Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2021, №1 http://www.agequal.ru/pdf/2021/AGE QUALITY 1 2021.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Солонина С.В., Казакова Н.Е. Критерии и показатели профессионально-общественной аккредитации по требованиям национальной системы квалификаций // Электронный научный журнал «Век качества». 2021. №1. С. 122-139. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2021/121008.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Критерии и показатели профессионально-общественной аккредитации по требованиям национальной системы квалификаций
Солонина Светлана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности Института экономики, управления и бизнеса ФБГОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
Аннотация. В статье рассмотрены основные критерии оценки профессионально-общественной аккредитации (ПОА). Проведено сопоставление методик проведения ПОА с рекомендациями Национального агентства развития кв алификаций.
Ключевые слова: федеральные образовательные стандарты, компетенции, профессиональный стандарт (ПС), критерии достижения компетенций, профессионально-общественная аккредитация, ПОА, профессиональная квалификация, СПК, критерии оценки, критерии аккредитации, НАРК, Национальная система квалификаций.
УДК 378
Казакова Наталья Евгеньевна,
кандидат психологических наук, доцент, руководитель Центра организации обучения, аттестации и развития квалификаций Союза «СтройСвязьТелеком», г. Москва, Маршала Жукова, 78 umzdpo@rambler. ги
Вступили в силу обновленные версии федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++), которые кардинальным образом отличаются от предыдущих версий.
Изменилась структура и содержание ФГОС 3++:
- добавлены области и сферы профессиональной деятельности, согласно приложению к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» [1];
- изменены требования к структуре программы, а именно установлены минимальные ограничения зачетных единиц для установления объема программы и ее блоков;
- введены универсальные компетенции вместо общекультурных;
- предусмотрена установка обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций, которые формулируются на основе профессиональных стандартов, соответствующей профессиональной деятельности выпускников, причем образовательная организация может включить самостоятельно определяемые компетенции;
- добавлены индикаторы достижения компетенций;
- добавлен подраздел «Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся».
Современные тенденции в образовании диктуют особые требования к качеству подготовки выпускников. Профессионально-общественная аккредитация (далее ПОА) является одной из процедур внешней оценки качества образования, проводимой профессиональным сообществом. Данная аккредитация является добровольной, ее цель - подтверждение соответствия образовательных программ требованиям рынка труда. Аккредитационная экспертиза представляет собой оценку содержания и качества подготовки выпускников заявленных образовательных программ на соответствие требованиями профессиональных стандартов, квалификационных требований, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, ст. 96 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ (ПОА ОП) как инструмент признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, рынка труда [2]. При этом п. 8. ст. 96 устанавливает, что сведения об имеющихся у образовательной организации ПОА рассматриваются при проведении государственной аккредитации и подлежат представлению к заявлению на государственную аккредитацию в соответствии с п. 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности.
Основным документом для профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ являются Общие требования Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), утвержденные 3 июля 2017 г. [3].
Профессионально-общественная аккредитация не дублирует Государственную аккредитацию, так как используются иные критерии оценки. Рассмотрим некоторые из них.
1. Наличие в образовательной организации выпускников, прошедших процедуру независимой оценки профессиональных квалификаций. С 2017 г. в России создаются независимые экзаменационные площадки, где можно подтвердить свою квалификацию по различным профессиональным областям. Сегодня в регионах насчитывается около 300 таких площадок (Центров оценки квалификаций). В настоящее время успешный опыт сопряжения ГИА и независимой оценки квалификаций имеет ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Свердловская область вошла в восьмерку регионов, в которых под эгидой Национального агентства развития квалификаций реализован пилотный проект по применению независимой оценки квалификации в процессе промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов, осваивающих образовательные программы СПО. Однако широко применить их опыт пока не получится - в настоящее время не так много
утвержденных квалификаций и комплектов оценочных средств для проведения профессионального экзамена. Кроме того, в характеристиках обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов соответствующего уровня квалификации зачастую содержатся требования к опыту практической работы, которой у выпускника пока нет.
2. Достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы, выражающейся в сформулированных компетенциях, и индикаторов их достижения. С 1.07.2016 г. вступила в силу новая редакция ч. 7 ст. 11 ФЗ № 273 «Об образовании», которой предусмотрено формирование ФГОС на основе ПС (при наличии) в части профессиональной компетенции [2]. Постановлением Правительства от 8.01.2018 г. № 2 внесены изменения в порядок согласования ФГОС с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям (СПК) и НСПК [4]. В настоящее время недостаток профильных специалистов по экспертизе образовательных стандартов и программ имеет место в отраслевых СПК. Проекты ФГОС проходят обязательное согласование СПК (при наличии) на предмет соответствия проекта ФГОС профессиональным стандартам. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным стандартам, самостоятельно формулируют профессиональные компетенции, которые основываются на обобщенных трудовых функциях профессиональных стандартов.
3. Соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения). Структура и содержание учебного плана должны содержать дисциплины, позволяющие достичь профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами области и сферы профессиональной деятельности выпускника. Оценочные материалы должны позволять оценить знания, умения и трудовые действия в соответствии с профессиональными компетенциями.
4. Наличие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников и соответствующих содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к выполнению которых готовится выпускник. Образовательные организации при отсутствии необходимой материально-технической базы заключают договоры с работодателями для проведения практических занятий на их производственных площадях.
5. Наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями. Данный критерий определяется на основе данных конкурса на поступление в образовательную организацию по определенной образовательной программе.
6. Подтвержденное участие работодателей в проектировании профессиональной образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы. Данный критерий определяется по наличию работодателей в составе коллегиального органа образовательной организации, принимающих участие в согласовании материалов. Для оценки участия работодателей в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения, в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности, проверяется наличие в организации протоколов согласований, внешних рецензий.
При подготовке материалов к проведению ПОА образовательной программы образовательным организациям необходимо решить следующие задачи:
• проверить соответствие учебного плана образовательным стандартам, наличие дисциплин вариативной части, раскрывающих профессиональные компетенции, особенности современных образовательных программ;
• сформировать матрицу профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции отражают запросы рынка труда в части
готовности выпускника программы соответствующего уровня и направления подготовки выполнять определенные задачи профессиональной деятельности и связанные с ними трудовые функции из профессиональных стандартов для соответствующего уровня профессиональной квалификации;
• подготовить отчет по самообследованию, характеристику профессиональных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции.
Результаты ПОА рассматриваются при проведении государственной аккредитации (ч. 8 ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), используются работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями при формировании рейтингов аккредитованных ими образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 5 ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), учитываются в процедурах распределения контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований [5], используются в процедурах межвузовского и международного сотрудничества, а также для усиления имиджа организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Количество аккредитующих организаций растет с каждым годом. К сожалению, не многие формируют свои показатели и критерии оценки в соответствии с нормативной базой, сформированной Национальным агентством развития квалификаций (НАРК). На практике чаще всего приходится сталкиваться с критериями и показателями, заимствованными из государственной аккредитации и образовательного надзора, несмотря на то, что в Рекомендациях по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (одобренных Рабочей группой по вопросам оценки квалификаций в качестве подготовки кадров Национального совета при Президенте
Российской Федерации по профессиональным квалификациям, протокол заседания Рабочей группы от 30 мая 2018 г. № 28), указано: «При разработке методики профессионально-общественной аккредитации СПК следует учитывать, что образовательные программы разных видов и уровней имеют свою специфику, которая может потребовать введения дополнительных критериев аккредитационной экспертизы. Вместе с тем, принимая решение о дополнительных критериях, следует руководствоваться правилом оптимальной достаточности, не возлагая на профессионально-общественную аккредитацию не свойственных ей функций, например функций, выполняемых государственной аккредитацией или аудитом систем менеджмента качества» [6].
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся критерии оценки и показатели их раскрывающие, которые не согласуются с Рекомендациям АНО «Национальное агентство развития квалификаций» по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденного 11.07.2018 г. (далее рекомендациями НАРК) [6]:
Критерий 1. Успешное прохождение выпускниками образовательной программы процедуры независимой оценки квалификаций
№ п/п Показатель Примечание
1. Выпускники, успешно прошедшие процедуру независимой оценки квалификаций, от общего числа выпускников по ОП за последние три года
2. Выпускники, прошедшие итоговые аттестационные испытания и получившие оценки «хорошо» и «отлично», от общего числа выпускников по ОП за последние три года Не раскрывает критерий 1
3. Выпускники, чьи ВКР нашли практическое применение в профильных организациях, от общего числа выпускников по ОП за последние три года Не относится к критерию 1
4. Выпускники, принявшие участие в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, научных конференциях федерального, регионального и международного уровней по профилю аккредитуемой программы, от общего числа выпускников по ОП за последние три года Не относится к критерию 1
Для критерия 1 достаточно информации о прохождении независимой оценки квалификаций с указанием процента от выпускников конкретного года.
Критерий 2. Соответствие планируемых результатов освоения образовательной программы (профессиональных компетенций) требованиям профессиональных стандартов и/или иным квалификационным требованиям
№ п/п Показатель Примечание
1. Наличие компетенций, внесенных в ОП дополнительно на основе ПС и/или иных квалификационных требований Данный показатель должен учитывать ВСЕ профессиональные компетенции на соответствие трудовым функциям профессиональных стандартов (Примечание 1)
2. Учет требований ПС при формирования содержания программ практик (учебной, производственной, производственной (преддипломной)
Показатель 1 Критерия 2 актуален лишь для образовательных программ, реализуемых по ФГОС 3+.
Критерий 3. Соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, (модулей), практик, оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения)
№ п/п Показатель Примечание
1. Соответствие учебного плана запланированным результатам освоения ОП с учетом ПС (матрица компетенций)
2. Соответствие содержания рабочих программ учебных дисциплин, практик целям и запланированным результатам освоения ОП
3. Соответствие содержания оценочных процедур, фондов оценочных средств, используемых при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, запланированным результатам освоения ОП
Критерий 4. Соответствие материально-технических ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, будущей профессиональной деятельности
№ п/п Показатель Примечание
1. Соответствие материально-технического обеспечения ОП (помещение и оборудование) для ее реализации
2. Соответствие материально-технического обеспечения ОП (помещение и оборудование) для ее реализации инвалидами и лицам с ОВЗ (при наличии таких обучающихся) Не относится к ПОА (Примечание 2)
3. Наличие собственной базы для проведения учебных практик оснащенных современным оборудованием в степени, необходимой для формирования профессиональных компетенций
4. Наличие кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю ОП
5. Наличие помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенного компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. Не относится к ПОА (Примечание 2)
Критерий 5. Соответствие учебных и учебно-методических ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, будущей профессиональной деятельности
№ п/п Показатель Примечание
1. Наличие учебно-методических материалов, разработанных преподавателями, и их соответствие содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник
2. Обеспечение ОП учебной литературой и учебно-методическими пособиями Не относится к ПОА (Примечание 2)
3. Применение в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов (профессиональных баз данных, электронных учебников, обучающих компьютерных программ и т.д., соответствующих направленности ОП Относится к критерию 6
4. Качество учебно-методических материалов, разработанных для дистанционных образовательных технологий, электронного обучения Не относится к ПОА (Примечание 2)
Для раскрытия критерия 5 более уместно, на наш взгляд, было бы согласование с работодателями учебных и учебно-методических ресурсов, используемых в учебном процессе.
Критерий 6. Соответствие информационно-коммуникационных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, будущей профессиональной деятельности
№ п/п Показатель Примечание
1. Доступность и полнота информации об ОП, размещенной на сайте ОО в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" Не относится к ПОА (Примечание 2)
2. Наличие и функционирование электронной информационно-образовательной среды организации в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 Не относится к ПОА (Примечание 2)
Согласно Рекомендациям НАРК 6.2.4. Состав показателей для критерия «Соответствие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник»
Информационно-коммуникационные ресурсы:
- соответствие всех элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры современному уровню;
- наличие свободного доступа обучаемых к информационным образовательным ресурсам (профессиональным базам данных и др.), соответствующим направленности аккредитуемой образовательной программы.»
Критерий 7. Соответствие кадровых ресурсов, непосредственно влияющих на качество
№ п/п Показатель Примечание
1. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ОП Не относится к ПОА Примечание 2.
2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ОП Не относится к ПОА Примечание 2.
3. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих ОП Не относится к ПОА Примечание 2.
4. Доля преподавателей, прошедших повышение квалификации (стажировку) в течение последних 3-х лет, от общего числа штатных преподавателей, реализующих ОП
Согласно Рекомендациям НАРК, «6.2.4. Состав показателей для критерия «Соответствие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник»...
Кадровые ресурсы1
- доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации (переподготовку) в профильных организациях (в соответствии с содержанием профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники аккредитуемой
1 При оценке кадровых ресурсов следует рассматривать педагогических работников, которые обеспечивают реализацию практики, а также профильных учебных дисциплин, модулей. Под профильными в данном случае понимаются учебные дисциплины, модули, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций обучающихся по аккредитуемой образовательной программе.
образовательной программы) в течение трех последних лет, от общего числа занятых в образовательном процессе - 70%;
- доля педагогических работников, имеющих опыт профессиональной деятельности2, соответствующий профилю аккредитуемой образовательной программы, от общего числа занятых в образовательном процессе - 100%;
- доля преподавателей, совмещающих педагогическую деятельность как основную с работой в отрасли по профилю образовательной программы, - 25%;
- участие в образовательном процессе совместителей из числа действующих работников профильных организаций».
Критерий 8. Наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями
№ п/п Показатель Примечание
1. Показатели приема на ОП
2. Доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности, от общего числа выпускников, в том числе по месту прохождения практик, стажировок
3. Доля выпускников ОП, обучавшихся на основании договоров об образовании за счет средств юридических лиц, от общего числа выпускников
4. Наличие и результаты работы структурного подразделения, занимающегося содействием трудоустройству, изучением востребованности, карьерного роста и непрерывного профессионального совершенства выпускников Не раскрывает критерий 8
5. Наличие базы данных потенциальных работодателей (база вакансий) Не раскрывает критерий 8
6. Наличие базы данных о производственной, научной деятельности и карьерном росте выпускников Не раскрывает критерий 8
7. Наличие документов, содержащих позитивную информацию от работодателей об эффективности качества работы выпускников, освоивших аккредитуемую ОП
8. Наличие выпускников, получавших стипендии/гранты работодателей
9. Проведение мероприятий, содействующих трудоустройству выпускников Не раскрывает критерий 8
2 Прохождение стажировок на предприятиях, в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, приравнивается к наличию практического опыта профессиональной деятельности.
Согласно Рекомендациям НАРК, «6.2.5. Состав показателей для критерия «Наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями»
К показателям для критерия «Наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями» относится:
- доля выпускников образовательной программы, обучавшихся на основании договоров об образовании за счет средств юридических лиц, заключенных между организацией, осуществляющей образовательную деятельность по аккредитуемой образовательной программе, и работодателями, от общего числа выпускников - 15%;
- доля обучающихся по образовательной программе лиц, трудоустроившихся по итогам прохождения практики или стажировки в те компании (организации), в которых проходили практику, стажировку, от общего числа обучающихся по образовательной программе - 15%;
- наличие информации, подтверждающей закрепляемость на рабочем месте (в соответствии с освоенными в рамках аккредитуемой образовательной программы компетенциями) и карьерный рост выпускников (за установленный период времени);
- наличие документов, содержащих позитивную информацию от работодателей об эффективности и качестве работы выпускников, освоивших аккредитуемую образовательную программу, в течение установленного периода времени».
Критерий 9. Интеграция работодателей в образовательный процесс образовательной программы
№ п/п Показатель Примечание
1. Участие работодателей в проектировании и актуализации ОП
2. Участие работодателей в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения
3. Участие работодателей в проектировании и актуализации фондов оценочных средств
4. Участие работодателей в оценке прохождения обучающимися производственных и преддипломной практик (отражение компетенций и их уровня сформированности в отзыве/характеристике, аттестационном листе), формировании планируемых результатов их прохождения
5. Участие работодателей в разработке тем ВКР
6. Участие работодателей в образовательном процессе (проведение мастер-классов, консультирование по практическим вопросам и т.п.)
7. Соответствие содержания договоров об организации и проведении практик (в том числе о сетевом взаимодействии) регламентирующим документам Не раскрывает критерий 9
8. Наличие учебно-методических материалов по профилю ОП, разработанных совместно с работодателями и их объединениями
9. Участие работодателей или их объединений в модернизации и совершенствовании материально-технической базы ОП Не относится к ПОА
Критерий 10. Стратегия менеджмента качества образовательной программы
№ п/п Показатель Примечание
1. Наличие действующей сертифицированной системы менеджмента качества ОО Не относится к ПОА (Примечание 2)
2. Соответствие локально-нормативных актов требованиям Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по организации образовательной деятельности Не относится к ПОА (Примечание 2)
3. Наличие стратегии развития программы, основанной на анализе и потребностях регионального рынка труда Относится к критерию 2
4. Мониторинг удовлетворенности потребителей Не относится к ПОА (Примечание 2)
5. Мониторинг конкурентной среды Относится к критерию 2
6. Проведение внутреннего мониторинга качества образования Не относится к ПОА (Примечание 2)
7. Порядок рассмотрения и устранения замечаний, претензий, жалоб Не относится к ПОА (Примечание 2)
8. Международное сотрудничество в реализации ОП Не относится к ПОА (Примечание 2)
9. Возможность получения образования по дополнительным профессиональным программам и программам
профессионального обучения в процессе обучения по аккредитуемой ОП
10. Участие ОО в разработке и актуализации ПС по профилю ОП
Для принятия решения об аккредитации или отказе в ней оцениваются показатели по каждому критерию, которые могут быть как количественными, так и качественными, предполагающими экспертную оценку. В рекомендациях НАРК указано, что «качественные показатели носят констатирующий характер и оцениваются на основе дихотомического подхода (да-нет), однако могут предполагать примечания, объясняющие позицию эксперта». На практике приходилось сталкиваться с методиками оценки ПОА образовательных программ, предусматривающими диапазон баллов, от которых зависит срок аккредитации, что противоречит рекомендациям НАРК. Кроме того, на наш взгляд, требует корректировки документ об аккредитации. Свидетельство об аккредитации ПОА лишь удостоверяет факт ее прохождения. Сертификат же в свою очередь подтверждает соответствие образовательной программы профессиональным стандартам и\или требованиям рынка труда, что на наш взгляд более точно раскрывает цели ПОА.
Примечание 1. Согласно Рекомендациям АНО «Национальное агентство развития квалификаций» по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденным 11.07.2018 г.:
«6.2.2. Состав показателей для критерия «Соответствие сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций) профессиональным стандартам, иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
К числу показателей этой группы относится наличие в составе планируемых результатов освоения образовательной программы профессиональных компетенций, разработанных на основе профессионального стандарта (профессиональных стандартов) (указать какого, каких) и/или иных квалификационных требований, установленных федеральными законами или другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Примечание 2. Согласно Рекомендациям АНО «Национальное агентство развития квалификаций» по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденным 11.07.2018 г.
«6.2. Определение показателей для аккредитационной экспертизы образовательной программы
При разработке методики профессионально-общественной аккредитации СПК следует учитывать, что образовательные программы разных видов и уровней имеют свою специфику, которая может потребовать введения дополнительных критериев аккредитационной экспертизы. Вместе с тем, принимая решение о дополнительных критериях, следует руководствоваться правилом оптимальной достаточности, не возлагая на профессионально-общественную аккредитацию не свойственных ей функций, например функций, выполняемых государственной аккредитацией или аудитом систем менеджмента качества».
Список литературы
1. О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности): Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70807194/paragraph/1:0.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (последняя редакция). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ» (утв. Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям 3 июля 2017 г. - Режим доступа: https://base.garant.ru/72294136/.
4. О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений: Постановление Правительства Российской Федерации от 8.01.2018 г. № 2. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287517/.
5. Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Приказ Министерства
образования и науки РФ от 15.07.2013 г. № 560 (ред. от 23.12.2014). - Режим доступа: https://base.garant.ru/70438226/
6. Рекомендации по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (утв. АНО «Национальное агентство развития квалификаций» 11.07.2018 г.). - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326708/
Criteria and indicators of professional-public accreditation according to the requirements of the national qualification system
Solonina S. V.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economic Security Institute of Economics, Management and Business FBGOU VO "Kuban State Technological University "
n
Kazakova N.Ye.,
Candidate of psychological sciences, Associate professor, Head of the Center for Organization of Training, Certification and Qualification
Development of the Union "StroySvyazTelecom " Moscow, Marshal Zhukov, 78 umzdpo@rambler. ru
Annotation. The article considers the main criteria for assessing professional-public accreditation (PPA). The methods of conducting the PAA were compared with the recommendations of the National Agency for the Development of Qualifications.
Keywords: federal educational standards, competencies, professional standard (PS), criteria for achievement of competencies, professional-public accreditation, PPA, professional qualification, evaluation criteria, accreditation criteria, National system of qualifications.