Научная статья на тему 'Критерии и показатели эффективности процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов'

Критерии и показатели эффективности процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьев К.П.

в статье проведен анализ имеющихся подходов к пониманию сущности критериев и показателей оценки развития педагогических явлений. Выявлены критерии и показатели формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьев К.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели эффективности процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов»

общества от других сфер. Политические стили (стили политики) отражают собой в конечном итоге: а) определённый вид политической деятельности; б) политические ценности; в) социокультурные нормы, лежащие в лоне управленческого искусства. Сам политический стиль управления подразумевает собой некие принципы, поддерживаюшие организацию политической жизни и политической деятельности, выраженные в символических формах нормативных и ценностных образований.

Политика per se (как таковая), существует во всём своём разнообразии видов. Сколько видов политики - столько же, видимо, и её стилей. Каждая политика имеет «своё лицо» и свой стиль. Управленческий процесс как вид политической деятельности по своей сути имеет присущий ему смысл и ценность, а по форме -конкретный стиль, манеру, интонацию.

Литература

1. Борисенков А. А. Политическая жизнь: особенности понятийного анализа. -М., 2005.

2. Борисенков А. А. Политология: теория политической жизни. - М., 2009.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. - М., 1998.

4. Гумилёв Л.Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990.

5. Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. и др. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

6. Крапивка Л.Ф. Стиль в эволюции понятий и в современных определениях // Вопросы философии. 2010. № 5.

7. Палонен К. «Объективность» как «честная игра». Веберовское переопределение нормативного понятия // Полис. 2010. № 5.

8. Хайдеггер М. Время и бытие / Перевод с немецкого. - М., 1993.

К.П. Леонтьев

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ

CRITERIA AND INDICATORS OF EFFICIENCY OF PROCESS OF FORMATION OF ADMINISTRATIVE SKILLS OF CADETS

Аннотация: в статье проведен анализ имеющихся подходов к пониманию сущности критериев и показателей оценки развития педагогических явлений. Выявлены критерии и показатели формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе.

Ключевые слова: критерии и показатели, эффективность, управленческие навыки, образовательный процесс, военно-учебное заведение.

Abstract: in the article the analysis of existing approaches to the understanding of the essence of criteria and indicators for the evaluation of the development of pedagogical phenomena. The identification of criteria and indicators for the administrative skills of the cadets of military schools in the educational process.

Keywords: criteria and indicators, efficiency, administrative skills, administrative activity, formation of skills, educational process, a military school.

Вся целесообразная деятельность человека, так или иначе, связана с проблемой эффективности. В основе этого понятия лежит ограниченность ресурсов, желание

© К.П. Леонтьев, 2012

экономить время, получать как можно быстрее качественный результат. Эффективность от латинского слова «еГГейш» - исполнение, действие [8]. Вначале понятие эффективности относили к технике и технологии. При этом под эффективностью понимали меру выполненной работы по отношению к затраченной энергии или соотношение между фактическим и потенциальным результатом любого процесса. Однако, что подразумевается под работой? Паровой двигатель считается менее эффективным, чем дизельный, поскольку в первом больший процент энергии затрачивается впустую. Но с физической точки зрения потерянная энергия тоже выполняет работу, которая кому-то нужна. Это значит, что эффективность не является чисто объективным или технологическим свойством, а неизбежно зависит от оценок и является оценочной категорией.

Для измерения эффективности любого процесса существует система критериев и показателей. Критерий - это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели многогранного процесса. При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса. Критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.

В ходе опытно-экспериментальной работы, в целях поиска и проверки системы критериев и показателей эффективности процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе, мы выделили два основных этапа:

1. Анализ имеющихся подходов к пониманию сущности критериев и показателей оценки развития педагогических явлений;

2. Выявление критериев и показателей формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе.

Критерий (от греч. кгкепоп - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки [8]. Критерий - это есть средство, необходимый инструмент оценки, однако сам критерий не является оценкой чего-либо. Критерий оценки эффективности процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе представляет собой эталон, на основании которого устанавливается степень достигнутого в результате деятельности всех должностных лиц.

Как правило, критерии оценки какого-либо педагогического процесса тесно связаны с показателями (индикаторами). Показатель выступает по отношению к критерию оценки, как частное к общему. И если критерий оценки стабилен, то его показатели более динамичны. «Показатель - это реальное проявление критерия оценки качества педагогического процесса. Это конкретные данные, по которым можно судить о развитии педагогического процесса» [5]. Следовательно, выбор критерия оценки одновременно предполагает подбор наиболее оптимальных показателей, которые предметно и вполне определенно характеризуют степень развития педагогического процесса.

При проведении педагогического эксперимента показатели критерия оценки позволяют выразить (измерить) степень соответствия результатов экспериментальной работы эталонным значениям исследуемого процесса (явления). Каждый из критериев оценки включает группу показателей, которые в совокупности характеризуют его с качественной и количественной позиций. Показатели критериев оценки эффективности процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных

заведений в образовательном процессе - это то, что поддается наблюдению и так или иначе может быть зафиксировано.

Критерии оценки и их показатели являются основой для определения уровня состояния того педагогического процесса, который подвергается экспериментальному исследованию. Уровни характеризуют степень достигнутого в результате внедрения в процесс функционирования изучаемого педагогического процесса экспериментальных мер. Они могут выражаться цифровыми показателями (значениями) или вербально (словесно).

Изучение проблемы разработки критериев в психолого-педагогических исследованиях показало наличие нескольких основных подходов к их пониманию. Так, Городов П.Н. под критерием понимает показатель, на основании которого можно судить об эффективности воспитания вообще, того или иного педагогического средства или приёма, в частности. Он выделяет в качестве основного критерия, характеризующего результативность воспитательного воздействия (результативность воздействия находится в прямой зависимости от подготовки субъекта воспитания) -уровень воспитанности военнослужащих [4]. Ю.К. Бабанский, в свою очередь, рекомендует оценивать педагогические явления по нескольким основным критериям. В качестве них он выделяет: 1) эффективность организации учебно-воспитательного процесса; 2) качество решения учебно-воспитательных задач; 3) расход времени в учебно-воспитательном процессе [1]. Г.И. Гапончук отмечает, что критерий - это признак, на основании которого можно производить оценку, сравнение реального педагогического явления, качества или процесса с эталоном [3]. По мнению Г.А. Шабанова, критерий выражает наиболее общий сущностной признак, по которому оценивается педагогическое явление. Степень проявления и качественная сформированность критерия выражается в определенных показателях, которые, в свою очередь, характеризуются рядом признаков [7]. Ряд авторов выделяют в качестве критериев только время, расходуемое в учебно-воспитательном процессе [6], другие -отношение числа правильно решенных задач к общему числу поставленных [2].

Рассмотренный анализ перечисленных критериев и подходов к их пониманию подтверждает то, что все они в той или иной мере отражают эффективность и качество педагогического явления, связаны с рациональным решением учебно-воспитательных задач, выявляют зависимость результата от времени и других показателей, показывают на соответствие результата целям подготовки обучаемого. Исходя из компонентов педагогического процесса, в качестве основных критериев оценки эффективности формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе можно выделить организационно-целевой, личностно-мотивационный, нормативно-методический, результативно-деятельностный.

Как показывают опрос субъектов и объектов процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе, а также проведенный эксперимент, в качестве показателей можно выделить ряд оценочных признаков в полной мере характеризующих определенный критерий.

1. Организационно-целевой показатель:

- соответствие проводимых мероприятий цели формирования управленческих умений и навыков;

- педагогически целесообразное использование способов, приемов и средств формирования управленческих умений и навыков;

- отражение мероприятий формирования управленческих умений и навыков в документах военно-учебного заведения;

- наличие специальных технологий обучения;

- степень участия обучаемых в формировании управленческих умений и навыков.

2. Личностно-мотивационный показатель:

- уровень сформированности педагогической направленности и доминирующие мотивы курсантов;

- моральная удовлетворенность курсантов в формировании управленческих умений и навыков;

- владение техникой педагогического общения;

- степень удовлетворенности обучаемыми результатами обучения;

- характер взаимоотношений между преподавателями и обучаемыми.

3. Нормативно-методический показатель:

- наличие руководящих документов Министерства обороны РФ и Департамента военного образования Министерства обороны РФ и конкретность требований к организации и содержанию формирования управленческих умений и навыков;

- соответствие содержания методического обеспечения решаемым задачам формирования управленческих умений и навыков;

- обеспеченность методическими разработками в сфере организации и проведения занятий по формированию управленческих умений и навыков;

- периодичность переработки основных методических материалов по формированию управленческих умений и навыков, в целях оперативного отражения достижений военной педагогики и психологии;

- наличие в библиотечном фонде литературы и методических материалов по формированию управленческих умений и навыков.

4. Результативно-деятельностный показатель:

- качество проводимых мероприятий по формированию управленческих умений и навыков;

- соответствие уровня сформированности управленческих умений и навыков современным требованиям;

- отношение обучаемых к управленческой деятельности;

- уровень развития творческого мышления в управленческой деятельности;

- готовность обучаемых совершенствовать свои управленческие умения и навыки.

Таким образом, выделенные критерии и показатели в дальнейшем позволяют нам более подробно рассмотреть вопрос определения уровней формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе. Как показывает проведенная опытно-экспериментальная работа, в указанных показателях целесообразно отразить умения оптимально разрешать педагогические проблемы, проявления личностных качеств, приобретённых управленческих умений и навыков.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: ВПА, 1977. - С. 5864.

2. Беспалько В.П. Програмированние обучения. - М., 1970. - С. 31.

3. Гапончук Г.И. Формирование военно-педагогической направленности курсантов. Дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1990. - С. 76.

4. Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. - М.: ВПА, 1990. - С. 66.

5. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. - М., 1998. -

С. 105.

6. Радченко И.П. Научная организация педагогического труда. - М., 1972. - С.

7. Шабанов Г.А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1991. - С. 92.

8. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С. 226, 391.

О.В. Мурашева Н.А. Алмаев

ФАКТОРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ FACTOR SPACE OF WORK MOTIVATION

Аннотация: в статье приводятся результаты психометрических свойств опросника Ш. Ричи и П. Мартина. Проведены рефакторизация опросника и семантический анализ пунктов шкал теста. По результатам рефакторизации теста было получено 11 факторов, в совокупности описывающих 61,4% дисперсии. После факторизации результатов 11 шкал получены факторы второго порядка, которые можно считать глубинными факторами мотивации к труду. Глубинные факторы могут варьироваться на различных выборках, но едва ли это будет касаться первых двух факторов. Для использования шкал глубинной мотивации приведены значения коэффициентов факторных оценок, на которые необходимо умножить значения новых шкал.

Ключевые слова: методика «Мотивационный профиль», Коэффициент а Кронбаха, факторное пространство трудовой мотивации, глубинные факторы мотивации.

Abstract: the paper presents the studymf "Motivation-to-work Profile" S. Ritchie and P. Martin psychometric properties. Refactorization of questionnaire and semantic analysis of points scales were conducted. As a result of refactorization 11 factors explaining 61.4% of the variance were obtained. After factor analyses of 11 scales, 4 second-order factors were extracted, those can be considered as inner factors of motivation to work. Inner factors of motivation to work may vary to some extent on different samples, although it hardly can refer to the first two factors. Factor scores coefficients for computation of the inner factors of motivation to work are provided.

Keywords: motivation-to-work Profile, Cronbach's coefficient a, factor space of work motivation, inner factors of motivation to work.

Мотивация сотрудников предприятий - одна из наиболее актуальных тем современной психологии. При этом на практике под «мотивацией», в основном, понимаются высокая заработная плата и компенсационные денежные выплаты. Реже речь идет о социальных пакетах, еще реже - о глубинной внутренней мотивации (о психологических аспектах). Однако, и в психологической науке мотивация исследуется довольно своеобразно. В частности, с конца 40-х - начала 50-х годов огромное внимание уделяется мотивам достижения и власти, а остальные мотивы, так или иначе, остаются в стороне. Другими словами, можно констатировать, что в области изучения мотивации наблюдается тенденция к редукционизму - сокращению числа мотивов (три-пять), которое не способствует целостному описанию изучаемой области. Таким образом, актуальным является расширение числа анализируемых факторов мотивации, включение в исследования новых мотивов деятельности, разработка и использование методик, ориентированных на выделение и регистрацию широкого спектра мотивов. Едва ли не уникальным в данной области является тест Ш. Ричи и П. Мартина [6],

© О.В. Мурашева, Н.А. Алмаев, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.