Научная статья на тему 'Критерии эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и методика их оценки'

Критерии эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и методика их оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2135
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / FINANCIAL CONTROL / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE FINANCIAL CONTROL / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS CRITERIA / AUDIT AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогатенюк Э.В.

Проанализированы подходы к выделению критериев эффективности деятельности органов государственного финансового контроля на уровне федерации, субъектов федерации и муниципальных образований; рассмотрены методики их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF BODIES OF STATE WRITE-UPS OF CONTROL AND THEIR EVALUATION METHODS

The article analyses approaches to the selection of criteria of efficiency of activity of organs state financial control at the level of Federation, subjects of Federation and municipalities; the methodology for their evaluation.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и методика их оценки»

УДК 336.132

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И МЕТОДИКА ИХ ОЦЕНКИ

Рогатенюк Э.В.

Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского»,

295015, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, e-mail: gov_finance_and_banking@mail.ru

Аннотация: проанализированы подходы к выделению критериев эффективности деятельности органов государственного финансового контроля на уровне федерации, субъектов федерации и муниципальных образований; рассмотрены методики их оценки.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, эффективность, критерии эффективности.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования выявлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, специально созданных контролирующих органов, направленную на контроль за соблюдением финансового законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения [7].

Эффективность государственного финансового контроля - «понятие, включающее в себя две составляющие: эффективность расходования бюджетных средств (или реализованных или реализующихся программ) и эффективность работы органов ГФК (как профессиональная деятельность)» [6, с.78]. Эффективность деятельности органов государственного финансового контроля зависит от ряда факторов, проявляющихся с различной силой и отличающихся разнонаправленностью действия.

«Достоверную оценку эффективности государственного финансового контроля (ГФК) затрудняют множественность параметров и наличие трудно поддающихся формализации различных компонентов контрольной работы. Часть проблем заключается в различиях полномочий и функций субъектов контроля, количестве объектов и предметов контроля и направленности их деятельности, результатов и значимости проявления в контролируемой и контрольной системах». [1, с.12].

Однако, несмотря на объективные трудности, выбор единых критериев и общих показателей, разработка методики их расчета и определение критериев оценки позволит определить совокупную эффективность контрольной работы уполномоченных органов, осуществляющих финансовый контроль на уровне федерации, субъектов федерации и местных органов самоуправления.

Учитывая вышесказанное, целью данного исследования является рассмотрение подходов к выделению критериев эффективности деятельности органов государственного финансового контроля на уровне федерации, субъектов федерации и муниципальных образований; рассмотрение методик их оценки.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

В ходе исследования выявлено отсутствие единства мнений среди отечественных ученых-экономистов и практиков хозяйствования по поводу числа критериев эффективности деятельности органов ГФК и методики их оценки.

Так, по мнению М.В. Васильевой [1, с.13], к основным критериям эффективности деятельности органов ГФК следует относить:

- «качество нормативно-правового обеспечения субъектов контроля;

- количество субъектов контроля;

- количество контролеров, участвующих в проверках;

- профессиональная компетентность контролеров;

- количество в субъекте контроля работников обеспечивающего состава, их соотношение к контролерам, участвующим в проверках;

- количество проведенных проверок, их ритмичность, количество участвовавших в них проверяющих;

- выявленные нарушения;

- выявленные нарушения, имеющие признаки состава преступления;

- выявленные нарушения (правонарушения) на всех, на одного работника субъекта контроля;

- установленные суммы нецелевого использования бюджетных средств, средств внебюджетных фондов;

- затраты на содержание аппарата контролирующего органа;

- экономичность, качество, оперативность использования контрольного ресурса;

- финансово-бюджетное обеспечение контрольной деятельности;

- количество различного вида оргтехники, транспортных средств, средств связи;

- качество методического обеспечения, наличие и широта применения современных технологий контрольной деятельности;

- обоснованность, своевременность и правильность принимаемых руководителями решений, полнота и оперативность их реализации при осуществлении контроля; достижимость контрольной цели;

- последствия от проведенного контроля для контролирующих и подконтрольных органов;

- практичность и результативность применяемых форм и методов контроля;

- оценка произведенных затрат на осуществление контроля (контрольного мероприятия), их оптимальность;

- приемлемость результатов контроля, их соответствие поставленной цели;

- состояние исполнительской дисциплины, своевременность и полнота реализации принятых решений по осуществлению контрольных мероприятий, приходящихся на всех работников контрольного органа, на одного, в среднем и т.д.» [1, с.13].

Однако, «у перечисленных выше показателей и критериев оценки эффективности контроля на всех этапах могут возникнуть проблемы приоритета тех или иных показателей и критериев, своеобразная конкуренция их значимости при их сопоставимости. К тому же не всегда какой-то один или группа показателей и критериев позволяют судить о полной и объективной оценке эффективности госконтроля или отдельного контрольного мероприятия» [1, с.14].

С.П. Опенышев и В.А. Жуков [5] полагают, что «определение критериев эффективности контроля... возможно при использовании адекватных методических подходов. Например, такой метод, как разбивка критериев эффективности контроля на две группы: комплексная эффективность контроля; промежуточная эффективность деятельности контрольных органов» [5]. При этом под комплексной эффективностью авторы понимают «эффективность трех составляющих: социальной, организационной и экономической эффективностей, а промежуточная эффективность деятельности контрольных органов — это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний; возврат средств в бюджет, включая штрафные санкции и т.д. и затрат на содержание данных органов» [5].

Они предлагают определять комплексную эффективность деятельности органов финансового контроля по формуле:

Эф = (Эс-Эо + Ээ}/З, (1)

где Эф - комплексная эффективность;

Эс - денежное выражение социального эффекта;

Эо - денежное выражение организационного эффекта;

Ээ - денежное выражение экономического эффекта; З - затраты на содержание органа финансового контроля.

И рассчитывать промежуточную эффективность деятельности органов финансового контроля так:

Ээф =ЭБ/З, (2)

где ЭБ - средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет.

С.П. Опенышев и В. А. Жуков выделяют следующие критерии эффективности деятельности органов ГФК (рис. 1):

Изложенный подход к оценке эффективности работы контрольно-счетных органов (КСО) (см. рис. 1) нашел свое отражение в методических рекомендациях по оценке эффективности их деятельности, разработанных научно-методическим советом Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (рис. 2).

Представленные критерии (см. рис. 2) характеризуют качество деятельности КСО в части соблюдения сроков выполнения работы, соответствия нормативным документам, полноты отражения выявленных нарушений и объективности при проведении проверки и составлении отчетности. Данные критерии и показатели позволяют провести комплексную оценку эффективности финансового контроля на уровне муниципального образования в два этапа:

1. Оценивается степень достижения каждого индикатора Кэф1. по формуле:

Кэф1.= Ифакт/ Инорм, (3)

где Ифакт - фактический индикатор, фактически выполненные показатели по 1-му критерию; Инорм - нормативный индикатор, общее количество показателей эффективности по 1-му критерию.

2. Рассчитывается интегральная степень достижения индикаторов Кэфис. по формуле:

Кэфис= Кэф1+К эф2 + ....+Кэфп/п, (4)

где Кэф1, К эф2, Кэфп - степень достижения конкретных индикаторов; п - количество индикаторов.

Критерии эффективности деятельности органов государственного финансового контроля

выявленный объем средств, использованных с нарушением законодательства; объем неэффективно использованных средств; сумма средств, использованных не по целевому назначению; количество подготовленных представлений и предписаний.

-количество исполненных представлений и предписаний; -объем возвращенных в бюджет средств и на бюджетные счета организаций; -количество структурных преобразований в экономике, министерствах и ведомствах, осуществленных по представлениям Счетной палаты;

-увеличение доходной части бюджета или экономии его расходной части, полученные

по представлениям Счетной палаты;

-количество поправок в действующее законодательство;

-количество постановлений, решений органов исполнительной власти, принятых по представлениям Счетной палаты;

-количество уголовных дел, открытых по представлениям Счетной палаты;

-объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля; -объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготовку материалов для проверяющих;

-уровень экономичности - отношение полученного экономического эффекта от реализации представлений Счетной палаты к затратам на ее содержание;

-уровень результативности контрольных мероприятий: отношение количества представлений и предписаний к количеству контрольных мероприятий; -уровень эффективности контрольного мероприятия: отношение объема средств, использованных с нарушением действующего законодательства, к общему объему проверенных средств

-уровень жесткости контроля: отношение объема штрафных санкций к объему средств, использованных не по целевому назначению

-уровень действенности представлений и предписаний: отношение количества исполненных представлений и предписаний к общему количеству направленных представлений и предписаний

-уровень эффективности представлений и предписаний: отношение объема средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета, к общему объему средств, использованных не по целевому назначению

-отношение количества принятых поправок, постановлений, нормативных актов к количеству направленных предложений по поправкам к законам, постановлениям, нормативным актам

-уровень макроэффективности контрольной деятельности: отношение дополнительных поступлений в бюджет бюджетных средств к затратам на содержание Счетной палаты

-количество контрольных мероприятий; -объем проверенных средств; -количество проверенных объектов.

Рис.1. Критерии эффективности деятельности органов государственного финансового контроля по С.П. Опенышеву и В.А. Жукову Источник: составлено автором на основе [5].

Критерий результатив ности

Критерий действенности

Критерий экономичности

Критерий динамичности деятельности

— Критерии эффективности деятельности органов государственного финансового контроля

Критерий результативности отношение суммы объема ущерба, объема средств, использованных с нарушением законодательства, неэффективно, к общему объему проверенных средств

Критерий действенности — отношение количества исполненных представлений и предписаний к их общему количеству или как отношение фактического объема средств, увеличивших доходную часть, и сокративших расходную часть к общему объему средств, предложенному к возмещению в бюджет, а также отношение количества возбужденных уголовных дел, заведенных по итогам проверок КСО, к общему количеству направленных ими в правоохранительные органы материалов

Критерий экономичности

отношение объема средств, полученных от реализации результатов финансового контроля, к объему средств, затраченных на содержание

Коэффициент интенсивности

отношением количества проверенных объектов или объема проверенных средств к численности инспекторского состава

Коэффициент жесткости контроля отношение количества предписаний к количеству представлений и как отношение объема штрафных санкций к общему объему средств, предложенных к возврату

Рис 2. Критерии эффективности деятельности контрольно-счетных органов по методике Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации

Источник: составлено автором на основе [8, с.19-20].

На основе проведенных расчетов могут быть сделаны выводы об эффективности деятельности органов ГФК, причем как по отдельным критериям, так и в целом (табл. 1).

Таблица 1

Методика оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля

Значение коэффициента эффективности Оценка эффективности показателя

Степень достижения конкретного индикатора

Кэф1=1 Высокоэффективный

1>Кэф1>0,8 Эффективный

0,8 >Кэф1 >0,6 Скорее неэффективный

0,6 >Кэф1 Неэффективный

Интегральная степень достижения индикаторов

Кэфис=1 Высокоэффективный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1>Кэфис>0,8 Эффективный

0,8 >Кэфис >0,6 Скорее неэффективный

0,6 >Кэфис Неэффективный

Источник: составлено автором на основе [3, с.19].

Представленная методика анализа эффективности финансового контроля (см. табл. 1) универсальна и позволяет оценить деятельность органов ГФК на всех уровнях управленческого процесса - федеральном, региональном и муниципальном. На ее основе действуют соответствующие методические рекомендации КСО субъектов РФ. В целом рассмотренная методика дает региональному КСО, при слиянии муниципальных КСО решить несколько задач: 1) реализовывать анализ деятельности КСО и предоставлять рекомендации по повышению эффективности их работы; 2) оценивать реального положения финансового контроля на уровне субъекта, определять пробелы в законодательстве и выходить к региональным законодателям и представительным органам муниципальных образований с предложениями согласно внесению изменений в нормативно-правовую базу в сфере финансового контроля.

В.И. Гордин [2, с.19-20] предлагает подход к оценке деятельности КСО с позиции полноты учета специфики их функционирования на определенной территории. Им предлагается ввести в региональных центрах справедливую систему показателей оценки (табл. 2).

Таблица 2

Показатели комплексной оценки деятельности контрольно-счетных органов регионального центра, _ _разработанные В.И. Гординым_

ГРУППА ПОКАЗАТЕЛЕЙ | ПОКАЗАТЕЛИ

Критерий оценки: ЭКОНОМИЧНОСТЬ

1. Экономическая эффективность Отношение совокупности выявленных и предотвращенных нарушений, а также выявленных дополнительных доходов бюджета в денежном выражении, к затратам на содержание органа в денежном выражении мероприятиями.

Критерий оценки: ДЕЙСТВЕННОСТЬ

1. Полнота охвата объектов контроля мероприятиями 1. Удельный вес объема проверенных средств в составе расходов бюджета; 2. Удельный вес балансовой стоимости проверенного муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление в составе общей балансовой стоимости муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление; 3. Удельный вес объектов контроля, охваченных мероприятиями контрольно-счетного органа регионального центра в том числе: - органов местного значения; - муниципальных учреждений; - муниципальных предприятий; - организаций иных форм собственности.

2. Число проведенных мероприятий 1. Количество контрольных мероприятий; 2.Количество экспертно-аналитических мероприятий.

3. Количество мероприятий, определяющих возможности экономического развития муниципального образования 1. Количество мероприятий, направленных на: - исследование экономического потенциала регионального центра; - разработку мер повышения доходов бюджета и эффективности муниципального управления.

4. Количество материалов о результатах мероприятий, направленных органом и лицам, в компетенцию которых входит регулирование деятельности объекта контроля 1. Количество материалов мероприятий, направленных главе регионального центра; 2. Количество материалов мероприятий, направленных в представительный орган регионального центра; 3. Количество материалов мероприятий, направленных в исполнительные органы регионального центра; 4. Количество материалов мероприятий, направленных в правоохранительные органы.

Критерий оценки: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

1. Степень достижения качества полученных результатов 1. Соответствие нормативным документам; 2. Соответствие выполнения работы плановому времени; 3. Соответствие критериям полноты, достоверности и объективности.

Источник: составлено автором на основе [2, с.20].

Значения предлагаемых показателей (см. табл. 2), исходя из масштабов экономики регионального центра, являются ключевой информацией для разработки, реализации и коррекции финансовой политики муниципалитета и региона.

По мнению В. И. Гордина, оценка работы КСО региональных центров является интегральным показателем. «Ее возможно измерить путем подсчета:

1. Экономичности отношения совокупности выявленных и предотвращенных нарушений, а также выявленных дополнительных доходов бюджета в денежном выражении, к затратам на содержание органа контроля;

2. Действенности (полноты охвата объектов контроля мероприятиями; числа проведенных мероприятий; количества мероприятий, определяющих возможности экономического развития муниципального образования;

3. Результативности (степени достижения качества полученных результатов)» [2, с.19].

«Важными в предложенной системе показателей являются такие из них, которые в большей степени характеризуют реализацию специальной функции контрольно-счетных органов региональных центров, а именно: объем выявленных дополнительных доходов бюджета; количество мероприятий, направленных на исследование экономического потенциала регионального центра, а также разработку мер повышения доходов бюджета и эффективности муниципального управления» [2, с.19].

По мнению С.И. Ломакина [4] оценка эффективности деятельности органа ГФК в целом может быть определена по следующей формуле:

Ээкф = (Эк + Эа + Ээ) / Зфк (5)

где Ээкф - экономическая эффективность деятельности;

Эк - экономический эффект от контрольных мероприятий (средства, восстановленные в бюджет);

Ээ-а - экономический эффект от экспертно-аналитической деятельности (средства, восстановленные в бюджет);

Зфк - затраты на содержание органа финансового контроля.

Однако при оценке эффективности работы КСО необходимо учитывать некоторые ограничения. «В частности, объем выявленных нарушений может снижаться по мере повышения результативности контроля, а

сокращение себестоимости контрольной работы ограничивается необходимым уровнем ее качества. В идеале финансовый контроль должен привести к уменьшению нарушений. Наряду с изложенными выше критериями и показателями для оценки эффективности деятельности целесообразно учитывать также факторы экстенсивности и интенсивности труда, которые показывают, за счет чего получены итоговые результаты» [4, с.8].

В этой связи критерий экстенсивности будет включать следующие показатели: количество проведенных контрольных мероприятий; объем проверенных средств; количество проверенных объектов. Он может определяться коэффициентом охвата контролем (Кохв), определяемым как соотношение объема расходов, охваченных контролем (Оо) к объему бюджета по расходам (Орб):

Кохв = Оо / Орб (6)

Он также может определяться отношением количества бюджетополучателей, охваченных контролем (Бпк) к общему числу бюджетополучателей (Бпо):

Кохв = Бпк / Бпо (7)

«Критерий интенсивности будет включать в себя названные показатели, соотнесенные с численностью инспекторского состава. Например, количество объектов, проверенных одним инспектором, или объем средств, проверенных одним инспектором. В совокупности с показателем общей эффективности деятельности органа финансового контроля они показывают «цену» результативности и действенности финансового контроля» [4, с.8].

С.И. Ломакин предложил свои критерии оценки органов ГФК, которые представлены в таблице 3. При этом он связал критерии с показателями (коэффициентами), которые позволяют их комплексно оценить. Общая оценка эффективности органов ГФК рассчитывается как интегральное значение данных коэффициентов.

Таблица 3

Методические подходы к оценке эффективности деятельности органов государственного финансового _контроля, согласно С.И. Ломакину_

Критерии эффективности Коэффициенты Описание коэффициента

1 2 3

Критерий результативности Коэффициент выявляемости соотношение объема финансовых нарушений, выявленных в ходе проверки, к общей сумме средств, предусмотренной на финансирование объекта контроля

Коэффициент экспертной эффективности соотношение количества проведенных экспертиз (аналитических материалов) к количеству экспертиз

Коэффициент возвратности соотношение объема восстановленных в бюджет средств, израсходованных с нарушениями, и общего объема финансовых нарушений, выраженных в суммарном эквиваленте

Коэффициент исполнительности соотношение количества исполненных и рассмотренных представлений и предписаний к общему числу направленных представлений и предписаний

Критерий действенности Коэффициент охвата контролем соотношение объема расходов, охваченных проверкой, к объему бюджета по расходам

Коэффициент степени охвата контролем соотношение количества бюджетополучателей, охваченных контролем, к общему числу бюджетополучателей

Коэффициент эффективности планирования работы контрольного органа производная величина, определяемая соотношением коэффициента степени охвата контролем, рассчитанного в соответствии с планом работы, и коэффициентом степени охвата контролем, исчисленного по итогам контрольной работы

Коэффициент информированности соотношение качества фактических и планируемых публикаций

Критерий экономичности Коэффициент экономической целесообразности соотношение объема средств, использованных с нарушением действующего законодательства (выявленных в ходе контроля) к затратам на содержание контрольного органа

Коэффициент экономической эффективности соотношение объема средств, восстановленных в бюджет, к затратам на содержание контрольного органа

Коэффициент окупаемости работ соотношение объема выявленных нарушений к затратам на проведение контрольного мероприятия

Критерий динамичности Коэффициент функциональности контрольного органа соотношение функций, используемых в данный момент контрольным органом, и количеством функций, подлежащих исполнению

Коэффициент оперативности соотношение фактически затраченного времени на осуществление контрольного мероприятия к его нормативному показателю

Источник: составлено автором на основе [4, с.3-6].

ВЫВОДЫ

Подытожив результаты исследования, отметим следующее:

1. Финансовый контроль сам по себе не обеспечивает прямой экономии материальных и финансовых ресурсов. «Более того, можно утверждать: когда снижаются расходы на контроль, данная деятельность будет сужаться, формализовываться, а значение контроля и его результатов в системе управления приобретет негативную тенденцию. Для предупреждения таких последствий необходимо, чтобы цели и задачи, стоящие при проведении контроля в целом и каждого отдельного контрольного мероприятия, соответствовали имеющимся ресурсам у субъекта контроля. Если же ресурсов (например, количества контролеров) у того или иного субъекта контроля недостаточно для качественного проведения контрольного мероприятия, то для реализации поставленных задач нужно привлечь соответствующих специалистов из других контролирующих органов, причем уже на стадии подготовки к проверке» [1, с.12]. То есть, важным условием и одновременно критерием эффективности работы органов ГФК является соответствующая организация контрольной деятельности и компетентность государственных контролеров.

2. При выборе критериев эффективности деятельности органов ГФК необходимо использовать системный подход - критерии должны охватывать все основные способы решения поставленных перед контролирующими органами задач. Несмотря на возникающие при этом трудности, разработка и применение стандартной методики оценки позволит повысить эффективность контрольных и экспертно-аналитических мероприятий органов ГФК и их деятельности в целом. Этот факт еще раз подтверждает наличие прямой зависимости между критериями и показателями качества деятельности органов ГФК и эффективностью финансового контроля как процесса.

3. Методика оценки критериев эффективности не должна приводить к искажению результативности и эффективности деятельности органа ГФК, то есть полученные результаты должны быть объективными и достоверными. Это, в первую очередь, зависит от способа сбора и обработки исходной информации, однозначности токования экономического смысла рассчитанных показателей, прозрачности самой процедуры оценки. Кроме этого, методика не должна быть затратной по времени и финансово; она должна без особых усилий интегрироваться в уже имеющиеся базы данных и опираться на существующие программы сбора и обработки информации.

4. Чтобы методика оценки эффективности деятельности органов ГФК была эффективной, сам процесс оценки должен носить своевременный и регулярный характер. Результаты оценки должны сопоставляться и анализироваться в разрезе временных интервалов, субъектов и объектов финансового контроля, и конечно же факторов эффективности контроля.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В дальнейшем, рассмотренные методические подходы могут быть использованы при разработке методики оценки эффективности деятельности органов финансового контроля и разработке экспертно-аналитических мероприятий в конкретном регионе и муниципальном образовании с учетом уровня его социально-экономического развития, отраслевой специализации и организационной структуры управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева, М.В. Критерии и показатели оценки эффективности государственного финансового контроля [Текст] / М.В. Васильева // Финансы и кредит. - 2015. - № 25. - С. 12-24.

2. Гордин, В.И. Внешний муниципальный финансовый контроль в системе публичных финансов: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.10 / Гордин Владимир Иванович; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т]. - Волгоград, 2014. - 25 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01005553743 (дата обращения: 12.04.2017).

3. Дмитриев, С.Ю. Оценка эффективности внешнего финансового контроля в муниципальном образовании [Текст] / С. Ю. Дмитриев // Финансы и кредит. - 2009. - № 32(368). - С. 11-22.

4. Ломакин С.И. Оценка эффективности деятельности контрольно-счетных органов Российской федерации. Конкурс АКСОР на звание «Лучший финансовый контролер России»: Рефераты участников / С.И.Ломакин. - М., 2008. - Внутренние материалы Контрольно-счетной палаты Волгограда.

5. Опенышев, С. П., Жуков, В. А. Теоретические и методологические основы оценки эффективности государственного финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/ (дата обращения: 19.04.2017).

6. Платонова, С.Е. Механизм повышения эффективности государственного финансового контроля [Текст] / С.Е. Платонова // Вестник РУДН, серия Экономика. - 2012. - С. 75-82.

7. Рогатенюк, Э.В. О соотношении понятий «контроль», «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль» [Текст] / Э.В. Рогатенюк, В.И. Комышева // Вестник Науки и Творчества. - 2017. - № 1(13). - С. 112-122.

8. Столяров, Н.С. Методические основы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности. [Электронный ресурс]. - URL: http://ksp25.ru/files/001.doc (дата обращения: 19.04.2017).

CRITERIA OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF BODIES OF STATE WRITE-UPS OF CONTROL AND THEIR EVALUATION METHODS

Rogatenuk E.V.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

Annotation: the article analyses approaches to the selection of criteria of efficiency of activity of organs state financial control at the level of Federation, subjects of Federation and municipalities; the methodology for their evaluation.

Key words: financial control, state financial control, audit authorities, efficiency and effectiveness criteria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.