Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ВУЗА'

ПРОЦЕДУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОЦЕДУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / АКТУАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АНАЛИЗ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуснетдинов Радик Маулитзянович

В работе представлено исследование, состоящее из двух этапов. Первая часть работы посвящена анализу существующей информации о процедуре проведения профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ. Рассмотрены цели, задачи, актуальность данной процедуры через призму ее проведения в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Вторая фаза исследования ориентирована на анализ результатов аккредитации образовательных программ этого вуза, прошедших данную процедуру и получивших сертификаты об успешном прохождении аккредитации. Для моделирования исследования были выдвинуты две цели, позволившие добиться желаемого результата. Отмечено, что проведение исследования в формате анализа сущности процедуры и дальнейшего подведения итогов имеет определенные сложности и ограничения, однако результат исследования помогает определить вектор для дальнейшей работы по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хуснетдинов Радик Маулитзянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE FOR PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS AS A NEW DIRECTION IN THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY

This research consists of two stages. The first stage of the work is focused on brief information on the procedure for conducting professional-public accreditation (PSA) of educational programs. It will also consider the purpose, objectives and relevance of this procedure from the perspective of the Kazan National Research Technological University. The second stage of the study is focused on analyzing the results of educational programs of our university that have passed this procedure and received certificates of successful accreditation. The two stages above were put forward to obtain the desired result. Although Conductingresearch in the form of analysisof the wholeprocedureand summingup the results is very difficult, but the result of the research is important for further work in this direction

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ВУЗА»

[email protected]

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2021, №2 http://www.ageaual.ru/pdf/2021/AGE QUALITY 2 2021.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Хуснетдинов Р.М. Процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ как новое направление в развитии вуза // Электронный научный журнал «Век качества». 2021. №2. С. 158174. Режим доступа: http://www.ageaual.ru/pdf/2021/221012.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.14

Процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ как новое направление в развитии вуза

Хуснетдинов Радик Маулитзянович,

кандидат филологических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет,

420015, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 68 Кктпе1й1пол>ЯМ@,согр. кпгШ. ги

В работе представлено исследование, состоящее из двух этапов. Первая часть работы посвящена анализу существующей информации о процедуре проведения профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ. Рассмотрены цели, задачи, актуальность данной процедуры через призму ее проведения в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Вторая фаза исследования ориентирована на анализ результатов аккредитации образовательных программ этого вуза, прошедших данную процедуру и получивших сертификаты об успешном прохождении аккредитации. Для моделирования исследования были выдвинуты две цели, позволившие добиться желаемого результата. Отмечено, что проведение исследования в формате анализа сущности процедуры и дальнейшего подведения итогов имеет определенные сложности и ограничения, однако результат исследования помогает определить вектор для дальнейшей работы по данному направлению.

Ключевые слова: исследование; процедура; профессионально-общественная аккредитация; актуальность; образовательные программы; анализ; результат.

Процедура проведения профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ высшего образования - это новый виток признания их качества на соответствие требованиям профессиональных стандартов и профильного рынка труда. Для многих вузов данная процедура

[email protected]

является новшеством в управлении качеством образовательного процесса, в связи с чем возникает вопрос актуальности данных видов работ, так как для многих образовательных организаций внешний контроль реализуется только в формате государственной аккредитации образовательной деятельности как основной формы оценки качества программ.

В соответствии с вышесказанным можно сформулировать основное противоречие исследования - между необходимостью проведения процедуры ПОА и недостаточной востребованностью данных видов работ в академическом вузовском сообществе. Это противоречие и обусловило выбор проблемы исследования: каковы роль, место и сущность данной процедуры в ключевых направлениях деятельности вуза.

Для выявления сущности процедур необходимо подчеркнуть различия в направленности и ожидаемых результатах государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации.

В ст. 92 «О Государственной аккредитации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 20.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации" изложена суть данной процедуры: «Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами»*. То есть государственная аккредитация требует документального подтверждения соответствия вуза образовательным стандартам, установленным государством.

1Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 20.04.2021). Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/a2c973958cc01dcacbd2106b8i88d6dfdi86e320/ (дата обращения 06.04.2021)

[email protected]

Процедура ПОА следует иным принципам, связанным с признанием качества образовательных программ, отвечающего требованиям профессиональных стандартов.

В соответствии с Методикой оценки образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации, утвержденной Решением Совета Союза «СтройСвязьТелеком» (Протокол № 08-АК от 18.02.2019), «профессионально-общественная аккредитация (далее - ПОА) основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающие требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля»2.

Исходя из востребованности в вышеперечисленных процедурах строится деятельность вуза в данном направлении.

Целью исследования является описание сущности процедуры профессионально-общественной аккредитации и рассмотрение актуальности данной деятельности в образовательном процессе вуза; а также изложение результатов аккредитации некоторых образовательных программ Казанского национального исследовательского технологического университета, прошедших данную процедуру и получивших соответствующий сертификат.

Задачи исследования:

а) показать роль и значение ПОА в развитии образовательного процесса;

б) обосновать необходимость проведения данной процедуры как неотъемлемой составляющей процедуры государственной аккредитации;

2Методика оценки образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации / Общероссийское межотраслевое объединение работодателей - Союз строителей объектов связи и информационных технологий «СтройСвязьТелеком» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.srocom.ru/doc/raznoe/Методика%20оценки%20ОП%20пр%20ПОА СРО.pdf (дата обращения 06.04.2021).

[email protected]

в) обосновать связь оценки качества образования с процедурой ПОА;

г) описать рейтинговое состояние Казанского национального исследовательского технологического университета;

д) оценить признание статуса международной аккредитации в системе независимой оценки качества образования.

Для признания качества образовательной программы необходима тесная связь между теоретическим материалом, полученным обучающимися во время лекционных занятий, и применением ими на практике данных знаний и компетенций. В то же время, практическая подготовка на протяжении всего образовательного процесса должна быть непосредственно связана с запросами и потребностями организации-работодателем. Работодатель является основополагающим звеном в определении профессиональных планов будущих специалистов. Вот почему в Казанском национальном исследовательском технологическом университете ведется эффективная работа по целевому набору будущих студентов; по привлечению непосредственного работодателя при выборе тем курсовых и дипломных проектов и прохождении учебной и производственной практики в различных формах и видах.

Актуальность проведения процедуры ПОА в целом и данного исследования, в частности, обусловлена появлением разносторонней и комплексной оценки образовательных программ высшего образования. В частности, для определения места в международных и российских рейтингах университету необходимо развитие и устойчиво высокое положение в различных сферах деятельности. Наличие Свидетельств и Сертификатов российских и международных образцов, подтверждающих соответствие образовательных программ требованиям объединений профильных работодателей, советов по квалификациям соответствующих отраслей экономики и укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГНС) окажут, безусловно, положительное влияние на развитие вуза и станут

[email protected]

визитной карточкой во время процедуры прохождения вузом очередной государственной аккредитации.

Объектом исследования является процедура ПОА, реализуемая в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ»).

Смело можем утверждать, что в научной литературе очень ограниченное число исследований, связанных с описанием сущности данной процедуры. ФГБОУ ВО «КНИТУ» имеет достаточный опыт по аккредитации образовательных программ, в связи с этим считаем возможным поделиться своими знаниями по данному направлению в виде описания результатов и обоснования необходимости процедуры ПОА для вуза.

Предметом исследования являются механизмы использования Сертификатов, полученных после прохождения процедуры ПОА в дальнейшем развитии образовательного процесса в целом и конкретной образовательной программы, в частности, для реализации эффективной профессиональной траектории у обучающихся.

Из различных источников известно, что аккредитация в сфере высшего образования зародилась в 1970-е гг. в США и сегодня подразделяется на общую и профессиональную. Соответствие формально-юридического статуса вуза государственным критериям устанавливает общая аккредитация, а профессиональная аккредитация, осуществляемая профессиональными агентствами, устанавливает факт соответствия подготовки специалистов соответствующим стандартам отрасли (профессии) [1, с. 927].

Данная процедура необходима для представления всестороннего развития вуза и признания качества, уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретном учебном заведении, осуществляющем образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам, рабочим и

[email protected]

служащим соответствующего профиля. Мы сочли необходимым включить в исследование актуальную для многих вузов в последнее время проблему- это качество образования, и косвенно связать его с процедурой профессионально-общественной аккредитацией, поскольку качество и уровень подготовки студентов являются фундаментом образовательного процесса.

Вопрос качества образования поднимается во многих научных исследованиях и, соответственно, в публикациях различных журналов. Например, в статье Г. Мотовой «Что не так с ведущими российскими вузами?» автор описывает ситуацию в российском образовании следующим образом: «За плечами - большая история советской школы подготовки квалифицированных кадров, механизмы относительно мощной финансовой поддержки через государственные проекты: инновационных образовательных программ и создания федеральных, национальных исследовательских и опорных университетов, «5-100», в ближайшей перспективе - «Приоритет-2030». Далее она задается «неудобным» вопросом: «Почему, имея все это, лидеры российского образования не способны конкурировать с зарубежными университетами, входящими в топ-100 международных рейтингов?» [2, с. 3]. Вопрос действительно является очень актуальным и одновременно сложным для решения. Исходя из проблемы, выдвинутой в начале работы, сославшись на цель и актуальность, считаем необходимым введение в рутинную практику вуза проведение процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, что станет элементом воплощения в жизнь непрерывной оценки качества образования и локомотивом движения вперед для решения данной проблемы. Из небольших частиц, процедурно связанных с отдельными программами, формируется целостная оценка, приводящая к развитию вуза, что повлияет на его место в рейтингах различного уровня.

Необходимо помнить и о том, что назначение профессионально-общественной аккредитации заключается не только в том, чтобы посредством экспертной оценки показать пути улучшения качества образовательного

[email protected]

процесса, но и в том, чтобы установить неразрывную связь между потребителями образовательных услуг (главным образом, работодателями) и образовательными организациями через участие в экспертизе представителей профессионального сообщества [3, с. 7].

Этот постулат знаком нашему вузу. По сведениям учебно-производственного центра КНИТУ, около 90% обучающихся, получивших диплом бакалавриата, поступают в магистратуру (в разных факультетах цифры разные, но в среднем эта цифра равна 87%) и более 78% студентов, окончивших магистратуру, трудоустраиваются по своей специальности. Более того, на факультете нефти и нефтехимии, где работодателями являются крупные нефтяные компании республики Татарстан, этот показатель превышает 90%. По словам декана факультета, работодатель с первого курса бакалавриата ведет плановую работу с будущим специалистом, организуя для него профильные стажировки, внедряя в образовательную программу дополнительные курсы (модули и дисциплины), гарантируя последующее трудоустройство, что с положительной стороны влияет на рейтинги вуза.

Немаловажным, в некотором смысле даже структурообразующим, фактором для любой организации является рейтинговое положение компании в перечнях организаций схожего профиля. Кроме того, известно, что показатели вуза в различных международных, национальных рейтингах - это важнейший инструмент для развития вуза.

За последние три года КНИТУ значительно улучшил свои позиции в национальном рейтинге университетов «Интерфакс», поднявшись в 2020 г. до 25-й позиции в РФ и второго места среди вузов Республики Татарстан. В мировом рейтинге университетов, подготовленном российским рейтинговым агентством RUR, КНИТУ расположился на 688-й позиции в общемировом списке.

В 2020 г. КНИТУ в числе 47 российских вузов в международном рейтинге журнала Times Higher Education находится в группе 1001+.

[email protected]

В предметном рейтинге THE «Инженерные науки и технологии» - вошел в группу 801-1000.

В рамках международного рейтинга университетов QS по странам Восточной Европы и Центральной Азии КНИТУ занял позицию в интервале 201-210, а в рейтинге QS по странам БРИКС - находится на 158-м месте.

Кроме того, в 2020 г. КНИТУ дебютировал в рейтинге мирового влияния ТНЕ Impact Ranking 2020, заняв позицию 301+ по оценке вклада в глобальную цель ООН «Качественное образование»3.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее статусной является процедура международной аккредитации, охватывающая оценку образовательной деятельности на соответствие международным и европейским стандартам качества. Многочисленные источники информации и компетентные специалисты утверждают, что не существует единой системы международной аккредитации программ, поэтому зарубежные партнёры в разных странах могут признавать (или не признавать) аккредитацию разных аккредитационных агентств4. Однако существуют организации (ассоциации организаций), выдающие Сертификаты международного образца, что безусловно повышают статус самой программы, реализуемой в вузе.

Международная аккредитация - это процедура оценки и признания образовательных программ (или образовательных учреждений) высшего образования на соответствие критериям и требованиям международных, иностранных или российских организаций5, входящих в международные ассоциации6.

3КНИТУ в рейтингах 2019 года // Официальный сайт КНИТУ.- Режим доступа: http://www.kstu.m/artide.isp?id е=107217

4 Источник: http://ulaop.samgtu.ru/node/28 (дата обращения 06.04.2021)

5 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 20.04.2021). Ст. 92, п. 1,2. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/a2c973958cc01dcacbd2106b8f88d6dfdf86e320/ (дата обращения 06.04.2021).

6 Федеральные государственные образовательные стандарты, раздел 4.6.4. (дата обращения 06.04.2021).

[email protected]

Понятие «международная аккредитация» нашло отражение в показателях Национального проекта «Образование», приоритетного проекта Минобрнауки России «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»и находящейся на стадии разработки и обсуждения Программы стратегического академического лидерства Минобрнауки России, а также в программах развития федеральных университетов с целью развития сотрудничества и международного признания качества образовательных программ, реализуемых

" 7

российскими вузами .

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что наличие у образовательных программ Сертификатов международной аккредитации является опорой для признания их качества.

Подводя итог первой части исследования необходимо резюмировать:

- несмотря на целенаправленную работу различных инстанций вопрос единообразной оценки качества образования становится открытым;

- проведение процедуры профессионально-общественной аккредитации является желательным, но недостаточно востребованным элементом оценки качества проектирования и реализации образовательных программ;

- цель процедуры в настоящее время - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу;

- процедура профессионально-общественной аккредитации имеет непосредственную связь с государственной аккредитацией.

Целью второй части исследования является оценка результатов процедуры аккредитации некоторых образовательных программ Казанского национального исследовательского технологического университета.

В 2018 г. после прохождения вузом очередной государственной аккредитации в отчетах экспертов было отмечено отсутствие информации о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ,

7 Источник: http://ulaop.samgtu.ru/node/28 (дата обращения 06.04.2021).

[email protected]

наличие которой оказало бы положительное влияние на вышеизложенную процедуру.

После успешной аккредитации вуза на очередном заседании Совета деканов руководством была поставлена задача о начале планомерной деятельности по проведению процедур ПОА для всего спектра направлений и специальностей, реализуемых в вузе.

В связи с тем, что КНИТУ является опорным вузом Газпрома, первым витком развития данной деятельности стала аккредитация образовательных программ, реализуемых в вузе по газовым и нефтехимическим направлениям. На протяжении нескольких лет программы проходят независимую оценку качества подготовки обучающихся и подтверждают выполнение требований профессиональных стандартов.

Исполнителем процедуры аккредитации образовательных программ стало Частное учреждение «Центр планирования и использования трудовых ресурсов Газпрома» (ЧУ «Газпром ЦНИС»). По условиям экспертов экспертиза программ проводится в два этапа: в заочной форме ответственные кафедры должны подготовить необходимые документы и в очной форме, когда происходит встреча экспертов со студентами, преподавательским составом кафедры, ответственным за реализацию программы, выпускниками и работодателями.

В 2019 г. экспертизу данной организации прошли и получили Свидетельства соответствующего образца следующие программы:

- по направлению 15.03.02 Технологические машины и оборудование (бакалавриат) - программа «Оборудование нефтегазопереработки»;

- по направлению 15.04.02 Технологические машины и оборудование (магистратура) - программа «Компрессорные установки и газоперекачивающие агрегаты для добычи, транспортировки, переработки газа и нефти».

[email protected]

Вторым направлением в рамках данной деятельности является аккредитация образовательных программ вуза в Национальной Ассоциации телекоммуникационных компаний - региональном отраслевом объединении работодателей «Регулирование качества инфокоммуникаций» (НА «РКИ») и Союзе «СтройСвязьТелеком».

Так же как и с первой организацией, сотрудничество с Союзом «СтройСвязьТелеком» по процедуре аккредитации началось в 2019 г. На расширенном собрании Совета деканов в присутствии проректора по учебной работе, начальника учебно-методического управления и сотрудников отдела лицензирования и государственной аккредитации было принято решение об аккредитации следующих образовательных программ:

- по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность (бакалавриат) -программа «Безопасность технологических процессов и производств»;

- по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность (бакалавриат) -программа «Инженерная защита окружающей среды»;

- по направлению 22.03.01 Материаловедение и технология материалов (бакалавриат) - программа «Материаловедение и технологии материалов в нефтехимической промышленности»;

- по направлению 22.03.01 Материаловедение и технология материалов (бакалавриат) - программа «Материаловедение и технологии наноматериалов и наносистем»;

- по направлению 22.03.01 Материаловедение и технология материалов (бакалавриат) - программа «Материаловедение и технологии покрытий и поверхностной обработки материалов»;

- по направлению 22.03.01 Материаловедение и технология материалов (бакалавриат) - программа «Материаловедение и технологии материалов в технической химии»;

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

[email protected]

- по направлению 22.03.01 Материаловедение и технология материалов (бакалавриат) - программа «Конструирование и производство изделий из композиционных материалов»;

- по направлению 16.04.03 Холодильная и криогенная техника и системы жизнеобеспечения (магистратура) - программа «Техника и технология транспортирования и сжижения природного газа».

Несмотря на предложение руководства вуза по выделению и проведению ежегодной ПОА одной образовательной программы в рамках каждой УГНС до 2024 г. (в указанном году вузу предстоит прохождение очередной государственной аккредитации), в 2019 г. было принято решение аккредитовать обе программы бакалавриата по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность и всех пяти программ по направлению 22.03.01 Материаловедение и технология материалов, реализуемых в КНИТУ. В качестве эксперимента также была выбрана одна программа магистратуры, которая представляет направление 16.04.03 Техника и технология транспортирования и сжижения природного газа. Полученные Сертификаты международного и российского образца действительны до 2024 г.8.

В 2020 г. данное сотрудничество продолжилось, была проведена аккредитация целого ряда других программ. Свидетельства от ЧУ «Газпром ЦНИС» получили следующие программы:

- по направлению 18.03.01 Химическая технология (бакалавриат) -программа «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов»;

- по направлению 18.04.01 Химическая технология (магистратура) -программа «Газохимические технологии производства сырья для полимеров».

8Лицензия и свидетельство о государственной аккредитации // Официальный сайт КНИТУ. Режим доступа: https://www.kstu.ru/article.isp?id е=16394& (дата обращения 08.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[email protected]

В продолжение сотрудничества с НА «РКИ» и Союзом «СтройСвязьТелеком» была отправлена заявка и комплект документов об аккредитации следующих программ:

- по направлению 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (бакалавриат) - программа «Автоматизированные системы обработки информации и управления»;

- по направлению 09.03.02 Информационные системы и технологии (бакалавриат) - программа «Информационные системы и технологии»;

- по направлению 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (бакалавриат) - программа «Энергетика теплотехнологий»;

- по направлению 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (магистратура) - программа «Проектирование виртуального информационного пространства процессов и систем»;

- по направлению 09.04.02 Информационные системы и технологии (магистратура) - программа «Информационные системы и технологии».

Все вышеназванные программы были успешно аккредитованы и получили соответствующие Свидетельства и Сертификаты.

В 2021 г. вузом принято решение о расширении данной деятельности и поиске других исполнителей, референтных и компетентных в области профессиональной аккредитации образовательных программ. Также была изменена процедура поиска исполнителей. Наряду с отделом лицензирования и государственной аккредитации анализом рынка в данной сфере деятельности занимается отдел мониторинга и бюджетной оценки. По результатам мониторинга потенциальных организаций, реализующих процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, еще одним исполнителем стала Межрегиональная ассоциация независимых экспертов по развитию квалификаций (МАНЭРК).

В текущем году с Ассоциацией проводится целенаправленная работа по аккредитации следующих образовательных программ:

[email protected]

- по направлению 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья (бакалавриат) - программа «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»;

- по направлению 19.04.02 Продукты питания из растительного сырья (магистратура) - программа «Современные технологии бродильных производств».

В четвертом квартале 2021 г. ЧУ «Газпром ЦНИС» будет проведена очная экспертиза следующих образовательных программ:

- по направлению 15.04.02 Технологические машины и оборудование (магистратура) - программа «Проектирование и эксплуатация оборудования нефтегазопереработки»;

- по направлению 16.03.03 Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения (бакалавриат) - программа «Холодильная техника и технологии»;

- по направлению 18.03.01 Химическая технология (бакалавриат) -программа «Технология защиты от коррозии»;

- по направлению 18.04.01 Химическая технология (магистратура) -программа «Коррозия и защита металлов».

С начала 2021 г. с НА «РКИ» и Союзом «СтройСвязьТелеком» ведется работа по сбору комплектов документов для аккредитации следующих программ:

- по направлению 01.04.05 Статистика (магистратура) - программа «Статистика и анализ данных в экономике»;

- по направлению 02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (магистратура) - программа «Технология программирования»;

- по направлению 10.03.01 Информационная безопасность (бакалавриат) - программа «Организация и технология защиты информации».

[email protected]

Проанализировав двухлетнюю проделанную КНИТУ работу, связанную с процедурами проведения ПОА, необходимо подчеркнуть, что как руководство, так и рядовые сотрудники вуза демонстрируют высокую степень заинтересованности данной деятельностью и, активно включившись, планируют продолжать и расширять спектр работ по аккредитации образовательных программ.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод об актуальности и очевидной необходимости проведения аккредитации образовательных программ и утверждать, что данная процедура является одним из верных направлений по признанию качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Исходя из цели второй фазы исследования, которая реализовывалась как анализ программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию и получивших Свидетельства и Сертификаты об успешном прохождении данной процедуры, профессионально-общественную аккредитацию можно рассматривать как совокупность элементов, переходящих из прошлого в настоящее, а из настоящего - в будущее, выражающих объективно существующую диалектическую закономерность - устойчивость и преемственность в развитии данной процедуры в вузе.

Таким образом можно сделать некоторые выводы:

а) показана и теоретически обоснована роль и значение профессионально-общественной аккредитации в развитии образовательного процесса;

б) аргументированно показана необходимость проведения данной процедуры как составляющей процедуры государственной аккредитации;

в) обоснованы связи качества образования с процедурой ПОА;

[email protected]

г) описано влияние ПОА на рейтинговые позиции Казанского национального исследовательского технологического университета;

д) оценено признание статуса международной аккредитации.

ФГБОУ ВО «КНИТУ» намерено продолжить выбранный вектор развития в направлении проведения процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Список литературы

1. Павлова Н.А. Институт аккредитации в процессе реформирования системы высшего образования в США в 80-90-е годы XX века // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 927-929.

2. Мотова Г. Что не так с ведущими российскими вузами? // Аккредитация в образовании. 2021. № 1 (125). С. 3.

3. Калугина Г.Т. А судьи кто? Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ // Вести. Восточно-Сибир. открыт.

акад. 2015. № 18 (18). С. 7.

[email protected]

The procedure for professional and public accreditation of educational programs as a new direction in the development of the university

KhusnetdinovRadikMaulitzyanovich,

Candidate of Philology, Assistant professor, Kazan National Research Technological University, 420015, Kazan, st. Karl Marx, 68 Khusne tdinovRM @ corp. knrl u. ru

This research consists of two stages. The first stage of the work is focused on brief information on the procedure for conducting professional-public accreditation (PSA) of educational programs. It will also consider the purpose, objectives and relevance of this procedure from the perspective of the Kazan National Research Technological University.

The second stage of the study is focused on analyzing the results of educational programs of our university that have passed this procedure and received certificates of successful accreditation.

The two stages above were put forward to obtain the desired result.

Although Conductingresearch in the form of analysisof the wholeprocedureand summingup the results is very difficult, but the result of the research is important for further work in this direction

Keywords: study; procedure; professional public accreditation; relevance; essence; the foundation; educational programs; analysis;result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.