Научная статья на тему 'Ретроспектива законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации'

Ретроспектива законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
896
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КЛАССНЫЕ ЧИНЫ / ЗАКОН / ЗАКОНОПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ОРГАН ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СУДЕБНАЯ СЛУЖБА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Наталья Михайловна, Чуликова Татьяна Игоревна

В данной статье рассматривается развитие законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации. В статье дается характеристика отдельных законодательных актов, посвященных становлению и совершенствованию государственной службы в Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой вид государственной службы, профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.1 Для организации и функционирования государственной службы прежде всего используется закон, право. Законодательство о государственной службе является правовой основой ее организации и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медведева Наталья Михайловна, Чуликова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспектива законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации»

DOI 10.22394/1818-4049-2017-78-1-113-119 УДК 35.08

Ретросп

В данной статье рассматривается развитие законодательства о; ной гражданской службе в Российской Федерации В статье < отдельных законодательных актов, посвященных становлению и нию государственной службы в Российской Федерации ская служба Российской Федерации представляет собой вид государственной службы профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на

. гражданской службы Российской Федерации по , федеральных государственных ор нъх органов субъектов Российской Федерации, лиц, должности Российской Федерации, ■ субъектов Российской Федерации.1 Для организации и

ственной службы прежде всего используется закон, право. Законодательство о госу-

основой ее организации и деятельности.

service in the

service. Legislation on

of of

of the of the

and activities.

Ключевые

мировтие щ проект

гражданская слу^^а тн.ституцион.н.ж принципы, подготовка, классные чины закон,

регулировани

служащий, орган власти, государственная судебная служба, кационные требования.

class ranks, law, bill, state employee, authority, state judicial service, qualification requirements.

О государственной гражданской службе в Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2004 № 79 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2016.№ 51.

Медведева Наталья Михайловна

публичного и частного права, Дал1

РАНХиГС (г. Хабаровск). E-mail: mne09@bk.ru

канд. юрид. наук, доцент, зав.

й институт управления

Чуликова Тагьята Игоревна - мaгиcгрaнт, Дальнев°сточный инс филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). E-mail: tatianachulikova94@mail.ru

Законодательство о государственной службе берет свое начало с принятием Петром I Табеля о рангах, который установил 14 классов для чиновников на государственной службе.

ВпослеДствии были приняты и другие законодательные акты, из которых следует назвать Закон о гражданской службе 1896 г., который вобрал в себя многие нормы предшествовавших ак-гот о дарственной сАУ^^бе и котор^1й вал вплоть до 1917 г.

Постановлением Правительства РФСФР № 16 от 23.11.1991 «Об образовании

11, 71, 72, 73

вопросы кадров°го обеспечения, при

и «государственный служащий» лено не было.

12 декабря 1993 г. в силу вступает Конституция РФ. В высшем нормативно-

Следует заметить, что ство Российской Федерации о ственной гражданской службе ской федерации базируется прежде всего на важнейших конституционных принципах. К таковым следует отнести:

1. Принцип федерализма. Способствует единству системы государственной службы и вместе с тем, соблюдению разграничения предметов ведения, а также полномочий между федеральными и региональными органами власти. ничение переметов ведения и чий устанавливается Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Данное положение находит

свое отражение в ч. 3 ст. Конституции РФ.

2. Принцип законности. Означает, что государственный орган и деятельность гражданских служащих регулируются правовыми нормами и осуществляются

в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав

и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. В ст. 2 Конституции РФ сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Обладание правами и свободами обеспечивает личности возможность быть самостоятельной, способной самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью дарства не посягать на права ка. Гражданин вовлечен в усгойчивую политико-правовую связь с государством, которая предполагает сочетание взаимных прав и обязанностей.

Первым комплексным нормативно-правовым актом о государственной службе стало Положение о ной службе, утвержденное Указом зидента в 1993 г., действия данного документа ра.спространялось только

на

федерального

Фственные органы уровня.

Именно в этом документе было впервые дано определение «государственная служба».

31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон №119-ФЗ от 31.07.1995 «Об основах государственной службы в Российской Федерации»3, что стало

Об образовании Департамента государственной Правительства РСФСР от 23.11.1991 № 16 // Собр. . утратил силу).

РФ. 2016. № 6

3Обо

№ 119 ■

г //

сУдар

да

чужбы Российской Федер

: РФ. 2016. № 31

:

базы государственной службы в

охватывал сферу деятельности не только федера^0!^ но и регионального ня. Впервые было юридически : но понятие «государственной службы»

определены принципы государственной федер

был установлен правовой статус

связанные с поступлением на ственную службу, правовые гaрaнтии, ответственность государственн^1х служащих, порядок прохождения

В целом российское

ния государства;

2) создание целостной системы государственной службы.

Принятая на федеральном уровне

Концепция, определившая подходы к реформированию государственной службы, явилась базовым документом.

В 2002 г. был издан Указ Президента Российской федерации № 885 от «Об утверждении общих принципов ного поведения государственного

27 мая 2003 г. был принят ный закон № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О стеме государственной службы в : ской Федерации»,4 впервые юридическое

закрепление получили видовые классификации государственной службы, а так

же деление ее на самостоятельные обособленные виды, закон закрепил основы

в области регулирования государственной службы в тот период можно считать отчасти хаотичным, а Федеральный закон № 119-ФЗ от 31.07.1995 «Об вах государственной службы в ской Федерации» рамочным, так как закон оставлял государственную службу субъектов в их ведении, что приводило к

тому, что в субъектах складывались свои собственные подходы к правовому

лированию государственной службы.

Так же характерным было и то, что нормативно-правовые акты принимались разрозненно, и по этой причине не могли обеспечивать единство института государственной службы в Российской Федерации, что в свою очередь приводило к необходимости дополнительного разъяснения к их применению.

Переломным моментом в процессе реформирования государственной службы стало принятие «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации» от 15 августа 2001 г., главными целями которой являлись:

1) повышение эффективности дарственной службы в интересах

тия гражданского общества и

ной службы в России.

№ 262

13.07.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты рос-

и

видов государственной службы Федерального закона «О таможенном ре-

в закон.

Нaпример, сг. 7 полностью утратила свою силу, и система государственной службы стала включать в себя:

1) государственную гражданскую службу;

2) военную службу;

3)

видов.

В продолжение развития

тельства государственной граждаНской службы был принят Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О ственной гражданской службе в ской Федерации», Федеральный закон регламентирует вопросы государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы, также законом

// Собр..

. гражданской службе в Российской Федерации : федер. юдательства РФ. 2016. № 51.

. от 27.07.

уетанавл! ционные основы ]

и

сударственной граж службы Российской Федерации. В

ного зaконa, 6^1ла преду| товка указов Президента, ний Правительства для более детального понимания прaвовог° статуса государ-ственн^1х гражданских служащих.

Так, например, Указ Президента РФ № 113 от 01.02.2005 г. «О порядке : ния и сохранения классных чинов дарственной гражданской службы федеральными

судар

данскими Федерал

5

13.07.2015 г. «О отдельные закоь

закон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 262 внесении изменений гадательные акты

сийской федерации видов

в

части ушчнения ой службы и при-силу ч. 19 ст. 323

государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения.

Указом Президента РФ № 159 от 16.02.2005 г. «О примерной форме служебного контракта о прохождении го-

щнской службы

сударственн

Российской должности г ской службы

утверждена

тракта о

РФ гражданской службы в РФ

й гражданс Федерации и замещении

осударственн' "

Российской

форма служебного кон-государственной

от

в рос-

сударственн

знании утратившей Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» были внесены изменения в ч. 12 ст. 11: слова "классных чинов правоохранительной службы" заменить словами "классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников", в п. 1 ч. 1 ст. 54 слова "должностей правоохранительной службы" заменить словами "должностей федеральной государственной службы иных видов".

Указом Президента РФ № 112 от 1.02.2005 г. «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской рации» утверждено положение о

говоры были заменены, тактами.

Следует отметить повышенное : ние к профессиональной подготовке государственных служащих. В тодгаерж:-дение этому издается Указ Президента РФ № 1474 от 28.12.2006 г. «О дополните^^ профессионаЛьном образоваНии государственн^!х гражданских служащих

РФ»7, где определяется порядок профессиональной государственн^^х

гражданских служащих. В указе 0с0б0 подчеркивается необходимость в прохождении профессионалЬного обучения.

В настоящее время действует ральная программа «Развитие ственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 гг.)», которая была создана в целях повышения эффективности государственного управления.8

Программой предполагается установить, что основными направлениями разеттая государственной службы Российской Федерации являются: вне-

! присвоения и СОХранения 1

сийской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими : указ J та РФ от 01.02.2005 № 113 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 6.

6О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной данской службы Российской Федерации и заме^^ении должности государст.венной > данской службы Российской Федерации : указ Президента РФ от 16.02.2005 № 159 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 8.

7О дополнительном профессиональном образовании сийской федерации : указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 // Собр. ства РФ. 2016. № 11.

программе

: Федерации (2015 - 2018 ; Собр. законодательства РФ. 2016. № 11.

государственной 14.11.2014 //

дрение современных принципов

формирование новой системы :

качества отбора для замещения , стей государственной службы; ние комплексной оценки ных служащих Российской Федерации; обеспечение непрерывного

служащих; внедрение

ных кадровых технологий ственной службе; обе

на

конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти; служащему судебной службы запрешается заниматься предпринимательской и другой: оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы.

Также предусматриваются запрет^1 в сфере осуществления судебными служащие продессуальн^1х прав тaкиX, быть в суде представителе

как: граждан;

расширения общественного участия.

Достаточно обсуждаемым на няшний день является Проект I ного закона № 102355-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации», ный По

суда Российской Федерации №50

щ°влением пленума

го суда Российской Федерации №50 от 15.11.2016 г.9, исходя из которого вносятся изменения в Федеральный закон № 58-ФЗ от 27.05. 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации».

Важнейшее существенное изменение - внесение поправки в ст. 2 п.1 дополнения «государственная судебная служба». В ст. 5.1 дается понятие ная судебная служба» как вид ственной службы.

Проект федерального закона № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» является еще одним существенным нормативно-

правовым актом.

Законопроект предусмaтривaет, что

судебный служащий обязан не допускать

выполнять функчии по осуществлению

правосудия; совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Законопроектом вводятся

и

служащих, замещающих должности,

является юрИдИческое образование.

Однако Правительство РФ уже ставило отрицательный отзыв на

циативу Верховного суда. По мнению экспертов, проект не содержит достаточных обоснований, подтверждающих специфику служебной деятельности в судебных органах, обуславливающих необходимость выделения государственной судебной службы из государственной гражданской службы.

Кроме того отмечается, что ство положений законопроект ментирующих вопросы поступления на государственную судебную служб^ ее прохождения и прекрaщения, дублируют положения Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» либо схожи с ними.

Таким образом в реформировании

государственной гражданской службы

9О внесении изменений в отдельные законодат^ельн^1^е акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации : постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2016 № 50 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 15.

можно выделить несколько этапов:

1. 1991 - 1997 гг. - создаются новые кадровые службы и происходит отказ от советско-партийной номенклатурной системы.

2. 1997 - 1999 гг. - происходит шение значения профессионализма; дарственного служащего и эффект

сти

3. 1999 щего

;еиствия органов власти. 2002 гг. - ф(

рмирование об-

модернизации тастшута

государственной службы.

4. 2003 - 2007 гг. - нормативно оформились и были усовершенствованы механиЗмы функционирования государ-ственной службы.

5. 2007 - 2011 гг. - происходит комплексный анализ проблем и недостатков, а так же устранение пробелов в

жо^Гслужб е. 0сударст е 0

6. 2011 - 2017 гг. - происходит усиление механизма государственной власти

и активная борьба с коррупцией.

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Приор, 2014. 38 с.

2. О государственной гражданской службе в Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 №79-ФЗ // Собр. законодательства

2016.

№ 31 (документ утратил силу).

5. О Федеральной программе рование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)»: указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 11 (документ утратил силу).

6. О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 годы»: указ Президента РФ от 14.11.2014 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 11.

7. О дополнительном профессиональном

образовании сийской федерации: указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 11.

8. О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы: указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 1.

тракта о прохождении сосударстоенной

№ 15 _

законодательства РФ. 2016. № 8.

10. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими: указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 // Собр.закосодательстоа РФ. 2016. № 6.

11. Об образовании Департамента государственной службы РСФСР: постановление Правительства РСФСР от 23.11.1991 № 16 //

' от

Собр. законодательства Р мент утратил силу).

12. О

2016. № 6

РФ. 2016. №51.

3. О системе государственной службы о Российской Федерации: федер. закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Собр.законодательства РФ. 2016. № 22.

4. Об основах государственной службы Российской Федерации: федер.. № 119-ФЗ // Собр.законода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пленума Верховного суда Российской ции от 15.11.2016 №50// Собр. законо ства РФ. 2016. № 15.

References:

1. Konstituciya

tekst. M.: Prior, 2014. 38 s.

2. O

Federacii: ofic.

7, // Sobr. zakonodatel'stva RF. 2016. №51.

3. O sisteme gosudarstvennoj sluzhby v i Federacii: feder. zakon ot 27.05.2003 №

: // Sobr.zakonodatel'stva RF. 2016. № 22.

4. Ob osnovah gosudarstvennoj sluzhby

■ // Sobr.zakonodatel'ston RF. 2016. № 31 (dokument utratil silu).

razvtie siste^R*y gosudarstvennoj sluzhby Rossjs^oj Federacii (2009 - 2013 gody): ukaz Prezidenta RF ot 10.03.2009 № 261 // Sobr. zakonodatel'stva RF 2016. № 11 (dokument utratil silu).

6.

O Federal'noj programme«

№ 159 // Sobr. zakonodatel 'stva

itie sis

Federacii (2 ot 14.11.20. № 11.

7. O obrazovanii

15 - 2018 gody)»: ukaz. ^ // Sobr.

2016. № 8. 10. O

2016.

№ 113 // Sobr.

2016. № 11. 8. O

reestre

dolzhnostej Federal'noj sluzhby: ukaz ot 31.12.2005 № 1574 // Sobr. 2016. № 1.

sluzhebnogo kontrakta grazhdanskoj Federacii i zameshchenii dobhnwsti go^LcOir^vennoj grcizhd*an£kcj sluzhby Federacii: ukaz Prezidenta RF ot

Prezidenta

9. O

o

sluzhby

sluzhby

gosudarstvennymi

ot I

2016. № 6. obrazovanii Departamenta

sluzhby RSFSR: postanovlenie Pravitel'stva RSFSR ot 23.11.1991 № 16 // Sobr. zakonodatel. 'stva RF 2016. № 6 (dokument utratil silu).

12. O vnesenii izmenenj v otdel'nye zakonodatel. 'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s vvedeniem gosudarstvennoj sudebnoj sluzhby Federacii: postanovlenie Plenuma

> // Sobr.

2016. № 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.