Якушкина М. С. Педагогический потенциал культуры как ресурс развития современного социального центра / М. С. Якушкина // Научный диалог. — 2015. — № 10 (46). — С. 120— 133.
ЕЫНиН^
УДК 374.7+364.446
Педагогический потенциал культуры
как ресурс развития современного
*
социального центра*
© Якушкина Марина Сергеевна (2015), доктор педагогических наук, заведующая лабораторией теории формирования образовательного пространства СНГ, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (Санкт-Петербург, Россия), vosp_spbgu@mail.ru.
Рассматривается феномен «педагогический потенциал культуры как ресурс развития современного социального центра». Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях глубоких социально-экономических преобразований в странах СНГ особо значимой для заботы общества и государства становится сфера социальной поддержки и многоаспектного сопровождения жизнедеятельности незащищенных слоев населения, прежде всего в муниципальных социальных центрах. Научная новизна исследования видится в том, что автором уточнена сущность феномена «педагогический потенциал культуры как ресурс развития социального центра». Обоснована актуальность задачи формирования целостной социально-педагогической инфраструктуры, позволяющей активизировать культурно-образовательную, просветительскую деятельность различных по своей направленности социальных центров. Инфраструктуру автор рассматривает как единую социокультурную организацию, состоящую из совокупности учреждений, организаций, служб, деятельность которых направлена на оказание социально-педагогической помощи людям независимо от возраста для защиты их гражданских прав и свобод, охраны жизни и здоровья, создания услoвий для
Исследование поддержано грантом РГНФ № 15-06-10003.
успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации ее в социуме. Особо автор останавливается на том, что социально-педагогическая инфраструктура лежит в основе образовательного (воспитательного) пространства, развивающегося с учетом социокультурных особенностей и возможностей данной территории.
Ключевые слова: социальный центр; педагогический потенциал; педагогический потенциал культуры; воспитательное пространство; развитие личности.
1. Введение
Изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, изменили цели, содержание и функции образования, расширили его границы. Повысился интерес к изучению педагогической составляющей культуры, педагогического потенциала учреждений, реализующих функции формирования и развития культурных традиций. Подчеркнем, что педагогический потенциал культуры направлен не столько на овладение обучающимися какими-либо знаниями, но, прежде всего, на становление личности человека как носителя традиций и создателя образцов культуры. Педагогический потенциал культуры, часто определяемый как воспитательный потенциал [Илакавичус, 2010, с. 40—44], заложен в деятельности современных социальных центров, развивающихся в условиях социально-педагогических преобразований в России и других странах СНГ [Саргсян, 2014, с. 111—116].
2. Педагогический потенциал культуры: содержание понятия
Предметом нашего исследования в данной статье выступает «педагогический потенциал культуры» как значимый ресурс развития современного социального центра. В качестве «потенциала» в литературе рассматриваются источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения конкретной цели; или, иначе, возможности отдельно взятого человека, сообщества, государства в определенной сфере
[Философская энциклопедия]. Сущность философского понимания «потенциала» в решении проблемы соотношения «потенциального» и «актуального», «возможного» и «действительного». «Акт» и «потенция», согласно философии Аристотеля, характеризуют действительность и ее предшествующие возможности, составляют основу развития, представляющего собой смену одной действительности другой, переход потенциального в актуальное [Философия..., 2002]. Разработка проблемы соотношения действительного и возможного (Дж. Бруно, И. Кант, И. Д. Скот) показала, что эти философские категории диалектически взаимосвязаны и характеризуют две основные ступени становления и развития различных явлений и процессов. Первая — возможность или предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное (существующее в скрытом виде, но способное проявиться при определенных условиях) существование. Вторая — действительность. Переход возможности в действительность представляет собой процесс актуализации потенции. Таким образом, в философии потенция обозначает способность чего-либо или кого-либо качественно меняться в пространстве и во времени.
Согласно позиции Э. Дюркгейма [Дюркгейм, 1996, с. 263—264], для актуализации потенциала необходимо целенаправленно использовать воспитательные возможности окружающей среды. В периоды стабильности общества и соответствующей социально-культурной среды системы воспитания формируются на основе традиционных ценностей, которые принимаются большинством граждан. Однако во время коренных преобразований общество требует динамики систем воспитания. Изменения, связанные с ценностными ориентация-ми общества, прогнозировать очень трудно, поэтому усиливается интерес к широкому использованию возможностей окружающей среды, позволяющей диагностировать динамику ценностей граждан.
Осознание того, что современный этап развития образования является этапом модернизации системы образования, ее целей и со-
держания, объясняет интерес отечественных исследователей к изучению развития личности в пространстве культуры, анализу существующих педагогических компонентов культуры (И. В. Бестужев-Лада, И. Е. Видт, О. О. Киселева, В. А. Сластенин), феномена педагогической культуры (Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, И. А. Колесникова). Отмечена важность педагогической деятельности, направленной на актуализацию потенции и перевод ее в реальность [Гершунский, 1998, с. 137; Библер, 1993]. Результаты анализа исследований, связанных с педагогическим потенциалом [Лубков, 2007; Шестакова, 2005], свидетельствуют, что учеными часто отождествляются педагогические категории «педагогический потенциал», «воспитательное влияние или воздействие», «совокупность педагогических средств». Анализ определений феноменов, связанных с педагогической культурой, позволяет выявить связующую особенность: развитие личности прямо или косвенно зависит от актуализации педагогического потенциала.
Педагогический потенциал можно представить как развивающийся целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей социокультурной среды, способных полностью или частично, прямо или косвенно, с помощью дополнительно созданных условий или без них, влиять на личностное развитие человека. Педагогический потенциал — это педагогические ценности, идеи, содержание, методические и иные средства. Исследователи отмечают такие свойства педагогического потенциала: ресурсность, условность реализации, динамичность, системность, функциональность.
Учитывая динамическую сущность культуры, характеризуемую изменчивостью, вариативностью, вероятностностью, перспективностью, подвижностью, педагогический потенциал культуры можно охарактеризовать как динамическую совокупность возможностей социокультурной среды и способностей педагога как транслятора культуры влиять на личностное развитие человека, нормы и способы
передачи его опыта. Педагогический потенциал культуры включает потенциал, которым обладают культурные артефакты, а также потенциал программ передачи опыта педагогической культуры. Исходя из представлений о том, что культура принимает только социально-значимый опыт, можно утверждать, что многие культурные артефакты характеризуются формализованным педагогическим потенциалом, то есть отсутствием принципиальных препятствий для их развития в культуре, однако реально их педагогический потенциал не рассматривается, не учитывается. Более того, актуализируя педагогический потенциал культуры, мы запускаем, прежде всего, процесс становления педагогической культуры.
3. Актуализация педагогического потенциала культуры в просветительской деятельности социальных центров
Анализ литературных источников позволил установить следующее. Актуализация педагогического потенциала культуры происходит в результате педагогической деятельности, субъектом которой, как правило, выступает педагог. Можно выделить три этапа актуализации: накопление имеющих педагогический потенциал культурных артефактов, изменение артефактов и условий их трансляции, передача содержания культуры и развитие личности с помощью накопленной и измененной совокупности артефактов.
Выявление педагогического потенциала современных образовательных практик ведется в соответствии с принципами природо-и культуросообразности, предполагающими существование их в такой социокультурной среде, где проявляется единство возможностей для развития каждой личности с помощью народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т. д.) и достижений мировой и российской цивилизации [Коршунова, 2014].
Педагогический потенциал культуры не может быть рассмотрен в рамках одного единственного методологического подхода. Методологическими основаниями исследования педагогического потенци-
ала культуры мы определили взаимодополняемые, взаимообогаща-емые в данном случае подходы — системный, антропологический и событийный. Системный подход позволяет при наличии компонентов культурно-образовательной деятельности (целей, задач, содержания, форм, методов и т. п.) во взаимосвязи, целостности преодолеть ее фрагментарность и подчеркнуть ее непрерывность. Существенное место занимают положения антропологии о целостности человеческой культуры, о понимании образования как социокультурного института. Антропологический подход выступает основой понимания человеческого мировоззрения. Дополняется антропологический подход, по нашему мнению, событийным. Он позволяет трактовать пространство образования как динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемую в среде пребывания детей и взрослых усилиями его субъектов и способную выступать интегрированным условием личностного развития человека.
Отметим, что исследование педагогического потенциала культуры может позволить актуализировать и поднять на новый уровень просветительскую деятельность всех слоев населения по месту жительства, в социальных центрах. Особенно это важно для сельской территории. В 90-ые годы в результате изменений социокультурной ситуации произошло сворачивание всей культурно-просветительской деятельности. Многие населенные пункты не имели учреждений культуры, школ или имели только малокомплектную начальную школу, в которой работал один педагог. Отсутствие просветительской деятельности на многих территориях усилило незащищённость значительной части населения, в первую очередь — детей, людей с ограниченными образовательными потребностями, граждан пенсионного возраста. Присущие системе образования педагогические функции оказались востребованными и необходимыми в сфере социальной работы и социальной помощи семье, престарелым, безработным, больным, гражданам с ограниченными образовательными потребностями и инвалидам, одиноким и людям
без определенного места жительства, многим другим, формально благополучным группам граждан.
В этих условиях возникла потребность к возрождению идеи культурно-образовательной деятельности в социальных центрах, которая основана на педагогических знаниях о взаимоотношениях человека и социума, о факторах и условиях, способах и методах социализации личности и её адаптации к социокультурной среде [Мудрик, 2002], о выявлении, преумножении и использовании педагогического потенциала социума (учреждений, предприятий, организаций, семейных сообществ, отдельных граждан) в целях развития личности и построения позитивных отношений между субъектами социальной среды [Основы., 2002, с. 7—8]. Цель культурно-образовательной деятельности социальных центров — прежде всего социализация граждан в микросоциуме, в правовом поле гражданина; иначе, процесс приобщения человека к новым для него жизненным условиям и проявления способности понимать, какие ценности гарантируют возможность не просто жить и работать в обществе, но и активно влиять на его позитивную динамику. В современных условиях, когда в основе образования лежит гуманистическая парадигма, социальные центры способны создавать условия для координации социального и личностного развития человека. В связи с этим важнейшей категорией, характеризующей педагогический потенциал социального центра, выступает индивидуализация, представляющая собой систему средств непрерывной поддержки и развития особенного, что заложено в человеке природой или приобретено в результате индивидуального опыта [Кульневич, 2001, с. 40].
4. Создание социально-педагогической инфраструктуры просветительской деятельности для взрослых
Отражением реально транслируемых обществом потребностей и объективной необходимостью в последнее годы становится задача формирования целостной социально-педагогической инфраструкту-
ры. Её можно рассматривать как единую социокультурную организацию, состоящую из совокупности учреждений, организаций, служб, деятельность которых направлена на оказание социально-педагогической помощи людям независимо от возраста для защиты их гражданских прав и свобод, охраны жизни и здоровья, создания условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации ее в социуме. При этом социально-педагогическая инфраструктура должна представлять собой не простую совокупность отдельных учреждений, организаций и проч., а развивающееся с учетом социокультурных особенностей и возможностей данной территории пространство. Реализация этой идеи предполагает осознание актуальности, значимости и комплексности решения поставленной проблемы общественностью, региональными, муниципальными и федеральными органами власти; преодоление ведомственных барьеров, препятствующих кооперации средств, кадров и иных социальных, медицинских, педагогических ресурсов. Значимым для развития культурно-образовательной деятельности может быть решение культурно-образовательными, досуговыми, иными центрами не только в РФ, но и на всем европейском пространстве задач вовлечения граждан в решение проблем образования, здоровья, отдыха, благоустройства и правопорядка [Kiwan, 2007, р. 165—166].
5. Виды социальных центров и направления их деятельности в целостном культурно-образовательном пространстве
Все виды центров можно рассматривать как формы существования особого социального института. В каждом конкретном случае проявляется специфическая, уникальная форма института, определяющая поле предлагаемых культурно-образовательных событий. Нужно отметить, что в зависимости от аудитории, ее сформированных традиций и предпочтений в сфере досуга социальный центр может создавать условия для развлекательных или спортивно-оздоровительных событий, ориентироваться на активные виды социокультурной деятельности
населения. Например, центр может стать площадкой для различных общественных объединений. Принципиальным отличием современных социальных центров от действующих раньше домов и дворцов культуры являются групповые инновационные и индивидуальные формы работы с подростками и тинейджерами, молодыми людьми, взрослыми гражданами пенсионного возраста, в которых приоритетны демократизм, самодеятельность и инициатива населения, общественное самоуправление. В подобных центрах должны выверенно и продуманно использовать потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовое или учебное сообщество, различные общественные структурные образования и т. д.
Включая все виды социальных центров в целостное культурно-образовательное (или воспитательное) пространство определенной территории, можно использовать усилия каждого института в решении задач развития личности [Генова, 2011]. Одним из шагов к созданию целостного воспитательного пространства, основанного на межведомственном взаимодействии, является активизация воспитательной деятельности в административно-образовательных округах или муниципальных объединениях. В состав административно-образовательных или муниципальных объединений входят учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты. Их работа, как правило, координируется советом из представителей всех ведомств. В организации межведомственного взаимодействия активное участие может принимать даже больница, сотрудники которой способны проводить, например, занятия «Университета медицинских знаний», работать в школе в профильных медицинских классах. Особая роль в этой системе отводится социальной защите малообеспеченных семей, людей пожилого возраста, людей с ограниченными образовательными потребностями. Обслуживание их невозможно без активного взаимодействия с органами здравоохранения, образования, культуры, спорта и т. д. До последнего времени отделы социальной защиты, занимаясь преимущественно пенсион-
ными вопросами, были не в состоянии охватить весь круг проблем. Сегодня они во многих вопросах выступают координатором согласованных действий социума в проведении территориальных массовых праздников для всех жителей. Социальный работник расширяет свои функции, выполняя особую роль педагога. Он знаком с ветеранами, осведомлен о состоянии их здоровья, способствует работе с ними медиков, работников культуры, школьников.
Особое место в работе социальных центров занимают социологические исследования предпочтений в области досуга, особенно молодежных [Юдина, 2012, с. 195—203; Сейтжанова и др., 2010, с. 98—102].
Сегодня значительное место отводится не только поддержке со-циально-досуговых инициатив, традиционных и новых форм творчества, но и профилактической работе по предупреждению употребления психоактивных веществ, безнадзорности, других видов асоциального поведения.
6. Заключение
Таким образом, необходимо отметить, что педагогический потенциал культуры, реализуемый социальными центрами, сегодня чрезвычайно высок, востребован, направлен на развитие личности человека и предупреждение рисков негативного развития современного социума.
Литература
1. Библер В. С. Диалог культур и школа 21 века / В. С. Библер // Школа диалога культур : идеи, опыт, проблемы / под ред. В. С. Библера. — Кемерово : АЛЕФ Гуманитарный Центр, 1993. — С. 9—106.
2. Генова Н. М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона : монография / Н. М. Генова. — Омск : Изд-во Омс. гос. унта, 2011. — 288 с.
3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века : (В поисках практ.-ориентир. образоват. концепций) / Б. С. Гершунский. — Москва : Совершенство, 1998. — 607 с.
4. Дюркгейм Э. Социология : ее предмет, метод, предназначение : пер. с франц. А. Б. Гофмана / Э. Дюркгейм. — Москва : Канон : Реабилитация, 1996. — 350 с.
5. Илакавичус М. Р. Педагогическое освоение персонифицированных идеалов культуры : историко-социальный аспект / М. Р. Илакавичус // Человек и образование. — 2010. — № 2. — С. 40—44.
6. Коршунова И. В. Педагогический потенциал традиционной народной культуры и его реализация в современных социокультурных условиях : автореферат диссертации... кандидата педагогических наук / И. В. Коршунова. — Москва, 2014. — 24 с.
7. Кульневич С. В. Педагогика личности от концепций до технологий : учебно-практическое пособие / С. В. Кульневич. — Ростов-на-Дону : Учитель, 2001. — 159 с.
8. Лубков Р. В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды : диссертация... кандидата педагогических наук / Р. В. Лубков. — Самара, 2007. — 165 с.
9. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А. В. Мудрик ; под. ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд. и доп. — Москва : Академия, 2002. — 200 с.
10. Основы социальной педагогики / В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Кудашов, О. А. Селиванова, Ю. П. Строков / под ред. П. И. Пидкаси-стого. — Москва : Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.
11. Саргсян А. С. Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки / А. С. Саргсян // Человек и образование. — 2014. — № 3. — С. 111—116.
12. Сейтжанова Р. А. Экологическая культура как основа формирования качеств личности студентов / Р. А. Сейтжанова, С. Б. Кабжанова // ¥лт тагылымы — Достояние нации. — Астана, Казахстан. — 2010. — № 4. — С. 98—102.
13. Философия : учебник / под ред. О. А. Митрошенкова. — Москва : Гардарики, 2002. — 655 с.
14. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/.
15. Шестакова Л. А. Педагогический потенциал средств массовой информации и научно-методические основания его реализации: диссертация... доктора педагогических наук / Л. А. Шестакова. — Нижний Новгород, 2005. — 556 с.
16. Юдина А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи / А. И. Юди-
на // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 19-2. — С. 195—203.
17. Kiwan K. When the cultural and the social meet : a crit. Perspective of socially embedded cultural policy in France / K. Kiwan // The international journal of cultural policy. — 2007. — Vol. 13. — № 2. — P. 165—166.
Pedagogical Potential of Culture as Resource for Modern Social Centre Development
© Yakushkina Marina Sergeyevna (2015), Doctor of Pedagogy, Head of Theory of CIS Educational Space Forming Laboratory, Institute of Russian Academy of Education Educational Management (Saint-Petersburg, Russia), vosp_spbgu@mail.ru.
The phenomenon of "pedagogical potential of culture as a resource for the development of modern social center" is considered. The relevance of the study is determined by the fact that in conditions of deep social and economic reforms in CIS countries the sphere of social support and multifaceted support of life of vulnerable people, especially in the municipal social centers, becomes of the special significance for the care of the society and the state. Scientific novelty of research is seen in the fact that the author clarified the essence of the phenomenon of "pedagogical potential of culture as a resource for the development of the social center". The urgency of the task of forming a coherent social and educational infrastructure to strengthen cultural and educational activities in its various areas of social centers is proved. Infrastructure is considered by the author as a socio-cultural organization, consisting of a set of institutions, organizations, services, activities that are aimed at providing social and educational assistance to people of all ages to protect their civil rights and freedoms, protection of life and health, creating conditions to succeed in life, education, personal development and adapting in society. The author dwells on the fact that social and educational infrastructure is the basis of educational space, developing the socio-cultural characteristics and capabilities of this site.
Key words: social center; pedagogical potential; pedagogical potential of culture; educational space; personal development.
References
Bibler, V. S. 1993. Dialog kul'tur i shkola 21 veka. In: Bibler, V. S. (ed.).
Shkola dialoga kul'tur: idei, opyt, problemy. Kemerovo: ALEF Gumanitarnyy Tsentr. 9—106. (In Russ.).
Dyurkgeym, E. 1996. Sotsiologiya: ee predmet, metod, prednaznachenie. Moskva: Kanon: Reabilitatsiya. (In Russ.).
Filosofskaya entsiklopediya. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy/. (In Russ.).
Genova, N. M. 2011. Kul'turnaya politika v sisteme infrastruktury kul'tury regiona. Omsk: Izd-vo Oms. gos. un-ta. (In Russ.).
Gershunskiy, B. S. 1998. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka: (Vpoiskakh prakt.-orientir. obrazovat. kontseptsiy). Moskva: Sovershenstvo. (In Russ.).
Ilakavichus, M. R. 2010. Pedagogicheskoe osvoenie personifitsirovannykh idealov kul'tury: istoriko-sotsial'nyy aspekt. Chelovek i obrazo-vanie, 2: 40—44. (In Russ.).
Kiwan, K. 2007. When the cultural and the social meet: a crit. Perspective of socially embedded cultural policy in France. The international journal of cultural policy, 13(2): 165—166.
Korshunova, I. V. 2014. Pedagogicheskiy potentsial traditsionnoy narodnoy kul 'tury i ego realizatsiya v sovremennykh sotsiokul 'turnykh usloviyakh: avtoreferat dissertatsii... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Kulnevich, S. V 2001. Pedagogika lichnosti ot kontseptsiy do tekhnologiy: uchebno-prakticheskoeposobie. Rostov-na-Donu: Uchitel'. (In Russ.).
Lubkov, R. V. 2007. Didakticheskiy potentsial virtual'noy obrazovatel'noy sredy: dissertatsiya... kandidata pedagogicheskikh nauk. Samara. (In Russ.).
Mitroshenkova, O. A. (ed.). 2002. Filosofiya. Moskva: Gardariki. (In Russ.).
Mudrik, A. V. 2002. Sotsial'nayapedagogika. Moskva: Akademiya. (In Russ.).
Sargsyan, A. S. 2014. Printsipy i osobennosti razvitiya evtagogiki kak oblasti pedagogicheskoy nauki. Chelovek i obrazovanie, 3: 111—116. (In Russ.).
Seytzhanova, R. A., Kabzhanova, S. B. 2010. Ekologicheskaya kul'tura kak osnova formirovaniya kachestv lichnosti studentov. Dostoyanie natsii, 4: 98—102. (In Russ.).
Shestakova, L. A. 2005. Pedagogicheskiy potentsial sredstv massovoy informatsii i nauchno-metodicheskie osnovaniya ego realizatsii: dissertatsiya... doktora pedagogicheskikh nauk. Nizhniy Novgorod. (In Russ.).
Yudina, А. I. 2012. Formirovanie sotsial'no-kul'turnoy sгedy V sisteme infrastruktury regiona как osnova sotsializatsii molodezhi. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta Ы1ЫГУ i iskusstv, 19-2: 195—203. (1П Russ.).
Zagvyazinskiy, V. I., Zaytsev, М. Р., Kudashov, G. N., Selivanova, О. А., Strokov, Yu. Р. 2002. Osnovy sotsial'noy pedagogiki. Moskva: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. (1П Russ.).