Научная статья на тему 'Критерии и методы оценки музыкально-творческого развития личности обучающегося на этапе высшего образования'

Критерии и методы оценки музыкально-творческого развития личности обучающегося на этапе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1484
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ / УРОВЕНЬ МУЗЫКАЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ / ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / HIGHER EDUCATION / MUSIC EDUCATION / CREATIVE DEVELOPMENT / MUSICAL ART / INTELLIGENCE / CRITERIA / LEVEL OF MUSICALITY / DIAGNOSTICS OF CREATIVITY / DIAGNOSTICS OF MUSICALITY / MUSICAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисова Ирина Валерьяновна

Разработка критериев и методов оценки музыкально-творческого развития личности студента в образовательном процессе вуза имеет особую актуальность в связи с тем, что выпускник вуза должен обладать не только набором профессиональных компетенций, но и высоким уровнем общей культуры, интеллигентностью, креативностью, духовностью. Авторская позиция состоит в том, что использование формирующих потенциалов музыкального искусства в системе высшего отечественного образования отличается фрагментарностью, ситуативностью. Массовое музыкальное образование в юношеском возрасте обрывается, вопреки традициям отечественного образования дореволюционного периода развития России. В качестве результата непрерывного массового музыкального образования личности обучающегося автор представляет вторичную музыкальную личность будущего специалиста. Теоретический анализ исследований этого направления показал, что ученые в разных областях знания подчеркивают огромные возможности музыкального искусства для формирования ценностных ориентаций молодежи, обретения смысла жизни, смысла профессиональной деятельности, для возможности творческого самовыражения, самопознания, духовного общения. В то же время, диагностика музыкального и творческого развития личности в психолого-педагогической науке остается неразрешенной проблемой, связанной со сложностью и многогранностью этих феноменов. Особенно остро эта проблема стоит для оценки эффективности программ психологического сопровождения творческого развития личности студента вуза. В статье предпринята попытка восполнить дефицит исследований в указанном направлении с позиций авторского эстетико-семиотического подхода. Для того чтобы оценить изменения, произошедшие в личности обучающегося в процессе экспериментальной работы, разработаны критерии, показатели и соответствующие им уровни развития вторичной музыкальной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND METHODS OF THE EVALUATION OF THE STUDENT''S MUSICAL-CREATIVE DEVELOPMENT AT THE STAGE OF HIGHER EDUCATION

Since the graduate should have a number of professional competencies, as well as a high level of general culture, intelligence, creativity, and spirituality, the development of criteria and methods of the evaluation of the student's musical-creative development in the educational process of the university is of particular relevance. The authors assert that the use of the developing potentials of music is situational and fragmented in the domestic system of higher education. Regardless of the traditions of pre-revolutionary education in Russia, mass music education ends in adolescence. According to the authors the secondary musical personality of the future specialist is the result of the continuing mass musical education of the person. The theoretical analysis of researches in this field showed that various scientists noted vast possibilities of music when developing value guidelines in youth, finding the meaning of life and professional activity, for creative self-actualization, self-discovery, and spiritual communion. At the same time, the diagnostics of the musical and creative development of personality in psycho-pedagogical science remains a challenge by virtue of the complexity and many-sided nature of these phenomena. This problem is especially urgent when evaluating the effectiveness of programs of psychological support of the creative development of the student's personality. This paper introduces the author's aesthetic-semiotic approach to studying this issue. To evaluate changes in student's personality in experimental study, the authors developed criteria, characteristics, and corresponding levels of the development of the secondary musical personality.

Текст научной работы на тему «Критерии и методы оценки музыкально-творческого развития личности обучающегося на этапе высшего образования»

УДК 159.923

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Черемисова (Курышева) Ирина Валерьяновна

Разработка критериев и методов оценки музыкально-творческого развития личности студента в образовательном процессе вуза имеет особую актуальность в связи с тем, что выпускник вуза должен обладать не только набором профессиональных компетенций, но и высоким уровнем общей культуры, интеллигентностью, креативностью, духовностью. Авторская позиция состоит в том, что использование формирующих потенциалов музыкального искусства в системе высшего отечественного образования отличается фрагментарностью, ситуативностью. Массовое музыкальное образование в юношеском возрасте обрывается, вопреки традициям отечественного образования дореволюционного периода развития России.

В качестве результата непрерывного массового музыкального образования личности обучающегося автор представляет вторичную музыкальную личность будущего специалиста. Теоретический анализ исследований этого направления показал, что ученые в разных областях знания подчеркивают огромные возможности музыкального искусства для формирования ценностных ориентаций молодежи, обретения смысла жизни, смысла профессиональной деятельности, для возможности творческого самовыражения, самопознания, духовного общения. В то же время, диагностика музыкального и творческого развития личности в психолого-педагогической науке остается неразрешенной проблемой, связанной со сложностью и многогранностью этих феноменов. Особенно остро эта проблема стоит для оценки эффективности программ психологического сопровождения творческого развития личности студента вуза. В статье предпринята попытка восполнить дефицит исследований в указанном направлении с позиций авторского эстетико-семиотического подхода. Для того чтобы оценить изменения, произошедшие в личности обучающегося в процессе экспериментальной работы, разработаны критерии, показатели и соответствующие им уровни развития вторичной музыкальной личности.

Ключевые слова: высшее образование, музыкальное образование, творческое развитие, музыкальное искусство, интеллигентность, критерии, уровень музыкальности, диагностика креативности, диагностика музыкальности, музыкальная личность.

Введение

В современной ситуации российская психолого-педагогическая наука уделяет много внимания проблемам модернизации высшего образования. Остро встают вопросы, касающиеся ценностных ориентаций молодежи, поиска смысла профессиональной подготовки на этапе высшего образования, развития субъектности обучающихся [1, 12, 22]. При этом большое значение придается формированию компетенций, позволяющих быть успешным в профессиональной деятельности [1, 22]. Имея в виду две составляющие образования - обучение и воспитание, отметим, что основные усилия по модернизации отечественного высшего образования направлены на всестороннее совершенствование обучения. Психологи и педагоги отмечают недостаточное внимание, недооценивание второй составляющей - именно воспитания будущего специалиста с высшим образованием [7, 11]. Это подразумевает не только набор сформированных компетенций будущего специалиста, но и формирование общей культуры, интеллигентности, развитие духовности личности будущего специалиста [1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12].

На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований, а также философских научных трудов, мы можем заключить, что мощным формирующим потенциалом для социализации и инкультурации личности обладает классическое музыкальное искусство [3, 5, 13, 18]. В нашем исследовании определяется важнейшая роль массового музыкального образования и музыкального самообразования на этапе вузовского обучения для творческого, духовного развития, формирования интеллигентности будущих специалистов. Результатом музыкального образования личности обучающегося нам представляется формирование вторичной музыкальной личности будущего специалиста [3, 4, 10]. Нами разработано и обосновано понятие «вторичной музыкальной личности».

Вторичную музыкальную личность мы определяем как музыкально-творчески активного субъекта, способного к познанию, оцениванию, описанию, преобразованию окружающей действительности и собственной музыкально-творческой среды, способного использовать музыку как средство общения в процессе музыкальной деятельности. Для того чтобы оценить изменения, произошедшие в личности обучающегося в процессе экспериментальной работы, мы разработали критерии, показатели и соответствующие им уровни развития вторичной музыкальной личности.

Уровень развития свойств и способностей в психологической структуре вторичной музыкальной личности определяет уровень ее музыкально-речевой и музыкально-языковой компетентности [2], уровень развития музыкального сознания [9]. В нашем исследовании структура вторичной музыкальной личности представлена музыкально-когнитивным, мотивационным, эмоциональным,

коммуникативным, деятельностным, духовно-нравственным компонентами.

Актуальность проблемы

Анализ психолого-педагогических исследований, направленных на экспериментальное изучение развития музыкальности творческой личности студента вуза, позволил констатировать их немногочисленность [13, 14, 15]. Скорее всего, это обусловлено отсутствием специальной диагностической технологии в психолого-педагогической науке. В основном при изучении музыкально-творческого развития обучающегося экспериментаторы диагностируют отдельные музыкальные способности. Анализу подвергаются, прежде всего, результаты тестовых испытаний, которые дают представление о количественном выражении музыкальных способностей (если можно так выразиться). В то же время эти методы не позволяют представить оценку качественного своеобразия музыкальных способностей каждого испытуемого, в целом его музыкальности [2, 9, 19]. Особенно остро стоит проблема диагностики развития творческих способностей [5, 15, 16, 21, 23]. В нашем исследовании предпринята попытка разработать и апробировать диагностический комплекс, который позволил бы всесторонне изучать и оптимизировать процесс музыкально-творческого развития личности. Особенно остро эта проблема стоит в контексте модернизации высшего российского образования, поскольку можно с уверенностью заявить, что в пространстве высшего образования массовое музыкальное образование отсутствует [4, 11]. Вместе с тем, обратившись к истории отечественного образования, отметим, что в дореволюционной России массовое музыкальное образование было частью образования на любом возрастном этапе.

Методы

В комплексной диагностической методике музыкально-творческого развития личности студента представлены два направления анализа: первое -компетентность в музыкально-творческой деятельности, второе - результативность этой деятельности.

Оценивая готовность студента к музыкально-творческой деятельности, мы анализировали основные ее составляющие. В качестве таковых мы выделили когнитивную, мотивационную, операциональную, рефлексивную, духовно-нравственную готовность.

Особо отметим, что необходимо провести диагностику каждого компонента готовности к творческой деятельности. Для этого важно выявить специфику и определить уровень сформированности каждого компонента. При проведении анализа нами были определены основные критерии изучения и оценки всех компонентов готовности.

Когнитивная готовность.

В качестве критериев оценки мы определили следующие моменты: какой стаж музыкальной деятельности студента; каким наличным уровнем музыкального опыта он обладает; какими знаниями музыкальной грамоты, основных средств музыкальной выразительности, знаниями о композиторах и исполнителях, о музыкальных стилях и жанрах, о возможностях творческого самовыражения он владеет.

Когнитивная готовность оценивалась с помощью «Опросника креативности» Д. Джонсона в модификации Е. Туник; авторского теста «Определение уровня музыкальности» (ОУМ); собеседования; опроса; наблюдения; самооценки; контент-анализа высказываний студентов, сочинений - музыкальных впечатлений; анализа продуктов творческой деятельности.

Мотивационная готовность.

Критерии оценки: потребность в слушании музыки и занятии музыкальным творчеством; потребность в самоактуализации; отношение к классической музыке; потребность в получении новых музыкальных впечатлений; при выборе композиций для прослушивания возможность эмоциональной избирательности; желание посещать балетные и оперные спектакли, концерты классической музыки; степень мотивации на восприятие сложных музыкальных текстов; увлеченность заданиями теста, продолжительность выполнения задания; разнообразие, оригинальность решений задачи; эмоциональный настрой при выполнении заданий; эмоциональная составляющая продукта творчества (наличие или отсутствие); наличие мотивации к осознанно направленной деятельности (танцевальным движениям, пению, декламации стихов, сочинению стихотворных строк).

Мотивационную готовность студента к музыкально-творческой деятельности мы оценивали с помощью методики «Диагностика психологической структуры мотивационной сферы личности» по В. Э. Мильману; теста на определение уровня музыкальности; теста В. С. Аванесова «Измерение художественно-эстетической потребности»; теста И. М. Пейсахова «Круги»; теста на определение творческих способностей Х. Зиверта; методики «Зелёные пятна» (авторская); опросника креативности Д. Джонсона в модификации Е. Туник; собеседования; опроса; наблюдения; самооценки; психосемиотического анализа сочинений-самонаблюдений, высказываний студента.

Операциональная готовность.

Критерии оценки: владение студентом навыками пения, способность простучать заданный ритм, качественные характеристики слушания музыки, способность к импровизации; владение разнообразными приемами и техниками творческого самовыражения; способность к комбинированию; умение предложить несколько вариантов решения задачи, предложить творческое

ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2016 V0L. 13 # 2

решение задачи, создать творческий продукт, отличающийся оригинальностью замысла и исполнения; владение навыками интерпретации текста, ассоциативного рисунка; соответствие субъективных образов слушателя объективному содержанию музыки; мастерство исполнения, эстетическая ценность продукта творчества; проявления таланта.

Операциональный компонент готовности к музыкально-творческой деятельности изучался тестом на определение уровня музыкальности (авторский); тестом И. М. Пейсахова «Круги»; методикой «Зелёные пятна» (авторская); тестом Х. Зиверта на определение творческих способностей; опросником креативности Д. Джонсона в модификации Е. Туник; а также с помощью наблюдения, самооценки; анализа продуктов и процесса музыкально-творческой деятельности.

Рефлексивная готовность.

Критерии оценки: уровень развития личностного смысла; способность к философским размышлениям о будущем, о смысле жизни и своем назначении в ней, о взаимоотношениях с окружающими людьми; степень обобщенности ассоциаций; анализ воспоминаний (их наличие или отсутствие); способность к самооценке качественных характеристик самоощущений; уровень конформизма личности при оценке музыкальных произведений; навыки саморегуляции, способность к самодиагностике; умение представлять развернутые, детализированные, поэтичные описания.

Оценка рефлексивного компонента готовности проводилась с использованием теста М. В. Носкова в модификации Н. А. Абыденовой «Уровень духовно-нравственных ориентаций»; методики исследования самоотношения С. Р. Пантилеева - В. В. Столина (МИС); методики Д. Крамбо и Л. Махолика в модификации Д. А. Леонтьева «Изучение смысложизненных ориентаций личности»; методики «Диагностика психологической структуры мотиваци-онной сферы личности» по В. Э. Мильману. Сочинения-музыкальные впечатления, сочинения-самонаблюдения, размышления, высказывания студентов, продукты их творческой деятельности исследовались с помощью метода психосемантического анализа.

Важнейшим компонентом готовности к музыкально-творческой деятельности считаем духовно-нравственную готовность.

Критерии оценки: духовная творческая активность личности; творческий и альтруистический характер жизнедеятельности; ориентация личности на высокие нравственные ценности; высокие духовно-нравственные переживания; интерес к внутреннему миру человека; отношение к другому человеку как самоценности; наличие в сочинениях - музыкальных впечатлениях светлых образов природы, красоты, добра, любви (к людям, к природе, Родине); оптимистичность, философская направленность

высказываний молодого человека; проявления желания слушать серьезную классическую музыку, наполненную глубоким духовно-нравственным содержанием; эстетическая ценность творческих продуктов, отражающих общечеловеческие ценности.

Духовно-нравственная готовность студента оценивалась методикой «Уровень художественного восприятия» В. А. Веденкиной; диагностической методикой Д. Крамбо и Л. Махолика в модификации Д. А. Леонтьева для изучения смысложизненных ориентаций личности; тестом М. В. Носкова в модификации Н. А. Абыденовой для исследования уровня духовно-нравственных ориентаций; тестом В. С. Аванесова для измерения художественно-эстетической потребности; методикой С. Р. Пантилеева - В. В. Столина для исследования самоотношения (МИС); с помощью психосемантического анализа сочинений студентов, их устных высказываний при обсуждении впечатлений от прослушанной музыки.

Результаты исследования

Критерии готовности к музыкально-творческой деятельности в совокупности всех ее компонентов послужили основанием для разработки уровней музыкально-творческого развития личности студента в комплексе основных показателей каждого уровня. Были определены 4 уровня музыкально-творческого развития личности: I (высший) и IV (низший) для студентов вуза. Характеристикам вторичной музыкальной личности соответствовал I уровень (высокий уровень музыкальности), далее следовали II уровень музыкальности - выше среднего, III (средний) уровень музыкальности, IV (низкий) уровень музыкальности [4]. На основе показателей этих четырех уровней проводился анализ музыкально-творческого развития студентов.

Эффективность качественного анализа уровня музыкально-творческого развития личности студента обеспечивает психосемантический анализ их сочинений [5]. Студентам предлагали написать сочинение-размышление, сочинение-самонаблюдение, сочинение - музыкальное впечатление.

Например, в исследовании уровня мотивационной готовности студентам было предложено две темы сочинения (на выбор). Первая тема - «Музыка в моей жизни». Вторая тема звучала так: «Музыка - моя жизнь». Выбор второй темы, по нашему мнению, может свидетельствовать о высшем уровне музыкально-творческого развития личности молодого человека. В контексте нашего исследования это уровень вторичной музыкальной личности.

В сочинении студентам предлагали: представить подробное и детальное описание значение музыки в их жизни; указать предпочтения в музыкальных жанрах, направлениях в музыке, музыкальных стилях; написать, почему занимаются музыкально-творческой деятельностью; указать предпочитаемые

ВиББ!АЫ PSУCH0L0G!CAL J0URNAL• 2016 V0L. 13 # 2

и доступные для них виды музыкально-творческой деятельности; сообщить о владении музыкальным инструментом или инструментами. Молодые люди также могли рассказать о возможности участия в музыкально-творческом коллективе, руководстве таким коллективом. В сочинении можно было оценить и описать собственные музыкально-творческие способности, личностные качества; степень подготовленности к музыкально-творческой деятельности, успешность в этой деятельности.

Участникам музыкально-творческих коллективов предлагалось подробно рассказать о своих коллективах. Можно было указать цель участия в коллективе; охарактеризовать взаимоотношения участников творческого коллектива; описать эмоциональное состояние, преобладающее в процессе музыкально-творческой деятельности; оценить психологический климат в коллективе; представить ценности, разделяемые членами музыкально-творческого коллектива.

Студентам в сочинении также предлагали высказать свое мнение о сущности и содержании музыкального искусства, классической музыки, его роли в жизни человека.

Также молодые люди могли написать в сочинении свои представления о будущем, о карьере, семье. Поразмышлять, какую роль в своей жизни они отведут музыке, о будущем музыкального искусства в целом, о необходимости массового музыкального образования.

Эти творческие работы студентов обрабатывались методом контент-анализа. Основные характеристики психологической готовности к музыкально-творческой деятельности позволили выделить категории контент-анализа. Анализ осуществлялся с целью выявления ориентировочной основы музыкально-творческой деятельности испытуемых, особенностей их мотивации к музыкально-творческой деятельности, определения объема знаний и представлений о музыке в целом и о классической музыке в частности.

В качестве единицы анализа текста выступали предложение, фраза или абзац, которые соответствовали смыслу категории анализа. Трехуровневая шкала отражала степень выраженности категории в анализируемой части текста (единицы счета).

Диагностика мотивационной структуры личности испытуемых была также проведена с использованием более объективного инструментария, в частности методики В. Э. Мильмана.

На основе обобщения данных мотивационной готовности каждого студента определили распределение студентов всей выборки (в процентах) соответственно уровням и рассчитали средний уровневый показатель (СУП) мотивационной готовности всех испытуемых. При расчете СУП использовали методику В. А. Пономаренко, модифицированную в исследованиях В. В. Рыжова [8].

Выводы

В заключение отметим, что представленная комплексная психодиагностическая методика исследования музыкально-творческого развития личности может быть использована на этапе вузовского обучения. Данная методика разработана в рамках авторской концепции музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе на основе авторского эстетико-семиотического подхода [4]. Сравнительные результаты формирующего эксперимента, полученные с использованием описанной методики, позволяют оценить количественные и качественные изменения в степени психологической готовности студента вуза к музыкально-творческой деятельности, в целом уровень музыкально-творческого развития личности в процессе высшего образования.

Критерии и методы оценки представленной комплексной психодиагностической методики могут использоваться для оценки эффективности программ психологического сопровождения музыкально-творческого развития личности обучающегося в пространстве высшего образования, тем самым способствуя совершенствованию психолого-педагогической работы по подготовке будущих специалистов с высшим образованием.

Литература

1. Зинченко Ю. П. Новые возможности высшего психологического образования // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). -С. 86-89.

2. КирнарскаяД. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 373 с.

3. Курышева И. В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2011. - 53 с.

4. Курышева И. В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе: дисс. ... д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2011. - 453 с.

5. КыштымоваИ.М. Психосемиотическая методика диагностики вербальной креативности // Психологический журнал РАН. - 2008. - Т. 29. -№ 6. - С. 57-67.

6. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. - М.: Изд-во ИПАН РАН, 2004. - 162 с.

7. Резниченко М. Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности // Педагогическое образование и наука. -2009. - № 8. - С. 32-42.

8. Рыжов В. В. Личность: творчество и духовность. - СПб.: Изд-во Санкт-

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2016 VOL. 13 # 2

Петербургского христианского университета, 2012. - 489 с.

9. Торопова А. В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развития: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 58 с.

10. Торопова А. В. Homo-musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. - М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2008. -288 с.

11. Фадеева С. А. Преемственность в музыкально-эстетическом образовании: проблемы, пути решения // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: материалы всерос. науч.-практ. семинара. - Орёл, 2006. - С. 208-209.

12. Фигуровская В. М. Элитарное образование: научное содержание и теоретическое обоснование проблемы // Проблемы образования. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997. - С. 9-12.

13. Burton J., Horowitz R., Abeles H. Leaning In and Through the Arts. - N. Y.: Columbia University, 2008.

14. Ekvall G., Britz A. Perceptions of the best and worst climates for creativity: preliminary validation evidence for Situational Outlook Questionnaire // Creativity Research Journal. - 2001. - V. 13. - no. 2. - pp. 171-184.

15. EysenckH. J. Creativity and personality: A theoretical perspective // Psychology Inquiry. - 1993. - V. 4. - pp. 147-178.

16. Guilford J. P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. - N. Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.

17. James K., Asmus Ch. Personality, cognitive skills and creativity in different life domains // Creativity Research Journal. - 2000. - V. 2. - pp. 149-159.

18. KuryshevaI. V. Fundamental psychophysiology of music therapy of neurological diseases // International Journal of Psychophysiology. - 2008. -69 (3). - P. 302.

19. Seashore C. E. Psychology of Music. - N. Y.: Gemunder, 1990.

20. Sternberg R. J. A three-faset model of Creativity // The nature of creativity. -Cambridge, 1998. - pp. 53-92.

21. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // Sternberg R. The nature of creativity. - Cambridge, 1988. - pp. 43-75.

22. Vorobyeva E., Ermakov P. Training of psychology students in the scientific methods of research // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. -V. 191. - pp. 2699-2703.

23. Vorobyeva E., Talalaeva L., Pomazkova N., Sokurenko A., Samoilova N. Age dynamics of verbal creativity at pupils of multidisciplinary institution of additional education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. -V. 146. - pp. 483-486.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.