Научная статья на тему 'Критерии качества подготовки инженерных кадров'

Критерии качества подготовки инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПЕРСОНАЛ / КАЧЕСТВО / ТРУД / ENGINEERING SHOTS / PREPARING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенец А.В.

Проанализированы некоторые проблемы, касающиеся подготовки инженерных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING TRAINING QUALITY CRITERIAS

The article deals with the analysis of some issues relating to engineering training.

Текст научной работы на тему «Критерии качества подготовки инженерных кадров»

Секция«« Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»

УДК 661

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

А. В. Семенец Научный руководитель - О. Е. Подвербных

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: semenets.anastasiya@mail.ru

Проанализированы некоторые проблемы, касающиеся подготовки инженерных кадров.

Ключевые слова: подготовка кадров, персонал, качество, труд.

ENGINEERING TRAINING QUALITY CRITERIAS

А. V. Semenets Scientific Supervisor - O. E. Podverbnih

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: semenets.anastasiya@mail.ru

The article deals with the analysis of some issues relating to engineering training.

Keywords: engineering shots, preparing.

На сегодняшний день проблема подготовки инженерных является достаточно актуальной, так как профессия инженера была востребована в нашей стране уже в течение многих лет. Это связано большей частью с тем, что обучение на соответствующей специальности было достаточно сложным, а работа специалистов касалась специфического математического аппарата и умения делать графические построения.

Инженерный труд определяет ту сферу, в которой используются профессиональные навыки: осуществление хозяйственной деятельности, проведение обработки изделий, планирование экономических характеристик производства, конструирование технических устройств.

Отметим характеристики инженера [2].

1. Инженер в своей работе использует технические средства. В этой связи эффективность его деятельности определяется возможностями пространственного воображения, технического мышления, творческой наблюдательности. То есть, требуются творческие подходы. Именно то, каким образом действует инженер и определяет характеристики качества и надежности как отдельных частей разных механизмов, так и общее качество технических установок. Сейчас можно наблюдать довольно частое проявление разных аварий, которые происходят как в нашей стране, так и за рубежом, которые связаны с техническими неполадками, невысоким уровнем качества производящейся техники. Это ведет к тому, что необходимо развитие психологических наук, направленных на решение проблем инженерных кадров. В ряде случаев инженеры являются начальниками подразделений, что определяет необходимость использования организаторских способностей.

2. Инженеры имеют помимо общих знаний, связанных с естественнонаучным направлением с учетом его специальности, хорошую подготовку в области высшей математики, инженерной графики, материаловедении и других специальных дисциплин.

3. С точки зрения конкретного места работы, инженер может реализовать свои способности на предприятиях самого разного профиля, и находиться на должностях от рядового сотрудника до менеджера высшего звена организации.

С развитием технического прогресса изменились возможности инженеров. Для простых промышленных применений могло быть достаточно труда даже одного человека. Но сейчас для того, чтобы довести техническую идею до ее практической реализации требуется привлечение целых

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

групп специалистов. Это связано, в том числе и с тем, что одни работники конструируют, изобретают технику, а другие обеспечивают процессы ее выпуска на предприятиях.

Происходит непрерывная специализация инженерно-технических работников, направленная на обеспечение функционирования как внешних, так и внутренних функций организации.

В нашей стране проблемы качественной подготовки представителей инженерного корпуса (инженеров), стали активно рассматриваться в последние два десятилетия. Решение этих проблем большой мере зависит от того, какие его личностные качества, от того, как гармонично идет взаимодействие инженера и его профессии.

Для того, чтобы требуемым образом проводить формирование личности инженера

требуется сделать определенные шаги. В первую очередь, необходимо определить каким образом происходит изменение личностных характеристик инженера при процессах их профессионального роста, что позволит осуществлять управление ими. Также, важно проводить наблюдение за ключевыми психологическими параметрами, определяющими характер людей [1].

При исследовании особенностей личности инженера необходимо стремиться к достаточно полному описанию изменению личностных характеристик в различных подсистемах личности инженера. Это позволит проводить исследования связей профессиональных и личностных характеристик.

Профессионально-личностное развитие инженеров, которые готовы к осуществлению инновационных видов деятельности, требуется проводить в различных направлениях - по вертикали и по горизонтали. При этом необходимо комплексное рассмотрение трех этапов: довузовского, вузовского и послевузовского.

При анализе основных критериев оценок качества при профессиональной подготовке инженеров следует выделить помимо необходимого объема знаний, уровни развития технического мышления, наличие соответствующих творческих способностей, степени полученных инженерных умений и особенности характеристик в психологической структуре личности [4].

На формирование технического мышления студентов может оказать положительное влияние научной работой в стенах вуза [1]. Чтобы подготовка инженеров в вузе проходила в комфортных условиях необходимо в группах создавать благоприятный психологический климат, избегать отчуждения, разобщенности, психической напряженности и конфликтов [3].

Вследствие плохого настроения происходит снижение результатов умственного труда более чем на 70 %. Конфликты можно нивелировать если в группах, формировать деловые отношения. То есть, задание основ деловых взаимоотношений ведет к стабильной работе вуза.

Для того чтобы была возможность получения информации деканатами и службами института о том, что происходит в студенческих группах, необходимо проводить периодические психологические обследования студентов. При этом можно использовать различные опробованные психологические методики в совокупности с социометрическим обследованием.

Таким образом, проблему подготовки инженерных кадров необходимо решать в комплексе с рассмотрением профессиональных, личностных и психологических особенностей студентов с использованием современных информационных, педагогических, технических разработок.

Библиографические ссылки

1. Свиридов В. И. Технологии, применяемые при подготовке современных инженеров // Вестник Воронеж. ин-та высоких технологий. 2012. № 9. С. 151-152.

2. Комков Д. В. Характеристики автоматизированной подсистемы формирования научной группы // Вестник Воронеж. ин-та высоких технологий. 2013. № 10. С. 146-149.

3. Львович Я. Е., Недосекин Д. А. Оптимизация перераспределения инвестиций на развитие ИКТ в регионе с использованием экспертных знаний // Вестник Воронеж. гос. технич. ун-та. 2013. Т. 9. № 4. С. 82-83.

4. Окунева Т. Г., Подвербных О. Е. Организационно-экономический подход в управлении подготовки инженерных кадров в системе высшего образования // Упрапвление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 марта 2015, г. Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. 478 с.

© Семенец А. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.