Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА / PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARDS / LABOR MARKET REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Надежда Александровна

В статье рассмотрены основные современные мировые тенденции в сфере качества образования. Приведена законодательная основа для внедрения и применения процедур профессионально-общественной аккредитации как подход к признанию качества и уровня подготовки выпускников, отвечающий требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Рассмотрена организация профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, принципы формирования экспертной группы, требования и критерии её проведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION AS AN EFFECTIVE ORGANIZATIONAL SOLUTION FOR EXTERNAL INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION

The article deals with the main current global trends in the quality of education. The legislative basis for the introduction and application of the procedures of professional and public accreditation, as an approach to the recognition of the quality and level of training of graduates meeting the requirements of professional standards, the requirements of the labor market to professionals, workers and employees of the relevant profile. The organization of professional and public accreditation of professional educational programs, the principles of formation of the expert group, the requirements and criteria for its implementation.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Development of educäton

Николаева Н.А. Nikolaeva N.A.

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры «Многофункциональная экономика и развитие территории»

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», г. Тольятти, Российская Федерация

УДК 378 DOI: 10.17122/2541-8904-2020-2-32-130-135

ЭФФЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрены основные современные мировые тенденции в сфере качества образования. Приведена законодательная основа для внедрения и применения процедур профессионально-общественной аккредитации как подход к признанию качества и уровня подготовки выпускников, отвечающий требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Рассмотрена организация профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, принципы формирования экспертной группы, требования и критерии её проведения.

Ключевые слова: профессионально-общественная аккредитация, качество образования, профессиональные стандарты, требования рынка труда.

EFFECTIVE ORGANIZATIONAL APPROACHES TO CARRYING OUT PROFESSIONAL-PUBLIC ACCREDITATION IN EDUCATION

The article deals with the main current global trends in the quality of education. The legislative basis for the introduction and application of the procedures of professional and public accreditation, as an approach to the recognition of the quality and level of training of graduates meeting the requirements of professional standards, the requirements of the labor market to professionals, workers and employees of the relevant profile. The organization of professional and public accreditation of professional educational programs, the principles of formation of the expert group, the requirements and criteria for its implementation.

Key words: professional and public accreditation, quality of education, professional standards, labor market requirements.

В настоящее время в Российской Федерации происходит активный процесс вовлечения работодателей в формирование заказа и участие в подготовке специалистов с профессиональным образованием, определение необходимых требований к квалификациям и профессиональным компетенциям и участие в независимой оценке качества профессионального образования образовательных организаций. Этому активно способствует реализуемая в России государственная

политика, нашедшая отражение в ряде федеральных законов и подзаконных актов.

В настоящее время идет активное изучение вопросов, касающихся качества образования, как отмечают В.И. Звонников и В.А. Нефедов. Изменение сложившихся подходов происходит ввиду вовлечения в системный подход к подготовке специалистов профессионального сообщества и иных заинтересованных организаций. Качество образования предлагают проверять всесторонне через

комплекс процедур, таких как независимая внешняя оценка, лицензирование, аккредитация, самооценка. И.Г. Головцова приводит несколько качественных моделей образовательной среды, исходя из опыта ведущих стран (Франция, Чехия, Россия, Великобритания, Австралия, США, Германия и т.д.). Вопросами изучения мирового опыта занимаются Е.В. Филимонова и Н.Н. Волоскова, Т.В. Третьякова и М.В. Шестакова, а также некоторые зарубежные авторы.

Представители профессиональных сообществ в настоящее время активно разрабатывают профессиональные стандарты, проводят на их основе профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, независимую оценку квалификации выпускников. Формируемые на результатах таких оценок образовательная среда, образовательные программы, процессы, компетенции и многое другое являются важнейшим направлением в установлении взаимодействия образования и реальных секторов экономики.

В настоящее время всеми советами по профессиональным квалификациям проводится следующая работа:

- формируются методологические основы для независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитации ОП;

- идет процесс утверждения профессиональных стандартов;

- утверждаются формы, методы, правила и критерии оценки образовательных программ при проведении ПОА;

- принимаются правила обращения образовательных организаций в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью уточнения сроков аккредитации, основания лишения ПОА, разъяснение прав (часть 6 в ред. Федерального закона от 01.10.2019 № 166-ФЗ).

ПОА - это добровольная процедура, которая осуществляется на основании заявления образовательной организации при условии реализации образовательной программы в течение не менее установленного норматив-

Развитие образования

ного срока и наличия лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Организация ПОА предусматривает распределение полномочий между Национальным советом по профессиональным квалификациям при президенте РФ, Советами по профессиональным квалификациям на основе утвержденных базовых принципов ПОА (рис.).

Высокий статус ПОА заключатся в том, что ее результат является общедоступным в системе ведения национального реестра образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию.

Образовательная организация, прошедшая ПОА, имеет право размещать информацию об этом достижении:

- на своем сайте, информационных стендах;

- использовать эту информацию как доказательство конкурентного преимущества программы при приеме абитуриентов на данную образовательную программу;

- использовать при учебных изданиях по аккредитованным образовательным программам;

- в рекламных материалах образовательной организации;

- указывать информацию о ПОА в документах об образовании и квалификации в случае их выдачи по установленному вузом образцу. Это особенно является актуальным в случае аккредитации дополнительных профессиональных образовательных программ.

На основе результатов ПОА профессиональных образовательных программ соответствующими советами по профессиональным квалификациям формируются рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием образовательных организаций, реализующих их. Это требование предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в статью 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 в ред. Федерального закона от 01.10.2019 № 166-ФЗ).

Включение в обязательном порядке в состав аккредитационной группы экспертов

Development of educaton

Национальный совет в рамках системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации определяет базовьи принципы, требования к процедурам, участникам ПОА профессиональных

образовательных программ способствует признанию ее результатов на территории Российской Федерации

Национальный совет наделяет полномочием по проведению ПОА профессиональных образовательных программ советы по профессиональным квалификациям,

общероссийские и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, общероссийские профессиональные сообщества, крупнейших работодателей, оказывающих

решающее влияние на рынок труда в отдельных отраслях экономики

Свидетельства об успешном прохождении ПОА профессиональных образовательных программ выдаются ( имени организации, уполномоченной Национальным советом

Национальный совет при Президенте Российской 1 Федерации по профессиональным квалификациям, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249 (далее - Национальный совет)

\

координирует деятельность по созданию и развитию1

системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, составной частью которой

является профессионально - общественная аккредитация профессиональных образовательных I программ ■

Информация, содержащаяся в Национальном реестре, является

открытой и общедоступной

\

Организации, наделенные Национальным советом полномочием

по проведению ПОА профессиональных образовательны: программ, могут проводить ее самостоятельно или через уполномоченные ими организации. Образовательные организации и ||х объединения не могут быть аккредитующими или уполномоченными организациями

Сведения об организациях, осуществляющих ПОА профессиональных образовательных программ, о профессиональных образовательных программах, успешно прошедших ПОА, вносятся в Национальны!

реестр профессионально - общественной аккредитащ и учитываются при проведении государственной

аккредитации образовательной деятельности, принятии иных управленческих решений в отношении организацш I

осуществляющих образовательную деятельность. Поряд

создания и ведения Национального реестра определяете?

Рисунок. Организация профессионально-общественной аккредитации профессиональных

образовательных программ

представителей работодателей, профессио- оценки содержания и качества подготовки

нальных ассоциаций и союзов является нео- выпускников.

споримым фактом того, что сама процедура Основными критериями оценки и после-

соответствует всем критериям независимой дующей ПОА профессиональных образова-

тельных программ со стороны аккредитующих организаций являются:

- положительная независимая оценка выпускников образовательной организации на предмет соответствия профессиональной квалификации, предусмотренной действующей образовательной программой;

- четкое соотнесение требований и критериев, прописанных в профессиональных стандартах, с реализуемой образовательной программой через соответствие планируемых результатов, выраженных в форме профессиональных компетенций, результатах обучения, иных формах;

- соблюдение требований профессиональных стандартов при реализации профессиональной образовательной программы в действующих учебных планах, рабочих программах, фондах оценочных средств и процедурах запланированных результатов через освоение компетенций и результатов обучения);

- наличие необходимых ресурсов у образовательной организации, оказывающих влияние на качество подготовки выпускников с точки зрения их готовности решать поставленные профессиональные задачи. Речь идет о материально-техническом обеспечении, информационно-коммуникационном, учебно-методическом и других необходимых ресурсах;

Развитие образования

- наличие спроса со стороны работодателей и профессионального сообщества на реализуемую профессиональную образовательную программу с точки зрения востребованности выпускников;

- наличие совместной работы работодателей и образовательной организации, учитываемое при проектировании профессиональной образовательной программы, организации проектной работы обучающихся, разработке и реализации программ практик, разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.

Таким образом, перед организациями, проводящими профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, обозначена проблема разработки методики соотнесения требований профессиональных стандартов и профессиональных образовательных программ и критериев оценки их соответствия.

Анализируя подходы различных советов по профессиональным квалификациям к формированию методики оценки соответствия требований профессиональных стандартов и результатов освоения образовательных программ, мы провели систематизацию реализуемых приемов, позволяющих выработать рекомендации образовательным организациям при разработке содержания образовательных программ (табл.).

№ Образовательная программа Профессиональный стандарт

1. Наименование направления (специальности) по ФГОС Один стандарт, имеющий одинаковое/синонимичное ФГОС название. Часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем ОТФ). Несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

2. Область профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности. Виды профессиональных задач (из реализуемых ФГОС). Вид деятельности. Цель вида деятельности.

3. Дополнительная профессиональная компетенция (ДПК) Обобщенная трудовая функция. Трудовая функция. Трудовое действие.

Таблица. Свод рекомендаций по соотнесению требований профессиональных стандартов и профессиональной образовательной программы

РЕРАОООЮАЬ 8С!ЕЫСЕ

Оеуеюрмеыт ое education

4. Уровень профессионального образования Уровень профессиональной квалификации

5. Практический опыт (владения) Трудовое действие

6. Умения Умения

7. Знания Знания

8. Дисциплина профиля/обязательные дисциплины, дисциплины по выбору вариативного блока/дисциплины профессионального модуля в разрезе ДПК: Трудовая функция

8.1. Умения, владения Умения

8.2. Знания Знания

9. Дисциплина профиля/обязательные дисциплины, дисциплины по выбору вариативного блока/дисциплины профессионального модуля/ в разрезе ДПК: Трудовая функция:

9.1. Примеры компетентностно-ориентированного задания из фондов оценочных средств Умения

9.2. Примеры вопросов в экзаменационных билетах из фондов оценочных средств Знания

10. Перечень тем ВКР Трудовая функция: необходимые умения

На наш взгляд, реализация при разработке образовательных программ комплексного подхода на основе требований государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ должна стать залогом формирования конкурентных преимуществ, как конкретной образовательной программы, так и реализующей ее образовательной организации.

Аккредитационная экспертиза проводится экспертной комиссией, которую создает аккредитующая организация из числа экспертов, внесенных в реестр экспертов по проведению ПОА, путем камеральной проверки представленных документов и последующего очного визита в образовательную организацию. В состав комиссии включаются представители образовательных организаций, общественно-профессиональных сообществ, работодателей и их объединений из расчета три эксперта на одну образовательную программу. Включение в комиссию экспертов, местом работы которых является аккредитуемая организация, не допускается.

Свидетельство о ПОА программ высшего образования и программ среднего профессионального образования выдается образовательной организации сроком на 4 года, свидетельство о ПОА программ дополнитель-

ного профессионального образования выдается сроком на 2 года. Следует отметить отдельно, что лишение образовательной организации государственной аккредитации автоматически влечет за собой лишение ее профессионально-общественной аккредитации.

Оценка каждого критерия носит экспертный характер или оценивается по результатам измерения в соответствии с методикой оценки образовательной программы при проведении аккредитационной экспертизы. Оценка по каждому показателю вносится экспертами в чек-лист, далее суммируется по группам критериев, и общая оценка вносится в экспертное заключение, на основании которого аккредитационный совет принимает решение об аккредитации или отказе в профессионально-общественной аккредитации.

Таким образом, создание и реализация независимой системы оценки качества профессионального образования в форме профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в настоящее время является одной из ведущих тенденций развития образования в мире.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». URL: http://www. pravo.gov.ru

2. Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденные председателем Национального совета при Президенте РФ 03.07.2017. URL: http://nspkrf. ru/documents/normativnye-dokumenty/omd_ poa.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ганн Е.А., Беликова Е.В., Алпатов А.А. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: юридические рамки и социально-экономические перспективы становления // Вестн. Международ. ин-та экономики и права. - 2016. - № 2 (23). - С. 53-80.

4. Сивински В. Академические рейтинги и перспективы их развития // Вопросы образования. - 2017. - № 1. - С. 158-166.

5. Schwarz S., Westerheijden D. Accreditation in the Framework of Evaluation Activities: A Comparative Study in the European Higher Education Area. Accreditation and Evaluation in the European Higher Education Area. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. - P. 1-41.

Развитие образования

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 295 (ed. from 31.03.2017) "on approval of the state program of the Russian Federation"development of education for 2013-2020". URL: <url> http:// www.pravo.gov.ru

2. General requirements for conducting professional and public accreditation of major professional educational programs, major professional training programs, and additional professional programs approved by the Chairman of the National Council under the President of the Russian Federation on 03.07.2017. URL: <url> http://nspkrf.ru/documents/normativnye-dokumenty/omd_poa.html.

3. Gann E.A., Belikova E.V., Alpatov A.A. Professional and public accreditation of educational programs: legal framework and socio-economic prospects of formation // Vestn. International. Institute of Economics and law. 2016. No. 2 (23). P. 53-80.

4. Sivinskogo V. Academic ratings and the prospects for their development // The issue of education. - 2017. - no. 1. - P. 158-166.

5. Schwartz S., Westerheiden D. accreditation in the framework of evaluation activities: a comparative study in the European higher education area. Accreditation and evaluation in the European higher education area. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. - P. 1-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.