Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ПОТЕНЦИАЛОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романишина Т.С.

Развитие социально-экономических систем муниципалитетов - это обязательный элемент стратегического управления современными территориальными образованиями. Достичь планомерного и эффективного развития без комплексной оценки не только современного состояния системы, но и перспектив ее будущих изменений - невозможно. Потенциал территориальных систем обращает исследователей к применению особых оценочных критериев и методов для обеспечения справедливой и полной оценки. Интенсификация использования ресурсных и инфраструктурных возможностей муниципальных образований требует разработки современных моделей использования, полученных в процессе подобной оценки потенциалов, знаний и данных. В исследовании представлен комплексный метод оценки потенциала развития территориальных социально-экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND METHODS TO ASSESS THE POTENTIAL FOR DEVELOPMENT OF MUNICIPALITY’S SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM

The development of social and economic systems of the municipalities is a mandatory element of strategic management of the modern territorial entities. It is impossible to achieve orderly and efficient development without a comprehensive evaluation not only of the system’s modern state, but also the prospects of its future changes. The potential of territorial systems attracts researchers to use specific evaluation criteria and methods to ensure a fair and complete evaluation. Intensification of the resource use and infrastructure capacity of municipalities require development of advanced models of use obtained in the process of such an evaluation capacities, knowledge and data. The study presents a comprehensive method to assess the potential for development of territorial social and economic systems.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Т.С. Романишина, канд. экон. наук, доц., e-mail: romamshina-t@rambler ru Московский авиационный институт, УЦ «Интеграция», г. Серпухов

УДК 330.113.2

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие социально-экономических систем муниципалитетов - это обязательный элемент стратегического управления современными территориальными образованиями. Достичь планомерного и эффективного развития без комплексной оценки не только современного состояния системы, но и перспектив ее будущих изменений - невозможно. Потенциал территориальных систем обращает исследователей к применению особых оценочных критериев и методов для обеспечения справедливой и полной оценки. Интенсификация использования ресурсных и инфраструктурных возможностей муниципальных образований требует разработки современных моделей использования, полученных в процессе подобной оценки потенциалов, знаний и данных. В исследовании представлен комплексный метод оценки потенциала развития территориальных социально-экономических систем.

Ключевые слова: потенциал территории, система потенциалов, потенциал развития, кластерный потенциал.

T.S. Romanishina, Cand. Sc. Economics, Assoc. Prof.

CRITERIA AND METHODS TO ASSESS THE POTENTIAL FOR DEVELOPMENT OF MUNICIPALITY'S SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM

The development of social and economic systems of the municipalities is a mandatory element of strategic management of the modern territorial entities. It is impossible to achieve orderly and efficient development without a comprehensive evaluation not only of the system's modern state, but also the prospects of its future changes. The potential of territorial systems attracts researchers to use specific evaluation criteria and methods to ensure a fair and complete evaluation. Intensification of the resource use and infrastructure capacity of municipalities require development of advanced models of use obtained in the process of such an evaluation capacities, knowledge and data. The study presents a comprehensive method to assess the potential for development of territorial social and economic systems.

Key words: potential of the area, system capacity, development potential, clustering potential.

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности участники муниципальных социально-экономических систем сталкиваются со множеством конфликтов управления. Например, большинство управленцев неполно представляют себе набор потенциалов развития системы, а также структуру и качество ресурсов территории, которые можно задействовать в процессе ее совершенствования.

Остро ощущается конфронтация трех уровней власти по вопросу направления использования этих ресурсов. Федеральные, муниципальные и региональные чиновники часто пытаются использовать одни и те же ресурсные базы и компоненты системы для разных институциональных проектов. Подобное положение дел снижает эффективность этих ресурсов.

Формирующиеся связи на локальных и региональных рынках между элементами социально-экономических систем часто прерываются из-за возникающей конкуренции между участниками системы. Вследствие отсутствия понимания возможности кооперации и совместного использования территориального потенциала развития многие бизнес-объединения оказываются заложниками рынков локального масштаба и теряют способность к росту и масштабированию.

В процессе стратегического управления инвестиционным климатом территорий муни-

ципального и регионального уровня также нет единой стратегии. В рамках конкурентного положения среди подобных муниципальных систем каждая стремится получить максимальное количество инвестиционных вложений. Успех одних предопределяет отсталость других. Таким образом, потенциал части территорий остается недоиспользованным на фоне отсутствия единой инвестиционной стратегии.

Непродуманное использование локальных ресурсов, отсутствие понимания границ и запасов каждой из частей природного и экологического потенциалов часто приводят к непреодолимым последствиям, в том числе и к экологическим катастрофам.

Прослеживается несовершенство механизмов учета, управления и использования имущества, находящегося в муниципальной и частной собственности. Часто оно используется в непрофильных и экономически неоправданных проектах. Желание получения выгоды сегодня не дает возможности управленцам принимать рисковые решения. Непонимание горизонта возможностей развития системы тормозит внедрение новых способов применения инфраструктурного потенциала.

Все обозначенные выше конфликты управления социально-экономическими системами муниципальных образований связаны с понятием «потенциал территории» и отсутствием четкой политики по его измерению, оценке и использованию в процессе разработки мер социальной и экономической программы территориальных изменений.

Прежде чем дать определение потенциалу территории, обратимся к работам академика РАН А.Ю. Шевякова, в которых муниципальные образования разделены на три очень важных типа по уровню достигнутого социально-экономического развития или общему показателю развитости всех сфер общественного устройства и коммерческого производства.

Согласно его классификации, все территориальные системы можно определить в одну из трех групп: развитые, развивающиеся или депрессивные. Так, в первых наблюдается стабильно высокий уровень показателей комфорта социальной и бизнес среды; во-вторых, четко выражен тренд на повышение этих показателей; в регионах третьего типа постоянно снижается порог качества жизни и бизнес-инфраструктуры. Выявленное неравенство в уровне развития территориальных систем, согласно теории, считается нормальным.

Концепция объясняет, что в результате разных историко-географических и конкурентных факторов, которыми наделены территории, возможно появление нормативной диспропорции развития. Одна система может быть успешнее другой. Именно критерии успеха в реализации структурных задач и являются стимулом к развитию территориальных систем. Нормальное неравенство часто способно перерастать в избыточное, что приводит не только к большим различиям в темпах формирования конкурентных преимуществ систем, но и к дальнейшему снижению вероятности развития тех, кто попадает в число депрессивных территорий. Избыточное неравенство, в отличие от нормального, порождает социальное напряжение и стагнацию экономических показателей.

Примером подобных конфликтов развития потенциалов территориальных систем может служить процесс наращения территорий мегаполисов за счет расположенных рядом малых территориальных образований. Этот эффект наблюдается во всех странах, включая и Российскую Федерацию. Так, проект «Новая Москва» поглотил не только села и деревни, но целые муниципальные образования Московской области.

В то же время с карты Российской Федерации ежегодно исчезают более 150 населенных пунктов, что вызвано такими причинами, как миграция населения и его вымирание; отсутствие экономической активности на территории; невозможность развития и поддержания современной и доступной (прежде всего финансово) транспортной и инженерной инфраструктуры.

Положительными примерами становятся оживление городов и районов за счет привлечения на искомые территориальные ресурсы и их применение в потенциально важных и экономически обоснованных проектах развития территории. Обратимся к примерам развития наиболее инвестиционно-привлекательных территорий России, таких как Калужская область

и Краснодарский край. Правильная оценка потенциала возможных выгод от вложения в местные ресурсы, дала небывалый рост экономических и социальных показателей в целом регионе.

Таким образом, нормальное неравенство полезно. Основой этого неравенства в современной системе государственного и муниципального управления должно стать грамотное управление потенциалом территории. При формировании полного описания материальных и гуманитарных сценариев и ресурсов развития участники социально-экономических систем получат больше конкурентных преимуществ по сравнению с участниками других систем на региональном рынке.

Проблема понимания сущности научной категории «потенциал развития» для цели территориальной социально-экономической системы в настоящее время по-разному определяется российскими и зарубежными авторами. Обратимся к ряду источников [5].

Российские авторы определяют потенциал территории как совокупность параметров, определяющих какие-либо возможности территории, или средства обеспечения поставленной цели, планируемой в процессе планирования социально-экономического развития территории (В.А. Лопатин, М.Т. Шафиков). Иностранные авторы, прежде всего, рассматривают потенциал территории как ее современное состояние, характеристику ресурсов, подходящих к использованию в программе развития и изменений (К. Воверайт, Д. Брук, Ч. Лэндри). Для цели настоящего исследования необходимо объединить оба эти подхода, что обеспечит целостное и комплексное понимание данного научного термина и возможности его применения в условиях российской практики муниципального управления.

Потенциал территории - это комплексное состояние системы территории, включая все настоящие ресурсные возможности, а также пути их использования в целях получения дополнительного социально-экономического эффекта; возможный объем увеличения данных параметров системы и повышения качества ее базовых ресурсов.

Таким образом, в современной российской практике «потенциал территории» - это одновременно ресурсы, а также возможности их использования и способность их применения к приумножению эффекта развития системы.

Управление потенциалом территории - процесс, направленный на формирование новых возможностей и актуальных способностей, достаточных для эффективного использования местных ресурсов, обеспечивающих выполнение социальных и экономических обязательств перед местным сообществом и способствующих организационному развитию системы, с обязательным формированием резервов и тенденций развития.

В настоящее время существует несколько подходов к определению типов потенциалов территории. Можно заметить, что все изученные авторы склоняются к тому, что любая территориальная система состоит в то же время и из системы потенциалов.

Несколько видов потенциала объединяются в единый показатель совокупного потенциала территории. Так, совокупный потенциал состоит из базового, скрытого, излишнего и отрицательного.

В базовый потенциал развития территории входит перечень ресурсов, необходимых для решения стратегических задач локального характера. Программы социально-экономического развития, реализуемые силами базового потенциала, - это, как правило, благоустройство и развитие инфраструктуры городского пространства. К этому потенциалу относятся и все материальные, природные ресурсы территории, возможности и компетенции местного населения. По сути, это потенциал, которым стандартно располагает любая система, в силу исторических и геополитических условий.

Если говорить о скрытом потенциале, он позволяет создавать, проектировать и развивать инновации на территории, включая инновации социокультурные и технологические. Данный тип потенциала требует дополнительного развития и поиска возможностей для увеличения валового дохода территории. Он позволяет выявить те не учтенные ранее ресурсы и идеи, которые формируют новые направления территориального развития.

Излишний потенциал социально-экономической системы муниципального образования, как правило, включает в себя ресурсы и возможности, не используемые для территориального развития. При этом излишними эти ресурсы могут и не быть. Чаще всего органы местного самоуправления просто не учитывают спектр их применения в действующих программах социально-экономических преобразований. Излишний потенциал между тем может быть переведен в состояние базового или может быть признан скрытым. В то же время нельзя допускать его превращения в потенциал отрицательный, поскольку это приведет к невозможности дальнейшего использования территориальных ресурсов в проектах будущих изменений.

Отрицательным потенциалом территории называют ресурсные или иные структурные элементы, которые сдерживают развитие территории за счет эффективной работы властных структур или отсутствия взаимодействия между ними. Так сам по себе ресурс может быть экономически выгодным и целесообразным к дальнейшему использованию. Однако вследствие неумения органов местного самоуправления его грамотно использовать и управлять им в связке с иными элементами системы, такие ресурсы становятся бесполезными, а иногда и вредными для территории [3].

Таким образом, система потенциалов территории как социально-экономической системы состоит из 4 компонентов, образуя совокупный потенциал территории. Основными задачами органов муниципальной власти на уровне стратегического управления территориальным развитием системы в области потенциала являются:

- комплексное описание, оценка и учет базисного потенциала с обязательным контролем его использования;

- своевременное описание и учет всех тенденций и новых ресурсных, экономических и социальных изменений в деятельности участников системы с анализом возможности их применения в территориальном развитии;

- постоянная работа с ресурсами излишнего потенциала для перевода их в состояние базисного;

- использование всех ресурсных возможностей территории, включая отрицательные, с помощью применения методики направленного проектирования и архитектуры направленности процессов развития системы, с обязательной постановкой задачи перевода ресурсов отрицательного потенциала в категорию ресурсов излишнего потенциала.

Рассмотрев типы потенциала социально-экономической системы муниципального образования, обратимся к его видовому описанию. Согласно наиболее частой трактовке классификации видов потенциала по признаку общности деятельности субъектов системы, его разделяют на 8 направлений классификации потенциала: ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский, инфраструктурный, инновационный, трудовой, институционный, финансовый. Данная трактовка базисного потенциала достаточно часто встречается в научных источниках. При этом указывается, что для поддержания базисного потенциала территории в нормальном (эффективном) состоянии необходимо обеспечение постоянного управления ресурсами, входящими в этот потенциал.

Процесс управления развитием потенциала территории, исходя из этой теории, представлен на рисунке 1, где управляемая система предоставляет управляющей ресурсы территории, а та в ответ должна сформировать набор инструментов и программ развития для обеспечения цели эффективного администрирования процесса не только использования, но и развития потенциала территории, что становится возможным за счет выявления в системе новых возможностей [2].

Система управления потенциалом может быть представлена в виде блок-схемы, на которой необходимо отобразить следующие элементы:

- управляющую подсистему (в лице органов местного самоуправления и общественно активного социального класса);

- управляемую подсистему (совокупность всех индивидуальных жителей данной системы, а также представителей юридических лиц, занимающихся какой-либо финансово-хозяйственной деятельностью на территории);

- предметную область управления (качественные характеристики управления всеми ресурсами территории, их направленность и эффективность администрирования);

- объектная область управления (совокупность всех ресурсов, материальных, человеческих, нематериальных, ментальных, учтенных в потенциале данной территории).

Таким образом, целью любого муниципального образования становится качественное управление и развитие потенциалом данной социально-экономической системы.

Отличительным фактором существования данного процесса управления потенциалом территории становится одновременное формирование связей двух направленностей: экономической и социальной. Одной из тенденций современного муниципального менеджмента становится совмещение данных потоков с образованием двунаправленных связей. При этом возникает ситуация формирования социально ответственного бизнеса и ориентированного на бизнес управления ресурсами, входящими в базовый потенциал социально-экономической системы территории.

От грамотного управления потенциалом территории во многом зависит ее будущее развитие. Развитие территории, по мнению Т.Т. Авдеевой и Ю.В. Филиппова, состоит из таких фаз, как изменение, рост и улучшение. К данной концепции в модели нашего исследования необходимо добавить оценку потенциала и контроль за его использованием. В таком случае развитие социально-экономической системы территории невозможно без комплексного управления ее потенциалом [4].

Управление потенциалом социально-экономической системы невозможно также без осуществления его первичной оценки. Традиционными критериями оценки систем территорий являются такие критерии, как:

- обеспеченность собственными ресурсами;

- эффективность и качество территориальных ресурсов;

Бьзо5в:й пэтес-.цкьл раззкткл сигте^ы. Его р=>гг и укреплекке.

Рисунок 1 - Блок-схема процесса управления потенциалом территории

- финансовая самостоятельность элементов системы;

- открытость системы и ее восприимчивость к внешним влияниям;

- оптимальность размеров социально-экономической субъектной базы по отношению к ее ресурсной базе;

- управляемость системы изнутри и способность ее к изменениям.

В процессе оценки потенциала муниципального образования как территориальной системы необходимо учитывать следующие характеристики:

1. Системы муниципальных образований всегда пространственно ограничены в силу своего правового статуса. А значит, ресурс не может быть прямо учтен дважды в различных системах. Его косвенное влияние при этом необходимо отражать в сопутствующем потенциале или коммуникативном потенциале системы.

2. Необходимо учитывать границы осуществления хозяйственных операций и границы рыночного пространства. При этом предпринимательский или производственный потенциал учитывается системой по принципу поступления дохода (в виде налога или иного полезного эффекта) в органы муниципального учета ресурсов.

3. Специфика проведения хозяйственных действий жителями территории тоже может отличаться в силу особенностей проживания на данной территории. Так, например, в городах редко учитывают даже имеющие место быть на территории сельскохозяйственные операции.

4. Качественный и количественный состав природного ресурсного потенциала постоянно изменяется и становится все более переменчивым и управляемым в силу развития научно-технических достижений и внедрения системы воспроизводства этих ресурсов в развитых территориальных системах.

Одним из значимых подходов к оценке потенциала территории является классический подход с позиции реальной эффективности социально-экономической системы муниципального образования, описанный М.Т. Шафиковым в работе «Потенциал: сущность и структура» [1].

На основании утверждения «потенциал развития территории тем больше, чем выше эффективность использования ее ограниченных ресурсов», а также с учетом всех типов эффективности развития территории была составлена структурная модель данного вида оценки. Обратимся к рисунку 2.

Каждая территория, используя свои ресурсы, достигает различной эффективности. Согласно пирамиде эффективности, в основе развития любой системы лежат природные и

экологические факторы, а также институциональные предпосылки. Второй уровень пирамиды - эффективность финансово-хозяйственных операций и процессов, осуществляемых в системе. Третий уровень пирамиды - это достигаемая социокультурная и экономическая эффективность существования местного общества, а также формирующаяся инвестиционная привлекательность территории. Вершиной такой пирамиды эффективности должна стать «потенциальная эффективность» развития социально-экономической системы. В результате если базовая эффективность существования системы не достигнута, то эффективность последующих уровней снижается. То есть даже при наличии большого количества ресурсов на территории, потенциал ее развития будет снижен. И наоборот.

Основываясь на данной модели, оценку потенциала муниципального образования необходимо осуществлять с учетом:

- объектов материальной и интеллектуальной собственности;

- качества системы администрирования и управления общественных и хозяйственных отношений между участниками системы;

- достигаемой эффективности системы и потенциала ее роста;

- всех типов потенциалов территории и входящих в них ресурсов.

Изучив научную литературу, раскрывающую тенденции классификации и оценки потенциала территории, можно сформулировать кластерный подход, согласно которому, к традиционным ресурсным группам потенциала добавляются факторные. Они демонстрируют возможности развития муниципального образования, исходя из имеющихся направлений развития общественных и экономических отношений в системе.

Опишем подробнее каждый из типов потенциала, входящего в систему факторных. Природный потенциал - базовые и восполняемые природные ресурсы. Человеческий потенциал - структура человеческих ресурсов, из числа местных жителей, геопотребителей и трудовых мигрантов, осуществляющих свою деятельность на территории. Производственный потенциал - промышленные и инфраструктурные объекты, участвующие в производстве общественно-полезного продукта. Экспортный потенциал - способность вести внешнеэкономическую деятельность и быть конкурентоспособным регионом за пределами страны. Социокультурный потенциал - креативные ресурсы территории, а также инновационное, культурное интеллектуальное пространство системы, обеспечивающее его геомаркетинговую привлекательность. Уникальный потенциал территории - совокупность ресурсов, присущих только этой территории. Коммуникационный потенциал - ресурсы, участвующие в процессах кооперации с ресурсами других территорий с целью образования эффективных кластеров.

В результате вышеизложенной концепции при кластерном подходе необходимы описание и оценка потенциалов обоих групп, что позволяет учитывать ресурсы территории максимально полно и оперативно, а также эффективно определять стратегические ориентиры развития системы.

Определив модель и принципы оценки потенциала территории, перейдем к формулировке методов и технологий проведения подобных исследований. Все существующие в научной литературе методики легко разделить на внешние и внутренние, другими словами, независимую экспертную оценку и самодиагностику системы. При этом независимо от метода компетенция экспертов должна быть максимально высокой.

Экспертная оценка потенциала территории может быть осуществлена 3 приемами: методом парных сравнений, методом множественных сравнений и методом ранжирования альтернатив. Экспертная оценка потенциала занимает достойное место среди других способов оценки потенциала. Обратимся к рисунку 3.

Рисунок 3 - Способы оценки потенциала территории

Еще один, комплексный, метод в оценке потенциала муниципального образования представлен на рисунке 4. Он разделяет существующие методы по времени оценки, виду оцениваемого ресурса, а также типу используемой информации. Метод требует применения в оценке всех предложенных методов.

По времени оценки По виду оцениваемого ресурса По типу используемой информации

•Базисного периода •Будущего периода • Отчетного периода • Многопараметрический •Целевой • Операционный •Эталонный • Стоимостной • Комплексный • Окрытый • Специализированный

Рисунок 4 - Методы оценки потенциала социально-экономической системы

муниципального образования

Для получения максимально достоверного значения оценки потенциала территории необходимо использовать все известные подходы, образуя комплексный. Он должен включать в себя целевой, операционный, многопараметрический, эталонный и стоимостной подходы.

Эталонному подходу присуще сравнение изучаемой системы с идеальной моделью. Многопараметрический подход позволяет оценить потенциал территории сразу в нескольких областях, тогда как целевой - дает оценку конкретным параметрам и ресурсам. Операционный подход позволяет оценить потенциал существующей системы администрирования и принятия управленческих решений на территории, с объяснением временных связей между ними. В стоимостном подходе главная задача - это оценка стоимости всех имеющихся ресурсов.

Выводы

В результате проведенного исследования необходимо заметить: универсального подхода к оценке потенциала территории не существует и это в современных условиях методологически невозможно. Данное обстоятельство вызвано наличием обязательных уникальных ресурсов на каждой территории, а также способностью ресурсов к постоянным изменениям.

Потенциал территории - это совокупность всех имеющихся ресурсов, опыта управления ими области муниципального управления, а также возможности будущего использования этих ресурсов и опытов, для цели комплексного развития всей территориальной системы, на базе проводимых изменений и создаваемых резервов.

Основные критерии и методы оценки потенциала развития социально-экономической системы муниципального образования в настоящее время должны включать комплексный подход, состоящий из критериальной шкалы процессного менеджмента, методик проектного и качественного подходов. В результате оценка потенциала территории должна принять системный вид.

Библиография

1. Агаларова Е.Г., Банникова Л.А. Потенциал территории и его роль в развитии экономики региона: теоретический аспект // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 211-213.

2. Романишина Т.С. Туристско-рекреационный потенциал муниципалитета, его компоненты и место в социокультурном потенциале территории // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф.: в 17 частях. - 2014. - С. 89-92.

3. Романишина Т. С. Концепция проекта развития туристского потенциала территорий Серпуховского региона и общая оценка его эффективности // Социально-экономические аспекты развития современного государства: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - С. 41-43.

4. Романишина Т.С. Значение туристского потенциала и его роль в социально-экономическом развитии современных территорий // Экономика и социум. - 2014. - № 4-4 (13). - С. 633-636.

5. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. -2012. - № 1. - С. 242-246.

Bibliography

1. AgalarovaE.G., BannikovaL.A. Potential of the territory and its role in the development of regional economy: theoretical aspect // The Young Scientist. - 2013. - N 12. - P. 211-213.

2. Romanishina T.S. Tourist and recreational potential of the municipality, its components and place in the social and cultural potential of the territory // V sbornike: Nauka i obrazovanie v XXI veke sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 17 chastjah. - 2014.

- P.89-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Romanishina T.S. The concept of the project of tourist potential development of the Serpukhov region and an overall evaluation of its effectiveness // Social'no-jekonomicheskie aspekty razvitija sovremen-nogo gosudarstva: Mater. IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - 2014. - P. 41-43.

4. Romanishina T.S. The value of the tourist potential and its role in social and economic development of territories // Jekonomika i socium. - 2014. - N 4-4 (13). - P. 633-636.

5. ShafikovM.T. Capacity: its essence and structure // Social'no-gumanitarnye znanija. - 2012. - N 1.

- P.242-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.