Научная статья на тему 'Проблемы модернизации государственной гражданской службы в Российской Федерации: правовой аспект'

Проблемы модернизации государственной гражданской службы в Российской Федерации: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
791
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРАВА ГРАЖДАН / ПРОЦЕДУРА КОНКУРСНОГО ОТБОРА / ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ / PUBLIC SERVICE / CIVIL RIGHTS / COMPETITIVE SELECTION PROCEDURE / POSITIONS OF THE STATE CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончарук Н.С.

Статья посвящена имеющимся правовым пробелам и необходимости модернизации законодательства, связанного с порядком прохождения государственной гражданской службы. В работе также предложен ав- торских взгляд на решение некоторых правовых проблем по данному аспекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNISATIONS PROBLEM OF THE STATE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL ASPECTS

The article is about the legal gaps and the need to modernize the law relating to the order of the passage of the civil service. In the paper is also the author's answer of some legal issues on this aspect.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации государственной гражданской службы в Российской Федерации: правовой аспект»

Collection of Laws of the Russian Empire, Saint Petersburg, 1905. Collected works 3, volume 6, pp. 59-77.

2. Mikhailov A.A. Pskov Cadet Corps, 1882-1917: thesis of the candidate of historical sciences, Saint Petersburg, 1994.

3. Russian State Military Historical Archive (RSMHA), file 356, inventory 1, case 83, case 84, case 85, case 86, case 88, case 87, case 89, case 90, case 91, case 92, case 96, case 98, case 99, case 100, case 101 (the lists to the officers and the clerks of the corps in order of precedency).

4. Instruction on Upbringing for Cadet Corps. Saint Petersburg, 1905. 120 p.

5. Krutetskiy A.D. Alexandrovskiy Cadet Corps Within the First 25 Years of Its Existence. Concise Historic Note. Saint Petersburg, 1898. 196 p.

6. Russian State Military Historical Archive (RSMHA), file 356, inventory 1, case 356, pp.22-23; case 660, pp. 21-22 (overleaf); file 665, pp.36-38.

7. ZaionchkovskiyP.A. Autocracy and the Russian Army at the Turn of the 19th century. 1881 - 1903. Moscow, 1973. 351 p.

8. Beskrovniy L.G. The Army and the Navy of Russia at the Beginning of the 20th Century. Moscow, 1986. 237 p.

УДК 35.08:342.9 Н.С. ГОНЧАРУК

кандидат политических наук,доцент кафедры административного и финансового права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: gontscharuk@yandex.ru

UDC 35.08:342.9 N.S. GONCHARUK

candidate of political sciences, Associate professor of the department of administrative and financial law, Russian Presidential Academy of National economy and Public

Administration E-mail: gontscharuk@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

MODERNISATION'S PROBLEM OF THE STATE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL ASPECTS

Статья посвящена имеющимся правовым пробелам и необходимости модернизации законодательства, связанного с порядком прохождения государственной гражданской службы. В работе также предложен авторских взгляд на решение некоторых правовых проблем по данному аспекту.

Ключевые слова: государственная служба, права граждан, процедура конкурсного отбора, должности государственной гражданской службы.

The article is about the legal gaps and the need to modernize the law relating to the order of the passage of the civil service. In the paper is also the author's answer of some legal issues on this aspect.

Keywords: public service, civil rights, competitive selection procedure, positions of the state civil service.

Развитие института государственной гражданской службы в Российской Федерации тесно связано с формированием единой нормативно-правовой системы по вопросу прохождения государственной гражданской службы, которое можно отнести к 2003-2004, в связи с принятием двух основных федеральных законов (Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы в Российской Федерации» и Федеральной закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Данные федеральные законы, на первый взгляд, достаточно подробно отразили целый ряд вопросов, связанных с прохождением государственной гражданской службы. К 2013 году было издано немало

указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, локальных нормативно-правовых актов субъектов России и государственных органов.

Тем не менее, до сих пор существует множество проблем, в том числе и правовых пробелов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Например, проведённый ещё в 2010 г. мониторинг правоприменительной практики в сфере государственной гражданской службы в Центральном федеральном округе показал, что в правовом регулировании имеется ряд пробелов[1]. Стоит отметить, что данный мониторинг был проведен также и в других федеральных округах в рамках реализации Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государ-

© Н.С. Гончарук © N.S. Goncharuk

12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ

ственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261.

В настоящее время Управлениями выявлены некоторые вопросы, которые на федеральном уровне по-прежнему остаются не урегулированными:

- определение соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ, часть 12 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ) - (Управлениями по Белгородской, Брянской, Курской, Липецкой, Рязанской, Смоленской, Тверской областям);

- порядок выкупа государственным гражданским служащим подарка, полученного им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием (пункт 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) - (Управлениями по Брянской, Воронежской, Тульской областям);

- перечень должностей гражданской службы, в случае замещения которых гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (пункт 1 части 3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) - (Управлениями по Брянской и Воронежской областям);

- порядок ведения Сводного реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации (часть 5 статьи 43 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ) - (Управлениями по Брянской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской областям и по Москве);

- перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда (часть 15 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) - (Управлениями по Брянской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Смоленской, Тверской, Тульской областям и по Москве);

- о медицинском страховании гражданского служащего (пункт 5 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ) - (Управлениями по Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Курской, Костромской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской,

Тульской, Ярославской областям, и по Москве);

- об установлении случаев, порядка и размеров выплаты по обязательному государственному страхованию (пункт 7 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ) - (Управлениями по Белгородской, Брянской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской областям и по Москве);

- о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) - (Управлениями по Брянской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской областям, и по Москве);

- об утверждении перечня должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, а также порядок ротации государственных гражданских служащих (часть 3 статьи 60 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) - (Управлениями по Брянской, Воронежской, Ивановской, Курской, Костромской, Орловской, Рязанской, Тверской, Тульской областям);

- о порядке заключения на конкурсной основе договора на обучение между государственным органом и гражданином на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока (часть 2 статьи 61 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) - (Управлениями по Ивановской, Калужской, Костромской областям);

- положение о кадровом резерве на гражданской службе (часть 8 статьи 64 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ) - (Управлениями по Белгородской, Брянской, Ивановской, Костромской, Курской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областям и по Москве);

- о порядке работы комиссии по служебным спорам (часть 11 статьи 70 (Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) - (Управлениями по Брянской, Ивановской, Курской, Орловской, Тамбовской областям и по Москве).

На региональном уровне вопросы государственной гражданской службы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, урегулированы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ достаточно полно, однако, в ряде субъектов Российской Федерации некоторые полномочия, предоставленные органам государственной власти субъектов, остаются нереализованными.

В Орловской области, например, не определен перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих субъекта Российской Федерации, для которых оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности про-

фессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте (часть 15 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Также не установлен порядок, размеры и случаи выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статья 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);

- не установлен порядок и условия возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (пункт 9 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);

- не установлен порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы (пункт 4 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);

- не установлен порядок заключения на конкурсной основе договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока (часть 2 статьи 61 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

Выявленные пробелы в законодательстве до сих пор устранены не в полной мере и по ряду отмеченных пунктов нет точных сроков окончания устранения выявленных недочётов.

Тем не менее, данный мониторинг показал лишь часть проблем, существующих в области правового регулирования государственной гражданской службы. Например, в отношении ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, в которой говорится о том, что конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться. Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.02.2009 № 2-П часть вторая статьи 22, предусматривающая случаи, в которых конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться, признана соответствующей Конституции РФ. Однако в данной статье речь идёт о том, что конкурс не проводится при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», - те должности, которые будут определять ход всей работы соответствующих подразделений и государственных органов, что на наш взгляд, может потенциально составлять возможность для коррупционных преступлений и тем самым нарушать равный доступ граждан к государственной гражданской службе.

Ещё одним примером в отношении необходимости дальнейшей проработки правовых норм, связанных с прохождением государственной гражданской службы, является процедура конкурсного отбора. На протяжении многих лет со дня принятия Федерального закона №79-ФЗ большинство специалистов сходятся во мнении о том, что процедура конкурсного отбора на должности

государственной гражданской службы несовершенна и необходим ее пересмотр. Однако до введения конкретных правовых норм, корректирующих существующий порядок процедуры конкурсного отбора, законодательные органы не дошли. Для прозрачности прохождения конкурсного отбора, на наш взгляд, существующую практику формирования конкурсной комиссии следовало бы изменить. Имея достаточно развитые Интернет-технологии, данную процедуру можно было бы без вложения колоссальных затрат усовершенствовать и сделать более прозрачной, тем самым создав действующий механизм отбора наиболее профессиональных кандидатов для замещения должностей государственной гражданской службы. Например, с помощью специальной программы вполне возможно сделать механизм отбора членов конкурсной (и/или аттестационной) комиссии не-предугадываемым и неизвестным как для кандидатов, которые должны проходить конкурс, так и для представителя нанимателя. Всю процедуру конкурсного отбора (или даже аттестации) можно было бы проводить в виде он-лайн конференции в режиме реального времени. Возможно было бы ввести норму, согласно которой каждый желающий, прошедший процедуру регистрации на сайте соответствующего государственного органа, где предполагается проводить конкурсный отбор претендентов на замещение вакантных должностей, мог бы наблюдать за данными процедурами, но не участвовать в ней непосредственно. Предлагаемая процедура отчасти будет схожа (в отдельных ее моментах) с проведением процедуры избрания Президента РФ всенародным голосованием в марте 2012 г., когда за данным процессом могли наблюдать любые зарегистрированные в системе пользователи. Только в данном случае можно использовать уже имеющиеся в каждом отделе у государственных органов вебкамеры и др. оборудование. Сам состав комиссии, включая и независимых экспертов, также мог бы определяться компьютерной программой из заранее сформированной базы кандидатов, созданной из претендентов, проживающих во всех регионах России. Порядок создания базы членов конкурсных комиссий также можно было бы усовершенствовать и закрепить в указанном выше Федеральном законе. Созданная подобным способом комиссия была бы действительно независимой, так как предсказать результат, кто будет в нее входить, сложно (и технические возможности в настоящее время позволяют в случае взлома программы это установить) и, следовательно, становится невозможным осуществить подкуп членов комиссии, договориться с ними о заданиях и т. д. Таким образом, прекратит действовать набор на должности государственной службы по принципу «свой-чужой», а процедура отбора кандидатов будет действительно более доступна для тех людей, которые ходят работать на благо государства, а не ради только собственной выгоды и наживы и использования тех привилегий, которые дает государственная служба.

Также внесение поправок в Федеральный закон №79-ФЗ в отношении должностей категории руководители и помощники (советники) с обязательным для них прохождением процедуры конкурсного отбора

12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW

и аттестации (даже для тех, с кем заключён срочный контракт) позволило бы более полно реализовать свои права гражданам на равный доступ к государственной гражданской службе. Было бы гораздо понятнее, кто на эти должности претендует, какими профессиональными качествами и знаниями обладает кандидат. И если он действительно достоин этой должности, так почему

бы ему не подтвердить свою квалификацию, знания и умения и не пройти аттестацию, а также и процедуру конкурсного отбора?

Но пока данные предложения остаются лишь мечтами, а доступ ко многим должностям государственной службы как был практически «закрытым», так и будет оставаться не реализуемым для большинства граждан.

Библиографический список

1. http://minjust.ru/node/1582

2. Федеральный Закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы в Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2009 № 2-П //СПС «Консультант Плюс».

References

1. http://minjust.ru/node/1582

2. Federal Law from 27.07.2004 № 79-FZ (as amended on 02.07.2013) "About the State Civil Service in the Russian Federation" // "Consultant Plus".

3. Federal Law from27.05.2003 № 58- FZ (as amended on 02.07.2013) "About the system of the State Civil Service in the Russian Federation" // "Consultant Plus".

4. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 03.02.2009 № 2-P // "Consultant Plus".

УДК 343.915 Е.В. ДЕМИДОВА

доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права КЮИМВД России E-mail: kostin62@mail.ru

UDC 343.915 E.V. DEMIDOVA

senior lecturer department of criminology and penal law

KLI MIA of Russia E-mail: kostin62@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

TO THE ISSUE OF JUVENILE CRIME IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

В настоящей статье показана структура, динамика преступности несовершеннолетних в Республике Татарстан. Приводятся статистические данные преступности несовершеннолетних Российской Федерации. Дается понятие преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: преступность, несовершеннолетний, несовершеннолетний преступник, правонарушение, Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

In this paper shows the structure, dynamics of juvenile crime in the Republic of Tatarstan. Provides statistics of juvenile delinquency Russian Federation. The concept of juvenile delinquency.

Keywords: crime, minor, juvenile offender, offense, detention centers for juvenile offenders.

Резкое социально-экономическое расслоение общества особенно болезненно воспринимается детьми и подростками. Увеличивающийся разрыв между реальными доходами и привлекательными жизненными стандартами, невозможность достижения последних правомерными способами обусловили интенсивное вовлечение несовершеннолетних даже из относительно благополучных в социальном смысле семей в криминальную деятельность или вызвали высокую степень

психологической готовности к этой деятельности1. Вследствие этого на почве социально-экономических контрастов возникают конфликты, разрешаемые, к сожалению, зачастую криминальным путем.

Кто же такие несовершеннолетние, совершающие преступные деяния?

Несовершеннолетние преступники - это лица, со-

1 Криминология. Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2002. С. 771.

© Е.В. Демидова © E.V. Demidova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.