Научная статья на тему 'Графоаналитическая модель определения условий лицензирования'

Графоаналитическая модель определения условий лицензирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситникова Лариса Владимировна

В статье рассматриваются вопросы и способы образования «мягких» форм объединения компаний в процессе интеграционного преобразования. Представлена номографическая модель, позволяющая определить некоторые условия заключения лицензионного соглашения при соблюдении интересов его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ситникова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графоаналитическая модель определения условий лицензирования»

Графоаналитическая модель определения условий

лицензирования

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы и способы образования «мягких» форм объединения компаний в процессе интеграционного преобразования. Представлена номографическая модель, позволяющая определить некоторые условия заключения лицензионного соглашения при соблюдении интересов его участников.

Ключевые слова: процессы интеграции, лицензирование, модели.

Abstract: Issues and methods of 'soft' forms organisation of companies integration during the process of integration transformation are considered in the article. Nomographic model, which allows defining some conditions of signing a licence agreement, which defends interests of all the parties involved, is proposed.

Keywords: integration process, licensing, nomographic model.

Ситникова Лариса Владимировна кандидат экономических наук Уфимский государственный авиационный технический университет

s.larissa@yandex.ru

Введение. Важнейшими направлениями развития мировой экономики последних десятилетий стали процессы интеграции -углубления взаимодействия производственных структур на различных уровнях и в различных формах. Сущность интеграционного процесса заключается в переходе от стихийных рыночных форм взаимодействия ранее независимых экономических субъектов к нерыночным схемам межфирменных отношений и иерархическому управлению. Между этими крайними точками существует целый спектр промежуточных схем взаимодействия, называемых «мягкими» формами интеграции, которые основаны на замене рыночных отношений равноправными

юридическими соглашениями. Интеграционные внутрисистемные взаимосвязи в таких формах поддерживаются не иерархическими отношениями, а общими экономическими интересами. В статье рассматривается подход к определению взаимовыгодных экономических условий взаимодействия субъектов в условиях «мягкой» формы интеграции.

Лицензирование, как «мягкая» форма интеграции экономических субъектов.Параллельно с развитием

интеграционных процессов эволюционировали формы организации межфирменных отношений, которые занимали бы промежуточное положение между чисто рыночными отношениями и внутрифирменной организацией. Анализ характеристик и особенностей различных организационно-экономических форм позволяет классифицировать их как «жесткие» или «мягкие». «Жесткие» формы характеризуются полной или частичной потерей юридической самостоятельности и объединением и централизацией в рамках организационной формы большинства видов деятельности, более приемлемы для объединений преследующих цели долгосрочного сотрудничества на постоянной основе. «Мягкие» формы интеграции строятся на основе соглашений, которые при сохранении самостоятельности их участников позволяют достичь синергических эффектов, составляющих известные мотивы интеграции. Наиболее распространенными формами таких соглашений являются лицензионные договора и договора франшизы, которые рассматриваются как способы или стратегии реализации интеграционных преобразований. Объектом соглашений между участниками в этом случае является предоставление прав на использование различных объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в обмен на право участия в прибыли. С одной стороны такие соглашения преследуют известные мотивы интеграции, связанные со стремлением снизить уровень конкуренции, увеличить за счет общих объемов производства и продаж размер рыночной доли, завоевать и сохранить монопольное положение, с возможной экономией на дорогостоящих работах по разработке новых технологий и созданию новых видов продуктов. Но есть и другая сторона подобных соглашений - содействие распространению инноваций.

Лицензирование - наиболее изученная и широко описанная в литературе категория соглашений в отношении использования объектов интеллектуальной собственности, включает в себя лицензионные соглашения всех видов, где оценивается стоимость права на использование конкретного ОИС для производства и продажи отдельного товара или услуги.

Объектами интеллектуальной собственности является, в том числе, изобретение. Местом, где проверяется ценность изобретения, является рынок. Спрос на новый или улучшенный продукт, созданный на основе изобретения, определяет рыночную перспективность соответствующего ОИС.

К реализации изобретения на рынке лицензий владельца побуждают недостаток ресурсов для реализации рыночной перспективности, ограниченный срок жизни изобретения и процесс его морального старения. Владелец прав на ОИС в данной ситуации стремится получить дополнительную выгоду от своего изобретения на рынке лицензий, задействуя посредством лицензионного соглашения на некоторый период времени ресурсы потенциальных лицензиатов для производства продукта на основе объекта ОИС. Но чтобы такое соглашение состоялось, условия его заключения должны быть взаимовыгодными для участников сделки.

Определение условий лицензирования. Определение условий лицензирования требует принятия решений по следующим взаимосвязанным вопросам: характер и объем прав, передаваемых по лицензии, объемы производства продукта на основе использования ОИС, которые будут закреплены за участниками соглашения, размер лицензионного платежа или цена лицензии.

Под ценой лицензии понимают сумму выплат лицензиата в пользу лицензиара. Это вознаграждение за использование комплекса прав, передаваемых по договору, выплачивается в виде паушального платежа или роялти, начисляемых пропорционально объему используемых прав.

Стороны в лицензионном договоре преследуют не исключающие друг друга, но противоположные цели. Лицензиар заинтересован в том, чтобы цена была как можно выше, а лицензиат в том, чтобы цена была как можно ниже. Цена на лицензию устанавливается на основе поиска баланса интересов лицензиара и лицензиата. Интересы лицензиара задают нижний предел цены - минимально приемлемая для лицензиара оценка платежа за раздел с конкурентом конкурентных преимуществ, создаваемых ОИС. Эта минимальная оценка должна обеспечить лицензиару компенсацию недополученной прибыли в результате отказа от монопольного использования ОИС и уступаемой лицензиату в результате передачи прав на него. Продавая лицензию, лицензиар стремится максимизировать свою прибыль. Однако, несмотря на монопольное положение, лицензиар не может повышать цену на лицензию до бесконечности.

Вторым ограничивающим фактором, определяющим диапазон цены, является экономическая выгода лицензиата в результате приобретения лицензии, устанавливающая верхний предел цены. Лицензиат заинтересован в покупке лицензии, поскольку это для него и возможность получить прибыль, которую уступает ему лицензиар в результате раздела рынка и возможность приобрести конкурентные преимущества, связанные с приобретением прав на ОИС.

Обязательное условие для того, чтобы лицензирование состоялось

- верхний предел цены должен быть больше нижнего. Только в этом случае может быть достигнут баланс интересов продавца и покупателя. Цена будет устанавливаться в диапазоне нижнего и верхнего пределов. Рассмотрим порядок определения диапазона цены лицензии.

При продаже лицензии и передаче лицензиату доли рынка лицензиар недополучает прибыль, величина которой определяется по формуле:

где - рыночная перспективность - количество продукта на основе ОИС, произведенного и реализованного за весь жизненный

от

цикл данного продукта; - объем лицензиаром; 2- цена единицы продукции; затраты лицензиара на единицу продукции; постоянных затрат лицензиара, связанных

ПРОДУКЦИИ

продукции,

V,

-

АС

сохраняемый переменные -г- изменение с объемом

Эта недополученная прибыль должна быть компенсирована суммой

платежа:

(2)

где лицензионный платеж; &а\'ка - ставка роялти по объему продаж.

лицензионного

{ЯР-01Я)х (2- )- АС1К <1Р = 2іа\'ка'х 2 х(ЛР - 01&')

После преобразований получаем ограничение по величине

лицензионного платежа, отражающее

2 х (1 — х1аика) < —-——— + V

IX.

интересы лицензиара: (3)

Аналогично определяется ограничение по величине лицензионного платежа, отражающее интересы лицензиата. Прибыль лицензиата от производства и реализации продукции по условиям лицензирования:

1Г _ \ЛР-01Я)х (2-Уи)- АС1Т - вйп>кпх2х (ЯР - О^) > О V,, '

где

ІГ _

на

переменные затраты лицензиата ДС1г- изменение постоя с производством продукции по лицензии в объеме

(4)

единицу

продукции; АС1г- изменение постоянных затрат лицензиата в связи

После преобразований получаем искомое условие:

2 х (1 — яйоу&о) >

д С

и

хг-Яп

и.

(5)

Определим границы, в пределах которых должна быть установлена ставка роялти, при которой соблюдаются интересы и лицензиара и лицензиата:

АСіГ +У1Л<2х{1-*Ы*ка)< АСіК

хг-Яп

хг-Яп

■ + У,

ІЛ

(6)

После преобразований получаем следующее выражение:

1--Х

7

Ы>

—-— < я1аука < 1 — — х \-dol) 7

V + ^1Т 1Т +

ЯР \-dol

Таким образом, для того, чтобы лицензирование состоялось и было выгодно и лицензиару и лицензиату, ставка роялти должна укладываться в указанный диапазон, границы которого вычисляются по формуле, представляющей функцию от пяти переменных:

я£а\?кп= fiZ._V._AC._RP._doI)

(8)

Графическое представление функции нескольких переменных и исследование взаимного влияния параметров удобно проводить с использованием номограмм. В данной статье не будем рассматривать сам процесс построения номограммы, предполагающий, в том числе, решение проблемы масштабирования, то есть установления диапазонов изменения каждой переменной и значения функции (эти вопросы подробно рассмотрены в [1]). Для иллюстрации идеи использования номографической модели при решении задачи определения границ диапазона ставки роялти по объему продаж, примем, что переменные 7._v._ac._rp изменяются в пределах от О до 10, переменная И значение функции Ма\>ка - в пределах от 0 до 1 (рис.1).

Данная номограмма позволяет определить для заданных значений ас,яр._(ЫУ._2значение границы диапазона ставки роялти (линия а), а также характер влияния на границы диапазона изменения отдельных параметров (линии Ь, с, d, е).

Рисунок 1 - Номограмма функциональной

зависимости яйет’*а= /[я-У,-.№*,&>!)

Пример 1. Рассмотрим определение границ диапазона ставки роялти по объему продаж для исходных данных представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Исходные данные об условиях производства и лицензирования

Наименование показателя Лицензиар А Лицензиат В

Изменение постоянных расходов 2.5 3.5

Рыночная перспективность 2

Доля рынка, сохраняемая за лицензиаром

0.5

Цена 6 6

Задавая последовательно значения переменных и продвигаясь по полям номограммы в соответствии с ключом (линии а и Ь), на шкале з&тка определяется две точки А и В, которые задают нижнюю и верхнюю границы искомого диапазона (рис. 2). Нижняя граница диапазона ставки роялти по объему продаж - 0.8, верхняя

- 0.25.

по объему продаж (пример 1)

Пример 2. Рассмотрим другую ситуацию (табл. 2, рис. 3)

Таблица 2 - Исходные данные об условиях производства и лицензирования

Изменение постоянных расходов

3.5

2.5

Рыночная перспективность

2

Доля рынка, сохраняемая за лицензиаром

0.5

Переменные расходы на единицу продукта 3

Цена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

6

6

Рисунок 3 - Определение границ диапазона ставки роялти

по объему продаж (пример 2)

Для данной ситуации получаем следующие оценки для нижней и верхней границ диапазона ставки роялти по объему продаж: <3^* = 0.083. Очевидно, что при таких значениях

условие (7) не выполняется. Для того, чтобы лицензирование стало возможным (чтобы были соблюдены интересы обеих сторон), необходимо изменить соотношение переменных в зависимости (8) так, чтобы положение точки Всместилось левее относительно точки А. При этом величина рыночной перспективности Р1Р не может быть изменена в сторону увеличения, поскольку отражает емкость рынка продукта, созданного на основе соответствующего ОИС, изменение сохраняемой за лицензиаром доли рынка dol приводит к смещению по шкале stavkaточек Аи В, но изменяет их относительного взаиморасположения.

Необходимое изменение относительного взаиморасположения точек Аи В может быть достигнуто посредством воздействий, направленных на повышение эффективности производства лицензиата:

установить более высокой цены на продукцию, произведенную лицензиатом, что возможно, если продукция, произведенная лицензиаром и лицензиатом, во избежание ценовой конкуренции реализуется на разных территориях. Например, увеличение цены продукции лицензиата с 6 до 8 перемещает верхний предел диапазона из точки В в точку В'. Однако следует учесть, что увеличение цены может отразиться на объемах реализации;

снизить переменные, или постоянные, или переменные и постоянные расходы у лицензиата. Уменьшение переменных расходов у лицензиата с 3 до 1 перемещает верхний предел диапазона из точки В в точку В''. Сокращение постоянных расходов до 2.5 до 1.25 и переменных с 3 до 2 перемещает верхний предел диапазона в точку В''';

снизить уровень затрат при некотором повышении цены.

*

Применение номографической модели позволяет без проведения многовариантных расчетов подобрать управляющие воздействия, позволяющие согласовать интересы участников лицензионного

соглашения. Более подробно комплекс графоаналитических моделей с учетом

Библиографический список:

1. Исмагилова Л.А., Гилева Т.А., Ситникова Л.В. Управление развитием производственно-экономических систем:

интегративный и интеллектуальный аспекты. - М.: Экономика, 2010. - 527 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.