УДК 378.14 ББК 74.58
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В УСЛОВИЯХ ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ
(на примере направления подготовки бакалавров «Информатика и вычислительная техника» и профессионального стандарта «Программист»)
I С.Д. Каракозов, Д.А. Петров, М.В. Худжина
22
Аннотация. На основе предложенной авторами декомпозиции требований профессионального и образовательного стандартов, а также установленного соответствия их иерархических структур изучена структура и содержание подготовки бакалавра по направлению «Информатика и вычислительная техника» в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Программист». Установлено, что содержание образовательной программы напрямую зависит от выбора вузом профессионального стандарта (профессиональных стандартов), на которые ориентирована подготовка бакалавров.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, высшее образование, образовательная программа, профессиональный стандарт, декомпозиция, иерархия, информатика и вычислительная техника.
DEVELOPING A BASIC EDUCATIONAL PROGRAM IN THE CONTEXT OF ADJUSTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD TO THE OCCUPATIONAL STANDARDS (as exemplified by a bachelor program in computer science and engineering and occupational standards for computer engineers)
I S.D. Karakozov, D.A. Petrov, M.V. Khudzhina
Abstract. This paper presents a study of the structure and content of a bachelor program in Computer Science and Engineering based on our segmentation of the federal educational and occupational standards for software
engineers and analysis of program's hierarchical structure. The study has showed that the content of the educational program under analysis depends on the occupational standard or standards selected by a HEI and used as a base for bachelor training.
Keywords: Federal State Educational Standard, higher education, educational program, occupational standard, segmentation, hierarchy, computer science and engineering.
Последнее десятилетие развития нашей страны характеризуется интенсивными изменениями во всех областях жизни общества. Наиболее динамично ощущаются преобразования в социально-экономической сфере. Глобализация и факторы рыночной экономики поставили российские предприятия в условия жесткой конкуренции как внутри страны, так и на международном уровне.
Ключевым фактором успешной деятельности любой организации является наличие профессионально компетентного персонала, способного эффективно обеспечивать достижение поставленных целей. Задача подбора кадров, удовлетворяющих требованиям предприятия, является весьма непростой, особенно когда речь идет о молодых специалистах. Сложность задачи определяется, в первую очередь, несоответствием уровня подготовки выпускника вуза ожиданиям работодателей.
Наиболее часто представители профессионального сообщества выделяют следующие недостатки в подготовке специалистов в вузе:
• излишний академизм содержания обучения;
• недостаточность актуальных прикладных знаний, оторванность знаний от производства;
• низкий уровень способности к самообучению и мотивации выпускников;
• завышенная самооценка выв пускников;
• неготовность молодых специалистов к командной работе [1; 2; 3].
Как правило, полноценное включение выпускника в работу компании требует от работодателя значительных временных и финансовых затрат на его адаптацию в коллективе и восполнение недостающих знаний и умений. Оптимальный путь снижения такого рода издержек и повышения качества подготовки выпускников — активное включение работодателей в процессы проектирования, корректировки и реализации основных профессиональных образовательных программ (далее — образовательных программ). Опыт вузов по вовлече- „„ нию представителей работодателей в 23 процесс подготовки будущих специалистов включает следующие традиционные формы взаимодействия:
• целевая подготовка в вузе по заказам предприятия;
• рецензирование работодателями элементов образовательных программ;
• руководство производственной практикой студентов со стороны представителей работодателей;
• участие работодателей в преподавании профессионально-ориентированных дисциплин;
• привлечение работодателей к оценке подготовки выпускников
в рамках государственной итоговой аттестации [4].
За последние годы государством был осуществлен ряд законодательных инициатив, направленных на систематизацию и усиление взаимодействия высшей школы и рынка труда в процессе подготовки молодых специалистов для различных областей экономики [5; 6]. При этом одним из ключевых направлений становится обязательность соответствия требованиям профессиональных стандартов как со стороны работодателей (при составлении должностных инструкций), так и со стороны образовательных организаций (при разработке и реализации образовательных программ) [7].
В работе [8] авторами проведена декомпозиция требований профессионального стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (высшего образования), а также установлено соответствие между их иерархическими
„. структурами.
24 В данной работе мы конкретизируем полученные ранее в [8] теоретические результаты. С этой целью рассмотрим возможность подготовки бакалавра по направлению ФГОС высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 230100 «Информатика и вычислительная
техника» [9] в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Программист» [10]. Отметим, что содержание образовательной программы напрямую зависит от выбора вузом профессионального стандарта (профессиональных стандартов), на которые ориентирована подготовка выпускников.
Рассмотрим структуру подготовки выпускника в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра 230100 «Информатика и вычислительная техника» (см. рис. 1).
В соответствии с ФГОС высшего образования при разработке образовательной программы требуется определить основной и дополнительный (дополнительные) виды деятельности [11]. Ограничения для выбора основного вида деятельности связаны с типом образовательной программы (академический бакалавриат или прикладной бакалавриат). Так, в Нижневартовском государственном университете (НВГУ) в рамках академического бакалавриата по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» основным видом деятельности является научно-исследовательская, а дополнительным - про-ектно-технологическая.
ФГОС ВПО для каждого вида деятельности определяет соответствующие профессиональные задачи, к
Рис. 1. Виды профессиональной деятельности ФГОС ВПО направления подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация - бакалавр)
решению которых готовится бакалавр [9]. Приведем их перечень для проектно-технологической деятельности (см. табл. 1).
Профессиональная задача отражает содержание деятельности будущего выпускника в соответствии с квалификационными требованиями. Для обеспечения готовности бакалавра к решению профессиональных задач в процессе освоения образовательной программы обучающийся приобретает необходимые знания, умения и опыт, определяющие профессиональные компетенции (см. рис.2).
Рекомендуемая структура профессиональной компетенции, соответствующей проектно-технологиче-ской деятельности, описана в ФГОС ВПО в разделах V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» и VI «Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата». В явном виде ФГОС ВПО не раскрывает структуру и содержание профессиональных компетенций. Это задача разработчиков образовательной программы, которые должны учесть не только требования ФГОС, но и профессиональ-
Рис. 2. Профессиональная компетенция ПК-5 ФГОС ВПО 230100 Информатика и вычислительная техника
ных стандартов, причем с учетом запросов региональных работодателей.
В соответствии с таблицей 2 «Структура ООП бакалавриата» ФГОС ВПО структура каждой компетенции определяется знаниями, умениями и владениями [11]. Используя данные второго столбца «Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения» указанной таблицы ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра «Информатика и вычислительная техника» [9], можно сформировать примерное содержание компетенции ПК -5 «Разработка компонентов программных комплексов и баз данных,
Таблица 1
25
Профессиональные задачи проектно-технологической деятельности (согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра 230100 Информатика и вычислительная техника)
Проектно-технологическая деятельность Профессиональные задачи
Применение современных инструментальных средств при разработке программного обеспечения Применение Web-технологий при реализации удаленного доступа в системах клиент/сервер и распределенных вычислений Использование стандартов и типовых методов контроля и оценки качества программной продукции Участие в работах по автоматизации технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции Освоение и применение современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования объектов профессиональной деятельности
использование современных инструментальных средств и технологий программирования» (см. табл. 2).
Для уточнения полученных результатов приведем содержание профессиональной компетенции ФГОС ВПО по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Программист», используя подход, изложенный авторами в [8]. Выбор данного профессионального стандарта обусловлен значительным опытом подготовки по данному направлению на факультете информационных технологий и математики НВГУ (с 2001 г.) в соответствии с запросами работодателей региона и востребованности инженеров-программистов на региональном рынке труда.
Продемонстрируем данный процесс на примере профессиональной
компетенции ПК-5 «Разработка компонентов программных комплексов и баз данных, использование современных инструментальных средств и технологий программирования» и на примере трудовой функции А/02.3 «Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными», относящейся к обобщенной трудовой функции «А. Разработка и отладка программного кода». Указанная трудовая функция выбрана как наиболее значимая в рамках реализуемой в НВГУ образовательной программы согласно экспертной оценке представителей работодателей и ведущих преподавателей выпускающей кафедры.
Указанная обобщенная трудовая функция профессионального стандарта (ссылка) включает в себя следующие трудовые функции (см. рис. 3).
Таблица 2
Содержание профессиональной компетенции ПК-5 ФГОС ВПО 230100 Информатика и вычислительная техника
26
ПК-5 «Разработка компонентов программных комплексов и баз данных, использование современных инструментальных средств и технологий программирования»
Владеть - языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, навыками разработки и отладки программ не менее чем на одном из алгоритмических процедурных языков программирования высокого уровня; - методами описания схем баз данных
Уметь - ставить задачу и разрабатывать алгоритм ее решения, использовать прикладные системы программирования разрабатывать основные программные документы; - работать с современными системами программирования, включая объектно-ориентированные; - разрабатывать инфологические и даталогические схемы баз данных
Знать - технологии разработки алгоритмов и программ, методы отладки и решения задач на ЭВМ в различных режимах; - основные стандарты в области инфокоммуникационных систем и технологий, в том числе стандарты Единой системы программной документации$ - основы системного программирования; - основы объектно-ориентированного подхода к программированию; - базы данных и системы управления базами данных для информационных систем различного назначения
Таблица 3
Структура трудовой функции A/02.3 Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными
Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания
Создание программного кода в соответствии с техническим заданием (готовыми спецификациями) - Применять выбранные языки программирования для написания программного кода. - Использовать выбранную среду программирования и средства системы управления базами данных. - Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры - Синтаксис выбранного языка программирования, особенности программирования на этом языке, стандартные библиотеки языка программирования - Методологии разработки программного обеспечения - Методологии и технологии проектирования и использования баз данных - Технологии программирования - Особенности выбранной среды программирования и системы управления базами данных - Компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
Оптимизация программного кода с использованием специализированных программных средств
Согласно утвержденному профессиональному стандарту [10] основу каждой трудовой функции составляют три компонента: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания. Выделим структуру трудовой функции А/02.3 (см. табл. 3).
В работе [8] нами установлено следующее соответствие слоев иерархических структур образовательного и профессионального стандартов (см. рис. 4).
Конечной целью реализации ФГОС ВПО является присвоение
выпускнику квалификации «бакалавр», позволяющей осуществлять профессиональную деятельность, в частности в области программирования. Конечная цель профессионального стандарта — отражение необходимых знаний, умений и опыта деятельности, необходимых для успешной работы по профессии «Программист». На этом уровне цель профессионального стандарта органично согласуется с целью ФГОС ВПО (см. рис. 5).
Рис. 3. Обобщенная трудовая функция А. Разработка и отладка программного кода
27
1» ч
Слой 0 (конечная цель)
«Квалификация - бакалавр»
\ /
\
СлойО (конечная цель)
«Профессия »
Слой 1 «Вид профессиональной деятельности»
Слой 2
«Профессиональные задачи»
СлойЗ «Компетенции»
г -
Слой 4
«Владеть»
V >
Слой 5 «Уметь»
Слой б «Знать»
Слой 1
«Обобщенные трудовые функции»
Слой 2 «Трудовые функции» л
СлойЗ «Трудовые действиям
Слой 4 «Необходимые умения »
Слой 5 «Необходимые знания»
V
Рис. 4. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и профессионального стандарта (ПС)
Рис. 5. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слой 0)
28
Слой 1
«Вид профессиональной деятельности»
Проектно-технологическая деятельность
А
Слой 2
«Профессиональные задачи» Применение современных инструментальных средств при разработке программного обеспечения
Применение \Л/еЬ-технологий при реализации удаленного доступа в системах клиент/сервер и распределенных вычислений
Использование стандартов и типовых методов контроля и оценки качества программной продукции Участие в работах по автоматизации технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции Освоение и применение современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования объектов профессиональной деятельности
Слой 1 «Обобщенные трудовые
функции» А. Разработка и отладка программного кода
Рис. 6. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 1-2 и 1)
Следующий уровень сопоставления включает в себя слои 1, 2 (см. рис. 6).
Формальное сопоставление данных рисунка показывает, что в ФГОС ВПО не представлена в явном виде формулировка обобщенной трудовой функции А. «Разработка и отладка программного кода» как одной из профессиональных задач. Однако это неотъемлемый элемент подготовки программиста, отраженный в профессиональном стандарте, который должен быть включен разработчиками в содержание образовательной программы, например, в рамках профессиональной задачи «Применение современных инструментальных средств при разработке программного обеспечения» (см. табл. 2).
Проведем дальнейшее сопоставление на следующем уровне (см. рис. 7).
Как видно из рисунка, профессиональная компетенция ПК-5 в ФГОС ВПО имеет рамочный формат, требующий детализации структуры и содержания. Требования профессионального стандарта, заключенные в формулировках трудовых функций, позволяют в достаточной мере произвести декомпозицию профессиональной компетенции. Если количество
трудовых функций велико (например, в профессиональном стандарте «Программист» содержится 15 трудовых функций), то проектировщики образовательной программы могут воспользоваться возможностью введения вузом дополнительных профессиональных компетенций, где найдут отражение все без исключения трудовые функции.
Можно заметить, что чем ниже уровни иерархических структур ФГОС ВПО и профессионального стандарта, тем больший объем данных приходится сопоставлять, особенно со стороны профессионального стандарта. Не является исключением и следующий уровень (см. рис.8).
Как видно из схемы на рис. 8, в ФГОС ВПО содержание компонента ПК-5 «Владеть» представлено в незначительном объеме. Для формирования развернутого содержания данного структурного компонента компетенции разработчики образовательной программы могут использовать полный перечень трудовых действий, соответствующих трудовым функциям профессионального стандарта. Трудовые действия профессионального стандарта помогают конкретизи-
29
Слой 3 «Компетенции»
ПК-5 «Разработка компонентов программных комплексов и баз
данных, использование современных инструментальных средств и технологий программирования»
Слой 2 «Трудовые функции»
А/01.3 Формализация и алгоритмизация поставленных задач
А/02.3 Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными
А/03.3 Оформление программного кода в соответствии сустановленными требованиями
А/04.3 Работа с системой контроля версий А/05.3 Проверка и отладка программного
Рис. 7. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 3 и 2)
Слой 4 «Владеть»
языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, навыками разработки и отладки программ не менее чем на одном из алгоритмических процедурных языков программирования высокого уровня;
методами описания схем баз данных
О
Слой 3 «Трудовые действия»
Л/02.3 Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными: - Создание программного кода в соответствии с техническим заданием (готовыми
спецификациями)
-Оптимизация программного кода с использованием специализированных
программных средств
Рис. 8. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 4 и 3)
ровать формируемые деятельностные навыки студентов — создание и оптимизация программного кода. Отметим, что на рис. 8 выборочно приведены трудовые действия, соответствующие только одной трудовой функции. Всего же в профессиональном стандарте «Программист» содержится 47 трудовых действий, и приоритет их учета при разработке образовательной программы должен определяться с учетом мнения представителей региональных работодателей.
В
заключение
сопоставления
30
уровней иерархии стандартов сравним два нижних слоя (см. рис. 9 и 10).
Как видно из схемы (рис. 9) на данном уровне искать общие позиции между ФГОС ВПО и профессиональным стандартом становится проще, так как производится оперирование одним и тем же термином — «умения». В приведенной схеме умения, представленные в ФГОС ВПО и профессиональном стандарте, дополняют друг друга, что необходимо учесть разработчикам образовательной программы при раскрытии содержания профессиональной компетенции.
При сопоставлении стандартов на уровне знаний также используется единая терминология. Поэтому
Слой 5 «Уметь»
ставить задачу и разрабатывать алгоритм ее решения, использовать прикладные системы программирования разрабатывать основные программные документы; работать с современными системами
программирования, включая объектно-ориентированные; разрабатывать инфологические и даталогические схемы баз данных;
О
Слой 4 «Необходимые умения»
- Применять выбранные языки программирования для написания программного кода
- Использовать выбранную среду программирования и средства системы управления базами данных
- Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры
Рис. 9. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 5 и 4)
разработчикам образовательной программы необходимо провести анализ и сравнение знаний, представленных в соответствующих стандартах, затем интегрировать их и включить в структуру формируемой профессиональной компетенции.
На основе проведенного сравнительного анализа (схемы на рис. 8-10) можно выделить компоненты и элементы содержания профессиональной компетенции ПК-5 подготовки бакалавра направления 230100 «Информатика и вычислительная техника» в соответствии с трудовой функцией А/02.3 профессионального стандарта «Программист» (см. табл. 4).
В рамках данной работы рассмотрена лишь незначительная часть требований профессионального стандарта «Программист». Процесс разработки образовательной программы требует тщательного анализа всех представленных в профессиональном стандарте трудовых действий и принятия экспертного решения о целесообразности их использования.
Слой 6 «Знать» технологии разработки алгоритмов и программ, методы отладки и решения задач на ЭВМ в различных режимах;
основныестандарты в области инфокоммуникационных систем и технологий, в том числе стандарты Единой системы программной документации; основы системного программирования; основы объектно-ориентированного подхода к программированию; базы данных и системы управления базами данных для информационных систем различного назначения
При этом особенно важным является непосредственное участие в данном процессе представителей региональных работодателей. Именно на этапе взаимодействия вуза с профессиональным сообществом должна осуществляться детализация содержания профессиональных компетенций с указанием конкретных осваиваемых технологий и языков программирования, баз данных и систем управления базами данных и т.д.
В заключение отметим, что стандарты высшего образования нового поколения (ФГОС ВО) дают дополнительные свободу и возможности в проектировании основных образовательных программ, так как не предписывает даже примерной структуры и ориентировочного содержания компонентов компетенций. Поэтому роль профессионального стандарта в сочетании с требованиями региональных работодателей при разработке образовательной программы и определении структуры и содержания формируемых компетенций еще более повышается.
О
Слой 5 «Необходимые знания»
Синтаксис выбранного языка программирования, особенности программирования на этом языке, стандартные библиотеки языка программирования Методологии разработки программного обеспечения Методологии и технологии проектирования и использования базданных
Технологии программирования Особенности выбранной среды программирования и системы управления базами данных Компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с
31
Рис. 10. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 6 и 5)
Таблица 4
Структура и содержание ПК-5 ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра 230100 Информатика и вычислительная техника
32
Компонент профессиональной компетенции ПК-5 Элементы содержания компонента на основе интеграции требований ФГОС ВПО и профессионального стандарта
Знания - Методологии разработки программного обеспечения - Технологии программирования - Основ системного программирования - Основ объектно-ориентированного подхода к программированию - Синтаксиса выбранного языка программирования особенностей программирования на этом языке стандартные библиотеки языка программирования - Методологии и технологии проектирования и использования баз данных - Баз данных и систем управления базами данных для информационных систем различного назначения - Особенностей выбранной среды программирования и системы управления базами данных - Компонентов программно-технических архитектур, существующих приложений и интерфейсов взаимодействия с ними
Умения - Применять выбранные языки программирования для написания программного кода - Разрабатывать инфологические и даталогические схемы баз данных - Использовать современные среды программирования и средства систем управления базами данных - Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры
Владения (трудовые действия) - Языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, методами описания схем баз данных: - создание программного кода в соответствии с техническим заданием (готовыми спецификациями); - оптимизация программного кода с использованием специализированных программных средств ...
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каракозов, С.Д. Содержательная и формальная составляющие профессиональной подготовки современного преподавателя [Текст] / С.Д. Каракозов // Преподаватель XXI век: общерос. науч. журн. о мире образования. - 2014. - № 4, ч. 1. - С. 9-11.
2. Аветисян, В.П. Конкурентоспособный выпускник вуза глазами работодателя// Основы экономики, управления и права, №3 (15) [Электронный ресурс] / В.П. Аветисян, Е.С. Шишкина. - URL: http://ores.
su/ra/joumals/osnovyi-ekonomiki-upravleni ya-i-prava/2014-nomer-3-15/a10176 (дата обращения: 17.11.2015).
3. Малышева, А.А. Компетенции молодых выпускников глазами работодателей // Известия Томского политехнического университета [Текст] / А.А. Малышева, И.В. Невраева. - 2006. - Т. 309. - № 8. -Томск: Изд-во ТПУ - С. 225-229.
4. Кузнецова, Л.Г. Проблемы разработки системы оценки деятельности преподавателя вуза в условиях реализации образовательных стандартов [Текст] / Л.Г. Кузне-
цова, М.В. Худжина // Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ). Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - № 1.
- 2013. - [Электронный ресурс]. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/19pvn113.pdf (дата обращения: 17.11.2015).
5. О мероприятиях по реализации и государственной социальной политики: Указ Президента Российской федерации от 7 мая 2012 г. № 597 [Текст] // Российская газета. - 2012. - № 102, (9 мая).
6. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: Постановление правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 [Текст] // Собрание законодательства РФ.
- 2013. - № 4, (28 января). - Ст. 293.
7. Федеральный закон от 02.05.2015 №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2015. -№ 18, (04 мая). - Ст. 2625.
8. Каракозов, С.Д. Проектирование основных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС высшего образования в соответствие с профессиональными стандартами [Текст] / С. Д. Каракозов, Д.А. Петров, М.В. Худжина // Преподаватель XXI век: общерос. науч. журн. о мире образования. - 2015. - № 2, ч. 1. - С. 9-23.
9. Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2009 №553 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) «бакалавр»)» [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. -№ 10, (08 марта).
10. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 №679н «Об утверждении профессионального стандарта «Программист» [Текст] // Российская газета. - 2013. - № 291, (25 декабря).
11. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего об-
разования: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 6.11.2015).
REFERENCES
1. Avetisyan V.P., Shishkina E.S., Konkurent-nosposobnyj vypusknik vuza glazami rabo-todatelya, Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava, No. 3 (15), [Elektronic resours], available at: http://ores.su/ru/journals/os-novyi-ekonomiki-upravleniya-i-prava/2014-nomer-3-15/a10176 (accessed: 17/11/2015). (in Russian).
2. Federalnyj zakon ot 02.05.2015 No. 122-FZ "O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federatsii i stati 11 i 73 Federal-nogo zakona 'Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii'", Sobranie zakonodatelstva RF, 2015, No. 18, (04 maya), St. 2625 (in Russian).
3. Karakozov S.D., Petrov D.A., Khudzhina M.V., Proektirovanie osnovnykh obrazo-vatelnykh programm v usloviyakh prive-deniya dejstvuyushchikh FGOS vysshego obrazovaniya v sootvetstvie s professional-nymi standartami, Prepodavatel XXI vek: obshcheros. nauch. zhurn. o mire obra-zovaniya, 2015, No. 2, ch. 1, pp. 9-23. (in Russian).
4. Karakozov S.D., Soderzhatelnaya i formal-naya sostavlyayushchie professional'noj podgotovki sovremennogo prepodavatelya, 33 Prepodavatel XXI vek: obshcheros. nauch. zhurn. o mire obrazovaniya, 2014, No. 4,
ch. 1, pp. 9-11. (in Russian).
5. Kuznetsova L.G., Khudzhina M.V., Proble-my razrabotki sistemy otsenki deyatelnosti prepodavatelya vuza v usloviyakh realizatsii obrazovatelnykh standartov, Institut Gosu-darstvennogo upravleniya, prava i innovatsi-onnykh tekhnologij, Internet-zhurnal "NAU-KOVEDENIE", No. 1, 2013, [Elektronic re-sours], available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/19pvn113.pdf. Identifikatsionnyj nomer stat'i v zhurnale: 19PVN113 (accessed: 17.11.2015). (in Russian).
6. Malysheva A.A., Nevraeva I.V., Kompetent-sii molodykh vypusknikov glazami raboto-datelej, Izvestiya Tomskogo politekhnichesk-ogo universiteta, 2006, T. 309, No. 8, pp. 225-229 (in Russian).
7. O meropriyatiyakh po realizatsii i gosudarst-vennoj sotsialnoj politiki: Ukaz Prezidenta Rossijskoj federatsii ot 7 maya 2012 g. No. 597, Rossijskaya gazeta, 2012, No. 102, (9 maya) (in Russian).
8. Portal Federalnykh gosudarstvennykh obra-zovatelnykh standartov vysshego obra-zovaniya [Elektronic resours], available at: http://www.fgosvo.ru/ (accessed: 6.11.2016). (in Russian)
9. Pravila razrabotki, utverzhdeniya i primen-eniya professionalnykh standartov: Post-anovlenie pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 22 yanvarya 2013 g. № 23, Sobranie za-konodatelstva RF, 2013, No. 4, (28 yanvarya), St. 293 (in Russian).
Каракозов Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Karakozov S.D., ScD in Pedagogy, Professor, Vice-Rector, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
Петров Дмитрий Анатольевич, преподаватель, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, [email protected]
Petrov D.A., Lecturer, Faculty of Information Technologies and Mathematics, Nizhnevartovsk State University, [email protected]
Худжина Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, декан, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, [email protected]
Khudzhina M.V., PhD in Pedagogy, Dean, Faculty of Information Technologies and Mathematics, Nizhnevartovsk State University, [email protected]
10. Prikaz Minobmauki RF ot 09.11.2009 No. 553 "Ob utverzhdenii i vvedenii v dejst-vie federalnogo gosudarstvennogo obrazo-vatelnogo standarta vysshego professional-nogo obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki 230100 Informatika i vychislitelnaya tekhnika (kvalifikatsiya (stepen') 'bakala-vr')", Byulleten normativnykh aktov federalnykh organov ispolnitelnoj vlasti, 2010, No. 10, (08 marta). (in Russian).
11. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.11.2013 No. 679n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta 'Programmist'", Rossijskaya gazeta, 2013, No. 291 (25 dekabrya). (in Russian).