Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ УРОВНЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPONENTS OF COMPETENCES' LEVELS / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова О.А., Шабанова А.А.

Переход к образовательным стандартам нового поколения привел к глобальным изменениям в системе высшего образования, где важную роль играет компетентностный подход. Современный выпускник должен обладать рядом компетенций, которые соответствуют той или иной сфере деятельности. Одной из них является профессиональная компетентность как интегральная характеристика личности студента, которая определяет уровень успешности освоения им образовательной программы. В статье рассматриваются уровни сформированности профессиональной компетентности у студентов юридических специальностей. На основании эмпирических исследований были описаны потенциальный, адаптивный, нормативный и перспективный уровни. Градация по уровням сформированности компетентности позволит четко определить соответствие подготовки конкретного студента целям образовательного процесса и государственным стандартам в определенный момент времени. Авторы подробно описывают компоненты каждого уровня: когнитивный (который показывает осведомленность обучающихся в выбранной профессиональной сфере), деятельностно-практический (который демонстрирует, какие навыки, умения и опыт показывает студент в профессиональной сфере), профессионально-коммуникативный (который показывает готовность будущих специалистов к социальному взаимодействию, в том числе на иностранном языке), мотивационно-ценностный (уровень которого соответствует уровню развития аксиологической системы личности в выбранной профессии и выявляет комплементарность индивидуальных мотивов будущей профессиональной деятельности). В качестве компонента профессиональной компетентности авторы рассматривают также профессионально-значимые качества обучаемого, которые могут форсировать овладение профессиональной компетентностью (если соответствуют выбранной сфере) или тормозить образовательный процесс и личностное развитие обучающегося. Все эти компоненты дают возможность оценить сформированность профессиональной компетентности на занятиях английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова О.А., Шабанова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND LEVELS OF BUILDING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS IN THE CONTEXT OF ENGLISH LANGUAGE

Transition to the new educational standards has caused significant changes in the system of higher education where the competence approach plays an essential role. A modern graduate must possess a number of competences corresponding to a specific field of expertise. Among them is a professional competence as an integral characteristic of student's personality that determines the success level of his mastering the educational program. The article deals with the levels of building the professional competence of law students. Based on the empiric study, the authors revealed the potential, adaptive, normative, and prospective levels. Ranking the levels of competence formation will allow determining the compliance of students' vocational training with the goals of educational process and state standards at a certain point. The authors specify the components at each level: cognitive (shows the students' awareness of the chosen professional field), activity-practical (reveals the skills, knowledge and experience of a student in the professional field), motivational and value-based (the level of which corresponds to the level of the development of the personality's axiological system in the chosen area and reveals the complementarity of individual motives of future professional activity), professional-communicative (demonstrates the preparedness of future specialists for social interaction, including in a foreign language), as well as professionally significant qualities (that can facilitate the formation of professional competence (in case they correspond to the chosen area) or slow the educational process and the personal development of a student). Such components allow evaluating the formation of student' professional competence in the classes of English language.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.02 DOI: 10.15593/2224-9389/2020.3.11

О.А. Макарова, А.А. Шабанова

Ульяновский государственный университет Ульяновск, Российская Федерация

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Переход к образовательным стандартам нового поколения привел к глобальным изменениям в системе высшего образования, где важную роль играет компетентностный подход. Современный выпускник должен обладать рядом компетенций, которые соответствуют той или иной сфере деятельности. Одной из них является профессиональная компетентность как интегральная характеристика личности студента, которая определяет уровень успешности освоения им образовательной программы. В статье рассматриваются уровни сформированности профессиональной компетентности у студентов юридических специальностей. На основании эмпирических исследований были описаны потенциальный, адаптивный, нормативный и перспективный уровни. Градация по уровням сформированности компетентности позволит четко определить соответствие подготовки конкретного студента целям образовательного процесса и государственным стандартам в определенный момент времени. Авторы подробно описывают компоненты каждого уровня: когнитивный (который показывает осведомленность обучающихся в выбранной профессиональной сфере), деятельностно-практический (который демонстрирует, какие навыки, умения и опыт показывает студент в профессиональной сфере), профессионально-коммуникативный (который показывает готовность будущих специалистов к социальному взаимодействию, в том числе на иностранном языке), мотивационно-ценностный (уровень которого соответствует уровню развития аксиологической системы личности в выбранной профессии и выявляет комплементарность индивидуальных мотивов будущей профессиональной деятельности). В качестве компонента профессиональной компетентности авторы рассматривают также профессионально-значимые качества обучаемого, которые могут форсировать овладение профессиональной компетентностью (если соответствуют выбранной сфере) или тормозить образовательный процесс и личностное развитие обучающегося. Все эти компоненты дают возможность оценить сформированность профессиональной компетентности на занятиях английского языка.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компоненты уровней компе-тентностей, высшее профессиональное образование, компетенция, компетентностный подход.

Получена: 19.05.2020 Принята: 05.07.2020 Опубликована: 24.11.2020

O.A. Makarova, A.A. Shabanova Received: 19.05.2020

Accepted: 05.07.2020

Ulyanovsk State University, Published: 24.11.2020

Ulyanovsk, Russian Federation

CRITERIA AND LEVELS OF BUILDING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS IN THE CONTEXT OF ENGLISH LANGUAGE

Transition to the new educational standards has caused significant changes in the system of higher education where the competence approach plays an essential role. A modern graduate must possess a number of competences corresponding to a specific field of expertise. Among them is a professional competence as an integral characteristic of student's personality that determines the success level of his mastering the educational program. The article deals with the levels of building the professional competence of law students. Based on the empiric study, the authors revealed the potential, adaptive, normative, and prospective levels. Ranking the levels of competence formation will allow determining the compliance of students' vocational training with the goals of educational process and state standards at a certain point. The authors specify the components at each level: cognitive (shows the students' awareness of the chosen professional field), activity-practical (reveals the skills, knowledge and experience of a student in the professional field), motivational and value-based (the level of which corresponds to the level of the development of the personality's axiological system in the chosen area and reveals the complementarity of individual motives of future professional activity), professional-communicative (demonstrates the preparedness of future specialists for social interaction, including in a foreign language), as well as professionally significant qualities (that can facilitate the formation of professional competence (in case they correspond to the chosen area) or slow the educational process and the personal development of a student). Such components allow evaluating the formation of student' professional competence in the classes of English language.

Keywords: professional competence, components of competences' levels, higher professional education, competence, competence approach.

Введение

Использование в современной системе высшего образования компетент-ностного подхода определяет успешность освоения программы студентом, сформированность у него профессионально значимых умений, навыков, качеств [1]. В настоящее время существует достаточно большое количество теоретических исследований, касающихся данного подхода в целом, однако актуальным остается вопрос о разработке профессиональных стандартов и требований к отдельным отраслям или отдельным дисциплинам [2, с. 328], чтобы можно было более точно определить и, следовательно, своевременно скорректировать уровни сформированности профессиональной компетентности. Наше исследование было проведено на материале уроков английского языка, так как знание иностранного языка является в наше время достаточно показательным фактором уровня образования современного специалиста. Более того, многие исследователи говорят о возможностях иностранного языка для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста [3-5, 6].

Целью исследования явилось подробное описание компонентов, входящих в состав каждого уровня, по которым оценивается сформированность профессиональной компетентности или степень «профессионализации» [7] у студентов-юристов на уроках английского языка. Заявленная цель определила круг задач, которые являются актуальными в настоящее время [8]. К ним можно отнести формирование и оценку профессиональных компетенций на иностранном языке [9], определение показателей критериев для каждого вида контроля (текущий, промежуточный, итоговый) [10].

В данной статье представлены промежуточные результаты экспериментального исследования, проведенного на базе Ульяновского государственного университета со студентами первого курса юридического факультета. На начальном этапе были изучены работы, посвященные выявлению критериев и определению возможного количества уровней сформированности компетенций у обучающихся. На основании эмпирических исследований были выделены следующие компоненты: когнитивный, деятельностно-практи-ческий, профессионально-коммуникативный, мотивационно-ценностный, а также профессионально-значимые качества. Такое подробное разделение позволило более тщательно оценить сформированность профессиональной компетентности каждого студента на определенном уровне. Идеи подобного деления на структурные элементы взяты из работ ведущих исследователей данного вопроса (А.В. Хуторской, Ю.В. Фролов, В.И. Байденко, Д.А. Махо-тин, Ю.Г. Татур, И.А. Зимняя). Так, у А.К. Марковой можно найти упоминание о четырех составных элементах профессиональной компетентности: гносеологическом, ценностно-смысловом, деятельностном и личностном [11]. В.И. Байденко дробит структуру профессиональной компетентности более подробно, рассматривая в ее составе шесть компонентов: когнитивный, опе-рационно-технологический, мотивационный, этический, социальный и поведенческий [12]. Ю.Г. Татур, наоборот, укрупняет структурные компоненты и говорит только о трех: когнитивный, деятельностный и ценностный [13].

Поскольку в ходе опытно-экспериментальной работы было получено множество разнородных результатов, то к ним был применен кластерный анализ - многомерная статистическая процедура, которая позволила упорядочить полученные данные в сравнительно однородные группы [14].

На основании кластерного анализа были выделены четыре уровня сформированности профессиональной компетентности будущих юристов: потенциальный, адаптивный, нормативный и перспективный.

На основе критериев исследуемого личностного образования были произведены замеры выделенных в результате кластерного анализа уровней сформированности профессиональной компетентности у студентов - будущих юристов в экспериментальных и контрольной группах на разных этапах педагогического эксперимента.

В результате статистического сравнения данных экспериментальной и контрольной групп установлена вероятность различий, возникших вследствие случайности, она составляет не более 5 % (в подсчетах по исследованию этот показатель равнялся 0,05 %). Различия между величинами, имеющими такую вероятность ошибки, считаются статистически незначимыми, а потому достоверными.

Данные статистического анализа и математических подсчетов позволили выделить наличие четырех уровней, которые были названы по увеличивающейся шкале градации сформированности соответственно: потенциальный, адаптивный, нормативный и перспективный. Работа со студентами велась с применением анкетирования, тестирования, личных бесед.

Для диагностики сформированности мотивационно-ценностного критерия у студентов юридического факультета были использованы методика определения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А. Реана) [15] и морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной [16, с. 9-30.]. Для оценки сформированности когнитивного компонента применялись тест на определение уровня правового и гражданского сознания и методика оценки когнитивного потенциала в обучении Н.И. Шевандрина [17].

Уровень сформированности лингвистических знаний студентов был определен по результатам теста, который состоял из двенадцати открытых вопросов на английском языке и требовал не только знаний языка, но и теоретических знаний по специальным (профессиональным) дисциплинам. Диагностика деятельностно-практического критерия профессиональной компетентности будущих юристов проводилась на материале иностранного (английского) языка с использованием лексико-грамматического теста и ситуационных задач. Для определения уровня сформированности коммуникативного критерия профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», использовались методика оценки коммуникативных и организаторских способностей В.В. Синявского и В.А. Федоришина [18] и тест на определение уровня общительности В.Ф. Ряховского) [19, с. 564-567]. Таким образом был проведен анализ учебно-методической литературы и продуктов учебной деятельности студентов. Полученные результаты были обработаны математическими и статистическими методами анализа данных.

Исследование и результаты

В настоящее время существует много исследований, касающихся формирования отдельных компетентностей (в частности, работы Б.Д. Эльконина, И.А. Зимней, В.И. Байденко, А.В. Хуторского, Э.Ф. Зеера, В.А. Сластенина,

и других). В результате анализа литературы и по итогам проведенного практического исследования были определены четыре уровня сформированности профессиональной компетентности. На каждом уровне рассматривались такие компоненты, как когнитивный, деятельностно-практический, профессионально-коммуникативный, мотивационно-ценностный, а также профессионально-значимые качества. Когнитивный компонент предусматривает оценку знаний, которые соответствуют ФГОС [20, с. 66]. Сформированность дея-тельностно-практического компонента показывает, насколько специалист способен адаптироваться к новым ситуациям, насколько успешно он может применять усвоенные тактики общения для достижения поставленных целей [21, с. 154].

Показатели мотивационно-ценностного компонента являются своего рода вектором, который направляет работу специалиста по самообразованию и самосовершенствованию в профессии [22]. Этот компонент отражает видение выпускника себя в профессии, определяет его место в правовой системе в целом, дает оценку работы отрасли и себя как представителя юридической науки. Профессионально-значимые качества - это качества личности, которые присутствовали и/или привиты индивиду в процессе получения высшего образования. Применительно к юридическим специальностям профессионально-значимыми считаются те из них, которые помогают специалисту разрешить противоречия между моралью и правом [23, с. 61].

На потенциальном уровне когнитивный компонент проявляется у студентов в отсутствии профессиональных знаний в правовой сфере или эти знания носят поверхностный, фрагментарный характер. Познания студентов в правовой области незначительные, иногда даже ошибочны, а мотивация еще недостаточно сформирована для самостоятельного поиска необходимой информации. Деятельностно-практический компонент на потенциальном уровне проявляется в том, что студент еще не знаком с функциями юриста, возможно, он имеет представление о некоторых действиях, совершаемых юристами. В связи с отсутствием системного представления о деятельности в юридической области у студентов нет видения места юриста и значения его работы в жизни общества. Иностранный язык не используется для профессиональных целей, возможно знание отдельных ключевых слов на английском языке, относящихся к юридической сфере. Студент способен построить простые предложения, знает правила чтения, изучал основные грамматические правила; словарный запас составляет 500-700 слов. Профессионально-коммуникативный компонент на потенциальном уровне характеризуется отсутствием профессиональной коммуникативной практики как таковой. Студенты часто стесняются или боятся говорить на иностранном языке. Мотива-ционно-ценностный компонент на потенциальном уровне выражается в том, что такие качества, как гуманность, гражданская ответственность, чувство

долга, общественная активная позиция, правовая и психологическая культура, либо пока еще отсутствуют, либо носят случайный характер их проявлений. На потенциальном уровне студент обладает следующими профессионально-значимыми качествами (личностно-профессиональный критерий), необходимыми будущему юристу: общественная активность, ответственность, чувство долга. На данном этапе студент начинает получать сведения о правовых явлениях, начинает понимать их сущность и их взаимосвязь.

Когнитивный компонент на адаптивном уровне подразумевает наличие фрагментарных знаний о сути и структуре правовой системы, о ее принципах функционирования. Студент уже знаком с основными понятиями юридической сферы, знаком с правовой системой России и (или) интересующей его страны. На адаптивном уровне деятельностно-практического компонента студент уже знаком с отдельными функциями юристов, может выполнять конкретные отдельные действия, которые производятся по четкому плану или в соответствии с инструкциями, что делает пока невозможным перенос опыта на подобные ситуации с немного изменившимися условиями. Объем словарного запаса составляет от 1000 до 1500 лексических единиц, часто употребляемых слов и фраз на английском языке. Профессионально-коммуникативный компонент на адаптивном уровне предполагает использование иностранного языка для бытового общения. Студент уже способен построить монологичную речь, расставить приоритеты по важности информации. Он начинает использовать иностранный язык для поиска информации в профессиональной сфере, формулирует запросы.

Мотивационно-ценностный компонент на адаптивном уровне проявляется в выборочности интересов: это может быть приоритет отдельных предметов перед другими или даже круг вопросов в рамках одной дисциплины. Понимание задач и проблем основных профессиональных дисциплин на предыдущем этапе позволяет сформировать на данном этапе системное видение выбранной профессиональной сферы, умение оценить значение каждой дисциплины и конкретной ее проблемы в общей системе научного знания и общественной жизни. Так начинают формироваться профессиональная этика и культура (профессионально-значимые качества), характерные для второго этапа, а также уважение к закону и бережное отношение к ценностям правового государства и правам человека.

Нормативный уровень когнитивного компонента достигают студенты, которые владеют информацией о правовой системе, понимают суть явлений, их взаимосвязь, знают место своей будущей профессии в этой системе, а также в структуре научного знания в целом. На этом уровне студенты проявляют устойчивый интерес к профессиональной сфере, могут ориентироваться в выбранном научном направлении, обладают устойчивыми знаниями

о своей выбранной профессии, могут раскрыть ее суть, описать основные процессы и понятия.

На нормативном уровне деятельностно-практический компонент раскрывается у студента через способность применять полученный опыт в иных условиях, его действия адекватны, стереотипны, стандартны, что позволяет применять моделирование и трансфер для решения новых задач. Студенты уже используют иностранный (английский) язык для профессиональных целей. Их словарный состав составляет 1500-2000 слов и фраз (сюда же входят различные словоформы, некоторые идиомы, в том числе применяемые в юридической сфере, фразовые глаголы, профессиональные клеше).

Профессионально-коммуникативный компонент на нормативном уровне подразумевает, что студент начинает использовать иностранный язык для профессиональных целей, уже может читать специализированную литературу. Он уже может понять основную мысль неадаптированного текста (в том числе по профессии) из газет, журналов, Интернета, кодексов, договоров и т.п. Студент уже может написать личное письмо или небольшое по объему сочинение, выразить свою мысль, заполнить официальный бланк или запрос. В целом студент способен строить эффективную коммуникацию, может логично аргументировать свое мнение, грамотно использовать высказывания в диалоге или полилоге. Мотивационно-ценностный компонент на нормативном уровне заключается в формировании положительного отношения к выбранной профессии, проявляются профессионально значимые качества личности. На нормативном уровне формируются гражданская зрелость, высокие моральные убеждения и высокое нравственное сознание (профессионально-значимые качества).

Когнитивный компонент на перспективном уровне характеризуется тем, что студенты хорошо знают свою будущую профессию и свои профессиональные функции, могут применять полученные знания из всех областей для решения текущих и даже экстренных (нестандартных) рабочих задач. Данный уровень присущ тем студентам, которые обладают системными знаниями о правовой сфере, четко представляют ее структуру и процессы, происходящие в ней, а также могут применить полученные знания в новых или изменившихся условиях. Грамматику иностранного (английского) языка студент знает хорошо, способен строить высказывания на любую тему, адекватно воспринимает письменный текст в оригинале (судебные иски, официальные запросы, жалобы, завещания, кодексы и пр.). Если студент достигает перспективного уровня, то при решении ситуационных задач деятельностно-практический компонент проявляется через активность и самостоятельность в постановке вопросов и поиске способов решения. Студент может видеть ситуацию в целом, способен понимать причины ее возникновения, а также может определить наиболее оптимальные пути решения задачи.

Профессионально-коммуникативный компонент на перспективном уровне предполагает способность будущего специалиста использовать языковые и речевые способности так, чтобы достичь желаемого эффекта при взаимодействии с другими людьми. Данный компонент иногда считается ключевым, так как он объединяет в себе все свойства личности и требует их выражения [24].

Коммуникативная компетентность развита настолько, что профессиональная коммуникация происходит эффективно и целесообразно, в том числе на иностранном языке. Иностранный язык теперь становится одним из средств межличностного и профессионального общения. Студент может грамотно и свободно формулировать свои мысли, выражать свою точку зрения, использует синонимы, может перефразировать свою речь, используя лексический и грамматический профессиональный материал. На перспективном уровне мотивационно-ценностный компонент выражается в том, что студент уже полностью увлечен юридической сферой и вовлечен в нее. Это проявляется в его активности, творческом подходе к решению профессиональных задач, способности к самоанализу и коррекции своих действий. На перспективном уровне студенту свойственны такие профессионально-значимые качества, как ответственность за судьбы людей и порученное дело, принципиальность и независимость в вопросах защиты прав человека и закона, а также такое качество, как профессиональная воля, которая проявляется в стойкости моральных убеждений и настойчивости в исполнении принятых решений.

Выводы и заключение

Таким образом, было выделено четыре основных уровня сформирован-ности профессиональной компетентности у студентов-юристов на уроках английского языка.

Предложенные нами критерии позволяют довольно четко диагностировать принадлежность знаний студента к определенному уровню сформиро-ванности профессиональной компетентности, выявленной на материале изучения иностранного (английского) языка у студентов-бакалавров юридических специальностей. Подробное описание критериев дает возможность составить диагностические тесты и иные проверочные материалы, которые помогают установить уровень владения профессиональной компетентностью будущих специалистов правовой отрасли.

Список литературы

1. Зотов В.В. Компетенции и профессионально важные качества: соотношение понятий и поле применимости в образовании, профессиональной сфере и государственной службе // Вестник Тамбов. ун-та. Сер. Общественные науки. - 2017. -№ 2 (10). - С. 28-33.

2. Адаев И.А. Критерии и показатели уровня сформированности профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности у студентов педвуза // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (ч. 2). - С. 328-331.

3. Борзова Е.В. Потенциал иноязычного образования в вузе для становления универсальных компетенций // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. -№ 22. - С. 16-23.

4. Карпова А.В., Ефимова Т.В. Иностранные языки в профессиональной подготовке аспирантов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2019. - № 6-3. - С. 19-22.

5. Торубарова И.И. Иностранный язык как инструмент развития профессиональной компетентности в современном медицинском образовании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 6-3. - С. 32-35.

6. Шеманаева М.А. Формирование универсальных компетенций бакалавра средствами иностранного языка // Высшее образование в России. - 2018. - № 8-9. -С. 89-95.

7. Дружилов С.А. Критерии и уровни индивидуального профессионализма // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5446 (дата обращения: 09.02.2020).

8. Потапова Е.Н. Цели и задачи обучения иностранному языку в рамках корпоративных учебных программ // Вестник ТГУ. - 2017. - № 1 (165). - C. 18-31.

9. Андрух А.О. Принципы контроля и оценивания иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник ТГУ. - 2019. - № 179. - С. 51-57.

10. Бессмельцева Е.С., Павлова Н.Г. Комплексная система критериев оценивания сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов-менеджеров (на примере немецкого языка) // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2018. - № 24. - С. 38-45.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 312 с.

12. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М., 2006. - 55 с.

13. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. - М., 2004. - 16 с.

14. Кузнецов Д.Ю., Трошина Т.Л. Кластерный анализ и его применение // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - № 4. - С. 103-110.

15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер Ком, 1999. - 409 с. (Сер. Мастера психологии).

16. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению теста. - Самара: Изд-во СамИКП-СНЦ РАН, 2002. - 56 с.

17. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Владос, 2001. - 512 с.

18. Козлова С.М. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2002. - 27 с.

19. Козловский О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации. Рос-тов-н/Д: Кредо, 2006. - 800 с.

20. Грабчук К.М., Филатова Е.В. Профессиональная компетентность и оценка ее сформированности // Вестник КемГУ. - 2011. - № 1. - С. 65-70.

21. Воскрекасенко О.А. Деятельностно-практический компонент в структуре социальной адаптивности обучающихся в высшей школе // Символ науки. - 2015. -№ 9-2. - С. 154-156.

22. Недикова В.А. Формирование мотивационно-ценностного компонента профессионально-педагогической успешности аспиранта активными методами // Вестник Самар. ун-та. История, педагогика, филология. - 2017. - № 1.1. - С. 47-52.

23. Казаков В.Н., Анненков А.Ю. Профессиональные качества юриста: постановка проблемы // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. -2016. - № 1-2. - С. 52-61.

24. Николашкина В.Е., Шерайзина Р.М., Донина И.А. Профессионально-коммуникативная компетентность будущих юристов как предмет междисциплинарных исследований // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. -URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26032 (дата обращения: 09.02.2020).

References

1. Zotov V.V. Kompetentsii i professional'no vazhnye kachestva: sootnoshenie poniatii i pole primenimosti v obrazovanii, professional'noi sfere i gosudarstvennoi sluzhbe [Competences and professionally important qualities: The correlation of notions and the field of applicability in education, professioanl environment and state service]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Obshchestvennye nauki, 2017, no. 2(10), pp. 28-33.

2. Adaev I.A. Kriterii i pokazateli urovnia sformirovannosti professional'nykh kompetentsii v oblasti nauchno-issledovatel'skoi deiatel'nosti u studentov pedvuza [Criteria and indicators of the level of professional competencies in the field of research activities among students of the pedagogical university]. Fundamental'nye issledovaniia, 2014, no. 5, part 2, pp. 328-331.

3. Borzova E.V. Potentsial inoiazychnogo obrazovaniia v vuze dlia stanovleniia universal'nykh kompetentsii [The potential of foreign language university education for the development of universal competences]. Voprosy metodiki prepodavaniia v vuze, 2017, no. 22, pp.16-23.

4. Karpova A.V., Efimova T.V. Inostrannye iazyki v professional'noi podgotovke aspirantov [Foreign languages in professional training of research students]. Mezhdunarodnyi zhurnalgumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2019, no. 6-3, pp. 19-22.

5. Torubarova I.I. Inostrannyi iazyk kak instrument razvitiia professional'noi kompetentnosti v sovremennom meditsinskom obrazovanii [Foreign language as a development tool of professional competence in the modern medical education]. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2019, no. 6-3, pp. 32-35.

6. Shemanaeva M.A. Formirovanie universal'nykh kompetentsii bakalavra sredstvami inostrannogo iazyka [Key competences formation by means of learning foreign languages]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, no. 8-9, pp. 89-95.

7. Druzhilov S.A. Kriterii i urovni individual'nogo professionalizma [Criteria and levels of individual professionalism]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2012, no. 1, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5446 (accessed 09 February 2020).

8. Potapova E.N. Tseli i zadachi obucheniia inostrannomu iazyku v ramkakh korporativnykh uchebnykh programm [Goals and objectives of learning foreign languages in terms of corporate teaching programs]. Vestnik TGU, 2017, no. 1(165), pp. 18-31.

9. Andrukh A.O. Printsipy kontrolia i otsenivaniia inoiazychnoi kommunikativnoi kompetentsii [Principles of foreign language communicative competence control and assessment]. Vestnik TGU, 2019, no. 179, pp. 51-57.

10. Bessmel'tseva E.S., Pavlova N.G. Kompleksnaia sistema kriteriev otsenivaniia sformirovannosti inoiazychnoi kommunikativnoi kompetentsii studentov-menedzherov (na primere nemetskogo iazyka) [Comprehensive system of communicative competence assessment of management students (on the basis of the German language]. Voprosy metodiki prepodavaniia v vuze, 2018, no. 24, pp. 38-45.

11. Markova A.K. Psikhologiia professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, 1996, 312 p.

12. Baidenko V.I. Vyiavlenie sostava kompetentsii vypusknikov vuzov kak neobkhodimyi etap proektirovaniia GOS VPO novogo pokoleniia [Revealing the composition of the competencies of university graduates as a necessary stage in the design of a new generation state educational standard]. Moscow, 2006, 55 p.

13. Tatur Iu.G. Kompetentnostnyi podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniia [Competence approach in describing the results and designing standards of higher professional education]. Moscow, 2004,16 p.

14. Kuznetsov D.Iu., Troshina T.L. Klasternyi analiz i ego primenenie [Cluster analysis and its application]. Iaroslavskiipedagogicheskii vestnik, 2006, no. 4, pp. 103-110.

15. Rean A.A., Kolominskii Ia.L. Sotsial'naia pedagogicheskaia psikhologiia [Social pedagogical psychology]. Masterapsikhologii, St. Petersburg, Piter Kom, 1999, 409 p.

16. Sopov V.F., Karpushina L.V. Morfologicheskii test zhiznennykh tsennostei: rukovodstvo po primeneniiu testa [Morphological test on life values: Test application guide]. Samara, SamIKP-SNTs RAN, 2002, 56 p.

17. Shevandrin N.I. Psikhodiagnostika, korrektsiia i razvitie lichnosti [Psychodiagnostics, correction and personality development]. 2nd ed. Moscow, Vlados, 2001, 512 p.

18. Kolova S.M. Formirovanie sotsiokul'turnoi kompetentnosti budushchikh spetsialistov [Formation of socio-cultural competences of the future specialists]. Abstract of Ph.D. thesis. Chelyabinsk, 2002, 27 p.

19. Kozlovskii O.V. Vybor professii: metodiki, testy, rekomendatsii [Choice of profession: Methods, tests, recommendations]. Rostov-on-Don, Kredo, 2006, 800 p.

20. Grabchuk K.M., Filatova E.V. Professional'naia kompetentnost' i otsenka ee sformirovannosti [Professional competence and evaluation of the levels of the professional competence]. VestnikKemGU, 2011, no. 1, pp. 65-70.

21. Voskrekasenko O.A. Deiatel'nostno-prakticheskii komponent v strukture sotsial'noi adaptivnosti obuchaiushchikhsia v vysshei shkole [Activity-oriented and practical component in the structure of social adaptability of students in higher education]. Simvol nauki, 2015, no. 9-2, pp. 154-156.

22. Nedikova V.A. Formirovanie motivatsionno-tsennostnogo komponenta professional'no-pedagogicheskoi uspeshnosti aspiranta aktivnymi metodami [Formation of

motivation-value competence of professional teaching success of a post-graduate student with the help of active methods]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia, 2017, no. 1-1, pp. 47-52.

23. Kazakov V.N., Annenkov A.Iu. Professional'nye kachestva iurista: postanovka problemy [Professional qualities of a laywer: Formulation of the problem]. Izvestiia TulGU. Ekonomicheskie i iuridicheskie nauki, 2016, no. 1-2, pp. 52-61.

24. Nikolashkina V.E., Sheraizina R.M., Donina I.A. Professional'no-kommuni-kativnaia kompetentnost' budushchikh iuristov kak predmet mezhdistsiplinarnykh issledo-vanii [Professional and communicative competence of the future lawyers as a subject of interdisciplinary research]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2016, no. 6, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26032 (accessed 09 February 2020).

Сведения об авторах

МАКАРОВА Ольга Анатольевна

e-mail: makarova_olia_84@mail.ru

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка для профессиональной деятельности, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)

ШАБАНОВА Анастасия Александровна

e-mail: sha02@mail.ru

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the authors

Olga A. MAKAROVA

e-mail: makarova_olia_84@mail.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Teacher, Chair of English Language for Professional Activities, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation)

Anastasia A. SHABANOVA

e-mail: sha02@mail.ru

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Chair of Russian Language, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.