Научная статья на тему 'Критерии и показатели эффективности управления развитием педагогического потенциала социальных центров'

Критерии и показатели эффективности управления развитием педагогического потенциала социальных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КАК ПРОЦЕССА / SOCIAL CENTER / THE EFFECTIVENESS OF DEVELOPMENT MANAGEMENT OF PEDAGOGICAL POTENTIAL / CRITERIA AND INDICATORS OF MANAGEMENT EFFICIENCY / EVALUATION OF MANAGEMENT AS A PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна, Пшенко Константин Андреевич

В статье анализируется возможность оценки управления развитием педагогического потенциала социальных центров как педагогического процесса, основанного на взаимовлиянии, взаимодействии субъектов управления, их сотрудничестве, сотворчестве, направленном на личностное развитие. Представлены группы критериев и показателей (оценки процесса организации социокультурной деятельности населения в центрах; условий социальной среды, влияющих на моделирование и реализацию социокультурных практик; эффектов образовательных практик, касающихся, в т.ч., личностного развития участников социокультурной деятельности; условий профессионального становления, совершенствования социальных работников, в т.ч. эффективности профессионально ориентированных программ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF DEVELOPMENT MANAGEMENT PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SOCIAL CENTERS

The article analyzes the possibility of the evaluation of management development of pedagogical potential of social centers as a pedagogical process, based on the interrelation, interaction of the subjects of management, their co-collaboration, co-creation, aimed at personal development. Submitted by the criteria and indicators to assess the process of organizing socio-cultural activities of the population in the centers; conditions of the social environment that influence the modeling and implementation of social and cultural practices; the effects of educational practices concerning the personal development of participants of social and cultural activities; conditions of professional development, improvement of social workers, the effectiveness of professionally oriented programs.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели эффективности управления развитием педагогического потенциала социальных центров»

Якушкина Марина Сергеевна,

Филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, vosp_spbgu@mail.ru

Пшенко Константин Андреевич,

Совет Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, начальник отдела обеспечения модельного законотворчества в социально-гуманитарной сфере экспертно-аналитического управления, секретарь Постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту, доктор исторических наук

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНЫХ

_ _ л

ЦЕНТРОВ

Аннотация

В статье анализируется возможность оценки управления развитием педагогического потенциала социальных центров как педагогического процесса, основанного на взаимовлиянии, взаимодействии субъектов управления, их сотрудничестве, сотворчестве, направленном на личностное развитие. Представлены группы критериев и показателей (оценки процесса организации социокультурной деятельности населения в центрах; условий социальной среды, влияющих на моделирование и реализацию социокультурных практик; эффектов образовательных практик, касающихся, в т.ч., личностного развития участников социокультурной деятельности; условий профессионального становления, совершенствования социальных работников, в т.ч. эффективности профессионально ориентированных программ). Ключевые слова:

социальный центр; эффективность управления развитием педагогического потенциала; критерии и показатели эффективности управления; оценка управления как процесса.

Введение. Изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, изменили цели, содержание и функции образования, расширили его границы. Повысился интерес к изучению педагогического потенциала учреждений, реализующих функции формирования и развития социальных и культурных традиций [10; 2]. Подчеркнем, что их педагогический потенциал направлен не столько на овладение обучающимися какими-либо знаниями, но, прежде всего, на становление личности человека как носителя традиций и создателя образцов культуры [1].

* Статья выполнена при поддержке РГНФ №15-06-10003

Основные определения. Педагогический потенциал можно представить как развивающийся целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей социокультурной среды, способных полностью или частично, прямо или косвенно, с помощью дополнительно созданных условий или без них, влиять на личностное развитие человека. Педагогический потенциал - это педагогические ценности, идеи, содержание, методические и иные средства. Исследователи отмечают такие свойства педагогического потенциала как: ресурсность, условность реализации, динамичность, системность, функциональность.

При планировании развития современного социокультурного центра и его педагогического потенциала сложнейшей задачей является оценка эффективности управления развитием педагогического потенциала. В литературе описаны различные подходы к определению эффективности управления. Во-первых, эффективность управления рассматривается (отождествляется) через достигнутый запланированный результат управления [7]. Во-вторых, эффективность управления рассматривается через описание ресурса (источника) и механизма, необходимого для достижения запланированного результата [11]. В этом случае необходимо доказать, что результат достигнут с помощью известных ресурсов и механизмов, а не является внеплановым эффектом. В-третьих, эффективность управления отражает степень достижения взаимосвязанной последовательности целей, задач, моделей, результатов, прочее [6].

Цель исследования. В данном исследовании оценка эффективности управления развитием педагогического потенциала социальных центров предполагает анализ различных проблемных полей, дающих не только конкретные управленческие результаты, но и значимые незапланированные эффекты. В этом смысле критерием оценки управления развитием педагогического потенциала может быть экологичность.

Методология исследования. Исходя из анализа описанных в литературе подходов, в данном исследовании предлагается различать традиционную эффективность управления как соответствие достигнутому плановому результату и эффективность процесса управления, характеризуя их следующим образом:

1. Эффективность управления развитием культурно-образовательной деятельности социального центра как запланированный результат, достигнутый к данному моменту времени. Ее можно считать действительно реальной, тождественной понятию результативность. В результате управленческой практики возможно выявить интегративную эффективность, полученную за некий промежуток времени или потенциальную эффективность, представленную через ресурсы, условия и факторы. Критерии эффективности соответствуют критериям результатов управленческой деятельности. С нашей точки зрения, этот традиционный подход достаточно сложно применить при управлении развитием такого сложного педагогического феномена как «педагогический потенциал».

2. Управление развитием педагогического потенциала социальных центров можно рассматривать как процесс. В этом случае критерии эффективности представляются как критерии процесса.

К критериям процесса можно отнести, прежде всего, целесообразность культурно-образовательной деятельности [12], соответствие целей социальному заказу, вариативность культурно-образовательной деятельности, разнообразие ее форм и уровней для разных социальных групп, гибкость деятельности социальных педагогов и участников практик, удовлетворенность участников культурно-образовательной деятельности [13], их личностный рост, системность работы социального центра и др. [14].

Описание идеи. В рамках наших представлений развитие педагогического потенциала социальных центров предполагает, как самое очевидное, эффективное управление организацией (по инициативе центра) объединения усилий разнообразных общественных институтов, направленных на совершенствование социально-культурных практик для разных социальных страт населения. Следовательно, первое место занимает группа критериев и показателей, связанных с оценкой процесса организации социокультурной деятельности населения - это налаживание взаимодействия учреждений и сообществ образовательной, культурно-досуговой направленности с иными отраслями социально-экономической сферы, привлечение широкой общественности, производственных и бизнес-структур.

Взаимодействие можно рассматривать как процесс, объединяющий различных его участников в определенной деятельности, в определенном сообществе. Оно предполагает равенство отношений, со-трудничество, со-творчество. В связи с этим, обе стороны становятся субъектами взаимодействия, субъектами моделирования социально-культурных практик, субъектами управления. Анализ процесса формирования субъектов формирует группу критериев, оценивающих воздействие участников процесса друг на друга, порождающее взаимосвязь.

Вторая группа критериев эффективности управления развитием педагогического потенциала социальных центров характеризуется постоянным мониторингом и учетом конкретных условий социальной среды при моделировании и реализации социокультурных практик. В процессе моделирования образовательных практик проявляется общее, особенное, единичное. Общим являются методологические подходы и принципы моделирования, гуманистический характер моделируемого феномена, структура и алгоритм деятельности по формированию образовательных практик, включенность в данный процесс и взрослых, и детей, основные критерии эффективности их совместных действий и главные компоненты результата, получаемого в процессе моделирования. Направленность процесса моделирования образовательных практик на создание пространства творческого развития личности следует признать самой существенной особенностью деятельности по моделированию образовательных практик социальным центром [3]. К единичному относятся неповторимые черты (качества) субъекта моделирования, используемые им некоторые формы, методы и приемы реализации образовательных практик, а также отдельные уникальные детали конструируемой практики в конкретном учреждении.

Третья группа критериев связана с оценкой эффектов образовательных практик, которая возможна на основе анализа удовлетворенности потребностей и запросов разных групп населения. Эффективность управления моделированием образовательных практик можно оценить как форму групповой и индивидуальной рефлексии участников социокультурных практик, поэтому в качестве показателей эффективности выступают: востребованность практик разными социальными группами; наличие образовательных практик, подражающих социокультурным; наличие детско-взрослых общностей как новых субъектов современного образования; создание саморазвивающихся общностей; превращение образовательных практик в традицию.

В ряде исследований встречаются сведения об оценке эффективности управления на основе критериев личностного развития участников социокультурной деятельности - это ценностные ориентации и жизненная зрелость. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Выдвигая в качестве приоритетных те или иные ценности, социум демонстрирует уровень и направленность своего развития. С точки зрения психологии, ценности выступают как ценностные ориентации, т.е. как определяющий фактор направленности развития. Так, В.С. Мухина рассматривает систему ценностных ориентаций как важнейшую характеристику личности и показатель ее сформированности [5]. В зависимости от того, на какие ценности ориентируется человек, мы можем говорить о его социальной и гражданской зрелости.

Мы предлагаем в данной группе критериев учитывать также следующие критерии и показатели эффективности управления:

1. Психологический критерий (развитие личности). Показатели: самооценивание умения учиться, организовывать процесс самообразования, развитие образовательной потребности, развитие способностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих).

2. Социальный критерий (адаптация к новым условиям). Показатели: овладение социальным нормами (нравственное и правовое самосознание), общественная активность, адаптированность в коллективе, т.е. способность к адаптации в изменяющейся социальной среде.

Следующая группа критериев - критерии эффективности, нацеленные на оценку процесса профессионального становления, совершенствования социальных работников, поскольку андрагогика в силу исторической специфики ее развития, концентрировала свое внимание, прежде всего на нем (С.Г. Вершловский, А.В. Даринский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.). В научной литературе по данной тематике особое внимание уделяется общим требованиям к организации андрагогического взаимодействия: в нем должен быть задействован предыдущий опыт; значимы и возможность общения с коллегами, наличие самостоятельной деятельности [8].

В связи с оценкой профессионального становления специалистов, представляет интерес работа Б.Е. Лосина «Педагогическая эффективность повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту» [4]. Автор обращает наше внимание на связь развития общества с интенсивным накоплением научных и практических знаний, что способствует пересмотру систем повышения квалификации разных специалистов. Б.Е. Лосин аргументирует необходимость развития отечественной системы повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту фиксированием бурного роста спортивных достижений, успехов в популяризации разнообразных форм оздоровительных технологий в разных странах мира. Исследователем разработана новая концепция совершенствования системы повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту, основанная на их многоуровневой подготовке. Первый уровень подготовки - регулярная самостоятельная работа слушателя; второй - регулярное участие в организованных формах повышения квалификации (курсы повышения квалификации, стажировки), концентрированное образовательное воздействие (второй уровень); третий уровень - аналитическая и научно-практическая деятельность. Анализируя состояние и организационные особенности системы, автор предлагает и новые критерии оценки ее эффективности, связанные с сокращением сроков обучения, увеличением его интенсивности, значительным снижением объема учебных часов, более гибкими и адаптированными к ежедневной практике программами, формами обучения, расширением состава слушателей по оздоровительным направлениям физкультуры и популярным видам спорта. Эта концепция может быть рассмотрена и в рамках профессионального становления и совершенствования других специалистов, в т.ч. социальных работников.

Возвращаясь к проблемному полю, можно выделить также критерии эффективности профессионально ориентированных программ для социальных работников. Отметим особый критерий, связанный с тем, что полученные знания, умения и навыки могут и должны быть немедленно использованы в профессиональной практике [9] - только тогда они способствуют успешной профессиональной самореализации.

Заключение. На основании проведенного анализа можно сделать заключение о том, что планирование культурно-образовательной деятельности современного социального центра требует предварительной оценки всех аспектов управленческой деятельности, среди которых самой сложной нам представляется оценка управления развитием педагогического потенциала как процесса.

Литература

1. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование, 1998. №1. С. 93-100.

2. Золотарева А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования: автореф. ... дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2006. 78 с.

3. Илакавичус М.Р. Современный культурологический аспект определения эффективности образовательных практик неформального образования взрослых // Материалы III Международной научной конференции «Педагогическое мастерство». М.: Буки-Веди, 2013. С. 147-149.

4. Лосин Б.Е. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. СПб., 2001. 501 с.

5. Мухина В.С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М.: МГПИ, 1985. С. 4-7.

6. Платов В.Я. Современные управленческие технологии. М.: Дело, 2006. 165 с.

7. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. М.: Высшая школа, 2005. 311 с.

8. Ситник А.П. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров. М.: АПКиПРО РФ, 2000. 84 с.

9. Солоухин В.И. Подготовка руководителей этнокультурных центров в вузах культуры и искусств: национально-региональный компонент. М., 2007. 319 с.

10. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Шамовой. М., 2002. 193 с.

11. Шамова Т.И. Управление образовательным процессов в адаптивной школе. М., 2001. 109 с.

12. Arendt C., Landis R., Meister T. The Human Side of Change // Solutions, 1995. 382 p.

13. Beer M., Eisenstat R.A. Developing an Organization Capable of Implementing Strategy and Learning // Human Relations. 1996. Vol.49. №5. 103 p.

14. Hutt M.D., Walker B.A., Frankwick G.L. Hurdle the Cross-Functional Barriers to Strategic Change // Sloan Management Review, 1995. 82 p.

Yakushkina Marina Sergeevna,

The Branch of The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,

in St. Petersburg, the Head of the Laboratory, Doctor of Pedagogics,

vosp_spbgu@mail.ru

Pshenko Konstantin Andreevich,

The Council of The Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States, the Head of Department of the ensuring model legislation in the social and humanitarian field of expert-analytical department, the Secretary of the Permanent Commission on Culture, Information, Tourism and Sport, Doctor of Historical Sciences

CRITERIA AND INDICATORS OF DEVELOPMENT MANAGEMENT PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SOCIAL CENTERS

Annotation

The article analyzes the possibility of the evaluation of management development of pedagogical potential of social centers as a pedagogical process, based on the interrelation, interaction of the subjects of management, their co-collaboration, co-creation, aimed at personal development. Submitted by the criteria and indicators to assess the process of organizing socio-cultural activities of the population in the centers; conditions of the social environment that influence the modeling and implementation of social and cultural practices; the effects of educational practices concerning the personal development of participants of social and cultural activities; conditions of professional development, improvement of social workers, the effectiveness of professionally oriented programs. Keywords:

social center; the effectiveness of development management of pedagogical potential; criteria and indicators of management efficiency; evaluation of management as a process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.