Научная статья на тему 'О проектировании секторальной рамки квалификаций в области ИТ'

О проектировании секторальной рамки квалификаций в области ИТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
184
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ РАМКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / CS-2013

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тихомиров Василий Васильевич, Чернышенко Сергей Викторович

В статье анализируются методологические принципы и ключевые моменты проектирования секторальной рамки квалификаций в области Информатика (Компьютерные науки). Подчеркивается важность использования объема знаний и международных стандартов при разработке рамок. Приведены фрагменты рамок квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тихомиров Василий Васильевич, Чернышенко Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проектировании секторальной рамки квалификаций в области ИТ»

Тихомиров В.В.\Чернышенко С.В.2

1 МГУ им. М.В. Ломоносова 2 Университет КОБЛЕНЦ-ЛАНДАУ

О ПРОЕКТИРОВАНИИ СЕКТОРАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОБЛАСТИ

ИТ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Результаты обучения, знания, умения, навыки, компетенции, европейская рамка, профессиональные стандарты, CS-2013.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются методологические принципы и ключевые моменты проектирования секторальной рамки квалификаций в области Информатика (Компьютерные науки). Подчеркивается важность использования объема знаний и международных стандартов при разработке рамок. Приведены фрагменты рамок квалификаций.

Введение

• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

• Информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации;

• ИТ и ИКТ определяют решающую роль в развитии Computer Science (Компьютерные науки).

В рамках данного направления CS выделяются следующие критические технологии:

• Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

• Технологии и программное обеспечение в распределенных и высокопроизводительных вычислительных системах.

• Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

• Технологии инновационного менеджмента.

1. Области профессиональной деятельности

Стандартs CS 2005-2013 выделяют следующие пять качественно различных сфер деятельности в области ИКТ:

1. Компьютерные науки (Computer science);

2. Проектирование аппаратных платформ (Computer Engineering);

3. Программная инженерия (Software Engineering);

4. Информационные системы (Information Systems);

5. Информационные технологии (Information Technology).

Стандарт Computing Curricula 2013: Computer Science создан в рамках проекта Образовательного совета ACM (ACM Education board) и Совета по образовательной деятельности компьютерного сообщества IEEE.

Соответствие между направлениями федеральных государственных образовательных стандартов 3-его поколения (ФГОС3) и этими областями 1-5 показано в таблице 1. Рекомендации, содержащиеся в данных документах, разработаны на основе высокоуровневых требований к знаниям, которыми должен обладать выпускник, обучавшийся в вузе в области Информатика по указанным ниже направлениям подготовки высшего образования (ВО) или специальностям.

CC2005 ФГОС

Computer science 010200 Математика и компьютерные науки 010300 Фундаментальные информатика и информационные технологии 010400 Прикладная математика и информатика

Information systems 080500 Бизнес-информатика 230700 Прикладная информатика 230400 Информационные системы и технологии

Software engineering 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 231000 Программная инженерия

Information technology 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи 230100 Информатика и вычислительная техника 230400 Информационные системы и технологии 090900 Информационная безопасность 090301 Компьютерная безопасность 090302 Информационная безопасность телекоммуникационных систем 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем 090305 Информационно-аналитические системы безопасности

Computer engineering 230100 Информатика и вычислительная техника

С точки зрения особенностей ИТ образования важная специфика прорывных ИТ исследований состоит в появлении новых профессий и трудовых функций. Это проводит к постановке задачи уравновешивания динамичных узких специализаций с профессиональными и академическими стандартами, для которых характерна определенная инертность.

2. Особенности реализации основных методологических принципов

Обсуждению и некоторым особенностям реализации основных методологических принципов проектирования секторальной рамки квалификаций в области Информатика посвящены работы [1] , [2], [10] , [16]

Для российских вузов важнейшей задачей является участие в разработке отраслевых квалификационных рамок в области ИТ и участие в проектировании профессиональных стандартов в качестве экспертов. На подготовительном этапе проектирования секторальной рамки квалификаций эксперты изучают существующие системы описания характеристик труда ИТ специалистов.

Каждая из перечисленных ниже систем является источником ценной информации для проектирования рамок:

• Профессиональные стандарты (ПС) Российской Федерации (РФ) в области ИТ;

• European e-Competence Framework 3.0 (A common European framework for ICT Professionals in

all industry sectors) [3];

• European ICT Professional Profiles [4];

• ECCE — Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement [5];

• Международные стандарты Computing Curricula CS-2013 [6].

• EUQuaSIT European Qualification Strategies in Information and Communications Technology.

[Электронный ресурс]: http://www.euquasit.net. [7]

• Система компетенций TUNING в области ИКТ; [8]

В области информатики мы предлагаем рассмотреть документ CS-2013, цитируемый ниже, и подчеркнем необходимость его использования при проектировании «Результатов образования» для образовательных программ и рамки квалификаций.

Подробный анализ ПС РФ в рамках проекта ИНАРМ: Проектирование рамки квалификаций в области Менеджмент и Информатика (Болонский стиль) проведен И.Ю.Харитоновой, С.Ф.Сергеевым [8].

3. Европейская рамка ИКТ компетенций

Целью проекта ИНАРМ стало желание гармонизировать ПС РФ в области ИКТ с помощью Европейской рамки ИКТ — компетенций. Требования к результатам обучения в ПС ИТ РФ — это наиболее ценная информация, которая может быть использована в СРК.

В документе Европейская рамка ИКТ — компетенций (European e-Competence

Framework 3.0) [3] представлены 4 дескриптора: первый из которых формулирует 5 кластеров(обобщенных компетенций): А ПЛАНИРОВАНИЕ, В РЕАЛИЗАЦИЯ, С ЭКСПЛАТАЦиЯ, D ОБЕСПЕЧЕНИЕ, Е УПРАВЛЕНИЕ.

Второй дескриптор определяет 40 компетенций, которые покрывают все бизнес и рабочие процессы в профессиональной области. Краткое описание ИКТ компетенций (фрагмент — А Планирование) представлено в таблице 2.

Таблица 2

Дескриптор 1 5 областей компетенций Дескриптор 2 38 определенных ИКТ-компетенций Дескриптор 3 Профессиональные уровни компетенций ( соответствуют уровням EQF 3-8)

e-1 e-2 e-3 e-4 e-5

A. ПЛАНИРОВА НИЕ А1. Согласование ИС и бизнес-стратегии

А2. Управлением уровнем услуг

А3. Бизнес-планирование

А4. Планирование работ или продуктов

А5. Проектирование архитектуры ИС

А6. Проектирование приложений

А7. Анализ новых технологий

А8. Устойчивое развитие

4. Модель объема знаний

Объем знаний представляется в виде совокупности областей знаний (areas), которые разбиваются на следующие классы:

• области знаний научной подготовки,

• области знаний профессиональной подготовки. Области знаний, входящие в ядро научной подготовки:

1. Математический анализ I, II;

2. Кратные интегралы и ряды;

3. Алгебра и геометрия;

4. Математическая логика и теория алгоритмов;

5. Теория автоматов и формальных языков;

6. Дифференциальные и разностные уравнения;

7. Теория вероятностей и математическая статистика;

8. Вычислительные методы;

9. Методы оптимизации и исследование операций;

10. Основы естествознания.

Области знаний, входящие в ядро профессиональной подготовки ([6]):

1. Дискретные структуры // (DS. Discrete Structures (43 core hours)).

2. Основы программирования // (PF. Programming Fundamentals (47 core hours).

3. Алгоритмы и анализ сложности (AL. Algorithms and Complexity (31 core hours)).

4. Языки программирования (PL. Programming Languages (21 core hours)).

5. Архитектура вычислительных систем (AR. Architecture and Organization (36 core hours)).

6. Операционные системы (OS. Operating Systems (4 +11 rare hours)).

7. Основы разработки программного обеспечения (SDF. Software Development Fundamentals (43 core hours)/)

8. Компьютерные сети (NC. Net-Centric Computing (15 core hours)).

9. Программная инженерия (SE. Software Engineering (6+21) шге-Tier hours).

10. Интеллектуальные системы (IS. Intelligent Systems (10 core hours)).

11. Взаимодействие человека и машины (HCI. Human-Computer Interaction (8 core hours))

12. Графика и визуализация вычислений (GV Graphics and Visual Computing (3 core hours)).

13. Социальные и профессиональные вопросы (SP. Social and Professional Issues (16 core hours)).

14. Вычислительные науки (CN. Computational Science (no core hours))

15. Информационное обеспечение и безопасность (IAS. Information Assurance and Security (2+6 core hours)).

16. Информационный менеджмент (IM. Information Management (11 core hours)).

17. Платформенные технологии (PBD. Platform-Based Development (0 rnre hours)).

18. Фундаментальные системы (SF. Systems Fundamentals (18+9 шге hours)).

В скобках указаны минимальное число часов для изучения базовых модулей рекомендованных ядерных дисциплин, входящих в образовательную программу.

5. Общие (компетнентностные) требования к основной образовательной программе

5.1. Компетенции бакалавра

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра информационных технологий определяются содержанием областей знаний, входящих в научное и профессиональное ядро стандарта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом международных рекомендаций по разработке образовательных программ в области информационных технологий (документы СС2005, CS2013 и др.), представляется целесообразным определить следующие кластеры (группы) компетенций бакалавра:

- общие профессиональные компетенции — общие для всех специализаций (профилей) подготовки;

- профильно-ориентированные компетенции — дополнительные качества и умения, определяемые специализацией подготовки (базовой специализацией является профиль «Компьютерные науки» или СогсфШ^г Sciепcе (CS), другие профили рассматриваются как производные от базового профиля);

- компетенции владения базовыми технологиями;

- компетенции в научной подготовке;

5.2. Обще профессиональные компетенции бакалавра

К общим профессиональным компетенциям бакалавра ИТ (для всех профилей подготовки) относятся следующие профессиональные характеристики (знания и умения):

1. Знание теоретических, методических и алгоритмических основ области ИТ, умение работать с современной научно-технической литературой, быстро адаптироваться к новым теоретическим и научным достижениям в области ИТ

2. Понимание границ возможностей процессов информатизации и алгоритмизации, включая понимание принципиальных возможностей и областей применения ИТ, понимание теоретических и ресурсных ограничений методов и средств обработки данных, понимание влияния распространения технологических решений на людей, организаций, общество.

3. Владение алгоритмическим мышлением, современными языками программирования, умение программной реализации алгоритмов решения задачи.

4. Понимание концепции жизненного цикла систем, продуктов и сервисов ИТ, назначение основных фаз жизненного цикла (планирования, проектирования, создания, распространения, оценки, управления), а также концепции управления качеством.

5. Умение пользоваться методами и средствами программной инженерии при разработке программного обеспечения с учетом требований качества, надежности, производительности.

6. Владение методами и средствами поддержки командной работы, планирования и эффективной организации труда, непрерывного контроля качества результатов работы, интерперсональной коммуникации.

7. Умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных и технологических достижений, представлять результаты работы и обосновывать предложенные решения на современном научно-техническом и профессиональном уровне.

8. Профессиональная потребность отслеживания тенденции и направлений развития области ИТ, проявление профессионального интереса к развитию смежных и прикладных областей.

9. Знание профессионального этического кодекса и следование ему на практике.

5.3. Профильно-ориентированные компетенции бакалавра

Компетенции профиля дополняют набор профессиональных качеств бакалавра информационных технологий, профессиональными знаниями и умениями, соответствующими профилю или специализации подготовки. В данном контексте базовым профилем подготовки

является профиль «Компьютерные науки» (Computer science), для которого определены следующие профильно-ориентированные компетенции:

1. Подготовленность к разработке новых методов использования компьютеров и обработки информации, разработке эффективных алгоритмов и методов, реализации функций систем ИТ, в том числе в интересах прикладных областей.

2. Подготовленность к проектированию и созданию системного и прикладного программного обеспечения систем ИТ, в том числе с учетом требований качества, надежности, производительности.

3. Владение системным мышлением, научно-методическими основами и стандартами в области ИТ, умение применять их при разработке функциональных профилей новых ИТ, при создании систем, продуктов и сервисов ИТ.

4. Владение CASE-средствами и технологиями программного обеспечения промежуточного уровня при проектировании систем, продуктов и сервисов ИТ.

5. Владение методами и средствами математического и имитационного моделирование систем и процессов, автоматизации научных исследований.

6. Знание стандартов, методов и средств управления процессами жизненного цикла систем ИТ и программного обеспечения; владение методами программной инженерии при реализации программного обеспечения, удовлетворяющего заданным требованиям и ограничениям.

7. Понимание концепции стандартов и методов управления качеством продуктов и сервисов ИТ на протяжении их жизненного цикла.

8. Владение стандартами, методами и средствами тестирования конформности систем ИТ исходным стандартам и профилям.

9. Умение разрабатывать системы мультимедиа и графического интерфейса.

10. Умение выполнять исследования производительности систем, продуктов и сервисов ИТ.

11. Умение проектировать интеллектуальные системы и системы информационного поиска.

12. Наличие представления о функциональных возможностях наиболее распространенных систем, продуктов и сервисов ИТ, а также необходимых умений по их использованию.

5.4. Компетенции владения базовыми технологиями ([10])

Характерной особенностью ИТ профессии является наличие набора принципиальных технологий/тем, называемых базовыми, определенными компетенциями по отношению к которым должен владеть любой выпускник университета независимо от профиля подготовки по направлению ИТ. Набор базовых технологий составляет современный профессиональный язык и инструментарий ИТ профессионала.

Для более адекватного и лаконичного определения уровня компетенций, касающихся базовых технологий, ниже используется метод уровней классификацией Блюма, предложенный в указанном выше документе СС2005.

Этот метод отражен в таблице 13 Шкалированная модель компетенций владения базовыми технологиями.

Ниже для данного метода применяется упорядоченная шестибальная шкала оценок со значениями от «0» до «5». Значения шкалы определяют для данного профиля подготовки требуемый уровень владения конкретной технологией/темой (указывая на акцент в программе подготовки по данной теме). Уровни, вообще говоря, носят условный характер и должны восприниматься как рекомендации при разработке профессиональных образовательных программ.

Значения шкалы имеют следующий смысл:

1. - уровень отсутствия знаний (компетенция для конкретного профиля является несущественной),

2. - уровень ознакомления (понимание общих принципов вопроса),

3. - уровень технической грамотности (уверенное знание методических основ, понимание функциональных возможностей, областей применения),

4. - уровень понимания концепций/способности использования (понимание концепций и абстракций, способность использовать на практике),

5. - углубленные знания/применение в приложениях (детальное знание средств и решений, способность применения для создания прикладных технологий),

6. - уровень эксперта, обычно используется для характеристики компетенций магистерского уровня.

№ Наименование технологии/темы ИТ Уровни компетенций м M

1. Основы программирования (Programming Fundamentals) 4 S

2. Kомпонентно-базированное программирование (Intergranite Programming) 2 3

з. Алгоритмы и сложность ( Algorithms and Complexity) 4 S

4. Архитектура и организация (Architecture and Organization) 2 4

S. Разработка и принципы операционных систем (Operating Systems Principles & Design) 3 S

б. ^нфигурирование и использование операционных систем ( Operating Systems ^^igm-ation & Use ) 2 4

1. Разработка и принципы сетевых технологий (Net Centric Principles and Design ) 2 4

s. Использование и конфигурирование сетевых технологий (Net Centric Use and ra^igm-ation ) 2 3

9. Платформенные технологии (Platform technologies) 2 3

10. Теория языков программирования (^еогу of Programming Languages) 3 S

11. Человеко-машинное взаимодействие (Humen-Computer Interaction) 2 4

12. Графика и визуализация вычислений (Graphics and Visual Computing ) 2 S

1з. Интеллектуальные системы (Intelligent Systems) 2 S

14. Теория баз данных (Information Management (DB) ТЬеогу) 2 S

1S. Приложения и использование баз данных (Information Management (DB) Ргасйсе) 2 4

1б. Вычислительные науки (Computational Science) 2 S

11. Социальные и профессиональные вопросы (Social and Professional Issues) 2 4

is. Разработка информационных систем (Information Systems Development) 2 3

19. Анализ бизнес-требований ^^tysis оf Business Requirements) 1 2

20. Е-бизнес (E-Business) 1 2

21. Анализ технических требований ^^tysis о{ Technical Requirements) 2 4

22. Основы программной инженерии (Engineering Foundation for SW) 1 3

2з. Экономика программной инженерии (Econоmics for SW) 1 2

24. Моделирование и анализ программного обеспечения (Software Modeling and Аnа1уsis) 2 3

2S. Проектирование программного обеспечения ( Software Design) 3 S

2б. Верификация и испытания программного обеспечения (Software Verification and Validation) 1 3

21. Сопровождение программного обеспечения (Software Evolution (maintenance)) 1 2

2s. Процессы программного обеспечения (Software Processes) 1 2

29. ^чест-во программного обеспечения (Software Quality) 1 2

зо. Технология вычислительных систем (Comp. Systems Engineering) 1 2

з1. Схемотехника (Digital logic) 2 3

з2. Встроенные системы (Embedded Systems) 1 3

зз. Распределенные системы (Distributed Systems) 1 3

з4. Основы безопасность ИТ (Security: issues and principles) 1 4

3S. Управление безопасностью ИТ (Security: implementation and mgt) 1 3

si

Зб. Системное администрирование (Systems administration) l 2

З7. Организационное управление ИС (Management of Info Systems Org.) 0 l

З8. Системная интеграция (Systems integration) l 2

З9. Технологии мультимедиа, разработка (Digital media development) 2 З

40. Техническая поддержка (Technical support) 0 l

Инженерные знания и умения в сфере информационных технологий включают все стороны проектирования информационных систем и для их формирования используются дисциплины прикладного характера. Курсы, составляющие практико-ориентированные модули, направлены на применение технологий для создания проектных решений и достижения требуемых результатов с наибольшей эффективностью.

В области Информатики для проектирования секторальной рамки квалификаций «Компьютерные науки (CS)» мы рекомендуем к рассмотрению документы стандарта CS-2013, и подчеркиваем необходимость его использования при проектировании «Результатов образования» и построении учебных планов образовательных программ. Этот документ позволяет сформулировать результаты обучения выпускника и расположить их по уровням обучения.

Главным объектом секторальной рамки квалификаций являются результаты обучения (Learning Outcomes), распределенные по уровням образования. Создание рамки квалификаций является многоэтапным процессом, одним из основных среди которых является учет мнения академического сообщества, опыт по формированию компетенций выпускников — будущих работников у членов этого сообщества невероятно ценен.

Для проектирования квалификационных рамок результатов обучения в области Компьютерные науки (Computer science) представляется возможным сформулировать (обобщенные) «Результаты обучения» (содержащиеся в модулях) или трудовые функции и расположить их по уровням:

Уровень 5 — среднее образование и первые два года обучения в бакалавриате;

Уровень 6 — результаты обучения бакалавра (4 года);

Уровень 7 — результаты обучения магистра (2 года);

Уровень 8 — результаты обучения в аспирантуре (Level PD) (3 года);

Уровень 9 — доктор наук (профессор)

Для формулировки образовательных уровней мы предлагаем использовать стандарт ECCE — Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement, в котором сформулированы 24 результата обучения в инженерном образовании.

Было предложено распределить эти результаты обучения по уровням 5-9 ([5]).

6. Описание квалификационных рамок результатов обучения

Описание квалификационных рамок состоит из совокупности таблиц дескрипторов результатов обучения и сопоставления этих дескрипторов модулям знаний (результатам обучения) и связанных с ними трудовыми функциями.

В таблице 4 представлена Рамка описания дескрипторов результатов обучения, расположенных по уровням (таксономия Блума).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УР Шифр Знания /Понимание (ЗН/ПОН) // Knowledge /Understanding (K/U)

б ЗН.1/ПОН.1 (K/U)1 Знание и/или понимание научных / математических принципов, лежащие в основе выбранной области инженерии

l ЗН.2/ПОН.2 (K/U).2 Глубокие знания и/или понимание специфических научных принципов конкретной инженерной области

8 ЗН.3/ПОН.3 (K/U).3 Глубокое знание и/или понимание специфических научных принципов конкретной инженерной области, некоторые из которых находятся на передовом крае науки и техники

9 ЗН.4/ПОН.4 (K/U).2 Осведомленность о широком, междисциплинарном контексте избранной области инженерии, и о том, как она интегрируется с другими промышленными субъектами и их функционированием

Анализ /Оценка (АН/ОЦ) // Analysis /Evaluation (EN^

б АН.1/ОЦ.1 Определять, формулировать и решать инженерные задачи, применяя

(ENEV).1 соответствующую методологию

7 АН.2/ОЦ.2 (ENßV).2 Определять, формулировать и решать инженерные задачи (в том числе новые, не до конца определенные, со спорными спецификациями и т.д.) и применения инновационные технологии решения проблем.

8 АН.3/ОЦ.3 (ENEV).3 Анализировать и концептуализировать продукты, процессы или системы особенности в профильной области инженерии

Проектирование (ПРО) //Design (DES)

6 ПРО.1 (DES).1 Понимать методологии проектирования и быть способным использовать их для разработки оригинальных решений инженерных задач, включая незнакомые проблемы, в соответствии с установленными требованиями

7 ПРО.2 (DES).1 Способность использовать методологии проектирования творческим или инновационным способом для разработки оригинальных решений в междисциплинарных (не только в инженерии) проблемах, включая и незнакомые и те, которые не могут быть четко определены.

8 ПРО.3 (DES).1 Понимать методологии проектирования и быть способным использовать их для разработки оригинальных решений инженерных проблем, включая незнакомые проблемы, для того чтобы достичь соответствие требованиям.

Исследования (ИС) //Research (RES)

6 ИС.1 (RES .1) Способность использовать большое количество источников информации, включая и информацию о новых и зарождающихся технологиях в профильной области инженерии и критически оценивать свои выводы для решения задач

7 ИС.2 (RES .2) Иметь способность проектировать и проводить экспериментальные исследования, критически интерпретируя результаты

8 ИС.1 (RES 3) Иметь способность проектировать и проводить экспериментальные исследования в междисциплинарных областях

Практика (ПРАК) //Practice (ENPR)

6 ПРАК.1 (ENPR).1 Иметь способность понимать, выбирать и использовать соответствующее оборудование, инструменты и методы для выполнения инженерных задач действий

7 ПРАК.2 (ENPR).2 Иметь четкое понимание применяемых способов и методов, а также границ их применимости

Менеджмент (МЕН_1-3) //Management (MAN

МЕН.1 (MAN).1 Иметь способность оценивать экономические последствия различных инженерных решений

У р МЕН.2 (MAN).2 Быть способным применять методы управления проектами интеграции систем;

о в МЕН.3 (MAN).3 Быть способным применять технологии оценки рисков для выполнения инженерных работ и проектов

е Персональные компетенции (ПЕР.К)//Personal competence (PC)

н ь ПЕР.К1 (PC).1 Осознавать этические проблемы;

6 ПЕР.К2 (PC).2 Работать эффективно в команде и общаться в национальной среде;

ПЕР.К3 (PC).3 Осознавать потребность и иметь способность обучаться в течение всей жизни;

Менеджмент (МЕН_4-6) // Management (MAN)

МЕН.4 (MAN).4 Быть способным оценивать экологические последствия различных инженерных решений

У Р О В МЕН. 5 (MAN).5 Быть способным оценивать социальные последствия различных инженерных решений

МЕН. 6 (MAN).6 Осознание проблемы, связанные с правовыми вопросами, вопросами здравоохранения и безопасности (и соответствующие стандарты).

Е Н Ь Персональные компетенции (ПЕР.К_4-6) // Personal competence (PC)

ПЕР.К4 (PC).4 Работать эффективно и общаться на межнациональном и международном уровне;

ПЕР.К5 (PC).5 Эффективно функционировать как член (междисциплинарного) коллектива, принимая на себя ответственность, когда это необходимо;

ПЕР.К6 (PC).6 Отвечать за собственные действия и действия иных лиц в процессе интеграции;

Используя шифры описания этих дескрипторов (столбец 2 таблицы 4), квалификационные рамки описания результатов обучения (образования), можно представить далее в виде таблиц, отражающих связь этих результатов и модулей знаний.

Фрагмент такой рамки представлен в таблице 5 для уровня бакалавра и в таблице 6 для уровня магистра.

Таблица 5. Сопоставление модулей знаний результатам обучения на уровне бакалавра

Фрагмент рамки Результаты обучения Ответствен.

Модули знаний ЗН.1 /ПОН.1 АН.1/ОЦ.1 ПРО.1/ИС.1 ПРАК.1 МЕН_1-3 ПЕР.К1-3

ТОВЕНЬ 6 4. PF. Programming Fundamentals (47) // Основы + + + + + +

программирования,- PF.01/FundamentaI Constructs (9) // Основные +

конструкции; PF.02/Algorithmic Problem Solving (6) // Решение + + + +

алгоритмических задач; PF.03/Data Structures (10)// Структуры данных; + + +

PF. Трудовые функции: Применяет знания и навыки программирования на практике; Разрабатывает программные коды;

5. PL. Programming Languages (8+20) // Языки + + + + + +

6 Ь Н программирования,- PL. 01/Object-Oriented Programming (2) // Объектно- + +

Е СО о Р ориентированное программирование; PL. 02/Functional Programming + + +

(2) //Функциональное программирование; PL.03/Event-Driven and Reactive Programming (+3) // Событийное программирование; + + + +

PL. Трудовые функции: Использует языки программирования в профессиональной деятельности; Осознает потребность и имеет способность обучаться в течение всей

жизни;

6. IM. Information Management (11) // Управление + + + + + +

информацией;

lM.01/lnformation Management Concepts (4)// +

-Q Концепции управления информацией;

IM.02/Database Systems (3)// Системы баз данных; + + +

X Щ IM.03/Indexing [Elective]// Индексации

со [Элективный] + + +

cu IM.04/Relational Databases [Elective] //Реляционные +

базы данных [Элективный]; IM.05/Query Languages [Elective]// Языки запросов [Элективный]; IM.06/Transaction Processing [Elective] // Обработка транзакций [Элективный]; + + +

IM. Трудовые функции: Использует методы управления информацей; Работает

эффективно в команде и общается в национальной среде; Разрабатывает методы

управления информацией;

Таблица 5. Сопоставление модулей знаний результатам обучения на уровне магистра

Фрагмент рамки Результаты обучения Ответствен.

Модули знаний тЧ X О С гЧ sj О тЧ X о с гЧ sj О гЧ X О С тЧ sj о

тЧ X m X < тЧ X m X < гЧ X m X <

4. PF. Programming Fundamentals (47) // Основы + + + + + +

-Q X программирования, PF.04/Recursion (4)//Рекурсия; PF.05/Event Driven Programming(4)//Событийное + + + + +

м СО о программирование; PF.06/Object Oriented (8)//Объектно-ориентированное + + + +

У программирование; PL.06/Language Translation and Execution // Трансляция и выполнение языков; PL.11/Static Analysis// Статический анализ; + + +

РЕ Трудовые функции: Способен применять на практике методы математической

логики и логического программирования для решения инновационных задач в профессиональной и научно-исследовательской деятельности; Анализирует, выбирает и применяет средства спецификации и стандартизации ПО; Осознает потребность и имеет способность обучаться в течение всей жизни;

-Q

X

u со о

CU

5. PL.Programming Languages (8+20) // Языки программирования,-

PL.04/Basic Type Systems (+3)//Системы базовых типов; PL.07/Syntax Analysis// Синтаксический анализ; PL.10/Runtime Systems// Системы реального времени; PL.05/Program Representation // Представление программ; PL.12/Advanced Programming Constructs // Расширенные конструкции программирования;

PL.06/Language Translation and Execution // Трансляция языков и их исполнение;

PL.11/Static Analysis // Статический анализ конструкции программирования;

PL. Трудовые функции: Способен применять на практике методы математической логики и логического программирования для решения инновационных задач в профессиональной и научно-исследовательской деятельности; Развивает и реализует новые конкурентно способные идеи в области программирования; Анализирует, выбирает и применяет средства спецификации и стандартизации ПО; Знает спецификации, стандарты, правила и рекомендации в профессиональной области, следует им, оценивает степень обоснованности их применения;

-О X

и

СО

о

CU

6 IM. Information Management (11)// Управление информацией,-

IM.07/Distributed Databases [Elective]// Распределенные базы данных [элективный];

IM.09/Data Mining [Elective] // Интеллектуальный анализ знаний [электив];

PL.10/Runtime Systems //Системы реального времени; IM.08/Physical Database Design [Elective] // Физическое проектирование баз данных [факультативный]

1М. Трудовые функции: Работает эффективно в команде и общается в национальной и международной среде; Самостоятельно разрабатывает распределенные базы данных, научные и информационно-образовательные ресурсы для решения профессиональных и прикладных задач; Обучение и поддержка ИКТ пользователя; Управляет информационными процессами; Осуществляет мониторинг за соответствием производственных процессов требованиям систем охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности;

+

+

+

+

+

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Аналогичная таблица (рамка) предлагается для уровня 8 — PhD. При этом мы считаем возможным утверждать, что дескрипторы группы компетенций под названием «Ответственность», которые объединяют менеджмент и персональные компетенции , можно отнести к каждой из 18 областей знаний (последние два столбца таблицы 6, 7 выделенные цветом), поскольку выражают эти компетенции выражают личностные характеристики выпускника.

В монографии 16 приведена квалификационная рамка, содержащая результаты образования для всех 18 профессиональных областей знаний, указанных выше.

7. Рекомендации методологии TUNING

Методология Tuning, позволившая европейским университетам успешно включиться в деятельность по созданию единых образовательных уровней, согласованных требований к структуре программ, выработке общих подходов к сравнению и оценке результатов обучения, стала своего рода дорожной картой Болонского процесса.

Разработанная в рамках проекта "Настройка образовательных программ в европейских вузах" методология сегодня вышла за рамки ЕС и приобрела международное значение в качестве универсального инструмента модернизации учебных планов в контексте достижения профессиональных компетенций.

Предложенный список ИКТ компетенций содержал пять макрокомпетнций:

1. Способность к восприятию, обобщению и анализу информации;

2. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

3. Способность к включению в профессиональное сообщество;

4. Способность понимать, применять и развивать математические знания, основные законы естествознания, знания предметной области (в рамках профессиональной деятельности) и базовые принципы ИТ;

5. Способность разрабатывать, реализовывать и координировать процессы жизненного цикла информационных систем, технологий и программных продуктов.

Отметим, что перечень макрокомпетенций согласуется с принципами, рекомендуемыми международным стандартом Computing Curricular.

Литература

1. Вольпян Н.С., Тихомиров В.В. О некоторых методологических принципах проектирования секторальной рамки квалификаций в области «Информатика» // ВестникГУУ №19. С.41-49. 2014. ISSN 1876-1477. (индекс ВАК, УДК 371.263)

2. Вольпян Н.С., Разгулин А.В., Тихомиров В.В. «К вопросу о проектировании национальной системы компетенций и квалификаций в области ИТ» // Вестник ГУУ №19. С.56-66. 2014. ISSN 1876-1477. (индекс ВАК, УДК 371.263)

3. European e-Competence Framework 3.0 (A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors). [Электронный ресурс]: http://www.ecompetences.eu/wp-content/uploads/2014/02/European-e-Competence-Framework-3.0_CEN_CWA_16234-1_2014.pdf.

4. European ICT Professional Profiles (CWA 16458) ICS 35.020 — May 2012. [Электронный ресурс]: ftp://ftp.cen.eu/CEN/Sectors/List/ICT/CWAs/CWA%2016458.pdf.

5. ECCE — Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement Project. [Электронный ресурс]: http://www.ecceobs.eu.

6. CS 2013 [Электронный ресурс]: http://www.acm.org/education/CS2013-final-report.pdf

7. Вольпян Н.С. Европейская система ИКТ-профилей. Методические аспекты создания и использования / / Качество. Инновации. Образование, 2013,N № 6.-С.51-60.

8. Харитонова И.Ю., Сергеев С.Ф. Анализ профессиональных стандартов Российской Федерации в области ИКТ как подготовительный этап построения секторальной рамки квалификаций «Информатика-менеджмент» // Вестник ГУУ №19. С.87-96. 2014 г.

9. Кузенков О.А., Тихомиров В.В. Использование методологии «TUNING» при разработке национальных рамок компетенций в области ИКТ // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сб. избранных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А.Сухомлина. — М.: ИНТУИТ. РУ 2013. С. 77-87.

10. Сухомлин В.А, Международные образовательные стандарты в области информационных Технологий / ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА № 1 (37) 2012

11. EUQuaSIT European Qualification Strategies in Information and Communications Technology. [Электронный ресурс]: http://www.euquasit.net.

12. ICT practitioner skills and training solutions at sub-degree vocational level in Europe. Framework and guidelines for new ICT training profiles and curriculum development [Электронный ресурс]: http://www.cedefop.europa.eu/EN/publications/13105.aspx.

13. Вольпян Н.С. Европейский опыт реализации политики развития ИКТ-компетенций. Европейская рамка ИКТ-компетенций / Н.С. Вольпян. — М.: Softline, 2011. — 118 с.

14. A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area Bologna Working Group on Qualifications Frameworks. [Электронный ресурс]: http://www.vtu.dk.

15. Аналитическое исследование «ИТ-кадры 2010» // http://www.apkit.ru/files/personal2009_final.pdf

16. Проектирование секторальных рамок квалификаций в области Информатика //Монография, Изд-во МАКС.ПРЕСС, 220 стр.. 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.