Научная статья на тему 'Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования»)'

Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / PROFESSIONAL ACTIONS / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER / FORMATION CRITERIA OF PROFESSIONAL ACTIONS / FORMATION INDICATORS OF PROFESSIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриевская Людмила Анатольевна, Циулина Марина Владимировна

В статье поднимается проблема оценки сформированности профессиональных действий студентов педагогического вуза. Авторы выделяют следующие критерии: мотивационно-личностный, теоретико-методологический, практико-преобразовательный, а также их показатели. Предложенные критерии и показатели рассмотрены на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриевская Людмила Анатольевна, Циулина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and indicators of future teacher professional actions (by the example of “Methodology and methods of research” course)2

The problem of assessing the formation of professional actions of students at a pedagogical institution of higher education is defined. The following criteria (motivation-personal, theoretical-methodological and practice-transformational) and their indicators are defined. The proposed criteria and indicators are viewed by the example of “Methodology and methods of research” course.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования»)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 ББК 74.480

Л.А. Андриевская, М.В. Циулина

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЕДОВАНИЯ»)1

В статье поднимается проблема оценки сформированности профессиональных действий студентов педагогического вуза. Авторы выделяют следующие критерии: мотивационно-личностный, теоретико-методологический, практико-преобразовательный, а также их показатели. Предложенные критерии и показатели рассмотрены на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования». ¡о Ключевые слова: профессиональные действия, профессиональный стандарт педагога, крите- 2 рии сформированности профессиональных действий, показатели сформированности профессиональных действий.

L.A. Andrievskaya, M.V. Tsiulina

CRITERIA AND INDICATORS OF FUTURE TEACHER PROFESSIONAL ACTIONS

(BY THE EXAMPLE OF "METHODOLOGY AND METHODS

OF RESEARCH" COURSE)2

The problem of assessing the formation of professional actions of students at a pedagogical institution of higher education is defined. The following criteria (motivation-personal, theoretical-methodological and practice-transformational) and their indicators are defined. The proposed criteria and indicators are viewed by the example of "Methodology and methods of research" course.

Key words: professional actions, professional standard of the teacher, formation criteria of professional actions, formation indicators of professional actions.

Современные социально-экономиче- выпускникам вузов, в частности педаго-

ские изменения, происходящие в рос- гических. В связи с этим возникла не-

сийском обществе, стали предпосылкой обходимость модернизации педагогиче-

изменения требований работодателей к ского образования, одной из основных

1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Фонд оценочных средств как инструмент реализации профессионального стандарта педагога в вузе» (договор на выполнение НИР № 16-1299 от 18.10.2016 г., заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).

2 The article is written within the research work on the topic «The fund of assessment tools as an instrument of realization of the professional teacher's standard at university» (research contract of 18.10.2016, № 16-1299, contract owner Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev).

ф

Ei >

Ii

Ю'"

e i

Ь го

4 Ф X о

1 S

£ £5 § ^

8 х

ä Ü о о о. н

о к р

го .и

2 ф

0-z -8- Г

0 .0

1 I

ГО S

" й ГО О

0 ч с ф

5 О.

1 Ü ф Q.

1- С

ü «

го

X

£

03

к го

О

ш

ф

X

с <

идей которой является ориентация процесса подготовки будущих учителей на профессиональный стандарт педагога. Реализация профессионального стандарта предполагает формирование профессиональных действий педагога, в связи с чем актуализируется вопрос оценки сформированности профессиональных действий студента. Оценка сформиро-ванности профессиональных действий предполагает определение критериев, показателей и собственно разработку фонда оценочных средств профессиональных действий студента.

На основе идей С.П. Калашникова, А.Г. Каспржака, Е.Г. Матвиевской, М.В. Потаповой и др. выделяем следующие критерии сформированности профессиональных действий студентов педагогического вуза: мотивацинно-личностный, теоретико-методологический и практико-преобразовательный.

В результате анализа научной литературы под критерием понимаем признак оценивания, определения или классификации предмета исследования. Показатели рассматриваем как индикаторы развития, состояния критерия [6, с. 69].

Мотивацинно-личностный критерий позволяет определить мотивацион-ную, ценностную и личностную готовность студента педагогического вуза к осуществлению профессиональной деятельности: уровень проявления интереса к вопросам методологии, сформирован-ность профессиональных ценностных ориентаций, наличие собственной научной позиции и способность ее аргументировать.

Показатели сформированности мотивационно-личностного критерия были выделены на основе работ Л.А. Во-денниковой [2], Г.Я. Гревцевой, М.В. Ци-улиной [3]:

• сформированность мотивации к профессиональной деятельности, к исследовательской работе;

• сформированноть профессиональных ценностных ориентаций;

• сформированность профессиональных качеств личности исследователя.

Теоретико-методологический критерий позволяет определить уровень знаний в области методологии и методов научного исследования и степень понимания принципов организации научного исследования в современном образовании.

Показатели сформированности теоретико-методологического критерия:

• знание результатов научных исследований в сфере науки и образования;

• знание методологических оснований научного исследования;

• знание современных проблем и инновационных процессов в образовании.

Практико-преобразовательный критерий определяет способность личности действовать в соответствии с ее профессиональными ценностными ориентация-ми и научной позицией при организации педагогического исследования, анализе и проектировании применения его результатов в сфере образования.

Показатели сформированности прак-тико-преобразовательного критерия основаны на особенностях форм и методов практико-ориентированных современных образовательных технологий, таких как проектное, контекстное, проблемное обучение и др. [1; 4]:

• проведение научного исследования в сфере науки и области образования;

• анализ и представление результатов научного исследования;

• проектирование содержания образования в соответствии с результатами научного исследования.

В основе предложенных показателей оценки сформированности профессиональных действий студентов педагогического вуза положено содержание видов деятельности выпускника в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [5].

Для создания фонда оценочных средств анализа сформированности профессиональных действий педагога показатели распределены по уровням: недостаточный, удовлетворительный, базовый, повышенный (табл. 1).

Табл. 1. Критерии и показатели диагностики сформированное™ профессиональных действий студентов педагогического вуза (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования»)

№ Уровни сформированности профессиональных действий

Недостаточный Удовлетворительный Базовый Повышенный

1 2

1 Мотивационно-личностный критерий

1.1 Сформированность мотивации к профессиональной деятельности, к исследовательской работе

Мотивация к профессиональной деятельности и к исследовательской работе отсутствует Мотивация определяется интересом к профессиональной деятельности и к исследовательской работе Мотивация определяется сформированной потребностью к профессиональной деятельности и к исследовательской работе Сформированы осознанные мотивы к профессиональной деятельности и к исследовательской работе

1.2 Сформированноть профессиональных ценностных ориентаций

Отсутствуют профессиональные ценностные ориентации Формирование профессиональных ценностных ориентаций находится на стадии знаний профессиональных ценностей Формирование профессиональных ценностных ориентаций находится на стадии понимания и осознания профессиональных ценностей Формирование профессиональных ценностных ориен-таций находится на стадии принятия профессиональных ценностей

1.3 Сформированность профессиональных качеств личности исследователя

Не сформированы профессиональные качества личности исследователя Профессиональные качества личности исследователя сформированы не в полной мере; деятельность осуществляется на только под руководством педагога Профессиональные качества личности исследователя сформированы не в полной мере; деятельность осуществляет на основе профессиональных взглядов и убеждений, но периодически нуждается в руководстве Профессиональные качества личности исследователя сформированы в полной мере, действует на основе профессиональных взглядов и убеждений

2 Теоретико-методологический критерий

2.1 Знание результатов научных исследований в сфере науки и образования

Отсутствуют знания о результатах научных исследований в сфере науки и образования Поверхностные, бессистемные знания результатов научных исследований в сфере науки и образования Знания результатов научных исследований в сфере науки и образования соответствуют требованиям программы дисциплины Знания результатов научных исследований в сфере науки и образования превосходят требования программы дисциплины

2.2 Знание методологических оснований научного исследования

Отсутствуют знания методологических оснований научного исследования Поверхностные, бессистемные знания методологических оснований научного исследования Знания методологических оснований научного исследования соответствуют требованиям программы дисциплины Знания методологических оснований научного исследования превосходят требования программы дисциплины

2.3 Знание современных проблем и инновационных процессов в образовании

Отсутствуют знания современных проблем и инновационных процессов в образовании Поверхностные, бессистемные знания проблем и инновационных процессов в образовании Знания проблем и инновационных процессов в образовании соответствуют требованиям программы дисциплины Знания проблем и инновационных процессов в образовании превосходят требования программы дисциплины

го ч ф с

ф

Ю'"

£ 1

ч Ф X о

1 * Ец £5

И

о г

о

С £

н о о

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го ш

а?

о о

■о

ф

■е-::

О .0

И

го ^

" Й ГО О

о ч с ф

^ о.

ф

ф о.

Ь С ^х

Окончание таблицы

1 2

3 Практико-преобразовательный критерий

3.1 Проведение научного исследования в сфере науки и области образования

Уклоняется от проведения научного исследования в сфере науки и области образования Проводит научное исследование в сфере науки и области образования не в полном объеме При проведении научного исследования в сфере науки и области образования нуждается в помощи научного руководителя Самостоятельно проводит научное исследование в сфере науки и области образования

3.2 Анализ и представление результатов научного исследования

Не проводит анализ и не представляет результаты научного исследования Проводит анализ и представлениерезуль-татов научного исследования не в полном объеме При анализе и представлении результатов научного исследования нуждается в помощи научного руководителя Самостоятельно анализирует и представляет результаты научного исследования

3.3 Проектирование содержания образования в соответствии с результатами научного исследования

Не создает проект преобразования содержания образования, исходя из результатов проведенного научного исследования Предлагает преобразования содержания образования на уровне идей Создает проект преобразования содержания образования, исходя из результатов проведенного научного исследования, с помощью научного руководителя Самостоятельно создает проект преобразования содержания образования, исходя из результатов проведенного научного исследования

Таким образом, подготовка конкурентоспособных и востребованных на рынке труда педагогов оптимальна при создании фонда средств на основе учета готовности и способности студентов выпол-

нять профессиональную деятельность, что отражено в предложенных авторами критериях, показателях и уровнях сфо-рмированности профессиональных действий студентов педагогического вуза.

Библиографический список

1. Андриевская, Л.А. Использование контекстного обучения в высшей школе по подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.А. Андриевская // Символ науки. - 2015. - № 11-2. - С. 97-99.

2. Воденникова, Л.А. Значение профессиональных ценностных ориентаций в подготовке компетентных педагогов-дефектологов [Текст] / Л.А. Воденникова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 2. - С. 83-86.

3. Гревцева, Г.Я. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» [Электронный ресурс] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2-0. - С. 258. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440

4. Салаватулина, Л.Р. Типизация самостоятельной работы в высшей школе [Текст] / Л.Р. Сала-ватулина, Л.А. Андриевская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. - С. 62-67.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. № 15.05.

6. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социо-образовательной среды [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. - 217 с.

References

1. Andrievskaia L.A. Using context learning at higher school for training future teachers to professional work with children with special needs. Simvol nauki, 2015. № 11-2. P. 97-99. [in Russian].

2. Vodennikova L.A. Importance of Professional Values in Training Special Needs Experts. Contemporary Higher School: Innovative Aspects. 2013. № 2. P. 83-86. [in Russian].

3. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. To the analysis of the concept "Reflexive value support of university student professional training". Sovremennyie problemy nauki i obrazovania, 2016. № 2-0. P. 258. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440 [in Russian].

4. Salavatulina L.P. Typization of independent work at higher school. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2015. № 10. P. 62-67. [in Russian].

5. Federal state educational standard of higher education for the program 44.04.01 Pedagogical education (Master level). Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 21 November 2014, N15.05. [in Russian].

6. Tsiulina M.V. Patriotic education of general education school students via socio-educactional environment. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P. 217. [in Russian].

Сведения об авторах: Андриевская Людмила Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ludmila_andrievskaja@idoud.com

Information about authors: Andrievskaya Lyudmila Anatolievna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ludmila_andrievskaja@icloud.com

ro

<u с

<u Ei

lÎ Ю'"

Диулина Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ciulinamv@cspu.ru

Tsiulina Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: ciulinamv@cspu.ru

S 1

I*

X о p

о г

о о о. н

H о о

X X

го m

â?

о о

о

H О)

0-z -8-Г

О -Û

M

ГО S

" й ГО О Ü s

о ч с ф

S О.

H

ф œ

1- с

M

¡¿es

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.