Научная статья на тему 'О проблемах подготовки инженерных кадров'

О проблемах подготовки инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / ENGINEERING PERSONNEL / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львович И.Я., Преображенский А.П.

В статье рассматривается анализ некоторых проблем, касающихся подготовки инженерных кадров. Указаны основные характеристики инженеров, обозначены составляющие профессиональной подготовки специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUTTHEPROBLEMSOFENGINEERINGEDUCATION

The paper considers the analysis of some problems concerning the training of engineering personnel. The main characteristics of engineers are pointed out, the components of professional training are identified

Текст научной работы на тему «О проблемах подготовки инженерных кадров»

УДК 378.026

О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

И.Я.Львович, А.П. Преображенский

В статье рассматривается анализ некоторых проблем, касающихся подготовки инженерных кадров. Указаны основные характеристики инженеров, обозначены составляющие профессиональной подготовки специалистов

Ключевые слова: инженерные кадры, обучение, профессионализм

Профессия инженера была востребована в нашей стране уже в течение многих лет. Это связано большей частью с тем, что обучение на соответствующей специальности было достаточно сложным, а работа специалистов касалась специфического математического аппарата и умения делать графические построения.

Исторически сложилось, что более половины из специалистов в России, получавших высшее образование - это инженеры.

Инженерный труд определяет ту сферу, в которой используются профессиональные навыки: осуществление хозяйственной деятельности, проведение обработки изделий, планирование экономических характеристик производства, конструирование технических устройств.

Целью данной работы является анализ некоторых проблем, касающихся подготовки инженерных кадров.

Отметим характеристики инженера [1].

1.Инженер в своей работе использует технические средства. В этой связи эффективность его деятельности определяется возможностями пространственного воображения, технического мышления, творческой наблюдательности. То есть, требуются творческие подходы. Именно то, каким образом действует инженер и определяет характеристики качества и надежности как отдельных частей разных механизмов, так и общее качество технических установок. Сейчас можно наблюдать довольно частое проявление разных аварий, которые происходят как в нашей стране, так и за рубежом, которые связаны с техническими неполадками, невысоким уровнем качества производящейся техники. Это ведет к тому, что необходимо развитие психологических наук, направленных на решение проблем инженерных кадров. В ряде случаев инженеры являются начальниками подразделений, что определяет необходимость использования организаторских способностей.

2.Инженеры имеют помимо общих знаний, связанных с естественнонаучным направлением с учетом его специальности, хорошую подготовку в области высшей математики, инженерной графики,

Львович Игорь Яковлевич - Панъевропейский университет, д-ртехн. наук, профессор, тел. (473) 272-7398, e-mail: app@vivt.ru

Преображенский Андрей Петрович - ВИВТ, канд. физмат. наук, доцент, тел. (473) 239-84-87, e-mail: app@vivt.ru

материаловедении и других специальных дисциплин. Уже со школы они уделяют серьезное внимание изучению химии, физики, математики.

3.С точки зрения конкретного места работы, инженер может реализовать свои способности на предприятиях самого разного профиля, и находиться на должностях от рядового сотрудника до менеджера высшего звена организации.

С развитием технического прогресса изменились возможности инженеров. Для простых промышленных применений могло быть достаточно труда даже одного человека. Но сейчас для того, чтобы довести техническую идею до ее практической реализации требуется привлечение целых групп специалистов. Это связано, в том числе и с тем, что одни работники конструируют, изобретают технику, а другие обеспечивают процессы ее выпуска на предприятиях.

Происходит непрерывная специализация инженерно-технических работников, направленная на обеспечение функционирования как внешних, так и внутренних функций организации.

Профессиональная пригодность

специалистов определяется совокупностью составляющих [2-4]:

1.Ощущение человеком своего места в обществе, его гражданские качества.

2.Профессиональные интересы, желание эффективно работать.

3.Хорошие интеллектуальные способности, психическая устойчивость. Высокие показатели по состоянию здоровья.

4.Формирование тех качеств, которые являются специфическими для выбранной профессии.

5.Наличие знаний и опыта.

Анализ показывает, что нельзя говорить о полной профессиональной пригодности человека до его работы в выбранной сфере, поскольку его подготовка идет в ходе трудовой деятельности.

Выделяют разные уровни профессиональной пригодности инженера [5]. Например, можно отметить такие:

1. Человек непригоден к определенной профессии. Причем эта непригодность может быть как временной, так и постоянной. Невозможность работы обусловлена или проблемами со здоровьем или возникают педагогические противопоказания.

2.Существует годность к какой-либо профессии. Этот уровень характерен тем, что у наблюдаемого человека не выделяют

противопоказания. В таком случае, скорее всего работник будет показывать хорошие результаты в выбранной им инженерной сфере деятельности.

3. Наличие степени высокого соответствия определенной области деятельности. При этом отсутствуют не только противопоказания, но и существуют личные качества, характерные для определенной совокупности профессий.

4. Человек имеет призвание к выбранной области деятельности. В таком случае можно говорить, что в различных компонентах профессиональной пригодности наблюдаются условия соответствия работника характеристика сферы его деятельности. То есть, трудящиеся заметным образом выделяются среди своих коллег.

В соответствии с вышесказанным, группа исследователей под руководством Т.В.Кудрявцева проводила исследования технического мышления в 70-х - 80-х гг. 20 века [6]. Рассматривался подход, который был связан с анализом экспериментальных данных: характеристик решения технических проблем, результатов наблюдений. Исследовались представители различных групп, начиная от школьников и заканчивая взрослыми, которые заняты профессиональной деятельностью.

В структуре технического мышления исследователи обнаружили три компоненты. Понятийная компонента дает возможности формирования технических понятий. Образная компонента исходит из того, что возникает сложная система образов и требуется правильным образом оперировать ими. В практической компоненте считается, что необходимо осуществлять

обязательную проверку на практике полученных решений.

С развитием новых отраслей производства менялись и уровни развития технического мышления.

В развитии технического мышления интересно отметить несколько составляющих. Первая из них касается выделения некоторых признаков, которые относятся к области практической деятельности: высокая степень самостоятельности при решении практических задач, применение творческих подходов. Вторая рассматривает характеристики технического мышления с точки зрения совокупности технических знаний и методов, которые позволяют достичь их усвоения, это касается большей частью знаний в области физики. Третья составляющая позволяет осуществить связи базовых компонентов технического мышления и некоторых общих способностей людей, когда решаются технические задачи: способность к рассуждению, проведению логических связей.

Если говорить об инженерном мышлении людей в современных условиях, то необходимо рассматривать сложную систему, в которую входят процессы синтеза как теоретического, так и практического мышления, опирающиеся на научный базис, а также образное и логическое мышление.

Инженеру необходимо совмещать различные подходы. При осуществлении развития научного мышления одну из основных ролей связывают с фундаментализацией образования, овладением фундаментальными науками [7-10]. На практике инженер соотносит знания из фундаментальных наук с особенностями практических объектов и их техническими моделями, которые формулируются в технических науках.

В нашей стране проблемы качественной подготовки представителей инженерного корпуса (инженеров), стали активно рассматриваться в последние два десятилетия. Решение этих проблем большой мере зависит от того, какие его личностные качества, от того, как гармонично идет взаимодействие инженера и его профессии.

Для того, чтобы требуемым образом проводить формирование личности инженера требуется сделать определенные шаги. В первую очередь, необходимо определить каким образом происходит изменение личностных характеристик инженера при процессах их профессионального роста, что позволит осуществлять управление ими.

Также, важно проводить наблюдение за ключевыми психологическими параметрами, определяющими характер людей.

При исследовании особенностей личности инженера необходимо стремиться к достаточно полному описанию изменению личностных характеристик в различных подсистемах личности инженера. Это позволит проводить исследования связей профессиональных и личностных характеристик.

Профессионально-личностное развитие

инженеров, которые готовы к осуществлению инновационных видов деятельности, требуется проводить в различных направлениях - по вертикали и по горизонтали. При этом необходимо комплексное рассмотрение трех этапов: довузовского, вузовского и послевузовского.

В рамках первого этапа идет знакомство с особенностями будущей деятельности инженера, дается определение мотиваций, склонностей, личных качеств, предрасположенностей к избираемой профессии.

В рамках вузовского этапа происходит рассмотрение профессионального и личностного вхождения в реальную работу; реализуются процессы развития степени готовности к ней; формируются и корректируются профессионально-ценностные ориентации, мотивации, качества, свойства личности, которые способствуют успешной деятельности; профессиональное сознание и самосознание укрепляются.

В рамках послевузовского этапа идет развитие личностно-профессионального потенциала инженера, его творческих качеств и индивидуальных характеристик деятельности; личность профессионала совершенствуется.

В вузах необходимо стремиться к тому, чтобы получать отзывы работодателей о профессиональной деятельности выпускников,

выбравших инженерные профессии, причем эти отзывы положительно оценивают характеристики качества их подготовки.

При анализе основных критериев оценок качества при профессиональной подготовке инженеров следует выделить помимо необходимого объема знаний, уровни развития технического мышления, наличие соответствующих творческих способностей, степени полученных инженерных умений и особенности характеристик в психологической структуре личности.

В течение ряда лет в нашей стране развивались такие сложные области техники, как авиация, космонавтика, тяжелое машиностроение и другие. Значительная роль в том, чтобы повышении качества сложных технических устройств (ракеты, самолеты, автомобили) принадлежит инженерам. При этом создавались новые вузы с новыми специальностями, увеличивалось число студентов. Но при этом рост качества специалистов был не очень большим. Возникновение крупных технических аварий в последнее время говорит о необходимости усиления работ в сфере подготовки инженеров.

Программная инженерия в высокой степени чувствительна к действию человеческого фактора в ходе реализации масштабных системных проектов, результат которых зависит от эффективности коммуникативных стратегий взаимодействия с заказчиками, руководителями и членами проектных групп, конечными пользователями; от слаженности командной работы в рабочих группах и больших коллективах; от умения управлять творческими коллективами, выполняющими сложные проекты в режиме реального времени; от умения идентифицировать и правильно использовать потенциал каждого из членов проектной группы, а также поддерживать оптимальный уровень собственной мотивации и личной эффективности. Перечисленные факторы описывают необходимость формирования и развития психологической компетентности программных инженеров.

Оценка возможностей трудоустройства выпускников инженерного вуза определяет необходимость решения некоторых задач:

-важно изучить желание студентов к работе после выпуска из стен вуза. Из них могут быть желающие продолжать свое обучение в аспирантуре или осуществлять подготовку в рамках еще одного образования, в том числе и по другому профилю. Часть выпускников мужского пола планируют свой призыв на военную службу, и даже продолжение этой службы в рамках заключенного контракта.

-необходимо знать состояние в данный момент рынка труда на основе проводимого мониторинга. При этом происходит выявление тех вакансий, которые наибольшим образом востребованы, а также учебных заведений, позволяющих проводить соответствующую подготовку специалистов и устраивающих на работу наибольшее количество выпускников. Отмечаются также вузы, которые наименьшим образом

преуспели в устройстве на работу инженерных кадров.

На формирование технического мышления студентов может оказать положительное влияние научной работой в стенах вуза [11-17].

Подготовка научной работы содержит в себе несколько шагов, прежде всего, требуется ответить на вопросы о ее целях. При формировании статей, тезисов, докладов можно излагать новые результаты по проведенным исследованиям или анализу рассматриваемых работ, для того, чтобы обосновать определенные положения. И это будет вести к тому, что студент должен работать над собой, проявляет усердие, ему необходимо применять комплекс базовых знаний, который он получает на аудиторных занятиях и развивает их, работая в библиотеке, осуществляя поиск в Интернете, обсуждая результаты со своим научным руководителем или коллегами-студентами.

Чтобы подготовка инженеров в вузе проходила в комфортных условиях необходимо в группах создавать благоприятный психологический климат, избегать отчуждения, разобщенности, психической напряженности и конфликтов [18-24].

Вследствие плохого настроения происходит снижение результатов умственного труда более чем на 70%. Конфликты можно нивелировать если в группах, формировать деловые отношения. То есть, задание основ деловых взаимоотношений ведет к стабильной работе вуза.

Для того, чтобы была возможность получения информации деканатами и службами института о том, что происходит в студенческих группах, необходимо проводить периодические

психологические обследования студентов. При этом можно использовать различные опробованные психологические методики в совокупности с социометрическим обследованием.

Таким образом, проблему подготовки инженерных кадров необходимо решать в комплексе с рассмотрением профессиональных, личностных и психологических особенностей студентов с использованием современных информационных, педагогических, технических разработок.

Литература

¡.Свиридов В.И. Технологии, применяемые при подготовке современных инженеров / В.И.Свиридов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С.151-152.

2.Павлова М.Ю. Вопросы адаптации выпускников вузов / М.Ю.Павлова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.234-237.

3.Павлова М.Ю. Проблемы адаптации специалистов / Павлова М.Ю., Преображенский А.П. // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 4. С. 70-73.

4.Жданова М.М. Вопросы формирования профессионально важных качеств инженера / М.М. Жданова, А.П. Преображенский // Вестник Таджикского технического университета. 2011. Т. 4. № -4. С. 122-124.

5.Минкова Е.С., Церех О. О. Профессиональная пригодность к инженерно-управленческой деятельности на транспорте / Е.С. Минкова //Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 68—71.

6.Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. / Т. В.Кудрявцев // М.: Педагогика, 1975. - 304 с.

7.Шаева Т.В. Освоение метода познания на учебных занятиях по физике в медицинском вузе / Т.В.Шаева, Е.В.Дмитриев, Т.В.Лыкова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.246-248.

8.Плотникова Л.В. Роль и перспективы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности / Л.В.Плотникова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 238-240.

9.Сыщикова Д.С. О возможностях использования мультимедийной техники в образовательном процессе / Д.С.Сыщикова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 111-112.

10. Рябинин В.В. Моделирование разбиения информационного процесса на многослойную иерархическую структуру / В.В.Рябинин // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 85-87.

11.Комков Д.В. Характеристики автоматизированной подсистемы формирования научной группы / Д.В.Комков // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.146-149.

12.Преображенский А.П. О проблемах студенческой научной работы / А.П. Преображенский // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 240-243.

13.Гусев М.Е. Проблемы подготовки специалистов в области информатизации образования / М.Е. Гусев, Т.А. Жигалкина, О.В. Хорсева, Е.А. Круглякова, А.П. Преображенский // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 7. С. 223.

14.Преображенский А.П. Проблемы подготовки специалистов в современной высшей школе / А.П.Преображенский, Д.В.Комков, Г.А. Пекшев, М.С.Винюков, Г.И.Петращук // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 1. С. 66-67.

15.Львович Я.Е. Подход к процессу подготовки специалистов на основе средств автоматизированного обучения / Я.Е.Львович, В.Н.Кострова // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2006. Т. 2. № 3. С. 5-8.

16.Львович Я.Е. Оптимизация перераспределения инвестиций на развитие ИКТ в регионе с использованием экспертных знаний / Я.Е. Львович, Д.А.Недосекин // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 4. С. 82-83.

17.Львович Я.Е. Комплексный подход к инновационному развитию системы образования Воронежской области / Я.Е.Львович // Инновационный Вестник Регион. 2006. № 6. С. 2-5.

18.Солдатова Е.Л. Об организации системы психологического сопровождения в вузе / Е.Л.Солдатова // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 1. М., 2006. С. 29-30.

19.Кислова В.С. Система психологического сопровождения в вузе: Болонское измерение /В.С.Кислова // Психология образования: культурно-исторические и

социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 1. М., 2006. С. 67-68.

20.Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал учебных дисциплин/ И.Э. Ярмакеев // Высшее образовании в России. - 2004. - № 9. - С. 64 - 70.

21.Друганова Л.П. Активизация мыслительной деятельности студентов через кроссворд / Л.П.Друганова, Т.В.Шаева // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.230-233.

22. Бондарев Я.П. Интеллектуализация управления изменениями в деятельности вуза на основе мониторинго - рейтинговой информации / Я.П.Бондарев, Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 13.

23. Васильева К.С. Проблемы развития дополнительного профессионального образования / К.С.Васильева // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. № 12. С. 240-244.

24.Сутолкина А.В. Возможности развития студенческой научной работы / А.В.Сутолкина // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. № 12. С. 245-248.

Панъевропейский университет, Словакия Воронежский институт высоких технологий

ABOUTTHEPROBLEMSOFENGINEERINGEDUCATION

I. Lvovich, A.P. Preobrazhensky

The paper considers the analysis of some problems concerning the training of engineering personnel. The main characteristics of engineers are pointed out, the components of professional training are identified

Key words: engineering personnel, training, professionalism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.