Сведения об авторе: Харланова Елена Михайловна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about author: Kharlanova Elena Michailovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Inclusive and Special Education, Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
к го
О
m
ф
s
Œ Ч
X
<
<
(О X s
Sä
s ZT
od
УДК 378 ББК 74.480
М.В. Циулина, Л.А. Андриевская
ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ
«_» _
СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ1
В статье рассмотрен механизм независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза, который представлен в виде процессной модели. В предложенной авторами модели процесс независимой оценки качества подготовки студентов построен в условиях педагогического высшего образования и сетевого взаимодействия на основе опыта Межрегионального сетевого педагогического университета.
Ключевые слова: независимая оценка, качество подготовки студентов, высшая школа, процессная модель, сетевое взаимодействие.
M.V. Tsiulina, L.A. Andrievskaya
PROCESS MODEL OF INDEPENDENT ASSESSMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TRAINING IN NETWORKING CONDITIONS2
Mechanism of in networking conditions represented as a process model is discussed. The proposed model views the process of pedagogical university students training independent assessment built in networking conditions of pedagogical education in inter-regional networking pedagogical university.
Key words: independent assessment, students training quality, higher school, process model, networking.
Модернизация педагогического об- дагога на профессиональный стандарт разования и ориентация подготовки пе- предполагает независимую оценку каче-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 14.04.2017 г. № 16-459 по теме «Независимая оценка качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия».
2 The article is financially supported by Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev research contract of 14.04.2017, № 16-459, "Independent quality assessment of pedagogical university students training in networking conditions").
ства образовательной деятельности педагогического вуза. Согласно принятым правовым нормам в Российской Федерации под независимой оценкой качества образования принято понимать «оценочную процедуру, направленную на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организацимй» [4].
Наиболее продуктивно независимая оценка качества подготовки студентов педагогического вуза осуществляется в условиях сетевого взаимодействия. В связи с этим актуализируется вопрос механизма данной оценки, который включает определение критериев, показателей и собственно разработку процессной модели в условиях сетевого взаимодействия.
Анализ терминологического поля проблемы независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия показал, что один из акцентов данной оценки отражает качество подготовки студентов. Так, по мнению Е.В. Яковлева, качество образования - «интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия операционально заданным целям общества по формированию и развитию гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» [5, с. 58].
Учитывая особенности разновидностей педагогических моделей [6], процессная модель наиболее оптимально представляет собой образ процесса независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия и характеризуется: поэтапностью перехода изучаемого явления из одного состояния в другое;
установлением единицы процесса; представлением структуры этапов процесса и взаимосвязей между ними. Так же процессные модели используются для отображения двух и более взаимодействующих процессов.
В условиях сетевого взаимодействия механизм независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза представляет собой два взаимосвязанных процесса: внутривузовская оценка качества подготовки студентов и независимая оценка качества подготовки студентов вуза-партнера.
Основываясь на методологических принципах и собственных наработках [2; 3], на рисунке 1 мы представили блок-схему процессной модели независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия, построенная на основе опыта Межрегионального сетевого педагогического университета.
Методологической основой предложенной модели является сочетание системного и средового подходов. Системный подход (В.П. Беспалько, Т.И. Дмитри-енко, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) позволил изучить структуру процесса независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия и рассмотреть данный процесс как систему взаимосвязанных подпроцессов: внутри-вузовской оценки качества подготовки студентов и независимой оценки качества подготовки студентов вуза-партнера. Технологический подход (А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, В.А. Сластенин, В.В. Юдин и др.) послужил прескриптивным аппаратом построения предложенной модели, определяющего характеристики подпроцессов: внутривузовской оценки качества подготовки студентов и независимой оценки качества подготовки студентов вуза-партнера, характеризующего поступательным характером, последовательностью действий. Средовой подход (А.Ф. Лазурский, Ю.С. Мануйлов, О.Б. Рубцова, З.И. Тюмасева, Г.Г. Шек и др.) применяется с целью использования возможностей среды Межрегионального сетевого педагогического университета
CÜ
о
IX
ф
о
S
^
ей
о к
о на
2 ф
ТО 5 Сй О
о!
У ®
го со s 2
IS
О Ф
° S
5 к
о
ей ¡§
п
ф Сй
1 го
_й со ^ ^
ф ей
3 о
0 IS О
к О ГО Ф
1 У
° F о ~ ф 2
d С
для реализации изучаемого процесса. Сетевое взаимодействие рассматривается в качестве благоприятной среды повышения качества подготовки будущих педагогов, поскольку создает возможности для
написания и апробации инновационных программ, внешней экспертной оценки качества подготовки педагогов в вузе, расширения ресурсов образовательного процесса.
к го
¡4
о со
0) ^
X
<
<
го"
X
£
03
Рис. 1. Блок-схема процессной модели независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия
Процесс оценки качества подготовки студентов педагогического вуза основан на определении критериев (личностного, компетентностного, профессионально-деятельностного), показателей и уровней (недостаточного, удовлетворительного, базового, повышенного) качества подготовки студентов педагогического вуза [1].
Разработанная нами модель отражает два взаимосвязанных процесса внутренней оценки и внешней независимой оценки вузом-партнером. Каждый из которых предполагает выделение четырех этапов в процессе оценки качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия. Этапы объединены формами и средствами их реализации в условиях Межрегионального сетевого педагогического университета.
Однако каждый из взаимосвязанных процессов обладает своей уникальностью, которая выражается в целях и методах его реализации. Так, процесс вну-тривузовской оценки качества подготовки студентов состоит из мотивационно-целевого, планово-прогностического, организационно-исполнительского, регулятивно-коррекционного этапов. Основной движущей идеей которых является организация оптимального механизма образовательной деятельности в педагогическом вузе.
Процесс независимой оценки качества подготовки студентов вузом-партнером состоит из информационно-аналитического, планово-прогностического, контрольно-диагностического, регулятивно-коррек-ционного этапов, основной движущей идеей которых является совершенствование механизма подготовки будущих педагогов.
Рассмотрим подробнее процесс вну-тривузовской оценки качества подготовки студентов.
На мотивационно-целевом этапе происходит формирование мотивации профессорско-преподавательского состава педагогического вуза на качественную подготовку студентов согласно требованиям ФГОС ВО и профессиональному стандарту педагога.
На планово-прогностическом этапе проектируется модель выпускника с определением компетенций и профессиональных действий.
На организационно-исполнительском этапе происходит непосредственно образовательная деятельность педагогического вуза в соответствии с принятой моделью будущего педагога.
На регулятивно-коррекционном этапе осуществляется оценка и анализ образовательных результатов студентов с целью оптимизации процесса качества подготовки будущих педагогов.
Остановимся на процессе независимой оценки качества подготовки студентов вузом-партнером.
На информационно-аналитическом этапе осуществляется сбор информации о качестве подготовки студентов вуза-партнера и ее анализ.
На планово-прогностическом этапе создается проект модели выпускника с определением компетенций и профессиональных действий с учетом специфики образовательной деятельности вуза-партнера.
На контрольно-диагностическом этапе происходит контроль качества образования студентов вуза-партнера фондом оценочных средств вуза-эксперта.
На регулятивно-коррекционном этапе осуществляется экспертиза процесса качества подготовки будущих педагогов с целью ее оптимизации.
Таким образом, независимая оценка качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия представляет собой сложный механизм. Он состоит из двух взаимосвязанных процессов: внутривузовской оценки качества подготовки студентов и независимой оценки качества подготовки будущих педагогов вузом-партнером. Данные процессы поэтапно рассмотрены в предложенной процессной модели, построенной на основе системного, технологического и средового методологических подходов и обладающей свойствами поступательности, последовательности и системности.
ей о
IX
ф
?
о
¡£ Сй
О К
о СП
2 'I
ГО 5 Сй О
о!
У ® ^ Щ
2 О Ф
* г
5 к
о
ей
¡5
со ^ Ф Сй
1 ГО
_й со ^ ^
ф ей
3 о
0 I-^ О
к О ГО Ф
1 У
° ?
О 4т Ф 2
1= с
Библиографический список
1. Андриевская, Л.А. Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») [Текст] / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9. - С. 9-13.
2. Андриевская, Л.А. Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») [Текст] / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2016. - № 8. - С. 16-20.
3. Воденникова, Л.А. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Воденникова. - Челябинск, 2015. - 193 с.
4. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность [Текст]. Письмо Мини-стератсва образования и науки России от 03.04.2015 № 512/02.
5. Яковлев, Е.В. Внутривузовское управление качеством образования [Текст]: монография / Е.В. Яковлев. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2002. - 390 с.
6. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
References
1. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Criteria and indicators of future teacher professional actions (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016. № 9. P. 9-13. [in Russian].
2. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Tools to assess professional actions of a future teacher (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016. № 8. P. 16-20. [in Russian].
3. Vodennikova L.A. Formation of professional values of future special education teachers. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2015. P. 193. [in Russian].
4. Methodological recommendations on independent assessment education quality in the educational organizations. Letter of the Ministry of Education and Sciene of the Russian Federation of 03.04.2015. № AP-512/02. [in Russian].
5. Yakovlev E.V. In-house education quality management. Chelyabinsk: Izdatelstvo ChGPU, 2002. P. 390. [in Russian].
6. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical Research: Contents and Presentation of Results. Chelyabinsk:
Information about author: Tsiulina Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Andrievskaya Lyudmila Anatolievna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Izd-vo RBIU, 2010. P. 316. [in Russian].
Сведения об авторе: Циулина Марина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, S г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
к
о са а) s
^ Андриевская Людмила Анатольевна,
^ кандидат педагогических наук,
^ доцент кафедры педагогики, психологии
I и предметных методик,
^ Южно-Уральский государственный
-Ц- гуманитарно-педагогический университет,
03 г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]