Научная статья на тему 'Типы социально-экономических систем в муниципальных образованиях и их особенности'

Типы социально-экономических систем в муниципальных образованиях и их особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СОЦИ-АЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЕ МУНИ-ЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романишина Т.С.

В статье проводится исследование существующих типов со-циально-экономических систем в муниципальных образованиях Российской Федерации. Основным результатом настоящего исследования является не только классификация территориальных социально-экономических си-стем, но и выделение главных особенностей управления ими и их развитием на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романишина Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы социально-экономических систем в муниципальных образованиях и их особенности»

УДК 330.113.2

ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Т.С. Романишина

Аннотация. В статье проводится исследование существующих типов социально-экономических систем в муниципальных образованиях Российской Федерации. Основным результатом настоящего исследования является не только классификация территориальных социально-экономических систем, но и выделение главных особенностей управления ими и их развитием на региональном уровне.

Ключевые слова: устойчивое развитие, регион, территориальная социально-экономическая система, социально-экономического развитие муниципального образования.

TYPES OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS IN THE MUNICIPALITIES AND THEIR FEATURES

T.S. Romanishina

Abstract. The article presents a study of existing types of socio-economic systems in the municipalities of the Russian Federation. The main result of the present study is not only a classification of territorial socio-economic systems, but given the main features of management and development at the regional level.

Key words: sustainable rural development, region, territorial socio-economic system, socio-economic development of the municipality.

В современной системе государственного и муниципального управления существует множество типов социально-экономических систем (далее - СЭС) территориального уровня. Сложность управления ими, как объектами стратегического развития всего государственного финансово-хозяйственного комплекса, определяется многообразием форм и типов подобных образований. Классификация муниципальных образований в настоящее время может быть осуществлена по ряду классических признаков, отраженных на рис. 1.

Территориальные - это, как правило, единые территориальные системы, тогда как территориально-поселенческие - многосоставные, объединенные из нескольких территориальных. Территориально-муниципальные - это выделенные законодателем территории

Поселенческие

- города

- поселки

- села

- деревни

- и др.

Территориально-поселенческие

- городские округа

- муниципальные районы

- наукограды

Территориально-муниципальные

- городские поселения

- сельские поселения

- хутора

- моногорода

Рисунок 1. Типы муниципальных образований

муниципальных образований по принципу необходимости особой организации территориально-хозяйственного управления [1].

В отечественной научной литературе наиболее часто встречаются исследования о проблеме управления городскими и сельскими поселениями как муниципальными образованиями, в большей степени формирующими систему современного государственного и муниципального управления [4]. Данные типы СЭС имеют ряд принципиальных отличий, отраженных в табл. 1.

Таблица 1

Отличия городских и сельских поселений

Критерий Тип муниципального образования

Правовой статус Городское поселение или Городской округ Сельское поселение

Приоритет развития Промышленность, сфера нематериального производства Сельскохозяйственное производство

Тип развития инфраструктуры Централизованная Децентрализованная

Тип хозяйственных комплексов Приоритет коммерческой застройки Приоритет частной застройки

Тип связей Рыночный, закрытый Частный, публичный

Кроме отличий, указанных в табл. 1, городские и сельские поселения могут различаться по темпам развития и структуре управления. Тем не менее, обе формы существования одинаково важны для российской экономики и общественного развития.

Муниципальные образования, согласно учению урбаниста Е.Н. Перцика, также разделяются на город как «центрированное поселение, большинство работающего населения которого занято не сельскохозяйственной деятельностью»; а также село - это «территория, социальное проживание в пределах которой, не сконцентрировано и обладает сельскохозяйственным профилем производства». В то же время М. Вебер замечал, что населенные пункты городского типа обладают плотной жилой и промышленной застройкой, а сельского типа - большей свободой пространственного развития [1].

Еще один важный термин, заслуживающий внимания в настоящем исследовании, - «городской административный район». Данное понятие характеризует относительно самостоятельные объекты стратегического территориального управления, способные независимо принимать решения в области проектирования инфраструктурного развития территории, архитектуры и обслуживания фонда жилой застройки, конструирования и организации работы социокультурных площадок, развития транспортно-логистической инфраструктуры и др. [3].

Также интересными признаками классификации типов муниципальных образований являются:

1. Тип выполняемой функции территории, то есть профиль развития территории в контексте профиля занятости большинства населения, например:

- промышленный центр;

- центр инновационного развития;

- территория креативного развития или арт-центр;

- финансовый центр;

- центр туризма и отдыха;

- центр сельскохозяйственного производства;

- центр экологического развития;

- центр социального комфорта и проживания граждан.

2. Уровень самостоятельности потенциала развития территории, в том числе ресурсного, демографического и инвестиционного, например:

- анклавная территория;

- часть природно-географического заповедника;

- центр регионального развития;

- монополис;

- мегаполис;

- молодежный, студенческий или, напротив, город стареющих жителей.

3. Степень развитости финансово-хозяйственного комплекса и динамики экономического развития территории, например:

- депрессивная территория;

- территория опережающего социально-экономического развития;

- динамично развивающаяся территория;

- территория индустриального развития;

- территория стабильного социально-экономического развития;

- кризисная территория.

4. Масштаб или размеры социально-экономической системы по количеству жителей, например:

- малый город (до 50 тыс. жителей);

- город-«миллионник» (от 1 млн жителей).

5. Тип исторического развития и возраст рассматриваемой агломерации как единого управляемого хозяйственного комплекса, например:

- молодая агломерация;

- старо-промышленный центр;

- центр исторического развития региона.

Все муниципальные образования обладают такими признаками агломерации, как:

- наличие постоянно проживающего населения;

- возможность формирования локального рыночного пространства за счет местных производителей;

- наличие многообразия форм экономической и социо-культурной направленности деятельности населения;

- наличие урбанизированных участков территории (застроенных постройками различного назначения).

Каждое муниципальное образование выбирает для себя ориентиры социально-экономического развития. В зависимости от того, какова история развития территории и особенности сложившихся в пределах муниципального образования финансово-хозяйственных связей, социально-экономические системы могут иметь совершенно различный вид и различное наполнение.

Естественным является разделение муниципальных образований на более мелкие социально-экономические системы. Их многообразие во многом определено разнообразием существующих связей между всеми ее участниками. Частым явлением становится наличие двойственных связей в таких системах между одними и теми же ее частями. Так, например, каждый житель входит как в системы социальных, так и в систему экономических отношений, существующих в границах территории. В то же время есть и совокупность юридических лиц, формирующих экономический портрет территории, но в то же время участвующих в построении социальных конструкций.

Далее обратимся к описанию типовых социально-экономических систем, встречаемых на территориях большинства муниципальных образований современной России.

Социальная система во многом может быть представлена в виде цепочки: человек (житель) - семья (коллектив) - общественный класс. Каждый отдельный человек, проживающий на территории, всегда является частью какого-либо коллектива и может отнести себя к конкретному социальному классу. Именно набор и структура этих классов позволяет муниципальному образованию принимать те или иные очертания. Социальное начало всегда первично в системе по отношению к экономическому, поскольку первое предопределяет возможности развития второго [2].

Коммуникативная среда муниципального образования может быть представлена следующими классами, отраженными на рис. 2.

Управляющий класс - это основной движущий компонент социально-экономической системы, способный повлиять на будущие ориентиры и темпы развития территории. В него входят:

1. Выборный класс (депутаты и главы, назначаемые обществом руководители системы), избираемый населением, осуществляющий непосредственное управление механизмом достижения поставленных ориентиров развития муниципального образования.

2. Класс исполнителей (органы государственной и муниципальной власти, чиновники), обслуживающие процесс реализации программ социально-экономического развития системы.

3. Класс контролеров (правоохранительные органы, судебная система и др.), обеспечивающий равные условия участия всех

Социальное сообщество муниципального образования

Управляющий класс

Производящий класс

X

Креативный класс

Класс потребителей

Выборный класс

Класс исполнителей

Класс бизнес-элит

Инициативный класс

Творческий класс

Социально

зависимый класс

Класс Экономически

общественников зависимый класс

Класс Обеспечивающий Класс производителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контролеров рабочий класс креативного продукта

Рисунок 2. Классовая структура муниципального образования

элементов системы в процессе решения задач социально-экономического развития.

Производящий класс важен в коммуникации, поскольку он определяет возможность использования ресурсов территории в общественном производстве. В него входят:

1. Класс бизнес-элит (крупные промышленники и топ-менеджеры устойчивых бизнес-конструкций, государственных предприятий) обладает большим объемом капиталов, сконцентрированным в их руках и направляемым для реализации наиболее важных инфраструктурных и промышленных целей развития в рамках регулируемого рынка.

2. Инициативный класс (индивидуальные предприниматели и владельцы малого бизнеса) - субъекты экономических отношений, занимающие активную социальную и экономическую позицию на локальных рынках, максимально заинтересованные в развитии территорий, на которых осуществляют свою хозяйственную деятельность.

3. Обеспечивающий рабочий класс (все наемные работники) -на первый взгляд, неактивная часть городского сообщества,

которая на практике своим присутствием в локальной социально-экономической системе обеспечивает стабильность ее существования и задает главные ориентиры развития.

Класс потребителей, следующий за производящим классом, состоит из двух больших частей:

1. Экономически активный класс (работающее население), формирующий общую политику потребления общественно полезного продукта на уровне своих потребительских возможностей, отражающих уровень жизни населения и, как следствие, уровень развития экономики в стране в целом и в регионе в частности.

2. Социально зависимый класс (дети, пенсионеры и льготные категории граждан) - ничего не производящая, а только потребляющая часть общества, уровень защиты интересов и материальной обеспеченности которой характеризует общий уровень социально-экономического развития системы.

Последним в этой качественной характеристике социального сообщества является креативный класс - прослойка общества, которая сформировалась благодаря возрастающей роли информации как фактора производства. Креативный класс представлен следующими составляющими:

1. Творческий класс (представители творческих профессий, работающие по найму) формирует традиционную культурную элиту территории и отражает общий уровень востребованности городским сообществом продуктов их труда на регулярной основе.

2. Класс общественников (волонтеры, общественники, «свободные художники») - часть общества, создающая социальные блага без желания получения прибыли и под руководством морально-нравственных мотивов; наличие этого элемента в общественном составе является своего рода индикатором уровня общественного развития.

3. Класс производителей креативного продукта (предпринимателей), работающих в сфере создания креативного продукта как формы общественно полезного труда, все больше потребляемого обществом и представляющего результат деятельности во многих современных отраслях экономики, в том числе в части создания информационного продукта.

Каждый из перечисленных классов является неотъемлемой частью сообщества муниципального образования. Исключение любой из рассмотренных категорий может привести к полному разрушению системы.

Обратимся к описанию экономической части системы муниципального образования. В отечественной литературе существует несколько подходов к классификации хозяйственного комплекса. Все хозяйственные элементы, участвующие в экономической системе отличаются:

- по типу собственности (принадлежности имущественного комплекса);

- по типу агрегатного состояния используемого экономического ресурса;

- по степени экономической интеграции или, другими словами, открытости системы муниципального образования.

Более подробно состав этих элементов указан на рис. 3. Одновременно на пространстве муниципального образования ресурсами и хозяйственными комплексами управляют как само-

Принадлежность Агрегатное Степень

имцщественного состояние открытости

комплекса 1 элементов системы

2 Государственный сектор

2 Региональный сектор

2 Муниципальный сектор

2 Сектор частного бизнеса

2 Сектор домашних хозяйств и личного имущества граждан

2 Природно-ресурс-ный потенциал

2 Материально-техническая и инфраструктурная база

2 Социокультурное богатство

2 Информационное пространство

2 Человеческий потенциал

2 Открытые локальные системы

2 Открытые системы регионального уровня

2 Открытые системы национального уровня

2 Открытые системы международного уровня

2 Закрытые системы

Рисунок 3. Элементы экономической системы муниципального образования

стоятельные собственники личного имущества, так и управляющие коллективного хозяйства. Субъектами экономической системы в таком случае являются владельцы домохозяйств, предприниматели, сотрудники, менеджеры и чиновники.

Объекты экономического управления могут принимать различные формы. Независимо от этого они обязательно участвуют в результате реализации социально-экономической программы развития муниципальных образований. Формы объектов экономической системы могут быть определены:

1. Многообразием организационно-правовых форм ведения финансово-хозяйственной деятельности - например, общества, товарищества и индивидуальные предприниматели.

2. Многообразием форм экономической интеграции хозяйственных усилий - например, транснациональные компании, конгломераты.

3. Многообразием форм пространственного размещения коммерческих участников системы - например, индустриальные парки, технопарки, промышленные зоны, особые экономические зоны.

В результате проведенного теоретического исследования можно сделать вывод о том, что в рамках любой территории формируются конкретные социально-экономические системы. Муниципальные образования - это сложная интегрированная система, объединяющая в себе множество отдельных социальных и экономических систем. Многообразие форм муниципальных образований требует от управляющей части системы постоянного внимания к тенденциям и особенностям развития. Социально-экономические тенденции стратегического управления формируют наполнение муниципальных образований, придают им неповторимые очертания и способности к устойчивому росту экономических показателей и показателей социальной защищенности жителей, их удовлетворенности состоянием территории.

Все вышеописанное требует в дальнейшем подробного рассмотрения факторов и условий обеспечения эффективного социально-экономического развития муниципальных образований как систем.

Библиографический список

1. Дятлова Н.А. Монофункциональное муниципальное образование как особый тип социально-экономической системы // Вестник КузГТУ 2012. № 6 (94).

2. Романишина Т.С. Применение инновационного маркетингового подхода к управлению территорией современного города в контексте институциональной теории // Транспортное дело России. 2011. № 12.

3. Романишина Т. С. Факторы, условия и тенденции разработки стратегии социально-экономического развития малых и средних городов // Транспортное дело России. 2011. № 11.

4. Романишина Т.С., Рыжов И.В. Социокультурные проекты как элемент стратегического развития городов // Экономика и предпринимательство. 2012. № 3 (26).

Т.С. Романишина

кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры 510 Б УЦ «Интеграция» Московского авиационного института (г.Серпухов) E-mail: romanishina-t@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.