Научная статья на тему 'Критерии оценивания интернет-сайтов лингвистической направленности'

Критерии оценивания интернет-сайтов лингвистической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ЛИНГВИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубенчикова А.В., Экарева И.Л., Мидова В.О., Аубакирова Р.Ж., Майгельдиева Ш.М.

В статье рассматривается актуальный вопрос экспертизы качества интернет-сайтов лингвистической направленности. При существующем разнообразии интернет-источников преподаватель-лингвист должен уметь проводить анализ сайтов, потенциально полезных в его профессиональной деятельности и на основе результатов этого анализа отбирать материалы для использования на занятии. Авторами статьи на основе анализа наработок отечественных ученых обоснованы следующие критерии и показатели оценивания означенных сайтов: достоверность, актуальность, содержание, функциональность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубенчикова А.В., Экарева И.Л., Мидова В.О., Аубакирова Р.Ж., Майгельдиева Ш.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценивания интернет-сайтов лингвистической направленности»

Критерии оценивания интернет-сайтов лингвистической направленности

Бубенчикова Анастасия Вадимовна,

преподаватель кафедры иностранных языков №1, РЭУ имени Г.В. Плеханова Bubenchikova.AV@rea.ru

Экарева Ирина Леонидовна,

кандидат исторических наук, заведующая кафедры иностранных языков №1, РЭУ имени Г.В. Плеханова, Ekareva.IL@rea.ru

Мидова Венера Олеговна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков №1, РЭУ имени Г.В. Плеханова, Midova.VO@rea.ru

Аубакирова Рахила Жуматаевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова, Aubakirova@psu.kz

Майгельдиева Шарбан Мусабековна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры «педагогика и психология» Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата, Maygeldieva@ksu.kz

Лысенко Владлена Владимировна,

старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, VVLysenko@sevsu.ru

В статье рассматривается актуальный вопрос экспертизы качества интернет-сайтов лингвистической направленности. При существующем разнообразии интернет-источников преподаватель-лингвист должен уметь проводить анализ сайтов, потенциально полезных в его профессиональной деятельности и на основе результатов этого анализа отбирать материалы для использования на занятии. Авторами статьи на основе анализа наработок отечественных ученых обоснованы следующие критерии и показатели оценивания означенных сайтов: достоверность, актуальность, содержание, функциональность. Ключевые слова: педагогическая экспертиза, критерии оценивания интернет-сайтов, использование Интернета в работе преподавателя-лингвиста.

о

Е

£

СП

0

(Ч *

01 Z

С появлением глобальной сети Интернет, а затем и возможности сохранения и передачи мультимедийной информации, открылось новое направление в методике преподавания иностранных языков. Это направление является очень перспективным, поэтому некоторые специалисты говорят об изменении роли преподавателя-лингвиста и, как следствие, роли студента в учебно-воспитательном процессе.

Стремление человека к постоянному самосовершенствованию и самообразованию сегодня стало гораздо важнее, чем когда-либо. Очень важным является умение справляться с большим объемом информации, решать задачи, которые связаны не только со специальностью индивида, но и требующих знания в различных областях жизнедеятельности современного общества. Причиной тому являются новые технологии, которые играют все более важную роль в профессиональной деятельности. То есть сегодня наиболее важным является научить студентов получать информацию, хранить ее, сотрудничать с другими обучающимися не только в учебной аудитории, но и за ее пределами, связываться с экспертами, находить альтернативные ресурсы для самообразования.

Как следствие глобального многократного устаревания знаний, сотрудники должны постоянно проходить переподготовку для того, чтобы соответствовать современным требованиям. При чем в своем стремлении к карьерному росту, они должны заниматься исследованиями или самообразованием по собственной инициативе, самостоятельно.

Таким образом, преподаватели-лингвисты должны не только способствовать получению языковых навыков и речевых умений, но и развивать у обучающихся навыки самообразования. Интернет сегодня является одним из главных инструментов для развития этих навыков. Современный специалист в любой отрасли должен собирать, оценивать, синтезировать и использовать информацию на практике. Он должен находить вариативные решения различных задач и иметь богатый положительный опыт работы в команде.

Наработки ученых (Н.В. Горбунова, Н.А. Глуз-ман, Н.Ю. Фоминых) [1; 2; 7-10] и педагогов-практиков (Р.В. Дорогих, O. Gordeev) [3; 12], а также собственный опыт работы позволяет утверждать, что Интернет в работе преподавателя-лингвиста может выступать в роли:

- источника информации, которую он может найти в сети для применения ее в профессиональной деятельности;

- помощника, когда учитель может отрабатывать некоторые навыки on-line, организовать общение на занятии в реальном времени или по электронной почте, включить обучающихся в международные проекты, конкурсы, олимпиады;

- инструмента, когда с помощью материалов, расположенных в сети, педагог может разработать собственное дидактическое обеспечение занятия или даже педагогические программные средства.

Но применение Интернета в профессиональной деятельности зависит от умений осуществлять поиск информации. Существенно увеличивается объем методической информации в Интернете. Организаторы семинаров и конференций, методические объединения публикуют результаты своей работы на просторах всемирной компьютерной сети. От умения преподавателя находить и обрабатывать нужную информацию в значительной степени зависит качество его работы и возможность профессионального совершенствования.

Однако, Интернет - это открытая система, где каждый может высказать свою точку зрения, разместить собственные материалы и наработки, поэтому педагог должен уметь анализировать и отбирать информацию, найденную в сети, а также знать о глобальных образовательных сетях, уметь применять электронные словари и энциклопедии on-line. Кроме того, огромный объем информации, распространяемой в сети, значительно затрудняет такой поиск, требует много времени, поэтому каждый преподаватель должен знать сайты лингвистического направления, создавать собственную копилку таких сайтов, что значительно облегчит поиск и подготовку к занятию; уметь определять назначение сайта и аудиторию, на которую он рассчитан; знать критерии оценивания содержательного наполнения сайта. Рассмотрение обозначенных вопросов, а также каталог потенциально полезных сайтов для лингвистов и представление краткой аннотации к ним является целью данной статьи.

Когда преподаватель-лингвист находит потенциально полезный сайт, ему необходимо оценить насколько полезной и целесообразной найденная информация является для учебно-воспитательного процесса. Также необходимо продумать цели и задачи занятия, на котором было бы возможно применять информацию или сам сайт, или возможно скомпоновать найденные материалы с теми, что уже есть в его распоряжении [7-9].

Н.Ю. Фоминых рекомендует оценивать сайты, найденные в сети по следующим критериям: достоверность, актуальность, содержание, функциональность.

Нами была предпринята попытка расширить и описать подробнее разработанные исследователем Н.Ю. Фоминых критерии [7-9], опишем показатели каждого из них.

Критерий «достоверность» и его показатели:

- надежность и корректность информации (для определения этого показателя преподавателю необходимо тщательно вычитать информацию

сайта; ознакомиться со списком использованных источников; посетить известные энциклопедии, справочники с целью проверки информации, представленной на сайте);

- наличие обратной связи (для оценивания потенциально полезного сайта преподавателю-лингвисту необходимо ознакомиться со страницей автора сайта или его статей, при отсутствии такой страницы информацию сайта нельзя считать достоверной, поскольку авторы не несут ответственности за опубликованные данные; при наличии соответствующей странице преподаватель должен просмотреть другие публикации авторов, разыскать ссылки на их публикации в других источниках; проверить каталоги библиотек на наличие подобных статей или ссылок на них).

Критерий «актуальность» и его показатели:

- последнее обновление информации (оценка сайта по означенному критерию требует от преподавателя поиска ссылок на последние изменения относительно содержания информации сайта, поскольку чаще всего авторы публикуют информацию на сайте и забывают о ней в то время, как она теряет свою актуальность);

- актуальность, современность информации (этот показатель может быть проверенным только путем посещения и анализа других материалов по избранной тематике, просмотра других сайтов, а также тщательное изучение информации справочников, энциклопедий, словарей и т. др., то есть преподавателю необходимо выверить, не противоречит найдена информация содержанию других подобных источников).

Критерий «содержание» и его показатели:

- информация побуждает к активным действиям (наличие и необходимость учета данного показателя обусловлена спецификой изучения иностранных языков, потому что реальное владение языком проявляется лишь в его использовании в собственной деятельности; при оценке сайта с выраженным показателем преподавателю необходимо проверить информацию на достаточность и лаконичность, то есть не все должно быть раскрытым, сайт должен побуждать человека к осуществлению дополнительного поиска, определения некоторых понятий, самопознания, самообразования, саморазвития, выполнению как определенных языковых упражнений, так и осуществлению реальной коммуникации в письменной или устной форме);

- привлекательность оформления (первое, что обращает на себя внимание - это дизайн и оформление сайта, в современных условиях представления информации, когда практически все сайты являются цветными, интерактивными, достаточно стильно оформленными, преподавателю будет очень сложно заинтересовать учеников линейным или моногамным способом предоставления информации, но не следует забывать, что оформление учебного сайта должен соответствовать его назначению; цветовая гамма должна быть привлекательной, но лаконичной, приятной для глаз; сам дизайн не может быть чрезмерно навяз-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

0

сч *

01 Z

чивым, то есть предлагать перейти по рекламным ссылкам или просмотреть некоторые видео фрагменты, которые не имеют никакого отношения к изучаемому предмету).

Критерий «функциональность» и его показатели:

- удобство навигации (бесспорно, навигация по сайту должна быть не только удобной, но и легкой, понятной, логичной, интуитивной, доступной, благоприятной для дальнейшего просмотра содержания сайта);

- надежность и корректность переходов по гиперссылкам (этот показатель является несомненным, поскольку, если переходы по гиперссылкам сайта не работают, то смысл его использования исчезает, а он теряет свое назначение);

- загрузка видео и аудио файлов (если преподаватель планирует использовать видео или аудио ресурсы сайта, ему необходимо проверить надежность и скорость их загрузки; в случае возникновения проблем, можно попробовать загрузить или скопировать эти файлы на компьютер для применения в режиме of-line или вовсе отказаться от их применения в аудитории).

При этом, когда планируемое занятия более ориентировано на отработку каких-либо навыков с применением Интернета или нацелено на работу на лингвистическом уровне, то такие критерии, как достоверность и актуальность не являются решающими, больше внимания этим критериям должно уделяться при планировании занятия, в течение которого студенты будут фиксировать факты и интерпретировать информацию. Также преподаватель-лингвист должен оценить лингвистическую корректность навигационных элементов web-сайта, проверить орфографию, правильность грамматических структур.

На основе определенных критериев, нами был разработан гипертекстовый путеводитель сайтов лингвистического направления, выдержи из которого представлены ниже:

http://www.pearsonlongman.com/index.html -официальный сайт издательства Pearson Longman. Доступ к аутентичным учебным материалам, бесплатные словари on-line.

http://www.pearsonlongman.com/friends/ - домашняя страница учебника Friends издательства Pearson Longman, доступ к аутентичным материалам для студентов, учителей, возможность участия в международных проектах для детей и учителей. Дополнительные упражнения по темам учебника.

https://sites.google.com/site/selfaccesslanguagece ntre/ - центр самообразования, on-line самоучитель английского языка, предоставляет возможность обучающимся на основе определения уровня владения английским языком и типа множественного интеллекта овладеть лексическим и грамматическим строем английского языка, предлагаются разнообразные упражнения на чтение, аудирование.

https://sites.google.com/site/eolnewspaper/ - методическая газета для преподавателей-

лингвистов, возможность разместить собственный методический материал, использовать наработки педагогического сообщества.

http://www.oup.com/ - официальный сайт издательства Oxford University Press. Доступ к аутентичным учебным материалам, бесплатные словари on-line.

Подробнее ознакомиться с путеводителем сайтов лингвистической направленности можно в компьютерно ориентированной среде (КОС) иноязычной профессиональной подготовки, разработанной в РЭУ имени Г.В. Плеханова: https://sites.google.com/site/colleonline/home. Также в КОС представлены примеры использования разнообразных Интернет-источников в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, всемирная сеть Интернет предоставляет необозримые возможности преподавателю-лингвисту для выхода в глобальное информационное пространство и повышения уровня преподавания лингвистических дисциплин, однако, сама профессиональная подготовка педагогов требует серьезной перестройки на основе включения в образовательный процесс педагогических вузов дисциплин с интегрированным содержанием, направленным на подробное рассмотрение потенциала информационно-коммуникационных технологий для преподавания лингвистических дисциплин.

Литература

1. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий // Проблемы современного педагогического образования. -2015. - № 48-1. - С. 90-100.

2. Глузман Н.А., Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Педагогическое проектирование личностно-профессионального маршрута будущего учителя. - Севастополь: РИБЭСТ, 2015. - 303 с.

3. Дорогих Р.В., Зубкова М.А., Фоминых Н.Ю., Платухина Е.А., Бубенчикова А.В., Мысак И.И. Business Skills: концепция построения учебного пособия // Научная конференция «Ломоносовские чтения» 2015, Севастополь, 2015. - С. 99-101.

4. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 15 / А.В. Апайчев, С.А. Борщенко, И.Е. Буршит и др. -Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 406 с.

5. Фоминых Н.Ю. Компоненты компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники / Н.Ю. Фоминых // Многоуровневая языковая подготовка специалистов в высшей школе: проблемы и перспективы развития: Труды IV Международной научно-практической интернет-конференции. -Ростов-на-Дону: Издательство Южного Федерального университета, 2014. - 280 с. - С. 167-172.

6. Фоминых Н.Ю. Компьютерно ориентированные средства обучения как педагогическое условие иноязычной профессиональной подготовки студентов / Н.Ю. Фоминых // Известия Южного федерального университета. - 2015. - № 2. - С. 133142.

7. Фоминых Н.Ю. Критерии, показатели, уровни оценивания эффективности компьютерно ориентированной среды // Подготовка педагога основного общего образования: вызовы времени и стратегии реализации: сборник научных трудов всероссийской конференции с международным участием, Казань, 13 сентября 2017 года. - Казань: Отечество, 2017. - С. 266-272.

8. Фоминых Н.Ю. Модернизация иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов на основе мобильного обучения / Н.Ю. Фоминых // Гуманитарные науки. - 2014. - № 1 (27). - С. 69-76.

9. Фоминых Н.Ю. Проектирование компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: спец. 13.00.08 -«Теория и методика профессионального образования» / Н.Ю. Фоминых. - Владикавказ, 2016. - 22 с.

10. Фоминых Н.Ю. Роль педагогического дизайна в профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка // Материалы Международной научно-практической конференции «Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования». - Брянск: БГУ имени И.Г. Петровского, 2017. - С. 258-263.

11. Fominykh N., Barsova O., Zarudnaya M., Ko-lomiytseva N. Approaches to Prospective Economists Professional Foreign Language Training in Computer Orientated Language Learning Environment // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - № 11(18). - С. 12067-12083.

12. Gordeev O., Fominykh N., Kharchenko V., Sklyar V. Evolution of Software Quality Models in Context of the Standard ISO 25010 / O.Gordeev, N.Fominykh, V.Kharchenko, V.Sklyar // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2014. - Vol. 286. - С. 223-232.

Criteria for evaluating Internet sites in the field of linguistics Bubenchikova A.V., Ekareva I.L., Midova V.O., Aubakirova R.Zh., Maygeldiyeva Sh.M., Lysenko V.V.

REU named after G.V. Plekhanov, Pavlodar State University named

after S. Toraigyrov,Sevastopol State University The article deals with an actual issue of quality evaluation of Internet sites in the field of linguistics. With the existing diversity of Internet sources, a teacher- linguist should be able to analyze sites that are potentially useful in his/her professional activity and select materials to use in the classroom based on the results of this analysis. The authors of the article on the basis of the analysis of developments of domestic scientists justified the following criteria and indicators of evaluation of these sites: reliability, relevance, content, functionality. Keywords: pedagogical expertise, evaluation criteria of Internet sites, the use of the Internet in the work of a teacher-linguist.

References

1. Gorbunova N.V., Fominykh N.Yu. The personality of the teacher

through the prism of millennia // Problems of modern pedagogical education. - 2015. - № 48-1. - p. 90-100.

2. Gluzman N.A., Gorbunova N.V., Fominykh N.Yu. Pedagogical

design of the personality-professional route of the future teacher. - Sevastopol: RIBEST, 2015. - 303 p.

3. Dear R.V., Zubkova M.A., Fominykh N.Yu., Platukhina E.A., Bu-

benchikova A.V., Mysak I.I. Business Skills: the concept of building a textbook // Scientific Conference "Lomonosov Readings" 2015, Sevastopol, 2015. - P. 99-101.

4. Modern educational technologies: pedagogy and psychology: monograph. Book 15 / A.B. Apaichev, S.A. Borschenko, I.E. Burshit et al. - Novosibirsk: TsrNS Publishing House, 2014. -406 p.

5. Fominyh N.Yu. Components of a computer-oriented environment

for foreign-language professional training of future specialists in the field of computer science and computing technology / N.Yu. Fominykh // Multilevel language training of specialists in higher education: problems and development prospects: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Internet Conference. - Rostov-on-Don: Southern Federal University Publishing House, 2014. - 280 p. - p. 167-172.

6. Fominyh N.Yu. Computer-based learning tools as a pedagogical

condition for foreign language vocational training of students / N.Yu. Fominykh // Proceedings of the Southern Federal University.. - 2015. - № 2. - P. 133-142.

7. Fominyh N.Yu. Criteria, indicators, levels of evaluating the effec-

tiveness of a computer-oriented environment // Preparing a basic general education teacher: challenges of time and implementation strategies: a collection of scientific papers of the All-Russian conference with international participation, Kazan, September 13, 2017. - Kazan: Fatherland, 2017. - p. 266-272.

8. Fominyh N.Yu. Modernization of foreign language professional

training of future specialists based on mobile learning / N.Yu. Fominykh // Humanities. - 2014. - № 1 (27). - pp. 69-76.

9. Fominyh N.Yu. Designing a computer-oriented environment for

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

foreign language vocational training of future specialists in the field of computer science and computing: author. dis. ... Dr. Ped. Sciences: spec. 13.00.08 - "Theory and methods of vocational education" / N.Yu. Fominykh. - Vladikavkaz, 2016. - 22 p.

10. Fominyh N.Yu. The role of pedagogical design in the professional competence of a foreign language teacher // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Strategy and tactics of preparing a modern teacher in the conditions of the dialogue education space". - Bryansk: BSU named after I.G. Petrovsky, 2017. - p. 258-263.

11. Fominykh, N., Barsova, O., Zarudnaya, M., Kolomiytseva, N. Approaches to Prospective, International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - № 11 (18). - p. 1206712083.

12. Gordeev, O., Fominykh, N., Kharchenko, V., Sklyar, V. ISO 25010 / O. Systems and Computing. - 2014. - Vol. 286. - p. 223-232.

Р

m

5

m

X

X

о

m

э

m

й

А

-i

О

-1

X

£

m

О

X

О

m

О

01

n

А

w

о

n

А

X

X

m

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.