УДК: 34.01
ББК: 67.0
Моисеев А.В.
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ И ВИДЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ САНКЦИЙ
Moiseev A. V.
CLASSIFICATION CRITERIA AND TYPES OF ALTERNATIVE SANCTIONS
Ключевые слова: санкция, санкция нормы права, штрафные санкции, правовосстано-вительные санкции, альтернативные санкции, альтернативные относительно-определенные санкции, альтернативные абсолютно-определенные санкции.
Keywords: sanction, sanction of the rule of law, penalties, legal sanctions, alternative sanctions, alternative relatively specific sanctions, alternative absolutely certain sanctions.
Аннотация: актуальность темы статьи обусловлена тем, что в доктрине теории государства и права вопрос о классификации альтернативных санкций остался практически без особого внимания, объяснение чему находится в отсутствие соответствующих доктринальных исследований альтернативной санкции как самостоятельной научно-правовой категории. В связи с чем, цель статьи - выявить критерии классификации альтернативных санкций на отдельные виды. В процессе достижения поставленной цели прежде всего был проведен обзор имеющихся в науке классификаций санкций вообще, который позволил сделать вывод о том, что общепризнанным является классификация санкций нормы права в зависимости от степени определенности, отраслевой принадлежности и способа воздействия на регулируемые правоотношения. При исследовании классификационных оснований выделения отдельных видов альтернативных санкций было отмечено, что в качестве признаков деления альтернативных санкций на отдельные виды применимы как те же основания, что и при классификации санкций, так и в зависимости от такого специфического признака альтернативной санкции, как уровень альтернативности.
Abstract: the relevance of the topic of the article is due to the fact that in the doctrine the issue of classifying alternative sanctions remained almost without special attention, the explanation for which is in the absence of relevant doctrinal studies of alternative sanctions as an independent scientific and legal category. In this connection, the purpose of the article is to identify criteria for the classification of alternative sanctions for certain types. In the process of achieving this goal, first of all, a review of the classifications of sanctions available in science was conducted in general, which led to the conclusion that the classification of sanctions as a rule of law is generally recognized, depending on the degree of certainty, industry affiliation and the way of influencing regulated legal relations. In the study of the classification grounds for distinguishing certain types of alternative sanctions, it was noted that, as signs of dividing alternative sanctions into separate types, the same grounds apply as in the classification of sanctions, and depending on such a specific sign of alternative sanctions, as the level of alternativeness.
Качественная определенность структурных элементов, лежащих в основе понятия альтернативной санкции, может иметь различные формы своего проявления. В связи с чем, одной из необходимых логических операций для раскрытия понятия «альтернативная санкция» является ее деление на отельные виды, которое позволит определить объем исследуемой категории, ее формы, виды и разновидности. При этом, деле-
ние как логическая операция лежит в основе всякой классификации, которая отличается от просто деления относительно устойчивым характером [1, с. 84; 2, с. 56].
В целом же, сам процесс построения классификации альтернативных санкций представляет собой логическую операцию последовательного деления объема понятия на множество предметов, т.е. отдельные виды альтернативных санкций, нацеленную на
создание иерархической структуры, каждый элемент которой расположен в строго определенном месте и в субординационном отношении с другим.
Классификация альтернативных санкций на отдельные виды имеет организующее значение и позволяет выстроить систему представлений о них как о целостном объекте исследования. В связи с чем, цель настоящей статьи - выявить критерии, позволяющие классифицировать альтернативные санкции на отдельные виды.
Прежде чем приступить к непосредственной классификации альтернативных санкций, необходимо рассмотреть классификацию санкций вообще.
В доктрине предлагаются различные классификации санкций.
При этом, большинство правоведов санкции нормы права классифицируют по видам правонарушений (отраслевая классификация) и по степени определенности.
Однако О.Э. Лейст считал отраслевую классификацию не исчерпывающей, так как за ее пределами остаются отдельные виды санкций, являющиеся общими для ряда отраслей права. Поэтому основным классификационным критерием деления санкций на отдельные виды ученый предлагал считать способ охраны правопорядка, какому служат санкции, а также разграничение двух нормативных конструкций ответственности (штрафная и правовосстановительная). По данному критерию О.Э. Лейст соответственно и выделял: правовосстановитель-ные и штрафные (карательные) санкции. Остальные классификационные основания деления санкций на виды, по мнению ученого, поглощаются полностью предлагаемым основанием, т.е. являются его производными. В связи с чем, дальнейшую классификацию санкций О.Э. Лейст проводил в пределах названных видов санкций с учетом специфики каждого из них. Так, правовос-становительные санкции ученый делил в зависимости от способа предупреждения правонарушений и восстановления правопорядка на гражданско-правовые, материальные, взыскания, изъятия, выселение и т.д. Штрафные санкции в зависимости от строгости мер государственного принуждения на уголовно-правовые, административ-
ные, дисциплинарные и др. [3, с. 60-72] Однако предложенная О.Э. Лейстом классификация санкций не позволяет систематизировать все виды санкций, на что указывал сам исследователь, отмечая, что «в нее (предложенную классификацию санкций - А.М.) укладываются не все санкции» [3, с. 69].
М.И. Байтин предлагал более развернутую классификацию санкций юридических норм в зависимости от: отраслевой принадлежности санкций; характера неблагоприятных последствий для нарушителя; степени определенности [4, с. 206-208].
В науке предлагаются и другие классификации санкций, к примеру, в зависимости от:
1) возможности реализации: простые и сложные;
2) степени определенности: определенные, относительно-определенные, альтернативные и кумулятивные (смешанные);
3) способа воздействия на регулируемые отношения: поощрительные, компенсационные, правовосстановительные, карательные [5, с. 182-183; 6, с. 158-159].
4) деления права на частное и публичное: санкции норм частного и публичного права;
5) макроуровня системы права и правовых норм: санкции материальных и процессуальных норм права;
6) характера последствий, предусмотренных в санкции нормы права: наказатель-ные, поощрительные и санкции, содержащие меры защиты;
7) количества мер государственного принуждения: альтернативные и безальтернативные;
8) содержания неблагоприятных последствий на: организационные, имущественные, личные неимущественные, носящие разовый психологический порицательный характер;
9) степени универсальности, на общие и специальные, т.е. санкции, которые могут применяться к любому субъекту правоотношений или к ограниченному законом кругу лиц;
10) от характера санкций, на санкции, имеющие обычный и исключительный характер [7, с. 71-77].
Классификация санкций норм права,
предложенная А.М. Зарецким, строится по тем же основаниям, что и у М.И. Байтина, однако отличается классификационными видами санкций. Так, по отраслевому критерию А.М. Зарецкий, выделяя уголовно-правовые, административно-правовые и дисциплинарно-правовые санкции, не называет гражданско-правовые санкции. По степени определенности ученый к таковым добавляет еще и кумулятивные санкции. А по содержательному характеру, кроме право-восстановительных и карательных санкций, А.М. Зарецкий называет предупредительные санкции [8, с. 124-126].
Достаточно подробно классифицирует санкции на отдельные виды А.А. Мусатки-на, предлагая следующие классификационные основания в зависимости от:
1) деления права на частное и публичное: санкции норм частного и публичного права;
2) макроуровня системы прав и правовых норм, на санкции материальных и процессуальных норм права;
3) характера последствий, предусмотренных в санкции нормы права, на: наказа-тельные, поощрительные и санкции, содержащие меры защиты;
4) отраслевой принадлежности, на конституционные, гражданско-правовые, уголовные, административные, финансовые, уголовно-исполнительные, трудовые, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные санкции;
5) степени определенности, на абсолютно-определенные и относительно-определенные;
6) количества мер государственного принуждения, на альтернативные и безальтернативные;
7) содержания неблагоприятных последствий, на: организационные, имущественные, личные неимущественные, носящие разовый психологический порицательный характер;
8) степени универсальности, на общие и специальные, т.е. санкции, которые могут применяться к любому субъекту правоотношений или к ограниченному законом кругу лиц;
10) от характера санкций, на санкции, имеющие обычный и исключительный ха-
рактер [7, с. 71-77].
Кроме того, А.А. Мусаткина считает возможным санкции норм права классифицировать и по другим критериям, к примеру, в зависимости от субъекта, наделенного правом их применения; временной длительности ограничений, предусмотренных санкцией; целей санкции; функциональной направленности санкций; особенностей нормативно-правового акты, в которых закреплены санкции и др. [7, с. 77]
В науке предлагаются и другие классификации санкций, к примеру, в зависимости от:
1) возможности реализации, на: простые и сложные;
2) степени определенности, на: определенные, относительно-определенные, альтернативные и кумулятивные (смешанные);
3) способа воздействия на регулируемые отношения, на: поощрительные, компенсационные, правовосстановительные, карательные [5, с. 182-183; 6, с. 158-159].
В целом общепризнанным является классификация санкций нормы права в зависимости от степени определенности, отраслевой принадлежности и способа воздействия на регулируемые правоотношения.
В доктрине вопрос о классификации альтернативных санкций остался практически без особого внимания, объяснение чему находится в отсутствие соответствующих доктринальных исследований альтернативной санкции как самостоятельной научно-правовой категории.
Наиболее обстоятельно классифицировали альтернативные санкции Д.А. Ли-пинский и А.А. Мусаткина. Ученые предложили альтернативные санкции классифицировать по следующим основаниям:
1) в зависимости от отраслевой принадлежности: конституционные альтернативные санкции, административные альтернативные санкции, гражданско-правовые альтернативные санкции, финансово-правовые альтернативные санкции, уголовно-правовые альтернативные санкции и т.д.;
2) в зависимости от деления системы права на макроуровне: альтернативные санкции норм публичного и норм частного права; альтернативные санкции норм материального и норм процессуального права;
3) в зависимости от формы закрепления: законные альтернативные санкции и договорные альтернативные санкции;
4) в зависимости от последствий, предусмотренных в альтернативной санкции: наказательные альтернативные санкции и поощрительные альтернативные санкции;
5) в зависимости от юридической силы нормативно-правового акта: альтернативные санкции, предусмотренные в федеральных конституционных законах, в федеральных законах, указах Президента РФ, подзаконных нормативных правовых актах, законах субъектов Российской Федерации, подзаконных актах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
6) в зависимости от количества альтернативных мер: альтернативные санкции с понижающей и повышающей альтернативой;
7) в зависимости от вида (типов) наказаний: альтернативные санкции, содержащие однородные, разнородные, смешанные виды наказаний [9, с. 17-18].
Как можно заметить, Д.А. Липинский и А.А. Мусаткина в качестве признаков деления альтернативных санкций на отдельные виды применили те же основания, что и при классификации санкций.
Действительно, в основу классификации альтернативных санкций можно взять такие признаки, как: отраслевая принадлежность альтернативной санкции; деление права на публичное и частное, на материальное и процессуальное; характер последствий, предусмотренных в альтернативной санкции; юридическая сила нормативно-правового акта, в котором закреплены альтернативные санкции; субъект, наделенный правом наложения альтернативной санкции; функциональная направленность альтернативной санкции; цели альтернативной санкции; временная длительность ограничений, предусмотренных альтернативной санкцией и др.
Классифицировать альтернативные санкции в зависимости от их отраслевой принадлежности представляется возможным и правильным в связи с тем, что данные санкции присутствуют практически во
всех отраслях права.
Если обратиться к нормам действующего уголовного закона, то санкции практически всех статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, являются альтернативными. Так, по подсчетам С.С. Тихоновой, И.А. Киселевой и Я.В. Фроловичева, по состоянию на 1 января 2014 года в Особенной части УК РФ было закреплено 278 альтернативных санкций за преступления небольшой тяжести, 160 альтернативных санкций за преступления средней тяжести, 70 альтернативных санкций за тяжкие преступления и 20 альтернативных санкций за особо тяжкие преступления [10, с. 131-133].
Кроме того, в уголовном праве альтернативные санкции делят на санкции с лишением свободы и санкции, не предусматривающие лишение свободы [11, с. 124]. В свою очередь, внутри данных видов альтернативных санкций их делят на: санкции с лишением свободы и понижающей или повышающей альтернативой; санкции без лишения свободы с понижающей альтернативой [10, с. 132-133; 11, с. 124].
При этом УК РФ содержит санкции не только наказательного, но и поощрительного характера. К таковым, например, относятся меры уголовно-правового воздействия, не связанные с назначением наказания, освобождающие от уголовного наказания (см.: гл. 12 УК РФ), либо от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных в УК РФ (см.: гл. 11 УК РФ). Наличие данных санкций предоставляет правоприменителю право в указанных законом случаях, освободить лицо либо от уголовной ответственности, либо от уголовного наказания. Иными словами, правоприменителю предоставлен выбор: привлечь к уголовной ответственности или освободить от таковой, а также применить уголовное наказание либо освободить от него. Следовательно, можно выделить альтернативные наказа-тельно-поощрительные санкции [9, с. 106], т.е. санкции предоставляющие выбор между наказательными и поощрительными санкциями.
Нормы административного права также отличаются наличием большого числа альтернативных санкций, закрепленных в
Особенной части КоАП РФ. При этом, так же как и в уголовном праве, в административном санкции могут быть не только нака-зательными, но и поощрительными. К примеру, нормами КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ), а также в других случаях, указанных в Особенной части КоАП РФ в примечаниях к соответствующим статьям (см., например, примечания к статьям 6.8, 6.16.1, 12.21.3, 14.1, 14.5 и др. КоАП РФ). Следовательно, также можно выделить альтернативные наказательно-поощрительные санкции, представляющие правоприменителю право выбора: привлечь лицо к административно-правовой ответственности либо освободить; назначить административное наказание либо освободить от него.
Что касается конституционного права, то анализ действующего конституционного законодательства показывает отсутствие альтернативных наказательных санкций, но в то же время, наличие альтернативных поощрительных санкций в сфере наградного законодательства[ 12].
В действующем гражданском законодательстве альтернативные санкции также присутствуют (см., например ст.ст. 167, 169, ч. 1,2 ст. 503, ст. 1082 и др. ГК РФ). Важно отметить, что альтернативные санкции норм гражданского права закреплены не только в ГК РФ, но и в других федеральных законах, которые согласно ч. 2 ст. 3 ГК РФ приняты в соответствии с действующим ГК РФ и составляют вместе с ним гражданское законодательство. Кроме того, исходя из дуализма частного права, подразумевающего нормативно-правовое регулирование, исходящее от государства и от участников гражданского оборота [13, с. 96-103], альтернативные санкции могут закрепляться не только в нормативно-правовом акте, но и в договоре. В связи с чем, альтернативные санкции норм гражданского права разделяют на отдельные виды в зависимости от формы их закрепления, на: альтернативные санкции, закрепленные в законе и альтернативные санкции, закрепленные в договоре [9, с. 156]. При этом, альтернативные санкции, закреп-
ленные в законе, можно классифицировать по признаку юридической силы нормативно-правового акта, в котором данная санкция закреплена на: альтернативные санкции, закрепленные в ГК РФ; альтернативные санкции, закрепленные в федеральном законе; альтернативные санкции, закрепленные в подзаконных нормативных правовых актах, содержащих гражданско-правовые нормы и принятых на основании и во исполнение ГК РФ и других федеральных законов.
Дуализм гражданского права также позволяет альтернативные санкции классифицировать в зависимости от субъекта, создающего нормативно-правовое регулирование: альтернативные санкции, исходящие от государства («альтернативные санкции в публичном срезе гражданско-правового регулирования» [9, с. 166]) и альтернативные санкции, исходящие от участников гражданско-правового оборота как юридически равных, экономическая независимость и самостоятельность которых порождает правоотношения под воздействием общей воли [14, с. 93-107]. При этом, альтернативные санкции в публичном срезе гражданско-правового регулирования можно разделить на: альтернативные санкции за вред, причиненный публичной властью; альтернативные санкции за совершение сделок, противоречащих основам нравственности и правопорядка; альтернативные санкции за совершение коррупционных сделок [9, с. 159166].
Альтернативные санкции норм гражданского права можно классифицировать и в зависимости от вида гражданско-правовой ответственности на: альтернативные договорные санкции, т.е. устанавливаемые обязательством (договором), которым связаны субъекты гражданско-правовых отношений; альтернативные внедоговорные санкции, т.е. санкции которые установлены для лиц, не связанных каким-либо обязательством (договором); альтернативные деликтные санкции - санкции, установленные за вред, причиненный органами публичной власти и их должностными лицами.
В зависимости от характера действия альтернативные санкции норм гражданского права можно также разделить на: альтер-
нативные компенсационные санкции, альтернативные штрафные санкции; альтернативные конфискационные санкции, альтернативные поощрительные санкции.
Альтернативные санкции существуют и в семейном праве, обладая при этом характерными признаками. Так, альтернативные санкции за неуплату алиментов установлены в ст.ст. 69, 115 СК РФ. Следует отметить, что за нарушение некоторых норм семейного права предусмотрена уголовная и административная ответственность, что предоставляет правоприменителю при соблюдении установленных законом условий, право выбора прежде всего между видами ответственности, а затем уже между видами мер государственно-правового воздействия.
Для семейного права характерно наличие наказательных и поощрительных санкций. Кроме того, альтернативные санкции в семейном праве могут быть как законными, т.е. установленные в нормах семейного, уголовного или административного законодательства, так и договорными (установлены, к примеру, соглашением об уплате алиментов).
Альтернативные санкции как наказа-тельного, так и поощрительного характера можно найти и в нормах действующего трудового (см., например, ст.ст. 191, 192 ТК РФ), и дисциплинарного законодательства (см., например ст.ст. 55, 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.).
Если обратиться к таким отраслям права, как экологическое и земельное право, то в нормах действующего законодательства, регулирующего соответствующие правовые отношения, можно найти отсылки в части ответственности к уголовному или административному законодательству. Из чего можно сделать вывод о том, что альтернативные санкции наличествуют и в нормах земельного и экологического права посредством их закрепления в уголовном и административном законодательстве. Кроме того, альтернативность санкций норм экологического и земельного права так же, как и в семейном праве, предоставляет правоприменителю право выбора между видами ответственности, а затем уже и выбор конкретной меры государственно-правового
воздействия.
Финансовое право как самостоятельная комплексная отрасль российского права характеризуется наличием финансово-правовой ответственности, включающая такие разновидности юридической ответственности, как налоговая, бюджетная, банковская и валютная. Соответственно можно выделить и финансово-правовые санкции как структурный элемент нормы финансово-правовой ответственности, одной из разновидностей которых являются альтернативные санкции. Альтернативные санкции норм финансово-правовой ответственности могут быть предусмотрены в соответствующих статьях УК РФ и КоАП РФ, регулирующих финансово-правовые отношения. Например, в УК РФ установлена ответственность за нарушение налогового (ст.ст. 198-199.2 УК РФ) и бюджетного законодательства (ст.ст. 285.1-285.2 УК РФ) законодательства. Глава 15 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, страхования и рынка ценных бумаг. Кроме того, к примеру, в Налоговом кодексе РФ можно выделить наказательно-поощритель-ные санкции, предоставляющие выбор между привлечением к налоговой ответственности или освобождением от нее (см.: ч. 2 ст. 126.1, ч. 2 ст. 129.3 НК РФ).
Альтернативные санкции предусмотрены и нормами действующего процессуального законодательства (см., например: ст. 258 УПК РФ, ст. 159 ГПК РФ, ч.ч. 4, 5 ст. 154 АПК РФ, ст.ст. 118-119 КАС РФ).
Проведенный краткий обзор норм действующего отраслевого законодательства еще раз доказал наличие практически во всех отраслях права альтернативных санкций, что делает возможным применить отраслевой критерий при классификации альтернативных санкций на отдельные виды.
Кроме того, внутри отраслевой классификации альтернативных санкций можно выделить и производные классификации, к примеру, по таким основаниям, как:
1) степень тяжести преступления (альтернативные санкции за преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления);
2) наличие или отсутствие лишения
свободы в санкции нормы юридической ответственности (альтернативные санкции, предусматривающие лишение свободы и альтернативные санкции, не предусматривающие лишение свободы);
3) наличие более мягких или более строгих мер наказания по сравнению с лишением свободы (альтернативные санкции с понижающей или повышающей альтернативой);
4) правовые последствия (альтернативные наказательные санкции, альтернативные поощрительные санкции, альтернативные компенсационные санкции, альтернативные штрафные санкции, альтернативные конфискационные санкции);
5) наличие или отсутствие взаимного перехода санкции от наказательной к поощрительной (альтернативные наказательные санкции и альтернативные наказательно-поощрительные санкции);
6) форма закрепления альтернативной санкции (альтернативные санкции, закрепленные в законе и альтернативные договорные санкции);
7) юридическая сила нормативно-правового акта, в котором закреплена альтернативная санкция (альтернативная санкция, закрепленная в федеральном конституционном законе, в федеральном законе или в подзаконном нормативном правовом акте);
8) субъект, создающий правовое регулирование (альтернативные санкции, исходящие от государства и альтернативные санкции, исходящие от других участников правоотношений);
9) наличие или отсутствие выбора вида юридической ответственности (альтернативные санкции, предусматривающие возможность выбора вида юридической ответственности, а затем уже и выбор меры государственно-правового воздействия; альтернативные санкции, предусматривающие только выбор меры государственно-правового воздействия).
Альтернативные санкции можно классифицировать и в зависимости от макроуровня системы права.
Как известно, в доктрине отрасли права на макроуровне делятся на материальные и процессуальные, соответственно по тако-
му же основанию можно классифицировать и альтернативные санкции, на альтернативные санкции материальных норм права и альтернативные санкции процессуальных норм права.
На макроуровне система права в зависимости от общественного или частного интереса делится соответственно на публичное и частное право, внутри которого выделяют отрасли публичного или частного права также соответственно. При этом, несмотря на то, что правонарушения как в отраслях частного, так и публичного права носят публичный характер, в то же время в отраслях частного права данные правонарушения не замыкаются на интересах частного лица, так же как и публичные правонарушения могут посягать на интересы отдельно взятой личности [15].
Возможность классификации альтернативных санкций на альтернативные санкции, предусмотренные в нормах публичного или частного права, объясняется тем, что деление права на частное и публичное свидетельствует о различиях характера и способа правового регулирования, что естественно оказывает определенное влияние и на особенности альтернативной санкции. Более того, данная классификация альтернативных санкций является наиболее компактной, по сравнению с отраслевой классификацией, предусматривающей большое количество отраслей права, и позволяет объединить общим признаком сразу несколько видов отраслевых альтернативных санкций.
Например, к альтернативным санкциям норм публичного права относятся альтернативные санкции, предусмотренные нормами конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного, административного, финансового, международного публичного, процессуального (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административно-процессуального, арбит-ражно-процессуального) права. Альтернативные санкции норм публичного права направлены на обеспечение интересов государства и общества в целом.
В свою очередь, альтернативные санкции норм частного права объединяют альтернативные санкции, предусмотренные
нормами гражданского, семейного и трудового права и направленные на защиту частных интересов отдельно взятого субъекта правоотношений.
Если исходить из классификации альтернативных санкций на альтернативные санкции норм публичного права и альтернативные санкции норм частного права, то следует обратить внимание на такую особенность, как субъект, полномочный налагать санкции.
Так, альтернативные санкции норм публичного права полномочно налагать государство в лице его органов и должностных лиц. К примеру, уголовно-правовые санкции может применять только суд, административно-правовые санкции в определенных законом случае, применяются судом либо административными органами, должностными лицами.
Альтернативные санкции норм частного права вправе налагать субъект, чье право нарушено. В трудовом праве к таким лицам относятся работодатель, администрация предприятия, организации. В гражданском праве - это физические или юридические лица в лице их представителей.
Следует заметить, что наложение альтернативных санкций норм частного права в отличие от альтернативных санкций норм публичного права является правом соответствующих субъектов, чье право или интересы нарушены. При этом, правом применения альтернативных санкций данные субъекты могут как воспользоваться, так и не воспользоваться, в то время как наложение альтернативных санкций норм публичного права является обязанностью соответствующих субъектов.
Таким образом, альтернативные санкции можно классифицировать в зависимости от субъекта, наделенного правом их наложения на: альтернативные санкции, накладываемые только судом; альтернативные санкции, накладываемые в предусмотренных законом случаях, судом или государственными органами в лице их должностных лиц; альтернативные санкции, накладываемые физическими или юридическими лицами.
Кроме того, альтернативные санкции можно классифицировать в зависимости от
права или обязанности субъекта наложить альтернативные санкции, на альтернативные санкции, наложение которых является: обязанностью для лица, полномочного их применять; правом для лица, полномочного их применять.
Исходя из уровней альтернативности санкции можно выявить существование двух видов альтернативных санкций: альтернативные относительно-определенные санкции и альтернативные абсолютно-определенные санкции.
Так, если в альтернативной санкции предусмотрен выбор объема или продолжительности действия меры государственно-правового воздействия, то это альтернативная относительно-определенная санкция. В случае отсутствия в альтернативной санкции выбора объема или продолжительности действия меры государственно-правового воздействия речь идет об альтернативной абсолютно-определенной санкции.
При рассмотрении отраслевого критерия классификации альтернативных санкций на отдельные виды был выявлен тот факт, что в некоторых случаях санкция нормы юридической ответственности предусматривает прежде всего выбор вида юридической ответственности, внутри норм которой уже присутствует альтернатива выбора конкретной меры государственно-правового воздействия. В связи с чем, в данном случае также можно говорить об альтернативной санкции. Изложенное позволяет также классифицировать альтернативные санкции в зависимости от такого специфического ее признака, как уровень альтернативности, на:
- альтернативные санкции, предусматривающие выбор вида юридической ответственности;
- альтернативные относительно-определенные санкции, предусматривающие выбор объема или продолжительности действия меры государственно-правового воздействия;
- альтернативные абсолютно-определенные санкции, т.е. санкции, в которых объем или продолжительность действия меры государственно-правового воздействия определены конкретно.
Таким образом, альтернативные санк-
ции можно классифицировать как по некоторым общим основаниям, по которым строится классификация санкций норм права (в зависимости от: отраслевой принадлежности; макроуровня системы права; формы закрепления альтернативной санкции; юридической силы нормативно-правового акта, в котором альтернативная санкция закреплена; от типа и вида наказаний, предусмотренных в альтернативной санкции; от последствий, предусмотренных в альтернативной санкции и др.), так и по основаниям, в зависимости от такого спе-
цифического признака альтернативной санкции, как уровень альтернативности на: альтернативные санкции, предусматривающие выбор вида юридической ответственности; альтернативные относительно-определенные санкции, предусматривающие выбор объема или продолжительности действия меры государственно-правового воздействия; альтернативные абсолютно-определенные санкции, т.е. санкции, в которых объем или продолжительность действия меры государственно-правового воздействия определены конкретно.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иванов, Е.И. Логика: учебник. - М.: БЕК, 2001. - 288 с.
2. Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика. - М.: Манускрипт, 1992. - 368 с.
3. Лейст, О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). - М.: Издательство МГУ, 1981. - 240 с.
4. Байтин, М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - Саратов, 2001. - 416 с.
5. Редько, Т.Н., Лазарев, В.В., Морозова, Л.А. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2016. - 568 с.
6. Казаков, В.Н. Теория государства и права. - М.: Издательство РААН, 2015. - 470 с.
7. Мусаткина, А.А. Глава 3. Понятие и виды санкций норм права // Юридическая ответственность: история и современность. - ТГУ, 2014. - С. 71-77.
8. Зарецкий, А.М. Теория государства и права / под ред. Ф.И. Долгих. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. - 450 с.
9. Липинский, Д.А., Мусаткина, А.А., Чуклова, Е.В. Альтернативные санкции в российском праве: монография / под ред. Д.А. Липинского. - М.: РИОР, 2018. - 184 с.
10. Тихонова, С.С., Киселева, И.А., Фроловичев, Я.В. Модель санкций за преступления определенной категории: теория и законотворческая практика // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. - 2014. - № 2 (17). - С. 131-136.
11. Тихонова С.С., Киселева И.В., Фроловичев Я.В. Длина альтернативной санкции статьи Особенной части Уголовного кодекса: теория и законотворческая практика // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 4 (36). - С. 124-127.
12. Указ Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 (ред. от 06.05.2019) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 37. - Ст. 4643.
13. Хохлов, В.А. О гражданско-правовой ответственности // Правоведение. - 1997. -№ 1.- С. 96-103.
14. Липинский, Д.А., Чуклова, Е.В. К вопросу об альтернативных санкциях в гражданском праве // Власть Закона. - 2017. - № 3. - С. 93 - 107.
15. Хачатуров, Р.Л. О классификации правонарушений на публично-правовые и частноправовые // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. Д.Х. Валеева, М.Ю. Челышева. -М.: Статут, 2006. Вып. 1.