_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
3. Агапов В.С. Системное изучение Я - концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. — 2013, № 1 (45). — С. 27-30.
4. Вилюнас В. Психология эмоций. «Питер» М. 2004. - 299 с.
5. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991, — 80 с.
6. Изард К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. - СПб.: Питер, 2012. - 496 с.
7. Кон И.С. «Открытие Я» М., Политиздат, 1978. — 367 с.
8. Милнер П. «Физиологическая психология». - М.: «Мир», 1973. - 644 с.
9. Пискарева Т. Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. - СПб.,1998. - 200 с.
10. Симонов. П.В. «Информационная теория эмоций. Хрестоматия по психологии. Часть I ЭМОЦИИ И ВОЛЯ ». М., 1987. - 447 с.
© Архипова М.Г., 2017
УДК 159.9
М.А. Зверева
магистрант факультета экстремальной психологии Московский государственный психолого-педагогический университет
г. Москва, Российская федерация
КРИТЕРИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В прогрессирующем мире инноваций и развития технологий, в том числе и образовательных, всё чаще рассматривается процесс образования, связанный с введением новшеств. Одним из таких нововведений является внедрение понятия безопасности образовательной среды в учебный процесс. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды является новым самостоятельным направлением научных исследований и социальной практика Оно ориентировано на поиски путей создания психологической безопасности образовательной среды, формирования культуры безопасности субъектов образования, поскольку безопасность выступает одним из значимых параметров жизнедеятельности современного человека [2].
Современная образовательная ситуация создает акцент на целевой ориентации процесса образования, которая в свою очередь должна быть направлена на поддержку осмысленного создания и проектирования собственного направления образования. Поэтому важным ресурсом в работе с детьми, как для педагогов, так и для самих обучающихся и их родителей, а также и для образовательной организации в целом, служит как «безопасность образовательной среды». Исследователями выявляются риски и угрозы безопасности образовательной среды образовательных организаций в плане развития личности ребенка в логике личностно развивающего и созидательного подходов [3].
Психологическая безопасность образовательной среды должна быть обеспечена именно педагогическим коллективом. Обеспечение психологической безопасности, и, как следствие, благоприятного психологического климата в учебном коллективе должно стать приоритетным направлением [1]. Охарактеризуем основные критерии, которые должны быть обеспечены при обеспечении психологической безопасности образовательной среды.
Первый критерий - это организация защиты от психологического насилия для всех участников образовательного пространства. Угроза безопасности образовательной среды реализуется, в первую очередь, через желание участников ее покинуть образовательное пространство, неготовность к осуществлению диалога.
Поэтому второй критерий психологической безопасности образовательной среды - ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней. Угроза проявляется как неудовлетворенность участниками процессом, в результате чего участники не могут реализоваться в полную силу. Как следствие, ученики не
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
реализуют свой потенциал, а большинство посылов учителя остается без ответа. Опытным путем обнаруживаются следующие показатели:
1. Эмоциональный комфорт,
2. Реализация собственной точки зрения, без страха быть осмеянным
3. Уважительное отношение к себе;
4. Обеспечение и сохранение достоинства;
5. Получение помощи, когда это необходимо,
6. Внимательное отношение к просьбам и предложениям учеников;
7. Помощь в выборе собственного решения. Учитель лишь помогает, в то время как ученик совершает выбор.
Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия. Только в том случае, если будет выстроена демократическая среда во взаимодействии и осуществится отказ от психологического насилия, можно будет говорить об адекватном восприятии педагогического процесса.
Таким образом, образовательная среда будет базироваться на комфорте всех участников процесса. Сохраняется необходимость в создании и осуществлении инновационных педагогических и общешкольных замыслов; возможностях исследовательской деятельности в направлении эффективности педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе; формировании здорового взаимодействия педагогов и сохранения эффективных форм общения педагогов; обозначении роли педагога в начальной школе для школьника и его семьи; разработке принципов реализации технологии в развивающей среде начальной школы.
Для осуществления подобного замысла, рекомендуется и требуется рассматривать начальную школу как особый уровень школьного образования, посредством которого целесообразно и возможно создание системы организационно-педагогических условий. Список использованной литературы:
1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А.Баевой. — М.: ЭконИнформ, 2009.
2. Литвинова А.В. Подходы к изучению безопасности среды в колледжах / Власть. 2014. №3. С. 106-110.
3. Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59150.shtml (дата обращения: 06.04.2017)
© Зверева М.А., 2017
УДК 378.11
Кожогелдиева К. М.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева,
г.Бишкек, Кыргызстан Кожогелдиев А. С. старший преподаватель, кафедра психологии Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева,
г.Бишкек, Кыргызстан
КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Статья отражает экспериментальные данные о месте культуры этноса в воспитании подрастающего поколения. Родителям необходимо уметь пользоваться психологическим содержанием культуры в