УДК 378.14 ББК 74.58
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА В УСЛОВИЯХ ПРИВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СООТВЕТСТВИЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
С.Д. Каракозов, Д.А. Петров, М.В. Худжина
Аннотация. В работе представлен разработанный авторами теоретический подход к проектированию образовательных программ в условиях приведения действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего (профессионального) образования (ФГОСВПО/ВО) в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ и вводимыми профессиональными стандартами (ПС). Используя введенные авторами иерархии требований образовательных и профессиональных стандартов, в работе устанавливается соответствие иерархий, позволяющее учитывать требования профессиональных стандартов при проектировании основных образовательных программ вуза.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный 9 стандарт, высшее образование, образовательная программа, профессиональный стандарт, декомпозиция, иерархия.
designing of bachelor's degree programs
in terms of bringing the federal educational standards
in compliance with the professional standards
S.D. Karakozov, D.A. Petrov, M.V. Khudzhina
Abstract. The article presents the theoretical approach to designing of educational programs in terms of bringing the existing Federal State Educational Standards of the higher (professional) education (FSES of HE/ HPE)) in compliance with the requirements of the Federal law on Education in the Russian Federation of 29.12.2012 N 273-FL and the introduced professional standards (PS). Using the hierarchies of the requirements of edu-
cational and professional standards introduced by the authors, the article establishes the compliance of hierarchies allowing to consider the requirements of professional standards when designing the main educational programs of higher education institution.
Keywords: Federal State Educational Standard, higher education, educational program, professional standard, decomposition, hierarchy.
10
Переход системы высшего профессионального образования (высшего образования) на федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на компе-тентностном подходе, привел к изменению подходов к разработке содержания обучения и оценке его результатов. Современный выпускник вуза должен овладеть общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, перечень и состав которых формируется с учетом мнения профессионального сообщества. Предъявляемые к современному выпускнику требования ориентируют систему высшего профессионального образования на максимальное удовлетворение потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей.
Как известно, последний выпуск по специальностям высшего профессионального образования в соответствии с действующими с 2000 г. государственными образовательными стандартами второго поколения (ГОС 2) состоится в 2015 г. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО или ФГОС 3), основанные на компетентностном подходе к обучению, действуют с 2011 г.
Одной из особенностей данных стандартов стало введение обязательного требования привлечения к образовательному процессу представителей работодателей. Утверждение и внедрение в настоящее время федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО или ФГОС 3+) еще больше усиливают профессиональную направленность основных образовательных программ (ОП)1 и взаимосвязь результатов обучения с требованиями профессиональных стандартов.
В данном контексте можно утверждать, что одним из ключевых направлений деятельности структурных подразделений вузов, отвечающих за разработку и реализацию образовательных программ, является соотнесение профессиональных и образовательных стандартов, обеспечивающее выполнение требований профессионального стандарта в результате реализации образовательного. В рамках указанного направления деятельности особо актуальным представляется расширение сферы взаимодействия представителей образовательного сообщества с работодателями. Если ранее связь между выпускающими кафедрами и работодателями осуществлялась преимущественно при
1 Основных образовательных программ высшего профессионального образования в условиях ФГОС 3 или основных профессиональных образовательных программа высшего образования в условиях ФГОС 3+.
прохождении студентами учебных и производственных практик, то в условиях реализации ФГОС структурные подразделения вузов, осуществляющие руководство образовательными программами, взаимодействуют с представителями профессионального сообщества на всех этапах, включая разработку и реализацию образовательных программ [1]:
- участвуют в разработке структуры и содержания профессиональных компетенций и их соотнесении с дисциплинами и разделами учебного плана, составлении рабочих программ учебных дисциплин, программ всех видов практик и государственной итоговой аттестации;
- принимают участие в обсуждении учебных планов и обновлении содержания учебных дисциплин на предстоящий учебный год с учетом изменяющихся требований производства;
- осуществляют проведение занятий по практико-ориентирован-ным дисциплинам, обеспечивают руководство всеми видами практик и научно-исследовательской деятельностью студентов путем вовлечения их в проекты, максимально приближенные к реальным производственным условиям;
- участвуют в определении уровня сформированности профессиональных компетенций выпускника в ходе государственной итоговой аттестации и оценке качества обучения при их трудоустройстве.
Согласно современным взглядам успешность профессиональной деятельности выпускника определяется наличием четырех категорий качественных признаков:
• знания;
• навыки;
• способности;
• личностные особенности.
В зарубежных исследованиях изучение профессионального соответствия аналогично отражают характеристики KSAOs: knowledge, skills, abilities, other characteristics (знания, навыки, способности, другие характеристики) [2].
В образовательных стандартах нового поколения речь идет о приобретении компетенций. При этом компетенции проявляются, прежде всего, через способности, под которыми понимаются свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности [3]. Отметим, что в современных стандартах компетенции, как правило, формулируются как способности к определенной деятельности. Существенным является то, что способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам, а обязательно проявляются в его деятельности.
Успешность деятельности обеспечивается наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими, схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одного и того же вида деятельности может обеспечиваться разными способностями, при этом отсутствие одной может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса способностей, в связи с чем в современной психологии чаще стали говорить о компетенциях как инте-гративных качествах (способностях), которые направлены на достижение
н
12
результата. Фактически работодателя не интересует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции чаще всего даже называются по задаче: «способность выполнить такую-то задачу». Цель разработчиков образовательных стандартов (образовательных программ) определить, за счет каких внутренних ресурсов задача будет выполнена.
В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым [4]. В основу классификации профессии положен критерий «объекта труда», то есть того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала.
Обычно выделяются пять основ -ных объектов профессиональной деятельности человека: природа («живая» природа или биологические объекты), техника (машины, механизмы, материалы, различные виды энергии), человек и знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты), художественный образ.
Обозначенным объектам соответствуют следующие профессиональные сферы: «Человек - природа», «Человек — техника», «Человек — человек», «Человек — знак» и «Человек — художественный образ».
На наш взгляд, сам процесс профессиональной подготовки будущего специалиста на современном этапе развития образования в контексте компетентностного и культурологического подходов в общем виде целесообразно описать следующей триадой, которая представляет, в некотором смысле, «укрупненные» этапы становления профессионализма будущего специалиста (см. рис. 1.).
При этом определение уровня профессиональной готовности выпускника сводится к выделению профессиональных задач исследуемой области и критериев-признаков, позволяющих произвести оценку достижения профессиональной готовности, основная роль в формировании которой принадлежит работодателям [5; 6].
До недавнего времени организацию сотрудничества с работодателями каждый вуз осуществлял по-своему и с разной степенью интенсивности, поскольку отсутствовала единая нормативная документация, регламентирующая этот процесс. Ситуация существенным образом изменилась за последние несколько лет, когда государством был реализован ряд законодательных инициатив, направленных на организацию взаимодействия работодателей и высших учебных заведений в вопросах подготовки специалистов для современного рынка труда.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
Рис. 1. Базовые этапы становления профессионализма специалиста
государственной социальной политики» [7] перед Правительством РФ были поставлены задачи, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (ПС). В рамках указанных задач Правительство РФ 22 января 2013 г. Постановлением №23 утвердило «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», согласно которых профессиональные стандарты применяются:
• работодателями при формировании кадровой политики;
• образовательными организациями при формировании образовательных программ;
• при разработке ФГОС профессионального образования [8].
Таким образом, в настоящее время разработчики образовательных программ в высшей школе в обязательном порядке должны учитывать требования профессиональных стандартов. Решение этой задачи сопряжено с рядом трудностей. Среди них следует особо выделить различие понятийных аппаратов ФГОС и ПС. В условиях, когда действующие в системе высшего образования ФГОС регулярно обновляются (актуализируются) в соответствии с утверждаемыми ПС (что неизбежно влечет корректировку и совершенствование содержания образовательных программ), понимание того, как взаимосвязаны между собой термины, применяемые в ФГОС и ПС, приобретает особое значение для разработчиков ОП.
На сегодняшний день существует ряд документов, в которых изложены основные подходы и алгоритмы действий для разработки образовательных программ с использовани-
ем профессиональных стандартов. Так, например, в 2010 году изданы «Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ» [9], где рассматриваются возможности использования профессиональных стандартов при формировании основных образовательных программ по различным уровням профессионального образования. В настоящее время на портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования опубликованы методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования Российской Федерации [10], на основе которых мы включили в работу представленные в следующих ниже таблицы 1, 2 (в [10] это соответственно таблицы 4, 6).
Основополагающим документом для проектирования основной образовательной программы вуза, безусловно, является ФГОС. Для приведения содержания ОП в соответствие требованиям профессионального стандарта разработчикам, прежде всего, необходимо установить взаимосвязь между терминами, применяемыми в ФГОС и ПС.
«Федеральный государственный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществля-
13
ющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [11]. Подходы к формированию образовательного стандарта, основанные на классификации профессиональных видов деятельности, предложенной Е.А. Климовым [4], мы рассмотрели выше.
Что касается профессионального стандарта, то он устанавливает требования к компетенциям работника по квалификационным уровням в зависимости от полученного образования, степени ответственности и уровня сложности выполняемых работ. В рамках указанного подхода профессиональный стандарт — «характеристика квалификации, необ-
ходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [12].
К основным понятиям ПС относятся: обобщенная трудовая функция, трудовая функция, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания. Определения этих понятий приведем согласно сло-варно-справочному пособию [12].
Обобщенные трудовые функции — относительно автономные и отдельно сертифицируемые подвиды профессиональной деятельности, представляющие собой совокупности взаимосвязанных трудовых функций. Трудовые функции — наборы взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач в про-
Таблица 1
Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС ВО
14
Профессиональный стандарт ФГОС ВО
Обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) соответствующего уровня квалификации Виды профессиональной деятельности (ВПД)
Трудовые функции или трудовые действия Профессиональные задачи, профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально- специализированные компетенции (ПСК)
Умения, другие характеристики трудовых функций Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
Таблица 2
Определение результатов освоения программ профессионального обучения на основе профессионального стандарта
Профессиональный стандарт Программа профессионального обучения
Вид профессиональной деятельности (ВПД) освоение ВПД, как правило, связано с рядом преемственных программ профессионального обучения
Обобщенная трудовая функция как правило, соответствует профессии в целом или виду деятельности, входящему в ее состав
Трудовая функция как правило, соответствует профессиональной компетенции
Трудовое действие основа описания практического опыта
Умение основа определения перечня умений
Знание основа определения перечня знаний
цессе труда, конкретные виды поручаемой работнику работы. Трудовые действия — низший уровень декомпозиции профессиональной деятельности (при разработке профессионального стандарта), как правило, характеризуется непосредственным взаимодействием работника с предметом. Необходимые умения — способность работника к эффективному выполнению профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний, в том числе в измененных или новых условиях. Необходимые знания — освоенная работником специализированная информация, имеющая существенное значение для выполнения профессиональной деятельности.
Характеристику требований к квалификации в соответствии с профессиональными стандартами можно представить в виде следующей иерархии2 (см. рис. 2).
Как видно из схемы, представленной на рис. 2, слой 1 «Обобщенные трудовые функции» определяет основные направления деятельности, которые работник обязан осуществлять в рамках своей профессии (слой 0). На уровне слоя 2 «Трудовые функции» конкретизируются функциональные обязанности в соответствии с должностью. Необходимые умения (слой 4) являются основой для выполнения трудовых действий (слой 3), а необходимые знания (слой 5) служат фундаментом для формирования соответствующих умений.
Теперь рассмотрим структуру подготовки бакалавра в соответствии с ФГОС [13]. Конечным результатом
Слой 0: «Профессия»
еСлой 1: «Обобщенные трудовые | функции» I
Г Слой 2: «Трудовые функции» Л ( Слой 3: «Трудовые действия» ) Г Слой 4: «Необходимые умения» Л
Слой 5: «Необходимые знания» ^
Рис. 2. Иерархическая структура требований ПС
освоения образовательной программы является присвоение выпускнику квалификации «бакалавр». В ходе государственной итоговой аттестации происходит подтверждение овладения выпускником обозначенных в ФГОС и ОП общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что делает из вчерашнего студента молодого специалиста, готового к определенному виду (видам) профессиональ- ... ной деятельности (в зависимости от направленности освоенной образовательной программы).
Базовым понятием ФГОС является «компетенция». Согласно определению А.В.Хуторского, компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельно-
2 Иерархия - тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемый упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали (Философский словарь. URL: http://www.edudic.ru/fil/473/)
16
сти по отношению к ним» [14]. При этом в профессиональных стандартах компетенция отражается лишь опосредованно: при описании трудовых функций, трудовых действий, необходимых знаний, необходимых умений. Профессиональная компетентность (согласно Н.Ф. Радионовой,
A.П. Тряпицыной и др.) трактуется как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [15].
Особый интерес для нас представляют выводы о взаимосвязи рынка труда, компонентов образовательных стандартов и моделей компетенций, приведенные в работе
B.И. Байденко [16].
Согласно глоссарию [17], существуют четыре модели (способа) определения компетенций:
а) основанные на параметрах личности;
б) основанные на выполнении задач и деятельности;
в) основанные на выполнении производственной деятельности;
г) основанные на управлении результатами деятельности.
Описание этих моделей (МК 1 — МК 4) можно свести в таблицу 3.
Каждая из четырех моделей компетенций (МК 1 — МК 4) ведет к различным подходам к планированию, организации и предоставлению высшего профессионального образования, и, в особенности, к признанию достижений студента и оценке возможностей его трудоустройства на рынке труда [16] (см. рис. 3). Отметим, что виды компетенций, обозначенные на рис. 3 буквами А, В, С, Д, в содержании соответствующих учебных дисциплин профессиональной подготовки из образовательных стандартов могут служить прообразами содержательных «полей» или «линий» в структуре содержания обучения для формирования соответствующих компетенций.
Переносимые (ключевые) и общепрофессиональные компетенции бо-
Рис. 3. Взаимосвязи рынка труда, компонентов образовательных стандартов и моделей компетенций
лее автономны по отношению к рынкам труда. Профессиональные компетенции наиболее «чувствительны» к требованиям рынка труда, допускают оперативное реагирование на запросы работодателей посредством систематического обновления образовательных программ.
Критерием того, что выпускник вуза готов к определенному виду деятельности, является умение решать соответствующие профессиональные задачи, отраженные в ФГОС. Вид профессиональной деятельности ФГОС также определяет профессиональные компетенции, которыми в результате освоения ОП должен владеть выпускник.
Необходимо отметить, что образовательный стандарт в явном виде не раскрывает структуру и содержание компетенций. Эту задачу приходится решать разработчикам образовательной программы. При этом анализ таблицы 2 «Структура ООП бакалавриата»3 раздела VI ФГОС «Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата» показывает, что каждая компетенция имеет такие составляющие, как «знать», «уметь», «владеть» [13].
Таким образом, декомпозиция требований ФГОС к подготовке бакалавра может быть представлена следующим образом (см. рис. 4).
Здесь слой 0 «Квалификация — бакалавр» определяет конечный результат образовательного процесса. Слой 1 «Вид профессиональной деятельности» задает направленность подготовки выпускника
на определенную трудовую деятельность. Умение решать профессиональные задачи (слой 2) является необходимым условием для освоения того или иного вида деятельности. Формирование заданного набора профессиональных компетенций (слой 3) обеспечивает возможность решения профессиональных задач. Владение (слой 4) — структурная часть компетенции, которую можно рассматривать как способность применять на практике полученные ранее конкретные знания и умения при решении предметных задач. Умения (слой 5) — структурная часть компетенции, характеризующая способность применять полученные знания на практике. Знания (слой 6) — основа формирования профессиональной компетенции.
Требования ФГОС ВО носят более обобщенный характер [13].
Г Слой 0: «Квалификация - бакалавр»
( Слой 1: «Вид профессиональной ] 11 I деятельности» I
Г Слой 2: «Профессиональные задачи» Г Слой 3: «Компетенции»
С
Слой 4: «Владеть»
Слой 5: «Уметь»
Слой 6: «Знать»
Рис. 4. Иерархическая структура требований ФГОС ВПО
3 В ФГОС ВО таблица 2 исключена, описание компетенций перенесено непосредственно в ФГОС ВО.
Таблица 3
> <
Характеристика моделей, используемых в описании взаимосвязей рынка труда, компонентов образовательного стандарта и моделей компетенций
Характеристика модели Особенности образовательной программы
5: 2 Модель компетенции, основанная на параметрах личности (МК1) лежит в основе подходов (прежде всего в образовании), придающих особое значение развитию моральных, духовных и личных качеств человека. Используемые образовательные программы/учебные планы и модели оценки нацелены на отбор и поощрение тех, кто обладает академическими способностями.
гм 2 Модель компетенции решения задач (МК2) обращает особое внимание на освоение человеком стандартных (алгоритмизированных) процедур и операций (посредством изучения процесса труда, методов работы и ДР-). Образовательная программа и методы оценки позволяют человеку осваивать четко определенный набор умений, практиковаться в их использовании и осуществлять деятельность на их базе, а также решать конкретные задачи.
го 2 Модель компетенции для производительной деятельности (МКЗ) подчеркивает важность достижения результатов и является весьма распространенным подходом к компетенции в специальностях и профессиях, где деятельность измеряется по результатам. Образовательная программа основана на оценке мотивации и стратегий, используемых для достижения целей. Оценка основана на том, что люди делают, а не на том, что они знают, а также на эффективности достижения целей, а не долговечности результатов. Особое значение придается прагматическому подходу к содержанию образовательной программы, а не новомодным идеям и стратегиям, как это часто бывает. В результате люди могут получить обширные, но поверхностные знания в своей профессиональной области и обладать некоторыми очень хорошо развитыми навыками (компетенциями), но им может не доставать других, необходимых для адаптации к изменениям или для смены мест работы, специальности и т.п.
2 Согласно модели управления деятельностью (МК4), деятельность является функцией социального контекста человека, в котором существует некий порядок требований и ожиданий относительно человека на рабочем месте, которые могут быть взаимо согласованы. Образовательные программы/учебные планы основаны на анализе и согласовании важных ожиданий, которые люди должны оправдать при выполнении своих трудовых обязанностей. Внимание уделяется как широте охвата, так и глубине содержания учебных планов и программ, с тем чтобы люди могли отвечать полному набору требований, предъявляемых при найме на работу, независимо оттого, где они будут работать.
Слой 0: «Квалификация - бакалавр»
( Слой 1: «Вид профессиональной ] деятельности»
Слой 2: «Профессиональные задачи»
Слой 3: «Компетенции» Слой 4: «Готовность/способность» ^
Слой 5: «Знания»
1
Рис.5. Иерархическая структура требований ФГОС ВО
В частности, в нем отсутствуют слои 4-5, вместо которых вводятся слои «Готовность» и «Способность», которые мы объединяем3 в один слой «Готовность/Способность».
Таким образом, мы получаем следующую иерархическую структуру ФГОС ВО (см. рис. 5).
Отметим, что исходя из существующих академических традиций российского образования, знаниевый слой, как базовый, мы оставили во всех видах приведенных иерархических структур.
При этом мы устанавливаем следующее соответствие иерархий ФГОС ВПО и ФГОС ВО (см. рис. 6).
Несмотря на различия в терминологии и содержании понятий ФГОС ВПО и ПС, произведенные декомпозиции требований указанных стандартов позволяют установить соответствие между их понятийными аппаратами по уровням иерархий (см. рис. 7).
Особо отметим, что слой 1 и слой 2 иерархической структуры, полученной в результате декомпозиции требований ФГОС ВПО, предлагается объединить и поставить в соответствие слою 1 декомпозиции ПС.
В условиях установленного соответствия иерархий ФГОС ВПО и ПС,
Г Слой 0: «Квалификация - бакалавр» ) ^-Г Слой 0: «Квалификация - бакалавр» ^
Слой 1: «Вид профессиональной \
деятельности»
Ф
ф Г Слой 1: «Вид профессиональной 19
деятельности»
Слой 2: «Профессиональные задачи» ^ Слой 2: «Профессиональные задачи»
С
Г Слой 3: «Компетенции» ^Г Слой 3: «Компетенции» Л
Слой 4: «Владеть»
1
Слой 5: «Уметь»
^ Г Слой 4: «Готовность/способность» ^
Слой 6: «Знать» ^ Г
Слой 5: «Знания»
Рис.6. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ФГОС ВО
3 Укажем, что между этими понятиями есть различия. Способность - это то, что позволяет кому-то осуществить какое-либо действие. Готовность - настроенность на что-либо, то есть способность, интегрированная с ценностной компонентой определенного вида деятельности.
Гслой 0: «Квалификация - бакалавр»^ ^ Слой 0: «Профессия» ^
[ Слой 1: «Вид профессиональной 1 деятельности»
Г Слой 2: «Профессиональные задачи» Г Слой 3: «Компетенции» ^
Слой 1: «Обобщенные трудовые функции»
Слой 2: «Трудовые функции»
Г Слой 4: «Владеть» ^ ^-^ Слой 3: «Трудовые действия» ^
Г Слой 5: «Уметь» ^ ^ ^Г Слой 4: «Необходимые умения» Л
Г Слой 6: «Знать» ^ ^ ^Г Слой 5: «Необходимые знания»^)
Рис. 7. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС
20
а также соответствия между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ФГОС ВО установление соответствия ФГОС ВО и ПС не вызывает теоретических затруднений (см. рис. 8). Общая трудоемкость этого процесса будет зависеть от количества компонентов, находящихся на одном уровне в обеих иерархиях.
Сравнение таких сложных объектов, как структуры подготовки к получению профессии в ПС и квалификации в ФГОС, показывает, что найти непосредственные точки соприкосновения на их верхних уровнях (слои 0, 1, 2) достаточно трудно: описание (соответственно, и содержание) компонентов отличается, так как, в частности, осуществляется с
Слой 0: «Квалификация - бакалавр» ^ Г_Слой 0: «Профессия»
Слой 1: «Вид профессиональной ^ деятельности»
Г Слой 2: «Профессиональные задачи»
Слой 1: «Обобщенные трудовые функции»
( Слой 3: «Компетенции» ) Г Слой 2: «Трудовые функции» ^
Г Слой 3: «Трудовые действия» Слой 4: «Необходимые умения»
Г Слой 4: «Готовность/способность» ) ^ ^
_Слой 5: «Знания»_^ ^ ^ Г Слой 5: «Необходимые знания» ^
Рис. 8. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВО и ПС
использованием разной терминологии. Однако, как видно из схемы (см. рис. 7), по мере детализации структуры стандартов нижние слои имеют практически одинаковые наименования, что существенно облегчает разработчикам ОП установление взаимосвязи между содержанием понятий ФГОС и ПС на нижних уровнях декомпозиции. В результате определяется содержание профессиональных компетенций из ФГОС в терминах соответствующих ПС и появляется возможность устанавливать (корректировать) перечень дисциплин (модулей) и разделов учебного плана, направленных на их формирование. Выявленные различия в содержании требований ФГОС и ПС могут найти отражение в тех профессиональных компетенциях, которые дополнительно устанавливает вуз в ходе разработки или обновления ОП.
Отметим, что данный теоретический подход нашел свое отражение в проектировании образовательных программ, реализуемых на факультете информационных технологий и математики Нижневартовского государственного университета. Примеры реализации указанного подхода будут приведены в дальнейших публикациях авторов.
список источников
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузнецова Л.Г., Худжина М.В. Проблемы разработки системы оценки деятельности преподавателя вуза в условиях реализации образовательных стандартов // Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ). Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - №1. - 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://naukovedenie.ru/
PDF/19pvn113.pdf. Идентификационный номер статьи в журнале: 19ПВН113
2. Мучински П. Психология, профессия, карьера. - СПб.: Питер, 2004. - 539 с.
3. Теплов Б. М. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1985.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
5. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Автор-составитель В.А. Мижериков; Под ред. П.И. Пидка-систого. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- 540 с.
6. Фомин В.И., Рыжова Н.И., Каракозов С.Д. Модель развития содержания подготовки к информационно-аналитической деятельности на базе семиотического подхода (на примере специалиста экономического профиля): Монография. - Самара, Изд-во СГЭУ, 2008. - 269 с.
7. О мероприятиях по реализации и государственной социальной политики: Указ Президента Российской федерации от 7 мая 2012 г. № 597 // Российская газета. -2012. - № 102, (9 мая).
8. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: Постановление правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 // Собрание законодательства РФ. - 2013.
- № 4 (28 января). - Ст. 293.
9. Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ / И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, П.Н. Новиков, О.Д. Прянишникова - М.: Национальное агентство развития квалификаций, 2010. - 61 с.
10. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования Российской Федерации Ливановым Д.В. от 22.01.2015 № ДЛ-01/05вн. [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/support/43/5/8
21
]ЕК
22
11. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». - Ст. 2, п. 6.
12. Разработка и применение профессиональных стандартов: словарно-справочное пособие / авт. - сост.: Лейбович А.Н., Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М., Прянишникова О.Д., Косаковская Е.И., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. - М.: Изд-во «Перо», 2014. - 33 с.
13. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [Электронный ресурс]. - URL: http://www. fgosvo.ru/
14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. - URL: http:// eidos.ru/journal/2002/0423.htm
15. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 392 с.
16. Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант): Материалы ко второму заседанию методологического семинара. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
17. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. - 160 с.
REFERENCES
1. Bajdenko V.I., Kontseptualnaya model gosu-darstvennykh obrazovatelnykh standartov v kompetentnostnom formate (diskussionnyj variant): Materialy ko vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara, Moscow, 2004. (in Russian)
2. Federal Law No. 273-FZ, dated December 29, 2012, "On Education in the Russian Federation", Article 2, section 6, available at: http://base.garant.ru/70291362/ (in Russian)
3. Fomin V.I., Ryzhova N.I., Karakozov S.D., Model razvitiya soderzhaniya podgotovki k
]EK
informaczionno-analiticheskoj deyatelnosti na base semioticheskogo podkhoda (na pri-mere speczialista ekonomicheskogo prof-ilya), 2009. (in Russian)
4. Glossarij terminov rynka truda, razrabotki standartov obrazovatelnykh programm i uchebnykh planov, Evropejskij fond obra-zovaniya, 1997, 160 p. (in Russian)
5. Khutorskoy A.V., Kluchevye kompetentsii i obrazovatelniye standarty, Internet journal "Eidos", 2002, April 23, available at: http:// eidos.ru/journal/2002/0423.htm (in Russian)
6. Klimov E.A., Vvedenie v psikhologiyu truda: Uchebnik dlya vuzov, Moscow, 1998, 350 p. (in Russian)
7. Kompetentnostnyj podkhod v pedagogiches-kom obrazovanii: Kollektivnaya monografi-ya, St-Petersburg, 2004, 392 p. (in Russian)
8. Kuznetsova L.G., Khudzhina M.V., Proble-my razrabotki sistemy otsentki deyatelnosti prepodavatelya vuza v usloviyakh realizatsii obrazovatelnykh standrtov, Institute of Public Administration, Law and Innovative Technologies. Online journal "NAUKOVE-DENIYE", 2013, No. 1, available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/19pvn113.pdf (in Russian)
9. Metodicheskiye rekomedatsii po razrabotke osnovnykh professionalnykh obrazovatel-nykh program I dopolnitelnykh profession-alnkh program s uchetom sootvetstvuyus-chikh professionalnykh standartov, utverzh-dennykh Ministromobrazovaniya Rossiyskoy Federatsii Livanovym D.V. ot 22.01.2015 No. DL-01/05vn, available at: http://fgosvo. ru/support/43/5/8 (in Russian)
10. Muchinski P., Psikhologiya, professiya, karera, St-Petersburg, 2004, 539 p. (in Russian)
11. O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarst-vennoy sotsialnoy politiki: Ukaz Presidenta Rossiyskoy Federatsiiot 7 maya 2012 g., No. 597, Rossiyskaya Gazeta, 2012, No. 102 (May 9). (in Russian)
12. Portal of the Federal State Educational Standards of Higher Education, available at: http://www.fgosvo.ru/ (in Russian)
13. Pravila razrabotki, utverzhdeniya i primen-eniya professionalnykh standartov. Post-anovleniye pravitelstva Rossiyskoy Federat-sii ot 22 yanvary 2013 g. No. 23, in: Sobra-
niye zakonodatelstva RRF, 2013, No. 4 (28 January), Art. 293. (in Russian)
14. Psikhologo-pedagogicheskij slovar dlya uchitelej i rukovoditelej obshheobrazovatel-nykh uchrezhdenij, Rostov-na-Donu, 1998, 540 p. (in Russian)
15. Razrabotka i primeneniye professionalnykh standartov: slovarno-spravochnoye posobi-ye, Moscow, 2014, 33 p. (in Russian)
16. Teplov B.M., Izbrannye trudy, Moscow, 1985. (in Russian)
17. Voloshina I.A., Esenina E.Yu., Novikov P.N., Pryanishnikova O.D., Rekomendatsii po uchetu trebovaniy rabotodateley kprofes-sionalnym kvalifikatsiyam rabotnikov pri razrabotke professionalnykh obrazovatel-nykh program, Moscow, 2010, 61 p. (in Russian)
Каракозов Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор,
Московский педагогический государственный университет, [email protected] Karakozov S.D., ScD in Education, Professor, Vice-Rector, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
Петров Дмитрий Анатольевич, преподаватель, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, [email protected] Petrov D.A., Lecturer, Faculty of Information Technologies and Mathematics, Nizhnevartovsk State University, [email protected]
Худжина Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, декан, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, [email protected] Khudzhina M.V., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Dean, Faculty of Information Technologies and Mathematics, Nizhnevartovsk State University, [email protected]
23