Отечественный опыт
Игорь ТИУНЧИК
ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В статье рассматриваются теоретико-методологические и прикладные вопросы реализации общепризнанных международных политико-правовых норм в области прав народов на самоопределение а также детерминанты, особенности и проблемы самоопределения народов России в постсоветский период.
This article explores theoretical-methodological and applied issues of realization universally recognized international political legal norms in the field of people's rights to self-determination as well as determinants, features and problems of the Russian people's self-determination during the post-Soviet era.
Ключевые слова:
право на самоопределение, народ, нация, этнос, идентичность; right to self-determination, the people, nation, ethnicity, identity.
Понятие о праве народов на самоопределение, получив -шее распространение в политической теории и практике в период Первой мировой войны, пережившее возрождение в период распада колониальной системы, приобрело новое содер -жание с крахом биполярной системы и углублением глобализаци -онных процессов.
Нарастающая глобализация мира не ведет к стиранию его социо -культурного многообразия. Напротив, «реальность сегодняшнего дня — рост межэтнической и межконфессиональной напряженно -сти... “Плавильный котел” ассимиляции барахлит и чадит — и не способен “переварить” все возрастающий масштабный миграцион -ный поток.». Местное коренное население «шокировано агрессив -ным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасается угрозы утратить национально - государственную идентичность»1.
Современная политическая теория и практика столкнулась с новыми реалиями, которые можно рассматривать как новый кон -текст самоопределения народов и наций, которого не знало поли -тическое и правовое мышление прошлого. И в этих условиях поли -тической науке и практике требуется переосмыслить ряд фундамен -тальных политологических и юридических категорий, к которым относятся «право на самоопределение», «государственный сувере -нитет», «федерализм, автономия и самоуправление».
Россия — одно из самых полиэтничных государств мира. По дан -ным переписи 2010 г., в нашей стране проживают представители более 180 народов, каждый из которых имеет собственную культуру, традиции, мировоззрение. Однако у всех народов, населяющих нашу Родину, есть уникальный опыт совместного общежития на протяжении десятков, сотен, а иногда и тысяч лет.
С момента распада Советского Союза в 1991 г. народы России оказались перед необходимостью самоопределения как на между народной арене, так и собственно внутри Российской Федерации. На внешнеполитической арене Россия, исходя из новой геополи -тической реальности, была вынуждена переформатировать отно -шения с бывшими своими «оппонентами» из капиталистического лагеря, со своими бывшими союзниками из мировой системы социализма, а также решать со вновь возникшими на постсовет ском пространстве государствами целый комплекс проблем, свя
1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 2012, 23 янв. // http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения 24.01.2012).
ТИУНЧИК
Игорь
Валерьянович — полковник, соискатель кафедры национальных и федеративных отношений РАНХиГС [email protected]
занных с реализацией народами бывших союзных республик права на самоопреде -ление в форме сецессии.
Еще более сложный и противоречивый характер после «крупнейшей геополити -ческой катастрофы» носило внутреннее самоопределение российских народов. И хотя В.В. Путин в своей программной статье по национальному вопросу вполне определенно заявил, что «русский народ давно самоопределился. Самоопределение русского народа — это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским куль турным ядром»1, но в этой же статье ведущий российский политик перечислил целый спектр современных проблем, свя занных с реализацией на постсоветском пространстве права народов на самоопре -деление. Он заявил, что нынешние рос -сийские «национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разру шением СССР <....> с неизбежно после -довавшей за этим деградацией государ ственных, социальных и экономических институтов»2.
Подчеркнем, что сложность ситуации усугубляет сохраняющееся неравенство субъектов РФ, различие их юридиче -ского и фактического статусов. Издержки непродуманных радикально либеральных реформ в России последнего двадцати летия, изменения в системе международных отношений наряду с порожденными однополярной глобализацией крупномас штабными негативными последствиями привели к возникновению устойчивых центробежных тенденций сепаратизма, росту агрессивного национализма, этно конфессионального экстремизма, фор мированию в целом ряде регионов нашей страны благоприятных условий для функ ционирования структур международного терроризма.
Прежде чем приступить непосред ственно к рассмотрению актуальных про блем самоопределения народов России, необходимо обратить внимание на ряд методологических моментов.
Во первых, самоопределение народов в России обусловлено историей развития российского социума и совокупностью факторов, обусловливающих специфику его идентичности. Анализ данных усло -вий и факторов позволил нам утверждать,
1 Там же.
2 Там же.
что у России есть постоянные факторы, которые на протяжении веков состав -ляли ядро ее идентичности и отличали российское государство и его народ от других государств. К таким базовым факторам и элементам российской идентич -ности относятся: географический фактор (самая большая страна мира с суровыми природными условиями); религиозный фактор (многоконфессиональное населе ние с подавляющим большинством право славных); политический фактор (автори тарная форма правления независимо от режима власти при отсутствии развитого гражданского общества и демократиче ских свобод); ментальный фактор, заклю чающийся в противоречивости и в высшей степени поляризованности русского наци -онального характера, вобравшего в себя черты Юга (Византия), Востока (татаро -монголы и тюрки), Запада (Европа); дер -жавность (желание видеть свое государ -ство великим).
Специфичность самоопределения народов в нашей стране заключалась в том, что, осуществляя государственное строительство, Россия стремилась сохра нить самобытность всех народов, языков и культур, в отличие от американцев или западноевропейцев. В то же время обра зование и построение государства за счет сильной центральной власти в России привели к созданию империи, что выра зилось в унитаристской форме государ -ства. Приоритетная цель российской власти всегда заключалась в сохранении его целостности.
Во вторых, зачастую при рассмотрении права наций на самоопределение это право трактуется лишь в политико этническом аспекте, в отрыве от его социально экономической основы. В действитель -ности же, как представляется, в основе процессов самоопределения народов и образования национальных государств лежит именно материальная, экономи ческая жизнь людей, в первую очередь рыночные отношения, требующие единых экономических и юридических правил, единого денежного обращения в рамках определенных границ и, соответственно, единого государства, формирующегося, прежде всего, в процессе идентификации народонаселения по языку и культуре.
Все вновь образованные на постсовет ском пространстве государства с разной степенью открытости и результативности
ориентировались на рыночные отноше ния. В этом, собственно, и состояла суть происшедших преобразований, привед ших к исчезновению советской сверхдер жавы. Следовательно, начали действовать те экономические механизмы, которые в ряде случаев вновь вызвали к жизни все ту же «ленинскую» историческую тенден -цию в национальном вопросе — стрем -ление к свободному самоопределению наций, входящих в состав уже отделив шихся государств1.
Подтверждением нашей точки зрения здесь служит мысль о том, что в основе этнонациональных процессов (в т.ч. и межэтнических конфликтов) лежат, пре жде всего, экономические интересы.
Мы считаем, что «пусковым механиз -мом» большинства современных россий ских проблем (в т.ч. и в сфере реализации права народов на самоопределение) явился развал народнохозяйственного комплекса Советского Союза, сопряженный с без -ответственными так называемыми «либе -ральными» реформами, осуществленными в пользу узкого слоя «выгодопри обретателей» в ущерб коренным интересам большинства населения страны. Данные реформы в экономической сфере привели к деиндустриализации страны, усилению сырьевой направленности экономики в ущерб обрабатывающим и высокотехно логичным отраслям, сокращению эко -номических ресурсов, которые могли бы быть направлены на обеспечение устойчи вого развития страны. Вследствие деграда ции экономической базы и ограниченно сти жизненно важных ресурсов в целом в российском обществе нарастают полити ческие, социальные, мировоззренческие проблемы, связанные со справедливым распределением скудного общественного продукта, которые проявляются сегодня в т.ч. и в росте межэтнической напряженно -сти и конфликтности.
В условиях недееспособной правоохра -нительной системы и снятия этических ограничителей, преимущество получили либо чиновники (в т.ч. числе в националь -ных республиках), «находящиеся на пото -ках», и связанные с ними крупные соб -ственники (зачастую «назначенные» теми же чиновниками), либо силовые струк -
1 Подробнее см.: Тимошев Р.М. Право наций на самоопределение и современные межнациональные конфликты // http://www.nic -nauka.ru/ material/1/ (дата обращения 12.01.2012).
туры (как официальные — прежде всего ФСБ, МВД, прокуратура и т.п. — через «крышевание», «сопровождение бизнеса», коррупционные схемы, помощь в рей дерских захватах, собственный криминал и т.д., так и неофициальные — различные ОПГ и банды, в т.ч. этнические, либо их симбиоз), которые имеют возможность явочным порядком перераспределить ограниченные ресурсы в свою пользу. Во многих этнонациональных субъектах России данные негативные явления были многократно усилены традициями клано вости и кумовства.
Известный ученый В. Пантин выделяет критические точки внутрироссийского самоопределения: «В настоящее время особое значение для устойчивого развития Российской Федерации имеют процессы самоопределения народов Северного Кавказа и Татарстана. Оба эти региона испытывают сильное воздействие со сто роны исламских стран, в том числе экс тремистских политических сил, которые толкают и Северный Кавказ, и Татарстан к отделению от России. Эти экстремист -ские силы подталкивают к конфронтации с федеральным центром некоторые полити ческие силы в странах Европейского союза и в США, заинтересованные в ослаблении России и даже в ее распаде. При этом, хотя формы сепаратизма на Северном Кавказе и в Татарстане существенно различны, но суть у них практически тождественна. Если в Чечне, Ингушетии, Дагестане тер -рористы устраивают диверсии и воюют с оружием в руках, то в Татарстане на волне роста “национального самосознания татарского народа” некоторые радикаль -ные представители татарской интеллиген -ции и других слоев населения ведут речь об “экономической и культурной деградации русских”, о неспособности российского го -сударства обеспечить необходимые условия для развития Татарстана»2.
Работа в центральных органах воен -ного управления, изучение истории и современной практики урегулирования внутреннего вооруженного конфликта на Северном Кавказе позволяют автору сделать вывод о том, что не мифические национальный гнет России по отношению к «малым кавказским народам» и этниче -
2 Пантин В.И. Политическое самоопределение России в современном мире: основные факторы, тенденции, перспективы // Власть, 2007, № 5, с. 114.
ские притеснения привели к массовым человеческим жертвам и значительным материальным потерям в этом южном регионе России, а конкретные действия федеральной и региональной элит по разрушению экономического, полити ческого, социального, духовного потен циала страны, поставившие большинство населения региона на грань физического выживания в условиях системной корруп ции, идейно ценностного кризиса, неэф фективности и полной недееспособности институтов государства1.
Очевидно, что попытки реализации подобных форм самоопределения несут угрозу национальным интересам и тер риториальной целостности России, но, с другой стороны, выдвигают высокие тре бования к уровню компетенции и про фессионализма, проективным и органи зационным способностям, моральным качествам федеральной и региональных элит, которые должны сформулировать и реализовать общероссийский геополи тический проект, отвечающий интересам большинства народов и населения нашей страны.
Существенная часть перечисленных проблем внутреннего самоопределения народов России порождается преобла данием в обществе этноплеменной трак товки нации, которая выражается в реа лизации национально территориального принципа государственного устройства в границах единого государства. Для национальных элит вполне естественно стремление к концентрации власти внутри национального субъекта/региона. Но национальное самоопределение не всегда возможно реализовать в самоопределе -нии территориальном. А отсутствие у многих российских этносов территорий, бесспорно исторически принадлежащих только им, делает невозможным форми -рование на их основе жизнеспособных, устойчивых моноэтнических государств.
Среди других актуальных проблем реа лизации права народов России на само -определение в постсоветский период автор выделяет следующие:
1 См. подробнее: Внутренний вооруженный конфликт на Северном Кавказе: причины и пути разрешения : монография. В 2 ч. Часть II. Конфликт на Кавказе: восстановление мира. — М. : ВУ, 2012.
— неясность конечной цели и форм самоопределения (нация государство или империя2);
— вопрос «разделенной нации» и выте -кающее из нее восприятие несправедли вости существующих государственных границ между бывшими союзными респу бликами;
— национализм и сепаратизм;
— создание так называемой Русской Республики;
— функционирование института национально культурной автономии;
— проблемы статуса малочисленных народов Севера и ряд др.
По нашему мнению, внутри страны основные приоритеты в области реали зации российского многонационального самоопределения заключаются:
— в создании современного государства с национально (в политическом, а не этни -ческом смысле) действующими управлен цами, функционирующего в интересах большинства граждан;
— построении современной рыночной, социально ориентированной экономики в России, обеспечивающей потребности граждан;
— организации духовной жизни наро -дов страны на основе принципов паритета интересов национальных общин и их все стороннего партнерства, самоорганизации национальной жизни этносов, государ -ственного патернализма и равноправного диалога со всеми национальностями.
При этом первичным должен быть выбор тех политических механизмов, в рамках которых будет происходить восстановле -ние реального федерализма и местного самоуправления. Остальные инструменты следует рассматривать как производные от этого выбора. Ключевым фактором реали зации права народов России на самоопре деление, с нашей точки зрения, является обеспечение равных условий жизни граж дан вне зависимости от места их прожива -ния, относительно равного распределения по регионам общероссийских стандартов качества жизни.
2 См.: Малинова О.Ю. Дискуссии о государстве и нации в постсоветской России и идеологема «империи» // Политическая наука, 2008, № 1, с. 31-58.