Научная статья на тему 'Особенности управления интеллектуальной собственностью предприятия'

Особенности управления интеллектуальной собственностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бастрикова Ольга Игоревна

В статье рассматривается подход к управлению интеллектуальной промышленной собственностью. Предложена функциональная схема системы управления и оптимизационная модель, позволяющие принимать взаимосвязанные решения по выбору формы хозяйственного оборота объектов интеллектуальной собственности и условий лицензирования, максимизирующих доходы от коммерциализации интеллектуальной собственности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ntellectual property management approach is considered in the article. Management system functional scheme and optimisation model, both of which allow making interconnected decisions in choosing economic circulation form of intellectual property objects and licensing conditions, maximising incomes from intellectual property commercialisation, are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности управления интеллектуальной собственностью предприятия»

— оценивать в натуральном и стоимостном выражении влияние уровня загрузки активной части основных фондов на объемы производства, раскрывая при этом резервы более эффективного их использования.

В заключение следует также отметить, что предложенная методика без принципиальных изменений применима для оценки влияния резервов производственного оборудования на эффективность промышленных предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркин Ю.П. Анализ внутрипроизводственных резервов. М.: Финансы и статистика, 1991.

2. Меркин Р.М. Формирование экономических отношений в строительстве и их анализ. // Экономика строительства, 1998, №7.

3. Синавина B.C. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. М.: Экономика, 1991.

4. Справочник экономиста в строительстве/ Е.И. Заблоцкий, Р.Т. Пелячик, Н.И. Бугаря и др./ Под ред. Е.И. Заблоцкого, Р.Т. Пелячика. Киев: Будивельник, 1987.

5. Экономика строительства. / Под ред. Степанова И.С. М.: Юрайт, 1997.

6. Экономический справочник руководителя предприятия / С.В. Рыжиков, В.Г. Золотогоров, B.C. Рыжиков. Ростов Н/Д: Феникс, 2000.

Бастрикова О.И. Особенности управления интеллектуальной

собственностью предприятия

В процессе функционирования любого предприятия создаются и используются новые результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся объектами интеллектуальной промышленной собственности (ИПС) — исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в производстве. Сегодня ИПС рассматривается не как побочный продукт новых исследований и разработок, а как оружие в конкурентной борьбе [1, 2, 3]. Воплощаясь в инновациях в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, эти результаты интеллектуальной деятельности становятся фактором создания конкурентных преимуществ и источником получения дополнительного дохода. В то же время в условиях инновационной экономики объекты ИПС выступают и объектами сделок купли-продажи, формируя рынок ИПС. Выбор формы экономического оборота объектов ИПС — это

комплексная задача управления, решение которой предполагает оценку и сравнение ряда альтернатив с целью получения максимальной выгоды от использования результатов интеллектуальной деятельности [4].

Рассмотрим формы экономического оборота объектов ИПС (рис.1). По определению новое техническое решение, полученное в результате интеллектуальной деятельности, относящееся к продукту (устройству или веществу) или к способу (процессу осуществления действий над материальными объектами с помощью материальных средств) — есть изобретение. Сами по себе, без надлежащего использования, изобретения никакой экономической ценности не представляют. Приносить доход они могут, будучи защищенными от несанкционированного использования и вовлеченными в хозяйственный оборот в качестве инновации-процесса при производстве продуктов (услуг) или инновации-продукта (услуги), поступающих на рынок.

Интелекгуальная деятельность

результат

Объекты изобретения I Продукт V*/ Способ 1

Защита прав ИПС

Новое техническое решение — изобретение

Г-Г-

Объекты ИПС

| ( Продукт К»/ Способ ) |

Рис. 1. Формы экономического оборота

Использование инноваций-процессов имеет конечной целью получение определенного экономического результата вследствие создания нового (инновационного) или более совершенного продукта с новыми потребительскими свойствами и качествами, которые важны для конечного потребителя и которые определяют ценность продукта в его глазах.

Потребительская стоимость изобретения, попадающего на рынок как инновации-продукта для промышленного потребления, определяется способностью поднимать на новый уровень процессы труда и обеспечивать на этой основе дополнительные прибыли [3]. Начав использоваться в производстве, изобретения становятся объектами ИПС.

Воплощенные в инновации-процессы, объекты ИПС становятся источником формирования конкурентных преимуществ и соответствующих сильных сторон, что связано с такими их свойствами, как высокий технический уровень, наличие собственной рыночной ниши и отсутствие конкуренции, высокая степень правовой защиты, обеспечивающая исключительное право их использования, монопольное положение владельца объектов ИПС.

В приобретении аналогичных преимуществ заинтересованы и конкуренты, поэтому другой формой оборота становится передача на определенных условиях другому лицу прав собственности на объекты ИПС. Объект ИПС становится объектом купли-продажи, в качестве специфического инновации-продукта реализуется и используется за пределами предприятия-продавца в промышленном потреблении в качестве инновации-процесса, повторяя схему внутрихозяйственного оборота и создавая конкурентные преимущества для предприятия-покупателя инновации-продукта.

Коммерческая направленность в деятельности хозяйствующего субъекта ставит перед руководством задачу выбора наиболее выгодной формы экономического оборота результатов интеллектуальной деятельности. Точки принятия решений, определяющих это выбор, обозначены на функциональной схеме системы управления ИПС (рис.2).

Цель управления ИПС, как и любым другим ресурсом — получение максимальной выгоды от ее использования, источником которой в конечном итоге выступают конкурентные преимуще-

ства, создаваемые ИПС. Реализация этой цели требует принятия серии взаимосвязанных решений.

Решение 1: выбор формы защиты интересов владельца ИПС. Форм защиты немного — патентная охрана или засекречивание (ноу-хау). Обе формы имеют свои преимущества и недо-

статки, и при выборе необходимо учитывать такие факторы, как доступность патентной охраны, природа объекта охраны и риск его обнаружения при изучении продукта, произведенного с использованием объекта охраны, ожидаемый период жизненного цикла объекта ИПС, затраты на получение и поддержание охраны [2].

С

Объект ИПС

^Инновация-процесс

Оценка рыночной перспективности

Определение потребителя - Оценка потребительской значимости

-

Определение спроса

Формирование вариантов защиты прав ИПС

Оценка затрат на за щиту прав ИПС

<

£ ^

Инновация-продукт

невозможна

Оценка фозможности организации монопольного использования ИПС

возможна

О

Формирование вариантов _лицензирования_

Оценка коммерческой реализуемости ИПС

Определение потребителя - Оценка п отреб ител ьской значимости

*

-> Определение спроса

Оценка вариантов лицензирования с позиции хозяйственной реализуемости и для лицензиара и лицензиатов

т

Оценка диапозона цен

Формирование множества вариантов экономического оборота

\

Выбор оптимального I варианта

V

-

Рис. 2. Функциональная схема системы управления ИПС

Выбор в пользу патентования должен быть сделан в том случае, если выгода от патентования с учетом перечисленных выше факторов оказывается выше затрат на получение патента.

Решение 2: возможность монопольного владения ОИС и максимальное увеличение монопольного выпуска продукции на основе его использования или передача права использования объекта ИПС путем лицензирования при его одновременном использовании в собственном хозяйственном обороте.

Местом, где проверяется ценность нового изобретения, является рынок. Если изобретение реализуется в виде технологического инновации-процес-

са изготовления продукта, то это потребительский рынок. Спрос на новый или улучшенный продукт определяет рыночную перспективность соответствующего объекта ИПС. Изучение потребительского рынка и оценка возможности монопольного производства продукции является отправной точкой при поиске ответа на поставленный вопрос.

Монопольное владение ИПС предполагает наличие или возможность получения всех ресурсов в необходимом объеме для того, чтобы организовать собственные производство и сбыт и полностью реализовать потенциал изобретения и воспользоваться связанными с обладанием ИПС преимуществами.

К реализации изобретения на рынке лицензий владельца побуждают ограниченный срок жизни научно-технических достижений и процесс их морального старения. Владелец прав на ОИС в данной ситуации стремится получить дополнительную выгоду от своего изобретения на рынке лицензий и извлечь дополнительную прибыль.

Решение 3: какими должны быть условия лицензирования?

Лицензия — предоставление в установленном порядке и на определенных условиях прав на использование ОИС, защищенных охранными документами, и ноу-хау другому лицу. Определение условий лицензирования требует принятия решений по следующим взаимосвязанным ключевым вопросам: характер и объем прав, передаваемых по лицензии, объемы производства продукта, на основе использования ИПС, которые будут закреплены за владельцем и за покупателем или покупателями лицензии на право использования данной промышленной собственности (в случае лицензирования технологии), размер лицензионного платежа или цена лицензии.

По характеру и объему передаваемых прав лицензии делятся на:

— исключительные — лицензиат получает право на использование объекта ИПС в пределах по срокам и территории, оговоренных в соглашении. Лицензиар не может сам пользоваться своими правами или переуступать их третьему лицу в оговоренных пределах;

— простые (неисключительные) — лицензиар разрешает лицензиату использовать объект ИПС, сохраняя за собой право самостоятельно пользоваться им на одной с партнером территории и в то же время продавать лицензии на аналогичных условиях третьим лицам.

Цена любой технологии, в том числе и инновационной, есть часть дохода или прибыли от продажи продукции, которую можно изготовить по этой технологии, и эта цена пропорциональна рыночной перспективности соответствующего изобретения, которая определяется как объем потребительского рынка соответствующего продукта [2].

Цена на лицензию устанавливается на основе поиска баланса интересов лицензиара и лицензиата. Интересы лицензиара задают нижний предел цены — минимально приемлемая для лицензиара оценка платежа за раздел с конкурентом конкурентных преимуществ, создаваемых объектом ИПС. Эта минимальная оценка должна обеспечить лицензиару компенсацию недополученной прибыли в результате отказа от монопольного исполь-

зования объекта ИПС и уступаемой лицензиату в результате передачи прав на использование объекта ИПС с учетом возможности альтернативного использования капитала [5].

Продавая лицензию, лицензиар стремится максимизировать свою прибыль. Однако, несмотря на монопольное положение, лицензиар не может повышать цену на лицензию до бесконечности. Вторым ограничивающим фактором, определяющим диапазон цены, является экономическая выгода лицензиата в результате приобретения лицензии, устанавливающая верхний предел цены.

Лицензиат заинтересован в покупке лицензии, поскольку это для него и возможность получить прибыль, которую уступает ему лицензиар в результате раздела рынка и возможность приобрести конкурентные преимущества, связанные с приобретением прав на объект ИПС. Учитывая тот факт, что потенциальный лицензиат может иметь более низкие производственные издержки, известную марку, более мощные каналы распространения и проч., отдача от использования объекта ИПС может быть выше, что создает дополнительную прибыль по сравнению с использованием объекта ИПС в производстве основного владельца.

Обязательное условие для того, чтобы лицензирование состоялось — верхний предел цены должен быть больше нижнего. Только в этом случае может быть достигнут баланс интересов продавца и покупателя. Цена будет устанавливаться в диапазоне нижнего и верхнего пределов. Основными факторами, определяющими окончательный размер цены лицензии, будут объем передаваемых прав, срок, на который заключается лицензионное соглашение, объем выпуска продукции, произведенной с использованием объекта ИПС, в течение срока действия лицензионного соглашения. От этих факторов зависит размер ожидаемой прибыли лицензиата, которая на практике становится основой для расчета лицензионного вознаграждения.

Определение условий лицензирования, по сути, представляет собой задачу оптимизации, решение которой позволяет сбалансировать интересы лицензиара и лицензиата. Рассмотрим математическую постановку этой задачи применительно к технологическим инновациям-процессам.

Ограничения по производству продукции:

— балансовое ограничение по производству и реализации

I

X +Х хц - У, = 0. (1)

]=1

где х. — искомое количество продукта, производимого с использованием /-го объекта ИПС, г = = 1, 2,..., I — вид продукта и объект ИПС, с использованием которого производится этот продукт, х — объем продукта /, производимого лицензиатом 7=1, 2,., 3 за период действия лицензии, у — рыночная перспективность /-го объекта ИПС (совокупный объем продаж /-го продукта); — ограничение по совокупному спросу

4 ^ У, ^ 4,

(2)

Е к х х+1кх ™к-1кх ч=тк.

(3)

I=1

К К _

Е *кх ск ^ Е+Е скх ч ^ к=1 к=1

КК

^Е ™кх ск-Е скх ч ^ Е. к=1 к=1

(4)

ЕЬш! х X ^ Вт. ,=1

(5)

емой от внутрихозяйственного использования объекта ИПС и дохода в виде лицензионных платежей, получаемого в результате лицензирования:

(Е(р - V )х х, -АГ - S¡)+

,=1 I I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(6)

+ЕЕ г хр, х ^ тах.

,=1 =1

где ё. и ё. — соответственно нижняя и верхняя оценки совокупного спроса.

Группы ограничений по мощности, капитальным вложениям, факторам производства учитывают условия организации внутрихозяйственного использования объекта ИПС владельцем прав (лицензиаром).

Ограничение по мощности:

где к = 1, 2,., К — группа оборудования, м>к и хк — искомое количество единиц оборудования приобретаемого и высвобождаемого соответственно, 1к. — норма затрат времени оборудования группы к при изготовлении единицы продукта /, — эффективный годовой фонд времени работы единицы оборудования группы к, Тк—эффективный годовой фонд времени работы оборудования группы к.

Ограничение по капитальным вложениям (с учетом дохода от продажи оборудования):

где р. — цена единицы продукта, V. — переменные затраты, А^ — изменение постоянных затрат, связанных с внутрихозяйственным использованием объектов ИПС, р. — цена единицы продукта произведенного лицензиатом 7, г. — ставка роялти по объему продаж продукта I (на практике составляет 0,5 — 12%), Б. — затраты на охрану .-го объекта ИПС. В связи со сложностью определения прибыли лицензиата чаще всего для определения цены лицензии используют метод расчета по объему продаж. Цена лицензии для лицензиата 7, производящего продукт I в объеме х.. будет пропорциональна соответствующему объему производства и продаж:

С

(7)

= г. хр. хх.,

и • г л л'

где С — цена лицензии в виде паушального

лицензии ^

платежа, которая равна стоимости ренты, образованной от доходов, получаемых от продажи дополнительного объема продукции, переданного по лицензии за период действия лицензии.

Ограничение по диапазону цены на лицензию:

О < г х р „ х х „ < О,

(8)

где ск и ек — соответственно цена приобретения и продажи единицы оборудования группы к, Е — объем капиталовложений на приобретение оборудования.

Ограничения по факторам производства (труд, материалы и т. д.)

где т = 1, 2,., М — фактор или группа факторов производства, Ъш норма затрат фактора производства т при изготовлении единицы продукта ..

Целевую функцию предлагается построить по условию максимизации суммы прибыли, получа-

где О и О — соответственно нижний и верхний пределы диапазона цен, определяемые потерями лицензиара, связанными с разделением рынка и выгодой лицензиата от использования лицензии.

Данная постановка учитывает преимущественно внутрихозяйственные (владельца объектов ИПС) возможности. Из внешних факторов учитывается только рыночная перспективность (емкость рынка). Учесть при необходимости возможности потенциальных лицензиатов по внутрихозяйственному использованию лицензионной технологии можно, введя в модель ограничения по мощности, капитальным вложениям и по производственным факторам аналогичные ограничениям (3)-(5) и дополнительное ограничение по уровню дохода от покупки лицензии:

(р- V ) х х - А^ - г х р х х > 0, (9)

В постановке задачи могут быть учтены в качестве дополнительных условий ограничение по

доле рынка, сохраняемой за лицензиаром или передаваемой лицензиату, ограничение по уровню доходности от использования лицензии для лицензиата.

В данной постановке модель позволяет определить основные условия лицензирования при условии сохранения объемов выпуска и структуры продукции, выпускавшейся до введения во внутрихозяйственный оборот новых объектов

ИПС. Следует учесть, что более выгодный вариант коммерциализации объекта ИПС может быть связан с изменением структуры выпуска всей продукции. Соответствующая модификация модели требует введения и учета в системе ограничений и целевой функции дополнительных переменных — искомых объемов производства уже освоенных продуктов, рентабельность которых может быть не ниже чем у нового продукта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007. 583 с.

2. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: М.: Дело, 2003, 512 с.

3. Карпухина С.И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение. — М.: Международные отношения, 2004, 400 с.

4. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом. М.: Омега-Л, 2007, 552 с.

5. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. СПб.: Питер, 2005, 352 с.

Злобина Н.В.

Особенности использования аутсорсинга в деятельности предприятия

Аутсорсинг является принципиально новой, современной концепцией стратегии управления предприятием. Объектом научных исследований аутсорсинг стал в 90-х гг. XX в. Именно с этого момента стали появляться научные публикации, в которых с помощью построения моделей пытались найти оптимальную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные аспектам использования аутсорсинга на практике.

Нет сомнения, что аутсорсинг — это не просто тактика, а скорее элемент стратегии управления предприятием в целом, предполагающий передачу части не основополагающих процессов предприятия сторонней организации. Аутсорсинг, в отличие от субподряда предполагает долгосрочные связи с поставщиком услуг и предполагает реструктуризацию как внутренних бизнес-процессов, так и внешних отношений предприятий. Имен-

но такое сотрудничество обеспечивает предприятию дополнительные конкурентные преимущества. Главный источник данных преимуществ — это получение доступа к мастерству и знаниям специалистов — аутсорсеров.

В научной литературе приводят достаточно много позитивных аргументов применения аутсорсинга на предприятии. Обобщая их можно выделить главные причины развития аутсорсинга на предприятии: во-первых, аутсорсинг позволяет снизить издержки производства; во-вторых, высвободить ресурсы, связанные с не основной деятельностью предприятия; в-третьих, повысить качество маркетинговой деятельности; в-четвертых, сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах.

Возможно, предприятие сможет обойтись своими силами в достижении целей, но это может потребовать много времени и затрат, что недопусти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.