Научная статья на тему 'Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент интеграции образования в Национальную систему развития квалификаций'

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент интеграции образования в Национальную систему развития квалификаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ПОА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФСТАНДАРТ / АККРЕДИТАТОР / АККРЕДИТУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СПК / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ / КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ / НАРК / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / ДПО / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION / POA / PROFESSIONAL QUALIFICATION / PROFESSIONAL STANDARD / ACCREDITATOR / ACCREDITING ORGANIZATIONS / JOINT PROJECT COMPANY / CRITERIA OF PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION / CRITERIA OF ACCREDITATION / NARK / NATIONAL SYSTEM OF QUALIFICATIONS / DPO / ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Наталья Евгеньевна

В статье рассматривается проблема профессионально-общественной аккредитации (ПОА) професссиональных образовательных программ в контексте развития Национальной системы квалификаций, а также перспективы и возможности её применения не только для оценки качества образования, но и как индикатора включенности образовательной организации в Национальную систему развития квалификаций. В работе раскрываются нормативно-правовые механизмы регулирования ПОА, дается понятие аккредитатора, определяется место и роль работодателей, их объединений в этом процессе. Отдельное место отводится критериям профессионально-общественной аккредитации, раскрывается их содержание и возможные нормативные показатели. Анализируются возможности ПОА для системы дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and public accreditation of educational programs as the instrument of integration of education in National system of development of qualifications

In article the problem of the professional and public accreditation (PPA) of professional educational programs in the context of development of the National system of qualifications and also prospects and possibilities of its application not only for assessment of quality of education, but also as indicator of inclusiveness of the educational organization in the National system of development of qualifications is considered. In work standard legal mechanisms of regulation of POA reveal, the concept of an accreditator is given, the place and a role of employers, their associations in this process is defined. The certain place is allocated to criteria of professional and public accreditation, their contents and possible standard indicators reveals. Possibilities of POA for the system of additional professional education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент интеграции образования в Национальную систему развития квалификаций»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2018, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2018/AGE QUALITY 4 2018.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Казакова Н. Е. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент интеграции образования в Национальную систему развития квалификаций // Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №4. С. 97-104. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2018/418007.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент интеграции образования в Национальную систему развития квалификаций

Казакова Наталья Евгеньевна

кандидат психологических наук, доцент, руководитель Центра организации обучения, аттестации и развития квалификаций Союза «СтройСвязъТелеком», г. Москва, проспект Маршала Жукова, 78

umzdpo@rambler. ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионально-общественной аккредитации (ПОА) професссиональных образовательных программ в контексте развития Национальной системы квалификаций, а также перспективы и возможности её применения не только для оценки качества образования, но и как индикатора включенности образовательной организации в Национальную систему развития квалификаций. В работе раскрываются нормативно-правовые механизмы регулирования ПОА, дается понятие аккредитатора, определяется место и роль работодателей, их объединений в этом процессе. Отдельное место отводится критериям профессионально-общественной аккредитации, раскрывается их содержание и возможные нормативные показатели. Анализируются

[email protected]

возможности ПОА для системы дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: профессионально-общественная аккредитация, ПОА, профессиональная квалификация, профессиональный стандарт, профстандарт, аккредитатор, аккредитующие организации, СПК, критерии профессионально-общественной аккредитации, критерии аккредитации, НАРК, Национальная система квалификаций, ДПО, дополнительные образовательные программы.

Развитие Национальной системы квалификаций, одной из приоритетных государственных задач, набирает все большие обороты. Основными элементами системы являются: профессиональные стандарты, профессиональные квалификации, независимая оценка квалификаций и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Утверждение показателей развития системы вышло на уровень государственных программ.

В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 16421) установлено, что удельный вес числа специальностей и направлений подготовки, по которым проводятся процедуры профессионально-общественной аккредитации (ПОА) основных образовательных программ профессионального образования, в 2020 году должен достичь 30 процентов в общем числе специальностей и направлений подготовки.

Проведение профессионально-общественной аккредитации для образовательных организаций, реализующих программы

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования": Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. - Режим доступа: https://www. garantm/products/ipo/prime/doc/71748426/#review

[email protected]

профессионального образования, предусмотрено ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»2, Закон вводит понятие ПОА, аккредитующей организации, возможные способы использования результатов ПОА.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2017 № 431 «О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных

профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ»3 устанавливаются правила формирования и ведения перечня организаций, проводящих ПОА основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Установленные в ст. 96 общественная и профессионально-общественная аккредитации имеют ряд принципиальных различий.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Общественная аккредитация, является аккредитацией институциональной, предполагает независимую оценку качества образования, в т.ч. в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001, международных профессиональных стандартов объединений работодателей, её проводят различные российские, иностранные и международные организации.

2 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3 О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ: Постановление Правительства РФ от 11.04.2017 № 431. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/alK6dRMmlt2kMKFQzirKeOAkbnQNZlpY.pdf

Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»

№ 4 (2018) ISSN 2500-1841

http://www.agequal.ru [email protected]

Профессионально-общественная аккредитация является

программной. Она представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда.

Результаты аккредитации:

• учитываются при процедурах распределения контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований (Приказ Минобрнауки России от 15.07.2013 № 560);

• принимаются во внимание при проведении государственной аккредитации (ч. 8 ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

• используются при формировании рейтингов образовательных программ и реализующих их организаций (ч. 5 ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Аккредитатором при проведении профессионально-общественной аккредитации может являться работодатель или объединение работодателей (организация, уполномоченная работодателями), который проводит аккредитацию на соответствие требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда. Аккредитатор должен иметь утвержденный и размещенный в открытом доступе Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации, включающий формы и методы оценки образовательных программ, правила обращения к аккредитатору, сроки профессионально-общественной аккредитации, требования к экспертам, права аккредитованной организации. Аккредитатор должен быть зарегистрирован в Автоматизированной системе мониторинга профессионально-общественной аккредитации (АИС

«Мониторинг ПОА» на сайте aссredpoa.ru), иметь экспертов, привлекаемых к проведению аккредитационной экспертизы, и опыт проведения ПОА.

Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ утверждены председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным 3 июля 2017 г.4

Профессионально-общественная аккредитация основывается на 6 базовых критериях, установленных Национальным советом при президенте РФ по профессиональным квалификациям.

1. Наличие опыта успешного прохождения независимой оценки квалификаций в независимых центрах оценки квалификаций. Проверяется по единому реестру сведений о проведении независимой оценки квалификаций (nok-nark.ru). В случае отсутствия подобного опыта образовательная организация может представить результаты ГИА, ВКР примененные в профильных организациях.

2. Востребованность программы: целевое обучение, трудоустройство, закрепляемость на рабочем месте, карьерный рост выпускников.

3. Соответствие планируемых результатов освоения образовательных программ профессиональным стандартам. Разработка программ на основе профессиональных стандартов, требований рынка

4

Национальным советом утверждены общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nspkrf.ru/news-nspk/item/121-obshiye treb poa.html (дата обращения 20.12.2018).

труда, соответствие промежуточных результатов образовательной программы итоговым.

4. Соответствие структуры и содержания установленным результатам.

5. Соответствие ресурсного обеспечения.

6. Участие работодателей в образовательном процессе при подготовке и реализации образовательных программ.

Сильные стороны и возможности при профессионально-общественной аккредитации дополнительных образовательных программ:

1. При оценке показателя «Наличие опыта успешного прохождения независимой оценки квалификаций» программы ДПО находятся в более выигрышном положении, чем основные образовательные программы. При подаче заявления претендентом на прохождение независимой оценки квалификаций одним из обязательных документов является документ о квалификации (диплом), или подтвержденный опыт работы. Поскольку студенты документа о квалификации не имеют, до окончания образовательного учреждения они не могут пройти процедуру независимой оценки. Слушатели ДПО уже имеют профессиональное образование и могут пройти процедуру независимой оценки.

2. Востребованность программы. Очень часто заказчиками обучения по ДПО являются работодатели. Дополнительная профессиональная программа формирует профессиональные компетенции в соответствии с потребностями работодателей. Таким образом подтверждается сам факт востребованности программы.

3. По соответствию планируемых результатов освоения образовательных программ профессиональным стандартам, в образовательной программе ДПО существует возможность прямого отражения трудовых функций или трудовых действий, зафиксированных в

[email protected]

профстандарте, при описании компетенций, на совершенствование которых направлена дополнительная профессиональная программа. Необходимость учета профессиональных стандартов в программах ДПО закреплена в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Приказ Минобрнауки от 01.07.2013 № 4995).

4. Участие работодателей в образовательном процессе при подготовке и реализации образовательных программ. Чаще всего к реализации программ ДПО в качестве преподавателей, авторов и ведущих семинаров, тренеров, авторских курсов привлекаются эксперты-практики, практики бизнеса и реального производства, готовые делиться своим практическим опытом.

Professional and public accreditation of educational programs as the instrument of integration of education in National system of development of qualifications

Summary. In article the problem of the professional and public accreditation (PPA) of professional educational programs in the context of development of the National system of qualifications and also prospects and possibilities of its

5 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: https://base.garant.ru/70440506/

Kazakova Nataliya Evgenievna

Candidate of psychological sciences, Associate professor, Vice rector of OChUDPO International institute of quality of business,

application not only for assessment of quality of education, but also as indicator of inclusiveness of the educational organization in the National system of development of qualifications is considered. In work standard legal mechanisms of regulation of POA reveal, the concept of an accreditator is given, the place and a role of employers, their associations in this process is defined. The certain place is allocated to criteria of professional and public accreditation, their contents and possible standard indicators reveals. Possibilities of POA for the system of additional professional education are analyzed. Keywords: professional and public accreditation, POA, professional qualification, professional standard, professional standard, accreditator, accrediting organizations, joint project company, criteria of professional and public accreditation, criteria of accreditation, NARK, National system of qualifications, DPO, additional educational programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.