Научная статья на тему 'Критерии эффективности инновационно-инвестиционной деятельности'

Критерии эффективности инновационно-инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таничев Александр Валерьевич

Рассмотрены вопросы инновационной деятельности и участия России в международном технологическом обмене. Предложены ряд критериев эффективности покупки лицензии в рамках инновационного процесса, которые могут применяться в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of innovation activities and participation of Russia in international technology exchange are considered. Several measures of efficiency for buying of license in the frame of innovation process that can be used in practice are offered.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности инновационно-инвестиционной деятельности»



Имитационное моделирование (Simulation) является одним из мощнейших методов анализа экономической системы. Под имитацией понимают процесс проведения на ЭВМ экспериментов с математическими моделями сложных систем реального мира.

Имитационное моделирование представляет собой серию численных экспериментов, призванных получить эмпирические оценки степени влияния различных факторов (исходных величин) на некоторые зависящие от них результаты (показатели).

Показатели инвестиционной программы мегаполиса ориентированы на качество жизни затрагиваемого населения:

— валовой региональный продукт (суммарная денежная оценка производства товаров и услуг, произведенных в определенный отрезок времени);

— региональный продукт на душу населения;

— оборот розничной торговли;

— изменение сводного индекса цен;

— изменение индикатора доходов населения;

— инфляция в регионе;

— безработица в регионе;

— индикатор демографической ситуации;

— количество подготавливаемых кадров в регионе;

— качество подготавливаемых кадров в регионе;

— доступность образования;

— доступность качественных медицинских услуг;

Инфраструктура — одна из важнейших составляющих "фундамента" качества жизни населения:

—информационная инфраструктура;

— транспортная инфраструктура;

— энергетическая инфраструктура;

— социальная инфраструктура (обеспеченность жильем; образованием; здравоохранением; бытовым обслуживанием; культурой).

Интегральный показатель представляется как совокупность частных показателей и как комплексная оценка.

Таничев А.В.

Критерии эффективности инновационно-инвестиционной деятельности

Современное состояние мировой экономики однозначно показывает, что роль и значение отдельных видов услуг в международных экономических отношениях неодинаковы. Преобладающее значение в этой сфере экономических отношений имеет обмен научно-техническими знаниями, который приобрел в современных условиях чрезвычайно широкое распространение. Прежде всего, это связано с ускорением научно-технического прогресса и превращением науки в непосредственную производительную силу. Расширение и углубление научных исследований и разработок требует огромных финансовых затрат, современного дорогостоящего оборудования, материалов,

больших резервов высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять научные исследования и приносит огромные прибыли.

Под технологическим обменом в широком смысле следует понимать едва ли не весь спектр международных экономических отношений: купля-продажа патентов и лицензий; торговля товарами; предоставление услуг, при этом субъектами мирового рынка технологий являются государства, университеты, фирмы, бесприбыльные организации, фонды и физические лица — ученые, специалисты, а объектами — результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование,

агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

К сожалению, в настоящее время Россия не играет значительной роли в международном технологическом обмене, участие в котором с ее стороны сводится главным образом к импорту порой не самых эффективных технологий в силу неумения правильно оценить их прибыльность и перспективность.

Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновация — использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Из английских терминологических словарей ясно, что инновация является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения, когда в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.; в другом — как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Наиболее импонирует определение инновации как результата творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организация изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет роль второстепенную.

Переход на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления

инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. Именно инновации становятся главным "действующим лицом" теоретических сценариев и практической реализации современной научно-технической революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве главного фактора экономического роста. До сих пор в теориях, как правило, российских экономистов, касающихся расширенного воспроизводства, наращивание объема капитальных вложений рассматривается как основное условие НТП и экономического развития вообще. Это неудивительно: характер воспроизводства в нашей стране продолжает носить явные черты экстенсивного развития, но главное заключается в том, что в этих теоретических построениях никогда не было места рынку в его современном понимании. Однако принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной "статичной" к "динамичной" конкуренции. Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка на современном этапе.

Нововведение — это такой товар, который непосредственно руками не потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний (особенно математических), профессиональной компетенции и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Специфической чертой такого товара является его способность к неограниченной мультипликации доходов. Интеллектуальный товар — будь то информация, изобретение, ноу-хау и т. д., защищенный в соответствующей юридической форме, может быть продан его законным владельцем ровно столько раз, сколько найдется на него покупателей.

Инновационная продукция — результат внедрения продуктовых инноваций и "охватывает изделия новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию, а также изделия, основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию на базе передового опыта при внедрении новых или

усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг)".

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением — первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки, а, следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Инновационная деятельность — деятельность, связанная с трансформацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованный продукт и предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:

а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;

г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

д) приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик.

Остановимся более подробно на лицензионном соглашении как одной из форм инновационной деятельности. Крайне актуальным представляется выявление факторов, влияющих на цену технологии.

К ним относятся:

— стадия разработки научно-технического новшества;

— его правовая охрана и объем передаваемых прав;

— его техническая и коммерческая ценность;

— условия платежа;

— наличие "ноу-хау";

— наличие патентной защиты и объем патентных прав;

— спрос на рынке на данную технологию и его продолжительность;

— наличие на рынке аналогичных и/или взаимозаменяемых научно-технических решений;

— возможность оказания технической помощи;

— необходимость поставки сырья, материалов, специального оборудования, комплектующих и т. п.

Этот перечень можно продолжить исходя из условий каждой конкретной сделки.

В нормальных обстоятельствах патентовладелец обладает инициативой в установлении цены на передаваемую технологию, т. к. прежде всего именно от него зависит, предоставлять лицензию или нет (даже если потенциальный лицензиат делает первый запрос). Традиционно это отражается в том, что именно патентовладелец, а не лицензиат, подготавливает первый проект лицензионного соглашения, в котором отражены основные условия, на которых, как он предполагает, должны складываться взаимоотношения.

Патентовладелец также держит в уме нижний предела вознаграждения, дешевле которого он не собирается предоставлять лицензию. Установив цену на свой патент, патентовладелец, конечно, может начать переговоры, называя наивысшую цену; в любом случае, потенциальный лицензиат приложит усилия, чтобы снизить ее. Если потенциальный лицензиат вынуждает патентовладельца снизить цену до нижнего предела, однако находит ее все еще слишком высокой, переговоры срываются, и патентовладелец ищет другого лицензиата, чьи цены выше, или ожидания прибыли более скромны или возможности для продажи лицензируемого продукта лучше.

Однако при этом нельзя забывать, что один из основных ценообразующих факторов, который пока еще не нашел своего отражения в отечественной практике, — это стратегия фирмы, передающей научно-технический результат и права.

Большинство компаний-лицензиаров при лицензировании технологии исходит из простого анализа прибыли, которую может получить лицензиат. При этом во внимание не всегда принимаются особенности растущего или сложившихся рынков, для которых характерны сопровождаемые или деривационные продажи (продажи, которые находятся вне технической

ниши, покрываемой предоставленной лицензией).

В лицензионных операциях в качестве объекта выступает право на использование запатентованного изобретения, технических знаний и опыта, товарного знака. Как отмечалось ранее, продажа лицензий равносильна аренде изобретения как товара, поскольку владелец научно-технических знаний продает права на пользование ими на определенный срок, сохраняя за собой право собственности на них.

На практике работают основные условия приобретения лицензий:

* товар, который будет производиться по технологии лицензиара, должен обладать высоким уровнем конкурентоспособности по сравнению с существующими аналогами;

* преимущества технологии лицензиара по сравнению со своими аналогами должно обеспечить лицензиату возможность получения дополнительной прибыли от реализации выпускаемой по лицензии продукции, т. е. его норма прибыли должна быть наивысшей или хотя бы выше средней по отрасли.

Рыночная стоимость права на объект промышленной стоимости (ОПС) может рассматриваться как потенциальная капитализированная стоимость полных прав на его использование в течение срока действия регистрации. Она, как правило, определяется на основе прогнозирования наиболее вероятной прибыли, оценки технического, коммерческого, правового и политического рисков, долевого участия изобретения, ноу-хау в прибыли (доходе) от реализации объекта техники (технологии), где они применены.

Нельзя упускать из внимания тот факт, что при рассмотрении объектов промышленной интеллектуальной собственности к предмету лицензии (ПЛ) могут быть отнесены как отдельные патентные технологии, так и комплексы высокой технологии, включающие ноу-хау. Оценка рыночной стоимости предмета лицензии — это задача определения стоимостных параметров лицензионных договоров и договоров, включающих передачу ноу-хау и прав на высокие технологии. В данном случае речь идет о ПЛ, формируемом на основе прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), и представленном в виде самостоятельного объекта, реализация которого позволяет получить определенный технологический и экономический эффект.

В качестве критериев эффективности покупки лицензий предлагается использовать (по аналогии с международной практикой оценки инвестиционных проектов) следующие показатели:

I. Дисконтированный период окупаемости (Discounted Payback Period —DPP).

II. Чистая настоящая (приведенная) стоимость (Net Present Value —NPV).

III. Индекс прибыльности (Profitability Index — PI).

IV. Внутренняя норма рентабельности (Internal Rate Of Return —IRR ).

V. Риск возврата капитала (Risk).

Использование этих критериев применительно к покупке лицензии требует учета особенностей операции возврата капитала при реализации ПЛ. Затраты и прибыль в данном случае определяются как свойствами ПЛ, так и условиями предполагаемого договора.

1. Норма прибыли и период оборота капитала при внедрении ПЛ.

Понятие "нормы прибыли" отражает фундаментальный закон получения дополнительной прибыли за период оборота капитала. Термин "норма прибыли" обычно связывают с годовым отрезком времени, отрывая от конкретных механизмов получения прибыли и от конкретного периода оборота капитала. При этом норму прибыли в зависимости от вида анализа, называют также нормой дисконтирования, процентной ставкой, "rate of interest" и т. д.

Анализ эффективности ПЛ целесообразно вести на основе месячной нормы прибыли "с капитализацией". Такая месячная норма должна рассчитываться из годовой нормы по условию независимости конечного результата от способа расчета.

С помощью нормы прибыли можно оценить будущие платежи и возврат капитала с позиции текущего момента, уменьшая их нарастающим итогом за соответствующий срок с помощью коэффициента дисконтирования:

Km =

- 1/

41+d)m

(1)

Здесь: Кт — коэф-т приведения будущих денежных стоимостей в т-м к текущему;

й — месячная норма прибыли с капитализацией процентов;

т — индекс будущего месяца.

Возврат капитала определяется экономическими характеристиками лицензионной технологии и равен величине ожидаемого технологического эффекта, выраженного в стоимостной форме. Приведенный объем дополнительных поступлений (PRt — Present Receipts) рассчитывается с учетом (1) как взвешенная сумма:

PRt = X Km Retm,

m=lag+1

(2)

Km — коэффициент приведения, определяемый соотношением (1);

lag— отложенный срок начала возврата капитала (затрат на лицензию);

Retm— ожидаемый технологический эффект, отнесенный к началу m месяца и выраженный через ожидаемые дополнительные денежные поступления за счет использования лицензионной технологии у лицензиата.

В случае отсутствия риска реализации продукции величина Retm совпадает по содержанию с ожидаемой дополнительной прибылью в m-й месяц за счет реализации ПЛ.

Платежи в нашем случае — это расходы на приобретение лицензии (начальная плата), расходы на внедрение лицензионной технологии, а также договорная постоянная плата (акциз) и плата за ПЛ, пропорциональная будущей дополнительной прибыли (роялти).

Общая плата лицензиата за t месяцев с позиции настоящего времени (PPt — Present Pay) выражается взвешенной суммой:

PP = X Km (Excm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m=1

PPm

Roy

Retm

100

), (3)

где t — индекс последнего месяца расчетного периода;

m — индекс месяца; m = 1 — индекс текущего месяца, m = t — индекс последнего месяца расчетного периода;

Excm — акциз (EXCISE), относимый к началу m-го месяца;

Appm— затраты на внедрение ПЛ (Application);

Roy — роялти (Royalty) — установленная договором постоянная доля разделения дополнительной прибыли в %.

Ожидаемая прибыль за ближайшие t месяцев, приведенная к текущему месяцу (PVt — Present Value), определяется разностью:

PVt = PRt - PP

(4)

Условия положительности прибыли Р¥{ > 0 с учетом (2) и (3), после некоторых преобразований запишется:

мере ARetT) и величиной приведенных затрат.

NPV = PVT + IRetT • KT,

(6)

PPt = (1 - ^). ^ 100 t t ■ X -Ret« -X Km (Excm + APPm) > 0.

m=lag+1 m=1

(5)

Здесь неизвестными являются: Roy и Excm, а Бхс0=УПЛ (базовая предоплата).

2. Расчет стоимости ПЛ по заданному показателю DPP.

Величина критерия DPP определяет минимальный срок, на который допустимо купить лицензию. Кроме того, он служит косвенной мерой степени риска покупки лицензии. Чем дольше срок окупаемости, тем выше степень риска для лицензиата. В то же время этот критерий не позволяет оценить эффективность лицензии после периода окупаемости.

Прямая задача расчета дисконтированного периода окупаемости (DPP) сводится к циклическому расчету приведенной прибыли PVt с увеличением индекса месяца t до технологии пор, пока разница (4) не станет положительной. Таким образом, DPP равно минимальному индексу месяца t, при котором выполняется условие (5) при заданным показателях Roy, Excm V^ и TDPP, где TDPP — дисконтированный период окупаемости лицензии в месяцах. По экономическому смыслу ограничение (5) означает, что затраты на приобретение и внедрение лицензии должны окупиться за заданный период TDPP .

Алгоритм обратной задачи в нашем случае сводится к циклическому решению прямой задачи по условию (5) с подбором исковых параметров Roy, Excm при заданном TDPP .

При Vm + APPo = 0 ограничение (5) выполняется для любых значений Roy в диапазоне (0,1), т. е. ограничение со стороны TDPP отсутствует, т. к. TDPP может равняться нулю. Для таких видов лицензионных договоров величина Roy определяется по заданным ограничениям на другие критерии эффективности (II-V).

3. Расчет стоимости ПЛ по заданному показателю NPV.

Показатель чистой настоящей стоимости (NPV) представляет собой разность между всеми полученными дисконтированными доходами за время реализации лицензии (включая удорожание производственного объекта в раз-

где T — полное время реализации лицензии;

PVT — приведенная прибыль за время T, определяемая согласно (4);

ARe?T— удорожание производственного объекта за счет внедрения ПЛ.

Величина IRefT учитывается, например, если лицензионная технология предусматривает реконструкцию производственного объекта, в результате чего произойдет ее удорожание.

Анализируя величину NPV, лицензиат (инвестор) отдаст предпочтение только тем лицензиям, где этот показатель является положительным, т. к. это свидетельствует о том, что будет получена прибыль, превышающая предусмотренную процентную годовую ставку D. Таким образом, NPV характеризует степень надежности и эффективности инвестиций за полный срок действия лицензии.

Пусть необходимо предложить лицензиату возможность получить сверхнормативную прибыль в размере EVT (Extra Value) за время действия лицензии T. С учетом этого задания получаем следующее условие:

(1 - Ry) ■ X Km Re im -

100 m=lag+1

T

X Km ■ (Excm + APPm) > EVt - ARe^Kr.

m=1

(7)

Формула (7) позволяет провести количественную оценку взаимосвязи стоимости со сроком действия лицензии T и отложенным сроком получения дополнительной прибыли lag. При этом удобно все стоимостные показатели выражать среди гарантированный месячный доход Ret.

При V^ + Арро + ARetTKT = 0 — условие (7) выполняется при любых значения Roy EVT в промежутке (0,1). При этом сохраняется требование положительности EVT и необходимость учета других критериев эффективности. Отмечу также, что в общем случае для лицензиара с позиции критериев эффективности I и II, продажа лицензий на условиях разделения прибыли более предпочтительна по отношению к условиям одноразовой платы в объеме рыночной стоимости V . Однако, с позиций критерия (5), наоборот, надежней увеличить акциз и предоплату.

4. Расчет стоимости ПЛ по заданному индексу прибыльности (PI)

Индекс прибыльности (PI) представляет собой отношение приведенной (дисконтированной) суммы поступлений за все время реализации лицензии (T) к приведенной величине стоимости лицензии. В общем виде PI можно определить по следующей формуле:

PI = PRT/PPT . (8)

Лицензиат может купить только те лицензии, для которых PI не меньше единицы.

5. Внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return — IRR)

Внутренняя норма (ставка) рентабельности представляет собой ту процентную ставку дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость лицензии (NPV) будет равна нулю. С учетом этого IRR определяется из неравенства (7), в котором осуществляется предварительная постановка:

Km = 1

(1 + IRR)п

(9)

В определенной степени именно процедура поиска IRR по соотношению (7), (8), (9) определяет понятие внутренней нормы рентабельности. Однако в рамках поставленной обратной задачи само понятие IRR становится эквивалентным задаваемой месячной норме прибыли.

Значение внутренней ставки рентабельности, при котором попытка лицензий становится привлекательной, должно превышать, например, депозитную банковскую ставку.

6. Факторы и числовые параметры риска

Риск покупки лицензий на ПЛ представляет собой степень неопределенности достижения расчетных экономических показателей в процессе реализации лицензии. Необходимо учитывать три группы рисков:

1) финансовый риск;

2) операционный риск;

3) риск, связанный с научно-техническим прогрессом.

Финансовый риск связан, в свою очередь, с процессом инфляции, т. е. падением покупательной способности денег и с финансовым положением покупателя (инвестора), обеспечивающего внедрение ПЛ.

Финансовый риск лицензиара уменьшается с ростом отношения постоянных выплат к переменным (с ростом отношения паушальных

и акцизных выплат к роялти), а для лицензиата — наоборот. В связи с этим необходимо найти компромисс между выплатой акцизов и роялти. Сбалансированное решение способствует стабилизации финансового состояния как лицензиата, так и лицензиара.

Операционный риск возврата капитала определяется, прежде всего, нестабильностью ситуации за счет появления различных факторов, действующих во время реализации ПЛ. К факторам операционного риска следует отнести:

• изменение ожидаемого технологического эффекта, выражаемого величиной Retm ;

• рыночный риск реализации результатов применения ПЛ;

• риск освоения ПЛ;

• возникновение аварийной ситуации и т. п.

Причем риск рыночной реализации связан с конкретными свойствами и целевым назначением новых технологий:

• снижение себестоимости продукции;

• повышение качества продукции;

• повышение объема выпускаемой продукции;

• создание нового типа продукции.

Риск, связанный с НТП, определяется возможностью появления новых, более эффективных патентных технологий в течение действия покупаемой лицензии. Этот вид риска связан также с престижем компании-лицензиара.

Определение наиболее значимых факторов — важная начальная задача анализа рисков, но еще необходимо задать числовые характеристики факторов риска, при этом важно, чтобы эти параметры могли быть предметом обсуждения в условиях лицензионного договора.

7. Риск получения ожидаемого технологического эффекта.

Величина ожидаемого технологического эффекта Ret может быть представлена как:

Ret = Rmin + Rvar

(10)

где Вшт — гарантированная величина технологического эффекта;

Вмат — наиболее вероятная дополнительная величина технологического эффекта.

Риск получения технологического эффекта существует только при определении постоянной составляющей оплаты за ПЛ(21, с. 10). Плата роялти автоматически учитывает фак-

тический технологический эффект, поэтому положения данного раздела относятся только к определению акцизов и Упл.

В соответствии с (10) плату за ПЛ можно выразить в виде суммы платы за гарантированный технологический эффект (Ку х Лшт) и платы за ожидаемую вероятностную составляющую технологического эффекта (Ку х Кпък х Яуаг):

Упл = К х Лшт + К х Кпък х Яуат . (11)

8. Рыночный риск реализации продукции

В случае, если механизм возврата капитала неизвестен, можно воспользоваться дискретной лингвистической моделью учета степени риска, объединяющей числовые характеристики со словесным описанием. При этом каждому уровню этого дискретного распределения степени риска присваивается численное значение коэффициентов риска и коэффициентов уменьшения Упл — расчетной величины стоимости (КЙ8к). Подобные таблицы могут быть построены для каждого ПЛ по всем значимым группам факторов риска, однако целесообразней для каждого ПЛ построить единую дискретную модель по совокупности всех факторов с ориентацией на наиболее значимый, которым, по моему мнению, является рыночный фактор возврата капитала.

Окончательная оценка предоплаты с учетом риска реализации продукции:

Упл~ = Кпък х Упл, (12)

где Упл~ — паушальная оплата с учетом риска реализации продукции;

Упл — базовая оценка предоплаты.

Такая модель достаточно универсальна и применима для учета широкого круга факторов риска, но требует утверждения ее коэффициентов в составе условий конкретного лицензионного договора.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что в нашу эру от степени технологического развития страны зависит, является ли она экспортером или импортером технологий, а рынок изобретений и технологий тесно связан с инновационной деятельностью и позиции стран на мировом рынке технологий соответствуют их инновационному потенциалу, степени его использования и, соответственно, доходам от торговли патентами и лицензиями, которая оказывает влияние на платежный баланс страны, структуру, динамику и объем внешней торговли и определяет экономический потенциал и будущий статус страны.

В силу глобализации и интернационализации мировой экономики увеличение обмена объектами ИС выражается главным образом в росте международного рынка лицензионных соглашений, что вызвано и необходимостью срочного внедрения результатов ИС в производство.

В связи с этим очевидно, что только формирующийся в РФ рынок ОПС в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к нему со стороны государственных органов России и других стран в ближайшее время будут сориентирован на использование более надежных и высокопрофессиональных методик расчета стоимостей патентных прав, лицензионных соглашений, прав на ТЗ и ноу-хау. Этот рынок будет расти, поскольку, в отличие от типовых инвестиционных проектов, эффективность лицензионных соглашений, как правило, выше на порядок.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать выводы, что:

1) Система организации инновационной деятельности на российских предприятиях ни в коем случае не должны ограничиваться собственными НИОКР. Для сохранения своего инновационного потенциала предприятия должны вести постоянный мониторинг в глобальном информационном пространстве и приобретать необходимые технологии извне.

2) Российские предприятия для достижения определенной конкурентоспособности на международных рынках должны активно работать на мировом рынке ОИС, формировать собственные патентные портфели.

3) Российское правительство должно предпринимать все усилия для создания привлекательного образа российских предприятий с точки зрения международных сделок по слияниям, устранять озабоченность зарубежных корпоративных инвесторов вопросами политической стабильности, публичной открытости компаний, либерализации торговли и надежности системы охраны прав интеллектуальной собственности.

Тем не менее, с учетом интеграции России в мировую экономику и усилением роли международного технологического обмена следует ожидать роста числа сделок по лицензионным соглашениям или договорам коммерческой концессии (франчайзинга), что стимулирует решение вышеприведенных проблем, и конечно, подчеркивает актуальность рассмотренной в этой статье темы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мухопад В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. 2-е изд., перераб. и доп.; М.: ИНИЦ Роспатента. 2000.

2. Санников А.Г. "Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление"/

Интеллектуальная собственность. № 5. 2003. С. 40-44.

3. Соколов С.А. "Из чего складывается стоимость лицензии?" / Патенты и лицензии. № 1. 2008. С. 41-44.

Клейн Е.Д.

Инновационные подходы в построении системы управления персоналом

На современном этапе развития экономики страны и, в частности рынка торговли и массового питания, персонал рассматривается как один из важнейших ресурсов предприятия, определяющих успех его деятельности на рынке.

Постоянно растущая конкуренция на потребительском рынке России заставляет предприятия сферы торговли и массового питания не только пересматривать свое отношение к "корпоративному человеческому капиталу", использовать системные решения в области управления персоналом, но и постоянно искать новые пути и методы повышения эффективности воздействия на сотрудников. Таким образом, управление персоналом на предприятиях требует не только системных, но и инновационных подходов.

Происходящие сегодня в развитых странах и российском обществе социально-экономические процессы приводят к необходимости переосмысления традиционных подходов к построению системы управления в сфере труда, научного обоснования новой управленческой концепции НЯ-менеджмента, направленной на максимально полную реализацию трудового и творческого потенциала организаций в целом и каждого отдельного сотрудника.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности работы предприятий на текущем этапе развития экономики и общества

является активизация использования человеческого фактора, скрытых психологических, поведенческих ресурсов каждого сотрудника. В особой степени все вышесказанное относится к сфере розничной торговли и массового питания, где успех предприятия зависит от "креативности" организации, внедрения новых методов обслуживания, постоянного развития ассортимента, ценовой политики, визуальной и эмоциональной атмосферы. Без активного привлечения персонала предприятия к решению данных вопросов добиться успеха в условиях жесточайшей конкуренции за конечного покупателя невозможно.

В работах советских и российских ученых используются различные категории: "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал", "кадры", "персонал". Наряду с категорией "рабочая сила" в отечественной экономической науке и практике широко используется категория "трудовые ресурсы", впервые примененная академиком С.Г. Струмилиным.

Система управления кадрами сформировалась в рамках технократического менеджмента. По Ф. Тейлору, работники — это лишь средство достижения организационных целей, такое же, как машины, оборудование, сырье. Вместо человека как личности рассматривается его функция — труд.

Начиная с 60-х гг. ХХ века в экономической литературе все активнее используется термин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.