Минько А.Ю.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ
ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Ретроспективный анализ литературы по различным аспектам применения средств наглядности показывает, что к 60-м гг. XX в. сложилась система взглядов, согласно которой целью функционирования средств наглядности в обучении, как правило, признавались лишь обогащение занятий посредством иллюстраций тех или иных теоретических положений, процессов, явлений и придания преподаванию соответствующей эмоциональной окраски. В дальнейшем появились средства наглядности, которые стали выполнять контролирующую функцию в совокупности с прочими или только её одну, т.е. помогать преподавателю контролировать учебно-познавательную деятельность слушателей и курсантов
[9].
Однако развитие взглядов на функции средств наглядности в преподавании тактико-специальных дисциплин, создание соответствующих дидактических материалов и техники сдерживались недостаточной разработанностью теоретических вопросов применения средств наглядности, упрощенно прагматическим толкованием ряда исходных методологических установок теории познания.
В 70-е гг. XX в. в высших учебных заведениях появились более совершенные средства обучения - аудиовизуальные комплексы, учебное телевидение, автоматизированные обучающие системы, обладающие более широким набором функций. Новые функции были зафиксированы и раскрыты рядом исследователей. Так, в работах С.И. Архангельского и Р.И. Руденко выделены четыре функции применения средств наглядности: информационная, обучающая, контролирующая и организующая [2, с. 351; 7, с. 20]. Немецкие ученые Р. Фукс и К. Кролл установили следующие функции: мотивирующую, информационную, управляющую и рационализирующую [10, с. 213-214].
Вместе с тем военные философы полагали, что средства наглядности выполняют в процессе обучения, понимаемого как процесс познания, только познавательную (информационную) и регулятивную (управляющую) функции [1, с. 122-125].
В.В. Дибижев считал, что функции, выполняемые средствами наглядности, условно можно разделить на три группы: 1) основные, 2) вспомогательные и 3) специфические. К основным функциям он отнес познавательную (или информационную) и воспитательную; к вспомогательным - управляющую, мотивационную, рационализирующую и контролирующую; к специфическим - обеспечения единства чувственного и рационального в учебно-познавательном процессе; обеспечения движения от абстрактного к конкретному; обеспечения единства логического и исторического анализа [4, с. 12].
По мнению автора, предложенное В.В. Дибижевым деление функций на основные, вспомогательные и специфические выглядит не вполне обоснованным. Из его рассуждений не совсем ясны основания, по которым осуществлена классификация. При этом он заявляет, что функции средств наглядности не изолированы друг от друга, а находятся в неразрывном органическом единстве, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга [4, с. 12]. Из работы В.В. Дибижева следует, что основные - это те функции, которые помогают преподавателю раскрыть содержание учебного материала, изучаемого явления. Остальные функции являются вспомогательными по отношению к содержанию учебного предмета, например управляющая и контролирующая функции.
Из представленных точек зрения не сложилось общепризнанной классификации функций средств наглядности, единства взглядов на их проявление. Это создает определенные трудности при разработке методологических основ применения средств наглядности в преподавании тактико-специальных дисциплин.
Наиболее плодотворным, как показывает практика обучения курсантов военных вузов, является подход, при котором классификация функций средств наглядности осуществляется исходя из анализа целей, реализуемых в процессе преподавания тактико-специальных дисциплин, и средств, используемых для их достижения. Данный подход в определенной мере характерен для компьютерной техники, используемой в преподавании гуманитарных дисциплин [3, с. 6].
В рамки данного подхода органично вписывается трактовка средств наглядности как комплекса технических устройств и информационнодидактических материалов, оказывающих целенаправленное воздействие на обучаемых с помощью педагогической информации, блоков (порций) сведений, данных, хранящихся на материальных носителях до момента их применения. Это означает, что возможно осуществить классификацию функций средств наглядности вне связи с техникой, позволяющей их реализовать, исходя из того, насколь-
ко полно и каким образом реализуются разнообразные цели, задачи, которые ставит перед собой преподаватель. Одной из таких целей, учебных задач является усвоение курсантами смыслового содержания категориального аппарата тактико-специальных дисциплин, основных положений учебного материала. Эта цель реализуется с помощью познавательно-иллюстративной функции, присущей широкому спектру средств наглядности - от средств статической проекции до компьютерных систем.
Дидактические материалы иллюстративного характера служат основой для формирования первичных представлений об изучаемых объектах. Выполняя познавательно-иллюстративную функцию, средства наглядности помогают формированию у курсантов определенных образов и понятий, способствуют раскрытию сущности изучаемых фактов, явлений, процессов. При этом не только решается задача иллюстрации отдельных теоретических положений, обобщений и выводов, но и появляется возможность раскрытия основных тенденций изучаемых процессов, условий и характера действия существующих закономерностей.
В качестве таких пособий могут использоваться кинофрагменты, видеозаписи, фотографии, рисунки, карты, таблицы, графики, мультипликация и др. Причем с помощью средств наглядности можно демонстрировать такие явления, которые недоступны непосредственному созерцанию.
Исследования, проведенные среди курсантов Военного университета, свидетельствуют, что потери усвоенной информации в учебных группах, в которых активно применялись средства наглядности, были на 15-20% меньше, чем в группах, где эти средства не использовались. Результаты экспертной оценки роли и места средств наглядности в процессе преподавания тактико-специальных дисциплин подтверждают, что 80% опрошенных преподавателей и курсантов (общее число более 100 человек) выделяют познавательно-иллюстративную функцию как самостоятельную и относят её к разряду ведущих.
Из опыта применения средств наглядности даже в рамках традиционного подхода к преподаванию известно, что с их помощью создается реальная возможность интенсифицировать и качественно улучшить восприятие учебной информации. Дидактический материал помогает организовать, целенаправить внимание курсантов, расширить их познавательные возможности.
Важным средством активизации творческого мышления являются и обучающие компьютерные игры. Как показывают исследования, они растормажи-
вают творческое воображение, фантазию, стимулируют поиск новых, нетрадиционных путей решения задачи.
Для творчества первостепенное значение имеет взаимодействие логики и образного мышления. Усиливая эту связь с помощью средств наглядности в преподавании тактико-специальных дисциплин, можно получить положительный эффект. Например, преобразование числовых данных, которые приводит преподаватель, в форму графика с последующим его предъявлением курсантам через средства статической проекции позволяет сразу увидеть закономерность процесса, которую по исходным данным определить значительно труднее. А динамическое предъявление дидактического материала путем использования современных средств наглядности открывает еще более широкие перспективы.
Опыт показывает, что использование в преподавании только вербального метода не всегда вызывает должную мотивацию у курсантов, учебная проблема в этом случае понимается ими в меньшей степени. Кроме того, отсутствие наглядности в ходе доказательства, формулирования выводов тоже снижает активность мысли курсантов и отрицательно сказывается на качестве усвоения учебного материала.
Более эффективным оказывается создание различных ситуаций, требующих исследовательского подхода со стороны курсантов при поиске истины с помощью средств наглядности [5, с. 21-22; 6, с. 9; 8, с. 17-18]. Оно позволяет лучше уяснить суть выдвинутой проблемы, вызывает дополнительные эмоции, дает возможность при необходимости неоднократно возвращаться к исходному материалу, принципиально по-новому реализовать такое важное положение теории обучения, как сочетание абстрактного и конкретного, значительно активизирует мышление курсантов. Постановка и анализ проблем с помощью средств наглядности разнообразят формы восприятия учебного материала, позволяют полнее использовать психофизиологические особенности курсантов.
Анализ показывает, что средства наглядности могут выступать носителями:
- исходных данных, необходимых для постановки учебной проблемы. В данном случае эти средства помогают курсантам лучше увидеть, осмыслить противоречие в изучаемом явлении, которое формулируется преподавателем с помощью живого слова;
- дидактического материала, содержащего в себе основное противоречие. Здесь демонстрационные пособия отражают сущность учебной проблемы и на этой основе осуществляется создание проблемных ситуаций;
- вспомогательного материала, ориентирующего слушателей в поиске истины, облегчающего принятие обучаемым того или иного варианта решения и обеспечивающего большую доказательность и убедительность сделанных выводов и обобщений.
Активизация творческого мышления курсантов достигается прежде всего за счет: предложения проанализировать дидактический материал, содержащий ту или иную реальную или игровую ситуацию, которая может встретиться в будущей профессиональной деятельности обучаемых; демонстрации курсантам реальных явлений, фактов, процессов, требующих теоретического объяснения, разрешения противоречий между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах и явлениях; зарождения у курсантов сомнений относительно правильности тех или иных демонстрируемых точек зрения, взглядов; использования в дидактическом материале элементов незавершенности; предъявления материала, позволяющего сопоставить различные мнения по тем или иным вопросам; воспроизведения гипотез, обоснования выводов и их опытной проверки с помощью средств наглядности; стимуляции обучаемых к поиску аргументов, доказывающих или опровергающих демонстрируемые тезисы, и др.
Опыт показывает, что с помощью средств наглядности относительно просто достигается сравнение объектов, явлений, процессов по одному или нескольким признакам, сопоставление разных этапов в развитии того или иного явления, сравнение отношений и функциональных связей изучаемого материала в целях формулировки учебной проблемы и т. д.
Качественно новые и значительно повышенные требования к современным военным кадрам требуют поиска более эффективных методов и средств приобретения знаний, выработки навыков, формирования профессионализма в работе. Обеспечение высокого профессионализма в деятельности командных, воспитательных, технических кадров и других специалистов становится вопросом первостепенной важности и выдвигает соответствующую цель, реализуемую в процессе преподавания, в ряд приоритетных. Усиливая естественные возможности педагога, средства наглядности с помощью специально организованного дидактического материала выполняют функцию формирования профессионально важных умений, навыков, качеств.
С развитием учебно-материальной базы военных вузов значительно расширились возможности применения средств наглядности в преподавании тактикоспециальных дисциплин. На основе традиционных средств (телевизор, компью-
тер, видеотехника) в военно-учебных заведениях оборудуются кабинеты педагогического мастерства, классы-тренажеры и другие, что в комплексе позволяет решать задачи профессионального совершенствования, повышения военной квалификации курсантов.
В таких кабинетах предусматривается возможность самостоятельной методической подготовки офицеров к предстоящим занятиям, проведения систематических тренировок по совершенствованию лекторского искусства в условиях, моделирующих реальную учебную обстановку, обучения курсантов под руководством опытных педагогов методике проведения лекций и других видов занятий. Работа в кабинетах позволяет оптимизировать процесс совершенствования педагогических навыков и умений на основании оперативной обратной информации о динамике формирования профессиональных качеств во время тренировки.
Кроме того, в кабинетах обучаемые приобретают навыки использования средств, которыми оснащены учебные аудитории военно-учебного заведения.
Необходимость внедрения в учебный процесс военно-учебных заведений классов-тренажеров, оснащенных комплексом средств наглядности, предназначенных для формирования и совершенствования профессионального мастерства у преподавателей и курсантов, не вызывает сомнений. Этот почин поддерживает абсолютное большинство педагогов. Такие кабинеты получают всё большее распространение.
Как показывают исследования, посредством применения средств наглядности в преподавании тактико-специальных дисциплин эмоциональное воздействие на аудиторию повышается. В настоящее время практически во всех странах мира широко используются разнообразные аудиовизуальные средства. Средства наглядности позволяют соединить знания на уровне высших достижений современной науки с духом живой жизни, показать образно, наглядно самое интересное и увлекательное.
Важнейшей задачей образовательного процесса является превращение курсанта из объекта воспитания в объект самовоспитания. Включение в этот процесс средств наглядности усиливает влияние на формирование стремления и способностей обучаемых к самовоспитанию, возникновение соответствующей направленности самовоспитания, осознание его необходимости. Подобное воздействие побуждает курсантов почувствовать, пережить, внутренне принять или отвергнуть те или иные знания, идеи, правила и нормы поведения. Применение средств наглядности создает благоприятные возможности для формирования у
обучаемых умений самостоятельно формулировать соответствующие задачи и решать их.
Как известно, процесс преподавания, понимаемый как совместная деятельность преподавателя и курсантов, приобретение знаний, не тождествен процессу научного познания. Обучаемый имеет дело со «свернутым» знанием, блоками знаний, а преподаватель ведет его, направляет его поисковые усилия по пути, который уже привел к познанию, открытию знания, давая почувствовать «тупиковые» тропы, предостерегая от глубокого в них проникновения, подсказывая верные ходы. Иными словами, преподаватель управляет поиском истинного знания.
Основными этапами процесса управления являются: целеполагание (постановка цели); выработка решения, направленного на достижение цели, его конкретизация в виде планируемых, программируемых действий; собственно управляющее воздействие; контроль за результатом этого воздействия; сбор, обработка и осмысление данных контроля (реакции обучаемых). Этот алгоритм повторяется в последующих циклах.
Действиях по управлению предполагают: предъявление соответствующего конкретной цели, задаче дидактического материала; контроль за результатом воздействия; сбор и обработку данных контроля. Контроль, сбор и обработка его данных - это обратная связь между субъектом и объектом преподавания, между управляющим и управляемым. Без обратной связи нет управления.
Современный учебный процесс требует проведение контроля за познавательной деятельностью курсантов в ходе каждого вида занятий. Только при этом условии преподаватель может вовремя выявить проблему, заметить ошибки и трудности в работе того или иного обучаемого, вместе с ним принять меры для их устранения, не допустить ошибочного пути в его учебной деятельности. Средства наглядности являются незаменимыми помощниками педагога, значительно интенсифицирующими его труд.
В литературе, посвященной применению различной техники в образовательном процессе, её контролирующая функция рассматривается в основном в свете программированного обучения. Однако следует подчеркнуть, что средства наглядности выполняют контролирующую функцию не только в условиях программированного обучения, недостатки которого общеизвестны, но и в ходе овладения курсантами учебных материалов при другой, отличной от него, организации занятий.
Анализ литературы и опрос преподавателей и обучаемых показывают, что применение средств наглядности в преподавании тактико-специальных дисциплин способствует снижению существующих материальных и временных затрат. Их аргументы сводятся к следующему: высокая психолого-педагогическая эффективность, долговечность, возможность широкого тиражирования, низкая материалоёмкость, оперативность изготовления аудиовизуальных пособий. Вместе с тем специальное изучение данной проблемы показало, что эти доводы верны для традиционных, простейших средств наглядности, но если используются современные компьютерные технологии, к примеру, интерактивные компьютерные системы или системы поддержки командирского решения на компьютерной основе, в этом случае затраты времени и интеллектуального труда, средств для их разработки, создания обучающих программ баз данных, адаптации автоматизированной обучающей системы к конкретному учебному курсу тактикоспециальных дисциплин заметно возрастают.
Однако расходы себя оправдывают, когда в основу оценки положен выигрыш в качестве обучения, его масштабах, имеется в виду возможность обращения к обучающей системе практически любого числа обучаемых - пользователей. В этих условиях образовательный процесс идет более интенсивно.
Проведенный анализ функций средств наглядности в преподавании тактико-специальных дисциплин позволяет сделать вывод о том, что совершенствование, развитие учебно-материальной базы военно-учебных заведений, прогресс в создании все более совершенных средств обучения и информационнодидактического обеспечения обусловливают обогащение функций средств наглядности, посредством которых реализуются не только дидактические, но и воспитательные, развивающие цели. Таким образом, в современных условиях основными функциями средств наглядности в военно-учебных заведениях являются: познавательно-иллюстративная, активизирующая, развивающая, формирующая, эмоционально-мотивационная, воспитательная, управленческая и контролирующая. К числу других функций применения средств наглядности в преподавании тактико-специальных дисциплин можно отнести рационализирующую функцию и функцию мультипликации.
* * *
1. Актуальные вопросы методики проблемного преподавания марксистско-ленинской философии. М: ВПА, 1977.
2. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.
3. Губченко В.Н., Пирогов А.И. Методика разработки и использования автоматизированных учебных программ по научному коммунизму. М.: ВПА, 1989.
4. Дибижев В.В. Методологические и методические проблемы применения технических средств обучения в преподавании марксистско-ленинской философии в высших военноучебных заведениях: автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1979.
5. Корочкин Б.П., Круглов Ю.П., Петренко В.Н. Элементы проблемности на занятиях с применением технических средств обучения. М.: ВПА, 1982. С.21-22.
6. Нарыков Н.В., Петренко В.Н. Актуальные проблемы совершенствования учебновоспитательного процесса на основе использования технических средств обучения. Чернигов, 1988.
7. Руденко Р.И. Использование средств наглядности в пропаганде проблем научного коммунизма. М.: Знание, 1977.
8. Серебрянников В.В. Актуальные проблемы повышения творческого характера преподавания общественных наук. Привитие слушателям навыков научно-исследовательской работы в процессе преподавания общественных наук. М.: МО СССР, 1981.
9. Тихонов И.И. Назначение и роль технических средств в программированном обучении. М.: ВПА, 1965. 44 с.
10. Фукс Р., Кролл К. Аудиовизуальные средства обучения // Современная высшая школа. 1987. № 1.