Научная статья на тему 'Структура и содержание профессиональных компетенцийв условиях приведения в Соответствие требованиям ФГОС высшего образования и профессиональных стандартов'

Структура и содержание профессиональных компетенцийв условиях приведения в Соответствие требованиям ФГОС высшего образования и профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
339
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДЕКОМПОЗИЦИЯ / ИЕРАРХИЯ / ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMME / OCCUPATIONAL STANDARD / SEGMENTATION / HIERARCHY / COMPUTER SCIENCE AND ENGINEERING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петров Дмитрий Анатольевич

На основе декомпозиции требований профессионального и образовательного стандартов, а также установленного соответствия их иерархических структур охарактеризована структура и содержание подготовкибакалавра по направлению «Информатика и вычислительная техника» в соответствии стребованиями профессионального стандарта«Программист». Обосновано, что содержание образовательной программы напрямую зависит от выбора вузом профессионального стандарта (профессиональных стандартов), на которые ориентирована подготовка бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Петров Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE CONTEXTOF BRINGING THE FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS IN HIGHER EDUCATION INTO LINE WITH PROFESSIONAL STANDARDS

The syllabus on the Bachelor’s programme majoring “computer science and engineering” is defined on the basis of the segmentation of the occupational andeducational standards demands as well as the established correspondence of their hierarchic structures according to the criteria of the occupational standard “software engineering”. the article provides the ground for theexistence of the direct link between the syllabus and the choice of the occupational standards that the higher education institution makes to set their Bachelor’s programme.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание профессиональных компетенцийв условиях приведения в Соответствие требованиям ФГОС высшего образования и профессиональных стандартов»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ1

THE CONTENTS AND STRUCTURE OF PROFESSiONAL COMPETENCiES iN THE CONTEXT OF BRiNGiNG THE FEDERAL STATE EDUCATiON STANDARDS iN HiGHER EDUCATiON iNTO LiNE WiTH PROFESSiONAL STANDARDS

Петров Дмитрий Анатольевич

Преподаватель факультета информационных технологий и математики Нижневартовского государственного университета E-Mail: petrov--da@mail.ru

Petrov Dmitriy A.

A lecturer at the Faculty of information Technologies and Mathematics, Nizhnevartovsk State University E-Mail: petrov--da@mail.ru

Аннотация. На основе декомпозиции требований профессионального и образовательного стандартов, а также установленного соответствия их иерархических структур охарактеризована структура и содержание подготовки бакалавра по направлению «Информатика и вычислительная техника» в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Программист». Обосновано, что содержание образовательной программы напрямую зависит от выбора вузом профессионального стандарта

Abstract. The syllabus on the Bachelor's Programme majoring "Computer Science and Engineering" is defined on the basis of the segmentation of the occupational and educational standards demands as well as the established correspondence of their hierarchic structures according to the criteria of the occupational standard "Software engineering". The article provides the ground for the existence of the direct link between the syllabus and the choice of the occupational standards

1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).

(профессиональных стандартов), на которые ориентирована подготовка бакалавров.

that the Higher Education institution makes to set their Bachelor's programme.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, высшее образование, образовательная программа, профессиональный стандарт, декомпозиция, иерархия, информатика

Keywords: Federal State Educational Standard, higher education, educational programme, occupational standard, segmentation, hierarchy, computer science and engineering.

и вычислительная техника.

Ключевым фактором успешной деятельности любой организации является наличие профессионально компетентного персонала, способного эффективно обеспечивать достижение поставленных целей (в том числе и молодых специалистов).

Как правило, полноценное включение выпускника в работу компании требует от работодателя значительных временных и финансовых затрат на его адаптацию в коллективе и восполнение недостающих знаний и умений. Оптимальный путь решения проблемы - активное включение работодателей в процессы проектирования, корректировки и реализации основных профессиональных образовательных программ.

Одним из последних нововведений законодательства стало обязательность учета требований профессиональных стандартов как со стороны работодателей (при составлении должностных инструкций), так и со стороны образовательных организаций (при разработке и реализации образовательных программ).

Слой 0 (конечная цель) «Квалификация - бакалавр»

Слой 5 «Уметь»

Слой 1 «Вид профессиональной деятельности»

Слой 2

«Профессиональные »дачи»

с

Слой 3

«Компетенции»

Г Л

Слой 4

«Владеть»

\

f N

Слой 6

«Знать»

<

\

Слой О (конечная цепь}

«Профессия»

v

Слой 1

«Обобщенные трудовые функции»

Слой 2 «Трудовые функции»

/ ч

Слой 3

«Трудовые действия»

V

слои 4 «Необходимые умения»

s Слой s «Необходимые знания» ч

J

Рис. 1. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС

ВПО и профессионального стандарта (ПС)

Слой 0 (конечная цель)

«Квалификация - бакалавр по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника»

/ Л

Слой 0 (конечная цель)

«Профессия - программист»

Рис. 2. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слой 0)

Рис. 3. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 1-2 и 1)

Слой 3 «Компетенции»

ПК-5 «Разработка компонентов программных комплексов и баз

данных, использование современных инструментальных средств и технологий программирования»

Слой 2 «Трудовые функции»

А/01.3 Формализация и алгоритмизация поставленных задач

А/02.3 Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными

А/03.3 Оформление программного кода в соответствии сустановленными требованиями

А/04.3 Работа с системой контроля версий А/05.3 Проверка и отладка программного

Рис. 4. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 3 и 2)

Слой 4 «Владеть»

языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, навыками разработки и отладки программ не менее чем на одном из алгоритмических процедурных языков программирования высокого уровня;

методами описания схем баз данных

О

Слой 3 «Трудовые действия»

А/02.3 Написание программного иода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными:

- Создание программного кода в соответствии с техническим заданием (готовыми спецификациями)

- Оптимизация программного кода с использованием специализированных программных средств

Рис. 5. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 4 и 3)

Слой 5 «Уметь»

ставить задачу и разрабатывать алгоритм ее решения, использовать прикладные системы программирования разрабатывать основные программные документы; работать с современными системами

программирования, включая объектно-ориентированные; разрабатывать инфологические и даталогические схемы баз данных;

Слой 4 «Необходимые умения»

- Применять выбранные языки программирования для написания программного кода

- Использовать выбранную среду программирования и средства системы управления базами данных

- Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры

Рис. 6. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 5 и 4)

Слой 6 «Знать» технологии разработки алгоритмов и программ, методы отладки и решения задач на ЭВМ в различных режимах;

основныестандарты в области инфокоммуникационных систем и технологий, в том числе стандарты Единой системы программной документации; основы системного программирования; основы объектно-ориентированного подхода к программированию; базы данных и системы управления базами данных для информационных систем различного назначения

О

Слой 5 «Необходимые знания»

Синтаксис выбранного языка программирования, особенности программирования на этом языке, стандартные библиотеки языка программирования Методологии разработки программного обеспечения Методологии и технологии проектирования и использования баз данных

Технологии программирования Особенности выбранной среды программирования и системы управления базами данных Компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с

Рис. 7. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВПО и ПС (слои 6 и 5)

Таблица

Структура и содержание ПК-5 ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра 230100 Информатика и вычислительная техника

Компонент профессиональной компетенции ПК-5 Элементы содержания компонента на основе интеграции требований ФГОС ВПО и профессионального стандарта

Знания • методологии разработки программного обеспечения; • технологии программирования; • основ системного программирования; • основ объектно-ориентированного подхода к программированию; • синтаксиса выбранного языка программирования особенностей программирования на этом языке стандартные библиотеки языка программирования; • методологии и технологии проектирования и использования баз данных; • баз данных и систем управления базами данных для информационных систем различного назначения; • особенностей выбранной среды программирования и системы управления базами данных; • компонентов программно-технических архитектур, существующих приложений и интерфейсов взаимодействия с ними

Умения • применять выбранные языки программирования для написания программного кода; • разрабатывать инфологические и даталогические схемы баз данных; • использовать современные среды программирования и средства систем управления базами данных; • использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры

Владения (трудовые действия) • языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, методами описания схем баз данных: - создание программного кода в соответствии с техническим заданием (готовыми спецификациями); - оптимизация программного кода с использованием специализированных программных средств...

Рассмотрим возможность подготовки бакалавра по направлению ФГОС высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 230100 «Информатика и вычислительная техника» [2] в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Программист» [3]. Для этого используем декомпозицию требований профессионального стандарта и федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (высшего образования) [1] (рис. 1).

Конкретизируем содержание каждого сопостовляемого слоя (рис. 2-7).

На основе проведенного сравнительного анализа можно выделить компоненты и элементы содержания профессиональной компетенции ПК-5 подготовки бакалавра направления 230100 «Информатика и вычислительная техника» в соответствии с трудовой функцией А/02.3 профессионального стандарта «Программист» (таблица).

Список литературы

1. Каракозов, С. Д. Проектирование основных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС высшего образования в соответствие с профессиональными стандартами [Текст] / С. Д. Каракозов, Д. А. Петров, М. В. Худжина // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 2. - С. 9-23.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2009 № 553 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) "бакалавр")» [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 10 (08 марта).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 679н «Об утверждении профессионального стандарта «Программист» [Текст] // Российская газета. - 2013. - № 291 (25 декабря).

References

1. Karakozov S. D., Petrov D. A., Khudzhina M. V. Proektirovanie osnovnykh obrazo-vatelnykh programm v usloviyakh privedeniya deystvuyushchikh FGOS vysshego obrazovaniya v sootvetstvie s professionalnymi standartamrn Prepodavatel XXI vek. 2015, No. 2, pp. 9-23.

2. Prikaz Minobrnauki RF ot 09.11.2009 No. 553 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego professional-nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 230100 Informatika i vychislitelnaya tekhnika (kvalifikatsiya (stepen) 'bakalavr')". Byulleten normativnykh aktov federal-nykh organov ispolnitelnoy vlasti. 2010, No. 10 (08 Mar).

3. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.11.2013 No 679n "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta 'Programmist'". Rossiyskaya gazeta. 2013, No. 291 (25 Dec).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.