Научная статья на тему 'Цепочка создания ценности как педагогическое условие формирования коммуникативной мобильности будущих бакалавров в области информатики и вычислительной техники'

Цепочка создания ценности как педагогическое условие формирования коммуникативной мобильности будущих бакалавров в области информатики и вычислительной техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ / PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN COMPUTER SCIENCE AND COMPUTING / VALUE CHAIN / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / STRATEGIC PLANNING IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубенчикова Анастасия Вадимовна

В данной статье рассматривается актуальный вопрос повышения качества профессиональной подготовки бакалавров в области информатики и вычислительной техники в целом. Также автором характеризуется цепочка создания ценности, как педагогическое условие формирования коммуникативной мобильности бакалавров в области информатики и вычислительной техники в честности. Анализируя концепцию цепочки создания ценности, предложенную M. Porter (Value Chain), автор исследует возможность применения методов стратегического планирования для системы образования с целью ответа на вызовы современности и реализации социального заказа общества относительно подготовки IT-инженеров. Опираясь на модель M. Porter, в которой компания представлена в виде ряда основных и вспомогательных процессов, автором разработана модель создания цепочки ценности для учебновоспитательного процесса. В статье представлены результаты анкетирования студентов-первокурсников, намечено дальнейшее направление исследования затронутой в статье проблемы.This article discusses the actual issue of improving the quality of professional training of bachelors in the field of computer science and computing technology in general. The author also characterizes the value chain as a pedagogical condition for the formation of the communicative mobility of bachelors in the field of computer science and computing in honesty. Analysing the concept of the Value Chain proposed by M. Porter, the author explores the possibility of applying strategic planning methods for the education system in order to respond to the challenges of today's world and implement the social requirements regarding the training of IT engineers. Based on M. Porter's model, in which the company is represented as a series of primary and support activities, the author has developed a value chain model for the educational process. The article represents the results of a survey of first-year students, and a further research direction for the problem raised in the article is outlined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубенчикова Анастасия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цепочка создания ценности как педагогическое условие формирования коммуникативной мобильности будущих бакалавров в области информатики и вычислительной техники»

Цепочка создания ценности как педагогическое условие формирования коммуникативной мобильности будущих бакалавров в области информатики и вычислительной техники

Бубенчикова Анастасия Вадимовна,

преподаватель кафедры Иностранных языков № 1, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова E-mail: Bubenchikova.AV@rea.ru

В данной статье рассматривается актуальный вопрос повышения качества профессиональной подготовки бакалавров в области информатики и вычислительной техники в целом. Также автором характеризуется цепочка создания ценности, как педагогическое условие формирования коммуникативной мобильности бакалавров в области информатики и вычислительной техники в честности. Анализируя концепцию цепочки создания ценности, предложенную M. Porter (Value Chain), автор исследует возможность применения методов стратегического планирования для системы образования с целью ответа на вызовы современности и реализации социального заказа общества относительно подготовки IT-инженеров. Опираясь на модель M. Porter, в которой компания представлена в виде ряда основных и вспомогательных процессов, автором разработана модель создания цепочки ценности для учебно-воспитательного процесса. В статье представлены результаты анкетирования студентов-первокурсников, намечено дальнейшее направление исследования затронутой в статье проблемы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавров в области информатики и вычислительной техники, цепочка создания ценности, педагогические условия, управление качеством образования, стратегическое планирование в образовании.

Постановка проблемы. Подготовка личности конкурентоспособного инженера в сфере информатики и вычислительной техники сегодня требует серьезного рассмотрения, поскольку является одним из наиважнейших векторов развития системы высшего образования. Ее актуальность обусловлена постоянно возрастающей потребностью общества в творческой личности профессионала в области информатики и вычислительной техники, его фундаментальной грамотности, а также непрерывно развивающихся личностных мировоззренческих качествах. Однако анализ работы отечественных технических высших учебных заведений свидетельствует о недостаточной готовности системы образования ответить на социальный заказ общества и мирового рынка труда, который требует от высших учебных заведений соответствующей стратегии и тактики деятельности на рынке образовательных услуг. Так, в ходе парламентских слушаний на тему «Стратегическое планирование развития образования в Российской Федерации», председателем Комитета Государственной Думы по образованию и науке В.А. Никоновым отмечается, что конкурентоспособность РФ на международной арене напрямую зависит от того, насколько хорошо российская система образования сможет адаптироваться к новым реалиям. Именно поэтому и необходима разработка комплексной стратегии развития российского образования.

Степень изученности проблемы исследования. Все вышеперечисленное требует от ученых постоянного поиска возможных путей удовлетворения запросов общества, рынков труда и образовательных услуг. Среди работ, рассматривающих всевозможные аспекты затрагиваемой в этой статье проблемы, необходимо отметить работы Е.В. Васильевой [1], Н.Ю. Фоминых [7] (в аспекте повышения качества профессиональной подготовки инженерных кадров); С.Г Сериков, Н.В. Богдан [3] (вопросы стратегического планирования в сфере образования); Н.В. Горбунова [2], Н.Ю. Фоминых [6] (проблема управления качеством образования).

В рамках комплексного исследования проблемы профессиональной подготовки конкурентоспособных бакалавров в области информатики и вычислительной техники в аспекте формирования их коммуникативной мобильности, нами было предложено педагогическое условие - цепочка создания ценности. Таким образом, целью данной статьи является характеристика данного педагогического условия.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см л

Изложение основного материала. Для реализации поставленной в этой статье цели, прежде всего, считаем необходимым проанализировать термин «цепочка создания ценности» (Value Chain). Данное понятие впервые было предложено M. Porter, который определил его как набор действий компании, направленных на производство ценного (конкурентоспособного, популярного, востребованного) продукта или предоставление ценного (конкурентоспособного, популярного, востребованного) сервиса на рынок. Согласно M. Porter, цепочка создания ценности может использоваться для анализа и соответствующей корректировки любого процесса с целью улучшения деятельности в целом и повышения качества и популярности использования конечного продукта или сервиса [10].

Таким образом, с учетом теории M. Porter, под цепочкой создания ценности понимаем комплекс мероприятий управления качеством образования, направленных на анализ образовательной деятельности с целью выбора образовательной стратегии и стратегического планирования учебно-воспитательного процесса, в конечном результате - на оптимизацию и повышение качества образовательного процесса в целом. Именно данное педагогическое условие, на наш взгляд, обеспечит образовательной системе стратегическое соответствие содержания образования и используемых технологий обучения целям и потребностям международного рынка труда.

В концепции цепочки создания ценности каждая система воспринимается как набор задач и действий, выполняемых пользователями системы. Создание и предоставление ценностей, отвечающих потребностям клиентов, является фундаментальной идеей любой цепочки создания ценности. Что касается системы образования, то клиент - это международный рынок труда, соответственно задача системы образования - удовлетворение потребностей рынка труда и предоставление сервиса (образования), отвечающего требованиям общества и работодателей.

Опираясь на модель M. Porter [10], в которой компания представлена автором в виде ряда основных (primary activities) и вспомогательных (support activities) процессов, нами была разработана модель создания цепочки ценности для учебно-воспитательного процесса, представленная на рисунке 1. В разработке данной модели мы также опирались на работы А.В. Апайчева [4], А.А Гордеева [9], Н.Ю. Фоминых [8], рассматривающие концептуальные основы моделирования и педагогического проектирования, как методов научно-педагогического исследования.

Как видно из рисунка 1, в разработанной модели мы также выделили основные и вспомогательные процессы, как составляющие учебно-воспитательного процесса в целом.

В качестве вспомогательных процессов в образовании нами выделены: инфраструктура (наличие библиотек, доступа к образовательным ресурсам), управление персоналом (предоставление

возможности студентам и преподавателям повышать собственный уровень развития, доступность формального и неформального образования). Не менее важное место в этом блоке отведено проведению научных исследований и внедрению инноваций, технологий, методов обучения; менеджменту учебно-воспитательного процесса (планирование и организация учебного процесса, контроль качества).

Среди основных процессов наиболее важным для стратегического планирования, на наш взгляд, является анализ потребностей потребителя, а именно рынка труда. Вообще, основные процессы представляют собой в этой модели жизненный цикл любой педагогической инновации: анализ потребностей потребителя; разработка уникального образовательного продукта (УОП), экспериментальное внедрение УОП, проверка эффективности; коммерциализация, непрерывное образование.

В рамках реализации разработанной нами модели с целью анализа потребностей аудитории нами было проведено анкетирование студентов первого курса бакалавриата Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (45 студентов), Севастопольского государственного университета (191 студент), Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева (172 студента) общим количеством 408 человек.

Рис. 1. Модель цепочки создания ценности для учебно-воспитательного процесса

Респондентам предлагалось ответить на два вопроса: 1) «Чем Вы руководствовались в выборе высшего учебного заведения при поступлении? Проставьте количество баллов от 1 до 3 по каждому из предложенных пунктов, где 1 - очень важно, 2 - не очень важно, 3 - не важно» и 2) «Какова Ваша система ценностей? Ранжируйте предложенные варианты, проставив количество баллов от 1 до 10 по каждому из предложенных пунктов, где 1 - максимально ценно, 10 - минимально ценно».

По результатам анкетирования, приоритет в выборе вуза имеет перспектива трудоустройства (1 балл был выставлен более, чем 80% обучающихся), на втором месте с минимальным отрывом, по результатам анкетирования, расположились контакты с зарубежными вузами (76%)

и, наконец, только на третьем месте - стоимость обучения (37%). Кроме того, респондентам предлагалось дать собственный ответ на вопрос о критериях выбора вуза, среди наиболее распространённых ответов обучающихся - «Проходной балл ЕГЭ» (48%), «Количество иностранных языков, предлагаемых для изучения» (45%), «Имя, бренд вуза» (39%), «Возможность получения двойных дипломов» (25%), «Удобное местоположение вуза» (15%). Результаты анкетирования первокурсников представлены на рис. 2.

Рейтинг ценностей первокурсников

Ihn..-

s /

£ ^ ^ - У У S

У

Рис. 2. Результаты анкетирования первокурсников

Согласно ответам респондентов на второй вопрос, нами получен следующий рейтинг ценностей первокурсников (см. Рис. 2): «Самореализация», «Высокооплачиваемая работа», «Профессионализм высокого уровня», «Успешная карьера», «Высокий социальный статус», «Круг общения (контактов)», «Интересный досуг, насыщенная жизнь», «Культурное развитие», «Получение новых знаний», «Забота об окружающих». В связи с полученными результатами, необходимо отметить, что самореализацию, которой первокурсники придают наиважнейшее значение связана для них, прежде всего с высокооплачиваемой работой, построением карьеры и получением высокого социального статуса.

Выводы. Таким образом, в данной статье нами было охарактеризовано педагогическое условие -цепочка создания ценности, что, безусловно, будет способствовать повышению результативности учебно-воспитательного процесса. Реализация данной модели применительно к системе образования бесспорно будет полезной для полноценной реализации социального заказа современности, повысит ценность образования, а также привлекательность высшего учебного заведения для абитуриентов.

Результаты данного исследования в целом и анкетирования в частности должны быть положены в основу повышения эффективности и качества профессиональной подготовки IT-бакалавров. Кроме того, нами были проанализированы требования International Organisation of Employers (lOE), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и ФГОС ВО по направлению подготовки укрупненной группы 09.00.00 к подготовке бакалавров в области информатики и вычислительной техники. Эти наработки положены

в основу технологии формирования коммуникативной мобильности бакалавров в сфере информатики и вычислительной техники, разработка и экспериментальное внедрение которой станут перспективным направлением нашей дальнейшей научной деятельности.

Литература

1. Васильева Е.В. Техники дизайн-мышления для развития командных навыков и креативных способностей технологических предпринимателей // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2015. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehniki-dizayn-myshleniya-dlya-razvitiya-komandnyh-navykov-i-kreativnyh-sposobnostey-tehnologicheskih-predprinimateley (дата обращения: 21.01.2019)

2. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Известия Череповецкого государственного университета. 2015. № 6 (67). С. 117-122.

3. Сериков С.Г., Богдан Н.В. Стратегическое планирование в образовательной организации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-v-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 21.01.2019)

4. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 15 / А.В. Апайчев, С.А. Борщенко, И.Е. Бур-шит и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 406 с.

5. Фоминых Н.Ю. Комплекс оптимальных педагогических условий иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6(203). С. 164-171.

6. Фоминых Н.Ю. Критерии, показатели, уровни оценивания эффективности компьютерно ориентированной среды // Подготовка педагога основного общего образования: вызовы времени и стратегии реализации. 2017. С. 266-272.

7. Фоминых Н.Ю. Проектирование компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: спец. 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования» / Н.Ю. Фоминых. -Владикавказ, 2016. - 22 с.

8. Фоминых Н.Ю. Структурная модель КОС иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Информатизация образования - 2015: материалы международ-

ен о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

12

10

ной научно-практической конференции. 2015. С.397-402.

9. O.Gordeev, N. Fominykh, V. Kharchenko, V. Sklyar Evolution of Software Quality Models in Context of the Standard ISO 25010 // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2014. - Vol. 286.- С. 223-232.

10. Porter M.E. The Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - NY: Free Press, 1985-526 p.

VALUE CHAIN AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE MOBILITY OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF COMPUTER SCIENCE AND COMPUTING

Bubenchikova A.V.

Plekhanov Russian University of Economics

This article discusses the actual issue of improving the quality of professional training of bachelors in the field of computer science and computing technology in general. The author also characterizes the value chain as a pedagogical condition for the formation of the communicative mobility of bachelors in the field of computer science and computing in honesty. Analysing the concept of the Value Chain proposed by M. Porter, the author explores the possibility of applying strategic planning methods for the education system in order to respond to the challenges of today's world and implement the social requirements regarding the training of IT engineers. Based on M. Porter's model, in which the company is represented as a series of primary and support activities, the author has developed a value chain model for the educational process. The article represents the results of a survey of first-year students, and a further research direction for the problem raised in the article is outlined.

Keywords: professional training of bachelors in computer science and computing, value chain, pedagogical conditions, education quality management, strategic planning in education.

References

1. Vasilieva E.V. Design thinking techniques for developing team skills and creative abilities of technological entrepreneurs //

Modern Information Technologies and IT Education. - 2015. -No. 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehniki-dizayn-myshleniya-dlya-razvitiya-komandnyh-navykov-i-kreativnyh-sposobnostey-tehnologicheskih-predprinimateley (accessed: 01.21.2019)

2. Gorbunova N.V., Fominykh N. Yu. Trends in the development of a computer-oriented environment for foreign professional training of future specialists in the field of computer science and computer technology // Bulletin of the Cherepovets State University. 2015. No. 6 (67). P. 117-122.

3. Serikov S.G., Bogdan N.V. Strategic planning in an educational organization // Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences. - 2014. - No. 1. - URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-v-obrazovatelnoy-organizatsii (accessed: 01/21/2019)

4. Modern educational technologies: pedagogy and psychology: monograph. Book 15 / A.V. Apaychev, S.A. Borschen-ko, I.E. Burshit et al. - Novosibirsk: TsRNS Publishing House, 2014. - 406 p.

5. Fominykh N. Yu. The complex of optimal pedagogical conditions for foreign language training of future specialists in the field of computer science and computer technology // Scientific reports of Belgorod State University. Series: Humanities. 2015. No 6 (203). P. 164-171.

6. Fominykh N. Yu. Criteria, indicators, levels of evaluating the effectiveness of a computer-oriented environment // Training of a teacher of basic general education: challenges of the time and implementation strategies. 2017.S. 266-272.

7. Fominykh N. Yu. Designing a computer-oriented environment for foreign vocational training of future specialists in the field of computer science and computer technology: abstract. dis. ... dr ped. Sciences: special. 13.00.08 - "Theory and Methodology of Professional Education" / N. Yu. Fominykh. - Vladikavkaz, 2016. - 22 p.

8. Fominykh N. Yu. Structural model of CBS of foreign-language vocational training of future specialists in the field of computer science and computer technology // Education Informatization -2015: Materials of an international scientific and practical conference. 2015. P. 397-402.

9. O. Gordeev, N. Fominykh, V. Kharchenko, V. Sklyar. Evolution of Software Quality Models in Context of the Standard ISO 25010 // Advances in Intelligent Systems and Computing. -2014. - Vol. 286. - P. 223-232.

10. Porter M.E. The Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - NY: Free Press, 1985-526 p.

о с

u

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.