DOI 10.22394/1818-4049-2017-78-1-113-119 УДК 35.08
Ретросп
В данной статье рассматривается развитие законодательства о; ной гражданской службе в Российской Федерации В статье < отдельных законодательных актов, посвященных становлению и нию государственной службы в Российской Федерации ская служба Российской Федерации представляет собой вид государственной службы профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на
. гражданской службы Российской Федерации по , федеральных государственных ор нъх органов субъектов Российской Федерации, лиц, должности Российской Федерации, ■ субъектов Российской Федерации.1 Для организации и
ственной службы прежде всего используется закон, право. Законодательство о госу-
основой ее организации и деятельности.
service in the
service. Legislation on
of of
of the of the
and activities.
Ключевые
мировтие щ проект
гражданская слу^^а тн.ституцион.н.ж принципы, подготовка, классные чины закон,
регулировани
служащий, орган власти, государственная судебная служба, кационные требования.
class ranks, law, bill, state employee, authority, state judicial service, qualification requirements.
О государственной гражданской службе в Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2004 № 79 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2016.№ 51.
Медведева Наталья Михайловна
публичного и частного права, Дал1
РАНХиГС (г. Хабаровск). E-mail: mne09@bk.ru
канд. юрид. наук, доцент, зав.
й институт управления
Чуликова Тагьята Игоревна - мaгиcгрaнт, Дальнев°сточный инс филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). E-mail: tatianachulikova94@mail.ru
Законодательство о государственной службе берет свое начало с принятием Петром I Табеля о рангах, который установил 14 классов для чиновников на государственной службе.
ВпослеДствии были приняты и другие законодательные акты, из которых следует назвать Закон о гражданской службе 1896 г., который вобрал в себя многие нормы предшествовавших ак-гот о дарственной сАУ^^бе и котор^1й вал вплоть до 1917 г.
Постановлением Правительства РФСФР № 16 от 23.11.1991 «Об образовании
11, 71, 72, 73
вопросы кадров°го обеспечения, при
и «государственный служащий» лено не было.
12 декабря 1993 г. в силу вступает Конституция РФ. В высшем нормативно-
Следует заметить, что ство Российской Федерации о ственной гражданской службе ской федерации базируется прежде всего на важнейших конституционных принципах. К таковым следует отнести:
1. Принцип федерализма. Способствует единству системы государственной службы и вместе с тем, соблюдению разграничения предметов ведения, а также полномочий между федеральными и региональными органами власти. ничение переметов ведения и чий устанавливается Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Данное положение находит
свое отражение в ч. 3 ст. Конституции РФ.
2. Принцип законности. Означает, что государственный орган и деятельность гражданских служащих регулируются правовыми нормами и осуществляются
в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав
и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ.
3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. В ст. 2 Конституции РФ сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Обладание правами и свободами обеспечивает личности возможность быть самостоятельной, способной самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью дарства не посягать на права ка. Гражданин вовлечен в усгойчивую политико-правовую связь с государством, которая предполагает сочетание взаимных прав и обязанностей.
Первым комплексным нормативно-правовым актом о государственной службе стало Положение о ной службе, утвержденное Указом зидента в 1993 г., действия данного документа ра.спространялось только
на
федерального
Фственные органы уровня.
Именно в этом документе было впервые дано определение «государственная служба».
31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон №119-ФЗ от 31.07.1995 «Об основах государственной службы в Российской Федерации»3, что стало
Об образовании Департамента государственной Правительства РСФСР от 23.11.1991 № 16 // Собр. . утратил силу).
РФ. 2016. № 6
3Обо
№ 119 ■
г //
сУдар
да
чужбы Российской Федер
: РФ. 2016. № 31
:
базы государственной службы в
охватывал сферу деятельности не только федера^0!^ но и регионального ня. Впервые было юридически : но понятие «государственной службы»
определены принципы государственной федер
был установлен правовой статус
связанные с поступлением на ственную службу, правовые гaрaнтии, ответственность государственн^1х служащих, порядок прохождения
В целом российское
ния государства;
2) создание целостной системы государственной службы.
Принятая на федеральном уровне
Концепция, определившая подходы к реформированию государственной службы, явилась базовым документом.
В 2002 г. был издан Указ Президента Российской федерации № 885 от «Об утверждении общих принципов ного поведения государственного
27 мая 2003 г. был принят ный закон № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О стеме государственной службы в : ской Федерации»,4 впервые юридическое
закрепление получили видовые классификации государственной службы, а так
же деление ее на самостоятельные обособленные виды, закон закрепил основы
в области регулирования государственной службы в тот период можно считать отчасти хаотичным, а Федеральный закон № 119-ФЗ от 31.07.1995 «Об вах государственной службы в ской Федерации» рамочным, так как закон оставлял государственную службу субъектов в их ведении, что приводило к
тому, что в субъектах складывались свои собственные подходы к правовому
лированию государственной службы.
Так же характерным было и то, что нормативно-правовые акты принимались разрозненно, и по этой причине не могли обеспечивать единство института государственной службы в Российской Федерации, что в свою очередь приводило к необходимости дополнительного разъяснения к их применению.
Переломным моментом в процессе реформирования государственной службы стало принятие «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации» от 15 августа 2001 г., главными целями которой являлись:
1) повышение эффективности дарственной службы в интересах
тия гражданского общества и
ной службы в России.
№ 262
13.07.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты рос-
и
видов государственной службы Федерального закона «О таможенном ре-
в закон.
Нaпример, сг. 7 полностью утратила свою силу, и система государственной службы стала включать в себя:
1) государственную гражданскую службу;
2) военную службу;
3)
видов.
В продолжение развития
тельства государственной граждаНской службы был принят Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О ственной гражданской службе в ской Федерации», Федеральный закон регламентирует вопросы государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы, также законом
// Собр..
. гражданской службе в Российской Федерации : федер. юдательства РФ. 2016. № 51.
. от 27.07.
уетанавл! ционные основы ]
и
сударственной граж службы Российской Федерации. В
ного зaконa, 6^1ла преду| товка указов Президента, ний Правительства для более детального понимания прaвовог° статуса государ-ственн^1х гражданских служащих.
Так, например, Указ Президента РФ № 113 от 01.02.2005 г. «О порядке : ния и сохранения классных чинов дарственной гражданской службы федеральными
судар
данскими Федерал
5
13.07.2015 г. «О отдельные закоь
закон
№ 262 внесении изменений гадательные акты
сийской федерации видов
в
части ушчнения ой службы и при-силу ч. 19 ст. 323
государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения.
Указом Президента РФ № 159 от 16.02.2005 г. «О примерной форме служебного контракта о прохождении го-
щнской службы
сударственн
Российской должности г ской службы
утверждена
тракта о
РФ гражданской службы в РФ
й гражданс Федерации и замещении
осударственн' "
Российской
форма служебного кон-государственной
от
в рос-
сударственн
знании утратившей Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» были внесены изменения в ч. 12 ст. 11: слова "классных чинов правоохранительной службы" заменить словами "классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников", в п. 1 ч. 1 ст. 54 слова "должностей правоохранительной службы" заменить словами "должностей федеральной государственной службы иных видов".
Указом Президента РФ № 112 от 1.02.2005 г. «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской рации» утверждено положение о
говоры были заменены, тактами.
Следует отметить повышенное : ние к профессиональной подготовке государственных служащих. В тодгаерж:-дение этому издается Указ Президента РФ № 1474 от 28.12.2006 г. «О дополните^^ профессионаЛьном образоваНии государственн^!х гражданских служащих
РФ»7, где определяется порядок профессиональной государственн^^х
гражданских служащих. В указе 0с0б0 подчеркивается необходимость в прохождении профессионалЬного обучения.
В настоящее время действует ральная программа «Развитие ственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 гг.)», которая была создана в целях повышения эффективности государственного управления.8
Программой предполагается установить, что основными направлениями разеттая государственной службы Российской Федерации являются: вне-
! присвоения и СОХранения 1
сийской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими : указ J та РФ от 01.02.2005 № 113 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 6.
6О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной данской службы Российской Федерации и заме^^ении должности государст.венной > данской службы Российской Федерации : указ Президента РФ от 16.02.2005 № 159 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 8.
7О дополнительном профессиональном образовании сийской федерации : указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 // Собр. ства РФ. 2016. № 11.
программе
: Федерации (2015 - 2018 ; Собр. законодательства РФ. 2016. № 11.
государственной 14.11.2014 //
дрение современных принципов
формирование новой системы :
качества отбора для замещения , стей государственной службы; ние комплексной оценки ных служащих Российской Федерации; обеспечение непрерывного
служащих; внедрение
ных кадровых технологий ственной службе; обе
на
конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти; служащему судебной службы запрешается заниматься предпринимательской и другой: оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы.
Также предусматриваются запрет^1 в сфере осуществления судебными служащие продессуальн^1х прав тaкиX, быть в суде представителе
как: граждан;
расширения общественного участия.
Достаточно обсуждаемым на няшний день является Проект I ного закона № 102355-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации», ный По
суда Российской Федерации №50
щ°влением пленума
го суда Российской Федерации №50 от 15.11.2016 г.9, исходя из которого вносятся изменения в Федеральный закон № 58-ФЗ от 27.05. 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации».
Важнейшее существенное изменение - внесение поправки в ст. 2 п.1 дополнения «государственная судебная служба». В ст. 5.1 дается понятие ная судебная служба» как вид ственной службы.
Проект федерального закона № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» является еще одним существенным нормативно-
правовым актом.
Законопроект предусмaтривaет, что
судебный служащий обязан не допускать
выполнять функчии по осуществлению
правосудия; совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Законопроектом вводятся
и
служащих, замещающих должности,
является юрИдИческое образование.
Однако Правительство РФ уже ставило отрицательный отзыв на
циативу Верховного суда. По мнению экспертов, проект не содержит достаточных обоснований, подтверждающих специфику служебной деятельности в судебных органах, обуславливающих необходимость выделения государственной судебной службы из государственной гражданской службы.
Кроме того отмечается, что ство положений законопроект ментирующих вопросы поступления на государственную судебную служб^ ее прохождения и прекрaщения, дублируют положения Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» либо схожи с ними.
Таким образом в реформировании
государственной гражданской службы
9О внесении изменений в отдельные законодат^ельн^1^е акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации : постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2016 № 50 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 15.
можно выделить несколько этапов:
1. 1991 - 1997 гг. - создаются новые кадровые службы и происходит отказ от советско-партийной номенклатурной системы.
2. 1997 - 1999 гг. - происходит шение значения профессионализма; дарственного служащего и эффект
сти
3. 1999 щего
;еиствия органов власти. 2002 гг. - ф(
рмирование об-
модернизации тастшута
государственной службы.
4. 2003 - 2007 гг. - нормативно оформились и были усовершенствованы механиЗмы функционирования государ-ственной службы.
5. 2007 - 2011 гг. - происходит комплексный анализ проблем и недостатков, а так же устранение пробелов в
жо^Гслужб е. 0сударст е 0
6. 2011 - 2017 гг. - происходит усиление механизма государственной власти
и активная борьба с коррупцией.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Приор, 2014. 38 с.
2. О государственной гражданской службе в Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 №79-ФЗ // Собр. законодательства
2016.
№ 31 (документ утратил силу).
5. О Федеральной программе рование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)»: указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 11 (документ утратил силу).
6. О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 годы»: указ Президента РФ от 14.11.2014 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 11.
7. О дополнительном профессиональном
образовании сийской федерации: указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 11.
8. О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы: указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 1.
тракта о прохождении сосударстоенной
№ 15 _
законодательства РФ. 2016. № 8.
10. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими: указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 // Собр.закосодательстоа РФ. 2016. № 6.
11. Об образовании Департамента государственной службы РСФСР: постановление Правительства РСФСР от 23.11.1991 № 16 //
' от
Собр. законодательства Р мент утратил силу).
12. О
2016. № 6
РФ. 2016. №51.
3. О системе государственной службы о Российской Федерации: федер. закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Собр.законодательства РФ. 2016. № 22.
4. Об основах государственной службы Российской Федерации: федер.. № 119-ФЗ // Собр.законода
Пленума Верховного суда Российской ции от 15.11.2016 №50// Собр. законо ства РФ. 2016. № 15.
References:
1. Konstituciya
tekst. M.: Prior, 2014. 38 s.
2. O
Federacii: ofic.
7, // Sobr. zakonodatel'stva RF. 2016. №51.
3. O sisteme gosudarstvennoj sluzhby v i Federacii: feder. zakon ot 27.05.2003 №
: // Sobr.zakonodatel'stva RF. 2016. № 22.
4. Ob osnovah gosudarstvennoj sluzhby
■ // Sobr.zakonodatel'ston RF. 2016. № 31 (dokument utratil silu).
razvtie siste^R*y gosudarstvennoj sluzhby Rossjs^oj Federacii (2009 - 2013 gody): ukaz Prezidenta RF ot 10.03.2009 № 261 // Sobr. zakonodatel'stva RF 2016. № 11 (dokument utratil silu).
6.
O Federal'noj programme«
№ 159 // Sobr. zakonodatel 'stva
itie sis
Federacii (2 ot 14.11.20. № 11.
7. O obrazovanii
15 - 2018 gody)»: ukaz. ^ // Sobr.
2016. № 8. 10. O
2016.
№ 113 // Sobr.
2016. № 11. 8. O
reestre
dolzhnostej Federal'noj sluzhby: ukaz ot 31.12.2005 № 1574 // Sobr. 2016. № 1.
sluzhebnogo kontrakta grazhdanskoj Federacii i zameshchenii dobhnwsti go^LcOir^vennoj grcizhd*an£kcj sluzhby Federacii: ukaz Prezidenta RF ot
Prezidenta
9. O
o
sluzhby
sluzhby
gosudarstvennymi
ot I
2016. № 6. obrazovanii Departamenta
sluzhby RSFSR: postanovlenie Pravitel'stva RSFSR ot 23.11.1991 № 16 // Sobr. zakonodatel. 'stva RF 2016. № 6 (dokument utratil silu).
12. O vnesenii izmenenj v otdel'nye zakonodatel. 'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s vvedeniem gosudarstvennoj sudebnoj sluzhby Federacii: postanovlenie Plenuma
> // Sobr.
2016. № 15.