Научная статья на тему 'К истории развития психологической науки в Кыргызстане'

К истории развития психологической науки в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5421
781
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ / АКТУАЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ (ИЛИ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ) / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жумалиева Ж. М.

В данной статье нами рассматривается становление и развитие психологической науки в Кыргызстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории развития психологической науки в Кыргызстане»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 378.11.

Ж.М.Жумалиева

к.психол.н., почетный профессор КГУ им. И.Арабаева г.Бишкек, Кыргызстан

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация

В данной статье нами рассматривается становление и развитие психологической науки в Кыргызстане.

Ключевые слова

Методология, история психологической науки, актуальность, этапы (или периоды развития психологической науки), современное состояние психологической науки.

Развитие психологической науки в Кыргызстане - актуальная проблема для суверенного государства.

Становление и развитие психологической науки в Республике связано с методологической базы зарубежной и советской психологии.

Актуальность исследования истории психологии в Кыргызстане определяется задачами дальнейшего развития психологической науки на современном этапе. На основе фундаментальных научных исследований Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна утвердился культурно-исторический подход к изучению психологии человека.

Развитие психологической науки определяется двумя взаимосвязанными факторами: ростом социального спроса на психологические знания и возможностями психологов удовлетворить этот спрос.

В Кыргызстане развитие психологической науки начинается с изучения психологии в высших учебных заведениях, так как была необходима при подготовке учителей разных специальностей.

Одним из первых преподававших предмет психологии был Б.К.Кулдашев. Как преподаватель психологии учитывал и развивал интересы студентов, при определении темы для научных исследований. Заслуженный учитель Кыргызской ССР, он с 1933 сначала работал преподавателем, затем доцентом, впоследствии стал заведующей кафедрой, проректором Кыргызского государственного университета.

В данном вузе долгое время преподавал психологию С.И.Гершун(кандидат психологических наук), лекции которого отличались высокой научностью. Он был в курсе последних научных достижений, соединяя психологическую науку с проблемой обучения русскому языку. В своем учебном пособии для студентов «Методологические принципы и методы психологии». С.И.Гершун отметил: «Как и всякая другая наука, психология не является абсолютно законченной, а поэтому и не развивающейся дальше системой установленных знаний. Наоборот, подобно всякой другой науке, психология характеризуется, с одной стороны, наличием уже добытых знаний, а с другой, - тенденцией к дальнейшему приобретению новых знаний. Наука всегда находиться в процессе своего развития, в процессе постоянного накопления все более широких и глубоких сведений об изучаемом предмете. Поэтому и для психологии всегда будет характерно осуществление психологических исследований»(2,25).

1968 год отличается этапом становления психологии, как фундаментальной науки. На новый уровень поднимается «Общества психологов», возглавленное доктором философских наук, профессором А.А.Брудным. На его заседаниях обсуждались различные научные психологические проблемы.

А.А.Брудный внес огромный вклад в развитие психологической науки, как ученый занимающийся проблемой общения и понимания. Показаниям уровня развития науки является образование научных школ.

Первый значительный научной неформальной единицей была школа социальной психологии, созданной А.А.Брудным.

Школа, созданная Н.Н.Палагиной в Кыргызстане, занимались в основном исследованием проблем детской, возрастной, педагогической психологии.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

В крупнейших вузах Республики профессор Н.Н.Палагина работала не только преподавателем, но и заведовала кафедрами, поэтому у нее было много возможностей в пропаганде психологических знаний.

Н.Н.Палагина доктор психологических наук, профессор, академик Нью-Йорской академии наук и Международной Академии педагогических и социальных наук (Москва). Под ее руководством были защищены более 10 кандидатских диссертаций.

Определилось и основное направление исследований в Кыргызстане: анализ механизмов воздействия приемов народной педагогики и внедрение их в современную педагогическую практику

Велик вклад Э.С.Орозалиева в развитии психологической науки в Кыргызстане. Научный интерес представляет следующие работы автора: «Основы управленческой психологии» (1998г.), «Социальная работа и психология в вопросах и ответах» (2010г.) и др.

Социально-психологические проблемы развития производственных коллективов комплекс вопросов социальной работы психологов могут стать направлением исследований научной школы профессора

3.С.Орозалиева.

Психологическая специальность стала популярной, и подготовку по этой специальность ведут ныне семь крупных вузов Республики: Кыргызский государственный национальный университет, Ошский государственный университет, Бишкекский гуманитарный университет им. К.Карасаева, Кыргызско-Российский Славянский университет, Американский университет Центральной Азии, Кыргызский Государственный университет имени И.Арабаева, Кыргызско-Российская Академия образования.

Расширилась соответственно и психологическая специализация, требующая углубленного изучения различных курсов: когнитивной, политической, экономической психологии и т.д.

Изменилась также содержание психологических знаний, от лекций по психологии уже ждут не только информации о психических явлениях и психологических феноменах, но и сведения по их диагностике.

На следующем этапе в становлении психологии как фундаментальной науки стало создание самостоятельной кафедры психологии 1985 в КГУ и КЖПИ (ныне КГУ им.И.Арабаева).

В этот период в КГУ работала заведующей кафедрой (ныне доктор психологических наук)

4.А.Шакеева. В 1992 г. там же было открыто отделение психологии при факультете философии. Впервые в республике началась подготовка специалистов с базовым психологическим образованием.

В 1985г. КЖПИ им.В.В.Маяковского(ныне КГУ им.И.Арабаева) была открыта кафедра психологии под руководством кандидата психологических наук, доцент Джумалиевой Дж., которая после многих реорганизаций продолжает свою деятельность. В настоящее время кафедра психологии КГУ им.И.Арабаева готовит психологов базовым психологическим образованием, аспирантов и магистрантов.

Джумалиева Дж. одна из первых психологов занимающаяся проблемами критичности мышления. Под ее руководством впервые (2001) впервые в КГПУ им.И.Арабаева был осуществлен прием студентов очной и заочной формы обучения по направлению психология. Она также в те годы была руководителем направления магистерской программы специализации: «Психология образования». Под ее руководством успешно защищена кандидатская диссертация по проблеме критичности мышления в младшем школьном возрасте К.М.Кожогелдиевой.

Проведенные исследование Дж.Джумалиевой., К.М.Кожогелдиевой над развитием критичности мышления дошкольников и младших школьников под влиянием, небылиц, пословиц и загадок характеризует актуальности решение вопросов возрастной и педагогической психологии в возрастном аспекте.

В этот период проблему психологической науки в возрастном аспекте исследовали ученые - психологи Н.Н.Палагина, Л.В.Усенко, Н.А.Багдасарова, В.П.Иванова, Т.А.Конурбаев, К.М.Кожогелдиева и др.

Важным направлением является исследование Т.А. Конурбаева «Формирование ценностных ориентаций у дошкольников в системе кыргызских народных традиций».

Монография Т.А.Конурбаева «Психолого-педагогические условия усвоения народных традиций детьми», которая была удостоена Правительственной премии «Золотой диплом». Данная монография представляет научно-практическую ценность в раскрытии психологические механизмы народных традициях. В эти годы активизируется научно-исследовательская деятельность Т.А.Конурбаева. Он после защиты кандидатской диссертации готовит аспирантов, является руководителем магистрантов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Важным этапом в развитии психологической науки является направленность научных исследований, разработка учебников на кыргызском и русском языках, набор студентов очной и заочной формы обучения по специальности «Психология», а также в магистратуру и защита магистерских диссертаций является научных качественным потенциалом психологов Республики.

В психологической науки в Кыргызстане ценным являются такие труды В.П.Ивановой «Развитие интеллектуальной культуры студентов на основе понимания научных текстов» (2004), В.В.Еременко, В.П.Ивановой «Социальная психология», В.П.Ивановой, Н.Н.Палагиной «Учебный терминологический словарь» по возрастной и педагогической психологии (Б.2003). Также учебные пособия подготовленные И.А.Агеевой, Н.А.Багдасаровой и др.

Были подготовлены и изданы оригинальные учебники на кыргызском языке: К.Минбаева - «Жалпы психология» (Ош,1994); Ж.Жумалиевой-«Балдар психологиясы» (Б.1997); А.Ысыкеев, Т.А.Конурбаев -«Адам психологиясы» (Б.2002);Дж.Джумалиева., К.М.Кожогелдиева «Курактык онугуу психологиясы» (Б.2008), А.С.Кожогелдиев., К.М. Кожогелдиева-«Педагогикалык психология»

(Б.2011).Дж.Джумалиева,Б.У.Асаналиева-«Балдар психологиясы»(Б.2014). и др.

Создание учебников и методических пособий в условиях расширения состава студентов-психологов и введения психологической подготовки по многим другим специальностям в университетах будет, по всей вероятности, перспективным направлением дальнейшего развития психологической науки.

Образование научных психологических школ в Кыргызстане является основным фактором в развитии психологической науки в Кыргызстане.

С историей развития психологической науки тесно связана и кафедра психологии КГУ им.И.Арабаева.

В данном вузе с 2013 года зав.кафедрой является кандидат психологических наук, доцент Н.Х.Мураталиева, которая защитила кандидатскую диссертацию на тему «Личностная ориентация будущих учителей начальных классов».

Переход на двух уровневую подготовку высшего образования и возросшей потребности высококвалифицированных специалистов в частности магистров.

Подготовка студентов магистров на кафедре психологии осуществляется по утвержденным специальностям и научным специализациям, обеспеченная научно-педагогическими кадрами высшей квалификации, имеющих необходимую исследовательскую и учебно-методическую базу.

В таблице представлен с периода 2007-20015 гг. качественный состав ППС кафедры психологии, осуществляющие психологическую службу и обеспечивающие научный потенциал и учебно-воспитательный процесс кафедры психологии.

Таблица.

Качественный состав ППС кафедры психологии по ИГЗ с периода 2007-20015 гг. (%)

годы д.н. к.псх.н. к.п.н. ст.преподаватель преподаватель

2007 12,5 18,75 6,25 56,25

2008 13 33,3 13,3 40

2009 23 15,3 15,3 46

2010 16,6 16,6 33,3 33,3

2011 10 20 20 30

2012 27,2 9 18,8 36,3

2013 62,5 12,5 12,5 12,5

2014 11,1 40 15 15 15

2015 15 40 15 15 10

На основе данного краткого анализа, историю развития психологической науки в Кыргызстане можно констатировать, что в настоящее время в Республике имеется достаточный потенциал, профессорско-преподавательский состав, кадры руководителей и исполнителей исследовательских программ, охватывающие все сферы социальной жизни нашего общества. Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., Педагогика, 1983.

2. Гершун С.Н. «Методические принципы и методы психологии». Уч.пособия. Изд-во «Мектеп» Фрунзе 1975.

3. Палагина Н.Н., Баландина В.С. К истории психологической науки в Кыргызстане: Учебное пособие. Б., изд-во КРСУ 2005.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

4. Ярошевский М.Г., Петровский А.В. История и теория психологии. М.,Изд-во «Феникс» 1996.

© Жумалиева Ж.М., 2016

УДК1

К.М.Кожогелдиева - к.психол.н., доцент КГУ им.И.Арабаева А.С.Кожогелдиев -ст.препод. каф.психол.

КГУ им. И.Арабаева Кыргызстан, г.Бишкек

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Аннотация

Статья отражает о создании возможностей для формирования личности подрастающего поколения, где ведущую роль играет воспитание в семье. Родителям необходимо уметь пользоваться психологическими знаниями в регулировании поведением и деятельностью детей, как условие их психического развития. Особо важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, где усвоение социального опыта зависит от содержания деятельности.

Ключевые слова:

семья, воспитание, психологические знания, формирование личности ребенка, периодизация психического

развития,

На сегодняшний день формирование личности в соответствии требованиям общества, является актуальной проблемой, когда ставится вопрос о том, какой должна быть семья. Семья как основа всех начал, для ребенка является важным условием в познании мира, в приобретении необходимых личностных качеств. Воспитание является непрерывным процессом в жизнедеятельности семьи, осуществляющий интересы не только личности, но и общества.

В Сатир напоминает: «Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей. Каждый из нас — это открытие, каждый из нас уникален» [2, с.15]. Каждая семья должна уметь не только создавать социальные условия, но самое главное организовывать так, чтобы оно соответствовало возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Найти основу влияния на личность подрастающего поколения можно в умении использовать материал, данный психологической наукой об особенностях развития индивида на различных этапах жизни и деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого. Психолог Д.Б.Эльконин [3] сумел построить четко и аргументированно теорию психического развития ребенка.

Значение о периодичности психического развития для семьи в том, что она позволяет преодолеть трудности в воспитании детей разного возраста. Во-вторых, дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали. В-третьих, периодизация открывает путь к выявлению связей между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего. Знание психологических особенностей возраста помогает родителям увидеть общее направление развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.