ценностно-мотивационных ориентаций; развитие и распространение в студенческом коллективе идей спортивного образа жизни; формирование толерантного мышления у граждан поликультурного региона Российской Федерации.
Методы обучения: репродуктивные, объяснительные, иллюстративные, частично-поисковые, проблемного изложения, игровые.
В структуру учебного плана ГБОУ ВО СГПИ включены следующие разделы дисциплины: «Социально-педагогические аспекты этноспорта», «Этноспорт в структуре физической культуры и спорта», «Методика этноспорта», «Организация соревновательных мероприятии этноспорта». Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа.
Данная учебная дисциплина используется в качестве формирования этно-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры в поликультурной среде, которая способствует повышению знаний в области этноспор-та, знакомит и приобщает студенческую молодежь к играм народов Северного Кавказа как неотъемлемой части культурного богатства Российской Федерации.
Материалы разработанного нами модуля «Теория и методика этноспорта» могут быть использованы учителями физической культуры в школе в качестве теории по основам знаний в области этноспорта и традиционных игр, препода-
Библиографический список
вателями кафедр физического воспитания, преподавателями вузов физической культуры и всеми заинтересованными лицами. Таким образом, анализ научной литературы и собственное теоретическое исследование позволили нам создать педагогическую модель (рис. 1) этнопедагогической подготовки в педагогическом вузе, которая является предпосылкой для плодотворной педагогической деятельности учителя физической культуры в поликультурной среде.
Таким образом, процесс формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя физической культуры средствами этноспорта нами представлен в виде педагогической модели. Структура предлагаемой педагогической модели включает целевой, методологический, диагностический, процессуально-содержательный и результирующий блоки (рис. 1). Цель реализации педагогической модели - формирование этнопедагогической компетентности будущего учителя физической культуры средствами этноспорта. Так как для педагогических моделей характерна этапность, определяющая протяженность процесса во времени, демонстрирующая прогрессивные изменения качеств и свойств личности, представленная модель содержит совокупность этапов, их целей, педагогических условий, содержания и средств, при которых возможно получить заявленный результат.
1. Aрсалиeв Ш. М.-Х., Мусханова И.В. Особенности формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза. Сибирский педагогический журнал. 2012; № 1: 169 - 174.
2. Дауров AM Роль этноспорта в подготовке компетентного учителя физической культуры в поликультурной образовательной среде. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018; № 2: 29 - 35.
3. Магомедов РР, Дауров AM Институционализация этноспорта в профессиональном пространстве. Гуманитарные науки. 2015; № 4 (32): 166 - 168.
4. Магомедов РР, Кутепова Л.С. Методическая компетентность будущего учителя физической культуры: монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2016.
5. Михащенко A^. Глобализация образования: учебное пособие. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2019.
6. Николаев Ю.М., Сафронова МА Теория физической культуры: основополагающие тенденции становления и развития. Теория и практика физической культуры. 2014; № 4: 26 - 29.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по направлению подготовки 44.03.01 Педагогические науки степень «бакалавр»). Available at: http: //fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/ Bak/ 440301_B_3_16032018.pdf
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», степень «бакалавр»). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf
9. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва: Омега - Ленинград, 2014.
References
1. Arsaliev Sh. M.-H., Mushanova I.V. Osobennosti formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2012; № 1: 169 - 174.
2. Daurov A.M. Rol' 'etnosporta v podgotovke kompetentnogo uchitelya fizicheskoj kul'tury v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018; № 2: 29 - 35.
3. Magomedov R.R., Daurov A.M. Institucionalizaciya 'etnosporta v professional'nom prostranstve. Gumanitarnye nauki. 2015; № 4 (32): 166 - 168.
4. Magomedov R.R., Kutepova L.S. Metodicheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury: monografiya. Stavropol': Servisshkola, 2016.
5. Mihaschenko A.L. Globalizaciya obrazovaniya: uchebnoe posobie. Kurgan: Izdatel'stvo Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019.
6. Nikolaev Yu.M., Safronova M.A. Teoriya fizicheskoj kul'tury: osnovopolagayuschie tendencii stanovleniya i razvitiya. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2014; № 4: 26 - 29.
7. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya (po napravleniyupodgotovki44.03.01 Pedagogicheskie naukistepen' «bakalavr»). Available at: http: //fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/ Bak/ 440301_B_3_16032018.pdf
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya (po napravleniyu podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyamipodgotovki)», stepen'«bakalavr»). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf
9. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva: Omega - Leningrad, 2014.
Статья поступила в редакцию 01.04.20
УДК 378
Plieva A.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
APPLICATION OF THE INTERNET TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. The article explores a topic of the use of the Internet technologies in teaching students a foreign language. It is concluded that the Internet technologies play an important role in the modern world and have significant didactic capabilities. On sites dedicated to learning English, one can find both text materials (articles from newspapers and magazines, excerpts from works of foreign classics), as well as video and audio recordings for developing listening and speaking skills. it seems that the most optimal means for the formation of vocabulary skills in English are such Internet technologies as a blog, a corpus of texts, online dictionaries and educational sites and services. Educational sites and platforms are most often used as an additional means of studying the subject. On educational platforms, the information is divided into thematic blocks, after studying each of which, the learner can perform self-control by performing test tasks and exercises on the passedbix ов material..
Key words: core competencies, future English teacher, slang vocabulary.
А.О. Плиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас,
Е-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассмотрены возможности применения Интернет-технологий в обучении студентов иностранному языку Сделан вывод о том, что Интернет-технологии играют в современном мире важную роль и обладают значительными дидактическими возможностями. На сайтах, посвященных изучению английского языка, можно найти как текстовые материалы (статьи из газет и журналов, отрывки из произведений зарубежных классиков), так и видео- и аудиозаписи для развития умений аудирования и говорения. Как представляется, наиболее оптимальными средствами для формирования лексических навыков по английскому языку являются такие Интернет-технологии, как блог корпус текстов, онлайн-словари и образовательные сайты и сервисы. Образовательные сайты и платформы чаще всего используются как дополнительное средство изучения предмета. На образовательных платформах информация
поделена на тематические блоки, после изучения каждого из которых обучающийся может произвести самоконтроль, выполнив тестовые задания и упражнения по пройденному материалу Такие ресурсы могут быть построены на игровой механике или рейтинговой системе, отслеживающей успех обучающегося. Использование данных ресурсов способствует развитию самостоятельной работы с учебным материалом. Ключевые слова: ключевые компетенции, будущий учитель английского языка, сленговая лексика.
Изменения в системе образования, связанные с необходимостью применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), нашли свое отражение в положениях ФГОС ВО. Тем не менее педагоги не в полной мере используют ИКТ в обучении. Кроме того, выбор преподавателем используемых ИКТ бывает не всегда оправданным. Причиной может быть недостаточная разработанность теоретических основ использования ИКТ в образовательном процессе, а также неосведомленность педагогов об их дидактическом потенциале, без знания которого невозможно использование современных образовательных ресурсов в учебном процессе с целью повышения эффективности обучения.
Одним из видов ИКТ являются Интернет-технологии, которые приобретают все большую популярность, как в обычной жизни, так и в образовательном процессе вуза.
Проанализировав работы ученых, посвященные Интернет-технологиям и возможностям их использования в методике преподавания английского языка, можно выделить некоторые направления изучения этой проблемы. В первую очередь это исследования, направленные на изучение сущности Интернет-технологий, среди которых А.А. Драгунова. М.Н. Евстигнеев, Е.С. Полат, О.В. Пусто-валова, П.В. Сысоев, СВ. Титова.
Второе направление представляют собой исследования, направленные на изучение методического потенциала Интернет-технологий, среди которых ГА. Воробьев, А.А. Драгунова, Е.Д. Кошеляева, А.Г Соломатина.
Третье направление представляют собой исследования, направленные на разработку конкретных методик использования Интернет-технологий на занятиях английского языка, среди которых ГА. Воробьев, А.А. Драгунова, А.Г Солома-тина.
Четвертое направление представляют собой исследования по формированию лексических навыков на занятиях иностранного языка: Е.В. Вовк, Н.Д. Галь-скова, О.Т. Горина, ГА. Кручинина, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассов, О.В. Уфимцева.
Интернет является одним из основных источников аутентичных материалов. На сайтах, посвященных изучению английского языка, можно найти как аутентичные текстовые материалы (статьи из газет и журналов, отрывки из произведений зарубежных классиков), так и видео- и аудиозаписи для развития умений аудирования и говорения. Большинство этих материалов сопровождается упражнениями для формирования необходимых навыков, в том числе и лексических. Кроме того, в сети Интернет существует большое количество сайтов, целью которых является изучение лексики иностранного языка. (ВВС Learning English; British Council Learn English; Cambridge Learning English).
Интернет является одним из инструментов реализации принципа личност-но ориентированной направленности в обучении. Учитель получает возможность разнообразить уроки, предоставить обучающимся право выбора в процессе выполнения заданий; расширить уже имеющийся в учебном пособии материал, позволить обучающимся самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации.
Интернет-технологии представляют собой способ формирования мета-предметных результатов. Согласно Примерной основной образовательной программе высшего образования метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В свою очередь, коммуникативные УУД включают в себя формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. В результате обучающиеся получают возможность:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий [1, 2].
В научной литературе отмечается, что благодаря своим отличительным характеристикам Интернет-технологии обладают значительными дидактическими возможностями и помогают преподавателю более эффективно справляться с решением многих дидактических задач:
1) представление учебной информации (компьютерная визуализация в различных форматах; моделирование и имитация изучаемых явлений, объектов и процессов; возможность ознакомления с аутентичными ресурсами);
2) доступность обучающего материала (возможность получения доступа к неограниченному количеству текстовых, звуковых, графических и видеоматериалов разнообразной тематики и направленности, представленных на разных языках);
3) контроль усвоения материала (каждый студент может получить диагностику своих ошибок по результатам обучения, что естественным образом ведет к развитию самоконтроля и самокоррекции обучающихся);
4) формирование навыков и умений (обучение умению письменной речи, чтения, устной речи, аудирования с использованием Интернет-технологий; фор-
мирование умения принятия оптимального решения в сложных ситуациях; развитие определенных типов мышления, формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучающегося и педагога);
5) использование различных форм учебной деятельности (индивидуальная работа (например, выполнение теста), работа в паре (например, ведение блога), коллективная работа (например, видеоконференции));
6) совместная деятельность студентов и преподавателя (благодаря интерактивному режиму Интернет-среды преподаватель приобретает роль координатора, партнера и наставника образовательного процесса);
7) формирование навыка автономной работы учеников (создание условий для самостоятельного развития и совершенствования навыка автономной работы в результате того, что обучаемый становится центром образовательного процесса, а преподаватель лишь осуществляет контроль и координирует его деятельность);
8) формирование положительного отношения к предмету, стимуляция активности (благодаря стимулированию любознательности, нерегламентированности, многовариантности обучения и перспективе выполнения интересных заданий у студентов формируется внутренняя мотивация к изучению предмета, что приводит к повышению эффективности и результативности учебного процесса);
9) развитие творческих способностей (раскрытие творческого потенциала студентов через выполнение проектных заданий с использованием Интернета).
Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что Интернет-технологии действительно обладают значительным дидактическим потенциалом, способствующим улучшению результатов обучения.
Использование компьютерных технологий в обучении началось в 60 - 70-х годах XX века. С тех пор ИКТ претерпели значительное изменение. Постоянно появляются новые технологии, стандарты и концепции создания Интернет-ресурсов. К ведущим Интернет-технологиям можно отнести блог, веб-квесты, видеоконференции, Википедию, корпусы текстов, образовательные сайты и платформы, онлайн-словари, подкасты, YouTube.
Рассмотрим более подробно каждую Интернет-технологию.
Блог представляет собой веб-сайт, основное содержание которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блоги в образовательной сфере могут быть использованы как средство общения преподавателей, обучающихся, их родителей, обладая возможностью публикации работ учащихся и их мгновенной оценки с помощью комментирования. Значителен факт обмена педагогическим и методическим опытом через блоги. Чтение блогов положительно влияет на развитие умения читать, например выделение необходимых фактов и оценивание важности информации. Также ведение учеником блога способствует формированию умений письменной речи.
Веб-квесты - Интернет-проект - особый прием создания учебных Интернет-материалов. Использование данного ресурса в обучении подразумевает поиск, отбор, классификацию информации и способствует формированию умения чтения. Веб-квесты направлены на организацию творческой деятельности учеников.
Видеоконференция представляет собой информационную технологию, которая обеспечивает одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени между двумя и более пользователями с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Для учебного процесса значимы возможности дистанционного проведения уроков или дискуссий, а также возможности взаимодействия преподавателей со многими учащимися, равное участие всех пользователей, рост мотивации за счет необычной среды, формирование умений аудирования и говорения, формирование навыков коммуникации и проведения презентаций.
Википедия представляет собой многоязычную энциклопедию, ориентированную на создание статей о любом понятии, которые может написать любой пользователь; а также смежные проекты, такие как Викитека, Викисловарь, Ви-киучебник и др. В обучении данные сервисы, прежде всего, играют роль источника информации, а подбор нужной информации способствует развитию видов чтения: просмотрового, изучающего и поискового. Также на основе размещенных статей можно организовывать групповую или индивидуальную работу над текстом, его чтение и обсуждение. Написание и редактирование статей способствует формированию умений письменной речи [3].
Корпус текстов представляет собой подобранную и обработанную по определённым правилам совокупность текстов, используемых в качестве базы для исследования языка. Известными корпусами английского языка являются следующие: Британский национальный корпус (BNC), Bank of English, the International Corpus of English, Brown Corpus. Главным преимуществом работы с корпусами является организация творческой работы учащихся (как самостоятельной, так и под руководством преподавателя), формирование навыков работы с информационными ресурсами и навыков исследовательской работы. Работа с корпусом текстов, прежде всего, способствует формированию лексико-грамматических на-
выков и позволяет решить следующие вопросы на уроках иностранного языка: решить проблему сочетаемости слов; определить, какие синтаксические функции слово может выполнять в предложении; определить, какие предлоги могут употребляться после глагола; определить, какое место в предложении может занимать то или иное слово; решить проблему выбора синтаксической конструкции; использовать данные корпуса для выявления различий в употреблении близких по значению слов.
Онлайн-словари - электронные словари, размешенные в Интернете. Использование онлайн-словарей не только упрощает поиск необходимых лексических единиц, но и способствует как расширению знаний по иностранному языку, так и возможности сделать занятие разнообразным. Одним из наиболее популярных является словарь ABBYY LINGVO, в котором предлагается не только подробное толкование слова на русском и английском языках, но и приводится ряд разнообразных примеров их употребления в речи. Помимо этого, для введения и закрепления новой лексики активно используется программа ABBYY LINGVO TUTOR [4].
Образовательные сайты и платформы - это технические учебные средства, содержащие информацию по какому-либо образовательному предмету и направленные на помощь в изучении этого предмета Образовательные сайты и платформы в основном используются как дополнительное средство изучения предмета. Часто информация поделена на тематические блоки, после изучения каждого из которых обучающийся может произвести самоконтроль, выполнив тестовые задания и упражнения по пройденному материалу. Такие ресурсы могут быть построены на игровой механике (применение подходов, характерных для компьютерных игр для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей) или рейтинговой системе, отслеживающей успех обучающегося. Использование данного ресурса способствует развитию самостоятельной рабо-
Библиографический список
ты с учебным материалом. Самой известной образовательной платформой для изучения и практики иностранного языка является LinguaLeo.
Подкастинг представляет собой вид социального сервиса, позволяющий создавать и распространять в Интернете аудио- и видеопередачи. Контент подкастов всегда актуален благодаря своевременным обновлениям. Подкасты используются для развития умений аудирования, лексических навыков. Запись собственных подкастов способствует формированию устной речи.
Youtube - это сервис, предоставляющий услуги хостинга (размещения) различных видеоматериалов. Размещение материала на самую разнообразную тематику обеспечивает легкий и быстрый подбор необходимой учебной информации. Каналы YouTube, направленные на различные цели и различную аудиторию (например, развлекательные, познавательные, новостные, обучающие каналы), создают условия для автономной работы учеников и их самообразования. Просмотр видеоматериалов, размещенных носителями английского языка, либо теми, для кого английский является иностранным, способствует формированию фонематического слуха, а также социокультурных знаний о людях, говорящих на английском языке. Использование контента YouTube на уроках английского языка может способствовать формированию умения письменной, устной речи, аудирования, чтения, а также формированию лексических и грамматических навыков [5, 6].
Таким образом, следует отметить, что на занятиях английского языка в вузе целесообразно использовать Интернет-технологии, играющие в современном мире важную роль. Установлено, что Интернет-технологии обладают значительными дидактическими возможностями. Как представляется, наиболее оптимальными средствами для формирования лексических навыков из указанных Интернет-технологий являются блог корпус текстов, онлайн-словари и образовательные сайты и сервисы.
1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000; № 2 - 3: 4 - 8.
2. Кручинина Г.А. Методика формирования иноязычных лексических навыков знаково-символическими средствами на начальном этапе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2014.
3. Википедия. Available at: https://ru.wikipedia.org
4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие. Москва: ИД «Академия», 2007.
5. The Corpus of Contemporary American English. Available at: https://corpus.byu.edu/coca/compare-wbo.asp
6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.
References
1. Polat E.S. Internet na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannyeyazyki v shkole. 2000; № 2 - 3: 4 - 8.
2. Kruchinina G.A. Metodika formirovaniya inoyazychnyh leksicheskih navykovznakovo-simvolicheskimisredstvamina nachal'nom 'etape. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2014.
3. Vikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/
4. 'El'konin D.B. Detskayapsihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: ID «Akademiya», 2007.
5. The Corpus of Contemporary American English. Available at: https://corpus.byu.edu/coca/compare-wbo.asp
6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.
Статья поступила в редакцию 02.04.20
УДК 371.1
Pykhtina Ye.A, English teacher, School No. 3 (Novokubansk, Russia), E-mail: [email protected]
EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL WORK OF A CLASS HEAD IN A SCHOOL. The article considers the issue of evaluating the educational work of class teachers. Various approaches to the development of criteria and indicators of the effectiveness of educational work of teachers are presented. The author's system for evaluating effectiveness is proposed, including criteria based on the functional responsibilities of class teachers. The results of testing the author's methods for assessing the effectiveness of the educational work of class teachers are presented. The researcher concludes that in pedagogical science and practice, there are no unified approaches to evaluating the effectiveness of educational work of classroom teachers at school. The work develops the assessment system, consisting of criteria and indicators of educational work. The criteria are identified from the main functions that the class teacher implements in the school. The proposed method will help to evaluate the effectiveness of educational work of class teachers for various subjects of the educational process.
Key word: class teacher, educational work, quality of work, educational institution.
Е.А. Пыхтина, учитель английского языка, МОБУ СОШ № 3 г. Новокубанска, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос оценки воспитательной работы классных руководителей. Представлены различные подходы к выработке критериев и показателей эффективности воспитательной работы педагогов. Предложена авторская система оценки эффективности, включающая критерии, основанные на функциональных обязанностях классных руководителей. Представлены результаты апробации авторской методики оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей. Автор делает вывод о том, что в педагогической науке и практике не сформированы единые подходы к оценке эффективности воспитательной работы классных руководителей в школе. Опираясь на исследования педагогов, автором была разработана собственная система оценки, состоящая из критериев и показателей воспитательной работы. Критерии были выделены из основных функций, которые реализует классный руководитель в школе. Предложенная методика поможет оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей различным субъектам образовательного процесса.
Ключевые слова: классный руководитель, воспитательная работа, эффективность работы, образовательное учреждение.