1УДК 371.386 ББК 74.48
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Л. Р. Мунавирова
Аннотация. В статье рассматривается понятие «компетентность». Уточняется понятие «профессиональная компетентность». Рассматриваются компоненты профессиональной компетентности будущих учителей. Предлагается вовлекать обучающихся в самостоятельную познавательную, исследовательскую деятельность, реализуемую путем применения проектного обучения. Проведено анкетирование на определение уровня информированности о понятии «профессиональная компетенция» и ее структуре. Представлено исследование динамики изменения формирования компонентов профессиональной компетентности студентов в результате применения в процессе обучения проектной технологии. В целях улучшения показателей сформированности компонентов профессиональной компетентности будущих учителей представлена программа по развитию каждого элемента структуры их профессиональной компетентности путем использования проектной технологии обучения. Представлены блоки данной программы и рассмотрена их реализация в практической деятельности в процессе обучения студентов.
Ключевые слова: проектное обучение, компетентность, профессиональная компетентность, уровень формирования профессиональной компетентности, компоненты профессиональной компетентности.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROJECT TEACHING OF STUDENTS AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
L. R. Munavirova
Abstract. The article considers the concept „competence". The concept „professional competence" is specified. Components of professional competence of future teachers are considered. It is offered to involve students in the independent cognitive, research activity which is implemented by applying the project teaching. A survey is done to determine the level of awareness of the concept of „professional competence" and its structure. The study on the dynamics of formation of components of professional competence of students in the learning process as a result of the application of project technology is presented. In order to improve the indicators of formation of components of professional competence of future teachers, the program for development of each element of structure of their professional competence through the use of project technology teaching is presented. Blocks of this program are presented and their realization in practical activities in the process of teaching of students is considered.
Keywords: project teaching, competence, professional competence level, components of professional competence.
Современная образовательная политика Российской Федерации одним из основных ориентиров в организации процесса обучения определяет практикоориентиро-ванность получения образования, не просто теоретическое получение знаний об изучае-
мых явлениях, процессах, но и умение применять данные знания в действии. В этом свете деятельность сферы профессионального образования создает условия, которые направлены на формирование разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, ком-
петентной личности будущего профессионала. Однако несмотря на актуализацию вопросов практической ориентированности теоретических знаний, получаемых студентами в рамках выбранной профессии, создание прак-тико-ориентированной обучающей среды в высшей школе остается в рамках проблемных вопросов. Это выражается в использовании в процессе передачи студентам знаний, умений и навыков традиционных методов обучения, которые не в полной мере дают им возможность реализоваться, осуществлять практико-ориентированную деятельность.
Практикоориентированное образование раскрывается во владении интегрированными ключевыми умениями, прикладными умениями, жизненными навыками и является связующим мостом всей суммы знаний студентов и их умений действовать в различных проблемных ситуациях. Определяющим в реализации данной возможности становится включенность практи-ко-ориентированного обучения в категориальный аппарат компетентностного подхода в образовании. Основной категорией данного подхода в образовании является понятие «компетентность». Под данным термином О. М. Байден-ко рассматривает компетентность как «совокупность опыта и знания в определенной сфере, умение применять данные знания в нестандартных ситуациях» [1, с. 26]. А. Н. Щукин определяет компетентность как «комплекс знаний, навыков, умений, приобретенных человеком, и составляет содержательный компонент деятельности» [2, с. 15]. Таким образом, данный термин не только раскрывается в совокупности знаний, умений и навыков и личностных качеств, но и включает деятельностный компонент, рассматривается как способ реализации компетенций.
Важно отметить, что вопросы компетентности рассматриваются в рамках образовательной политики, и согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в результате освоения образовательной программы у выпускников должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Не углубляясь в их сущность, рассмотрим вопрос формирования профессиональной компетентности как возможности осуществления профессиональной деятельности. Профессио-
нальная компетентность, с точки зрения В. К. Шаповалова, определяется как сочетание психических качеств, состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [3, с. 202]. Согласно В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, профессиональная компетентность -это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного вида деятельности, которая связана с принятием решений [4].
Анализ научной литературы дает возможность обобщить разные мнения авторов о структуре профессиональной компетентности будущего учителя, среди которых мы выделили как наиболее значимые: когнитивный, учебно-воспитательный, мотивационный, социально-педагогический, правовой, рефлексивный компоненты. Уровень их формирования и эффективность практической реализации играют немаловажную роль при становлении будущих учителей специалистами в выбранной сфере профессиональной деятельности.
В целях определения уровня сформирован-ности профессиональной компетентности будущих учителей, путем использования определенных методик, тестовых заданий, нами осуществлена диагностика развития каждого ранее выделенного компонента структуры профессиональной компетентности выпускников, обучавшихся на 5-м курсе Казанского (Приволжского) федерального университета, а именно будущих учителей, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (право и иностранный язык). Круговые диаграммы по полученным результатам диагностики представлены на рисунке.
Мониторинг результатов дает возможность утверждать, что каждый компонент сформирован на среднем уровне.
На наш взгляд, наиболее полно раскрыть творческие способности, потенциал студентов и практической реализации знаний становится возможным на занятиях проектной технологии обучения. Именно эта технология делает возможным плавный переход теоретических знаний в программу практических действий.
С точки зрения Н. Г. Черниловой, проектное обучение раскрывается как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов учебная деятельность, которая включает в себя информационные паузы для усвоения базовых теоретических знаний» [5].
Е. С. Полат отмечает такую отличительную особенность метода проектов, как «...прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности» [6].
В целях улучшения показателей сформиро-ванности нами была разработана программа «Формирование компонентов профессиональной компетентности будущих учителей путем использования проектной технологии обучения». Внедрение данной программы в учебный план студентов всех курсов должно быть вызвано также необходимостью раскрытия содержания обучающимся каждого изучаемого компонента профессиональной компетентно-
сти в процессе самостоятельного практического изучения, активизации познавательной деятельности студентов; желанием научить действовать в нестандартных для них профессиональных ситуациях, включить студентов в систематическую исследовательскую работу, научить в практике своей будущей профессии не только использовать традиционные методы, но и реализовать методы, предполагающие практическую направленность учебной деятельности.
Данная программа разделена на блоки и изучается с 1-го по 5-й курсы обучения. Первый модуль включает в себя блок «Введение в проектную деятельность» и изучается на 1-м курсе. На 2-м и 4-м курсах данный модульный курс продолжается включением блока «Изучение педагогических технологий путем проектного обучения», направленного на формирование и развитие учебно-воспитательного компонента профессиональной компетентности и осуществляемого путем рассмотрения таких технологий, как кейс-метод, технология проблемного обучения, технологии развивающего обучения, дальтон-технология и др. Следующий блок
Когнитивная компетентность
Учебно-воспитательная
Мотивационная компетентность
Социально-педагогическая компетентность
низкии 21
среднии 49
высокии 30
Правовая компетентность
низкии 25
47
среднии
высокии 28
Рефлексивная компетентность
низкии 10
68
среднии
высокии 22
Рис. Показатели уровня сформированности компонентов профессиональной компетентности 212 Наука и Школа № 6'2016
предполагает работу на 3-5-м курсах, при его изучении рассматриваются компоненты профессиональной компетентности, он называется «Исследование компонентов профессиональной компетентности с использованием проектной технологии обучения» и предполагает работу над такими темами проектов, как, например, «Технология формирования рефлексивной компетентности», «Социальная компетентность педагога», «Способы совершенствования социальной компетентности педагога», «Способы повышения уровня мотивационной компетентности студента», «От правового знания к правовой компетентности», «Технология формирования правовой компетентности студентов» и др.
Закрепление знаний осуществляется на педагогической практике.
Таким образом, благодаря обучению по данному модульному курсу у студентов не только формируется когнитивный компонент, включающий знания об элементах профессиональной компетентности и технологиях обучения, но и происходит комплексное развитие личности. Полученная база знаний, умений и навыков будет способствовать эффективной адаптации в профессиональной среде, практической реализации профессиональных задач.
В процессе реализации предложенной программы на первых занятиях первого курса мы проводили анкетирование с целью определения уровня информированности студентов о понятии «профессиональная компетентность» и ее структуре. Всего в опросе приняли участие 57 студентов. Проанализировав результаты данного анкетирования, мы определили, что 67% студентов впервые столкнулись с понятием «профессиональная компетентность», ее структурой и затрудняются дать определение. С данным понятием знакомы и имеют представление о ее структуре 33% обучающихся, в частности, наиболее информированы студенты о когнитивной составляющей профессиональной компетентности, что составило 29% от общего числа владеющих информацией. На втором месте была учебно-воспитательная компетентность - 20%, на третьем - мотивационная -17%, правовая - 15%, социально-педагогическая - 11%, рефлексивная - 8%.
Доказательством эффективности предложенной программы с использованием проектной технологии обучения при формировании профессиональной компетентности на базе Казанского (Приволжского) федерального университета при обучении студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (право и иностранный язык) стало проведение диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности и каждого ее компонента. Так, показатели высокого уровня сформированности когнитивного компонента выросли в два раза и составили в среднем 58% по сравнению с показателями, полученными до реализации программы. Высокие показатели учебно-воспитательного компонента выросли на 20% по сравнению с результатами первой диагностики уровня ее сформированности. Диагностика положительного развития мотиваци-онного компонента определяется улучшением на 28%, высокий показатель социально-педагогического компонента - в среднем на 20%, правового - на 10%. Высокие показатели рефлексивного компонента стали эффективней в среднем на 22%.
Введение данного учебного модуля дало возможность не только получить знаний о компонентах компетентности и технологиях обучения, но и непосредственно участвовать в их практической реализации.
Таким образом, в современном мире конкурентной борьбы на профессиональном рынке труда важно умение применять знания на практике. Этого можно добиться использованием в процессе подготовки студентов различных практико-ориентированных педагогических технологий, в частности технологии проектного обучения, для формирования профессионально активной личности, владеющей всеми компонентами профессиональной компетентности, способной саморазвиваться, умеющей критически мыслить и постоянно самосовершенствоваться.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) [Текст] / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. -№ 11. - С. 3-13.
2. Щукин, А. Н. Компетенция или компетентность [Текст] / А. Н. Щукин // Русский язык за рубежом. - 2008. - № 8. - С. 14-20.
3. Зритнева, Е. И. Семьеведение [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению подготовки и специальности «Социальная работа» / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. - М.: Владос, 2006. - 246 с.
4. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов, обуч. по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 кн. / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск.: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2004. - Кн. 1. - 174 с.
5. Чернилова, Н. Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников [Текст] / Н. Г. Чернилова. - Саратов, 1997. - 130 с.
6. Полат, Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат // Российская академия образования: официальный сайт. - Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth%20 project/metod%20pro.htm (дата обращения: 10.09.2016).
REFERENCES
1. Baydenko V. Kompetentsii v professionalnom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podkhoda). Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004, No. 11, pp. 3-13.
2. Shchukin A. N. Kompetentsiya ili kompe-tentnost. Russkiy yazyk za rubezhom. 2008, No. 8, pp. 14-20.
3. Zritneva E. I., Klushina N. P. Semyevedenie: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuch. po napravleniyu podgotovki i spetsialnosti„ Sotsial-naya rabota ". Moscow: Vlados, 2006. 246 p.
4. Simonenko V. D., Retivykh M. V. (Ed.) Obsh-chaya i professionalnaya pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov, obuch. po spetsialnosti „Professionalnoe obuchenie": in 2 vol. Bryansk.: Izd-vo Bryanskogo gos. un-ta, 2004. Vol. 1. 174 p.
5. Chernilova N. G. Sistemaproektnogo obucheni-ya kak instrument razvitiya samostoyatelnosti starsheklassnikov. Saratov, 1997. 130 p.
6. Polat E. S. Metod proektov. Available at: http:// distant.ioso.ru/project/meth%20project/ metod%20pro.htm (accessed: 10.09.2016).
Мунавирова Лейсан Ринатовна, аспирантка кафедры педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета e-mail: [email protected]
Munavirova Leysan R., Post-graduate student, Pedagogy Department, Kazan (Volga region) Federal University e-mail: [email protected]