. Тард, один из основоположников теории массового сознания, подчерки-

1 McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36 (3). P. 176-187.

2 Weaver D., McCombs M., Shaw D. Agendasetting research: issues, attributes, and influences // Handbook of Political Communication Research / L.L. Kaid (ed.). Mahwah, 2004. 215 p.

3 Toffler A. The third wave. Morrow, 1980. 215 p.

4 Пажес Ж.-П. Конфликты и общественное мнение. Новая попытка объединить социологов и математиков // Социологические исследования. 1991. № 7. С. 107-115.

5 Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: ИД «Вильяме», 2004. 432 c.

6 См. например Вартанова Е.Л. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. № 3. С. 50-56; Вартанова Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6(1). С. 5-13; Дробижева Л.М. Эт-ничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики // Вестн. института социологии. 2010. № 1. С. 429-442; Магомедова М.А. СМИ как основной ресурс информационного обеспечения оптимизации межнациональных отношений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 345-347; Малькова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни...»: книга об этнической журналистике. Из опыта анализа российской прессы. М.: Academia, 2005 243 c.; Малькова В.К. Этническая тематика в российском информационном пространстве // Коммуникология. 2014. № 5(3). С. 101-117; Gladkova, A.A. Cultural pluralism in Russian press: Challenges and prospects of development // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. 2013. Vol. 3. P. 325-334; Gladkova, A.A. Linguistic and cultural diversity in Russian cyberspace: Examining four ethnic groups online // Journal of Multicultural Discourses. 2015. Vol. 10(1). P. 49-66.

7 Dunas D. The effect of the 'last drop': on the

question of the media's ability to have a harmful impact on the audience // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6. P. 144-152.

вал особую роль СМИ в формировании и унификации мнений, говоря, что периодика его времени создает «нечто вроде атмосферической оболочки, в которую публика была бы погружена, нечто вроде коллективного сознания, которое озаряло бы ее»8. Именно СМИ Тард приписывает ведущую роль в унификации суждений и взглядов аудитории и, соответственно, в предопределении такого феномена, как общественное мнение.

В настоящее время Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. предусматривает следующие направления в сфере информационного обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации:

- привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, к выполнению целей и задач настоящей Стратегии, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области;

- создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации;

- подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

- организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия .

Особенная роль в контексте реализации положений Стратегии государственной

8 Тард Г. Общественное мнение и толпа. М.: КСП+, 1998. 199 с.

9 Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/00012018 12070007?^х=4&г angeSize=1 (дата обращения 07.02.2019)

национальной политики РФ принадлежит этническим СМИ, т.е. СМИ, выпускаемым на языках этнических групп или на нескольких языках, и нацеленным в первую очередь на вполне конкретную аудиторию, а именно представителей данных этнических общностей, владеющих соответствующими языками. Как отмечает И.Н. Блохин, «этническая журналистика - это журналистика, выполняющая функции самопознания народом своего этнического бытия, консолидации и интеграции этноса, сохранения и развития его культурной самобыт-ности»1. Исследования этнических СМИ через призму межкультурной коммуникации, этнопсихологии, конфликтологии, лингвистики, политологии, массовой ком-муникации2 подтверждают тезис о том, что этнические СМИ являются сегодня важным компонентом государственной стратегии в области поддержки и сохранения культуры малых народов России, укрепления их духовной общности, упрочения связей между представителями разных этнических групп.

Отдельным важным аспектом для изучения сегодня является также роль этнических СМИ в контексте информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации и гармонизации межнациональных отношений в российском обществе. В рамках данной статьи мы предлагаем более детально рассмотреть этот аспект, остановившись на некоторых возможных направлениях исследований в сфере информационного

1 Блохин И.Н. Этнологическая культура журналиста // Вестн. Санкт-Петербургск. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. № 2-2. С. 302-307.

2 См., например Гарифуллин В.З. Роль мусульманских СМИ в обеспечении этноконфессио-нальной толерантности в Татарстане // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2013. № 21(312). С. 131-134; Тулупов В.В. Освещение межнациональных отношений в региональных СМИ // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2013. № 7-8. С. 2-3; Шкондин М.В. Публичность этнического медиапространства // Этническая журналистика: история и современность. Ежегодник № 9. / отв. ред. А.А. Гладкова, О.Д. Минаева, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин. М.: Фак. журн. МГУ, 2016. С. 86-93; Шкондин М.В. Ме-диасистема как фактор репрезентации публичности в процессах освоения мира социумом // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017. № 1. Т. 2. С. 227-233.

обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации применительно к этническим СМИ, а также вызовах, с которыми сталкиваются этнические СМИ в многонациональном российском обществе.

В первую очередь отметим, что этнические СМИ имеют, на наш взгляд, важное значение в контексте реализации приоритетных задач в не только в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации, но и в сфере приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации в целом. К числу последних относятся в том числе укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение языкового и этнокультурного многообразия Российской Федерации; гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве; соблюдение

прав коренных малочисленных народов

3

Российской Федерации и другие . В связи с тем, что тема информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации применительно к этническим СМИ остается сравнительно мало изученной, несмотря на большое число работ, посвященных вопросам Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в це-лом4, мы предлагаем вкратце обозначить

3 Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201812070007?index=4&r angeSize=1 (дата обращения 07.02.2019)

4 См., например Зорин В.Ю. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации (2012-2017 годы реализации) // Жизнь национальностей. 2017. № 4. С 2-23; Зорин В.Ю., Абрамов А.В. Государственная национальная политика, консолидация общества и политическая наука в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 1. С. 1-22.

некоторые направления исследования в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации применительно к этническим СМИ.

К числу таких возможных направлений мы предлагаем относить следующие: роль этнических СМИ в укреплении единства российской нации и минимизации конфликтов на этнической почве в стране; роль этнических СМИ в формировании повестки дня аудитории, в том числе в сфере межнациональных отношений; анализ зарубежного опыта государственной политики в области межнациональных отношений - концепция мультикультурализма и постмуль-тикультурализма (на примере США, Канады, стран Европы, стран постсоветского пространства и т.д.); анализ современного состояния СМИ на языках этнических групп России и выработка актуальной классификации этнических СМИ Российской Федерации в соответствии с их типологическими и жанрово-тематическими признаками (примеры подобной классификации предлагались нами в рамках научно-исследовательского проекта «Атлас этнических СМИ России», реализуемого на факультете журналистики МГУ); изучение опыта подготовки журналистов для работы в этнических СМИ и/или создающих материалы на этническую тематику с учетом регионального опыта различных субъектов Российской Федерации, и другие. Список направлений для возможных исследований, безусловно, может быть продолжен; мы называем лишь некоторые, кажущиеся нам наиболее актуальными и сравнительно мало изученными в настоящее время.

На наш взгляд, исследование данных аспектов позволит не только более детально изучить специфику работы этнических СМИ в современном российском обществе, но и сформулировать возможные пути оптимизации Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации с учетом актуальных запросов мультиэтнического российского общества и российской медиаиндустрии, а также выработать рекомендации по профилактике информационно-коммуникационных угроз национальному единству, поли-

тическому развитию, социокультурной идентичности Российской Федерации и изучить роль СМИ в профилактике этих угроз.

Вместе с тем, для эффективной реализации задач в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации применительно к этническим СМИ следует учитывать ряд вызовов, с которыми сталкиваются сегодня СМИ на национальных языках. Так, по-прежнему отсутствует четкое представление о том, сколько из зарегистрированных Роскомнадзором СМИ на национальных языках реально выходят в свет, и какое число из них продолжает выходить с обозначенной при регистрации периодичностью (нередки случаи, когда в силу разных причин СМИ переходят на более редкую продолжительность выпуска). СМИ на национальных языках испытывают повсеместное падение тиражей и нередко закрываются в связи с низкой рентабельностью, недостаточными финансовыми инвестициями или низким спросом со стороны аудитории, предпочитающей потреблять информацию на русском языке. Как следствие, отсутствует четкое понимание того, как сделать этнические СМИ конкурентно-способными в современных условиях и интересными как локальной аудитории, говорящей на определенном языке, так и более широкой русскоязычной аудитории в региональном и федеральном масштабах1. Важным аспектом в этой связи является поиск баланса между государственной моделью финансирования этнических СМИ и альтернативными моделями финансирования (реклама, подписка, пожертвования и другие). Возможно, как неоднократно отмечалось в ходе пленарных и тематических заседаний на Первом и Втором медиафорумах этнических и региональных СМИ в Москве в 2017 и 2018 гг., следует консолидировано выработать критерии эффективности деятельности СМИ на национальных языках для бо-

1 Гарифуллин В.З. Роль мусульманских СМИ в обеспечении этноконфессиональной толерантности в Татарстане // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2013. № 21(312). С. 131-134; Магомедова М.А. СМИ как основной ресурс информационного обеспечения оптимизации межнациональных отношений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 345-347.

лее целесообразного распределения государственного финансирования и поддержки работы наиболее эффективных и востребованных у аудитории СМИ, а также дополнительно стимулировать этнические СМИ искать дополнительные источники финансирования, помимо господдержки.

Добавим, что нередко встречается ситуация, когда число профессиональных журналистов, готовых работать в редакциях этнических СМИ, существенно уступает числу журналистов, желающих работать в русскоязычных СМИ (в силу причин финансового характера, разного престижа работы, недостаточного владения журналистами в регионах национальными языками для работы в этнических СМИ и многих других причин). Следует отметить также проблему недостаточно высокого уровня цифровых компетенций у журналистов для работы в конвергентных редакциях (связанную с так называемым вторым уровнем цифрового неравенства, речь о котором пойдет далее) и недостаточную оснащенность редакций этнических СМИ современным мультимедийным оборудованием, особенно в регионах страны. Отсутствие необходимого оборудования - современного технологического обеспечения, программных устройств, цифровых технологий зачастую не позволяет сделать контент СМИ на национальных языках интересным и востребованным. Актуальным вызовом является необходимость модернизации контента этнических СМИ в условиях цифровой среды, отвечающего запросам современной аудитории, все чаще потребляющей контент в индивидуально заданном темпе с использованием цифровых устройств1.

Наконец, по-прежнему важной является проблема цифрового неравенства в регионах на уровне доступа к ИКТ, а также на уровне цифровых компетенций граждан (в данном случае мы опираемся на концепцию трех уровней цифрового неравенства, разработанных в том числе британским исследователем М. Рагнедда2). Анализ актуаль-

1 Gladkova A.A. Linguistic and cultural diversity in Russian cyberspace: Examining four ethnic groups online // Journal of Multicultural Discourses. 2015. Vol. 10(1). P. 49-66.

2 Ragnedda M., Muschert G. W. The digital di-

ных статистических данных по доступу федеральных округов РФ и конкретных национальных республик к Интернету, динамике Интернет-аудитории на территории федеральных округов, средней стоимости и скорости фиксированного и мобильного Интернета, индексу цифровой грамотности населения и т.д. показывает, что проблема цифрового неравенства может отразиться на специфике работы этнических СМИ в регионах в экономическом, технологическом, социокультурном аспектах. Проведенный нами более детальный анализ проблемы цифрового неравенства в многонациональной и полиэтнической Республике Татарстан (в данный момент статья находится на рецензировании в журнале), позволил заключить - несмотря на то, что Татарстан является одном из наиболее динамично развивающихся регионов страны в плане инновационных технологий, и цифровой разрыв там находится на достаточной низкой границе - особенно применительно к первому (доступ к Интернету и цифровым технологиям в принципе) и третьему (социальные преимущества граждан как результат использования цифровых технологий) уровням цифрового неравенства, сама проблема цифрового раскола для республики тем не менее характерна. Данные по уровню развития информационного общества в Татарстане, росту проникновения фиксированного высокоскоростного доступа в Интернет в республике и сотовой связи, высокой популярности электронных услуг в республике, активной работе электронного правительства, Портала государственных и муниципальных услуг, а также другие факторы позволяют заключить, что в целом республике развивается активно в плане использования новых возможностей цифровой среды. В свою очередь, это создает новые перспективы для СМИ на национальных языках, выпускаемых на территории республики. Отметим, что немаловажную роль в данном случае сыграла федеральная программа по устранению цифрового неравенства, старт которой был дан в 2014 г., и в

vide: The Internet and social inequality in international perspective. Routledge, 2013. 324 p.; Ragnedda M. The third digital divide: A Weberian approach to digital inequalities. Routledge, 2017. 128 p.

результате которой Интернет и ИКТ стали доступны гражданам Татарстана вне зависимости от размера населенного пункта, в котором они проживают.

В этом контексте достаточно низкие показатели индекса цифровой грамотности Приволжского федерального округа (4,42 пункта по десятибалльной шкале в 2017 г.; для сравнения - в Центральном федеральном округе этот показатель составил 6,41 пункта; в Северо-Западном - 5,95; в Уральском - 5,07; в Сибирском - 5,03)1, а также индекса Интернет-открытости Республики Татарстан (4,53 пункта по десятибалльной шкале на момент проведения исследования в 2017 г.)2, относящиеся ко второму уровню цифрового неравенства (цифровая грамотность и цифровые навыки пользователей) представляются нам несколько неоднозначными. Возможно, некоторую роль сыграли различия в методологиях исследования или их временные рамки - так, после 2017 г. индекс Интернет-открытости Республики Татарстан и индекс цифровой грамотности не замерялись, в то время как при рассмотрении первого и третьего уровней цифрового неравенства (доступ и социальные преимущества) мы опирались преимущественно на данные 2018 и 2019 гг. Вместе с тем, хотя мы допускаем, что при повторном замере показатели второго уровня цифрового неравенства сегодня могли бы продемонстрировать положительную динамику, мы считаем необходимым проакцентировать необходимость в дополнительных региональных программах повышения цифровой грамотности пользователей (компьютерные программы и курсы, реализуемые как в оффлайн, так и в онлайн режиме, специальные программы повышения квалификации и т.д.). Подобные программы могут быть полезны в том числе для развития и совершенствования работы СМИ на национальных языках в регионах, а также для постепенного освоения ими цифрового пространства. В свою очередь, это

1 Цифровая грамотность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://цифроваяграмотность. рф (дата обращения 06.02.2019).

2 Индекс Интернет-открытости Республики

Татарстан составил 4,53 из 10 пунктов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rocit.ru/news/ iio-tatarstan (дата обращения 06.02.2019).

будет способствовать реализации приоритетного направления государственной национальной политики Российской Федерации по сохранению языкового и этнокультурного многообразия и в целом более эффективной работе этнических СМИ в современной цифровой среде.

Следует отметить, что сегодня, с развитием глобального информационного общества, происходит все более заметная унификация культур, сокращение культурного и лингвистического многообразия, особенно очевидная в случае с онлайновыми медиа3. В российском обществе с его по-лиэтничностью, многоязычием, мульти-культурализмом вопрос обеспечения равного доступа миноритарных групп к информационно-коммуникационным технологиям представляется особенно актуальным. Причина этого в том, что представление интересов, взглядов, ценностных ориентиров и потребностей культурных и языковых групп напрямую коррелируется с так называемой концепцией «качественной жизни» (good life) этих групп. Отсутствие у какой-либо группы населения доступа к инновационным площадкам для выражения своего мнения ограничивает их в возможностях коммуникации. В такой ситуации единственно возможным типом коммуникации является оффлайновая, а не онлайновая - посредством публикации периодических изданий на языках национальных групп, проведения специальных тематических мероприятий, выпуска теле- и радиопередач на языках малых народов и т.д.

Представляется, что в онлайновом ме-диапространстве на современном этапе этническое и культурное многообразие России в полной мере не отражено. Причины этому можно условно разделить на технологические и концептуальные. К технологическим можно отнести недостаток программного и информационного обеспечения для использования языков малых народов (например, отсутствие компьютерных шрифтов или форматов кодирования для

3 Deviatko I. Digitalizing Russia. The uneven pace of progress towards ICT equality // The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective / M. Ragnedda, G.W. Muschert (eds.). Routledge, 2013. P. 118-133.

некоторых редких языков, что делает их использование в Интернете невозможным). К концептуальным - отсутствие или очень низкий процент оригинального контента на языке этнических и лингвистических групп (большинство материалов либо выходят на русском языке, либо являются переводом с русского языка), малое число журналистов, желающих работать в электронных СМИ на языках этнических групп, малое число самих СМИ на национальных языках и он-лайн-версий печатных изданий, выходящих на них, трудности с финансированием СМИ не на русском языке, а также высокий цифровой разрыв между технически грамотными и технически не грамотными членами общества, причем малые народы в связи с ограниченным доступом к ИКТ нередко относятся к последним.

Поиск средств преодоления этого разрыва, а также развитие языкового и культурного многообразия в киберпространстве - важные задачи на современном этапе. Среди возможных путей стимулирования культурного и языкового плюрализма в ки-

берпространстве можно выделить: увеличение числа сайтов, посвященных культуре и истории народов России, сайтов вузов и национальных библиотек, образовательных и научных учреждений, занимающихся изучением языкового многообразия; создание баз данных, содержащих материалы по языкам, культурам, истории народов России; открытие Интернет-форумов для общения на миноритарных языках; запуск Интернет-вещания на языках народов России и другие.

Реализация их будет способствовать сохранению культурного наследия малых народов России, укреплению межкультурной коммуникации, развитию толерантности и способности граждан к межэтническому взаимодействию, повышению коммуникационных возможностей малых народов, их интеграции в глобальное медиапро-странство, а также эффективной реализации положений Стратегии государственной национальной политики РФ в сфере ее информационного обеспечения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блохин, И.Н. Этнологическая культура журналиста // Вестн. Санкт-Петербургск. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2008. - № 2-2. - С. 302-307.

2. Брайант, Д., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. - М.: Вильямс, 2004. - 432 с.

3. Вартанова, Е.Л. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. - 2001. - № 3. - С. 50-56.

4. Вартанова, Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6(1). - С. 5-13.

5. Гарифуллин, В.З. Роль мусульманских СМИ в обеспечении этноконфессиональной толерантности в Татарстане // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. - 2013. - № 21(312). - С. 131-134.

6. Дробижева, Л.М. Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики // Вестн. института социологии. - 2010. - № 1. - С. 429-442.

7. Зорин, В.Ю. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации (2012-2017 годы реализации) // Жизнь национальностей. - 2017. - № 4. - С. 2-23.

8. Зорин, В.Ю., Абрамов, А.В. Государственная национальная политика, консолидация общества и политическая наука в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 1. - C. 1-22.

9. Индекс Интернет-открытости Республики Татарстан составил 4,53 из 10 пунктов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rocit.ru/news/iio-tatarstan (дата обращения 06.02.2019).

10. Магомедова, М.А. СМИ как основной ресурс информационного обеспечения оптимизации межнациональных отношений // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 345-347.

11. Малькова, В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни...»: книга об этнической журналистике. Из опыта анализа российской прессы. - М.: Academia, 2005. - 243 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Малькова, В.К. Этническая тематика в российском информационном пространстве // Коммуникология. - 2014. - № 5(3). - С. 101-117.

13. Пажес, Ж.-П. Конфликты и общественное мнение. Новая попытка объединить социологов и математиков // Социологические исследования. - 1991. - № 7. - С. 107-115.

14. Подписан Указ о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/59348 (дата обращения 06.02.2019).

15. Тард, Г. Общественное мнение и толпа. - М.: КСП+, 1998. - 199 c.

16. Тулупов, В.В. Освещение межнациональных отношений в региональных СМИ // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2013. - № 7-8. - С. 2-3.

17. Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201812070007?index=4&rangeSize= 1 (дата обращения 07.02.2019)

18. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/36512/page/2 (дата обращения 06.02.2019)

19. Цифровая грамотность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://цифроваяграмотность.рф (дата обращения 06.02.2019).

20. Шкондин, М.В. Публичность этнического медиапространства // Этническая журналистика: история и современность. Ежегодник № 9 / отв. ред. А.А. Гладкова, О.Д. Минаева, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин. - М.: Фак. журн. МГУ, 2016. - С. 86-93.

21. Шкондин, М.В. Медиасистема как фактор репрезентации публичности в процессах освоения мира социумом // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. -№ 1. Т. 2. - С. 227-233.

22. Deviatko, I. Digitalizing Russia. The uneven pace of progress towards ICT equality // The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective / M. Ragnedda, G.W. Muschert (eds.). Routledge, 2013. P. 118-133.

23. Dunas, D. The effect of the 'last drop': on the question of the media's ability to have a harmful impact on the audience // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6. P. 144-152.

24. Gladkova, A.A. Cultural pluralism in Russian press: Challenges and prospects of development // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. 2013. Vol. 3. P. 325-334.

25. Gladkova, A.A. Linguistic and cultural diversity in Russian cyberspace: Examining four ethnic groups online // Journal of Multicultural Discourses. 2015. Vol. 10(1). P. 49-66.

26. McCombs, M., Shaw, D. The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36 (3). P. 176-187.

27. Ragnedda, M., Muschert, G. W. The digital divide: The Internet and social inequality in international perspective. Routledge, 2013. 324 p.

28. Ragnedda, M. The third digital divide: A Weberian approach to digital inequalities. Routledge, 2017. 128 p.

29. Toffler, A. The third wave. Morrow, 1980. 215 p.

30. Weaver, D., McCombs, M., Shaw, D. Agenda-setting research: issues, attributes, and influences // Handbook of Political Communication Research / L.L. Kaid (ed.). Mahwah, 2004. 215 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.