Научная статья на тему 'Вопросы качества подготовки медицинских специалистов. Формирование Института независимых профессиональных экспертов'

Вопросы качества подготовки медицинских специалистов. Формирование Института независимых профессиональных экспертов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
249
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ / ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ / PROFESSIONAL-PUBLIC ACCREDITATION / EDUCATIONAL PROGRAMS OF MEDICAL PROFILE / EXPERTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сироткина О. В., Ищук Т. Н., Пармон Е. В., Шляхто Е. В.

Повышение качества оказания медицинской помощи в России напрямую зависит от внедрения в широкую практику профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ медицинского профиля. При этом в оценке соответствия профессиональной образовательной программы подготовки специалистов, в том числе врачей, требованиям рынка труда и профессиональным стандартам, ключевую роль играет личность эксперта, участвующего в аккредитационной процедуре. В рамках реализации проекта Российского кардиологического общества “Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ элемент системы повышения качества медицинского образования” и при участии Центрального экспертного совета Российского Союза медицинского сообщества “Национальная медицинская палата” в ФГБУ “Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова” Минздрава России проводится подготовка экспертов профессионально-общественной аккредитации программ медицинского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сироткина О. В., Ищук Т. Н., Пармон Е. В., Шляхто Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of medical specialists education. Foundation of institute of independent professional experts

Medical care improvement in Russan Federation directly depends upon implementation to broad practice of professionally-public accreditation of professional educational programs of medical profile. Important role in the evaluation of professional education and specialists preparing, including physicians, for the labour market and professional standards, play a personality of expert participating in accreditation procedure. Under the realization of Russian Society of Cardiology project “Professional-public accreditation of educational programs as an element of medical education improvement” and with involvement of the Central expert board of Russian Unity of medical association “National medical board” in FSBI “North-Western Federal Medical Research Centre n.a. V A. Almazov” of the Ministry of Health, experts training is go for professional-public accreditation of the programs of medical profile.

Текст научной работы на тему «Вопросы качества подготовки медицинских специалистов. Формирование Института независимых профессиональных экспертов»

ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТОВ.

Сироткина О. В., Ищук Т. Н., Пармон Е. В., Шляхто Е. В.

Повышение качества оказания медицинской помощи в России напрямую зависит от внедрения в широкую практику профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ медицинского профиля. При этом в оценке соответствия профессиональной образовательной программы подготовки специалистов, в том числе врачей, требованиям рынка труда и профессиональным стандартам, ключевую роль играет личность эксперта, участвующего в аккредитационной процедуре. В рамках реализации проекта Российского кардиологического общества "Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ — элемент системы повышения качества медицинского образования" и при участии Центрального экспертного совета Российского Союза медицинского сообщества "Национальная медицинская палата" в ФГБУ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" Минздрава России проводится подготовка экспертов профессионально-общественной аккредитации программ медицинского профиля.

Российский кардиологический журнал 2016, 9 (137): 41-45

http://dx.doi.org/10.15829/1560-4071-2016-9-41-45

Ключевые слова: профессионально-общественная аккредитация, образовательные программы медицинского профиля, подготовка экспертов.

ФГБУ Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова Минздрава России, Санкт-Петербург Россия.

Сироткина О. В.* — д.б.н., профессор кафедры клинической лабораторной диагностики и генетики, начальник учебно-методического управления Института медицинского образования, Ищук Т Н. — к.м.н., доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья Института медицинского образования, Пармон Е. В. — к.м.н., директор Института медицинского образования, Шляхто Е. В. — д.м.н., профессор, академик РАН, генеральный директор.

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): [email protected]

ПОА — профессионально-общественная аккредитация, РКО — Российское кардиологическое общество.

Рукопись получена 01.08.2016 Рецензия получена 02.08.2016 Принята к публикации 08.08.2016

ISSUES OF MEDICAL SPECIALISTS EDUCATION. FOUNDATION OF INSTITUTE OF INDEPENDENT PROFESSIONAL EXPERTS

Sirotkina O. V., Ishchuk T. N., Parmon E. V., Shlyakhto E. V.

Medical care improvement in Russan Federation directly depends upon implementation to broad practice of professionally-public accreditation of professional educational programs of medical profile. Important role in the evaluation of professional education and specialists preparing, including physicians, for the labour market and professional standards, play a personality of expert participating in accreditation procedure. Under the realization of Russian Society of Cardiology project "Professional-public accreditation of educational programs as an element of medical education improvement" and with involvement of the Central expert board of Russian Unity of medical association "National medical board" in FSBI "North-Western Federal Medical Research Centre n.a. V. A. Almazov" of the Ministry of Health, experts training is go for professional-public accreditation of the programs of medical profile.

Russ J Cardiol 2016, 9 (137): 41-45

http://dx.doi.org/10.15829/1560-4071-2016-9-41-45

Key words: professional-public accreditation, educational programs of medical profile, experts training.

Federal Almazov North-West Medical Research Centre of the Ministry of Health, Saint Petersburg, Russia.

Актуальность проблемы оценки качества медицинского образования

Экономические и социальные условия жизни российского общества значительно изменились при переходе к рыночной экономике, которая выдвинула на передний план задачи по модернизации всех отраслей, в том числе здравоохранения, на основе знаний и высокой квалификации специалистов. Об этом говорит и указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г № 598 [1]: "В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федера-

ции, увеличение продолжительности их жизни разработать программы, направленные на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации...". Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов, владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечить профилактическую направленность ведения паци-

ента. Согласно данным АККОРК (Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры), конкуренция заставляет работодателей повышать требования к фактическим результатам обучения на всех уровнях образования. Однако ужесточение требований к квалификации и направлению подготовки выпускников очень часто выявляет несоответствие образовательных программ учебных заведений требованиям работодателей и рынка труда. В настоящее время и образовательные организации, и государственные органы, контролирующие сферу образования, в том числе Рособрнадзор, оценивают качество образования по соответствию программ обучения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Как следствие, государственная аккредитация образовательных программ и учебных заведений в России не оценивают готовность выпускника к профессиональной деятельности, ее критерии не учитывают требования работодателей и рынка труда. С другой стороны, согласно закону "Об образовании в Российской Федерации" именно "признание качества и уровня подготовки выпускников, ..., отвечающим требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда." является задачей профессионально-общественной аккредитации образовательных программ [2].

Таким образом, повышение качества оказания медицинской помощи в России напрямую зависит от внедрения в широкую практику профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ медицинского профиля.

Особенности подготовки экспертов ПОА образовательных программ в сфере здравоохранения

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации [3] и координирующий профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ (далее ПОА), определил порядок привлечения, отбора и наделения полномочиями экспертных организаций и отдельных экспертов, привлекаемых для проведения процедуры ПОА.

Действительно, в оценке соответствия профессиональной образовательной программы подготовки специалистов, в том числе врачей, требованиям рынка труда и профессиональным стандартам, ключевую роль играет личность эксперта, участвующего в аккредитационной процедуре. Эксперт — это суперпрофессионал. Он должен быть одинаково компетентен и как работник, и как педагог по своей специальности. Идеально, если специалист, привлеченный в качестве эксперта, имеет стаж практической работы в здравоохранении, при этом еще и преподает, является наставником для ординаторов и имеет ученую степень по своей специальности.

В настоящее время в рамках реализации проекта Российского кардиологического общества (далее — РКО) по ПОА образовательных программ "Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ — элемент системы повышения качества медицинского образования" и при участии Центрального экспертного совета Российского Союза медицинского сообщества "Национальная медицинская палата" (далее — Союз НМП) проводится подготовка экспертов ПОА программ медицинского профиля [4]. На первом этапе реализации проекта на обучение по программе повышения квалификации для получения статуса экспертов ПОА образовательных программ приглашаются врачи-специалисты по специальностям "Кардиология" и "Детская кардиология".

Следует отметить, что кандидату в эксперты нужно обязательно пройти обучение по соответствующей, специальной программе, более того, при подаче документов для зачисления на такое обучение проверяются все необходимые показатели и требования к квалификации, в соответствии с требованиями к экспертам, установленными локальным нормативным актом Союза НМП [5].

Специалист, привлекаемый в качестве эксперта ПОА профессиональных образовательных программ медицинского профиля должен отвечать следующим обязательным формальным требованиям:

1) Основные требования к уровню образования и опыту работы — наличие высшего образования, соответствующего направленности аккредитуемой образовательной программы; наличие опыта работы в области профессиональной деятельности соответствующей направленности и деловой репутации; прохождение обучения по программе подготовки экспертов ПОА;

2) специальные компетенции эксперта ПОА — умение осуществлять деятельность в соответствии с порядком и методикой проведения ПОА, утвержденными государственными нормативными актами и локальными нормативными актами Союза НМП; способность организовывать и осуществлять коммуникации с различными участниками процесса аккре-дитационной экспертизы профессиональных образовательных программ медицинского профиля; способность применять различные методы, приемы и способы предотвращения и разрешения конфликтов, осуществлять посредническую функцию при возникновении конфликтов; умение формировать и высказывать независимое мнение; способность анализировать значительные объемы информации, обобщать и критически осмысливать информацию; умение проводить оценку заявленных к ПОА образовательных программ, условий и качества их реализации; умение подготавливать и проводить интервью с работодателями, руководством образовательной

организации, выпускниками и обучающимися, анализировать и интерпретировать результаты интервью; умение формировать заключения, готовить отчеты по итогам оценки образовательных программ.

Дополнительным и обязательным требованием к эксперту является регулярное повышение квалификации по программе подготовки экспертов ПОА не реже 1 раза в 3 года.

Таким образом, чтобы подготовить специалиста в соответствии с вышеуказанными требованиями, курс подготовки кандидатов в эксперты ПОА профессиональных образовательных программ должен включать в себя несколько направлений. Во-первых, слушатель цикла повышения квалификации "Проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ медицинского профиля" изучает государственные нормативные акты, регламентирующие процедуру ПОА профессиональных образовательных программ, а именно — федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; базовые принципы ПОА НСПК, Порядок ПОА НСПК [2, 6, 7], а также локальные нормативные акты Союза НМП, которому НСПК делегировал полномочия Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении [8], в том числе на проведение ПОА в сфере здравоохранения. Для объективного проведения экспертизы профессиональных образовательных программ медицинского профиля слушатель должен научиться интерпретировать образовательные и профессиональные стандарты, анализировать нормативные документы, государственные и локальные, по реализации образовательных программ, регламенты экспертной деятельности. Крайне важно подготовить будущего эксперта избегать конфликта интересов.

Значимым этапом подготовки эксперта является самостоятельная работа. Действительно, согласно "Порядку проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере здравоохранения", эксперту вменяется в обязанность осуществлять деятельность по проведению профессионально-общественной аккредитации независимо и не предвзято, самостоятельно принимать решения о соответствии оцениваемых образовательных программ обобщенным показателям и самостоятельно составлять экспертные заключения [9].

Задание на самостоятельную работу составляется таким образом, чтобы кандидат в полной мере ощутил объем будущей экспертной деятельности. Задание, само по себе несложное, но оно включает в себя анализ больших объемов информации, выделение из нее значимых элементов и их систематизацию. Например, из действующего перечня всех медицинских услуг (более 700 страниц) нужно выделить те услуги, кото-

рые может оказывать врач-лечебник в области кардиологии после окончания ВУЗа и врач-кардиолог после окончания ординатуры. Успешное выполнение этого задания является гарантией освоения программы подготовки эксперта ПОА профессиональных образовательных программ медицинского профиля и получения удостоверения о повышении квалификации.

Как только специалист получает удостоверение, его данные заносятся в регистр аккредитующей организации, которая проводит ПОА программ, и в рамках данной статьи на сегодняшний день мы говорим о РКО и Союзе НМП.

Следует особо подчеркнуть, что именно от эксперта зависит репутация аккредитующей организации, ее ответственность за качество и объективность экспертизы, доверие к результатам экспертной деятельности со стороны органов власти, профессионального сообщества, руководителей образовательных организаций, работодателей и работников.

Критерии оценки, которыми руководствуется эксперт ПОА образовательных программ в сфере здравоохранения

Главный вопрос, который нужно понять эксперту, это нужна ли подготовка врачей-специалистов по данной конкретной программе практическому здравоохранению? Или вуз работает автономно, в отрыве от реальных нужд медицинской практики? Чтобы это понять существуют определенные показатели — "Стандарты и критерии профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования медицинского профиля", разработанные в соответствии с "Базовыми принципами ПОА НСПК" [6]. В качестве примера следует привести некоторые из них:

— Участвуют ли профессиональные общества и работодатели в составлении рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин образовательной программы?

— Участвуют ли работодатели в преподавании программы и оценке знаний и умений выпускников?

— Сколько выпускников получили приглашения на работу по итогам практики?

— Сколько выпускников трудоустраиваются в течение года после окончания учебы?

— Чем подтверждается компетентность профессорско-преподавательского состава в областях знаний программы?

— Чем подтверждается обеспеченность образовательной программы — соответствующей материально-технической базой, литературой?

— Как определяется удовлетворенность обучающихся по профессиональной образовательной программе?

30

25

20

15

10

0

27

17

25

□ Центральный ФО

Ш Северо-Кавказский ФО

□ Уральский ФО

Ш Северо-Западный ФО

□ Приволжский ФО

Рис. 1. Количество подготовленных экспертов ПОА в регионах Российской федерации.

Если показатели средние или ниже среднего, то эксперт должен дать образовательной организации конкретные практические рекомендации по повышению качества данной программы. И здесь хотелось бы отметить твердые моральные и этические установки экспертов, необходимые для выполнения качественной и объективной экспертизы.

Важно понимать, что работа эксперта постоянно контролируется аккредитующей организацией. Во-первых, основной документ, на основании которого идет оценка работы эксперта — это экспертный отчет. Он проходит стадию проверки и корректировки со стороны председателя экспертной комиссии. Имеют значение степень проработанности и детализации выводов и заключений, правильность применения профессиональных стандартов, отсутствие нарушений нормативных правил, количество обоснованных апелляций на работу эксперта, некорректное поведение. Кроме того, существует проверенная практика оценки работы эксперта — это участие в работе экспертной комиссии и непосредственное наблюдение за ходом экспертизы со стороны аккредитующей организации. В рамках реализуемого проекта "Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ — элемент системы повышения качества медицинского образования" такой аккредитующей организацией сегодня является Российское кардиологическое общество при участии Центрального экспертного совета Союза НМП. Периодические проверки очень важны, так как на момент проведения профессионально-обще-

ственной аккредитации РКО и Союз НМП вверяют свою репутацию в руки отдельного человека и должны быть уверены в его профессиональных и личностных качествах.

Подготовка экспертов ПОА в сфере здравоохранения в Северо-Западном федеральном медицинском исследовательском центре им. В. А. Алмазова

В рамках реализуемого проекта РКО "Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ — элемент системы повышения качества медицинского образования" подготовка экспертов ПОА профессиональных образовательных программ проводится на базе Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В. А. Алмазова Минздрава России (далее — Центр Алмазова).

Центр Алмазова взял на себя подготовку экспертов из числа специалистов в области кардиологии, детской кардиологии, терапии и сестринского дела. Модульная программа подготовки экспертов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ "Проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ медицинского профиля" в рамках дополнительного профессионального образования/ повышения квалификации включает в себя 2 учебных модуля — универсальный и специальный, интегрированных между собой, каждый из которых представляет собой автономный курс программы. Универсальный модуль раскрывает "Основы государственной политики в сфере профессионального образования" и "Сопряжение требований сферы профессионального образования и практического здравоохранения". Специальный модуль раскрывает "Нормативное правовое и организационно-методическое обеспечение профессионально-общественной аккредитации программ медицинского образования". Каждый модуль, как правило, состоит из теоретического материала, который последовательно закрепляется в ходе семинаров, практических занятий, в том числе при самостоятельной подготовке к выпускной квалификационной работе. Контроль результатов обучения, полученных в результате компетенции, знаний и умений, логично завершает освоение каждого учебного модуля, как относительно автономной дидактической единицы программы повышения квалификации. Нормативный срок освоения программы обучения экспертов составляет 24 часа.

В настоящее время реестр включает 82 подготовленных специалиста в 15 регионах Российской Федерации (рис. 1), а именно: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Белгород, Курск, Нижний Новгород, Самара, Казань, Пермь, Ростов-на-Дону, Нальчик, Ставрополь, Пятигорск, Красноярск, которые могут выступать в каче-

9

4

5

Акушерство и гинекология Анестезиология и реаниматология Гематология Кардиология

Клиническая лабораторная диагностика Клиническая физиология Педиатрические специальности Паллиативная помощь | Огранизация здравоохранения и общественное здоровье

Онкология Терапевтические специальности Радиология | Стоматология (терапия) Стоматология (хирургия)

Фтизиатрия I Инфекционные болезни Хирургия Фармация Сестринское дело

Среднее медицинское и фармацевтическое образование

18

17

J 26

-1-1-1—

0 5 10 15

Рис. 2. Количество подготовленных экспертов ПОА по направлениям подготовки медицинских специалистов.

—I— 20

—I—

25

—I

30

2

7

4

2

стве экспертов ПОА по 18 направлениям подготовки врачей и 2 направлениям подготовки медицинских работников среднего звена; 13% из упомянутых специалистов могут выступать экспертами по двум и более специальностям (рис. 2).

Заключение

Подготовка экспертов ПОА и их участие в реализации пилотного проекта РКО позволит внедрить разработанную и апробированную модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ медицинского профиля во всех регионах Российской Федерации и существенно улучшить качество образования в медицинских образовательных учреждениях, а также создаст предпосылки для

развития саморегулирования врачебной деятельности, когда именно профессиональное сообщество медицинских работников участвует в разработке образовательных программ.

Таким образом, РКО и НМП приступили к формированию Института независимых профессиональных экспертов в области оценки качества профессионального медицинского образования.

Благодарности. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного обществом "Знание" России".

Литература

1. Указ Президента Российской федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". Российская газета — Столичный выпуск №5775 (102) от 9 мая 2012 г https://rg.ru/2012/05/09/ zdorovje-dok.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. федеральный закон от 29 декабря 2012 г N 273-Ф3 "Об образовании в Российской федерации" (с изменениями и дополнениями). http://base.garant.ru/70291362/

3. Указ Президента РФ от 16 апреля 2014 г № 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям". http:// www.garant.ru.

4. Российское кардиологическое общество. http://scardio.ru/poa/

5. Российский Союз медицинского сообщества "Национальная медицинская палата". http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=17803

6. Базовые принципы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в рамках деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, утвержденные Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 20 апреля 2015 г. http://www.nark-rspp.ru.

7. Порядок проведения профессионально общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, оформления ее результатов и представления информации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, утвержденный решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 20 мая 2015 года № 10). http://www.nark-rspp.ru.

8. Решение Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям по вопросу создания Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении (протокол от 24 сентября 2014 года №4). http:// nspkrf.ru/documents/materialy-natsionalnogo-soveta.

9. Порядок проведения Центральным экспертным советом "Российского Союза медицинского сообщества "Национальная медицинская палата" профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере здравоохранения. http://www.nacmedpalata. ru/?action=show&id=17800

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.