УДК 330.113.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЭВОЛЮЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
Романишина Т.С., к.э.н., доцент, ФГБОУВО «Московский авиационный институт», e-mail: [email protected]
В статье представлен обзорный анализ традиционных теорий о природе социально-экономического развития территорий с позиции определения их, как социально-экономических систем. Описана их эволюция и предпринята попытка дать характеристику существующим территориальным системам и классифицировать их целей регионального управления.
Ключевые слова: социально-экономическая система, территориальная система, социально-экономическое развитие территории.
THEORETICAL FOUNDATIONS, EVOLUTION AND GENERAL CHARACTERISTICS OF TERRITORIAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS AT THE REGIONAL LEVEL
Romanishina T., Ph.D., assistant professor, FSFEIHE «Moscow Aviation Institute», e-mail: [email protected]
The article presents an overview of traditional theories about the nature of socio-economic development of territories from a position of determining their social and economic systems. Their evolution is described and an attempt is made to characterize the existing territorial systems and to classify their goals of regional management.
Keywords: socio-economic system, territorial system, socio-economic development of the area.
Современная форма общественного устройства, с позиции экономических и общественно-правовых научных дисциплин, развивается весьма динамично. Время требует от исследователей, практиков и специалистов в области государственного и муниципального управления постоянного внимания и острой способности быстро и эффективно адаптироваться к тем вызовам и факторам воздействующей среды, которые способны влиять на структуру общества и систему его организации.
Сторонники системного подхода в развитии общественных отношений во многом связывают способность к постоянному развитию, да и саму динамику развития современного общества, с уровнем организации интегрированных образований. Существование социально-экономических систем давно обосновано и описано в научной литературе.
Школы политических и экономических учений во многом описывают эту научную категорию схоже. Однако, сама история развития социально-экономических систем, в том числе и систем, образующих муниципальные образования, претерпела несколько этапов научного развития. Наиболее часто в данной концепции встречается разделение форм социально-экономических систем по историческому принципу. При этом формами государственного устройства признаются:
• родоплеменные системы (образование первых догосурствен-ных форм общего управления хозяйством племен);
• системы образования ранних дофеодальных империй (примеры государственных образования Древнего мира);
• системы перво-правовых государственных образований, наделенных признаком разделения властей и появлений важных центров публичного управления (примеры государств Древней Греции Древнего Рима);
• системы феодальных и монархических структур, наделённых особым влиянием религиозных и гражданских институтов социального контроля общественного развития (примеры систем государственного устройства европейских и восточных монархий);
• системы государственного устройства первых республик, с центром влияния на принятие стратегических решений в области развития общественного устройства со стороны публичных политических организаций;
• системы современных комплексных государственных институтов, в которых равное значение приобретают, как органы государственной и публичной власти, так и общественных регуляторов, отражающих потребности социализации процессов, государственного управления.[1]
Можно сказать, что в настоящее время данный комплексный подход является вершиной политической и социальной научной мысли, в которой учитываются, как интересы политические, так и социальные. При этом наиболее актуальной задачей становится поиск компромисса в области справедливого баланса использования экономических ресурсов, обеспечивающих параллельное решение цели
стратегического развития общественных структур и возможности получения оперативного экономического результата в деятельности хозяйствующих субъектов на пространстве управляемой территории. Таким образом, в области государственного и муниципального управления, повышение эффективности деятельности социально-экономических систем в большей степени зависит от развития экономической науки, в сравнении в выше обозначенными.
Далее целесообразно разобраться в понятийном аппарате настоящего исследования. Обратимся к понятию «система» с позиции школ экономической теории. Данный термин характеризуется, как набор структурных компонентов, организованных и взаимодействующих по определенным общим законам, с образованием базы специализированных критериев и элементов, способных сформировать целостное восприятие единого объекта хозяйствования (или их связанной совокупности). При этом обязательным признается способность системы наделить всех её участников или составных частей определёнными свойствами с описанием механизма устойчивых взаимосвязей между ними. [2]
Обращаясь к теории систем, изучающей особенности образования и развития социально-экономических систем, необходимо определить ряд фактов:
1. Система - есть организационная структура, формируемая, как в научном, так и бытовом (территориальном) пространстве. Так системой признается и совокупность научных знаний, и форма существования современных предприятий.
2. В рамках исторического процесса наблюдается постоянная эволюция систем, вызванная влиянием большой совокупности изменяющихся факторов. В подтверждение чего становится возможным переход из одной организационной формы государственного устройства в другое.
3. Изучение трансформации социально-экономических систем возможно лишь в междисциплинарном пространстве, с чем связано одновременное существование психологических, экологических, социальных, кибернетических и экономических систем.
4. Социально-экономические системы - наиболее сложные из всех системных образований, поскольку они являются комплексными и интеграционными.
Традиционное восприятие социально-экономических систем с позиции точных и технических наук связано с определением их «системы координат», определяющих границы и критерии жизнедеятельности общества. В таком случае, каждая система локализуется в пространстве конкретной территории и пространстве и наделяется временными и экономическими критериями существования, в том числе, задавая структуру участников, ее образующих.
Классификация границ социально-экономических систем при этом приобретает ряд признаков: исторический, пространственный, географический, этнический, демографический, политический, организационно-правовой и хозяйственно-экономический, социокультурный.
Система первоначальных структурных элементов •Социум •Религия • Экономика Социально-экономическая система, как интеграционное объединение • Интеграционные хозяйствующие комплексы экономических систем • Системы социального о б е спеч ения го судар ственности
ООО
Государство, как система объединенных интересов
• Территориальная общность
• Общность ресурсной базы
• Общность интересов развития
Рисунок 1 - Модель формирования
Социология и политология дают определение социально-экономической системы, как государственного образования, существующего в форме управляемого сообщества его жителей. Данная концепция хорошо описывает социально-экономическую систему государства с плановой экономикой и уравнительно политикой социального развития, в том числе в региональном разрезе. Примером подобной социально-экономической системы может служить форма государственно устройства СССР. [3]
Гуманитарные науки предлагают рассматривать социально-экономические системы, как структуру образующих единое целое ресурсов и экономических субъектов. При этом их связи образованы в производственной сфере и сферах распределения и обмена. Однако помимо отраженного в данной концепции механизма осуществления финансово-хозяйственной деятельности, среди функций социально-экономических систем также упоминают:
• деятельность по организации социального обслуживания населения;
• деятельность по обеспечению реализации программ развития территорий;
• деятельность по формированию, разработке, внедрению и коммерциализации инноваций.
Сформулируем комплексное определение социально-экономической системы, основанное на различных подходах и направлениях науки. Социально-экономическая система- совокупность различных субъектов, образующих устойчивые экономические и социальные связи, в целях развития производственных и общественных отношений, а также их устойчивого развития. Признаки субъекта, входящего в социально-экономическую систему - человеческий капитал и наличие факторов производства, необходимых
социально-экономических систем для создания общественно-полезного продукта.
Любая социально-экономическая система - это интеграционное образование, сформировавшаяся под воздействием исторического процесса. На рисунке 1 представлена логическая модель формирования социально-экономических систем, где в исторической ретроспективе отражено разделение совокупности общественных отношений на сферы жизни общества с последующим формированием государств. Следом множественность форм государственного устройства определила существование видовое множество интеграционных образований.
В результате исторического развития социально-экономических систем, появилось несколько типов интеграционных образований. В том числе, экономических - формирующих различные части рыночного пространства; а также политических - обеспечивающих функцию общественной безопасности и справедливого распределения общего государственного имущества; территориальных образований - способных формировать национальную и культурную общность, способную к передаче научного и хозяйственного опыта. Необходимо заметить, что различные типы интеграционных объединений в форме государственных социально-экономических систем, несмотря на разницу в структуре и значимости тех или иных элементов во многом сохраняли ключевой принцип. Несмотря на форму государственного устройства всегда существовал центральный орган ресурсного управления системой и подчиненные ему подсистемы различной направленности. [5]
Интеграция экономической ветви системы общественных отношений происходит под воздействием сало прогнозируемых факторов внешней среды и вызвана необходимостью постоянной адаптации хозяйственной деятельности к изменяющимся потребностям со-
Рисунок 2 - Укрупненная классификация экономических систем
циума. Классификация экономических систем в настоящий момент имеет сложный вид и в общем виде представлена на рисунке 2.
В Российской Федерации существует четкое административно-хозяйственное разделение уровней социально-экономической интеграции, при котором в систему входит конкретное количество субъектов:
• федеральный уровень национальной экономики, наиболее сложноорганизованный комплекс связей (1 СЭС);
• уровень федеральных округов, образующих геоадминистративную общность элементов системы (8 СЭС);
• уровень субъектов федерации, как историко-территориальное деление, основанное на принципах эффективного хозяйствования (85 СЭС);
• уровень муниципальных образований, как комплекс территориально-хозяйственных связей, ограниченных пределами городов и районов, а не деятельностью их резидентов ( 22406 СЭС).
В отраслевом аспекте ученые рассматривают интеграцию, начиная с отдельных предприятий, как наиболее простых социально-экономических систем, и заканчивая комплексными отраслями народного хозяйства. При этом между предприятиями и домашними хозяйствами также формируются устойчивые интеграционные связи, порождающие финансово-промышленные группы, холдинги, ассоциации и многие другие. [4]
Все социально-экономические системы должны обладать такими свойствами, как целостность, иерархичность и интегративность. Это означает, что все элементы системы имеют равную значимость в процессе ее оценки. Они имеют строгую систему подчиненности, повышающую эффективность управления. Каждый из элементов уникален и способен наделять систему своими неповторимыми чертами.
Среди наиболее частых факторов, влияющих на формирование социально-экономической формы интеграции, выделяют:
• уровень концентрации и структуры факторов производства на территории;
• региональные и местные особенности развития;
• целевую установку в развитии элементов системы;
• формы и типы конкуренции;
• наличие общих стратегических ориентиров;
• типы организационно-правовых форм элементов, входящих в систему.
В данной концепции ведущим фактором эффективной интеграции становится общность стратегических целей развития с ориентиром на получение максимального социально-экономического эффекта от совместной деятельности, на базе региональных возможностей. В результате, объединяя отдельных участников рыночного и общественного пространства, это интеграционное объединение и становится сложной социально-экономической системой. [6]
Социально-экономическая система - это сложное коммуникативное пространство, образующее структуру упорядоченных целенаправленных социокультурных, экономических и территориально-административных связей между отдельными её элементами, осу-
ществляющими активную и эффективную деятельность в различных сферах жизнедеятельности общества.
Рассуждая о природе появления эффективных социально-экономических систем, М. Фридмен в книге «Капитализм и свобода» утверждает, что они управляются двумя механизмами: насильственным путем или путем инициативной коммуникации входящих в них субъектов хозяйствования. Он рассуждает о том, что это всегда пространственные системы, образующие коммуникационное поле. В данном коммуникационном пространстве содержится информация о законодательстве, правилах рыночных и деловых отношений, национальных и культурных традициях территории, а также основах деятельности общественных институтов и коммерческих организаций. [7]
Дж. Локк в своих трудах утверждал, что государственные системы способны к идеалистическому саморегулированию, основанному на стремлении к абсолютной экономической полезности общественного развития. Однако на практике, процесс формирования и развития территориальных социально-экономических систем не завершен и подвергается постоянному научному и практическому моделированию.
Российская система государственного и муниципального управления требует более детального изучения механизма формирования связей в пространственных социально-экономических системах и определении современных действенных моделей управлении для целей постоянного социально-экономического развития.
Литература:
1. Агаларова Е. Г., Банникова Л. А. Потенциал территории и его роль в развитии экономики региона: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 211-213.
2. Дятлова Н.А. Монофункциональное муниципальное образование как особый тип социально-экономической системы // Вестник КузГТУ. 2012. №6(94) С.175-179.
3. Зелинская М.В. Региональная экономическая система как интегральный субъект эволюционного процесса. // Вестник УГТУ-УПИ. - 2010. - №1.- С. 55-64.
4. Зубова О. Г. Комплексная оценка инвестиционного климата сельского поселения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 4 (37). - С. 51-55.
5. Романишина Т.С. Обзорный анализ традиционных теорий о природе экономических циклов и возможности их влияния на социально-экономическое развитие территорий малых городов. // Транспортное дело России. - 2015. - № 4. - С. 29-31.
6. Романишина Т.С. Анализ традиционных подходов к пониманию управления качеством социально-экономического развития территорий. // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-1 (61-1). - С. 849-853.
7. Сорокина Н.Ю. Содержание и направления устойчивого социально-экономического развития регионов России. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - Т. 6. № 2 (22). - С. 143-147.
60 ТКАШРОКТ ВШШБББ Ш КШБТА | №2 2017 |