Научная статья на тему 'Профессионально-общественная аккредитация - новая надежда'

Профессионально-общественная аккредитация - новая надежда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ольга Владимировна

В статье рассказывается о формировании Национальной системы квалификации как инструмента управления рынком труда, о развитии системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, представляется процедура такой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-общественная аккредитация - новая надежда»

профессионально-общественная аккредитация - новая надежда

БЕЛовА ольга владимировна — доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, эксперт рабочей группы по вопросам внедрения и развития национальной системы квалификаций в РФ Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, кандидат технических наук

в статье рассказывается о формировании национальной системы квалификации как инструмента управления рынком труда, о развитии системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, представляется процедура такой аттестации.

ключевые словА: Национальная система квалификации, инструменты управления, аккредитация, Аккредитационный совет, образовательная программа, критерии оценки

Внастоящий момент в России происходит формирование Национальной системы квалификаций (НСК) как инструмента управления рынком труда. С другой стороны, НСК представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынке труда1.

В НСК входят инструменты управления, одновременно являющиеся базовыми документами НСК:

• национальная рамка квалификаций;

• отраслевые рамки квалификаций;

• профессиональные стандарты;

• образовательные стандарты;

• национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

С целью эффективной работы по формированию НСК Указом Президента РФ от 16 апреля 2014 года № 249 создан Национальный совет при президенте

1 разработка и применение профессиональных стандартов: словарно-справочное пособие / авт.-сост.: Лейбович А.Н., Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М., Прянишникова О.Д., Косаковская Е.И., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторо вич А.А. — М.: Издательство «Перо», 2014. — 33 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО

Ольга Белова

Координирует деятельность по позданию и развитию системы профессиональных квалификаций

— оценка потребностей в квалификациях отралсей

— созданию общего организационного контура национальной квалификаций;

— разработке профессиональных стандартов и формированию механизмов их применения;

— формированию институтов и механизмов профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения;

— формированию системы оценки и присовения квалификаций

Оценка рынка труда

мониторинг отраслевого / профессионального сегмента рынка труда

оценка требований к квалификациям и перспективы потребности

Профессиональные

стандарты и квалификационные требования

разработка и обновление профессиональных стандартов

Национальный орган по профессиональным квалификациям

Исполнительный орган по квалификациям

Наделяет полномочиями отраслевые Советы и профессиональные сообщества

Аккредитует сертифицирующие организации

Наделяет полномочиями организации по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

Отраслевой / профессиональным совет развития квалификации

Оценка И присвоение кв. унификации

«•■(Инфицирующие ормнимщш

"''" ""'V-^

Требования к программам

профессионального образования и обучения

Профессионально-общественная

аккредитация образовательных программ

Критерии сертификации квалификаций

Организация оценки и присвоения квалификаций

Аккредитующие организации

Центры сертификации

Рис. 1. Принципиальная организационная схема НСК

Источник: http://centrkadr.ru/qualifications/qualifications.php

Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК)2.

Членами Национального совета определены базовые организации, оказывающие экспертно-методическую и организационно-техническую поддержку его деятельности: «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования», НИУ «Высшая школа экономики», «Федеральный институт развития

образования» и АНО «Национальное агентство развития квалификаций» РСПП. Среди приоритетных задач Совета:

а) разработка предложений Президенту рФ по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;

б) координация деятельности органов государственной власти российской

2 Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте РФ. Положение о Совете http://state.kremLin.ru/counciL/39/statute. Состав Совета http:// state.kremLin.ru/counciL/39/staff.

Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;

в) проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе по указанию президента РФ, включая экспертизу проектов поручений президента РФ по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. при нСК созданы пять постоянно

действующих рабочих групп:

— Рабочая группа по формированию Советов по профессиональным квалификациям.

— Рабочая группа по профессиональным стандартам.

— Рабочая группа по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров.

— Рабочая группа по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения.

— Рабочая группа по поддержке лучших практик развития квалификаций.

Советы по профессиональным квалификациям — отраслевой уровень системы квалификаций

Первой и главной целью НСК является работа по формированию отраслевых советов по профессиональным квалификациям, которые будут являться связующим звеном всей системы квалификаций.

На Советы3 возлагается ответственность и задачи по работе в направлении рынка труда, координации разработки и применению профессиональных стандартов, установлению требования по подтверждению профессиональной квалификации, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и созданию системы оценки профессиональной квалификации. в задачи Совета входят:

• Мониторинг рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в отрасли.

• Изучение и обобщение опыта отдельных компаний отрасли по взаимодействию с образовательными организациями в части подготовки востребованных специалистов в отрасли.

• Создание отраслевой методологической базы проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реали-

3 Типовое положение о Совете по профессиональным квалификациям http://media.rspp. ru/document/1/2/f/2fdef1b96304ca4bc1ea723ec38f876a.pdf

зуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке специалистов в отрасли.

• Организация деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в отрасли.

• Разработка отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований.

• Развитие профессиональных стандартов.

• Актуализация образовательных программ ВПО, СПО и ДПО.

• Участие в экспертизе и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

• Представление и широкое обсуждение деятельности Совета с представителями государства, бизнеса и образования.

В настоящий момент созданные советы начали активную работу, наиболее включёнными в проблематику можно назвать советы на базе АПКИТ4, РаЭл5 и СРО НП «НАКС»6.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как один из важнейших элементов Национальной системы квалификаций

Рабочая группа НСК по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров в свою очередь одной из целей своей работы видит развитие системы профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ.

Процедура ПОА во всём мире является одной из работоспособных процедур создания качественного рынка выпускников образовательных учреждений. Новый федеральный закон об образовании впервые определяет государственно-общественный характер управления системой образования. Впервые к этой системе отнесена независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст. 89, ч. 2). Таким образом, инструменты независимой оценки и аккредитации

4 1-е заседание Совета по профквалификациям ИТ на базе АПКИТ http://www.apkit.ru/ committees/education/news/?ELEMENT_ID=17066

5 Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Российской Федерации приступил к работе http://minenergo.gov.ru/press/min_news/21462.htmL

6 Заседание Совета по профессиональным квалификациям в области сварки http://www. naks.ru/news/detaiL.php?ID=540397392

Таблица 1

перечень Советов по профессиональным квалификациям, созданных на 25.02.2015

наименование Совета организация, наделённая полномочиями Совета по профессиональным квалификациям

Совет по профессиональным квалификациям в области сварки Саморегулируемая организация Некоммерческое партнёрство «Национальное Агентство Контроля Сварки» (СРО НП «НАКС»)

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР «РСПП»)

Совет по профессиональным квалификациям в наноинду-стрии Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группы РОСНАНО)

Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» (ООР СКП)

Совет по профессиональным квалификациям в строительстве Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ)

Совет по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства Некоммерческое партнёрство «Федерация рестораторов и отельеров» (НП «ФРиО»)

Совет по профессиональным квалификациям в области информационных технологий Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ)

Совет по профессиональным квалификациям железнодорожного транспорта Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (Объединение «Желдортранс»)

Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта Национальный Лифтовой Союз (НЛС)

Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении Некоммерческое партнёрство «Национальная Медицинская Палата»

Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики (РаЭл)

получили государственное признание наравне с государственной системой управления и мониторингом эффективности деятельности образовательных организаций.

Министерством образования и науки РФ разработана автоматизированная информационная система мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, которая предназначена для сбора, обработки и выгрузки данных о результатах профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в РФ.

На веб-сайте7 информационной системы представлена, в том числе, информация об организациях, которые на основании мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и в соответствии со ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» могут осуществлять процедуру профессионально-общественной аккредитации, а также программы, прошедшие процедуру аккредитации, и эксперты, которые могут привлекаться к процедуре аккредитации (рис. 2).

На сайте также представлен реестр зарегистрированных организаций, проводящих процедуру ПОА. Каждая аккредитующая организация имеет свою технологию проведения ПОА, критерии и требования к экспертам.

В качестве примеров таких нормативных документов для аккредитации образовательных программ по техническим специальностям можно привести локальные нормативные акты, разработанные организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с «Агентством по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций»8 и Аккредитационным центром Ассоциации инженерного образования России9.

Схема взаимодействия участников процедуры ПОА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для проведения ПОА при объединении работодателей создаётся Аккреди-тационный совет — орган для координации работы по аккредитации в отрасли. Совместно с экспертными организациями, разрабатывающими методики ПОА, Аккредитационный совет (АС) на основе

7 http://accredpoa.ru/

8 Локальные акты по проведению профессионально-общественной аккредитации ООО «Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций» (Профаккредагентство) http://www.profaccred.cOm/#l--/c5qy

9 Критерии и процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по техническим направлениям и специальностям http://www.ac-raee.ru/ fil.es/criteria/2014_criteria.pdf

Е Л «клип .

¡1' Сммь 0 м _____№

о *

11014 * Лрогр^и*

КИЯ КН

Г.Шги

Г[}СуДЛ|*ГГ8»йНМа ЦнПнТуТ й^лкА ИМ. А С ПАНКИНА

^ > 1>1^>-■> -чл^'пАш |. . . -.Ми ■.■■■■■■. мкмг ; - ^ шлаг; ■ ¡п ' но

Рпчгл 1Л1 Г1Р4Л11>*^*

Рис. 2. Автоматизированная информационная система мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

изучения опыта российских и зарубежных аккредитационных агентств и профессиональных объединений в области инжиниринга при проведении ПОА осуществляет независимую оценку качества образовательных программ.

Основные задачи АС можно сформулировать как:

• разработка принципов и стандартов оценки качества образовательных программ в отрасли различного уровня с учётом передового отечественного и мирового опыта;

• мониторинг качества подготовки кадров для отрасли. функциями АС являются:

• формирование аккредитационных требований к образовательным программам в отрасли;

• формирование регламента проведения процедуры аккредитации;

• подбор авторитетных экспертов от работодателей по профилю аккредитуемых программ;

• организация работы по аккредитации с привлечением экспертных организаций;

• информирование заинтересованных сторон о принятых аккредитационных решениях в форме ведения публичного реестра аккредитованных образовательных программ на сайте организаций, объединяющих предприятия отрасли в России, публикаций в профильных СМИ. Созданные Советы по профессиональным квалификациям лучше всего подходят на роль Аккредитационных

Президиум Аккредитационного совета

Аккредитационная комиссия

АККРЕДИТАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

Профессиональная экспертная группа

Образовательная организация

Экспертная организация

Рис. 3. Схема взаимодействия участников процедуры ПОА

советов при проведении ПОА. В качестве рабочих органов в совете могут быть созданы Президиум аккредитационного совета и одна или несколько аккредита-ционных комиссий (рис. 3) в зависимости от масштабов отрасли и количества профильных образовательных организаций (программ).

Вариант процедуры

профессионально-общественной

аккредитации

Процедура аккредитации может включать следующие этапы:

Этап 1. Подача в Аккредитационный совет заявки образовательной организацией на проведение аккредитации образовательной программы (кластера образовательных программ).

Для прохождения аккредитации образовательная организация подаёт в Аккредитационный совет заявку на проведение аккредитации образовательной программы (кластера образовательных программ).

Этап 2. Рассмотрение заявки аккре-дитационной комиссией.

Заявка рассматривается аккредитаци-онной комиссией, которая является структурной частью Аккредитационного совета. При правильно заполненной заявке и при выполнении всех требований к организации, записанных в Положении о проведении аккредитации, Аккредитацион-ным советом выносится решение о проведении аккредитации.

Этап 3. Формирование профессиональной экспертной группы совместно

с экспертной организацией, специализирующейся в области независимой оценки качества в области образования.

Аккредитационная комиссия привлекает к работе по процедуре аккредитации экспертные организации.

Совместно с экспертной организацией аккредитационная комиссия формирует профессиональную экспертную группу, привлекая к работе по аккредитации профессионалов из числа работодателей, представителей общественных организаций и объединений работодателей, представителей научного и образовательного сообщества, имеющих большой опыт научно-производственной работы и преподавательской деятельности в области машиностроения в зависимости от профиля аккредитуемой образовательной программы.

Аккредитационная комиссия информирует организацию о составе профессиональной экспертной группы. Образовательная организация имеет право на отвод отдельных членов профессиональной экспертной группы.

В случае необходимости экспертная организация проводит обучение специалистов процедуре независимой экспертной оценки образовательного учреждения. Образовательная организация, претендующая на проведение аккредитации, имеет право на получение у экспертной организации инструктивных и методических материалов по процедуре аккредитации.

На основании поданной заявки между образовательным учреждением, подавшим заявление на проведение аккредитации, Аккредитационным советом и экспертной организацией заключается трёхсторонний договор о проведении аккредитации образовательной программы.

Аккредитационная комиссия и экспертная организация определяют и согласовывают с образовательной организацией сроки проведения внешней независимой оценки образовательной программы. Экспертная организация назначает менеджера проекта. Образовательная организация назначает руководителя по процедуре аккредитации. Обычно руководителем по процедуре аккредитации назначается лицо, ответственное за данную образовательную программу.

Этап 4. Разработка критериев для отчёта о самообследовании образовательной организации.

В зависимости от направления поданной на аккредитацию программы, регионального расположения образовательного учреждения профессиональная экспертная группа разрабатывает критерии для внутренней оценки программы, анкеты для проведения процедуры внутренней оценки и направляет вузу материалы для внутренней оценки программы по процедуре самообследования.

Этап 5. Проведение образовательной организацией самообследования.

Организация проводит самообследование и направляет отчёт о самообследовании в экспертную организацию для

рассмотрения отчёта по самообследованию профессиональной экспертной группой.

Этап 6. Камеральное рассмотрение профессиональной экспертной группой отчёта по самообследованию.

В случае, если членам профессиональной экспертной группы недостаточно материалов в предоставленном отчёте, менеджер проекта согласовывает данный вопрос с руководителем по процедуре аккредитации. Профессиональная экспертная группа составляет предварительный отчёт по проведению внешней независимой оценки. На основе материалов самообследования программы аттестационная комиссия принимает решение о продолжении процедуры аккредитации и проведении мероприятий по посещению образовательной организации, либо о необходимости доработки документов самообследования, либо о несоответствии критериям и невозможности аккредитации программы. В последнем случае вузу направляется письменное заключение. В случае принятия решения о продолжении процедуры аккредитации, менеджер проекта согласует с образовательной организацией сроки визита и план работы.

Этап 7. визит экспертов в образовательную организацию.

Визит с целью проведения внешней независимой экспертизы образовательной организации проводится членами профессиональной экспертной группы. Затраты, связанные с организацией

56

и проведением визита, несёт образовательная организация, подавшая заявку на проведение аккредитации.

Во время посещения проводятся следующие мероприятия, за организацию которых несёт ответственность руководитель по процедуре аккредитации:

1. Проведение интервью с различными группами участников образовательного процесса:

• преподавателями;

• заведующим кафедрой, на которой реализуется данная программа;

• деканом факультета, на котором реализуется данная программа;

• студентами, обучающимися по данной программе;

• выпускниками данной программы;

• работодателями.

2. Оценка качества:

• учебно-методических материалов;

• образовательных ресурсов;

• материально-технической базы.

3. Анализ уже оцененных письменных работ студентов, выпускников.

4. Посещение занятий и аттестационных мероприятий.

5. Другие мероприятия.

Этап 8. Составление итогового отчёта по проведению внешней независимой оценки.

По результатам визита члены профессиональной экспертной группы готовят отчёт о результатах внешней экспертизы.

На основании анализа документов и сведений, представленных образовательной организацией,отчётов о резуль-

образователыныЕ ТЕХНОЛОГИИ № 1/2015

татах внешней экспертизы профессиональная экспертная группа готовит итоговый отчёт по проведению внешней независимой оценки образовательной программы. Отчёт представляет собой развёрнутое заключение о соответствии или несоответствии аккредитуемой программы критериям аккредитации.

Отчёт по оценке образовательной программы направляется в вуз. В течение двух недель после получения отчёта вуз может направить замечания по отчёту или о нарушении процедуры проведения аудита. Итоговый вариант отчёта утверждается профессиональной экспертной группой.

Этап 9. Рассмотрение отчёта по проведению внешней независимой оценки Аккредитационной комиссией.

Менеджер проекта передаёт отчёт по оценке образовательной программы и замечания образовательной организации, если таковые имеются, на рассмотрение Аккредитационной комиссии. По результатам отчёта и учитывая замечания, Аккредитационная комиссия готовит материалы для принятия решения по аккредитации образовательной программы для Аккредитационного совета.

Решение по аккредитации образовательной программы принимается Аккредитационным советом и оформляется протоколом.

Этап 10. Принятие решения Аккредитационным советом об аккредитации образовательной программы.

На основании рассмотрения материалов Аккредитационный совет принимает решение об аккредитации с определением сроков и условий. В случае аккредитации с замечаниями срок аккредитации уменьшается, определяется программа устранения замечаний, вынесенных в решение аттестационной комиссии, и определяются сроки повторного рассмотрения решения об аккредитации.

Образовательная организация имеет право подать апелляцию на проведение процедуры аккредитации в апелляционный комитет при Аккредитационном совете.

Этап 11. выдача свидетельства об аккредитации в случае положительного решения.

На основании положительного решения по аккредитации образовательная организация получает свидетельство об аккредитации, заносится в реестр образовательных организаций, реализующих аккредитованные программы в соответствии со стандартами аккредитации. Информация об аккредитации образовательной программы публикуется в средствах массовой информации, справочниках и сети Интернет.

Критерии оценки образовательной программы при аккредитации

Как было сказано выше, каждая аккредитующая организация разрабатывает свои критерии независимой оценки образовательной программы.

В общем случае критерии независимой оценки качества образовательной программы можно разделить на:

• критерии, показывающие качество результатов обучения по данной программе;

• критерии, гарантирующие сохранение качества образовательной программы (устойчивость программы). приведём пример критериев, применяемых ведущими аккредитацион-ными агентствами для инженерных программ для оценки качества программы обучения:

• Востребованность выпускников программы на федеральном и региональном рынках труда.

• Уровень сформированности итоговых компетенций выпускника.

• Уровень удовлетворённости результатами обучения. устойчивость программы:

• Работодатели привлекаются к разработке программы.

• К работе привлекаются преподаватели, совмещающие работу в вузе с профессиональной деятельностью по специальности.

• Лаборатории оснащены современными приборами и оборудованием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Образовательное учреждение располагает современным оборудованием

для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по направлению подготовки. • Результаты инновационной деятельности внедряются в практику предприятий и организаций. Таким образом, на сегодняшний день объединения работодателей, представляющие интересы как бизнеса крупного (Российский союз промышленников и предпринимателей, Роснано, Росатом, Союз машиностроителей России) и среднего («Опора России»), так и отдельных профессиональных сообществ (ассоциации менеджеров, юристов, рестораторов и отельеров) активно включились в процесс формирования национальной системы квалификаций. Поскольку такой инструмент, как профессионально-общественная аккредитация, является оптимальным подходом к решению имеющихся кадровых проблем, необходимо активное участие в данной процедуре — как со стороны работодателей, так и со стороны образовательных учреждений.

Представляется, что именно Советы по профессиональным квалификациям будут тем центром притяжения всех участников системы квалификаций, которые смогут вывести процесс развития ПОА на новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.