НЕДБАЙЛО Светлана Валентиновна — к.пед.н., старший научный сотрудник научно-исследовательского центра военно-научной информации, военно-правовых проблем Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (123001, Россия, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14; nbn017@mail.ru)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена проблеме активизации познавательной деятельности курсантов высших военно-учебных заведений. Автор, в частности, рассматривает особенности этой деятельности, высказывает свое мнение по проблеме мотивации познавательного интереса, указывает на основные закономерности и противоречия, которые имеют отношение к познавательной деятельности в процессе обучения. Основной акцент в статье делается на роли преподавателя как организатора всей учебной работы курсантов, призванного активизировать познавательный интерес слушателей с учетом их индивидуальных качеств.
Ключевые слова: мотивация, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие, познавательная деятельность.
Потребность в познании была и остается одной из основных человеческих потребностей, благодаря которой происходит освоение индивидом многовекового человеческого опыта. Познавательная потребность также формирует у обучаемых мотивации социального характера, такие как потребность в самоутверждении, выполнении долга, достижении «престижных», социально значимых целей — т.е. стремление так или иначе улучшить результаты своей деятельности в целом, что в конечном итоге оказывает влияние и на результаты познавательной деятельности [Адонина 2003]. Поэтому при планировании познавательной деятельности курсантов (слушателей) преподавателю весьма важно тщательно рассматривать каждую учебную ситуацию для выявления факторов, которые способствуют усилению этих потребностей [Лагунова, Юрченко 2011].
Психолого-педагогический механизм усвоения знаний, приобретения навыков и умений начинается с восприятия обучающимися фактических явлений, после чего новое осмысливается, усваивается, закрепляется и сохраняется в ходе практики. Все элементы и этапы познания взаимосвязаны между собой и зависят друг от друга.
Обучение в высшем военно-учебном заведении — это педагогический процесс организации и стимулирования активности военно-познавательной деятельности, направленный на усвоение системы научных знаний, навыков и умений и формирование высоких боевых и моральных качеств, необходимых для успешной защиты интересов Отечества.
Курсанты в процессе совместной деятельности с преподавателями под их руководством и самостоятельно усваивают учебный материал, расширяют свой кругозор, формируют и совершенствуют навыки и умение применять теории на практике.
Анализ научных источников, специальные опросы обучающих и обучаемых свидетельствуют, что познавательная деятельность представляет собой систему активных интеллектуальных и практических действий, направленных на достижение целей изучения учебного материала, а цель познавательной деятельности совпадает с целью обучения.
Однако познавательная деятельность имеет свои особенности [Худолеев 1988: 12]: она 1) носит исследовательский характер; 2) решает конкретные учебные задачи; 3) ее объектом является содержание учебных предметов.
В то же время познавательная деятельность мотивирована эвристическим характером постижения, уровнем увлечения темой познания, радостью от достижения
2 015' 0 2
ВЛАСТЬ
119
цели и др., а характер мотивов зависит от наличия у обучаемых личных познавательных интересов. Поэтому для активизации познавательной деятельности в ходе занятий преподаватель учитывает склонности и способности курсантов, обращая их внимание на мобилизацию собственных волевых усилий, способствующих решению возникающих задач.
Преподаватель, как известно, призван содействовать слушателям в усвоении программного материала, помогать им в овладении знаниями, навыками и умениями. Но результат познавательной деятельности во многом зависит и от проявления курсантами своих индивидуальных качеств. В этом заключается объективность воспитывающего характера обучения и познавательной деятельности, когда вместе со знаниями, приобретенными умениями формируются личностные профессиональные качества. Это говорит о том, что по результатам познавательной деятельности возможно судить не только об уровне обученности, но и о воспитательном воздействии на курсантов (слушателей) [Талызина и др. 1987: 68].
Что касается преподавателя, степени его влияния на познавательную деятельность курсантов, то здесь важнейшим фактором являются его профессиональные знания и методическое мастерство. Интерес курсантов (слушателей) к учебному предмету особенно ярко проявляется тогда, когда педагог обладает глубокими специальными знаниями, широким кругозором, высоким педагогическим мастерством и профессиональной подготовленностью.
Большое влияние на познавательную деятельность слушателей оказывает содержание учебных предметов, которое включает в себя систему научных знаний, понятий, законов, принципов, совокупную систему гибких и прочных навыков и умений, необходимых для применения на практике. Именно содержательное наполнение предмета зачастую выступает толчком к проявлению познавательного интереса, стимулом к мобилизации воли, подчиняющей все действия обучаемых на овладение учебным материалом через систему мотивов, приемов и средств.
Познавательная деятельность курсантов характеризуется наличием в ней различных противоречий. Чтобы противоречия стали движущей силой их деятельности, необходимо определить их объем, характер, степень влияния на познавательную деятельность и условия их разрешения. Именно знание различных по характеру противоречий, путей и условий их разрешения связано с активностью курсантов и, в конечном счете, с качеством знаний, уровнем умений и навыков, эффективностью подготовки.
На основе анализа процесса обучения к числу основных противоречий в познавательной деятельности можно отнести противоречия:
— между субъективным познанием и характером знаний курсанта об изучаемых предметах и их объективным содержанием;
— необходимым для практики профессиональным уровнем подготовленности специалиста и возможностями учебного заведения по его достижению;
— ростом объема научной и учебной информации, необходимой для усвоения знаний, и возможностью обучаемого по их овладению;
— уровнем познавательной активности, профессиональной подготовленности курсанта и характером взаимодействия с преподавателями;
— коллективными формами обучения, фронтальным преподаванием и индивидуальным характером познавательной деятельности обучаемого по усвоению содержания учебной дисциплины.
Одним из наиболее острых и постоянно возникающих противоречий познавательной деятельности курсанта является противоречие между ее мотивами и целью. А условия разрешения противоречий касаются содержания деятельности как обучающих, так и обучаемых. Среди основных условий разрешения противоречий в познавательной деятельности следует выделить:
— руководство преподавателями деятельностью курсанта;
— требование тщательного отбора содержания учебного материала, ориентация на способности и возможности курсанта;
— самоорганизацию работы курсанта по овладению научной и учебной информа-
цией, вооружение его умением выделять новое, фиксировать внимание на главном, делать правильные выводы и т.д.;
— изучение индивидуальных способностей курсантов, совершенствование процесса управления их познавательной деятельностью;
— конкретизация преподавателями задач и целей учебных предметов, которые должны быть поняты курсантами;
— использование опыта войсковой практики.
В то же время после разрешения одного противоречия нередко возникает другое, но в них всегда есть объективные связи, устойчивые тенденции и закономерности.
В процессе обучения проявляются следующие закономерности познавательной деятельности:
— соответствие содержания и направленности деятельности преподавателей познавательным мотивам и потребностям курсанта, целям его профессиональной подготовки в вузе;
— диалектическая взаимосвязь психологических компонентов усвоения (восприятие учебного материала, осмысливание знаний, запоминание, воспроизведение, применение учебного материала) [Военная дидактика 2000: 235];
— обусловленность сознания необходимостью последовательного перевода внешних действий индивида в его внутренние действия и обратно в процессе овладения новым материалом [Афанасьева 2011: 15];
— зависимость интенсивности познавательной деятельности в целом от индивидуальных особенностей развития личности курсанта, уровня активности и творчества, степени осознания результатов обучения, продвижения его в овладении учебным предметом;
— познавательное единство всех видов деятельности в вузе (обучение, воспитание, служебная и общественная практика), обеспечивающее гармоническое развитие личности, качество подготовки специалиста высокой квалификации [Дарбули 1993: 13];
— обусловленность результатов усвоения уровнем его организации, эффективности обучения, научной организацией труда в военно-учебном заведении.
Таким образом, познавательная деятельность курсанта военного учебного заведения является органической составной частью и входит в структуру процесса обучения в вузе. Она осуществляется в ходе тесного взаимодействия курсанта (слушателя) с преподавателями, которые направляют и корректируют ее.
В то же время следует отметить, что эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способности к этой деятельности. Для обучаемого очень важно быть способным к познавательной деятельности. Это означает, что курсант (слушатель) должен уметь:
1) организовать и планировать свою учебную деятельность;
2) активизировать интеллектуальный потенциал;
3) подготавливаться к учебному процессу и активно в нем участвовать;
4) обладать устойчивой мотивацией к самостоятельной познавательной деятельности;
5) организовать творческую коммуникативную деятельность, направленную на решение поставленных задач [Дороднева 2005].
Таким образом, поиск и определение условий разрешения противоречий познавательной деятельности в значительной мере связаны с уровнем методической и теоретической подготовленности преподавателей, их педагогическим опытом и мастерством. Многое здесь зависит также от умения педагогов «видеть» возникающие противоречия, предвидеть результаты их разрешения в конкретных условиях военно-педагогического процесса.
Список литературы
Адонина Е.Л. 2003. Познавательная деятельность студентов в разных моделях обучения : дис. ... к.псих.н. Чита. 179 с. Афанасьева Е.С. 2011. Педагогические пути повышения эффективности познава-
2 015' 0 2
ВЛАСТЬ
121
тельной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... к.пед.н. М.: ВУ. 24 с.
Военная дидактика: учебное пособие (под общ. ред. Н.Е. Соловцова, Н.Д. Никандрова). 2000. М.: ВА РВСН им. Петра Великого. 806 с.
Дарбули А. 1993. Активизация познавательной деятельности обучаемых в военно-педагогическом процессе: автореф. дис. ... к.пед.н. М.: ВУ. 25 с.
Дороднева Н. В. 2005. Учебно-познавательная деятельность студентов как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете): дис. ... к.пед.н. Тобольск. 191 с.
Лагунова М.В., Юрченко Т.В. 2011. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза. Доступ http://www.bibl.nngasu. ru/electronic%20resources/uch-metod/education/5078.pdf (проверено 19.01.2015).
Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. 1987. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во СГУ. 173 с.
Худолеев Ю.Ф. 1988. Повышение познавательной деятельности слушателей академии: учебное пособие. М.: ВПА. 76 с.
NEDBAYLO Svetlana Valentinivna, Cand.Sci. (Ped.), Senior Researcher of the Research and Development Centre for the military-scientific information, military and legal studies, Military University of the Ministry of Defense of Russia (Bolshaya Sadovaya str., 14, Moscow, Russia, 123001; nbn017@mail.ru)
RULES AND CONTRADICTIONS IN COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract. The article is focused on the activation of the cognitive activity of students of higher military educational institutions. The author analyzes the activity and its specificity, gives her opinion on the cognitive interest motivation, and indicates common rules and contradictions of the cognitive activity in the process of education. The article stresses the role of the lecturer as an organizer of the entire academic work of students and as a person who activates students' cognitive interest, taking into account the specifics of the personality. The article pays attention to the fact that any success in the process of education depends on the relationship between its subject and object. The article may be interesting for lecturers and scientists that study teaching cooperation, as well as for those, who are concerned with the creation of the friendly and working climate in training sessions.
Keywords: motivation, process of education, pedagogical interaction, cognitive activity