Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности дистанционного образования'

Критерии оценки эффективности дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION INFORMATIZATION / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / LEVEL OF STUDENTS'' KNOWLEDGE / LEVEL OF EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тилляшайхова Махсуда Абдусаттаровна

Эта статья посвящена проблеме дистанционного образования, а именно использованию информационных технологий в высшем образовании. В данной работе приведены основные факторы, обусловливающие необходимость использования технологии дистанционного обучения в системе образования, раскрыты сущностные характеристики и специфические особенности дистанционного обучения. Автор рассматривает как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного обучения и акцентирует внимание на отдельных вопросах критерия оценки эффективности дистанционного образования. В работе рассмотрена оригинальная модель проверки качества компетентностного обучения, основанная на оценке латентных переменных, в том числе и в динамике. Приведены основные направления развития дистанционного обучения в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тилляшайхова Махсуда Абдусаттаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности дистанционного образования»

3. Бондин В.И., Максименко С.А. К вопросу о поиске современных оздоровительных технологий в системе физического воспитания школьников // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. С. 312-316.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.: ПедиатрЪ, 2013. 192 с.

5. Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28278/ (дата обращения: 09.02.2019).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Тилляшайхова М.А. Email: Tillyashaykhova17135@scientifictext.ru

Тилляшайхова Махсуда Абдусаттаровна - старший преподаватель, кафедра информатики и естественных наук, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: эта статья посвящена проблеме дистанционного образования, а именно использованию информационных технологий в высшем образовании. В данной работе приведены основные факторы, обусловливающие необходимость использования технологии дистанционного обучения в системе образования, раскрыты сущностные характеристики и специфические особенности дистанционного обучения. Автор рассматривает как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного обучения и акцентирует внимание на отдельных вопросах критерия оценки эффективности дистанционного образования. В работе рассмотрена оригинальная модель проверки качества компетентностного обучения, основанная на оценке латентных переменных, в том числе и в динамике. Приведены основные направления развития дистанционного обучения в Узбекистане. Ключевые слова: информатизация образования, дистанционные образовательные технологии, уровень знаний студентов, уровень качества образования.

CRITERIA FOR THE ESTIMATION OF EFFICIENCY OF DISTANCE EDUCATION Tillyashaykhova M.A.

Tillyashaykhova Makhsuda Abdusattarovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INFORMATICS AND NATURAL SCIENCES, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the problem of distance education, the use of information technology in higher education. This paper presents the main factors that necessitate the use of distance learning technology in the education system, reveals the essential characteristics and specific features of distance learning. The author considers both positive and negative aspects of distance learning and focuses on individual issues of the criteria for evaluating the effectiveness of distance education. The paper considers the original model of quality control of competence-based learning, based on the evaluation of latent variables, including the dynamics. The main directions of development of distance learning in Uzbekistan are given.

Keywords: education informatization, distance learning technologies, level of students' knowledge, level of education quality.

УДК 378.1

В Узбекистане с принятием законов «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров», в стране поэтапно и последовательно осуществляется глубокое реформирование системы образования. Национальная программа по подготовке кадров реализуется в три этапа. Образовательная система Узбекистана сейчас находится на втором этапе этой программы. Второй этап - это работа над самыми тонкими деталями процесса обучения, которые обеспечивают заданное качество образования. Главным критерием качества для каждого вида образования являются знания, умения и навыки. Эти критерии не постоянны, они являются динамичными. Поэтому сам процесс обучения тоже должен быть динамичным. В этом плане дистанционное обучение, основанное на новейших информационных технологиях, является очень удобным инструментом.

В мире накоплен большой опыт применения методов дистанционного обучения, которые позволяют повысить качество обучения, производительность труда студентов и преподавателей за счет применения большого количества прогрессивных факторов. Основным преимуществом дистанционного обучения является доступность образования для всех желающих. Единственно необходимым условием служит наличие доступа к компьютеру с выходом на сервер образовательного учреждения.

Одной из глобальных целей информатизации образования является подготовка педагогов обладающих высокой информационной культурой готовых и умеющих применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием активно участвующих в процессе информатизации образования [1].

Существенным преимуществом являются значительно меньшие затраты на обучение, любое обучение в дистанционном режиме примерно на 60% дешевле соответствующего обучения традиционными методами [2]. Важно отметить, что качество образовательных услуг при этом резко повышается. Это происходит потому, что повышается конкуренция как между преподавателями, так и между университетами. Эта жесткая конкуренция обеспечивает постоянный рост качества обучения. Студент имеет возможность выбирать лучшие программы по всему миру. Немаловажно отметить еще одно преимущество дистанционного образования - это гибкий график работы и преподавателя и студента. Студент и преподаватель могут использовать удобное время для обучения.

Внедрение дистанционного обучения, дает возможность студентам самостоятельно освоить материал, развивает способности письменно изложить мысли, задавать вопросы, улучшает уровень их знания, развивает интеллектуальные способности. Электронные учебные материалы легко обновляются, тем самым достигается динамичность курса. С другой стороны, это дает возможность сэкономить на публикациях учебных материалов в виде книг.

На основе логического исследования, эмпирически определена следующая вероятностная функция P(<%, ß). Эта функция описывает взаимосвязь уровня знаний студентов и уровня качества образования, которая зависит от формы и средств обучения [3].

Qai-ßj

P9 = P(a, ß) = Q _ß , (1)

j 1 + Qa ßj

где Рц - вероятность правильного ответа 1-м студентом в]-й форме обучения; а1 - уровень знаний /-го студента; Р =1- у и у - уровень качества в ]-й форме обучения; Q - положительная постоянная величина, Q>1■

а1 и Р можно рассматривать как параметры, так и как переменные. В случае когда оба переменные, тогда Р(а, Р.) = ф(а — Р).

Интеллект, как обобщенный показатель усвоения студентом содержания знаний, характеризуется параметрами а и Р(а, Р) и определяется как площадь, ограниченная осями Pа и кривой ф(а — Р) :

1 1 + Па"—р

Я(а, Р) = £„Р(а, В)йа =-1п —^— ,

0 0 1п д д-р

где а0 - максимальный уровень знания студента.

Благодаря определению «интеллект» мы можем экономически оценить процесс обучения и уровень знаний студентов в зависимость от традиционной и дистанционной формы обучения. Для этого определим удельный расход на обучение студента:

я (а,„ Р)

где С- суммарные затраты на обучение одной группы из 15-20 чел. Тогда увеличение значения интеллекта одного студента на величину Д 5(а0, Р) требует

дополнительного расхода ДС, связанная с организацией курса дистанционного обучения. Эти расходы определяются следующей формулой:

ДС = Да 5(а0, Р)8.

В целом экономический эффект достигается на счет увеличения знаний студентов, внедряя новые формы обучения, в том числе дистанционного.

Руководствуясь вышеприведенным, можно выделить несколько основных причин создания и внедрения технологии дистанционного обучения в системе образования Республики Узбекистан:

1. Повышение квалификации и переподготовка кадров. В настоящее время контингент преподавателей высших образовательных учреждений Республики составляет около 25 тыс., а в академических лицеях и профессиональных колледжах 100 тыс. преподавателей [4]. По прогнозным расчетам, в 2018 году, по мере ввода новых и реконструированных средних специальных, профессиональных образовательных учреждений потребность в педагогических и инженерно -педагогических кадрах в Республике составит более 100 тыс. человек. Будет продолжено привлечение к педагогической деятельности, особенно в колледжи, преподавателей высших образовательных учреждений. В соответствии с Законом «Об образовании» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 25 от 16 февраля 2006 г. «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров», каждый преподаватель один раз в три года должен пройти обучение в системе повышения квалификации [5]. Это означает, что ежегодно на различных курсах повышения квалификации и переподготовки должны обучаться около 40 тыс. человек.

2. Повышение качества образования. Данный вопрос продиктован уровнем и темпами развития международных систем образования и Национальной программой по подготовке кадров.

При всех положительных чертах дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. Нашей стране необходимо провести значительную подготовительную работу для широкого внедрения этой формы обучения. Прежде всего, это вновь вопрос инфраструктуры. Без должного развития телекоммуникационных линий, доступности компьютерной техники и должного уровня сетевого оборудования практически невозможно ввести эту форму обучения. Но кроме материальных

проблем перед нами возникает проблема подготовки кадров, которые смогут вести обучение в этом, новом для нас, режиме образования.

Список литературы /References

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах.

2. Каримов К.А., Уматалиева К.Т. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов // Молодой ученый, 2012. № 11. С. 487-489.

3. Баркалов С.А., Моисеев С.И., Кочерга Н.С., Соловьева Е.В. Математические модели подготовки и проверки качества освоения компетенций в образовательном процессе // Открытое образование, 2014. № 2. С. 9-12.

4. Государственный комитет республики Узбекистан по статистике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/uploads/docs/oliy-talim-yan-dek-2017-uzz.pdf/ (дата обращения: 13.02.2019).

5. Постановление кабинета министров республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lex.uz/docs/973539/ (дата обращения: 13.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.