Научная статья на тему 'Содержательный аспект международного стандарта образования в области Computer Science'

Содержательный аспект международного стандарта образования в области Computer Science Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
COMPUTER SCIENCE CURRICULA / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONAL STANDARD OF EDUCATION / ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / COMPUTER SCIENCE AND ENGINEERING / РОССИЙСКИЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN STANDARD OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слива М.В.

Статье рассматривается международный стандарт образования Computer Science Curricula 2013, история его развития, анализируется его содержание и структура, производится сравнение с российским стандартом-аналогом направлением бакалавриата«Информатика и вычислительная техника», делается сопоставление содержательного аспекта двух стандартов в виде сравнения изучаемых дисциплин. Особое внимание уделено требованиям к выпускникам в области Computer Science по международному стандарту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слива М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantial aspect of the international standard of education in the field of Computer Science

The article discusses the international standard of education Computer Science Curricula 2013 and provides an analysis of its substantial aspect. Currently information technology is one of the fastest growing fields of knowledge, that iswhy it is urgent of what and how to teach. So there is a need to analyze the accumulated international experience in this area. For computer science this international experience is concentrated in the document entitled Computer Science Curricula. Current version of this document is Computer Science Curricula 2013 (CS2013). The most interesting is the analysis of requirements for graduates in the field of Computer Science, such as Technical understanding of computer science, Familiarity with common themes and principles, Appreciation of the interplay between theory and practice, System-level perspective, Problem solving skills, Project experience, Commitment to life-long learning, Commitment to professional responsibility, Communication and organizational skills, Awareness of the broad applicability of computing, Appreciation of domain-specific knowledge. Another side of CS2013 are Knowledge Areas of Computer Science: Algorithms and Complexity, Architecture and Organization, Computational Science, Discrete Structures, Graphics and Visualization, HumanComputer Interaction, Information Assurance and Security, Information Management, Intelligent Systems, Networking and Communications, Operating Systems, Platform-based Development, Parallel and Distributed Computing, Programming Languages, Software Development Fundamentals, Software Engineering, Systems Fundamentals, Social Issues and Professional Practice. CS2013 and Russian standard of higher education in IT have much in common, but also there are some differences in courses, ways of teaching and graduation requirements.

Текст научной работы на тему «Содержательный аспект международного стандарта образования в области Computer Science»

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / JOURNAL OF APPLIED INFORMATICS

_ [ Том 11. № 1 (61). 2016 ]

М. В. Слива, канд. пед. наук, Нижневартовский государственный университет, persimon@inbox.ru

Содержательный аспект международного стандарта образования в области Computer Science

В статье рассматривается международный стандарт образования Computer Science Curricula 2013, история его развития, анализируется его содержание и структура, производится сравнение с российским стандартом-аналогом — направлением бакалавриата «Информатика и вычислительная техника», делается сопоставление содержательного аспекта двух стандартов в виде сравнения изучаемых дисциплин. Особое внимание уделено требованиям к выпускникам в области Computer Science по международному стандарту.

Ключевые слова: Computer Science Curricula, международный стандарт образования, информатика и вычислительная техника, российский стандарт образования.

Введение

Информационные технологии в настоящее время — одна из самых бы-строразвивающихся областей знаний, в связи с чем актуален вопрос, чему и как обучать. Для этого необходимо проанализировать накопившийся международный опыт в данном направлении. Для компьютерных наук такой опыт сконцентрирован в документе под названием Computer Science Curricula.

Computer Science Curricula — рекомендательный документ для вузов, обучающих студентов-бакалавров в области Computer Science (CS). Данный документ является международным, но составлен преимущественно на примере опыта ведущих вузов США (хотя в разработке участвуют представители некоторых европейских вузов). Разработкой этого документа занимаются ACM (Association for Computing Machinery—Ассоциация вычислительной техники) и IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers — Институт инженеров по электротехнике и электронике).

Computer Science Curricula включает в себя примерный перечень областей, которые должны покрываться дисциплинами учеб-

ного плана для обучения бакалавров в области Computer Science. В него включены также примеры реализации обучения в области Computer Science (учебные планы, программы дисциплин) в ведущих вузах США и Европы.

Международный проект Computing Curricula был начат в 1968 г. В его рамках специалисты в области информационных технологий из различных стран мира работают над созданием рекомендаций по преподаванию информационных технологий в высших учебных заведениях [4]. В 2001 г. появился СС2001 (Computing Curricula 2001) [3], в котором упор делался именно на информатику (Computer Science). Следующая версия появилась в 2008 г. под названием CS2008 (Computer Science Curriculum 2008) [1].

В 2013 г. вышел Computer Science Curricula 2013 (далее — CS2013) [2]. В разработке CS2013 приняли участие представители ведущих вузов США (Stanford University, University of Washington, UC Berkeley, Seattle University, Colorado State University) и представители некоторых IT-компаний.

Ранее уже были попытки проанализировать особенности организации процесса преподавания в области IT в конкретных зару-

бежных вузах и сравнить с российским образованием в области компьютерных наук [8], в том числе и для уровня магистратуры [9]. Данная статья — попытка проанализировать содержательный аспект CS2013.

Особенности CS2013

Наиболее интересен анализ требований к выпускникам в области CS. CS2013 не содержит компетенций в том виде, в котором мы привыкли их видеть в российских образовательных стандартах ФГОС ВПО [10], дальнейшая актуализация которых будет связана с обязательным учетом требований профессиональных стандартов в области информационных технологий [6]. Требования к выпускникам сформулированы тезисно в виде описания характеристик будущих выпускников в области CS. Представим краткую характеристику требований к выпускникам согласно CS2013 и сделаем попытку соотнести их с компетенциями ФГОС ВПО [10].

Техническое понимание компьютерной науки

Выпускники должны обладать нужным уровнем мастерства в области Computer Science согласно описанию базовой части комплекса знаний CS2013 (описаны ниже в данной статье).

Хорошее знание общей тематики и принципов

Выпускникам необходимо понимание таких постоянно встречающихся в области CS тем, как абстракция, сложность, эволюционные изменения, а также набора общих принципов, таких как совместное использование общих ресурсов, безопасность, параллелизм.

Понимание взаимодействия между теорией и практикой

Выпускникам нужно понимать, как теория и практика влияют друг на друга и связаны между собой.

Проецирование на системном уровне

Выпускники программы CS должны уметь думать на нескольких уровнях детализации

и абстракции. Они должны понимать, как функционируют компьютерные системы, включая взаимодействие с пользователями и реальным миром.

Умение решать задачи

Выпускники должны понимать, как использовать полученные знания для решения реальных задач, а не только для написания кода и передачи битов. Они должны быть способны спроектировать и улучшить систему на основе количественной и качественной оценки ее функциональности, удобства использования и производительности. Выпускники должны осознавать, что существует множество решений поставленной задачи, и выбор нужного не является чисто технической проблемой, так как выбранное решение будет иметь реальное влияние на жизни людей. Выпускники должны быть способны донести смысл своего решения до других, включая ответы на вопросы «как» и «почему» решение подходит конкретной задаче и какие предпосылки для решения были сделаны.

Проектный опыт

Чтобы убедиться, что выпускники могут успешно применять полученные знания, каждый выпускник в области CS должен быть вовлечен, по крайней мере, в один достаточно серьезный проект. В большинстве случаев это будет проект по созданию ПО, но могут быть и другие проекты. Такие проекты должны побуждать студентов к интеграции своих знаний, требовать от них оценки потенциальных решений и более масштабной работы, чем в обычных курсовых проектах. Во время работы над проектом у студентов должна быть возможность для развития своих навыков социальной коммуникации.

Обязательство постоянного повышения своих знаний

Выпускники должны понимать, что ^-область развивается быстрыми темпами, поэтому им нужно овладеть солидной базой знаний, которая позволит им и воодушевит их поддерживать уровень, соответствующий

развитию отрасли. Выпускникам нужно понимать, что они должны будут постоянно повышать свой уровень квалификации и продолжать обучение на протяжении всей своей карьеры.

Чтобы развить такой навык (навык постоянного обучения), студенты за весь период обучения должны изучить несколько языков программирования, инструменты разработки ПО, парадигмы и технологии, а также фундаментальные принципы, на которых основывается все вышеперечисленное. Выпускники, которые заинтересованы в активном развитии своей карьеры, занимаются такими вопросами профессионального развития, как получение сертификатов, управленческие тренинги или получение знаний в специфических областях.

Обязательство профессиональной ответственности

Выпускники должны разбираться в социальных, юридических, этических и культурологических проблемах, присущих компьютерному миру. Также они должны понимать различие этих проблем в разных странах. Они должны знать о том, что взаимосвязь этических аспектов, технических проблем и эстетических ценностей играет огромную роль в развитии компьютерных систем. Практикующие 1Т-специалисты должны осознавать свою индивидуальную и коллективную ответственность и возможные последствия своих ошибок. Они должны понимать границы своих собственных возможностей так же, как и технические ограничения своих инструментов.

Коммуникационные и организационные навыки

Выпускники должны уметь создавать эффективные презентации по техническим вопросам и их решениям, приемлемые для различной публики. Это означает наличие навыков устной, письменной речи или навыков электронной коммуникации. Они должны быть готовы к эффективной работе в команде. Выпускники должны быть способны к само-

стоятельному обучению и развитию, включая управление собственным временем, приоритетами и профессиональным прогрессом.

Осведомленность о широком применении компьютерных технологий

Современные компьютерные технологии варьируются от встроенных микросенсоров до высокопроизводительных кластеров и распределенных облаков. Компьютерные программы влияют практически на все аспекты современной жизни. Выпускники должны понимать всю широту возможностей для применения компьютерных технологий.

Понимание необходимости знаний в специфических областях

Выпускники должны понимать, что компьютерные технологии связаны с большим числом других областей знаний. Решение многих задач требует и компьютерных навыков, и навыков в специфической области. Таким образом, выпускники в области CS должны быть готовы к взаимодействию с экспертами из различных специфических областей и получению знаний от этого взаимодействия в течение всей своей карьеры.

Анализируя представленные выше требования к выпускникам, можно отметить конкретность каждой характеристики и четкое описание, для чего это может понадобиться выпускнику, в отличие от формулировок отечественных компетенций, которые в достаточной степени абстрактны и поверхностны.

Рассмотрим, например, компетенцию ПК-7 ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника [10], в соответствии с которой выпускник должен уметь «готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях» (п. 5.2 указанного ФГОС ВПО). Сравним приведенную формулировку ПК-7 с характеристикой «Коммуникационные и организационные навыки» в CS2013, описанной выше, в которой говорится об умении выпускника «создавать

эффективные презентации по техническим вопросам и их решениям, приемлемые для различной публики». Из описания рассмотренной характеристики CS2013 сразу видно, для чего нужен такой навык, в то время как компетенция отечественного стандарта представлена слишком широко.

Теперь рассмотрим, как структурированы знания, предлагаемые студентам согласно CS2013.

Весь комплекс знаний (Body of Knowledge) в области Computer Science разделен на 18 направлений (табл. 1). Каждое направление включает в себя разделы из основной части (обязательные для изучения) и дополнительные разделы, которые могут изучаться в составе выборных дисциплин.

Анализируя содержание обучения, предусмотренное CS2013 (перевод на русский

язык основных положений, сделанный автором статьи, приводится в [7]), можно отметить следующее.

• Выделены такие значимые для современного информационного мира темы, как информационная безопасность (IAS), параллельная обработка данных (PD), платформо-зависимая разработка (PBD). Они не входили в предыдущие редакции стандарта [1; 3] как отдельные самостоятельные единицы, а рассматривались внутри других направлений, причем во многих случаях факультативно. Выделение в самостоятельные направления говорит о возросшем значении указанных тем в современном мире.

• Предложено много направлений, которые должны будут отразиться в дисциплинах учебного плана вуза, принявшего CS2013 за основу. В этих направлениях от-

Таблица 1. Направления Computer Science

Table 1. Knowledge Areas of Computer Science

Обозначение направления Название направления Обозначение направления Название направления

AL Algorithms and Complexity (Алгоритмы и теория сложности) NC Networking and Communications (Сети и коммуникации)

AR Architecture and Organization (Архитектура и организация) OS Operating Systems (Операционные системы)

CN Computational Science (Вычислительная наука) PBD Platform-based Development (Разработка платформо-зависимых решений)

DS Discrete Structures (Дискретные структуры) PD Parallel and Distributed Computing (Параллельные и распределенные вычисления)

GV Graphics and Visualization (Графика и визуализация) PL Programming Languages (Языки программирования)

HCI Human-Computer Interaction (Человеко-машинное взаимодействие) SDF Software Development Fundamentals (Основы разработки ПО)

IAS Information Assurance and Security (Информационная безопасность и защита информации) SE Software Engineering (Программная инженерия)

IM Information Management (Управление информацией). SF Systems Fundamentals (Основы систем)

IS Intelligent Systems (Системы искусственного интеллекта) SP Social Issues and Professional Practice (Социальные аспекты и производственная практика)

ражены все возможные области применения знаний будущими выпускниками. В самом документе CS2013 каждое направление представлено основным разделом (в котором прописаны темы для включения в основные дисциплины учебного плана) и дополнительным разделом (в нем представлены темы для рассмотрения на курсах по выбору и факультативах). Такая организация содержания направлений облегчает работу составителей рабочих учебных планов в конкретных вузах.

• В CS2013 отдельно прописано, что направления не должны напрямую переходить в конкретную дисциплину с таким же названием в учебном плане вуза, а должно быть предусмотрено гибкое рассмотрение разделов направления в разных дисциплинах. Причем более вероятным является включение в содержание одной дисциплины разделов из разных направлений для реализации более комплексного подхода к обучению современным компьютерным технологиям, которые требуют от выпускника все большего охвата знаний. Такой подход планируется использовать в будущих стандартах и в российском образовании.

• В отличие от российских образовательных стандартов, CS2013 предусматривает более гибкий выбор дисциплин студентами, которые уже с первого курса могут строить свою образовательную траекторию в соответствии со своими желаниями и возможностями. Естественно, присутствует ряд ограничений при выборе дисциплин, например порядок изучения дисциплин и количество зачетных единиц (или кредитов). При этом в учебном заведении должны быть специалисты, которые могут оказать студентам помощь в выборе дисциплин на каждый год обучения. Разные студенты могут выбрать разный темп освоения своей специальности (например, от 3 до 5 дисциплин в семестр).

• CS2013 не требует четкого деления на специальности (направления бакалавриата в российской терминологии, такие как

«Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика») в области информационных технологий. Соответственно выпускники не ограничены в выборе будущей профессии, связанной с компьютерными науками. Согласно CS2013 вузы вправе сами проектировать разные образовательные траектории для узконаправленного обучения в какой-то одной IT-области. При этом студент может не выбирать ни одну из составленных вузом траекторий, а просто изучать заинтересовавшие его дисциплины по своему усмотрению.

• Согласно CS2013 все будущие дисциплины предлагается разделить на 3 части: Базовая часть — Слой 1, Базовая часть — Слой 2 и Дополнительные курсы. Это разделение в определенной степени соответствует российским образовательным стандартам (Базовая часть, Вариативная часть и дисциплины по выбору), за исключением возможностей ограниченного выбора дисциплин, описанных в предыдущих пунктах.

Сравнение Computer Science с российским стандартом

В российском образовании неполным, но близким аналогом области Computer Science автор считает направление подготовки «Информатика и вычислительная техника» [10]. Такой вывод был сделан на основе анализа содержания профессиональных компетенций и набора дисциплин, рекомендованных Учебно-методическим объединением по рассмотренному направлению подготовки [5]. В качестве примера рассмотрим реализацию данного направления в Нижневартовском государственном университете (НВГУ). Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника» разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная тех- [ 87 ]

ника (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 9.11.2009 № 553).

Если проанализировать отражение направлений CS2013 в российском образовательном стандарте в конкретных дисциплинах учебного плана (на примере направления «Информатика и вычислительная техника» Нижневартовского государственного университета — УП ИВТ НВГУ), то можно сопоставить направления CS2013 со следующими дисциплинами (табл. 2).

Анализируя представленное в таблице сопоставление, можно сделать следующие выводы.

• Все направления CS2013 нашли отражения в дисциплинах УП ИВТ НВГУ.

• В УП ИВТ НВГУ присутствует всего одна дисциплина, связанная с защитой информации, трудоемкостью 4 зачетные единицы, в то время как в CS2013 присутствует целое направление Information Assurance and Security (Информационная безопасность и защита информации).

Таблица 2. Сопоставление направлений CS2013 с дисциплинами УП ИВТ НВГУ

Table 2. Mapping of CS2013 Knowledge Areas with courses of the Computer science and engineering curriculum in NVSU

Направления Дисциплины из УП ИВТ НВГУ

знании из CS2013 Базовая часть Вариативная часть Дисциплины по выбору

AL Программирование Структуры и алгоритмы обработки данных Программирование на платформе JAVA, Программирование с использованием JavaFX, Практикум по решению задач повышенной сложности по информатике

AR Электротехника, электроника, Схемотехника, ЭВМ и периферийные устройства Дополнительные главы электроники, схемотехники

CN Алгебра и геометрия, Математический анализ, Физика Компьютерное моделирование, Практикум по решению математических задач, Теория вероятностей и математическая статистика, Математическая логика и теория алгоритмов, Дискретная математика, Вычислительная математика, Дифференциальные уравнения Статистика и прогнозирование в среде Excel, Мир моделирования, Прогнозирование в профессиональной деятельности

DS Структуры и алгоритмы обработки данных, Дискретная математика, Вычислительная математика Статистика и прогнозирование в среде Excel, Логика, Прогнозирование в профессиональной деятельности

GV Инженерная графика, Компьютерная графика Трехмерное моделирование в 3ds Max, Геометрическое моделирование в среде Delphi, Web-картография

HCI Технология разработки программного обеспечения, Программирование в Visual Studio, Практикум по программированию, Программирование на С++

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / JOURNAL OF APPLIED INFORMATICS

_ [ Том 11. № 1 (61). 2016 ]

Продолжение табл. 2

Направления Дисциплины из УП ИВТ НВГУ

знании из CS2013 Базовая часть Вариативная часть Дисциплины по выбору

IAS Защита информации

IM Базы данных, Основы теории управления Практикум по установке ПО, сборке сетей, моделированию баз данных Практикум по электронному документообороту, Технология LDAP, Основы конфигурации 1С Предприятие

IS Компьютерное моделирование Мир моделирования, Экспертные методы в диагностике, Прогнозирование в профессиональной деятельности

NC Сети и телекоммуникации Практикум по установке ПО, сборке сетей, моделированию баз данных Cisco CCNA Discovery «Введение в маршрутизацию и коммуникацию на предприятии», Cisco CCNA Discovery «Работа на малых и средних предприятиях и у поставщиков услуг Интернета», Технология LDAP, Администрирование информационных систем

OS Операционные системы Программирование для ОС Android, Администрирование информационных систем

PBD Основы Web-программирования Web-картография, Программирование на платформе JAVA, Программирование с использованием JavaFX, Программирование для ОС Android, Основы конфигурации 1С Предприятие, Практикум по офисному программированию

PD Разработка распределенных информационных систем средствами RAD STUDIO, Программирование с использованием JavaFX

PL Программирование Объектно-ориентированное программирование, Основы Web-программирования, Программирование в Visual Studio, Практикум по программированию, Программирование на С++ Программирование на платформе JAVA, Программирование с использованием JavaFX, Разработка распределенных информационных систем средствами RAD STUDIO, Технология ASP. Net, Разработка кроссплат-форменных приложений

средствами Python (Питон), Практикум по решению задач повышенной сложности по информатике, Практикум по офисному программированию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / JOURNAL OF APPLIED INFORMATICS

[ Vol. 11. No. 1 (61). 2016 ] _

Окончание табл. 2

Направления Дисциплины из УП ИВТ НВГУ

знании из CS2013 Базовая часть Вариативная часть Дисциплины по выбору

SDF Программирование Технология разработки программного обеспечения, Структуры и алгоритмы обработки данных, Программирование в Visual Studio, Программирование на С++

SE Технология разработки программного обеспечения

SF Информатика, Метрология, стандартизация и сертификация Информационные системы в экономике

SP История, Производственная преддипломная практика Социология, Экономика, Психология делового общения, Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности, Технический английский язык, Русский язык и культура речи Принятие решений в профессиональной деятельности (курсовая работа), Управление проектами, Принятие решений в профессиональной деятельности (практика на предприятии), Проектная

деятельность, Современные интернет-технологии в бизнесе, Интернет-технологии в жизни современного человека, Права человека в современном мире

• Некоторые дисциплины УП ИВТ НВГУ (Философия, Экология, Иностранный язык, Безопасность жизнедеятельности), которые являются обязательными для обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, не могут быть привязаны к направлениям CS2013. Это связано с традиционной более широкой направленностью высшего образования в России.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что содержательно учебный план, составленный согласно российскому стандарту образования в области компьютерных наук, в целом отвечает требованиям международного стандарта CS2013, что и следовало ожидать. Из отличий можно отметить более глубокую проработку требований к выпускникам в международном стандарте, что было отмечено в данной статье, и несколько другую структуру компоновки

самого стандарта CS2013, но это тема для отдельной статьи. Как уже отмечалось, CS2013 не ограничивает выпускника в выборе будущей профессии за счет более гибкого выбора дисциплин, поэтому автор полагает, что существует возможность сокращения количества направлений ФГОС ВО в области ИТ в пользу создания единого стандарта с большим количеством выборных дисциплин, которые и будут определять специализацию выпускника.

Также хотелось бы отметить, что дополнительного анализа требует сравнение российских магистерских программ в области компьютерных наук и их зарубежных аналогов. Особенно актуально сравнение подходов к изучению дисциплин, направленных на профильную часть подготовки магистров. Например, как учитываются предыдущие изученные на уровне бакалавриата дисциплины?

В частности, в американских вузах на программу подготовки магистров в области

Computer Science может поступить любой человек, закончивший любой бакалавриат, но для получения степени магистра и изучения специализированных предметов он должен изучить несколько обязательных базовых дисциплин, связанных с математикой и программированием. И если он до магистратуры обучался в бакалавриате, связанном с областью информационных технологий, то ему засчитываются пройденные базовые предметы. Если же его предыдущая учеба не была связана с профильной областью IT, то магистранту нужно пройти эти базовые дисциплины, например, посещая их вместе с бакалаврами.

Отдельного сравнительного анализа заслуживают способы оценки знаний студентов, применяемые в международной практике, поскольку они в некоторых случаях довольно сильно отличаются от используемых методов оценки знаний студентов в Российской Федерации, причем отличия можно выявить в разных аспектах оценивания: по содержанию, методике, глубине и т. д.

Не менее интересным является анализ опыта международного студенческого обмена, когда студенты разных стран учатся за границей не менее одного семестра, полностью погружаясь в образовательный процесс иностранного вуза. Это позволило бы выявить конкретные способы улучшить российское образование не только содержательно, но и концептуально.

На момент подготовки статьи к публикации еще не был утвержден стандарт ФГОС 3+ направления «Информатика и вычислительная техника». Возможно, он будет более приближен к международным стандартам, но к этому времени и сами международные стандарты уже могут измениться.

Список литературы

1. Computer Science Curricula 2008. URL: http://www.

acm.org/education/ CS2008.pdf

2. Computer Science Curricula 2013. URL: http://www.

acm.org/education/ CS2013-final-report.pdf

3. Computing Curricula 2001: Computer Science (перевод на русский). URL: http://se.math.spbu.ru/SE/ cc2001r.pdf

4. Терехов А. А., Терехов А. Н. Computing Curricula: Software Engineering и российское образование. URL: http://www.osp.ru/os/2006/08/3282281/

5. Примерная основная образовательная программа направления подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация — бакалавр). URL: http: //www. altstu.ru/media/f/ poop230100b-IVT. pdf

6. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. URL: http://www.apkit.ru/ committees/education/meetings/standarts.php

7. Слива М. В. Международный стандарт образования в области Computer Science. URL: http:// nvsu.ru/ru/fitim/MezMunarodniy%20standart%20 obrazovaniya%20v%20oblasti%20CS.pdf

8. Слива М. В. Особенности организации процесса преподавания в области IT в зарубежных вузах // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 7-8 февраля 2012 года). Часть IV / отв. ред. А. В. Коричко. Нижневартовск: изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. C. 115-119.

9. Сухомлин В. А. Анализ международных стандартов магистерского образования в области информационных технологий // Вестник С.-Петербург. ун-та. Сер. 10. Прикладная математика. Информационные процессы управления. 2013. № 1. С. 95-105.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация «бакалавр»). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/ prm553-1.pdf

References

1. Computer Science Curricula 2008. Available at: http:// www.acm.org/education/ CS2008.pdf

2. Computer Science Curricula 2013. Available at: http:// www.acm.org/education/ CS2013-final-report. pdf

3. Computing Curricula 2001: Computer Science (in Ris-sian). Available at: http://se.math.spbu.ru/SE/cc2001r. pdf

4. Terehov A. A., Terehov A. N. Computing Curricula: Software Engineering i rossiyskoy eobrazovanie [Computing Curricula: Software Engineering and Russian education]. Available at: http://www.osp.ru/ os/2006/08/3282281/

5. Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma napravleniyapodgotovki 230100 Informatika I vychis-

litelnaya tekhnika (kvalifikaciya bakalavr) [Approxi- of IT in foreign universities]. Kul'tura, nauka, obra-

mate basic educational program of the training area zovanie: problemy i perspektivy: Materialy Vserossi-

230100 Computer science and engineering (qualifica- jskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Nizhnev-

tion — bachelor)]. Available at: http://www.altstu.ru/ artovsk, 7-8 fevralya 2012 goda). CHast' IV-Culture,

media/f/ poop230100b-IVT.pdf science, education: problems and prospects: Materials

6. Professional'nye standarty v oblasti informacionnyh of all-Russian scientific-practical conference (Nizhnev-tekhnologij [Professional standards in IT]. Available at: artovsk, February 7-8, 2012). Part 4. Nizhnevartovsk, http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/ 2012, pp. 115-119.

standarts.php 9. Sukhomlin V. A. The analysis of the international stan-

7. Sliva M. V. Mezhdunarodnyj standart obrazovaniya v dards of a master's of education in the field of informa-oblasti Computer Science [International standard of ed- tion technologies. Vestnik St. Petersburg University, ucation in the field of Computer Science]. Available at: 2013, ser. 10, issue 1, pp. 95-105 (in Russian). http://nvsu.ru/ru/fitim/Mezhdunarodniy%20stand- 10. Federal state educational standard of higher profes-art%20 obrazovaniya%20v%20oblasti%20CS.pdf sional education in the field of training 230100 com-

8. Sliva M. V. Osobennosti organizacii processa prepo- puter science and computer engineering (qualification davaniya v oblasti IT v zarubezhnyh vuzah [Peculiar- «bachelor»). Available at: http://www.edu.ru/db/mo/ ities of organization of teaching process in the field Data/d_09/ prm553-1.pdf

M. Sliva, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, persimon@inbox.ru

Substantial aspect of the international standard of education in the field of Computer Science

The article discusses the international standard of education Computer Science Curricula 2013 and provides an analysis of its substantial aspect. Currently information technology is one of the fastest growing fields of knowledge, that iswhy it is urgent of what and how to teach. So there is a need to analyze the accumulated international experience in this area. For computer science this international experience is concentrated in the document entitled Computer Science Curricula. Current version of this document is Computer Science Curricula 2013 (CS2013). The most interesting is the analysis of requirements for graduates in the field of Computer Science, such as Technical understanding of computer science, Familiarity with common themes and principles, Appreciation of the interplay between theory and practice, System-level perspective, Problem solving skills, Project experience, Commitment to lifelong learning, Commitment to professional responsibility, Communication and organizational skills, Awareness of the broad applicability of computing, Appreciation of domain-specific knowledge. Another side of CS2013 are Knowledge Areas of Computer Science: Algorithms and Complexity, Architecture and Organization, Computational Science, Discrete Structures, Graphics and Visualization, HumanComputer Interaction, Information Assurance and Security, Information Management, Intelligent Systems, Networking and Communications, Operating Systems, Platform-based Development, Parallel and Distributed Computing, Programming Languages, Software Development Fundamentals, Software Engineering, Systems Fundamentals, Social Issues and Professional Practice. CS2013 and Russian standard of higher education in IT have much in common, but also there are some differences in courses, ways of teaching and graduation requirements.

Keywords: Computer Science Curricula, international standard of education, computer science and engineering, Russian standard of education.

About author: M. Sliva, PhD in Pedagogics

For citation: Sliva M. Substantial aspect of the international standard of education in the field of Computer Science. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2016, vol. 11, no. 1 (61), pp. 83 - 92 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.