Библиографический список
1. Байденко, В.И. Болонский процесс: середина пути [Текст] / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 379 с.
2. Зуев, П.В. Повышение уровня физического образования в процессе обучения школьников [Текст] / П.В. Зуев. - Екатеринбург: ЕГПУ, 2000. - 130 с.
3. Назаров, А.И. Применение сетевых форм организации обучения физике в бакалавриатах инженерных направлений подготовки [Текст] / А.И. Назаров, О.В. Сергеева, Н.Ю. Ершова // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. - Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2013.- С. 128-134.
4. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2005. -144 с.
5. Феськова, А.А. О проблеме повышения мотивации студентов к обучению [Текст] / А.А. Фесь-кова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 3-4 (23). - С. 11-13.
References
1. BaydenkoV.I. Bologna process: the midway. M.: Research Center for Quality Problems in Training Specialists, 2005. P. 379. [in Russian].
2. Zuev P.V. Increase in the level of Physics education in the process of schoolchildren's education. Ekaterinburg: EGPU, 2000. P. 130. [in Russian].
3. Nazarov A.I., Sergeeva O.V., Ershova N.Y. Application of network forms of the organization of teaching Physics in Bachelors of Engineering programs of training. Uchenye zapiski instituta sotsialnykh i gumianitarnykh znaniy. Kazan: UNIVERSUM, 2013. P. 128-134. [in Russian].
4. Pidkasisty P.I. Organization of students' educational and punctual activity. Moscow: The Pedagogical Society of Russia, 2005. P. 144. [in Russian].
5. Feskova A.A On the problem of increasing students' motivation for learning. International scientific journal, 2013. № 3-4 (23). P. 11-13. [in Russian].
Сведения об авторе: Акматбекова Азат Жолочубековна,
преподаватель кафедры математики, Кыргызско-Турецкий университет Манас, г. Бишкек, Республика Кыргызстан. Е-таИ: [email protected]
Information about the author: Akmatbekova Azat Zholochubekovna,
Lecturer,
Departament of Mathematics Kyrgyz-Turkish University Manas Bishkek, Kyrgyzstan. Email: [email protected]
1 Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 14.04.2017 г. № 16-459 по теме «Независимая оценка качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия».
CÛ
о
IX
ф
УДК 378 ББК 74.480
Л.А. Андриевская, М.В. Циулина
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
«_» _
ВУЗА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ1
В статье рассмотрены критерии независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза: личностный, компетентностный, профессионально-деятельностный. Сфор-мированность предложенных критериев авторы рассматривают через соответствующие пока-
затели. Распределение показателей предложено по уровням сформированности критериев: недостаточный, удовлетворительный, базовый, повышенный. Предложенные в статье критерии, показатели и уровни независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза удовлетворяют условиям сетевого взаимодействия.
Ключевые слова: независимая оценка, качество подготовки студентов, высшая школа, критерий, показатель, уровень, сетевое взаимодействие.
L.A. Andrievskaya, M.V. Tsiulina
CRITERIA AND INDICATORs oF INDEpENDENT sTuDENT TRAINING QuALITY Assessment At A pEDAGoGICAL HIGHER SCHooL IN NETwoRKING CoNDITIoNS
Criteria ofindependent assessment of student training quality at a pedagogical higher school: personality, competence and professional activity, are discussed. Formation degree in viewed via the corresponding indicators. The indicators are distributed in accordance with formation de4grees: insufficient, satisfactory, basic and advanced. The proposed criteria, indicators and levels of independent assessment of student training quality at a pedagogical higher school answer the networking requirements.
Key words: independent assessment, student training quality, higher school, criterion, indicator, level, networking.
ro x s
Ss.
s
zr ad
к го
О
ca ф
s ^
x
<
<
Независимая оценка качества подготовки будущих педагогов на сегодняшний день становится средством исполнения законодательства России в области качества образования, в частности, когда речь идет о внешнем и внутреннем аудитах, соответствии программ обучения и уровня подготовки студентов образовательным и профессиональным стандартам. А в качестве актуальной и благоприятной среды достижения высокого уровня подготовки конкурентоспособных на рынке труда педагогов в научных трудах и нормативных документах рассматривается сетевое взаимодействие.
По мнению Н.В. Увариной, сетевое взаимодействие - это «система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационно-методических, кадровых, материально-технических ресурсов. Данный вид взаимодействия возможен только между теми элементами сети, которые обладают автономностью и не подчинены заданному сверху регламенту взаимоотношений» [4, с. 232].
Возможности сетевых сообществ усовершенствовать образовательный процесс подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности создает благоприятные условия для объективной независимой оценки подготовки студентов, которая, являясь одной из тенденций модернизации высшего образования в России, влияет на развитие социальной политики государства. Исходя из опыта деятельности Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ранее - Челябинского государственного педагогического университета) [3], в рамках модульного принципа построения основной образовательной программы независимая оценка выступает одной из ключевых идей управления качеством образования [5]. Она обеспечивает равные требования к модулям образовательных программ и оценки уровня образовательных достижений студентов: сформированности личностных характеристик, компетенций и профессиональных действий будущих педагогов.
На основе нормативно-правовых документов Российской Федерации (Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 от 29.12.2012 года, Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, Про-
фессионального стандарта педагога), а также на основе собственных исследований [1] мы выделяем следующие критерии независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза: личностный, компетентностный и профессионально-деятельностный.
Подробнее рассмотрим выделенные критерии независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия. Через личностный критерий происходит оценка сформированности мотивации, ценностных ориентаций и профессиональных качеств личности будущего педагога. Компетентностный критерий позволяет провести оценку нали-
чия знаний, сформированности умений и владений способами, приемами, навыками по дисциплинам образовательной программы. С помощью профессионально-деятельностного критерия осуществляется оценка овладения профессиональными действиями, применения опыта профессиональной деятельности на практике и проведения рефлексии собственной профессиональной деятельности студентами педагогического вуза.
Распределение показателей по уровням сформированности критериев независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия представлено в табл. 1.
Табл. 1. Критерии и показатели независимой оценки качества подготовки студентов
педагогического вуза
№ Уровни независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза
Недостаточный Удовлетворительный Базовый Повышенный
1 Личностный критерий
1.1 Сформированность мотивации к профессиональной деятельности
Мотивация к профессиональной деятельности отсутствует Мотивация определяется интересом к профессиональной деятельности Мотивация определяется сформированной потребностью к профессиональной деятельности Сформированы осознанные мотивы к профессиональной деятельности
1.2 Сформированность профессиональных ценностных ориентации
Отсутствуют профессиональные ценностные ориентации Формирование профессиональных ценностных ориентаций находится на стадии знаний профессиональных ценностей Формирование профессиональных ценностных ориен-таций находится на стадии понимания и осознания профессиональных ценностей Формирование профессиональных ценностных ориен-таций находится на стадии принятия профессиональных ценностей
1.3 Сформированность профессиональных качеств личности педагога
Не сформированы профессиональные качества личности педагога Профессиональные качества личности педагога сформированы не в полной мере; деятельность осуществляется на только под руководством наставника Профессиональные качества личности педагога сформированы не в полной мере; деятельность осуществляется на основе профессиональных взглядов и убеждений, но периодически нуждается в руководстве Профессиональные качества личности педагога сформированы в полной мере, действует на основе профессиональных взглядов и убеждений
2 Компетентностный критерий
2.1 Наличие знаний по дисциплинам образовательной программы
Отсутствуют знания по дисциплинам образовательной программы Поверхностные, бессистемные знания по дисциплинам образовательной программы Знания по дисциплинам образовательной программы соответствуют требованиям ФГОС ВО Знания по дисциплинам образовательной программы превосходят требования ФГОС ВО
CÛ
о
H
X
ф
?
о
а
CÛ
о
I-
ек
Ч S О CÛ
s S
CÛ ф
77 i—г
X О
о m ф
H ф
о
о
m ей
го о
п с
ф сЗ
I ^
ей
Q.O
Ф LÎ
t Го „ ч
Œ ф ЪИ П.
Окончание табл. 1
2.2 Сформированность умений по дисциплинам образовательной программы
Отсутствуют умения по дисциплинам образовательной программы Частичные, бессистемные умения по дисциплинам образовательной программы Умения по дисциплинам образовательной программы соответствуют требованиям ФГОС ВО Умения по дисциплинам образовательной программы превосходят требования ФГОС ВО
2.3 Владения способами, приемами и навыками по дисциплинам образовательной программы
Отсутствуют владения способами, приемами и навыками по дисциплинам образовательной программы Частичные, бессистемные владения способами, приемами и навыками по дисциплинам образовательной программы Владения способами, приемами и навыками по дисциплинам образовательной программы соответствуют требованиям ФГОС ВО Владения способами, приемами и навыками по дисциплинам образовательной программы превосходят требования ФГОС ВО
3 Профессионально-деятельностный критерий
3.1 Овладение профессиональными действиями
Не владеет профессиональными действиями согласно Профессиональному стандарту Частично владеет профессиональ-ными действиями согласно Профессиональ-ному стандарту В большей степени владеет профессиональными действиями согласно Профессиональному стандарту В полном объеме владеет профессиональными действиями согласно Профессиональному стандарту
3.2 Применение опыта профессиональной деятельности на практике
Не применяет опыт профессиональной деятельности на практике Не в полном объеме применяет опыт профессиональной деятельности на практике В процессе применения опыта профессиональной деятельности на практике нуждается в помощи наставника Самостоятельно применяет опыт профессиональной деятельности на практике
3.3 Рефлексия собственной профессиональной деятельности
Не осуществляет рефлексию собственной профессиональной деятельности Проводит рефлексию собственной профессиональной деятельности под руководством наставника Самостоятельно, но не системно осуществляет рефлексию собственной профессиональной деятельности Самостоятельно и системно осуществляет рефлексию собственной профессиональной деятельности
Объективная оценка каждого из предложенных критериев и показателей должна включать разнообразные традиционные и инновационные методы и средства подготовки студентов в высшей школе. Проведенный ранее анализ современных способов оценки подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности [2] положен в основу авторской систематизации методов и средств подготовки студентов
в высшей школе для независимой оценки сформированности личностного, компетентностного, профессионально-деятельностного критериев.
Так, показатели личностного критерия возможно оценить с помощью методов: эссе, экспертной оценки, самооценки, баскет-метода, мозгового штурма, разработки и составления портфолио, проектирования модели развития профессиональной карьеры и др. Данные методы
могут быть заданиями фонда оценочных средств по дисциплине или образовательной программе. Для выполнения предложенных заданий возможно оценить уровень заинтересованности и мотивации студентов, ориентированность на ценности профессиональной деятельности, сформированность профессионально значимых качеств личности.
Показатели компетентностного критерия представляют собой уровень овладения знаниями, умениями и владением знаниями по образовательной программе. Их возможно оценить тестовыми заданиями, контрольными работами, решением задач, ответами на аудиторных занятиях, участием в дискуссии или коллоквиуме, составлением тезисов, словарей, кроссвордов; экспресс-контролем, аннотированием, реферированием, участием в деловых, ситуационных, имитационных играх и др.
Оценка показателей профессионально-деятельностного критерия эффективно проходит с помощью методов контекстного, проектного и проблемного обучения: подготовка научной статьи по теме или отчета о научно-исследовательской работе; подготовка курсовой, выпускной квалификационной или магистерской работы; исследовательский метод; моделирование; кейс-метод; метод проектов;
конструирование конкретных профессиональных (педагогических) ситуаций и др. Выполнение предложенных заданий требует от студента применения профессионального опыта, рефлексии собственной профессиональной деятельности и овладения профессиональными действиями педагога.
Таким образом, в реалиях профессионального образования независимая оценка качества подготовки студентов педагогического вуза становится обязательным компонентом управления качеством образования в педагогическом вузе и эффективно проводится в условиях сетевого взаимодействия. Требования нормативно-правовых актов к управлению качеством образования и возможности сетевого взаимодействия педагогических вузов положены в основу авторского видения критериев и показателей независимой оценки подготовки будущих педагогов: личностного, компетентностно-го и профессионально-деятельностного. Сформированность каждого из критериев констатируется на недостаточном, удовлетворительном, базовом и повышенном уровнях через использование традиционных и нетрадиционных методов и средств экспертной и личной оценки студентами теоретических знаний и результатов практической деятельности.
Библиографический список
1. Андриевская, Л.А. Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9. - С. 9-13.
2. Андриевская, Л.А. Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 8. - С. 16-20.
3. Потапова, М.В. Модернизация педагогического образования в масштабах вуза: стартовые проблемы и результаты / М.В. Потапова, Н.О. Яковлева, Е.В. Яковлев // Вестник педагогических инноваций. - 2015. - № 3 (39). - С. 42-52.
4. Уварина, Н.В. Сетевое взаимодействие вузов как инновация в современном образовании / Н.В. Уварина // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы: материалы I Международной научно-практической конференции. - Калининград: Западный филиал РАНХиГС, 2016. - С. 232-234.
5. Яковлев, Е.В. Внутривузовское управление качеством образования [Текст]: монография. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2002. - 390 с.
ш о н
X
ф
?
о
ей о
I-
ек
О ей
з £ р ф
^ о Ф О
Т 2
го ^
* го
со
* т
X О
о т ф
>2 I-
О Ф
2 О
X
о к ^ ^
ей ей го о п с ф сЗ
ей
ц
ф
I-
го
ей ГО О
о о
с ьг
о ф
т
а0 ф ^ I- го
5 ^
О. ф ЪИ П.
References
1. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Criteria and indicators of future teacher professional actions (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2016. № 9. P. 9-13. [in Russian].
2. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Tools to assess professional actions of a future teacher (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016. № 8. P. 16-20. [in Russian].
3. Potapova M.V., Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. Pedagogical education modernization within a higher school. Vestnikpedagogicheskikh innovatsii. 2015. № 3 (39). P. 42-52. [in Russian].
4. Uvarina N.V. Higher school networking as an innovation in contemporary education. Sotsialnoekono-micheskoie razvitie regionov Rossii: realii sovremennosti, tendentsii, perspectivy. Kaliningrad, Zapandyi filial RANKh-iGS, 2016. P. 232-234. [in Russian].
5. Yakovlev E.V. In-house education quality management. Chelyabinsk: Izdatelstvo ChGPU, 2002. P. 390. [in Russian].
Сведения об авторе: Андриевская Людмила Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Циулина Марина Владимировна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about author: Andrievskaya Lyudmila Anatolievna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Tsiulina Marina Vladimirovna, Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology
South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 371 ББК 74.00
Е.В. Гнатышина
ИННОВАЦИОННЫИ АЦХОКРАТИЧЕСКИИ подход В УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В статье обоснована актуальность и необходимость использования в современной системе управления профессиональными образовательными организациями адхократического подхода, решающего проблемы принятия решений, реализации качественных образовательных услуг.
Ключевые слова: профессиональное образование, управление профессиональным образованием, адхократия, инновации, адхократический подход, управление, профессиональная образовательная организация.