предприятие гостеприимства, как в профессиональной среде, так в и конкурентном окружении, организовывая специфическую позицию на рынке и выделяя ее из предприятий, которые ведут аналогичную деятельность.
Литература и источники
1. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. - М.: Эксмо, 2006. - 432 с.
2. Атаева Т.А. Интегрированные маркетинговые коммуникации в деятельности туристической фирмы // Забайкальский государственный университет. - 2015. -С. 35-39.
3. Зундэ В.В. Концепция формирования системы интегрированных маркетинговых коммуникаций: монография. - М.: Экон. науки, 2008. - 180 с.
4. Киров А.Ю., Кирова И.В. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в практике российских компаний // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. -№ 1-1. - С. 100-115.
5. Слепенкова Е.М., Гончаков К.А. Построение комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций в российской компании // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. -2009.- № 5.- С. 63-74.
6. Тимиргалеева Р.Р., Матюнина М.В. Региональное планирование развития туризма: учебное пособие. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. 108 с.
7. Матюнина М.В. Формирование стратегии маркетинг менеджмента в организациях курортной и туристской сферы // Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции/ Под общей ред. А.И. Вострецова. 2017. - С. 277-285.
References and Sources
1. Romanov A.A., Pan'ko A.V. Marketingovye kommunikacii. - M.: EHksmo, 2006. - 432 s.
2. Ataeva T.A. Integrirovannye marketingovye kommunikacii v deyatel'nosti turisticheskoj firmy // Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet. - 2015. -S. 35-39.
3. Zundeh V.V. Koncepciya formirovaniya sistemy integrirovannyh marketingovyh kommunikacij: monografiya. - M.: EHkon. nauki, 2008. - 180 s.
4. Kirov A.YU., Kirova I.V. Ispol'zovanie integrirovannyh marketingovyh kommunikacij v praktike rossijskih kompanij // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2017. - № 1-1. - S. 100-115.
5. Slepenkova E.M., Gonchakov K.A. Postroenie kompleksa integrirovannyh marketingovyh kommunikacij v rossijskoj kompanii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: EHkonomika. - 2009. - № 5. - S. 63-74.
6. Timirgaleeva R.R., Matyunina M.V. Regional'noe planirovanie razvitiya turizma: uchebnoe posobie. Simferopol': IT «ARIAL», 2017. 108 s.
7. Matyunina M.V. Formirovanie strategii marketing menedzhmenta v organizaciyah kurortnoj i turistskoj sfery // Voprosy nauki i obrazovaniya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty Materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii/ Pod obshchej red. A.I. Vostrecova. 2017. - S. 277-285.
МАТЮНИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент Крымского федерального университета. MATJUNINA, MARINA V. - Ph.D. in Law, Ph.D. in Economics, Associated Professor, Crimean Federal University ([email protected]).
УДК 378.1 + 338.46
ЕФРЕМОВА М.Ю. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА
Ключевые слова: разработка методики, оценка качества, образовательные программы, профессионально -общественная аккредитация, оценочные средства, индустрия сервиса и гостеприимства, Совет по профессиональным квалификациям, Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
Статья посвящена методике разработки организационно - экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Выявлена и обоснована необходимость разработки организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Проведено исследование организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ. Обоснованы основные элементы комплекта оценочных средств для оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства и проведения профессионально -
общественной аккредитации образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Разработана методика организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ, которая включает в себя комплект оценочных средств профессионально -общественной аккредитации образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства.
EFREMOVA, M.Y.
THE METHOD OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC PROVISION OF PROFESSIONAL - PUBLIC EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR INDUSTRY OF SERVICE AND HOSPITALITY
Keywords: development of methodology, evaluation of quality, educational programs, professional-public accreditation, assessment tools, service and hospitality industry, Council for Professional Qualifications, National Council for Professional Qualifications of the President of the Russian Federation.
The article is devoted to the methodology of development of organizational and economic support of professional-public evaluation of the quality of educational programs of the service and hospitality industry. It identified and substantiated the necessity of developing the organizational-economic support of the professional-public evaluation of the quality of educational programs of the service and hospitality industry. The author describes the development of the methodology for conducting professional and public accreditation of educational programs for the service and hospitality industry and the development of a methodology for compiling a set of assessment tools for assessing the quality of educational programs for the service and hospitality industry. An example of set of assessment tools "deputy director of a hotel company or other accommodation facility" is given for professional-public accreditation of educational programs for the service and hospitality industry. It substantiated the conclusion about the influence of the methodology of organizational-economic support of professional-public evaluation of the quality of educational programs of the service industry and hospitality on the quality of educational programs.
Образование - один из главных источников экономического роста страны, социальной стабильности, а также условие для модернизации экономики. Для большого количества российских регионов туризм на сегодняшний день играет весьма значительную роль в экономике, а также социально-культурной жизни. Проблема оценки качества образовательных программ (ОП) для индустрии сервиса и гостеприимства имеет важное значение для развития системы образования в России. По этой причине понятие организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства является одним из основных в рамках определения рекомендуемых для инвестирования в образование государственных ресурсов.
Большую роль в процедуре разработки методики организационно-экономического обеспечения оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства в России с момента формирования в 2014 году выполняет Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК). НСПК. Созданный в соответствие с Указом Президента РФ, он сплотил усилия работодателей, профсоюзных организаций, органов государственной власти в вопросах развития национальной системы квалификаций. Кроме экспертизы законодательных и других нормативно-правовых актов, изучения проектов профстандартов, НСПК согласовывает работу, которая направлена на улучшение качества профессионального образования, в т.ч.:
- выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов;
- профессионально-общественную аккредитацию (ПОА) ОП профессионального образования.
Вместе с Советом по профессиональным квалификациям (СПК) НСПК разрабатывает Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные ОП по видам профессиональной деятельности. К концу 2017 года уже создано 28 СПК [8], куда входит и СПК в индустрии гостеприимства, состоящий из объединений профессионалов индустрии сервиса и гостеприимства и представителей образовательных организаций и органов государственной власти. Министерство труда и социальной защиты РФ приказом от 1 ноября 2016 г. №610н утвердило положение о разработке оценочных средств (ОС) для проведения независимой оценки квалификаций. ОС - один из инструментов методики организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества ОП для
индустрии сервиса и гостеприимства. Система ОС помогает реализовывать контроль, а также управление процессом получения обучающимися всех необходимых компетенций [13].
ОС - комплекс заданий, критериев оценки, которые используются центрами оценки квалификаций в процессе проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта (профстандарта) или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [11]. ОС должны создаваться для проверки уровня развития компетенций и должны быть эффективным средством оценки и обучения [4]. ОС, которые разрабатывают по всем наименованиям квалификаций (данные о них включаются в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций) должны содержать описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий [9]. ОС включают в себя:
- наименования оцениваемых квалификаций, которые утверждены Национальным агентством развития квалификаций (Национальное агентство) и содержатся в реестре;
- степень квалификации, которая определена в соответствии с требованиями к квалификациям;
- название и код профстандарта или название и реквизиты федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов РФ, на сходство положениям которых осуществляется профессиональный экзамен;
- знания, трудовые действия, умения, трудовые функции в соответствие с предъявленными требованиями к квалификациям;
- отображение материально-технического обеспечения для процесса проведения профессионального экзамена;
- требования для кадрового обеспечения по проведению профессионального экзамена;
- требования к безопасности по проведению профессионального экзамена;
- задания для выполнения теоретического и практического этапов профессионального экзамена;
- критерии оценок заданий для профессионального экзамена;
- правила обработки итогов и принятия решения о соответствии квалификации соискателя требованиям к квалификации;
- перечень нормативно-правовых, а также иных документов, которые использованы при подготовке комплекта ОС.
СПК организовывает разработку оценочных средств. С целью разработки и экспертизы ОС СПК привлекает специалистов, которые имеют образование и опыт работы в индустрии сервиса и гостеприимства [2]. Из специалистов объединений профессионалов индустрии сервиса и гостеприимства, представителей образовательных организаций и органов государственной власти СПК создает рабочие группы по разработке ОС и их экспертизе. В составе рабочей группы не может быть менее трех человек [14]. Индивидуальный состав разработчиков ОС, а также экспертов утверждается решением СПК индустрии гостеприимства, где указываются сведения о квалификации разработчиков ОС и экспертов. Персональный состав разработчиков ОС и экспертов утверждается решением СПК индустрии гостеприимства, где должны быть указаны сведения о квалификации разработчиков ОЦ и экспертов [10]. Специалисты, которые осуществляют разработку ОС, не имеют право участвовать в экспертизе соответствующих ОС [3].
Для того, чтобы разработать ОС необходим анализ нормативно-правовых документов, которые регулируют оцениваемую квалификацию. Например, профессиональных и образовательных стандартов. Далее, следует определить состав заданий ОС. Необходимо произвести выборку одного или нескольких типов для практических и теоретических этапов профэкзамена из возможных вариантов, которые предусмотрены структурой ОС.
Важным этапом разработки ОС является предъявление требований к материально-техническим ресурсам, которые необходимы для проведения профэкзамена. Этими ресурсами могут быть - техническая оснащенность, программное обеспечение, условия для
процесса обучения и оценки ОП. Не менее важным этапом разработки ОС является и предъявление требований к кадровому обеспечению для процесса проведения профэкзамена - знание и владение компьютерными технологиями, педагогические и творческие навыки, наличие степеней и званий. Следующий этап - подготовка заданий, критериев для оценки их исполнения для теоретического этапа профэкзамена. Заключительным этапом ОС является экспертиза ОС. По ее итогам которой оформляется заключение. В свою очередь, заключение должно включать в себя экспертную оценку. Экспертная оценка содержит критерии оценки полноты и правильности исполнения трудовых действий и функций, демонстрации требуемых умений и знаний соискателем, а также правильности обработки итогов профэкзамена. В обязательном порядке проверяется соответствие требований к материально-техническому, кадровому обеспечению мероприятий по оценке, установленным заданиям и достаточность требований безопасности к процессу проведения оценочных мероприятий.
СПК в индустрии гостеприимства утверждает ОС с учетом итогов и результатов их экспертизы. СПК в индустрии гостеприимства: размещает на своем официальном сайте примеры заданий, которые входят в состав ОС, направляет данные об утвержденных ОС в Национальное агентство (Нацагенство) для внесения в реестр. СПК в индустрии гостеприимства гарантирует хранение заключений в бумажном и/или электронном виде не менее двух лет после утверждения ОС. Организационную, экспертно-аналитическую, методическую поддержку деятельности по разработке ОС осуществляет Нацагенство.
Автором обоснованы основные элементы ОС, которые представлены с Схеме 1.
Схема 1. - "Основные элементы оценочных средств, используемых для организационно - экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства" (составлено автором)
Как видно из представленной схемы, основные элементы оценочных средств используемых для организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ способствуют грамотному проведению профэкзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профстандарта или же квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Этот эффективный инструмент содействуют более качественному раскрытию степени сформированности компетенций. Грамотно подобранные ОС являются определяющими в процессе подготовки конкурентоспособного и высококвалифицированного специалиста.
Еще одной методикой разработки организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства является профессионально-общественная аккредитация (ПОА) ОП. Общие требования к проведению ПОА ОП утверждены Председателем Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным [7] 3 июля 2017 года. Общие требования устанавливают общие правила организации, проведения, установления критериев ПОА ОП. ПОА - признание качества и степени подготовки выпускников, которые освоили ОП в определенной образовательной организации, отвечающая требованиям профстандартов, а также иных квалификационных требований, установленных федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами РФ.
НСПК наделяет СПК в индустрии гостеприимства полномочиями по организации ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства; определяет правила наделения работодателей, объединения работодателей полномочиями на проведения ПОА и правила проведения ПОА, правила по установлению критериев оценки ОП при проведении ПОА, общие требования к квалификации экспертного состава, которые участвуют в ПОА, правила проведения мониторинга деятельности аккредитующих организаций [4]. Национальное агентство развития квалификаций обеспечивает методическую, организационную, экспертно-аналитическую поддержку СПК в индустрии гостеприимства по организации процесса проведения ПОА и производит информирование, а также консультирование участников ПОА по вопросам ее проведения.
СПК в индустрии гостеприимства организует проведение ПОА в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Во время организации и проведения ПОА обеспечивается соблюдение установленных законодательством РФ требований о защите персональных данных [1]. СПК устанавливает порядок проведения ПОА и критерии оценки ОП в процессе проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. Также СПК наделяет полномочиями на проведение ПОА работодателей, объединений работодателей индустрии сервиса и гостеприимства и проводит мониторинг деятельности аккредитующих организаций по всем направлениям профессиональной деятельности. На основе итогов ПОА формируются рейтинги аккредитованных ОП, с пометкой и данными об образовательной организации, которая реализует данные ОП.
СПК устанавливает весь порядок по проведению ПОА для ОП в индустрии сервиса и гостеприимства. К порядку проведения ПОА относятся в первую очередь правила обращений от организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в аккредитующие организации по всем вопросам процесса проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. В дальнейшем, СПК устанавливает критерии оценки ОП в процессе проведения ПОА и пороговые показатели критериев для принятия решений о ПОА ОП или об отказе в ПОА ОП. Требования к экспертному составу для процесса проведения ПОА ОП, методика расчета стоимости предоставления услуг по ПОА ОП, правила и действия для апелляции, а так же основания для лишения ПОА устанавливаются в порядке, установленном СПК в индустрии сервиса и гостеприимства. Аккредитующие организации осуществляют ПОА согласно порядку, который устанавливает СПК.
Работодатели индустрии сервиса и гостеприимства, их объединения которые желают провести ПОА обращаются в СПК индустрии гостеприимства с заявлением о наделении
полномочиями по проведению ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. В заявлении необходимо указать: полное юридическое и фактическое наименование организации; фактический и юридический адрес места нахождения; ИНН и ОГРН; адрес интернет сайта, контактную информацию (телефон, электронную почту); наименование профстандартов и других квалификационных требований, которые установлены федеральным законом РФ, на соответствие которым планируется проведение ПОА; обязательство заявителя следовать требованиям законодательства РФ и документам, которые приняты НСПК по вопросам проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. К заявлению прилагаются сведения, которые подтверждают статус заявителя как работодателя индустрии сервиса и гостеприимства, сведения об экспертах которые привлекаются для проведения ПОА ОП, сведения о других кадровых и материально-информационных ресурсах для проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. Необходима пояснительная записка об опыте заявителя в сфере внедрения элементов национальной системы квалификаций.
СПК в индустрии гостеприимства анализирует сведения, которые указаны в заявлении и документах, прилагаемых к заявлению. В течении 90 с момента поступления документов принимает решение о наделении заявителя всеми полномочиями по проведению ПОА ОП или отказе. СПК в индустрии гостеприимства принимает решение о наделении заявителя всеми полномочиями по проведению ПОА ОП если предоставляется весь комплект документов.
Если СПК в индустрии гостеприимства принимает решение об отказе заявителю по проведению ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, основанием для этого могло стать либо то, что заявитель является образовательной организацией или же объединением образовательных организаций, либо заявитель представил недостоверные или неполные комплекты документов, которые прилагаются к заявлению. Бывают редкие случаи для отказа, когда заявитель находится в стадии банкротства или ликвидации. Более распространенной причиной для отказа в проведении ПОА для индустрии сервиса и гостеприимства является то, что заявитель не имеет опыт в данной деятельности в сфере внедрения элементов национальной системы квалификаций. В случае, когда квалификация экспертного состава, который привлекается заявителем для процесса проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства не соответствует общим требованиям к квалификации экспертов, которые привлекаются для проведения ПОА ОП, или же дополнительным требованиям, установленным СПК в индустрии гостеприимства так же одна из причин отказа в проведении ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства.
СПК в индустрии гостеприимства уведомляет заявителя о принятом решении в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения. Если заявителя наделяют полномочиями на проведение ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, СПК направляет сведения о заявителе в Минобрнауку РФ для того, чтобы внести их в перечень организаций, которые проводят ПОА ОП.
СПК в индустрии гостеприимства наделяет заявителя полномочиями на проведение ПОА сроком на пять лет, после которого аккредитующая организация проходит проверку. Аккредитующая организация предоставляет отчет о проведении ПОА ОП в СПК в индустрии гостеприимства ежегодно, не позже чем 15 января, следующего после отчетного периода. СПК может принять решение о том, что лишает аккредитующую организацию полномочий, если не соблюдаются аккредитующей организацией установленного СПК в индустрии гостеприимства порядка проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства и критериев оценки ОП [3]. СПК и аккредитующие организации гарантируют открытость, а также доступность информации о процессе проведения ПОА ОП, а также об итогах своей деятельности в данном направлении и отвечают за присвоение ОП для индустрии сервиса и гостеприимства статуса аккредитованных.
Методика проведения организационно - экономического обеспечения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства содержит в себе несколько этапов.
Первым этапом организационно - экономического обеспечения ПОА ОП является подача заявления образовательной организацией, которая осуществляет реализацию ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. На деле это выглядит так - образовательная организация, которая желает получить ПОА ОП направляет в СПК или в аккредитующую организацию заявление о проведение ПОА ОП (в заявлении необходимо указать данные об ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, которые заявлены для ПОА - уровни и виды образования, направления подготовки, профессии, специальности, направления, сроки реализации ОП, а также данные о наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности, реквизиты и сроки). В случае, если заявление направлено в СПК, то он определяет аккредитующую организацию, учитывая территориальные и кадровые возможности аккредитующих организаций.
Вторым этапом аккредитующая организация рассматривает заявление и принимает решение о проведении ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства или отказе проведения и предоставляет информацию заявителю о принятом решении не позже 10 рабочих дней с момента получения заявления. Как писалось ранее, аккредитующая организация имеет право отказать в проведении ПОА ОП.
Третий этап - процесс проведения ПОА для индустрии сервиса и гостеприимства. ПОА проводится на базе аккредитационной экспертизы, представляющей собой оценку по содержанию и качеству подготовки выпускника по образовательным программам для индустрии сервиса и гостеприимства на соответствие требованиям профстандартов или другим квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ (проводится в соответствии с порядком процесса проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, установленный СПК). На данном этапе следует учесть то, что аккредитационная экспертиза осуществляется на базе договора об оказании услуг, который заключается с заявителем в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Выбор и подготовка экспертного состава для процесса проведения аккредитационной экспертизы ОП обеспечиваются аккредитующими организациями в установленным СПК порядке. По итогам аккредитационной экспертизы комиссия экспертов формирует отчет (требования к отчету, а также порядок их хранения устанавливает СПК в индустрии гостеприимства). Аккредитующая организация по всем заявленным ОП принимает решение ПОА или об отказе в ПОА ОП в срок не позже 90 дней с момента подписания договора. Аккредитационная организация отправляет в образовательную организацию уведомление с информированием о принятом решении не позже 10 дней с момента принятия. Если принимается решение о ПОА ОП, аккредитующая организация: выдает образовательной организации свидетельство о ПОА ОП по форме, которая установлена СПК, направляет данные об аккредитованных ОП в Минобрнауки РФ, публикует итоги ПОА ОП на официальном сайте «Интернет». Главным преимуществом положительного решения о прохождении ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства и выдачи сертификата является то, что наличие такого сертификата влияет на распространение бюджетных мест для образовательной организации, что в свою очередь повышает интерес со стороны абитуриентов и их родителей.
Еще одним преимуществом является то, что образовательная организация, которая реализует ОП для индустрии сервиса и гостеприимства и прошедшая ПОА ОП имеет право разместить данные о наличии ПОА ОП на официальном сайте, стендах информации, в учебных изданиях организации, включать данные о наличии ПОА ОП в сообщения рекламного характера о деятельности образовательной организации. Все это повышает рейтинг образовательной организации.
Образовательная организация, которая получила отказ в ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, имеет право подать в СПК в индустрии гостеприимства апелляционное заявление о том, что не согласна с решением, принятым аккредитующей организацией (апелляция рассматривается комиссией из 3 и более человек, формируемой
СПК в индустрии гостеприимства, в состав комиссии не могут входить лица, проводящие ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства). Методика организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства предусматривает установления критериев оценки ОП для индустрии сервиса и гостеприимства при проведении ПОА. Критериями оценки при проведении ПОА ОП, которые установлены СПК содержат в себе все необходимые параметры, которые необходимо учитывать. Таким критерием может быть результат прохождения выпускниками ОП профэкзамена в форме независимой оценки квалификаций. Так же важно соответствие планируемых итогов освоения ОП профстандартам, другим квалификационным требованиям, которые установлены Федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ.
Соответствие утвержденных учебных планов рабочим программам учебных курсов, предметов, дисциплин, оценочных материалов, а также процедур, которые запланированы итогам освоения, а так же соответствие материально-технических, кадровых, учебно-методических, информационно-коммуникационных и других ресурсов, которые прямым образом влияют на качество подготовки будущих специалистов, содержанию профессиональным задачам и профессиональной деятельности, к которым подготавливается выпускник важнейшие установленные критерии со стороны СПК в индустрии гостеприимства. Так как именно они отражают весь процесс качества реализации ОП для индустрии сервиса и гостеприимства.
Наличие спроса на ОП, востребованность будущих специалистов работодателями данной индустрии - главный критерий методики организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. Так как именно он отражает всю проделанную работу как самого процесса освоения ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, так и эффективность проведения профессионально-общественной оценки качества.
Все вышеперечисленные критерии оценки устанавливают минимум, который необходим при оценке ОП. СПК в индустрии гостеприимства имеет право расширить критерии, уточнить их за счет определенных показателей, позволяющие осуществлять достоверную и объективную оценку качества ОП, заявленных для процесса проведения ПОА.
На сегодняшний день СПК в индустрии гостеприимства разработал один комплект оценочных средств «заместитель директора гостиничного предприятия или иного средства размещения» [12] для проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства Рис.1.
Оценочные средства для теоретического этапа
Рисунок 1. Комплект оценочных средств для «заместитель директора гостиничного предприятия или иного средства размещения»
Инструментарий для теоретического этапа профэкзамена включает в себя 30 вопросов с выбором ответа, 20 вопросов с ответами открытого типа, задачи на соответствие, задачи на последовательность. Время на решение теоретического профэкзамена - не более 1 часа и 30 минут. Инструментарий для практического этапа профэкзамена включает в себя задания практического типа, ситуационные задачи - стратегические и тактические методы анализа, потребности различных департаментов гостиницы в материальных и иных ресурсах и сотрудниках. Обучающиеся должны уметь:
- на основе анализа решать, основываясь данными таблицы, графика, отчета;
- разрабатывать план деятельности департаментов гостиницы, с учетом знаний менеджмента гостиничного предприятия и оценки эффективной работы;
- координировать и контролировать работу департаментов гостиницы, знать работу внутренней среды, специфику работы гостиницы и обслуживающий персонал;
- применять различные формы развития компетенций руководства и сотрудников гостиницы;
- проводить совещания и собрания в коллективе, применять навыки деловых и межличностных коммуникаций;
- применять иностранные языки, учитывая характеристику постоянных гостей.
ОС для теоретического этапа профэкзамена: 30 задач с возможностью выбора ответа -одного или нескольких, 20 задач с ответами открытого типа и решение задачи. Все задания теоретического этапа профэкзамена могут быть оценены дихтометически (правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов), или же политомически ( абсолютно правильно - N баллов, практически правильно - N - 1 баллов, неправильно - 0 баллов). Количественный показатель определяют разработчики тестирования, учитывая значимость проверяемой задачи для профессиональной работы.
Правилом обработки итогов и принятия решения о том, допустить или нет к практическому экзамены является общая оценка за решение всех задач.
ОС для практического этапа профэкзамена являются задачи на исполнение трудовых действий в реальных, а также модельных условиях.
Процесс проведения процедуры, которая оценивает квалификацию «заместитель директора гостиничного предприятия или иного средства размещения», определяет состав соответствующих ОС и материально-технические, экспертные возможности. Максимально упрощенным и минимально затратным с точки зрения экспертного и материально-технического обеспечения является применение инфокоммуникационных технологий в процессе проведения оценочных процедур.
Таким образом, методика разработки организационно - экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства нацелена на повышение качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. Разработка методического обеспечения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства способствует в процессе ее применения, признанию качества и степени подготовки будущих специалистов, которые освоили ОП в индустрии сервиса и гостеприимства, отвечающие требованиям профстандартов и иных квалификационных требований, установленных ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ. Еще одним инструментом разработки методики организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства является комплекты ОС, применяемые в процессе проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. Методика применения комплекта ОС способствует реализации контроля, а также управления процессом получения обучающимися всех необходимых компетенций. На сегодняшний день разработан лишь один комплект оценочных средств для индустрии сервиса и гостеприимства - «заместитель директора гостиничного предприятия или иного средства размещения», который применяется при проведении ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. В дальнейшем, для повышения качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства необходима интенсивная разработка методик организационно - экономического обеспечения профессионально-
общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства.
Литература и источники
1. Ефремова М.Ю., Зайцева Н.А. Роль организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства // Вестник Национальной академии туризма. - 2017. - №1(41). - С.55-59.
2. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.
3. Зайцева Н.А. Практикум про менеджменту туризма. - М. Издательство "Форум", Инфра-М, 2007. - 160 с.
4. Зайцева Н.А. Процедура оценки и сертификации квалификаций в области туризма и сервиса: верификация измерительных материалов и критериев оценки// Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2012. - №2. С.18-25.
5. Зайцева Н.А. Роль профессионального сообщества в повышении Качества подготовки кадров: от профстандартов до независимой оценки квалификаций // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 1. Под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. [Электронное издание]. - М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. - С.51-59.
6. Мальчик А.Г. Формирование фонда оценочных средств // - Электронные дан. - Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/f_dite/conf/2013/5/malchik.pdf
7. Приказ Минтруда России от 01.11.2016 N601H «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации». - Электронные дан. - Режим доступа: http://nspkrf.ru/documents/normativnye-dokument^/npa-nok/693-приказ-минтруда-россии-от-01-11-2016-n-601н-об-утверждении-положения-о-разработке-оценочных-средств-для-проведения-независимой-оценки-квалификации. html
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 мая 2015 г. N 282н «Об утверждении профессионального стандарта Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» Утвержден на заседании СПК в индустрии гостеприимства 23.12.2016.
9. Сборник докладов по материалам V Международной межвузовской научно-практической конфеенции магистрантов «Актуальные проблемы развития экономики и общества в глобальном пространстве» http://unecon.ru/sites/default/files/sbornik_statey_opublikovannyy.pdf
10. Советы по профессиональным квалификациям [Электронный ресурс] / НСПК. - Электронные дан. - Режим доступа: http://nspkrf.ru/soveti.html
11. Шадриков B., Геворкян Е., Калабин C., Киринюк А., Наводнов В., Мотова Г., Петропавловский М. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России. - 2001. - №1. - С. 29-38.
12. Dzhandzhugazova E.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Pervunin S.N. The Russian Hotel Market: condition and development under the crisis. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No 3 S5 (2015), P. 289 -296.
13. Zaitseva N.A.,Goncharova, I.V. Androsenko, M.E. Necessity of changes in the system of hospitality industry and tourism training in terms of import substitution. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, Volume 6 Number 1, рр. 288-293
14. Zaitseva N.A. The forecast of development of the hotel business in Russia as a promising direction of business expansion of international hotel chains. Middle East Journal of Scientific Research. 2013, Volume 14 Number 3, pp. 328-334.
References and Sources
1. Efremova M.YU., Zajceva N.A. Rol' organizacionno-ehkonomicheskogo obespecheniya professional'no-obshchestvennoj ocenki kachestva obrazovatel'nyh programm dlya industrii servisa i gostepriimstva // Vestnik Nacional'noj akademii turizma. - 2017. -№1(41). - S.55-59.
2. Zajceva N.A. Menedzhment v social'no-kul'turnom servise i turizme. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005. - 240 s.
3. Zajceva N.A. Praktikum pro menedzhmentu turizma. - M. Izdatel'stvo "Forum", Infra-M, 2007. - 160 s.
4. Zaiceva N.A. Procedura ocenki i sertifikacii kvalifikacii v oblasti turizma i servisa: verifikaciya izmeritel'nyh materialov i kriteriev ocenki// Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. - 2012. - №2. S.18-25.
5. Zaiceva N.A. Rol' professional'nogo soobshchestva v povyshenii Kachestva podgotovki kadrov: ot profstandartov do nezavisimoi ocenki kvalifikacii // Potencial social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federacii v novyh ehkonomicheskih usloviyah: materialy II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii; v 2-h ch. CH. 1. Pod red. YU.S. Rudenko, L.G. Rudenko. [EHlektronnoe izdaniel. - M.: izd. CHOUVO «MU im. S.YU. Vitte», 2016. - S.51-59.
6. Mal'chik A.G. Formirovanie fonda ocenochnyh sredstv // - EHlektronnye dan. - Rezhim dostupa: http://portal.tpu.ru:7777/f_dite/conf/2013/5/malchik.pdf
7. Prikaz Mintruda Rossii ot 01.11.2016 N601N «Ob utverzhdenii polozheniya o razrabotke ocenochnyh sredstv dlya provedeniya nezavisimoj ocenki kvalifikacii». - EHlektronnye dan. - Rezhim dostupa: http://nspkrf.ru/documents/normativnye-dokumenty/npa-nok/693 -prikaz-mintruda-rossii-ot-01 -11 -2016-n-601n-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-razrabotke-ocenochnyh-sredstv-dlya-provedeniya-nezavisimoj-ocenki-kvalifikacii.html
8. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 7 maya 2015 g. N 282n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta Rukovoditel'/upravlyayushchij gostinichnogo kompleksa/seti gostinic» Utverzhden na zasedanii SPK v industrii gostepriimstva 23.12.2016.
9. Sbornik dokladov po materialam V Mezhdunarodnoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konfeencii magistrantov «Aktual'nye problemy razvitiya ehkonomiki i obshchestva v global'nom prostranstve» http: //unecon.ru/sites/default/files/sbornik_statey_opublikovannyy. pdf
10. Sovety po professional'nym kvalifikaciyam [EHlektronnyj resurs] / NSPK. - EHlektronnye dan. - Rezhim dostupa:
http://nspkrf.ru/soveti.html
11. SHadrikov B., Gevorkyan E., Kalabin C., Kirinyuk A., Navodnov V., Motova G., Petropavlovskii M. O procedure kompleksnoi ocenki vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2001. - №1. - S. 29-38.
12. Dzhandzhugazova E.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Pervunin S.N. The Russian Hotel Market: condition and development under the crisis. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No 3 S5 (2015), P. 289-296.
13. Zaitseva N.A.,Goncharova, I.V. Androsenko, M.E. Necessity of changes in the system of hospitality industry and tourism training in terms of import substitution. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, Volume 6 Number 1, rr. 288-293
14. Zaitseva N.A. The forecast of development of the hotel business in Russia as a promising direction of business expansion of international hotel chains. Middle East Journal of Scientific Research. 2013, Volume 14 Number 3, pp. 328-334.
ЕФРЕМОВА МАРИЯ ЮРЬЕВНА - аспирант кафедры гостиничного и туристического бизнеса, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова ([email protected])
EFREMOVA, MARIA Yu. - Ph.D. student, Department of Hotel and Tourism Business, Russian Economic University G.V Plekhanova/
УДК 331.55
ИШНАЗАРОВ Д.У. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ключевые слова: трудовая миграция, рынок труда, заработная плата, регион
В статье исследуются тенденции трудовой миграции в Республике Башкортостан и их влияние на рынок труда. Сделан вывод, что трудовая миграция сокращает численность безработных, в том числе и за счет увеличения числа выбывающих в поисках работы в другие регионы и прибывающих в поисках работы в Республику Башкортостан. Предложены рекомендации по совершенствованию системы регулирования трудовой миграции с позиций обеспечения стабильности функционирования и развития регионального рынка труда.
ISHNAZAROV, D.U. INTERACTION OF LABOR MIGRATION AND LABOR MARKET IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Keywords: Labour migration, labor market, wages, region.
In the article researched the trends of labor migration in the Republic of Bashkortostan and its impact on the labour market. It makes the conclusion that labour migration reduces the number of unemployed, including due to the increase in the number of retiring in search of work in other regions and arriving in search of work in the Republic of Bashkortostan. It proposed the recommendations for improving the system of regulation of labor migration from the position of provision of stability of functioning and development of the regional labour market.
В настоящее время миграция рабочей силы, охватывая все большее число стран и регионов, приобрела глобальный характер, способствуя распространению новых знаний, технологий и прогрессивных производств - с одной стороны и, создавая мощный клубок социально-политических и экономических противоречий и проблем, - с другой. Усиливающееся международное и внутринациональное разделение труда, военные и политические конфликты в ряде стран и регионов, способствуют увеличению объемов и разнообразия миграционных потоков, перемещающихся из одного региона в другой, что влечет за собой как выгоды, так и издержки для стран и территорий, участвующих в миграционном процессе [1, 2, 3].
Трудовая миграция весьма противоречива и с позиции государства (необходимость осуществления действий по управлению самими миграционными потоками, решение проблем на местах прибытия и выбытия мигрантов), и с позиции регионов выбытия и прибытия (с притоком мигрантов появляются как новые возможности для трудового развития, так и новые угрозы), и с позиции самих мигрантов (смена привычного образа жизни, жилищные проблемы, адаптация на новом месте проживания и трудоустройства, трудности коммуникации) [4].
Социально-экономические последствия трудовой миграции населения могут быть как положительными, так и отрицательными (табл.1).