Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности мотивации труда госслужащих в организации'

Критерии оценки эффективности мотивации труда госслужащих в организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
777
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / МОТИВАЦИЯ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фофанова Анна Юрьевна

Современная государственная служба является кадровым стержнем государственного управления, гарантирующим стабильность и адаптацию к изменениям в России. Способность аппарата государственной службы решать непростые социальные и экономические задачи в государстве, находящемся в состоянии демократического транзита, напрямую зависит от мотивационных характеристик государственных служащих, их профессионализма, морально-этических и трудовых ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фофанова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности мотивации труда госслужащих в организации»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Фофанова Анна Юрьевна

канд. экон. наук, доцент Мурманского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

г. Мурманск, РФ E-mail: n.p.fofanova@mail.ru

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА ГОССЛУЖАЩИХ В

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Современная государственная служба является кадровым стержнем государственного управления, гарантирующим стабильность и адаптацию к изменениям в России. Способность аппарата государственной службы решать непростые социальные и экономические задачи в государстве, находящемся в состоянии демократического транзита, напрямую зависит от мотивационных характеристик государственных служащих, их профессионализма, морально-этических и трудовых ценностей.

Ключевые слова

Государственная гражданская служба, мотивация, заработная плата, результативность, профессионализм,

ответственность, принципы.

В настоящее время, не смотря на различные усилия, направленные на повышение эффективности государственного управления, улучшения ситуации не отмечается. Тем более, что по отдельным направлениям можно отметить ее ухудшение. Следует констатировать, что в реальной деятельности в большинстве своем мероприятия по реформированию и современная повседневная профессиональная сфера госслужащих не сходятся, находясь как бы в разнородных областях.

Для формирования современной высокоэффективной, подотчетной общественности госслужбы минимальным, но особенно значимым, условием является принцип мотивации. Это принцип основан на принятом утверждении, что не надо ждать эффективной отдачи от усилий служащего, который обладает слабенькой мотивацией или действует вообще без мотивационных механизмов. Данная мотивация сильно обусловлена зависимостью карьерного роста и зарплаты гражданского служащего от результатов и качества выполняемых им дел.

Длительный период учеными утверждалось, что не надо ждать хорошей работы от служащих с маленькой оплатой. Хотя сегодня средняя заработная плата федеральных гражданских служащих - примерно в 1,5 - 2 раза выше средней по России. Тем не менее, само повышение оплаты не приводит к радикальному улучшению качества управления. Ситуация объясняется тем обстоятельством, что обеспечение мотивации тесно связано с объективной оценкой результативности труда и профессионализмом гражданского служащего. Были проведены и опросы - выяснилось, что самым значительным демотивирующий для служащего фактором является назначение его на вышестоящую должность, продвижение, премии - на основе далеко необъективной оценки результатов и уровня профессионализма, а лояльности и преданного отношения к начальству или принадлежности к той или иной группе. Отсюда важно соблюсти требования независимого подтверждения квалификационного уровня и личностных свойств гражданских служащих и при проведении конкурса на замещение должности государственной гражданской службы, и в ходе периодической их аттестации.

Было бы целесообразно поменять в таких условиях принцип лояльности и преданности принципом «заслуг и достоинств» на службе. Только для этого будет необходимо в реальной работе проводить открытые конкурсы на замещение вакансий с заранее известными критериями оценки, с привлечением независимых экспертов, численность которых примерно должна составлять половину от всего комиссионного состава.

Далее следует медленно переходить к установлению настоящей зависимости оплаты труда гражданских служащих (в т.ч. премии) от показателей эффективности и результативности служебных дел. Эта работа проводится в рамках реформы, но представлена зачастую экспериментами.

Системы оценки эффективности находят свое использование в производственных структурах. Сложно их воссоздать для государственных учреждений, как-то: университеты, органы судебной системы, полиция, прокуратура, миграционная служба...

Как и бизнес-сообщество, государственные структуры производят продукты и услуги - отсюда и эффективность их деятельности может быть подвергнута оценке. Эффективность работы судей возможно оценить, к примеру, по количеству рассмотренных дел, эффективность работы миграционных служб - по реализации функций администратора штрафов, пошлин, патентов. Государственная структура может определить собственные продукты, добиваться высокого уровня производства, это улучшит показатели ее эффективности и результативности, а также придаст легитимность деятельности нашего государства.

Другой принцип - соблюдение строгой подотчетности гражданских служащих, причем всему гражданскому обществу, и ответственности перед ним. Движение в этом направлении должно предусмотреть установление безусловной ответственности руководителей и исполнителей за достижение конкретных, заранее определенных результатов и за появившиеся нарушения в служебных делах, вне зависимости от занимаемого положения; замену коллегиальной ответственности персональной; оценку деятельности руководителей и их подчиненных не согласно формальным показателям, а по объективным социально-значимым итогам.

Кроме того, очень слабое место у российского государственного аппарата - это прогнозирование и стратегическое планирование. Оно если и ведется, то очень формально, а его связь со среднесрочными и текущими проектами ведомств почти не отмечается.

Эффективность мероприятий, принимаемых руководством по мотивации служащих возможно рассчитать по таким критериям как:

- вовлеченность в деятельность государственного органа;

- удовлетворенность системой поощрения;

- удовлетворенность возможностью карьерного повышения;

- удовлетворенность организацией персонального труда.

Интересно остановится на данном моменте. Государственная служба - механизм профессионального и нормативно-установленного обеспечения реализации Конституции РФ, иных законов страны в интересах людей. Она призвана обеспечивать целостность и эффективность государственного управления, определенную стабильность. По этой причине ее становление и развитие, прежде всего в рамках конституционного и административного права, дает ей целостность и единство.

Законодательство о государственной службе имеет конституционное происхождение и включает в себя: Конституцию РФ; федеральные законы; нормативно-правовые акты РФ, уставы, нормативно-правовые акты субъектов РФ. [2, с. 19]

Управление кадрами в органах государственного управления и местного самоуправления базируется на правовых нормах, содержащихся в Конституции и законах страны, актах субъектов РФ, уставах муниципальных образований, иных нормативно-правовых актах.

Правовые основы гражданской службы - это главенствующие, законодательно установленные нормативно-правовые положения, определяющие юридическую регламентацию общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией конституционных прав жителей страны при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении, а также в сфере ее организации и функционирования.

Данные нормы носят общеобязательный характер, устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. [7, с. 20]

Государственная гражданская служба, хотя и имеет подразделения на федеральную и службу субъектов РФ, тем не менее является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ подразделений службы проявляется в

установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего, установлении приоритета федерального законодательства в закреплении ее юридических основ.

На федеральном уровне общественные отношения, связанные с организацией государственной службы, регулируются следующими нормативами: Конституцией Российской Федерации;

Федеральными законами:

- от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (№ 395-Ф3);

[4]

- от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 327-ФЗ); [3]

- от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». [8]

В дополнении к этому, также к источникам законодательства о государственной службе можно отнести федеральную программу «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 гг.)», утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 и направленную на повышение эффективности государственной службы. [5]

В настоящее время Минтрудом РФ подготовлен проект указа Президента Российской Федерации «О федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 гг.)» и плане мероприятий по развитию системы государственной службы Российской Федерации до 2018 г.»

Далее проектом указа предполагается утвердить проект федеральной программы «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 гг.)»

Цель данной программы - создание целостной системы государственной службы РФ, посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления ею, формирования высококвалифицированного кадрового состава, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Указанные нормативные документы определят принципы правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Параллельно этому на федеральном уровне остались никак не неопределенными следующие вопросы - по ним не приняты нормативно-правовые акты в России:

1) Государственное пенсионное обеспечение граждан, проходивших государственную службу, и их

семей.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (№ 9-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных указанным ФЗ и другими законами, гражданским служащим гарантируются: государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

2) Медицинское страхование государственных служащих.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (№ 9-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных указанным ФЗ и другими законами, гражданским служащим гарантируются: медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию за выслугу лет, в соответствии с данным ФЗ и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.

3) Соотношение федеральных должностей и должностей субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской

Федерации» (№ 309-ФЗ) в ч. 4 ст. 5 установлено, что соотношение должностей федеральной государственной

гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента РФ.

4) Отсутствие перечня должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация (последовательное постепенное перемещение элементов какой-либо структуры с места на место, членов какого-либо коллектива с должности на должность [1, с. 1372]) гражданских служащих, и порядка ротации гражданских служащих.

Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (№ 9-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и порядок ротации гражданских служащих утверждаются Президентом РФ.

5) Установление порядка ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (№ 9-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ утверждается указом Президента России.

6) Утверждение Положения о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, согласно ч. 8 ст. 64 указанное Положение утверждается соответственно Президентом Российской Федерации. [6]

Проведя анализ положений нормативно-правовых актов Мурманской области в сфере государственной гражданской службы мы отметили, что общественные правоотношения в данной сфере урегулированы в достаточной степени.

Таким образом, в современных условиях трудности в области мотивации труда персонала присутствуют и в государственных учреждениях. Госслужащие (как и любые другие работники) при прохождении своей службы преследуют достижение собственных целей, которые необходимо учитывать руководству в кадровой политике при их мотивации. Список использованной литературы:

1. Большой толковый словарь русского языка. - СПб. : Норинт, 2009. - 1536 с.

2. Волкова В. В., Сапфирова А. А. Государственная служба : Учебное пособие. - М. : Юнити-Дана, 2012. -208 с.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 50. - Ст. 7337.

4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 22. - Ст. 2063.

5. О федеральной программе Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 гг.) :Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 11. - Ст. 1277.

6. Официальный сайт Министерства юстиции. - Режим доступа: [http://minjust.ru]

7. Управление персоналом : Учебное пособие / А. И. Турчинов. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 488 с.

8. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

© Фофанова А.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.