Научная статья на тему 'Проблематика системы управления в подготовке инженерных кадров'

Проблематика системы управления в подготовке инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / АБСОЛЮТНАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ABSOLUTE AND QUALITATIVE PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окунева Т.Г.

Современная российская экономическая система требует новых качеств у трудовых ресурсов, поэтому обеспечение высокого качества образования продолжает оставаться приоритетной задачей политики государства. Представлены выявленные проблемы высшей школы в подготовке инженерных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATICS OF CONTROL SYSTEM IN ENGINEERING EDUCATION

The modern Russian economic system requires new qualities of labor resources, therefore ensuring the high quality of education continues to remain a priority of state policy. The paper presents the identified problems of the higher school in the training of engineers.

Текст научной работы на тему «Проблематика системы управления в подготовке инженерных кадров»

Решетнеескцие чтения. 2015

ный ресурс]. URL: http://poisk-zakona.ru/12136.html (дата обращения: 26.11.2014).

3. ГОСТ 26790-85. Техника течеискания. Термины и определения. Контроль неразрушающий. М. : Изд-во стандартов, 2005.

4. РД 26-12-29-88. Руководящий документ. Правила проведения пневматических испытаний изделий на прочность и герметичность [Электронный ресурс]. URL: http://libussr.ru/doc_ussr/usr_15427.htm (дата обращения: 14.09.2015).

References

1. Prikaz Minobrnauki RF ot 29.03.2010 № 229 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 161100 Sistemy upravleniya dvizheniem i navigatsiya (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr")" (Zaregistrirovano v Minyuste RF 01.06.2010 № 17419) [Elektronnyy resurs] /

Rezhim dostupa: http://lawsforall.ru/index.php?ds=52068. (data obrashcheniya 26.11.2014).

2. Prikaz Minobrnauki RF ot 17 yanvarya 2011 g. N 70 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 161101 Sistemy upravleniya letatel'nymi apparatami (kvalifikatsiya (stepen') "spetsialist")" [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: http://poisk-zakona.ru/12136.html (data obrashcheniya: 26.11.2014).

3. GOST 26790-85. Tekhnika techeiskaniya. Terminy i opredeleniya. Kontrol' nerazrushayushchiy : Sb. GOSTov. M. : IPK Izdatel'stvo standartov, 2005.

4. RD 26-12-29-88. Rukovodyashchiy dokument. Pravila provedeniya pnevmaticheskikh ispytaniy izdeliy na prochnost' i germetichnost' [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: http://libussr.ru/doc_ussr/usr_15427. htm (data obrashcheniya: 14.09.2015 g.).

© Лычковская В. С., Цыганков А. С., Гринберг Г. М., 2015

УДК 331

ПРОБЛЕМАТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Т. Г. Окунева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: okuneva@sibsau.ru

Современная российская экономическая система требует новых качеств у трудовых ресурсов, поэтому обеспечение высокого качества образования продолжает оставаться приоритетной задачей политики государства. Представлены выявленные проблемы высшей школы в подготовке инженерных кадров.

Ключевые слова: инженерное образование, оценка качества образования, компетентность, абсолютная и качественная успеваемость.

PROBLEMATICS OF CONTROL SYSTEM IN ENGINEERING EDUCATION

T. G. Okuneva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., 660037, Krasnoyarsk, Russian Federation E-mail: okuneva@sibsau.ru

The modern Russian economic system requires new qualities of labor resources, therefore ensuring the high quality of education continues to remain a priority of state policy. The paper presents the identified problems of the higher school in the training of engineers.

Keywords: engineering education, quality assessment of education, competence, absolute and qualitative performance.

Одним из основных факторов успешного развития ное развитие, несомненно, предполагает все возрас-

общества является эффективное функционирование тающую значимость общей и профессиональной об-

его социальной сферы и, в частности, системы обра- разованности населения. Современный этап развития

зования, а также инновационное развитие промыш- экономики России требует опережающего профес-

ленности. Эпоха информатизации общества, интел- сионального образования, в частности, современного

лектуализации всех сфер деятельности, инновацион- инженерного образования, которое характеризуется

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

не простым накоплением знаний, а способностью сформировать у обучающегося осмысленный подход к решению прикладных задач, другими словами, необходимо формировать новую методологическую культуру [1].

Очевидно, что оборонно-промышленный комплекс, машиностроительная, металлургическая отрасли, как и любые другие, имеющие большое значение для развития экономики как страны, так и региона, нуждаются в квалифицированных кадрах. Однако сегодня данный вопрос относится к ряду проблемных.

Анализируя подготовку инженерных кадров за последние десять-пятнадцать лет, можно отметить, что стало наблюдаться сокращение профильных кафедр в вузах, уменьшился план приема на инженерные направления, упала требовательность преподавателей к студентам, рухнула система переподготовки кадров. Открытие негосударственных вузов и филиальной системы вовлекло молодежь на более легкий путь получения диплома, у многих молодых людей развился прагматический подход к жизни - взять больше при меньших затратах. Кроме всего этого, слабеет школьное образование по математике, физике, информатике, химии, практически исчез из школьного курса предмет «Черчение». Быстрый рост объемов информации, изменение образовательных стандартов, переход на двухуровневую систему образования привел к тому, что образовательный процесс в высшей школе начал терять основные признаки системности. Курс обучения стал проявляться в виде комплекса механически взаимодействующих частей, что стало мешать синтезу полученных знаний и введению новых технологий в систему инженерного образования, уменьшилось количество баз практики для студентов, изменилась технология прохождения практик, изменились и методы обучения, что, в конечном счете, привело к формированию сегментированного сознания, которое не способствовало развитию творческого процесса. Постепенно инженерное образование стало

- Из таблицы видно, что динамика абсолютной успеваемости у студентов очной формы обучения с каждым годом падает (примерно на 10 %), качественная успеваемость планомерно увеличивается, но нахо-

пониматься как объединение всех знаний, заложенных в образовательных стандартах, вместо их пересечения.

Надо отметить еще такой факт, что многие предприятия хотят от вузов получить молодых специалистов, способных сразу войти в технологическое производство, при этом они ослабили организационно-техническую работу с молодыми специалистами. У начинающих работников наблюдается оторванность знаний от практики, слабое знакомство с современным оборудованием, слабая психологическая подготовка к реалиям производства, завышенные ожидания к оплате труда.

В результате реформ российская средняя школа потеряла методику закрепления знаний, что наихудшим образом влияет не только на подготовку учащихся к поступлению в вузы, но и на качество профессиональной подготовки. Подтверждение этому дают проведенные исследования по оценке результатов абсолютной и качественной успеваемости студентов в одном из инженерных вузов.

Абсолютная успеваемость равна отношению числа студентов, сдавших все экзамены в сессию, к числу обязанных сдавать экзамены. Качественная успеваемость равна отношению числа студентов, сдавших все экзамены на отлично, на хорошо и отлично и только на хорошо, к числу студентов, сдавших все экзамены в сессию. Конечно, эти показатели не отражает участие студентов в научной работе, конкурсах, олимпиадах, успешность в последующей профессиональной деятельности, кроме этого, четырехбалльная шкала оценок дает низкий уровень дифференцирования знаний (степени обученности) учащихся. Однако это достаточно практический критерий оценки успешности обучения, мера умственного развития, адаптационных возможностей студентов, ответственности своевременной сдачи сессии. Поэтому в качестве критерия качества обучения принимаем данные об экзаменационных оценках - итоги сессии [2]. Данные приведены в таблице.

дится на уровне 55-58 %. Качественная успеваемость первых-вторых курсов значительно ниже старших.

Следовательно, необходимо возвращаться к системе, ориентированной именно на закрепление знаний.

Абсолютная и качественная успеваемость студентов очной формы обучения в период с 2012-2013 по 2014-2015 уч. гг. (зимние сессии)

Курс Абсолютная успеваемость, % Качественная успеваемость, %

2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015

1 курс 83,9 73,3 64,8 37,3 35,0 41,1

2 курс 77,9 68,1 53,9 40,3 57,1 55,1

3 курс 88,0 74,1 63,4 53,3 57,4 68,1

4 курс 91,5 86,3 75,8 63,3 65,3 71,8

5 курс 93,9 89,1 88,1 71,1 67,8 65,9

6 курс 98,3 88,5 94,8 87,7 78,9 69,2

В целом 87,2 77,5 66,8 53,5 55,6 58,6

Решетнееские чтения. 2015

В зависимости от цели высшего образования знания могут выстраиваться в различные системы. Необходимо, чтобы в стандартах обучения содержалась система ментально структурированных видов знаний, которые можно определить следующими ключевыми компетенциями: декларативные, операционные, процедурные, ситуационные и поведенческие знания. Целью компетентностного образования является не только обеспечение студентов знаниями, умениями и навыками, но и формирование особых личностных качеств -компетенций. Это обеспечит знаниевую, креативную, функциональную, познавательную и социальную грамотность инженерного корпуса инновационной экономики. Иначе говоря, современный инженер кроме профессиональной компетентности должен иметь такие надпрофессиональные качества, как уверенность в себе, высокий уровень трудовой активности, предприимчивость, коммуникабельность и др. [3; 4].

Особенностью инновационного обучения в инженерном вузе должно являться формирование продуктивной деятельности, предполагающей создание новой информации, которая должна лежать в основе принятия прибыльных инженерных решений, причем в опережающем порядке. Кроме этого, необходима тесная взаимосвязь предприятий и вузов, необходимо осуществлять целевую подготовку специалистов совместными усилиями предприятий и вузов, необходимо вводить специализацию не по предметам, а по процессам, вводить больше деловых игр, чтобы озвучивать темы о роли человеческого фактора.

Совершенствование управления инженерным образованием должно быть направлено в сторону обеспечения инновационного обучения, способного стимулировать рождение новых знаний в существующей культуре и социальной среде. Этот тип обучения формирует преобразующий интеллект, готовит человека действующего.

Библиографические ссылки

1. Федоров В. К., Епанешникова И. К. Особенности обеспечения качества подготовки специалистов

в области инновационного менеджмента // Методы менеджмента качества. 2012. № 5. С. 26-30.

2. Окунева Т. Г. Совершенствование оценки качества подготовки инженерных кадров для предприятий ОПК // Вестник СибГАУ. 2014. Вып. 4(56). С. 282287.

3. Окунева Т. Г., Подвербных О. Е. Мониторинг качества подготовки кадров в инженерном вузе: опыт СибГАУ // Управление человеческими ресурсами -основа развития инновационной экономики : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. С. 59-62.

4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. М. : Стандартинформ, 2011. 47 с.

References

1. Fedorov V. K., Epaneshnikov I. K. Features ensure the quality of training in the field of innovation management // Methods of Quality Management. 2012. № 5, pp. 26-30.

2. Okuneva T. G. Improving the assessment of quality of training engineers for defense industry enterprises // Vestnik of SibSAU. 2014. Vol. 4(56). S. 282-287.

3. Okuneva T. G., Podverbnyh O. E. Engineering training quality monitoring at high school: SibSAU experience [Monitoring kachestva podgotovki kadrov v inzhenernom vuze: opyt SibGAU] // Human resource management as a basis for the development of innovative economics [Materials V International Research Conference (on March, 20-21th 2014, Krasnoyarsk)]. Krasnoyarsk, 2014. Pp. 59-62 (In Russ.).

4. GOST R ISO 9004-2010 Menedzhment dlja dostizhenija ustojchivogo uspeha organizacii. Podhod na osnove menedzhmenta kachestva [State Standard R 90042010. Management for the organization steady success. Quality management approach]. Moscow, Standartinform Publ., 2011. 47 p.

© Окунева Т. Г., 2015

УДК 378

ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ

И. Л. Савостьянова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ruppa@inbox.ru

Освещается значимость общественно-профессиональной экспертизы для повышения качества подготовки будущих магистров.

Ключевые слова: качество образования, общественно-профессиональная экспертиза, магистратура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.